Пути сокращения безработицы и повышения занятости в г. Челябинске

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    455,02 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути сокращения безработицы и повышения занятости в г. Челябинске

«Пути сокращения безработицы и повышения занятости в г. Челябинске»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы безработицы и занятости населения на рынке труда

.1 Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики

.2 Виды безработицы

.3 Социально-экономические последствия безработицы

.4 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы

Глава 2. Анализ безработицы и занятости на рынке труда г. Челябинска

.1 Характеристика структуры управления занятостью населения и безработицей на территории г. Челябинска

.2 Обзор рынка труда в г. Челябинске

.3 Анализ работы центра занятости г. Челябинска

.4 Анализ направлений и методов обеспечения занятости на территории г. Челябинска

Глава 3. Направление совершенствования регулирования проблем занятости и безработицы в г. Челябинске

.1 Рекомендации по внедрению программы сокращения безработицы в г. Челябинске

3.2 Определение экономической эффективности от использования запроектированных мероприятий

Заключение

Перечень сокращений, символов, специальных терминов

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях проблема занятости и безработицы населения является одной из наиболее актуальных и все чаще выступает предметом научных исследований, и изучается в практике управления. Сложное положение с занятостью и безработицей в стране и регионах поставило перед экономической наукой проблему разработки теоретических основ, новых подходов к управлению занятостью населения, рекомендаций по регулированию рынка труда. При рассмотрении этой проблемы, на наш взгляд, следует обратить особое внимание на региональные особенности формирования и функционирования рынка труда. Для развития экономики необходимо обеспечивать адекватность трудовых ресурсов требованиям и спросу на современном рынке труда.

Сегодня безработица, как научная проблема, связанная с эффективностью использования трудовых ресурсов, еще не получила достаточного теоретического обоснования и практического решения. Уровень безработицы считается одним из наиболее важных индикаторов национального благосостояния и стабильности любой территориальной единицы, индикатором состояния социума в целом, и, особенно, индикатором эффективности социально-экономических реформ. Поэтому, изучение места безработицы в системе экономических отношений, ее сущности, особенностей, причин и форм является, на наш взгляд, одной из наиболее актуальных тем современной экономической науки.

Рынок труда призван решать важнейшие вопросы занятости населения и устранения безработицы, а именно: распределение трудовых ресурсов, создание условий и стимулов для их эффективного использования, повышение мобильности рабочей силы, усиление экономической и иной мотивации труда, адаптация населения к меняющимся рыночным отношениям, создание условий для эффективного производства и воспроизводства квалифицированных кадров.

Новые условия хозяйствования, определяющиеся процессами глобализации и информатизации общества, предъявляют особые требования к качеству рабочей силы, к уровню подготовки и квалификации. Особую актуальность, в данной ситуации, приобретают исследования трудоизбыточных регионов России, характеризующихся слабой обеспеченностью квалифицированными кадрами ряда специальностей, являющихся приоритетными для развития экономики этих регионов.

Изучение тенденций развития рынка труда и повышения занятости, таким образом, является крайне актуальной задачей.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологическим вопросам регулирования рынка труда, занятости и безработицы посвящены исследования крупнейших зарубежных и отечественных авторов.

Среди отечественных исследователей вопросами регулирования и развития сферы занятости и региональных рынков труда занимались такие ученые, как В.Н. Бобков, В.С. Буланов, Б.Д. Бреев, Н.А. Волгин, Г.В. Жукевич, Р.И. Капелюшников, А.В. Кашепов, А.Э. Котляр, С.А. Кузьмин, В.И. Плакся, Б.В. Ракитский, А.И. Рофе, Ю.Г. Одегов, Т.Н. Четвернина, В.А. Павленков А.И. Щербаков и другие.

В зарубежной литературе значительное внимание теоретическим и практическим вопросам рынка труда уделяется в работах К. Маркса, Дж. Кейнса, А. Смита, А. Маршалла, Д. Рикардо, Ф. Хайека и др.

Вопросам особенностей современного формирования и функционирования рынка труда в региональном аспекте уделяется внимание в работах А.Г. Гранберга, М.Я. Евлоева, А.Г. Озова, Г.Г. Руденко, С.Н. Смирнова и др. В работах этих авторов особое внимание уделяется анализу государственного регулирования сферы занятости.

Цель дипломной работы состоит в теоретико-методологическом анализе рынка труда г. Челябинска и предложении механизмов регулирования безработицы в современных условиях.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

-        рассмотреть категории «занятость» и «безработица» как характеристики экономического развития общества;

         исследовать рынок труда как подсистему региональной экономики;

         провести комплексный анализ состояния и перспектив рынка труда г. Челябинска;

         рассмотреть концепции государственного регулирования экономики, в том числе, рынка труда г. Челябинска;

         предложить механизмы регулирования занятости и минимизации безработицы в г. Челябинске.

Объектом дипломной работы является состояние занятости и безработицы в г. Челябинске.

Предметом дипломной работы являются социально-экономические отношения, формирующиеся в процессе обеспечения занятости в г. Челябинске.

Теоретической и методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных экономистов в области изучения рынка труда и безработицы. Важное методологическое значение имели соответствующие законы РФ, постановления Правительства и иные нормативные акты, так или иначе затрагивающие и регулирующие вопросы занятости. С учетом специфики решаемых задач, использовался широкий спектр методов и подходов современной науки: системный, статистический, логический, прогнозирование и др.

Информационная база. В дипломной работе использовались результаты собственных исследований, оценок и опросов, данные Государственной статистики, Министерства труда и социального развития РФ и Челябинской области, аналитические отчеты Главного управления центра занятости Челябинской области.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы безработицы и занятости населения на рынке труда

1.1 Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики


Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости - важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.

Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения: работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы.

.        Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

.        Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.

.        Учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

)        наемные работники. К ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;

)        работодатели. К ним относятся предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;

)        самозанятые. К ним относятся лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шесть групп занятого населения:

)        наемные работники;

)        работодатели;

)        лица, работающие за свой счет;

)        члены производственных кооперативов;

)        помогающие члены семьи;

)        работники, не классифицируемые по статусу.

В зависимости от целей анализа можно использовать разные классификации.

Переход России от экономики административно-командного типа к рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах- в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» - основные принципы занятости.

Первым принципом, закрепленном в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью.

Данный принцип позволяет человеку свободно выбирать тот или иной вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Проводимые реформы, в частности, приватизация средств производства, особенно приватизация жилья, права его продажи и обмена, замена прописки регистрацией, способствуют реализации этого принципа.

Второй принцип - это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость.

Третий принцип - учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

Четвертый принцип - комплексный подход к решению проблем занятости- включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ.

В новых экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость - система регулирования занятости. Главными звеньями выступают законы, программы стимулирования занятости; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и в рамках предприятий. Важная роль отводится инвестиционно-структурной, налоговой, финансово-кредитной политике. Совместными усилиями субъектов социально-трудовых отношений должны определяться основные направления занятости, изменение ее структуры, улучшения качественных характеристик рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда. Государство в этой системе выступает координатором этих усилий, создает рамочные условия для их функционирования.

Достижение полной и эффективной занятости ключевая задача социально-экономической политики, важнейшая проблема экономической науки.

В результате такой политики государства занятость достигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х гг. более 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость - это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, так как наносил ущерб другим важным сторонам жизнедеятельности- здоровью людей, семейному воспитанию детей.

В западной экономической мысли и практике полная занятость- это состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу. В этом контексте как тождественное используется понятие «оптимальная занятость».

Полная занятость заключается в обеспечении соответствия рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие в экономике вакантных (незанятых) рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.

Экономически целесообразное рабочее место - это продуктивное (общественно-полезное, обеспеченное оборотными средствами и т.д.) рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, обеспечивающий нормальное воспроизводство работника и его семьи. Отвечающее указанным требованиям физическое рабочее место (определенная зона, предназначенная для производства работ или услуг) может использоваться в 2-3 смены. В этом случае экономически целесообразных будет 2-3 места. Рабочее место может быть индивидуальным и коллективным.

Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Равновесие или сбалансированность на указанной основе позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики. Без постоянного совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным требованиям, и вывода из производственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразности мест нельзя добиться социального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности.

Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственному регулированию, в первую очередь, подлежат фундаментальные науки, образование, здравоохранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети).

Задачу соединения рыночной саморегуляции и государственного регулирования можно решить в ходе трансформации современной экономики в социально ориентированную рыночную. При этом структура занятости претерпит существенные изменения. Будет устранена чрезмерная занятость. Собственно, последняя в сфере профессионального труда преодолена в значительной мере уже в настоящее время. Однако это произошло не в результате структурной перестройки и повышения производительности труда, а на основе спада в экономике, роста безработицы и выбывания части безработных из состава рабочей силы, ухода с рынка труда. Структура занятости в современной России не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.

Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - недополучать ресурсы в бюджет и в социальные фонды.

Поэтому возникает проблема эффективной занятости. По данному вопросу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают занятость населения, обеспечивающую достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.

Такое определение эффективной занятости нацелено на всестороннее развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его невозможно измерить с помощью одного показателя. Однако ему можно дать количественную характеристику через систему показателей.

Первый показатель в этой системе - уровень занятости населения профессиональным трудом. Коэффициент уровня занятости населения профессиональным трудом- это частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения, выраженное в процентах. Этот коэффициент показывает зависимость уровня занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения, которые исчисляются статистикой. Данный коэффициент одна из характеристик благосостояния общества.

Второй показатель - уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Данный показатель тесно связан с динамикой трудоспособного населения, которая имеет тенденцию к повышению и понижению в связи с изменениями демографических и социально-экономических факторов. Уровень занятости трудоспособного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой, - потребность населения в рабочих местах. Он рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения (трудовых ресурсов).

О прогрессивности изменения этого показателя нужно судить с учетом исходного уровня занятости и роста производительности труда. Высокая занятость не означает высокую эффективность, если не обеспечивает высшей производительности труда.

Третий показатель - это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. После расчета показателя коэффициента занятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и другими видами общественно полезной деятельности. Это позволит выявить необходимые пропорции. Прогрессивность изменения данных пропорций в динамике следует оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости в предшествующий период развития экономики (сверхвысокая или низкая), а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости чем выше достигаемый уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.

Четвертый показатель - рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель, нередко называемый рациональной занятостью, представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. От неудовлетворительного распределения рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить такие потери и дополнительно получить положительный результат, что будет означать рациональное использование рабочей силы. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости.

В условиях перехода от централизованной системы экономики к рыночной, когда рыночный механизм еще не заработал в полную силу, потери от нерационального распределения трудовых ресурсов особенно велики. Это наглядно демонстрирует значительное сокращение занятости в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс (в науке и научном обслуживании).

Пятый показатель, связанный с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих, позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько соответствует система подготовки кадров потребностям экономики. При выявлении несоответствия следует разработать систему мер по стимулированию сбалансированности структуры рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, причем главное внимание в этой системе мер должно уделяться совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и в учебных заведениях всех уровней.

Таким образом, занятость рассматривается как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики. В Законе «О занятости населения Российской Федерации» занятость определяется как общественно-полезная деятельность, что выходит за пределы отношений, присущих рынку труда. Тем не менее и в системе «рынок труда» занятость играет первостепенную роль. Занятость имеет социальное и демографическое содержание, и поэтому выступает объектом социальной политики.

1.2 Виды безработицы


Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Рассмотрим их.

Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.

Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

Расчет численности безработных.

Безработица измеряется двумя основными показателями: уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным.

В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.

1.3 Социально-экономические последствия безработицы


Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?

,0% - на местную администрацию;

,8% - на руководство предприятий;

,6% - на профсоюзы;

,6% - только на себя;

% - ни на кого не надеются.

Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.

А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:

личные связи - 42,9%;

государственную службу занятости - 26,5%;

объявления - 11,1%;

организацию собственного дела - 7,3%;

коммерческую службу занятости - 6,1%;

обращение к работодателю - 6,1%.

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.

1.4 Политика государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы


Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест. Сферами государственного регулирования являются [15, c. 56]:

законодательное оформление и защита прав трудящихся;

защита уязвимых групп населения (национальных меньшинств, мигрантов, инвалидов и др.);

подготовка и переподготовка трудящихся;

обеспечение минимальной оплаты труда;

гарантирование приемлемых условий труда;

обеспечение стабильного дохода и социальное страхование работников. На функционирование рынка труда существенное значение оказывают государственные меры по борьбе с инфляцией, созданию новых рабочих мест, налоговая политика.

Не следует, однако, обольщаться относительно эффективности государственного регулирования трудовых отношений. Так, в странах с развитой рыночной экономикой устанавливаемая государством минимальная заработная плата зачастую оказывается выше равновесной цены труда. В результате возникает «безработица ожидания», поскольку предложение труда возрастает, а спрос на него падает (рис. 1).

Рисунок 1 - Минимальная заработная плата и «безработица ожидания»

К тем же последствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда, когда профсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновесным уровнем.

Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такое происходит всякий раз, когда установленные государством стандарты заметно опережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием для гибкости рынка труда.

В России государственное регулирование рынка труда имеет особую специфику и играет важную роль в построении рыночной экономики. Главная идея совместных действий правительства и Государственной Думы состоит сегодня в принятии комплекса законов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовой фундамент эффективного рынка, обеспечить полный и окончательный демонтаж социалистического наследия. Уменьшается фискальное бремя при ликвидации налоговых льгот, принятие нового Трудового кодекса ведет к отказу от нереализуемых в современных условиях гарантий, пенсионная реформа направлена на то, чтобы пенсии не были одинаковы для всех, но зависели от заработной платы.

Повышая эффективность экономики, либеральная политика ведет к росту доходов работников как рыночной, так и бюджетной сфер, позволяя одновременно решать острые социальные проблемы защиты уязвимых членов общества, помощи тем, кто хочет и может трудиться [10, c. 45].

Регулирование безработицы являлось на протяжении всего периода реформ основной сферой государственной политики регулирования рынка труда. При этом основной акцент традиционно делался на социальной составляющей - поддержке доходов лиц, оставшихся без работы, - а не на активных мерах борьбы с безработицей (таких, как посредничество в трудоустройстве, программы профессионального обучения, переподготовки и профессиональной ориентации, политика создания рабочих мест).

Российское законодательство обеспечивает всем безработным (независимо от риска перехода в статус длительно безработных) доступ к программам, проводимым службами занятости. Это, с одной стороны, ведет к распылению и без того скудных финансовых ресурсов, и, с другой стороны, делает активные программы «социальным убежищем» для безработных, имеющих мало шансов получить работу и стремящихся путем получения новой квалификации повторно получить право на получение пособия.

Обеспечить устойчиво высокие темпы экономического роста невозможно без развития гибкого рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест.

Для этого следует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областях экономики, и в том числе, развитие эффективных трудовых отношений.

Глава 2. Анализ безработицы и занятости на рынке труда г. Челябинска


2.1 Характеристика структуры управления занятостью населения и безработицей на территории г. Челябинска

занятость безработица фрикционный труд

Основным управляющим органом по занятости населения является Сфера деятельности Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области определена положением о Главном управлении, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 4 апреля 2008 года № 108.

Согласно этому положению Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее именуется - Главное управление) является органом исполнительной власти Челябинской области.

Основными задачами Главного управления являются осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и решение вопросов в области социально-трудовых отношений в рамках своей компетенции.

В состав Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области входят:

ГУ Центры занятости населения городов и районов Челябинской области <#"521215.files/image002.gif">

Рисунок 1. - Структура Челябинской областной службы занятости населения

В состав подведомственных организаций Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области входят:

ГУ Центры занятости населения городов и районов Челябинской области <#"521215.files/image003.gif">

Рисунок 2. - Динамика вакансий и резюме, Челябинск, янв. 2011 - март 2011.

На графиках (здесь и далее) отображена динамика количества вакансий/резюме в процентах относительно базового уровня. За базовый уровень принято среднее значение входа резюме в январе 2011 года.

Для определения профессиональных областей и отдельных специальностей, которые сейчас наиболее востребованы на рынке, используется индекс HeadHunter. Этот показатель рассчитывается как соотношение числа резюме, размещенных соискателями на сайте hh.ru к количеству вакансий, опубликованных компаниями-работодателями. Если соотношение больше 1, то предложение (количество резюме) превышает спрос (количество вакансий). Если соотношение меньше 1, то спрос превышает предложение.

С начала года повысилась конкуренция в профотраслях «Бухгалтерия» и «Банки»: в среднем, на 1 вакансию здесь приходится 4 и 2,4 резюме, соответственно. В Строительстве конкуренция снизилась (с 3,3 до 2,4 человек на место). В самой простой ситуации находятся специалисты, работающие в таких областях как медицина/фармацевтика, продажи - им легче всего найти работу.

Рисунок 3 - Индекс HeadHunter в профессиональных областях, Челябинск, 2010г.

Рисунок 4 - Индекс HeadHunter в профессиональных областях, Челябинск, 1 квартал 2011г.

- 10 наиболее востребованных специалистов

1.      Торговый представитель

.        Медицинский представитель

.        Директор филиала

.        Менеджер по продажам

.        Бухгалтер

.        Менеджер по персоналу

.        Начальник отдела продаж

.        Генеральный директор

.        Системный администратор

.        PR-менеджер

Топ наиболее востребованных специалистов не поменялся с прошлого года. По-прежнему высоко ценятся специалисты из сферы привлечения клиентов и прямых продаж.

Рынок труда в профессиональных сферах. Динамика вакансий и резюме по профотраслям. Ситуация в Челябинске. Янв. 2011 г. - март 2011 г.

Увеличение числа резюме происходило во всех профессиональных областях. При этом наибольший прирост по сравнению с декабрем 2011 г. наблюдался в следующих профотраслях:

ü  Маркетинг (+80%)

ü  ИТ (+75 %)

ü  Бухгалтерия (+73 %)

Во многих профотраслях за I квартал увеличилось количество вакансий. Наибольшие показатели:

ü  Медицина (+80%)

ü  Маркетинг (+50 %)

ü  Банки (+45%)

Рисунок 5 - Доля вакансий в общем объеме, Челябинск, 2010г.

Рисунок 6 - Доля вакансий в общем объеме, Челябинск, 1 квартал 2011г.

Самый большой спрос сохраняется, традиционно, на Менеджеров по продажам (48% в общем количестве вакансий), на втором месте сейчас Медицина (поднялась с 9 до 11% с начала года). Третье место, по-прежнему, занимают Банки. Юристы потеряли с 11 до 3% и находятся на 12 месте.

Зарплаты, которые готовы платить компании-работодатели, Челябинск, руб./мес.

Больше всего в зарплате потеряли Генеральные директора и Начальники отдела продаж. Как мы видим, с начала года предложения по зарплате для них уменьшились почти на 20% (с 105 до 80 тыс. руб.) и на 33% с 44,5 до 30 тыс. руб./мес.). Бухгалтерам и Менеджерам по персоналу стали предлагать на 25% больше. По остальным профессиям значительных колебаний не произошло.

В общем, в Челябинской области мы наблюдаем традиционное оживление рынка труда в начале года. Но в этом году рост числа вакансий и резюме более активный, чем в прошлом. Это связано с общим оживлением рынка и подъемом экономики. Хотя активный рост резюме по всем профотраслям сопровождается гораздо менее активным ростом вакансий. Наиболее динамично развивались профотрасли Медицина и Маркетинг (рост вакансий по ним за I квартал составил 80% и 50% соответственно). Несмотря на активный рост числа вакансий, до дефицита персонала далеко. Индекс HeadHunter (в профотрасли Бухгалтерия) также вырос и составляет сейчас 4 (против 3,4 в конце 2011 года).

Выросшее количество резюме также можно связывать с «отложенным спросом»: многие работники, которые терпели разные неудобства, связанные с кризисом, сейчас активно выкладывают резюме и, в принципе, готовы сменить место работы. По итогам исследования HeadHunter, наиболее популярными причинами, вызывающими желание сменить работу, являются такие факторы как «отсутствие карьерных перспектив», о котором упомянули 44% участников опроса, и «желание сменить вид деятельности» (40% соответственно). «Неадекватным руководством» оказались недовольны 25% респондентов. Интересно, что всего 20% опрошенных связали свои мысли об уходе с низкой заработной платой. 15% сотрудников, принявших участие в опросе, заявили, что планируют искать другого работодателя в связи со слухами о грядущих сокращениях. И, наконец, недовольными чрезмерной загруженностью работой и нервной обстановкой в офисе оказались 14% респондентов.

Наиболее уверенно себя чувствуют менеджеры по продажам - это по-прежнему стабильно востребованные специалисты.

.4 Анализ направлений и методов обеспечения занятости на территории г. Челябинска

В настоящее время Служба занятости г. Челябинска предоставляет работодателям следующие услуги.

Предоставление необходимой информации о ситуации на рынке труда.

Похожие работы на - Пути сокращения безработицы и повышения занятости в г. Челябинске

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!