Особенности функционирования предприятий, организованных в форме франчайзинга

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,42 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности функционирования предприятий, организованных в форме франчайзинга















Особенности функционирования предприятий, организованных в форме франчайзинга


Введение

Несмотря на то, что франчайзинговые предприятия существовали еще в период Средневековья, тогда ими в основном являлись различные гильдии, в основном - торговые, сейчас принято считать, что первая фирма, организованная в форме франчайзинга появилась в XIX веке.

Слово franchise обозначало во времена средневековой Франции времена особую привилегию или «вольность», даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или эксклюзивное право торговать какими-то товарам, право держать рынки и ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку дорог и пивоваренных заводов. В дальнейшем идея получила распространение по всей Европе и мэры многих городов стали давать franchise рыночным торговцам - исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка.

За последние 50 лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного товарооборота он составляет более 40%, а в странах Европы - от 5 до 30%.

Первым таким предприятием называют систему производства и обслуживания «Singer Sewing machine company». В 1851 году она впервые заключила контракт с поставщиками в различных городах и штатах, по которому они получали право не только продавать швейные машины, но и ремонтировать. Эта система продаж быстро зарекомендовала себя как успешную и прибыльную, и была достаточно оперативно скопированная другими предприятиями. Следующей выдающейся компанией стала General Motors - молодая американская автомобильная корпорация. Использовав тогда такое «ноу хау» в области менеджмента, General Motors сумела значительно продвинуться на рынке потребителей и значительно увеличить свою прибыль. До 2007 года на протяжении 77 лет она была крупнейшим производителем автомобилей в мире.

Сейчас же франчайзинговые предприятия крайне распространены. Основная цель применения франчайзинговой формы - распространение товаров и услуг. Более 75 отраслей применяют франчайзинг для развития своего бизнеса. В мире на данный момент зарегистрировано около 15 тысяч франчайзинговых брендов. Они играют существенную роль в мировой экономике. Это легко подтвердить тем фактом, что франчайзинговые компании приносят примерно 2 триллиона долларов каждый год. Более того, в течении одного рабочего дня каждые 8 минут открываются новые предприятия, организованные в франчайзинговой форме. Таким образом, можно утверждать, что франчайзинг является и перспективной, и актуальной моделью организации бизнеса.

Между Россией и многими другими странами всегда была и, возможно, будет большая разница. В России зарегистрировано всего 420 франчайзинговых брендов, в тоже время в США их - 3000, в Китайской Народной Республике - 2600, во Франции - 1141. Целью моей курсовой работы я намерена поставить выявление причины такой разницы путем сравнения особенностей мирового опыта и российской практики, а также законодательств.

В качестве задач же я назову в первую очередь разбор основных понятий, терминов, связанных с франчайзингом, затем - разбор достоинств и недостатков франчайзинговой организации, и, естественно, сравнение особенностей мирового опыта и российской практики, а также законодательств.

Выбор данной проблемы обосновывается перспективностью применения полученных знаний, а также актуальностью этого вопроса для российской экономической действительности.

Методологическую основу исследования составляют концепции и взгляды российских и зарубежных бизнесменов, журнальные статьи, материалы научных пособий, интернет-ресурсов, посвященные франчайзингу.

1. Основные понятия, термины, связанные с франчайзингом

Для того чтобы свободно разбираться в теме франчайзинга, необходимо в первую очередь иметь представление об общей схеме работе предприятий, организованных в подобной форме. Стоит отметить, что каждая франчайзинговая схема практически уникальна, однако же, существует общая модель функционирования франчайзинговых предприятий.

Франчайзинг это форма предпринимательской деятельности, при которой одна компания (франчайзер) представляет другой компании (франчайзи) проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Компании-франчайзеры предлагают проверенные и испытанные «рецепты бизнесы», которые можно многократно применять в различных регионах. При этом у компании-франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело. Ключевым моментом в создании франчайзи является выбор территории, на котором будет открыто его производство. Это определяет степень успеха франчайзи, вне зависимости от прибыльности франчайзера.

По определению Валерия Перкова, главного менеджера Российской ассоциации франчайзеров, франчайзинг - это клонирование успешного бизнеса.

Франчайзи покупают франшизу, которая дает разрешение или обязывает их заниматься в течение означенного периода времени на оговоренной территории определенным бизнесом под брендом франчайзера с использованием его технологий и коммерческой информации. Последний имеет право осуществлять контроль над качеством ведения бизнеса франчайзи и обязан оказывать ему посильную помощь (например, в организации предприятия, обучении персонала, управлении продажами и т.п.).

В широком смысле слова франчайзинг относится к сделкам с передачей прав использования интеллектуальной собственности:

·патентов на изобретения и промышленные образцы;

·свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания;

·ноу-хау (секреты производства);

·фирменные наименования.

Помимо первоначального взноса франчайзи обязан регулярно выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы, т.е. роялти. Роялти может начисляться правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую стоимость товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

В отечественной практике наиболее распространенная форма оплаты - сочетание фиксированной суммы («паушальный платеж»), которая выплачивается сразу после заключения договора, и периодических платежей (чаще всего квартальных и / или годовых) в виде отчислений в определенном проценте от суммы оборота (товаров, услуг, работ).

Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

)Прямой франчайзинг.

Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзеры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

)Мастер франшиза.

Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.

Франчайзинговые организации могут подвергаться разным классификациям Сделки в зависимости от состава участников франчайзингового договора могут быть условно разделены на следующие виды:

производитель с производителем;

производитель с оптовым продавцом;

производитель с розничным продавцом;

оптовый продавец с оптовым продавцом;

оптовый продавец с розничным продавцом;

розничный продавец с розничным продавцом;

обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием.

. Производитель с производителем

Предположим, что некоторая компания изобрела уникальный способ производства, позволяющий сокращать затраты производства на значительное количество процентов. Естественно, в первую очередь компания запатентовала свое ноу-хау. Теперь, если другие компании захотят освоить этот метод производства, то им придется обратиться к компании-изобретателю за лицензией на право применения данного технологического процесса. За это компания новатор получает определенное комиссионное вознаграждение, называемое роялти. При такой связи франчайзи не теряет своей автономности, ему предоставлена практически полная свобода действий (процедуры и политика не регламентируется, как впрочем, и технологическое оборудование).

. Производитель с оптовым продавцом

Эта система отношений характерна таким предприятиям, как, например, производителям прохладительных напитков. Они переводят свои разливочные мощности на франчайзинговые условия. Иными словами, передают франчайзи права на использование сиропного концентрата, который сами производят.

. Производитель с розничным продавцом

Данная франчайзинговая система стала практически первой в истории франчайзинга. У компании General Motors не было средств на распространение своей продукции, а создав сеть из франчайзи, она сумела охватить достаточно большую территорию. Аналогичным образом действовали производители бензина и заправочные станции.

. Оптовый продавец с оптовым продавцом, оптовый продавец с розничным продавцом

Данные категории не имеют четкого определения, но, по сути, мало чем отличаются от отношений производителя с розничным продавцом.

. Розничный продавец с розничным продавцом

Большая часть таких соглашений возникает в тот момент, когда крупной торговой фирмой-франчайзером принимается решение развивать свою сбытовую систему подобным образом.

. Обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием

В этих отношениях франчайзер практически выступает продолжением франчайзера.

Выделяют следующие виды франчайзинга:

·Товарный (селективное распределение). Франчайзер реализует свою продукцию не через оптово-розничную торговлю, а в основном через предприятие-франчайзи, которое не продает аналогичный товар конкурентов. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.

Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям.

В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице. Примерами могут служить «Эконика обувь», «Красный куб».

·Производственный. Компания-правообладатель предоставляет франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательное условие - строжайший контроль качества со стороны франчайзера.

В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsi и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.

Производственный франчайзинг имеет много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).

В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.

·Деловой (франчайзинг в бизнесе). Франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующим обеспечением (обычно в форме ноу-хау). В основном применяется для открытия магазинов и киосков с целью продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера.

В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.

Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

К примеру, в США, по оценкам экспертов, на сегодняшний день франчайзинг бизнес-формата составляет около 75% от общего количества франчайзинговых соглашений.

·Сервисный франчайзинг. В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.

Знакомая всем франчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком и технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

·Конверсионный. Это такой способ расширения сети франчайзинга, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франчайзера.

·Субфранчайзинг. Форма организации франчайзингового бизнеса, при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над определенным районом в качестве субфраншизодателя с правом продажи субфраншиз компании-франчайзера.

·Районный. Франчайзер получает право на освоение определенного района, т.е. создание франчайзинговой системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

Итак, дадим окончательные определения:

Франчайзинг - развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя торговые марки и / или бренды франчайзера.

Франшиза - право на создание коммерческой фирмы, продажу товаров и оказание услуг в порядке коммерческой концессии.

Франчайзер - лицо, продающее франшизу.

Франчайзи - лицо, покупающее франшизу.

Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений в пользу франчайзера.

Мастер-франчайзи (также субфранчайзер) - физическое либо юридическое лицо, купившее права на разработку большой территории (часто страны) для продаж франшиз на этой территории. Франчайзинговая плата выплачивается франчайзеру за права на разработку территории, и при этом часто мастер франчайзи должен выплачивать франчайзеру роялти или следовать соглашению о поставках. Фактически мастер франчайзи является франчайзером на данной территории, так как он напрямую заключает договоры с франчайзи и получает их первоначальные взносы и сервисные выплаты. Однако он обязан обеспечить обучение, маркетинг, поддержку на месте и все остальные услуги в таком же объеме и качестве, как и франчайзер.

Однако же, стоит отметить, что в Российской Федерации понятие «франчайзинг» замещается понятием «коммерческая концессия».

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Договор коммерческой концессии - договор, по которому правообладатель торговой марки обязуется предоставить пользователю за вознаграждение возможность продажи товаров или услуг под своим брендом.

глава Гражданского Кодекса российской Федерации посвящена коммерческой концессии. Однако же наше законодательство касательного этого вопроса принято считать слабым. И вот почему:

Во-первых, концессия (от латинского concessio - разрешение, уступка), - это

) договор о передаче государством в эксплуатацию частным предпринимателям, иностранным фирмам на определенный срок предприятий и других хозяйственных объектов, участков земли с правом добычи полезных ископаемых, строительства различных сооружений и т.д.

) Само предприятие, организованное на основе такого договора.

Концессия - метод приватизации, при котором частный инвестор за фиксированную плату или определенный процент от прибыли получает право использовать принадлежащие государству основные активы. Оставшаяся часть дохода от концессии находится в распоряжении частного инвестора.

Концессия (от лат. concessio - разрешение, уступка) - договор, в соответствии с которым концедент (публично-правовое образование) на временной и возмездной основе предоставляет концессионеру (частному лицу) право пользования государственной / муниципальной собственностью либо право осуществления определенного вида деятельности, монополия на которую принадлежит концеденту.

Статья 1027. Договор коммерческой концессии

. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №231-ФЗ)

Валерий Перков (главный менеджер Российской Ассоциации Франчайзинга) по этому поводу пишет:

«Создатели Главы 54 в комментариях указывали, (кстати, в последних изданиях ГК этих комментариев я уже не видел), что коммерческая концессия является прототипом широко известного на западе понятия франчайзинг.

Но позвольте, во-первых, во франчайзинге практически всегда речь идет о передаче права использования интеллектуальной собственности, во вторых, я знаю лишь один пример, когда в роли франчайзера выступает государство. В Бразилии все почтовые отделения переданы в частные руки на основе франчайзингового договора.

Франчайзинг, как форма ведения бизнеса, используется в более чем 120 странах, и везде, кроме России, она обознается как франчайзинг.

В одной из последних книг по франчайзингу, вышедшей в нашей стране я встретил выражение: франчайзинг это чуждое русскому языку понятие. И автор не одинок в этом мнении.

В беседе с представителем одной из фракций в Государственной Думе, о возможности изменения ситуации по франчайзингу в России, я услышал в ответ, что сейчас идет борьба за чистоту русского языка и в связи с этим любые попытки провести такой закон, обречены на провал.

По моему мнению, самое главное отличие концессии от франчайзинга состоит в том, что:

Концессия - это деятельность ОТ имени правообладателя.

Франчайзинг - это деятельность ПОД товарным знаком правообладателя.

То есть, если на моем дачном участке я вдруг докопаюсь до залежей нефти (мечтать никому не запрещается), то я предложу опытной в деле добычи и реализации нефти компании подписать договор концессии и буду получать от них процент. И работать они будут ОТ моего имени (участок то принадлежит мне).

Но, если они продадут мне франшизу (договор о франшизе), научат меня на ускоренных курсах для начинающих нефтяных магнатов добывать, разливать по бутылкам и продавать нефть самостоятельно, позволят повесить на забор участка их всемирно известный бренд, то теперь уже я буду выплачивать им определенный процент и буду работать ПОД их именем».

1.1 Достоинства франчайзинга

франчайзинг предпринимательство российский практика

1.Для франчайзеров

В борьбе за потребителя выживает быстрейший, а скорость - главное преимущество франчайзинга. Именно поэтому все больше компаний, собираясь занять очередной регион, выбирают именно эту схему. Франчайзинг дает быстрые всходы, он дешев и неприхотлив по сравнению с собственной розничной сетью, хотя, конечно, требует определенной подкормки.

a)развитие цепи франшизных предприятий позволяет не расширять сеть собственных предприятий и значительно экономить свой капитал и свои трудовые ресурсы)хозяин каждого предприятия - франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведению затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем;)риск, сопутствующий каждому коммерческому делу, уменьшается для франчайзера, так как его собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени)франчайзер не занимается будничными управленческими проблемами и не имеет проблем с персоналом каждой франшизной точки;)благодаря использованию чужих ресурсов, как финансовых, так и управленческих развитие бизнеса идет быстрее по сравнению с другими системами.

2.Для франчайзи

a)Уникальная возможность начать собственное дело. Даже абсолютно неподготовленный в предпринимательстве человек, желающий заняться бизнесом, может с высокой степенью надежности открыть собственное дело. При этом франчайзи является не работником франчайзера, а владельцем собственного бизнеса.

b)Получение готовой «ниши» в бизнесе. Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне франчайзером на практике. Таким образом, франчайзи покупает гарантированно «хороший» надежный бизнес.

c)Использование известного товарного знака. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известным, уважаемым, популярным брендом, фирменным знаком или стилем. Клиент по внешним признакам иногда не может понять, чьими товарами или услугами он пользуется, франчайзера или франчайзи.

d)Широкая реклама. Наличие известного товарного знака, рекламных и маркетинговых программ франчайзера дают возможность пользоваться всей мощью такой рекламы не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе. Таким образом, франчайзи получает возможность рекламировать свой товар с помощью гораздо более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия.

e)Помощь и поддержка. Франчайзер передает франчайзи комплект методических материалов в виде четких инструкций по оборудованию, материалам, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела и проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые кратчайшие сроки начать свой новый бизнес. В процессе работы франчайзер обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем.

f)Решение вопросов финансирования. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или сети франчайзинга. Наконец, франчайзер, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга. Вот почему банки, лизинговые компании, другие финансовые кредитные организации более охотно работают с франчайзи по сравнению с обычными предпринимателями.

g)Помощь в снабжении. Обычно франчайзер предоставляет возможность приобретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной.

.2 Недостатки франчайзинга

1.Для франчайзеров

a)необходимость кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом. Основной проблемой для франчайзера является обеспечение эффективного контроля франчайзи с целью гарантий высокого качества и продуктивности ведения бизнеса. Высокая репутация франшизной системы является основой экономического успеха франчайзера. Поэтому усилия по сохранению и поддержанию высокой репутации бизнеса могут быть весьма велики.)опасность недобросовестного поведения франчайзи. Это может выражаться в занижении финансово-экономических показателей с целью уменьшения периодических платежей. Наиболее ярким примером недобросовестного поведения франчайзи является разрыв франшизного договора под каким-либо благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брендом.

2.Для франчайзи

a)Нужен начальный капитал. Для того чтобы купить франшизу и начать работать, необходимо иметь начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности. Так, например, чтобы открыть гостиницу, необходима сумма до нескольких миллионов долларов США. Для того чтобы открыть свое дело, например, по уборке помещений, необходим начальный капитал 5 - 20 тысяч долларов США.

b)Во франчайзинге меньше свободы, чем в обычном предпринимательстве. Существует категория людей, для которых предпринимательство в форме франчайзинга противопоказано из-за того, что они предпочитают самостоятельное принятие решений, болезненно воспринимают контроль над их деятельностью и требования, советы и указания своего «старшего» партнера, которые предусмотрены франшизным договором. Однако для тех, кто может разумно построить свои отношения с франчайзером, некоторая потеря свободы в свободном предпринимательстве не является серьезным недостатком.

c)Франшизный бизнес нельзя «попробовать» и затем безболезненно бросить. Типичным случаем является, когда предприниматель занимается сразу несколькими видами деятельности, так сказать «пробует их на успех». То, что не очень хорошо идет, отпадает само собой. Так путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких десятков лет, что не дает возможности «попробовать» и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь. С другой стороны ограниченность срока действия франшизного договора создает некоторую неопределенность в планировании будущего франчайзи.

2. Особенности мирового опыта франчайзинга

.1 Зарубежная практика

Для того чтобы разобраться в значимости международного опыта франчайзинга и в его особенностях стоит сперва обратить внимание на выдающиеся статистические данные.

В 2005 году более чем 900,000 франчайзинговых организаций создали более чем 800 биллионов долларов прямого экономического выпуска.

Франчайзинговая индустрия предоставляет рабочие места для более чем 11 миллионов американских рабочих, что равняется 8% занятости людей, работающих в частном секторе.

Иначе говоря, франчайзинговые организации делают большой вклад в экономику разных стран. Забегая вперед, я хочу отметить качественное различие между Российским франчайзингом и франчайзингом стран Европы и США. Это в первую очередь проявляется в количестве официальных организаций и в структуре сайтов, посвященных продаже франшиз. Так, например в Европе и США существуют такие организации, как: The European Franchise Federation (EFF) (Европейская Федерация Франчайзинга), The World Franchise Council (мировой Совет по Франчайзингу), International Franchise Association (Международная Ассоциация Франчайзинга) и так далее. В России же есть РАФ (Российская Ассоциация Франчайзинга), которая по своей сути является иррациональной, ведь термин «франчайзинг» теоретически не применим к российской действительности, ввиду того, что в ГК у нас коммерческая концессия, отличная от франчайзинга.

Опираясь на рейтинг 500 лучших франшиз 2009 года, можно сделать следующие выводы:

·Больше всего франчайзинговых предприятий регистрируется в США;

·Больше всего франчайзинговые предприятия действуют в сфере питания.

Эту информацию легко подтвердить. Я взяла из рейтинга 500 франшиз первые 20. Может показаться, что это недостаточно большое количество исследуемых единиц может привести к ошибочным результатам. Однако же, я могу смело утверждать, что тенденция, охарактеризованная в таблице (см. Приложение 1) сохраняется на протяжении всего рейтинга. Кстати, подчеркну, что в этом рейтинге мировых франшиз на территории Европы российские не представлены ни одной компанией.

Итак, среди первых 20 лучших франшиз упоминается 14, зарегистрированных в США, а на еде, как на отрасли промышленности, специализируется 12 франчайзинговых организаций.

США - страна, в которой франчайзинг наиболее распространен и приносит наибольшую прибыль.

В США франчайзинг ежегодно создает ВВП на сумму 1,5 триллиона долларов (для сравнения: в Китае - 90 миллиардов, в России в 2005 году - 4,6 миллиарда долларов).

США - крупнейшая в мире «франчайзинговая» держава, отличающаяся наиболее высоким уровнем развития специального франшизного законодательства, богатой судебной практикой по франчайзингу, обширной франшизной правовой теорией. Значительно более давний опыт франчайзинга в США позволил общественности страны и всем ветвям власти на всех ее уровнях лучше, чем в других странах, выявить преимущества франчайзинга и его слабые места.

Гигантские масштабы франшизного бизнеса в США (половина розничной торговли в стране на рубеже нового века) вовлекли в него обширные предпринимательские слои. В США, как в никакой другой стране мира, ярко проявляется поляризация позиций франчайзеров и франчайзи, как нигде многочисленны, мощны и влиятельны франчайзеры и как нигде общественное мнение поддерживает франчайзи.

Франчайзинг предоставляет американцам уникальные бизнес возможности уже более 150 лет. Франшизные предпринимательства начали вносить значительный вклад в развитие американской экономики начиная с 1850-х годов, кроме того, многие широко любимые американские продукты, такие как автомобили или Coca-Cola, обязаны своим успехом и франчайзинговой модели.

Когда Америка стала сверхдержавой после Второй мировой войны, франчайзинг смог распространиться от побережья до побережья, его принесли в различные уголки страны ветераны войны, вернувшиеся с войны. Рестораны быстрого питания такие, как McDonalds и Burger King, распространились по всем городам Америки, показывая предпринимателям, насколько прибыльной и полезной может быть владение франшизой. Вскоре почти каждый успешный бизнес работал по принципу франчайзингового предприятия в рамках США. Затем такая схема распространилась по всему миру, предлагая бизнес-возможности людям по всему миру.

Америка нередко оказывалась в условиях сложного экономического периода, но франчайзинг всегда был эффективной формой финансового стимула, особенно в течение последних спадов. Франчайзинговые компаний спасли экономику всей страны во время экономического спада в начале 1990-х годов. В нынешний спад, есть признаки того, что все больше и больше уволенных специалистов рассматривают продающиеся франшизы в целях достижения финансовой независимости. Мировой экономический успех Америки был построен на владельцах малого бизнеса и предпринимателях. Франчайзинг является частью плана по росту Америки и будет применяться и в будущем.

Я считаю, что выделить какие-то особые черты, отличающие мировой франчайзинг от российского сложно, ведь у нас - коммерческая концессия. Да и особенностью франчайзинга является он сам. Поэтому я намерена рассмотреть мировой опыт на двух примерах. Первый из них - американская сеть быстрого питания Burger King, я его выбрала, потому что недавно в Москве открылся первый такой ресторан, и к тому же он является типичным примером функционирования франшизы, но в то же время не таким частым, как McDonald. Второй - всемирно известная сеть магазинов одежды Benetton.

Burger King прошел разные этапы развития. Компания, которую мы сейчас знаем, была открыта в 1955 году в штате Флорида в США. Однако, Burger King как сеть основана в 1960 году. Она объединяет 12 тыс. ресторанов в 74 странах (90% по франчайзингу). В 2009 году выручка составила $2,537 миллиардов, в том числе $543,4 миллионов составили платежи от франчайзинговых партнеров.

За право открытия каждого российского Burger King партнер должен платить американцам $40 тыс. и обязан располагать для развития своего бизнеса $0,8 миллионов наличными либо в ценных бумагах или ликвидными активами. Кроме того, по договору франчайзи платит Burger King роялти (5% от продаж) и фиксированную сумму за маркетинг. По сложившейся в Москве практике взнос франчайзи на рекламу варьируется от 1,5% до 5% от продаж.

Когда Burger King начал полноценную систему франчайзинга в 1961 году, то он опирался на модель регионального франчайзинга, при которой франчайзи покупает право на открытие магазинов в пределах определенного географического региона. Но такая модель договора франшизы предоставила компании-франчайзеру недостаточно прав, чтобы осуществлять контроль над своими франчайзи, что породило споры о вопросах контроля качества продукции, сохранении общего имиджа и дизайна, а также технологических процедурах.

Региональная модель франшизы оставалась в силе до 1978 года. Реальный контроль своих франчайзи в Burger King стали вести после того, как в компанию из McDonalds перешел талантливый управленец Дональд Смит. Надо сказать, что к тому времени McDonalds развивался гораздо стремительнее, чем новый работодатель Смита. Но Burger King сумел заинтересовать менеджера тем, что предоставил ему полную свободу действий. С этого момента Burger King начинает более строго работать со своими франчайзи, делая акцент на повсеместной стандартизации.

Когда Дональд Смит пришел в Burger King, он сразу же столкнулся с проблемой, о которой даже и не мог помышлять при работе на Рея Крока. Burger King владела только 34 процентами земли, на которой работали ее рестораны. Смит понимал, что это во многом является ключевым фактором, влияющим на качество франчайзи, а также на их исполнительность и соблюдение норм. После прихода Смита в компанию изменилась сама модель предоставления франчайзинговых привилегий Burger King.

Компания старалась заключать соглашения с индивидуальными предпринимателями, а не с крупными компаниями. В Burger King прилагали максимум усилий на то, чтобы не родить крупного франчайзи. Кроме того, появился ряд мелких дополнительных условий для франчайзи, вплоть до требования жить в пределах определенного количества миль от работы. Наконец, компания начала создавать специальные региональные офисы, которые должны были следить за тем, как франчайзи работают, помогать им во всем, контролировать.

При Смите Burger King начала расширяться и за пределы США. За первые десять лет расширения сеть Burger King появилась в 30 зарубежных странах. Правда, такое расширение нелегко давалось компании, так как такой культуры фастфуда, как в США не было нигде.King ведет свои дела не только традиционным способом, аналогичным компании McDonald's, но и делает свои нововведения. Начиная с 1984 года Burger King «следует» за американской армией. Сейчас уже открыто более 200 ресторанов быстрого питания этой сети недалеко от мест военных действий американской армии.

Перспективы развития Burger King на российском рынке оценены достаточно высоко «Меню Burger King разнообразнее, чем в McDonald's. Сомнение вызывает эффективность выбранной стратегии - через франчайзера. Как известно, McDonald's до сих пор в России работает самостоятельно», - говорит исполнительный директор компании Restcon Андрей Петраков он.

По некоторым данным, стоимость 20-летней франшизы в Европе Burger King составляет $50 000, а роялти - 4,5%.

Развитие итальянского Benetton'а в первую очередь обусловлено правильным выбором организации самих торговых точек, а также необычной моделью франчайзинга.Group называют одежным фаст-фудом. Как и McDonald's, магазины Benetton открываются по всему миру. К порогу нового века компания подошла с более чем 6000 современными магазинами в 120 странах мира. Консолидированная выручка за 2009 год составила 2,049 миллионов евро. К концу 2008 года на компанию работало 9,766 людей. Во главе компании стоит семья Бенеттонов. Так было всегда.

Baenetton успешно развивается за счет следующих основных особенностей:

·Нетипичная схема франчайзинга

·Грамотная и креативная реклама

В 1965 году был открыт первый магазин с продукцией семьи Беннеттон.В магазин My Market (вывески Benetton окончательно сменили их только в 1996-м) молодых людей влекли яркость свитеров и возможность брать вещи самостоятельно - в Италии подобным образом никто еще не торговал.

Лучано Бенеттон стал первым торговцем в Италии, который отказался от старой схемы торговли через прилавок. Он же первым в Италии создал фирменный магазин одной марки. Схема франчайзинга от Бенеттона тоже оказалась новаторской. Собственно, франчайзингом его принцип работы с торговыми точками даже не называют. В компании говорят: «Наш клиент открыл магазин». Ни плата за пользование торговой маркой, ни роялти схемой не предусмотрены. От владельца магазина требуется лишь блюсти корпоративный дизайн (оформление всех магазинов Benetton выдержано в едином стиле) и закупать вещи лишь у Benetton Group. Эта схема работает до сих пор. Инвестиции в открытие магазина в зависимости от его размера и местоположения составляют $10 тыс. - $300 тыс.

За счет подобной схемы сети удается развиваться быстрыми темпами. В 1969 году магазинов с бело-зеленым лейблом было уже 500. В Италии, Бельгии, и Германии.

В США же к своеобразной франчайзинговой схеме Бенеттона отнеслись настороженно.

Лучано прилетел в Нью-Йорк в 1970 году, но не встретил у местных ритейлеров энтузиазма. Их не вдохновили ни бизнес-предложение Бенеттона, ни сама коллекция, продававшаяся в Европе на ура. «Я понял, что люди в разных странах ведут себя по-разному», - сказал Бенеттон. Вернулся в США он только через девять лет. Специально для Америки была разработана коллекция иной, чем для Европы, цветовой гаммы. Неоново-зеленый сменился ореховым. В коллекциях, предназначенных для продаж в южных штатах, стало больше светлых тонов.

Первый магазин в Нью-Йорке открылся на знаменитой Пятой авеню. Хорошие продажи убедили наконец американских торговцев. В 1983 году одежда Benetton вовсю продавалась в Бостоне, Цинциннати, Чикаго и Лос-Анджелесе.

Сегодня на долю повседневной одежды приходится 71,9% оборота Benetton Group, на спортивные товары - 19,9%, на все остальное - 8,2%. Под «всем остальным» разумеются очки, часы и прочие аксессуары.

Рекламные кампании Benetton - отдельная песня. Каждая новая кампания вызывает в мире неоднозначную реакцию. Началось все это с того, что в начале 80-х Лучано познакомили с фотографом-провокатором Оливьером Тоскани, и тот согласился сотрудничать с компанией. В то время Benetton выходила за пределы Европы и нуждалась в глобальном имидже. Весной 1984 года появилась серия биллбордов All the Colors. Успех этой кампании подтолкнул Benetton к дальнейшему использованию темы расовой гармонии. Потом в рекламе группы появились и другие социальные темы - СПИД, война, презервативы. В 1993 Benetton Group стала выпускать журнал Colors, ломающий стереотипы. На страницах появлялись чернокожие Шварценеггер и королева Елизавета II, желтый Римский Папа, «больной СПИДом» Рейган.

В Британии Benetton потеснил конкурентов из Gap, Esprit и Stefanel, торгующих молодежной одеждой, благодаря принцессе Диане. Она демонстративно отоваривалась в Benetton, еще будучи невестой принца Чарльза. Одному только Богу известно, в какую сумму этот промоушн обошелся Лучано Бенеттону.

В 1990 году открылся магазин Benetton в ГУМе. Сейчас у Benetton Group 45 магазинов в шести городах России.

2.2 Российская практика

Российский рынок франшиз развит пока недостаточно хорошо: недостает статистики, хромает законодательство, возникает много судебных споров и проблем на стадии заключения договоров. Вступающие в сеть не всегда достаточно хорошо понимают суть франчайзинга, не в состоянии верно оценить франшизу, рассчитать риски и соотнести свои ожидания с возможностями и конъюнктурой рынка.

Бизнес как самостоятельный элемент начал развиваться в России недавно, следовательно, и уровень развития франчайзинга у нас не высокий. Но развивается он довольно-таки быстро, хотя в Китае франчайзинг развивается значительно быстрее. Там намного больше франшиз - как иностранных, так и национальных. Многие китайские компании даже уже стремятся выйти на российский рынок. Наши компании пока не могут похвастаться активной внешней экспансией, но на внутреннем рынке у них довольно крепкие позиции.

Когда люди просят объяснить им что такое франчайзинг, многим приходит в голову одно слово, которое, по их мнению, отражает всю суть франчайзинга. Это слово - McDonald's. Я соглашусь: именно McDonald's является самым ярким и наглядным примером франчайзинга, его масштабы, общая реклама, единство стиля позволяют осознать основную суть франчайзинга.

Однако же, этот прекрасный пример не применим для российского рынка, он лишь подчеркивает его отличие от мировых стандартов. Дело в том, что Россия - единственная страна, в которой все рестораны быстрого питания McDonald's являются дочерними компаниями, а не франчайзи. Это отражает тот факт, что практиковать франшизу в России сложно и даже небезопасно.

Первым делом я обозначу основные проблемы рынка франшиз в России и препятствия для его быстрого и успешного развития, чтобы иметь полное представление о текущем состоянии рынка:

·нечеткая нормативно-законодательная база в отношении франчайзинга, наличие правовых барьеров;

·проблемы финансово-кредитного характера;

·практика ухода от налогов и обыденность применения «теневых» операций,

·практика невыполнения обязательств между партнерами,

·излишняя бюрократическая регламентация бизнеса и взяточничество.

·отсутствие необходимого информационного обеспечения;

·недостаточная осведомленность предпринимателей (действующих и потенциальных) о возможностях и особенностях такого способа ведения бизнеса, как франчайзинг;

·психологический фактор (предприниматели просто не решаются использовать новые схемы)

·отсутствие знаний, в первую очередь правовых, необходимых для ведения бизнеса, как в качестве франчайзера, так и в качестве франчайзи;

·отсутствие соответствующих консультационных структур.

Несовершенство законодательства и махинации связанные с этим.

Основным отличием Российского законодательства от законодательства других стран является глава 54 ГК, посвященная коммерческой концессии. Деятельность франчайзинговых предприятий сейчас регулируется главой 54 Гражданского кодекса, которая регламентирует, что можно и что нельзя делать франчайзерам и франчайзи. В большинстве стран такого нет, зато там есть требование раскрытия информации, там франчайзер сообщает всю информацию о франшизе, для того чтобы франчайзи смог аргументировано принять решение о ее покупке. Такой подход, конечно, лучше того, что есть в нашем законодательстве. Глава 54 тормозит развитие франчайзинга. Это прежде всего регистрация договоров коммерческой концессии. Зачем это нужно, никто не может объяснить. Большинство компаний относятся к этому как к пустой формальности. Помощи Роспатента тоже нет, как показывает судебная практика. Все-таки франшиза - это товар, и по Закону «О защите прав потребителей» любой продавец обязан предоставлять всю информацию о товаре, с тем, чтобы покупатель сознательно приобретал тот или иной товар. А, следовательно, это должно быть обязательно прописано в Законодательстве.

Кроме того, по ст. 1034 ГК РФ франчайзер несет солидарную ответственность за франчайзи. На первый взгляд логика понятна: законодательство устанавливает повышенную защиту прав потребителя концессионных (франчайзинговых) товаров, работ и услуг, предусматривая субсидиарную ответственность правообладателя за их качество. Вступая в отношения с пользователем, потребитель вправе рассчитывать на получение результата, эквивалентного тому, который он получил бы непосредственно от правообладателя. Для обеспечения этого определенные обязанности возложены на франчайзера.

Однако солидарная ответственность предусматривает корпоративное ведение бизнеса, а франчайзи - это все-таки независимый предприниматель. А из-за отсутствия соответствующих нормативных рычагов франчайзер лишен возможности цивилизованного давления на недобросовестного франчайзи, бросающего тень на всю структуру.

Во-вторых, не удовлетворяет франчайзеров и требование не изменять условия договора при его продлении. Если ситуация на рынке меняется, то правообладатель вынужден перезаключать договор в ущерб своим интересам.

В-третьих, компания, продающая концессию, не имеет права диктовать франчайзи свою ценовую политику. Так, ст. 1033 ГК содержит запреты на включение в договор условий, ограничивающих права пользователя (по вопросам цены продаваемых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и определения круга потребителей), под страхом их недействительности (ст. 422 ГК). А если партнеры не согласятся поддерживать единый уровень цен, и их предприятия, скажем, два «Ростикcа», будут расположены рядом, то что делать? Идти франчайзеру в суд бесполезно - требования компании к проведению единой ценовой политики скорее всего будут признаны безосновательными.

Проблемы защиты прав на технологии в России, по словам Хамзата Хасбулатова, президента «Макдоналдс» в Восточной Европе, привели к тому, что «Макдоналдс» (который в Америке и Европе давно развивается по франшизе) в России до сих пор открывает точки самостоятельно и франшизой не торгует. «Любая сеть, которая насчитывает более трех точек, рано или поздно получает предложение продать свою франшизу, однако в подавляющем большинстве случаев потенциального партнера интересуют какие-то определенные технологии компании, товар на реализацию или бог весть что еще. Большинство франчайзи вообще плохо представляет себе, что такое франшиза, что значит соответствовать стандартам бренда. Работать честно и заключать долгосрочные контракты готовы разве что процентов 10 из потенциальных партнеров, - говорит Петраков. - В России ведь никогда не считалось зазорным позаимствовать технологию чужого бизнеса». Случаи, когда франчайзи обучался у продавца франшиз, работал под его маркой, «прикормив» клиента к точке, а потом разрывал договор и менял вывеску, отнюдь не редкость. Известно, что от недобросовестных франчайзи, в частности, пострадали «Крошка Картошка» и Subway. Обучившись не слишком хитрым технологиям, их партнеры разрывали контракт, меняли вывеску на схожую, чуть-чуть перерабатывали меню и продолжали работу без уплаты роялти.

Часто партнерам в большей степени интересна именно технология работы, однако платить за нее роялти совсем не хочется. «Subway не дает эксклюзивность на регион при продаже франшиз, аргументируя это действие тем, что при большей конкуренции предприятия будут более узнаваемые, а значит прибыльные. Т. е. в городе всегда работает много франчайзи. Такая политика позволяет подстраховать сеть: в случае возникновения проблем с конкретным франчайзи закроется лишь точка этого франчайзи, а не вся сеть в городе», - говорит Нина Семина. Впрочем, по словам Петракова, в том, что его «кидают», может оказаться виноват и сам франчайзер, например, неграмотно сформировать предложение по франшизе, плохо прописать технологию работы точки или единые стандарты работы сети, а также просто не учесть в своей программе региональную специфику бизнеса франчайзи (к примеру, не продумать структуру спроса в отдельно взятом регионе, где его партнер развивает свой бизнес). «Когда у компании дефицит средств, имеет смысл попробовать продать франшизу. Только вот на создание грамотного предложения может уйти и год, и даже больше. Выходить с франшизой сложно, это должно быть очень качественное предложение, которое устраивало бы и покупателя, и продавца», - говорит Петраков.

Кроме ситуаций с покиданием франчайзеров раньше срока, недобросовестные франчайзи также не всегда выплачивают роялти, даже несмотря на то, что франчайзеры устанавливают разумные проценты от продаж для выплаты роялти. Вероятно, дело в том, что далеко не все франчайзи полностью осознают всю суть франшизы и не считают необходимым взаимодействовать с франчайзером на равных правах.

Больным вопросом также является вопрос качества, особенно в сфере питания и услуг. Ведь для франчайзера не так много способов контролировать франчайзи в этой области. Он может следить по косвенным признакам за качеством, а также читать отзывы посетителей и изредка наносить визиты.

По закону франчайзер несет субсидиарную ответственность по претензиям, связанным с качеством продукции или услуг, предоставляемых франчайзи. Опытный бизнесмен обязательно заострит вопрос контроля качества на переговорах, ведь именно от этого в конечном итоге зависит успех. Однако нередко франчайзи совсем не хотят, чтобы их чрезмерно контролировали, скрывают и проблемы, и «факультативные» направления деятельности. Страдает заказчик, страдает бренд, страдает в итоге сам покупатель франшизы.

Важным отличием российского рынка франшиз от мирового - сложность для франчайзи получить кредит на открытие. Во многих странах у франчайзи получает кредит в банке без особого труда, ведь у него есть договор с франчайзером, гарантирующий выплату по кредиту. Также во многих странах франчайзер готов выступить поручителем, предоставив свое имущество под залог. В России такое пока не практикуется. «Банки, если и финансируют продажу / покупку франшизы, то неохотно и на общих основаниях, которые не всегда приемлемы для малого бизнеса», - констатирует Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзеров.

Немного истории российского франчайзинга.

В 80-х годах на отечественный рынок пришел американский франчайзер, компания «PepsiCo», которая построила на территории СССР несколько заводов по изготовлению безалкогольных напитков. Можно сказать, что это послужило хорошим учебным пособием для тогдашних бизнесменов. Спустя десять лет один из них приобрел права на развитие ТМ Baskin Robbins и создал кафе-мороженое. Вслед за ним стали появляться другие франчайзинговые компании, которые объединялись в целые сети. Самыми известными из них стали кафе «Русское бистро», прачечные «Синий кристалл», детское питание «Партнер», программное обеспечение «1С». К сожалению, из-за дефолта в 1998 году, многие дочерние компании потерпели крах, что выявило плохую адаптацию франчайзинга к условиям российской реальности.

Сегодня франчайзинговых компаний больше чем когда-либо, что говорит о хорошем росте развития данного сегмента рынка. По последним данным в России существует более 500 франчайзеров - производителей товаров, и тех, кто предоставляет какие-либо услуги и около 3000 франчайзи, которые имеют право на использование бренда. Большая часть отечественного франчайзинга это розничная торговля, а именно супермаркеты. Расширяются сети фитнесс-клубов, салонов красоты, баров и ресторанов. Франчайзинг часто используется в пищевой, косметической и текстильной промышленности.

Но теория остается теорией, если не рассмотреть ее на практике. Я выбрала несколько наиболее интересных российских франчайзинговых организаций, чтобы на конкретных примерах отразить проблемы и особенности франчайзинга в России.

«Пятерочка»

Магазин «Пятерочка» специализируется на розничной торговле продуктами питания. Самому франчайзеру принадлежит около 1000 магазинов, а франчайзи - 500. Магазины находятся на всей территории России, а также в Казахстане и Украине.

В 2009 году оборот «Пятерочки», учитывая франчайзи, составил 4,676 миллионов долларов. Стоимость франшизы «пятерочки» является одной из самых дорогих в России - 1 миллион долларов. Для сравнения, стоимость франшизы «Копейки» - 50-40 тысяч долларов. Конечно, стоимость франшизы зависит от региона, в котором собирается открыться франчайзи.

«Пятерочка» поставила перед собой глобальную цель - охватить своими магазинами всю территорию России. Однако они столкнулись с неожиданной проблемой: среди тех, кто был готов выложить немалую сумму за приобретение франшизы, оказывались и те, чьи амбиции не соответствовали их финансовым возможностям. В 2005 году партнер «Пятерочки» компания-франчайзи «Росторг», набрав долгов на 6 миллионов долларов, вынуждена была закрыться. После этого «Пятерочка» стала стремиться выкупать свои магазины у франчайзи. В 2005 году она приобрела 100% акций своего франчайзи в Свердловской области, а в январе 2006-го - 26% акций челябинского партнера. «Сейчас компания планирует выкупить несколько франчайзинговых сетей. Олег Высокий, управляющий «Пятерочки», стремится приобрести динамично развивающиеся сети, на это было выделено 600 миллионов долларов. Начиная с 2006 года было приобретено примерно 500 магазинов.

«Мебельвилль»

«Мебельвилль» - сеть магазинов, торговые точки которой открыты уже более чем в 19 городах России. Специализируется на торговле мебелью. Работает в таких небольших городах, как Тюмень, Томск, Новокузнецк, Прокопьевск.

Сеть магазинов была создана в первую очередь для реализации продукции фабрики «Красный Октябрь». Франчайзингом же они занялись лишь в 2005 году, тогда объем реализации продукции комбината составил более 40 млн. евро.

Создав торговую сеть, ДОК «Красный Октябрь» получил возможность бороться с «неуступчивыми» конкурентами. С одной стороны, комбинат теперь может размещать в магазинах практически все свои модели. С другой - в ассортименте сети на мебель «Красного Октября» приходится только 40-50%. Другую половину занимает продукция «угодных» ему мебельных фабрик.

Компания довольна результатами работы своих партнеров: за год объемы их закупок увеличились почти вдвое.

Стоит отметить, что именно фабрика заинтересована в открытии новых торговых точек, именно поэтому франшиза отдается бесплатно, а вот величина роялти не разглашается.

«Крошка-Картошка»

«Крошка-картошка» - известный многим пункт быстрого питания.

Сейчас есть уже окола 300 точек торговли печеной картошкой. Преимущественно «Крошка-Картошка» располагается в Москве, хотя изначально была основана в Санкт-Петербурге. Ее сеть также покрывает такие города как Сургут, Тюмень; Киев, Львов (Украина).

«Крошка-картошка» продает свою франшизу сейчас с большой осторожностью. У нее за плечами немало печального опыта: когда сеть стала крайне популярной, франшизи продавались очень активно, франчайзи же, разобравшись в методике работы, особенностях готовки, расторгали договор с франчайзером. По их мнению месячная роялти размером в 7% была неотправданой. Естественно, потом эти фирмы открывались вновь, но под другой вывеской. Так появились «Чудо-Картошка» и «Картофельный папа». Иными словами, «крошку-картошку» клонировали.

В «Крошке-Картошке» утверждают, что конкуренты не мешают бизнесу компании. Однако экспансию на региональные рынки путем франчайзинга приостановили.

Теперь сеть «Крошка Картошка» продает франшизы лишь на Санкт-Петербург, где компания точно может контролировать своих франчайзи.

Sultanna Frantsuzova и SELA

Оригинальным решением было решение открыть магазин одежды Sultanna Frantsuzova. Она удивительна тем, что предлагает бесплатно не только франшизу, но и свой товар. Однако сказать, что компания занимается благотворительностью нельзя, роялти составляет 50% - это самое высокое роялти.

Решение работать по такой схеме франчайзинга было интересным и инновационным, однако Sultanna Frantsuzova уже разорилась и закрылась.

Стабильным примером успеха на российском рынке франчайзинга в сфере одежды является магазин SELA.

Уникальность опыта работы корпорации Sela состоит в том, что она является первым и крупнейшим франчайзером одежды на российском рынке. Обладая большим опытом работы, Корпорация Sela достигла оптимизации торговых процессов и помогает партнёрам нивелировать все риски в бизнесе.

POLARIS- крупнейшая в России, динамично развивающаяся федеральная сеть компьютерных центров. Ассортимент - более 8 тыс. наименований компьютерной и цифровой техники. Находится в 15 городах России. Применять франчайзинговую схему POLARIS стал лишь с 2005 года. Теперь в его сети 46 собственных, 5 франчайзинговых предприятий.

POLARIS предложил тоже не совсем обычную схему франчайзинга. Получив франшизу, франчайзи платит 5000 евро ежегодно на протяжении всего срока сотрудничества с франчайзером, а роялти же отсутствует. Франчайзи покупает товары, выбранные франчайзером, который и занимается их поставкой.

Заключение

За франчайзингом - будущее мировой экономики. Франчайзинг - клонирование успешного бизнеса. Ведь когда франчайзи выбирает фирму, у которой он купит франшизу, то постарается выбрать наиболее перспективную. Кроме того, франчайзинг способствует созданию оптимальной организации и сокращению трансакционных издержек. Надеюсь, в моей работе эта мысль четко прослеживается. Франчайзинговая система устойчива к кризисам и не раз спасала экономику различных стран. Ведь даже при неблагоприятном законодательстве в России франчайзинг продолжает активно развиваться. Ведь только в 2008 году количество франшиз в России возросло по сравнению с 2007 годом более чем на 40%. Франчайзинг в России почти на 150 лет моложе мирового франчайзинга, ведь до 1991 года Россия была Советским Союзом, а глава 54 Гражданского Кодекса о коммерческой концессии принята только в 1996 году. Несмотря на это, для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. В нашей стране уже создают программы обучения франчайзингу. Так, например, в 2005 году была открыта Школа Профессионального Франчайзинга.

Мне кажется, что единственная существенная проблема Российского франчайзинга, создающая значительное различие между российским рынком франшиз и мировым и которая не может решиться сама, со временем, - наше несовершенное законодательство. Я убеждена, что раз во всем мире франчайзинг называют франчайзингом, то и в нашей стране есть смысл отменить коммерческую концессию и легализовать понятие «франчайзинг». За основу же мне кажется рациональным взять проверенную временем систему США, а в том числе и документ о раскрытии информации, обязующий франчайзера предоставить полную информацию франчайзи о текущем положении дел.

Итак, как я уже говорила, франчайзинг является уникальным явлением, благоприятно воздействующим на разные показатели. Соберем их все вместе.

Развитие франчайзинга в стране:

·повышает общую культуру предпринимательских отношений;

·способствует созданию новых рабочих мест;

·способствует приобретению новых идей, методов и технологий в бизнесе;

·создает комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

·привлекает значительные иностранные инвестиции в российскую экономику

·Увеличивает ВВП страны и общий оборот денег.

По моему мнению, если в нашей стране предприниматели будут защищены законом, то количество покупаемых франшиз будет расти и расти, что послужит основой, фундаментом для развития российского бизнеса.

Данная работа вызвала во мне немалый интерес к франчайзингу, я планирую теперь в ближайшем будущем изучить тщательнее 54 главу ГК РФ, а после окончания института намерена включиться в работу на рынке франшиз, предположительно в качестве франчайзи.

Список использованной литературы

1)Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics). Изд. Кнорус. Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова

2)Журнал «Эксперт Сибирь» №46-47 (261) 07 декабря - 14 декабря 2009

Статья «Связанные одной целью», Снежана Козлова

)Журнал «D`» №11 (74) 08 июня - 22 июня 2009

Статья «под чужой крышей», Инга Коростылева

)Отчет И.В. Рыковой «Франчайзинг в России. 2008 год»

5)«Российская Бизнес-газета» №729 (45) от 24 ноября 2009 г.

«Бизенес на продажу» Андрей Евпланов, интервью с Валерием Перковым

)Ирина Телицына «Яркая семейка»

7)Деловой еженедельник «Компания» №553 от 6 апреля 2009 года

Статья «Под чужой крышей» Ольга Колтунова

)Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая. Глава 54)

9)РАФ (#"justify">)Европейский Совет по Франчайзингу (#"justify">)Европейская Федерация Франчайзинга (#"justify">)Международная Ассоциация Франчайзинга (#"justify">13)SELA франчайзинг (#"justify">)«Пятерочка» концессия (#"justify">)Мебельвилль франчайзинг (#"justify">)«Крошка-картошка» (#"justify">17)POLARIS франчайзинг (#"justify">18)Sultanna Frantzusova (http://www.sultanna.info/)

Похожие работы на - Особенности функционирования предприятий, организованных в форме франчайзинга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!