Административные центры.
Законодательное выделение посёлков впервые произошло в 1924 году. В 1934 г законодательно были закреплены 3 вида новых поселений: индустриальные поселения, рабочие и дачные посёлки. Рабочим посёлком признавалось поселение с численностью населения в них не менее 400 чел, основное население которого (65% населения и более) было занято в промышленности.
Курортным посёлком признавался населённый пункт, имеющий рекреационный статус. Количество приезжающих на отдых или лечение должно было составлять не менее 50% постоянного населения посёлка.
Дачным посёлком признавался населённый пункт вне городской черты, созданный для обслуживания городов в качестве мест летнего отдыха или мест размещения санаториев. 25% населения посёлка должно было быть занято в сельском хозяйстве.
Глава 1. Градостроительная реформа в России
.1 регулирование градостроительных отношений до 40-х годов XIX в.
Градостроительные отношения в России регулировались по-разному. Необходимость их регулирования была вызвана жизненными условиями: пожары в городах Руси были страшным бедствием, (новгородский летописец сообщал, что каждое столетие в Новгороде приходилось 7 особо крупных пожаров, о которых упоминали в новгородской летописи). Города после каждого пожара (их было 300-400 в год) приходилось отстраивать заново. Регулирование градостроительных отношений ставило своей целью защитить города Руси от пожаров.
До сер. XVII в. градостроительные отношения в русском государстве вообще не регулировались. Первым законодательными актами градостроительного характера стали именные указы царя Алексея Михайловича «о недозволении домохозяевам ставить свои хоромы близко к соседней меже и пристраивать к стене соседа печи и поварни» и «о сломке тех из построек, кои будут возведены несогласно с сими правилами». В 1681 г. протопопу Софийского собора Ивану было рекомендовано всем сословиям, устраивающим огороды, крыть печи для приготовления пищи драницами, традиционные покровные материалы - солома и хворост запрещались. Наблюдение за исполнением этих указов было возложено на городских бояр. В постановлении были неопределённости, которые затрудняли исполнение указа «о покровном материале печей». Население противилось исполнению этого указа, так как он противоречил вековым традициям населения. Цель указа не была достигнута - Москва выгорела. 23 октября 1681 г Федор Алексеевич распорядился, чтобы крыши домов в Москве крыли тёсом, а дома в Москве (в Кремле, Китай-городе, вблизи этих улиц и по большим улицам Москвы возводили бы не из дерева и брёвен, а из кирпича). Этот же указ рекомендовал отделять здания друг от друга каменной стеной (брандмауэром) для избегания больших пожаров. В 1688 г. было повсеместно запрещено возводить трёхэтажные деревянные дома. Запрещено было строить деревянные здания в пределах белого города, и разрешалось обкладывать кирпичом деревянные дома. Запрещено было строить каменные здания в Земляном городе (каменное строительство было сосредоточено в центре Москвы). Отношения до Петра I регулировались в основном именными указами русских царей.
Петр I в 1701 г. издал повеление о строительстве в Москве на погорелых местах достаточным людям каменных домов, а недостаточным - глиняных мазанок с обязательством крыть их черепицей или гонтом. Затем для облегчения полицейского надзора в 1704г было запрещено селиться москвичам внутри дворов, а постройки возводить вдоль городских улиц по образцу европейских городов. Также царь распорядился устроить казённые кирпичные заводы и учредил Канцелярию Каменных Дел (она выдавала материал для строительства построек). Кирпич в России ещё не умели производить, его ввозили из-за границы и он был очень дорогим. Горожане возводили в основном деревянные строения.
Главным стимулом создания строительного законодательства было возведение новой столицы Российской империи-Санкт-Петербурга. С этой целью в 1709 г. из военного ведомства была образована контора городских строений, которая отвечала за городские постройки, строительные подряды и планировку новой столицы.
Строительное законодательство первой четверти XVIII в. создавалось «на ходу», некоторые нормы вошли в кодификацию законодательства в XIX в. Для его развития важной задачей было подготовка и воспитание руководящих архитектурных кадров. С этой целью приглашались в Россию иностранные инженеры, и мастера, а также прикреплялись к ним ученики; посылка русской молодёжи и мастеров за границу для изучения иностранного опыта; делались переводы специальной иностранной литературы; составлялись подробные инструкции и указы по производству работ (издавались как законы с царскими комментариями).
В 1718 г указом Петра была создана главная полицмейстерская канцелярия, которая регламентировала городское строительство и благоустройство, а также городские повинности (указ действовал только на территории Петербурга). Указ требовал соблюдать красные линии при застройке улиц, оставлять удобные проезды и соблюдать пожарную безопасность. Уже в 1714 г Пётр I начал выдвигать требования строить на голландский, английский или прусский манер.
Распределение мест для строительства в Петербурге определялось по состоятельности людей - числом душ, которым владел человек. Для наглядного показа населению требуемой планировки и нового оформления фасадов канцелярией от строений был выпущена серия проектов образцовых жилых домов (проекты были утверждены именным указом Петра I). Первая серия проектов «образцовых» жилых домов была выпущена около 1714г. В ней размер дома зависел от сословной принадлежности владельца. Она включала в себя 3 варианта дома для «подлых» (солдат, рабочих, чиновников, служащих); дома для «зажиточных» (купцов) и дома для «именитых» (дворян). В образцовых проектах обязательными были лишь размеры участка, размеры дома и ворот. Отделывать фасад можно было по желанию застройщика, но после утверждения главным архитектором. Кто хотел строить по иному проекту, тот должен был рисунок показать Трезини и только потом строить. Для привлекательности деревянные дома предписывалось имитировать каменными и строить из бруса, а если здание будет из дерева, то снаружи обивать тёсом и красить, либо расписывать в кирпич. Следующей после серии «образцовых» домов в 1721 г. была выпущена (с приложением инструкции) серия загородных жилых домов с планировкой участков. Основное внимание при проектировании этой серии было уделено планировке садов и огородов, а также на архитектуру малых форм: беседок, фонтанов, оформление прудов, заборов, ворот, и т. д. Был составлен проект решётчатого забора с воротами для ограждения участков. Законодательно запрещалось перекрывать ворота двускатной крышей. Образцовые проекты загородных домов сопровождались подробными инструкциями Петра I (они регулировали планировку домов). Никаких конструктивных чертежей для каменных и деревянных домов не составлялось - чертежи и технические указания были только для мазанок. Частные дома пропагандировалось (с 1701г) крыть черепицей. Также рекомендовалось заменять тёс гонтом (гонт изготавливался мастерами канцелярии и производству обучались все желающие. Обучение было бесплатным). К ним предъявлялись противопожарные требования.
Периодически издавались законы, регламентирующие кладку печей. В 1722г был принят сенатский указ «о строении крестьянских дворов по установленному чертежу». В качестве образцовой была принята гнездовая планировка сельских населённых пунктов. К нему прилагались чертежи и планы образцовой застройки погорелых деревень. Нормы были повторены указом 1753 г.
Особо следует отметить указ 1743 г., который обязывал мостить мостовые в деревнях. Указ нигде не исполнялся.
Застройка Петербурга была медленной, полицейский учёт был небрежным, императоры всё больше возмущались медленным ходом работ. Градостроительная реформа была непоследовательной, указы императоров отличались нечёткостью требований и мягким характером (не было жёстких и определённых санкций).
Строительство Петербурга было государственным делом - частные интересы не учитывались и государство активно вмешивалось в рыночный механизм производства. Строительство частных домов рассматривалось как вид государственной службы, интересы застройщиков, их возможности и желания практически не учитывались. Частное строительство фактически являлось казённым (кроме финансовой составляющей). Эту проблему не удалось решить даже преемникам Петра I. Особенно плохо обстояло дело с постройками на Васильевском острове (для него издали несколько специальных указов). Не помогали даже уголовные и имущественные санкции. В Петербурге были разработаны нормы противопожарной безопасности. В других русских городах государство градостроительную деятельность не регулировало. В 1728 г. противопожарные правила Петербурга были распространены на все города России.
После смерти Петра I застройка Петербурга замедлилась, частично было возобновлено каменное строительство в Москве. Немногочисленные акты по строительству 1725-1732 гг. регулировали в основном вопросы благоустройства. По-прежнему главным бедствием городов оставались пожары.
Во второй половине XVII в. необходимость изменить порядок строительства в городах стала предметом государственной важности. Были намечены следующие мероприятия:
ограничение территории города и деление его на собственно город - центральные районы - и предместья;
создание геометрически правильной сети улиц и переулков, ширина которых обуславливалась противопожарными правилами;
устройство центральных площадей в целях выделения административных центров, площадей для постоянной торговли и для рынков (в городах с малым количеством воды - также устройство небольших площадей для колодцев);
укрупнение кварталов и деление их на определённое количество геометрически правильных участков (владений);
распределение кварталов в города для каменного и для деревянного строительства;
применение в застройке города «примерных» фасадов, регламентировавших размеры построек.
Большое значение, как и в начале столетия, придавалось всемерному внедрению огнестойких материалов. Отметим также новые предметы законотворчества - производства, связанные с загрязнением воды и воздуха (пивоварни, салотопни, кожевенные, мыловаренные заводы и пр.), и стремление разместить их на окраинах городов, ниже по течению рек, а также вывести кладбища за пределы города.
Градостроительный подход при проектировании жилой застройки отвечал представлению о регулярности, то есть тому идеалу упорядоченного, рационального города, к которому стремились зодчие классического направления в русской архитектуре. Вместе с тем, подобные взгляды на жилую застройку свидетельствовали о стремлении подчинить государству интересы частных владельцев. Строительство по «образцовым» проектам наиболее соответствовало стремлению государства к унификации в этой области. Опыт застройки новой столицы постепенно распространялся на остальные русские города.
Труды комиссии о строении дали строительному законодательству следующие правила в Санкт-Петербурге:
«кровли каменных домов крыть железом и черепицею; балконы делать каменные и кирпичные, но отнюдь не деревянные». Впервые предметом строительной регламентации стали общественные постройки: кабаки, трактиры, лавки - их надлежало делать со сводами. Высказывались конкретные инженерные требования к проектированию домов, обращенные к архитекторам: «наблюдать, чтобы нижние этажи домов имели фундаменты толстые и крепкие; все дома строить на погребах, окна которых должны быть на один фут выше большой полой воды; домов вместе не смыкать; в погреба лестницы делать каменные, а двери железные; дворы строениями не затеснять; разрыв между каменными постройками делать в 3 саж.; печей, труб и каминов, без указания ... не возводить».
Впервые прозвучала норма о позволении строиться двоим владельцам, стена к стене, но «под один фасад и с разделением домов их брандмауэром выше крыши». Были запрещены деревянные пристройки к каменным домам, постройка заводских и фабричных зданий, для безопасности от огня, ближе от обывательских домов, на 60 саж., и, наконец, о необходимости на всякого рода постройки подавать чертежи на утверждение комиссии о строении.
Чтобы нивелировать издержки традиционного планирования поселений, был разработан типовой квартал. Как и в начале века, в большинстве частей города придерживались схемы планировки кварталов Васильевского острова, (то есть параллельных улиц, между которыми расположены два ряда вытянутых участков, застроенных по красным линиям «образцовыми» жилыми домами.) Но уже в ряде районов в дополнение к районным планировкам по заданию правительства были разработаны проекты «большим, средними малым» домам; проекты были приложены вместе с планами к издаваемым законам. Кроме того, в законах имелись неоднократные указания - строить по образцу дома «француза Гравероа».
Сенат, утверждая законом районные планы Петербурга, устанавливал ширину улиц (от 10 до 15 саж.) и переулков (8 саж.), плотность застройки, этажность домов (от 1 до 3 этажей на нежилых погребах). Как и раньше, регулировался подъем крыш и запрещались мансарды с переломом крыши, определялось, в каких частях города следует строить каменные дома и где разрешается деревянное строительство.
Значительным прорывом в формировании теории права, повлиявшим на практику строительного дела в послепетровский период стал созданный в рамках «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» уникальный документ - трактат-кодекс «Должность Архитектурной Экспедиции». Он был создан в 1737-1740 гг., включал обширный пакет законоположений: правила, инструкции по технике строительства, по применению материалов, регламентации обязанностей архитекторов, - то есть являлся декларацией основ государственной деятельности в области архитектуры и градостроительства. Рассматриваемый документ явился следствием реорганизации государственного руководства строительством в первой трети XVIII в. По характеру содержания трактат соединяет в себе и черты теоретического исследования, и учебной книги, и государственного акта. Судьба трактата как законодательного акта неясна. В качестве закона он не был принят и опубликован. Его глубокое отличие от всех архитектурных трактатов XVII-XVIII вв. заключается в том, что «Должность Архитектурной Экспедиции» составлялась и писалась как государственный акт, как свод постановлений и правил, имеющих обязательный характер. Общие положения о сущности архитектуры, рассуждения о характере различных видов строительной деятельности, многочисленные технические примеры и указания были призваны не только аргументировать те или иные предписания, но и просвещать, учить, устанавливать определенную точку зрения на теоретические и практические проблемы строительства.
Из предложений, сформулированных в трактате-кодексе, были осуществлены следующие:
составлены точные геодезические планы Петербурга и Москвы;
подготовлены и утверждены проекты перепланировки всех районов Петербурга;
узаконены сопровождавшие их докладные записки и 44 постановления по регулированию строительства;
разработаны и внедрены новые «образцовые» проекты жилых домов;
упорядочены некоторые отрасли промышленности строительных материалов и усовершенствованы конструкции зданий.
Главной целью составителей этого документа было изложение начал регулярного городского строительства и выработка мер, которые дали бы государственной власти возможность осуществлять это строительство.
Во второй половине XVIII в. применение «образцовых» проектов жилых домов в качестве нормативных, а также разработка типовых планировок кварталов и площадей получают дальнейшее развитие. Это было связано с возникновением значительного числа новых городов, особенно после административной реформы 1775 г., которая была проведена с целью усиления полицейской власти на местах. Городами стали называть небольшие селения. В связи с этим первостепенными стали задачи упорядочивания градостроительства, которые понимались, в первую очередь, как осуществление в широком масштабе работ по составлению планов городов. Оно началось с 1763 г. с издания указа «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Уже в 30-х гг. XVIII в. в ряде городов по примеру Петербурга были сделаны точные геодезические планы. Так, в Москве эта работа, начатая в 1722 г. недостаточно квалифицированными работниками и не давшая ощутимых результатов, была возобновлена в 1731 г. и закончена бригадой геодезистов и чертежников в 1739 г. В других городах планы в эти годы обычно не составлялись. Регулирование застройки производилось указами без приложения планов.
Руководство составлением планов городов и их застройкой было поручено Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы, подведомственной Сенату.
Комиссия была организована по образцу Комиссий 1737 г.; в ее состав входили крупные сановники (вначале И.И. Бецкий, 3.Г. Чернышев, Н. Чичерин, затем А.И. Шувалов, П. Завадовский и др.). Сотрудниками Комиссии была выполнена большая часть планов и «образцовых» проектов для жилой застройки.
Составлявшиеся на местах проекты направлялись в Комиссию, которая до «апробации» рассматривала их, внося те или иные поправки; в случае необходимости (при выборе места для города и др.) высылала в города своих архитекторов. Местные власти не могли вносить в него изменения.
При этом, приложение, изданное только в 1839 г. (спустя 40-60 лет после составления многих планов), не является исчерпывающим. Из 416 планов, в начальные годы (1766-1774 гг.) были утверждены 16: после административной реформы (1776-1788 гг.) - 287, в последние годы работы Комиссии (1792-1794 гг.) - 3. В отдельные годы ее работы количество планов было исключительно велико. Так, в 1778 г. было утверждено 44 плана, в 1780 г. - 33, в 1784 г. - 70, в 1786 г. - 30 планов.
Кампания по созданию планов городов была фактически первой общероссийской правовой реформой в области градостроительства. В связи с этим ее законодательное обеспечение - указы, сами планы, переписка, отчеты по поводу их создания были очень четко отработаны, форма указов была стандартной, их текст весьма коротким, в отличие от остальных законодательных актов в этой сфере.
.2 История градостроительной реформы
Началось централизованное регулирование градостроительных отношений в 40-е годы XIX в. Особую роль в организации регулирования землепользования земель и их застройки сыграл специальный центральный комитет. Он был создан в 1843 г. для разработки строительного устава.
Комитет заведовал строительной частью, а также осуществлял контроль за градостроительной деятельностью. Строительный устав 1853 г. (позднее - устав 1900 г.) регулировал вопросы осуществления строительства казённых зданий, церквей, частных городских построек. Им регламентировались кодифицированная система принципов (взаимопроникновение гуманистического и технического начал, определяющих специфику строительной деятельности) и организационные формы архитектурно-строительного дела.
Целью регулирования градостроительных отношений в дореволюционной России было установление строительных требований к параметрам (высоте, ширине) построек, техническим характеристикам, размещению пристроек, ограждений и ремонту сооружений. Строительный надзор имел следующую цель: обеспечение соблюдения требований при строительстве зданий, предупреждение от пожаров и различных опасностей неправильно возведённых построек.
.2.1 Регулирование землепользования и застройки в 1917-1968 гг.
После 1917 г. акцент правового регулирования сместился от застройки к использованию земель населённых пунктов. В этот период предпринимаются попытки на уровне правовых актов определить понятие городских земель и земель населённых пунктов и сформировать их отличительные характеристики.
октября 1917 г. был принят декрет о земле, который отменил частную собственность на землю. Усадебные земли с садами и огородами остались в собственности владельцев. Декрет СНК РСФСР от 14декабря 1917 г. «о запрете сделок с недвижимостью в городах» подтвердил отмену частной собственности на городские земли. С 18 декабря 1918 г. были приостановлены любые сделки по распоряжению недвижимостью и землями в городах. Земля в городах стала общественной собственностью.
Декрет ВЦИК «об отмене частной собственности на недвижимость в городах» от 20.08.1918 г. развил декрет о земле. Ст. 1 декрета 1918 г. отменила право частной собственности на все городские земельные участки (как застроенные, так и незастроенные),принадлежащие частным лицам промпредприятиям, ведомствам и учреждениям.
Земельный кодекс РСФСР регламентировал режим городских земель. Статья 144 устанавливала, что землями городов являются земли внутри городской черты. Земельные отношения в городах регулировало положение о земельных распорядках в городах, принятое в 1925 году (декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1925 г.). Положение определило состав городских земель, порядок их предоставления и управление ими. Землями городов признавались земли в пределах городской черты с находящимися на них зелёными насаждениями, лесами, недрами горземель, береговая полоса и водные пространства на территории города, кроме земель, изъятых в соответствии с законодательством. Положение изъяло из состава городских земель земли, занятые для военных нужд, земли транспорта и земли недр. Городские земли находились в ведении местных органов власти.
Постановлением ЦИК СНК РСФСР от 15 декабря 1928 г. были утверждены Общие начала землепользования и землеустройства. Они признавали в качестве земель городов земли внутри городской черты за исключением земель специального назначения. Начала распространялись также на посёлки городского типа и горпоселения. Начала по землеустройству определяли земли спецназначения как земли, предоставленные в использование госучреждений, предприятий и общественных организаций для целей несельскохозяйственного характера. К ним относились земли транспорта, обороны и.т.д. Общие начала допускали включение земель спецназначения в состав городских земель после того, как они отслужат свой срок (ст. 56 Начал). Этими землями распоряжались соответствующие земельные и городские органы.
Городские земли выделились в самостоятельную категорию земель. Ими признавались земли городов (горпоселений) и посёлков внутри города, которые не были изъяты из их состава и не признаны землями специального назначения.
.2.2 Регулирование землепользования после 1968 г.
Предпосылки для рационального использования земель в градостроительстве и совершенствования земельного законодательства были созданы после принятия Основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик 1968 г. Основы выделили в самостоятельную категорию земли населённых пунктов и дали им определение. В эту категорию включили земли сельских поселений, раннее находившихся в составе земель сельскохозяйственного назначения. Им был посвящён III раздел Основ. К землям населённых пунктов относились: земли городов, поселков городского типа и сельских н. пунктов (земли получили в Основах собственные определения). Ст. 36 Основ отнесла к землям сельских населённых пунктов все земли в границах этих пунктов.
Ст. 30 признавала землями городов все земли в пределах городской черты. К посёлкам городского типа применялся режим земель городов.
Землями населённых пунктов управляли городские, сельские и поселковые органы местного самоуправления. В 1970г был принят ЗК СССР, закрепивший определение и состав земель населённых пунктов. Земельное законодательство регулировало в основном отношения по охране и использованию сельскохозяйственных земель.
.2.3 Регулирование земельных и градостроительных отношений в 1990-2004 гг.
Земельная реформа 1990 г. коренным образом изменила земельное законодательство.
Реформа восстановила частную собственность на землю. Правовой основой охраны и использования земель поселений стал ЗК РСФСР от 25 апреля 1991 г. С 1991 г. земельные отношения регулировались системой актов исполнительной и законодательной власти РФ (постановления съездов народных депутатов, верховного совета РСФСР в 1991-1993 гг.; указами президента РФ в 1993-1994 гг; Госдумой РФ ( ГК РФ в 1994-2001 гг.).
В 1998 г. был принят Градостроительный кодекс РСФСР. Он выделял 6 категорий земель: земли застройки; земли общего пользования; сельскохозяйственные земли и иные угодья; земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли городских лесов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения.
В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ. Ст.7 ЗК все земли России подразделила на 7 категорий (земли поселений выделены в самостоятельную категорию.). В 2004 г. принят градостроительный кодекс РФ, ознаменовавший начало градостроительной реформы в РФ. ГРК РФ 2004 г. регулирует градостроительные отношения в России и является правовой основой для проведения градостроительной реформы. Реформа осуществляется на основе градостроительных документов, принятых в соответствии с ГРК 2004 г.
На сегодняшний день реформа в РФ не завершена, срок её проведения продлён до 2012 года.
Таблица 1
Государственное управление строительной частью России XVI-начала XX века
Наименование организацииГоды действияОсновные функцииПримечания«Приказ каменных дел» (Москва)XVI-XVII вв. (с 1584 г.)Ведал дворцовым и фортификационным строительством в России.«Канцелярия каменных» дел (Москва)1701г.Заведование строительством столичным, преимущественно, казенным, распространение среди населения основных начал строительной техники.Канцелярия от строений Петербурга1709-1732гг.Основана для проведения «регулярного» строительства Петербурга. Были составлены: план города, первые «образцовые» проекты жилых домов, проводилась работа по подготовке строительных кадров и привлечению иностранных специалистов. Вела также дворцовое и фортификационное строительство по всей стране.Канцелярия от строений Петербурга разделилась на: 1) Дворцовую канцелярию; 2) Канцелярию главной артиллерии и фортификации; 3) Канцелярию от строений для Москвы. Канцелярию от строений, ведавшую строительством городов, с 1775 г. преобразуют в строительные экспедиции при казенных палатах.1732-1762гг.Дворцовое и военно-фортификационное строительство, а также строительство городов.В 1737 г. была учреждена также специальная Комиссия о Петербургском «строении» для реконструкции Петербурга с задачами: детально разработать план города; составить новые проекты жилых домов; составить инструкцию полиции о ее обязанностях по контролю над строительством (действовало до 1740 г.). В 1754 г. была учреждена Конторой строения Ея Императорского Величества Зимнего дома. В обязанности строительных экспедиций входило сооружение всякого рода казенных зданий в губерниях. С 1796 г.экспедиции также занимались и частным строительством.Канцелярия от строений государственных дорог1755 г.Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы 1762-1796 гг.Составление и утверждение планов городов; составление и утверждение новых «образцовых» проектов. В этот период контроль за строительством осуществлялся полицией (именовавшейся тогда управой благочиния) и губернскими архитекторами. Комиссией были составлены планы всех губернских городов.После ликвидации Комиссии в 1796 г. и до создания в 1806 г. Строительного комитета централизованного органа, ведавшего строительством, не было. Частично эти функции выполняли местные административные учреждения и временные комиссии, создававшиеся для проведения крупных строительных работ, например, в Ориенбурге (Именной указ, данный Сенату от 22 марта 1770 г., № 13434).В период работы Комиссии по строительству Петербурга и Москвы Сенат учреждал также для выполнения ответственных заданий специальные комиссии: 1) комиссию по застройке Твери после пожара; 2) комиссию по реконструкции Москвы («Каменный приказ»)1763-1765 гг 1775-1782 гг.Составление проектов и руководство застройкой Твери: 1) составление и осуществление плана реконструкции Москвы; 2) заготовление строительных материалов; подготовка архитектурно- строительных кадров.Упразднение комиссии о строении СПб, Москвы и других городов, комиссии о коммерции и комиссии о дорогах в государстве, а также особых дорожных экспедиций, находящихся при некоторых казенных палатах1796 г.Департамент водяных коммуникаций1798 г.Экспедиция государственного благоустройства при МВД1803 г.Среди многочисленных функций - заведование строительной частью, путями сообщения.Экспедиция помимо надзора за строительством ведала также безопасностью, рекрутской, земской и городской повинностями, сношением по делам духовным, перепиской по цензуре книг и пр.Строительный комитет при МВД. Строительные экспедиции перешли из Казенных палат в губернские правления.1806-1832 гг.Общее управление строительной частью. Ведал регулированием строительства по всей стране. Его функциями были: 1) перепланировка уездных городов; 2) составление новых образцовых проектов; 3) помощь населению в деле обеспечения строительными кадрами; 4) регламентация цен на стройматериалы.В этот период в необходимых случаях организовывались и отдельные строительные комитеты в различных городах: 1804-1805 гг. - по Одессе и Киеву; 1809 г. - для построения присутственных мест в Феодосии; 1825 г. - для восстановления Таганрога и т. д.Главное управление путей сообщения (появилось в результате соединения управления водными сообщениями с управлением сухопутными сообщениями1809 г.Также были созданы временные учреждения: строительная экспедиция в Феодосии и комитет «для подробного рассмотрения и соображения способов к благоустройству г. Твери».Министерство полиции1810-1819 гг.Полицейский надзор за частнымстроительством.Департамент государственного хозяйства и публичных зданий в Министерстве внутренних дел Комиссия для строений г. Москвы1819 г. 1813-1842 гг.Ведал сбором статистических сведений, постройкой, эксплуатацией публичных зданий. Восстановление Москвы после пожара 1812 г. (разработка проектов, утверждение сметы, контроль за строительством).В 1843 г. комиссии были переданы в управление IV округа путей сообщений.Главное управление путей сообщения и публичных зданий (ГУПС и ПЗ)1832-1864 гг.В ГУПС и ПЗ делами по гражданским сооружениям ведали Сенат и департаменты: 1) искусственных дел; 2) проектов и смет; 3) хозяйственных дел.Ведению учреждений ГУПС и ПЗ и Техническо- строительного комитета МВД не подлежали здания и сооружения, состоящие в министерствах(императорского двора и уделов, народного просвещения, военного, морского, земледелия и государственных имуществ, финансов) и ведомствах (Синода, сословных учреждений и т. д.). В их составе имелись свои строительные департаменты.Министерство путей сообщения1865-1917 гг.По ИвановскомуТехническо-строительный комитет Министерства внутренних дел1865-1917 гг.Строительная часть гражданского ведомства возвращается в 1864 г. В МВД, где в 1865 г. для заведования техническими вопросами по строительству специально учреждается Техническо-строительный комитет. В 1865 г. строительные и дорожные комиссии в губерниях были заменены строительными отделами при губернских и областных правлениях. Их обязанностями были: составление проектов, смет, условий производства работ, а также контроль над их использованием. Руководство над строительством перешло в ведение отдельных ведомств.
градостроительный документация землепользование застройка
Глава 2. Градостроительная документация
2.1 Состав градостроительной документации
Градостроительная документация состоит из следующих документов:
2.1.1 Генеральная схема расселения
Она разрабатывается на федеральном уровне, содержит основные положения генеральной схемы расселения РФ и положения градостроительного планирования частей территории РФ. В ней учитываются интересы РФ и её субъектов, и устанавливаются нормы для субъектов РФ, которые они должны учитывать при осуществлении градостроительной деятельности. Утверждается правительством Российской федерации.
Состав сведений генеральной схемы.
Основные положения развития системы расселения, природопользования и производства в соответствии с программой соц-экономического развития РФ;
Меры по улучшению экологической обстановки в регионах, рациональному использованию земель, сохранению территорий объектов исторического, природного и культурного наследия, развитию инженерной, социальной и транспортной инфраструктур федерального значения;
2.1.2 Консолидированные схемы градостроительного планирования
Они разрабатываются на территории 2 и более субъектов РФ или частей их территорий (территории экономико-географических районов, системы расселения, оздоровительные, рекреационные и иные территории)для согласования интересов РФ и субъектов РФ при осуществлении градостроительной деятельности.
Схемы определяют: Зонирование территорий; Меры по развитию инженерной, социальной, транспортной инфраструктур межрегионального и регионального значения; меры по рациональному природопользованию (с учётом интересов субъектов РФ) для обеспечения условий устойчивого развития их территорий и обеспечения ресурсами в целях комплексного развития частей территории РФ.
.1.3 Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ
В ней определяется сфера взаимных интересов РФ и муниципальных образований в области градостроительства.
В них определяются:
Зонирование территорий субъектов РФ или частей их территорий; основные направления совершенствования системы расселения, развития системы расселения, развития городских-сельских поселений, производства, инженерной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и межселенного значения; защиты территорий субъектов РФ (частей их территорий) от воздействия ЧС природно-техногенного характера; улучшение экологической обстановки градостроительными средствами; сохранения территорий объектов историко-культурного и природного наследия. Также в них содержатся предложения: об установлении границ поселений и пригородных зон городов; об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территории субъекта РФ или части территории субъекта РФ.
2.2 Городская и сельская документация планирования развития территории и её застройки
2.2.1 Документация о градостроительном планировании развития территории
Включает в себя:
Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов),сельских округов (волостей, сельсоветов); Генеральные планы городских-сельских поселений; Проекты черты гор-сельских поселений, других муниципальных образований.
Градостроительная документация о застройке территорий городов и сёл состоит из:
Проектов планировки частей территории города (села);
Проектов межевания территорий;
Проектов застройки кварталов микрорайонов, иных элементов планировочной структуры.
2.2.1.1 Схемы и проекты районной планировки
Они охватывают территорию одного-нескольких административных районов, области или республики. Утверждаются правительствами субъектов РФ. В них согласуются(на основе научных данных) и уточняются основы перспективного развития района(области, республики). Данные схемы предусматривают организацию комплексного территориального размещения и развития объектов народного хозяйства, городов и поселков, а также планомерного рационального использования и охраны природы и природных ресурсов. Схемы районной планировки разрабатываются на срок до 25 лет.
.2.1.2 Проекты детальной планировки
разрабатываются на основе генеральных планов для части города (посёлка),жилые и промышленные районы, общегородские центры, рекреационные зоны и зоны экологической защиты. Они устанавливают подробную архитектурно-планировочную и пространственную организацию застраиваемой территории. Принимаются они на срок от 3 до 5 лет.
.2.2 Проекты планировки и застройки
.2.2.1 Проекты планировки разрабатываются для частей территорий городских (сельских) поселений. Он является основой для разработки проектов межевания территорий, проектов застройки архитектурно-планировочной структуры поселений (кварталов, микрорайонов и т. д). утверждается органами местного самоуправления после проведения публичных слушаний.
Они определяют: элементы планировочной структуры: красные линии и линии регулирования застройки; Границы земельных участков (при разработке проектов межевания территорий в составе проектов планировки);