Экономика знаний. Новые знания в современном мире. Истинность новых знаний

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,29 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономика знаний. Новые знания в современном мире. Истинность новых знаний

Одесский Национальный политехнический университет

Институт бизнеса, экономики, информационных технологий

кафедра прикладной математики и инновационных технологий в бизнесе







Тема: Экономика знаний. Новые знания в современном мире. Истинность новых знаний

Вакуленко О. ОВ-101


Содержание

1.Определение

.Инфраструктура экономики знаний

.Основные положения экономики знаний

.Экономика знаний и требования к управлению

.Процессы и функции управления знаниями

.Истинность новых знаний

.Вывод

1.Определение

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг. В наибольшей степени характерна для самых развитых стран мира (США,ЕС и Япония). Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах.

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.

2. Инфраструктура экономики знаний

В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие:

·Эффективные государственные институты, реализующие высокое качество жизни.

·Высококачественное образование.

·Эффективный научно-технический венчурный бизнес.

·Высококачественный человеческий капитал в его широком определении.

·Производство знаний и высоких технологий.

·Информационное общество или общество знаний.

·Инфраструктура реализации и трансфера идей, изобретений и открытий от фундаментальной науки до инновационных производств и далее - до потребителей.

Для экономики знаний характерны высокий индекс экономической свободы, развитые гражданское общество и демократия, общество знаний.

Пока в наибольшей степени реализовали экономику знаний США и, частично, ведущие страны ЕЭС.

3. Основные положения экономики знаний

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австро-американским ученым Фрицем Махлупом в 60-х гг. XX в. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль в экономическом росте. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологичная цивилизация", "общество знаний", "информационное общество", "постиндустриальное общество" близки понятию "экономика знаний".

Описывая характерные черты экономики знаний, прежде всего необходимо определить ее главное отличие от других типов экономик. Для экономики средних веков главным ресурсом была земля, для экономики индустриального общества - капитал, главный ресурс экономики знаний - информация и знания.

Выделяют следующие основные структурные характеристики экономики знаний. В первую очередь - это высокая доля работников, чья деятельность в основном связана не с ручным трудом (работник ручного труда), а со знаниями (интеллектуальный работник, или работник знаний).

Работник знаний - работник, основным результатом деятельности которого являются новые знания.

Известный американский ученый, специалист в области управленческих наук П. Друкер, отмечает, что работники знаний быстро становятся наибольшей единой группой в рабочей силе каждой развитой страны. В США эта группа составляет, по его оценкам, около 40% всей рабочей силы (по состоянию на конец XX в.). В других развитых странах доля данной группы меньше, но она быстро увеличивается. "Общество будущего будет интеллектуальным.

Знания станут его основным ресурсом, а интеллектуальные работники станут основной группой в армии рабочей силы", - делает он вывод.

Второй структурной характеристикой экономики знаний является высокая (более 10% ВВП) по сравнению с остальными странами и постоянно растущая доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), а также на образование и переподготовку сотрудников в общих расходах государства и частных фирм. Необходимо отметить, что США расходуют на НИОКР около 40% общемировых затрат.

Третья структурная характеристика - высокий уровень доли добавленной стоимости, создаваемой высокотехнологичными отраслями экономики и сектором интеллектуальных услуг в ВВП. Например, в 1998 г. в экономике Южной Кореи доля добавленной стоимости, создаваемой высокотехнологичными отраслями в ВВП, составляла 14,9%, в Германии - 14,1, США - 11,9, Японии - 12,6%. Сюда же можно отнести и высокую долю (70-80%) накопленного невещественного капитала в общем накопленном капитале. По имеющимся данным, в США доля вещественного ("омертвленного" в стоимости зданий и сооружений, машин и оборудования, запасов сырья и товаров) капитала в 1950 г. составляла 52-53% совокупного капитала, в 1998 г. - 31-33%. На микроуровне проявлением этого стал отрыв рыночной стоимости компании от стоимости реальных активов - зданий, сооружений, оборудования и запасов. Данный процесс начал нарастать с 80-х гг ХХ в. Для отражения этого процесса используется такой показатель, как коэффициент Тобина - соотношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. Разрыв между ценами стали называть "невидимые активы", "интеллектуальный капитал", "знания компании". У компаний экономики знаний коэффициент Тобина больше единицы, у традиционных - меньше. Так, по данным на конец 2001 г., у Microsoft он составлял 5,5, Intel - 4,6, IBM - 2, тогда как у General Motors - 0,11, Ford - 0,1, Nippon Steel - 0,14.

Причинами зарождения экономики знаний стали взаимосвязанные процессы глобализации и развития технологического уклада производства.

Процесс глобализации отражается, прежде всего, в мировом разделении труда. Схематично данное деление можно представить в формировании трех групп стран:

·страны, экономика которых направлена главным образом на производство знаний (технологий)

·страны, производящие товары и услуги на основе разработанных в первой группе стран технологий

Экономика, основанная на знаниях, - это определенный этап развития общества, осознание чрезвычайной важности информации и знаний как стратегических ресурсов, необходимых для экономического роста, значение которых возрастает вследствие активного их использования во всех сферах общественной жизни. Активизация фактора знаний вызвана, в частности, усилением рыночной конкуренции и, как следствие, потребностью в постоянном процессе внедрения инноваций, что, по сути, является воплощением новых идей персонала на базе новых знаний и информации.

4.Экономика знаний и требования к управлению

В управлении знаниями ключевую роль играет компетенция организаций, включающая наиболее полные знания, навыки, лидерство, аналитические способности и ориентацию на безусловное достижение поставленных целей. Поначалу управление знаниями рассматривалось как сфера, имеющая отношение лишь к тем отраслям и производствам, для которых характерны высокие технологии, изготовление новых образцов продукции непосредственно на базе научных исследований и технических разработок, технологические новации. Однако инновационные процессы - это непременное условие развития всех сфер деятельности в эпоху технологической и информационной революций.

Закономерно то, что в настоящее время идет активный процесс формирования национальных и международных рынков знаний. Между ведущими странами нарастает соперничество за интеллектуальное лидерство. При этом главным источником конкурентных преимуществ стран и крупнейших компаний становится интеллектуальный капитал, имеющий в своей основе высокий уровень образования и культурные традиции, научно-промышленный потенциал и т. п.

Термин "экономика, базирующаяся на знаниях", или "экономика знаний", получил распространение почти полвека назад и обозначал сектор экономики, ориентированный на производство знаний. Сейчас этот термин используется более широко: для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а их создание и использование становятся источником роста, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран.

Основные черты новой экономики изложил К. Келли, которые он считает наиболее очевидными в меняющемся мире:

глобальный характер происходящих изменений;

оперирование неосязаемыми благами: идеями, информацией и взаимоотношениями;

тесное переплетение и взаимодействие отдельных сегментов новой экономики.

Эти три отличительные черты создают новый тип рынка и общества, базирующихся на сетевом принципе, а мир тонких технологий начинает управлять миром машин - миром реальности.

Главными предпосылками формирования экономики знаний и создания систем управления ими следует считать: превращение знаний в фактор производства наряду с такими факторами, как труд, природные и материальные ресурсы; повышение доли сферы услуг и опережающий рост "знаниеемких" услуг для бизнеса; повышение значимости интеллектуального капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров; развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий; превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

В развитых странах доля отраслей (высокотехнологичных, телекоммуникационной связи, финансовых и деловых услуг), предъявляющих повышенный спрос на знания, в валовом внутреннем продукте в среднем составляет 30-35%, в России - только 12%. Именно такие отрасли характеризуются наиболее высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. При этом инвестиции в фундаментальные исследования рассматриваются как высокоэффективное направление расходования государственных средств.

За последние 20 лет объемы продаж в наукоемком секторе развитых стран мира росли в 1,7 раза быстрее, чем в обрабатывающей промышленности. Результаты научных исследований и разработок широко внедрялись в практику авиа - и космической индустрии, автомобилестроения, энергетики, образования, здравоохранения, в производство сложного высокоавтоматизированного оборудования, полупроводников, медицинских приборов и средств диагностики, систем с высокой разрешающей способностью, элементов искусственного интеллекта, в создание новых полимерных материалов, конструкционной керамики, сверхлегких сплавов, оптоволоконных веществ и т. д. И сегодня инвестиции в знания в развитых странах растут быстрее, чем в основные фонды. Из всего объема знаний, которыми располагает человечество, измеренных в физических единицах, 90% получено за последние 30 лет, так же, как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, являются нашими современниками. Это наиболее явные признаки перехода к экономике, основанной на знаниях, к новой экономической модели, в которой образование и наука, исследования и внедрение их результатов играют ведущую роль.

Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн долл. Объемы мировой торговли лицензиями на объекты интеллектуальной собственности ежегодно увеличиваются на 12% и к настоящему времени превышают 500 млрд долл. Например, США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700 млрд долл., Германия - 530 млрд, Япония - 400 млрд долл. Затраты на НИОКР составляют: в США - 2,55% ВВП, в Германии - 2,26, в Японии - 2,78, во Франции - 2,05, в Италии - 1,13, в Великобритании - 2,05%. В России доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте составила в 2001 г. 1,16%.

Неизмеримо возросла скорость материализации и внедрения знаний. Так, период между изобретением и его применением составлял для: фотографии - 100 лет, паровой машины - 80, телефона - 50, самолета - 20, радара - 15, атомной бомбы - 6 лет, лазера - 2 года, факса - 3 месяца.

Мировая практика свидетельствует, что именно экономика знаний становится мощным импульсом ускорения технологического развития, повышения наукоемкости и конкурентоспособности продукции, способствует диверсификации деятельности. Отсюда и новые требования к управлению. Знания становятся все более доступными и узкоспециализированными. Наглядное проявление этой тенденции - увеличение числа поисковых систем, дающих возможность моментально найти требуемые сведения. Люди пользуются, например, поисковой системой Google, причем больше половины запросов делается не только на английском языке. Получить информацию можно практически из любой точки земного шара.

Формирование стратегии компаний основывается на новых функциях управления, которые включают аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для передачи и усвоения знаний. Процесс управления знаниями означает специфическую деятельность по выявлению, отбору, синтезу, хранению и распространению реальных знаний в организации. Принципиальное значение имеет создание интерактивного обучающего окружения, которое позволяет людям постоянно обмениваться информацией и использовать все возможности для усвоения новых знаний. Приобретение, усвоение и передача знаний - вот три главных передела на пути управленческих действий и решений.

Основными ресурсами развития во все большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают, нематериальные активы и растущая профессиональная компетенция кадров. Нематериальные активы организации часто полностью отождествляются с интеллектуальным капиталом. Т. Стюарт выделяет три составляющие интеллектуального капитала: человеческий, организационный и потребительский.

Человеческий капитал - это знания, навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Именно способности к познанию и мыслительные процессы относятся к нематериальному человеческому капиталу. Инвестирование в человеческий капитал означает рост коллективного "ума" организации, ее научных кадров. Человеческий капитал и капитал знаний неотделимы, при этом человеческий капитал извлекает ценности не только из знаний, которыми обладает, но и из способа своего воздействия на них. Способности человеческого разума к эмоциям и интуиции - величайшее преимущество человеческого капитала.

Организационный капитал (организационные знания) - это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, патенты, бренды, культура организации, отношения с клиентами. Будучи специфическим для конкретной организации, он воплощает суммарные знания и человеческий капитал, накопленные в организации, так же, как и организационные системы, которые поддерживают и облегчают использование и того, и другого.

Рыночными являются те нематериальные активы, которые связаны с рыночными операциями. В качестве примеров можно привести марочные названия товаров, приверженность покупателей торговой марке фирмы, портфель заказов, каналы распределения, рыночные контракты и соглашения (лицензирование, аренда торговых марок и т. п.). Значимость рыночных активов заключается в том, что они обеспечивают конкурентное преимущество компании во внешней среде (наличие марочного названия, покупательская приверженность, реклама или торговое посредничество на выгодных и гарантированных условиях). Объекты интеллектуальной собственности как часть нематериальных активов представляют собой охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, оформленные в соответствии с действующим законодательством.

Постоянно растущая значимость интеллектуального капитала отражает все большую зависимость организаций от нематериальных активов. Каждый день возникают компании нового типа, располагающие только нематериальными активами и производящие нематериальные продукты, распространяемые электронным способом. Это - средства массовой информации и компании, основным ресурсом которых являются знания. Использование интеллектуальных ресурсов имеет свою специфику, которая позволяет выделить следующие способы их применения: навыки, инновации, знание рынка и среды, внутренняя координация. Следовательно, нематериальный капитал - это не только сбор и хранение знаний, но и их реализация посредством деятельности людей.

Анализ содержания, специфики и характера использования знаний позволяет выделить разновидности, обусловленные их потребительским характером и нацеленностью на воплощение в конкретных товарах и услугах (группировка, связанная с действиями). Различают процедурные, декларативные, эпизодические, эвристические и мета-знания.

Процедурными считаются знания, применяемые для совершения действий и отвечающие на вопрос, как действовать. Декларативные знания имеют дело с описанием и информацией, отвечающей на вопрос, что делать. Эпизодические знания - это знания, которые используются исходя из схожести ситуаций, аналогичности тематики предыдущих эпизодов, событий или прецедентов, которые сохраняются, обобщаются и (в случае необходимости) вновь применяются в новой ситуации. Эвристические знания относятся к практическим правилам, выведенным на основе собственного опыта, и позволяют обозначить разницу между специалистом и новичком. Мета-знания - это знания о способах и методах поиска и переработки информации, принятии решений о том, когда необходимо прибегать к тому или иному типу знаний. Мета-знания характеризуются более высоким уровнем абстракции по сравнению с эпизодическими, процедурными и декларативными знаниями.

5. Процессы и функции управления знаниями

Можно проследить три фазы изменения в управлении организациями в XX в:

.Отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превращение управления в профессию.

.Появление, начиная с 1920-х годов командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений.

.Переход к организациям, в которых преобладают горизонтальные структуры и связи, базирующиеся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений.

Каждая фаза организационных изменений - это ответ на вызовы времени, повышение уровня сложности производства и продукции, развитие экономических отношений.

Новая фаза изменения в управлении наступила на пороге XXI в., когда начался переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном опыте и приведении в действие материальных активов, к управлению знаниями с использованием современных информационных технологий, компьютерных систем и гибких организационных форм.

Организационно эффективным является разделение всего процесса управления знаниями на этапы, на которых учитываются реальные цели и потребности выявления и использования необходимых знаний. Решение специфических задач каждого этапа создает уверенность в успешном завершении работ по целевому использованию знаний. Л. Эдвинсон, один из специалистов по управлению знаниями, писал, что "именно структура организации представляет собой то, что позволяет работникам, оперирующим знаниями, использовать свои таланты как рычаг".

Важно показать, как система управления с учетом реальных возможностей рыночной экономики может создавать условия для получения новых знаний, используя покупку знаний, их аренду, способы развития, корпоративную культуру. Функция управления знаниями включает рыночные методы в зависимости от специфики того или иного этапа организации, приобретения и усвоения новых знаний. На каждом этапе необходимо применять современные информационные технологии, осваивать Интернет, интерсети, средства интеллектуального анализа, системы управления документооборотом, системы поддержки решений, программное обеспечение коллективной работы, экстрасети, искусственный интеллект.

В системах управления интеллектуальными ресурсами могут превалировать различные компоненты - от организационных механизмов (внутрифирменных регламентов или стандартов), которые обеспечивают передачу и сохранение знания внутри организации, до развитых информационных систем (корпоративных порталов и хранилищ знаний). При этом данная система управления может быть внутрифирменной (корпоративной) или функционирующей в соответствии с интересами рынка. В последнем случае знания будут использоваться покупателями, продавцами, а также специализированными агентами-посредниками.

Задачи постоянного роста и расширения базовой компетенции организаций и непосредственного управления знаниями требуют внесения серьезных изменений в организационные структуры компаний. Появились новые должности: директор по управлению знаниями; вице-президент по управлению интеллектуальным капиталом; менеджер по интеллектуальным активам; директор по обучению; брокер знаний (координатор предложения и спроса на знания); технолог управления знаниями; аналитик управления знаниями; экспедиторы решений; альянс-менеджеры; персонал, работающий с потребителями. Особое внимание обращается на новаторские коллективы (команды), создаваемые для поиска и разработки новых знаний, придания им потребительского вида. Для активизации управления интеллектуальными ресурсами изменения вносятся и в традиционные структуры: работа с клиентами, информационные системы, конструкторско-технологические службы, подразделения стратегического планирования, финансов, трудовых ресурсов, управления.

Ни одна модель не является идеальной организационной формой, и построение большей части учреждений со временем может меняться. Растет популярность матричной организации в случаях, когда требуется координация использования знаний в сложной и нестабильной среде. Можно указать на сетевую организацию, для которой характерно гибкое, иногда временное взаимодействие между производителями, поставщиками и даже потребителями. Основные компоненты этой динамичной структуры могут быть смонтированы или размонтированы в соответствии с изменившимися конкурентными условиями. Определенные особенности характерны для этой деятельности в виртуальных организациях, в консорциумах, стратегических альянсах и в кластерах, многие из которых специально создаются для крупномасштабного применения знаний. Методы управления интеллектуальными ресурсами и внедрения инноваций различаются также в зависимости от принадлежности компаний к той или иной отрасли. В этой связи можно обозначить следующую их группировку.

Отрасли с доминированием поставщика - сельское хозяйство, строительство, медицинский сектор. Это компании преимущественно небольшие или средние. Инновации в основном зарождаются у компаний-поставщиков .

Отрасли промышленности интенсивного типа - производство стали, автомобилей, нефтехимической продукции, продуктов питания. Конкуренция осуществляется на основе дифференцирования продукции и цен. Инновации связаны с обработкой и направлены в первую очередь на снижение издержек. Доминирующие факторы соперничества - экономия на увеличении масштабов производства и рыночная доля.

Секторы с ориентацией на информацию - банковские и консалтинговые услуги, проектные фирмы и т. п. Основной фактор производства - знание. Инновации основаны главным образом на приложениях информации и коммуникационных технологий.

Наукоемкие отрасли промышленности - электроника, аэрокосмическая отрасль, фармацевтика. Здесь главную роль играют исследования и разработки. Значительная часть инновационных прорывов происходит в нанотехнологиях, биотехнологии и микроэлектронике.

При анализе вопросов управления интеллектуальными ресурсами надо учитывать новейшую мировую тенденцию - значительное повышение доли творческих работников в общей численности занятых. В современной экономике творчество и конкурентоспособность идут рука об руку. Творчество можно рассматривать и как отличительную черту организаций или их подразделений, имеющих гибкие структуры и делающих акцент на совместной работе. Для таких организаций характерны состязательность, свобода, партнерство как источники новых идей и знаний.

6. Истинность новых знаний

экономика знание интеллектуальный капитал

Не все появляющиеся знания являются истинными. Чем больше знаний появляется, тем больше из них - не истинные.

Истинность знаний имеет несколько основных качеств:

·Истинность обладает свойством статистической устойчивости. Это означает, что истинность может формироваться в результате договора или голосования. Так в обществе очень часто определённые утверждения или каноны признаются истинными, потому что так считает большинство.

Примеры: красный цвет мы считаем красным потому, что мы так договорились; АА- хороший человек, потому что так считает большинство людей, которые с ним знакомы.

·Истинность знаний может меняться с точностью до наоборот. "В каком-то смысле жизнь, её основные тенденции моделируют тенденции человека, ограничивая его материальные потенции. Единственной альтернативой такой принудительной патологической адаптации может быть адаптация опережающая - осознанная. Это способность на основе знания и эмоциональной готовности сменить точку зрения. Кстати, принудительная патологическая адаптация так же принудительно меняет точку зрения. … В конечном счёте, умение менять точки отсчёта, угол зрения ведет к появлению новых точек опоры. Умение их приобретать и практически использовать повышает устойчивость индивида, то есть, сохраняет стабильность". Очевидно, что автор ведёт речь об изменчивости истинности, хотя пользуется другими терминами: знания, точка зрения, отсчёта и т.д.

Пример: считавшееся истинным представление "Земля плоская" сменилось другим истинным представлением "Земля круглая".

·Истинность неаддитивная, то есть, истинности не складываются.

Пример: "сегодня 5 число" - событие истинное, "сегодня четверг" - событие истинное, тогда событие "сегодня четверг и 5 число" не есть событие вдвое истиннее, чем каждое по отдельности.

7. Вывод

Экономика знаний на сегодняшний день является одной из самых важных отраслей науки, так как всё человечество стоит на пороге новой эры - эры, где знания являются основной ценностью. Но очень важно, чтобы производимые знания были настоящими, истинными и вели людей по пути эволюции.

Похожие работы на - Экономика знаний. Новые знания в современном мире. Истинность новых знаний

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!