Художник Клавдий Васильевич Лебедев
Художник Клавдий Васильевич Лебедев
Аксенова Г. В.
Клавдий
Васильевич Лебедев (1852-1916) – художник-передвижник, исторический и жанровый
живописец, представитель русской реалистической школы рубежа XIX-XX веков. Его
имя остается мало известным. О его работах знают в основном только те, кто
хорошо знаком с творчеством Константина Тона. А единственная небольшая
книжечка, посвященная его жизни и творчеству, была опубликована в 1948 году.
Родился
К.В. Лебедев 16 октября 1852 г. в семье крестьянина, церковного живописца, что,
безусловно, повлияло в дальнейшем на его творчество. О детских и юношеских
годах будущего художника практически ничего неизвестно. В нач. 1870-х гг. он
поступил в Строгановское училище. Оттуда в 1875 г. перешел в Училище живописи,
ваяния и зодчества. Любимым учителем К.В. Лебедева был В.Г. Перов. Ближайшим
другом и сподвижником стал Владимир Маковский. Огромную роль в становлении
художника сыграл представитель академической школы рисования Е.С. Сорокин.
Благодаря занятиям с ним Клавдий Васильевич достиг высоких успехов в области
графики, стал лучшим рисовальщиком Училища, а впоследствии – одним из лучших
рисовальщиков своего времени, великолепным книжным графиком.
70-е
– 80-е гг. XIX в. – замечательный период в истории русского искусства,
ознаменовавшийся всплеском интереса к отечественной истории и ее осмыслением в
художественных образах. Исторический жанр увлек многих русских живописцев,
запечатлевших на полотнах самые разнообразные события русской истории.
Художественная работа, посвященная русской истории, по словам И.Н. Крамского,
«настолько интересна, нужна и должна останавливать современного художника,
поскольку параллельна современности и поскольку можно предложить зрителю
намотать себе что-нибудь на ус».
Вполне
закономерно, что любимым жанром для Лебедева стала историческая живопись,
позволяющая показать характеры, используя красочность древнерусских костюмов и
особенности обстановки. Следуя по пути, начатому В.Г. Шварцем, сначала копируя
и воспроизводя предметы старины и костюмы эпохи XVI-XVII вв., художник
постепенно пришел к созданию в годы учебы картины «Молодой боярин за столом»
(1880). А за картину «Выход боярышни из церкви» получил большую серебряную
медаль. Знание истории, любовь к родному прошлому, историческое чутье позволили
ему создать интереснейшие полотна, среди которых «Царь Иван IV Грозный,
просящий игумена Кирилла благословить его в монахи».
Русская
история периода XVI-XVII вв. вызывала особый интерес. Поэтому неслучайным был
успех его картины «Боярская свадьба» (XVII век), демонстрировавшейся в 1884 г.
на XII выставке передвижников. Первое большое историческое полотно К.В.
Лебедева критика встретила неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали,
что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них
противно смотреть». В.В. Стасов посчитал, что самое привлекательное в работе
Лебедева - это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». Имя
Лебедева становится известным. Его полотна заметили известные художники. В 1888
г. Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме В.М.
Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что
большие вещи можно ждать от Лебедева».
Этой
«большой вещью» стало историческое полотно «Уничтожение новгородского веча»,
продемонстрированная впервые в 1891 г. на XIX выставке передвижников. Следом, в
1894 г. была написана картина «Полонянник», навеянная историческим рассказом Н.
Полевого «Русский полонянник» и посвященная трагическим событиям русской
истории – монголо-татарскому игу. Постоянно художник обращался в своем
творчестве к жанровым историческим сценам, не забывал о них: «Угощение шута»
(1892), «Дурка» (1892), «В Московском приказе XVII в.» (1898), «Отдохнул»
(1900), «К боярину с наветом» (1903).
Работая
над историческим жанром, Клавдий Васильевич писал картины, посвященные
отдельным историческим событиям и деятелям русской истории. За полотно «Смерть
царя Федора Алексеевича» его удостоили звания академика (1897 г.). В начале XX
в. появился цикл картин, посвященных Петровской эпохе: «Царевич Петр Алексеевич
и дьяк Зотов» (1903), «Прощание царицы Н.К. Нарышкиной с братом Иваном перед
тем, как выдать его стрельцам» (1908), «Петр I в Саардаме» (1908). Исторические
работы К.В. Лебедева были литографированы и изданы в виде альбома в 1911 г.
Размышляя
о творчестве художника О. Сопоцинский отметил, что его «картины обладают одним
очень ценным качеством – возможностью быстро прочесть композицию. Зритель, даже
не зная заглавия, легко улавливает нить рассказа. Малейшая деталь является в
картине необходимой и не становится лишней». Он назвал Лебедева
«непревзойденным и увлекательным рассказчиком».
Будучи
членом Товарищества передвижных выставок, Клавдий Васильевич в избрании
тематики своих картин не обошел стороной жанр. Создавая скромные по замыслу, по
формальным приемам жанровые сцены, он смог достичь в них широкого обобщения.
Таковы полотна «К сыну» (1894), «На родине» (1897), «Что-то случилось», «В церкви»,
«Иконописец» и др.
Размышляя
о творчестве К.В. Лебедева, нельзя не сказать об одном из самых главных событий
в творческой биографии живописца. А главным делом всей его жизни стала роспись
Вознесенского собора в г. Ельце, взведенного по проекту К.А. Тона. (Проект
собора был утвержден в 1844 г., строительство началось в 1845, с 1877 г.
начались штукатурные работы, а затем и роспись стен, которая закончилась к 1887
г.). В Вознесенском Елецком соборе, возведенном архитектором А.С. Каминским по
проекту К.А. Тона, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных
росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых
принадлежит кисти выдающихся художников-передвижников А.И. Корзухина и К.В.
Лебедева. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд
икон в самом иконостасе и центральный образ – «Распятие Христа» принадлежат
кисти академика живописи Алексея Ивановича Корзухина. Остальные настенные
росписи и иконы иконостаса выполнены К.В. Лебедевым. С Вознесенским собором
связаны шесть дет работы. Лебедев заполнил два нижних яруса центрального,
написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы
храмовой части собора. Тридцать пять тысяч рублей, полученные художником за
свой труд, обеспечили материальную независимость живописца.
Своеобразным
продолжением работы над росписью Елецкого собора можно назвать обращение к
иллюстрированию Библейских книг. Живописное осмысление Ветхозаветной и
Новозаветной истории привело к созданию цикла иллюстраций, отлитографированных
и изданных в начале XX в.
В
80-е гг. художник начинает серьезно заниматься иллюстрированием книг. Среди
первых известных работ - иллюстрации к некоторым рассказам из «Записок
охотника» И.С. Тургенева, выполненных в 1883-1884 гг. Исполненная с большим
мастерством и глубоким пониманием поэтичности прозы Тургенева эта серия
рисунков стала настолько интересной для читающей публики, что в 1884 г. она
была издана в виде отдельного альбома, обложку которого очень интересно оформил
сам Лебедев. До сегодняшнего дня иллюстрации К.В. Лебедева к «Запискам
охотника» остаются лучшими и непревзойденными и по технике исполнению, и по
глубине пониманию образов, созданных И.С. Тургеневым.
Хорошо
известно роскошное издание Н.И. Кутепова «Великокняжеская, Царская и
Императорская охота на Руси». Картины для этой книги писали И.Е. Репин, В.
Серов, А. Рябушкин, а также К.В. Лебедев. Второй том книги - «Царская охота» -
открывался фронтисписом работы К.В. Лебедева: «Выезд Царя Алексея Михайловича
на соколиную охоту из Спасских ворот г. Москвы».
Глубокие
познания в Отечественной истории и хорошее знание книжных традиций Древней Руси
позволили К.В. Лебедеву талантливо проиллюстрировать целый ряд исторических
произведений известного русского писателя П.Н. Полевого: это «Избранник Божий»,
«Отголоски старины», «Исторические рассказы и повести», пересказы новгородских
былин и др.
В
кон. 90-х гг. он иллюстрирует и оформляет исторические произведения
Общедоступной библиотеки А.Д. Ступина. Лучшие работы в области книжного оформления
с использованием своих познаний по истории орнаментации древнерусской
рукописной и старопечатной книги были выполнены К.В. Лебедевым в начале XX века
для двух издательств: Маркса и Девриена.
В
90-е гг. XIX в. К.В. Лебедев становится преподавателем, сначала в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Высшем художественном училище при
Академии художеств (Санкт-Петербург). С 1896 по 1898 гг. он был профессором
натурного класса Высшего Художественного училища при Академии. С 1906 г. Лебедев
– Действительный член Академии художеств.
Умер
Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Незаконченной осталась его
картина «Иван Грозный».
До
конца своей жизни художник оставался верен избранной исторической тематике, а
его познания позволяли выполнять работы, будь то живописное полотно или
иллюстрация к книге, не просто высокохудожественно, но и исторически
достоверно. Своими произведениями Лебедев воспел красоту русского человека, его
духовную силу. Все его работы пронизаны любовью к России и русской истории.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/