Валютное регулирование и контроль в Китае

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,50 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютное регулирование и контроль в Китае














Курсовая работа

Валютное регулирование и контроль в Китае












Минск, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КИТАЕ

.1Валютное регулирование в Китае операций физических лиц

1.2Валютный контроль в Китае для юридических лиц

Глава 2 СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ

.1 Банковская система Китая: современное состояние

.2 Структура финансово-банковской системы в Китае

.3 Реформа банков в Китае: перспективы развития

Глава 3 БАНКИ КИТАЯ

.1 Коммерческие банки Китая

.2 Банки Китая - «большая четверка»

.3 Городские акционерные коммерческие банки в Китае

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

С началом рыночных экономических реформ КНР стала быстро превращаться в одного из ведущих игроков на международной экономической арене. Сегодня Китай является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста. Усиливается присутствие страны на мировых товарных рынках и рынках капитала. Во второй половине 90-х годов Китай превратился в обладателя вторых по размеру в мире (после Японии) валютных резервов. В целом, за прошедшие годы страна существенно усилила свою роль в мировой экономике. Успехи КНР во многом достигнуты благодаря гибкому экономическому курсу. Его органичной частью является последовательная и достаточно эффективная валютная политика. Однако механизмы и мотивы, лежавшие в основе валютной политики государства в последние десятилетия, весьма специфичны. Зачастую они далеки от стандартных моделей и прямолинейных решений, в том числе в силу своеобразия экономических и исторических условий страны. Валютная политика и валютное регулирование в КНР на современном этапе во многом отличается от тех образцов, которые представлены развитыми, развивающимися странами, а также государствами с переходной экономикой. Помимо прочего, особенности китайской политики в рассматриваемой области связаны с масштабами хозяйства, наличием специальных экономических зон.

Актуальность курсовой работы связана с тем, что к настоящему времени КНР все активнее интегрируется в мировую экономику, а валютное регулирование имеет большое значение с точки зрения защиты национального рынка, являющегося одним из крупнейших в мире. Актуальность исследования также обусловлена недостаточной теоретической проработанностью и освещенностью отдельных вопросов валютного регулирования, отсутствием к настоящему времени научных работ, посвященных всестороннему рассмотрению данной темы в отечественной научной литературе.

Степень разработанности темы.

За время рыночных преобразований в КНР валютное регулирование претерпело значительную эволюцию. Однако перспективы этой эволюции, казавшиеся многим исследователям вполне предсказуемыми и близкими к повторению пути, пройденному другими странами с переходной экономикой, в настоящее время выглядят несколько иначе. Наработанные ранее подходы не всегда и не вполне адекватны, не отражают действительной политики Китая в этой области. До настоящего времени вопросы валютного регулирования КНР рассматривались отечественными специалистами в незначительной степени (в отличие от зарубежных). Работы в области международных валютно-финансовых отношений в большинстве своем касаются общетеоретических вопросов валютного регулирования. Исследования по данной теме проводились на примере западных, европейских, латиноамериканских и других стран, не касаясь Китая. (А.В.Аникин, Г.Н.Анулова, С.А.Былиняк, В.В.Жигулева, В.М.Коллонтай, Л.Л.Корлякова, Л.Н.Красавина, М.Б.Медведева, И.Н.Платонова).

Предмет и объект исследования.

Предмет исследования - особенности процесса формирования и развития валютного регулирования в Китайской Народной Республике и его эффективность в переходный период. Проблемы валютного регулирования в КНР рассматриваются в работе в широком контексте изменений в экономике страны, сдвигов в ее внешнеэкономической и валютной политике.

Объектом исследования являются теоретические, организационно-правовые и экономические проблемы регулирования валютных отношений в Китайской Народной Республике.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является выявление основных направлений, форм и методов валютного регулирования в КНР в ходе экономических реформ.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

·раскрыть особую роль валютного регулирования как элемента валютной политики в странах с переходной экономикой в современных условиях;

·охарактеризовать основные факторы, лежащие в основе формирования современной системы организации валютного регулирования и контроля в Китае;

·исследовать специфику правового механизма, обеспечивающего реализацию основополагающих целей валютной политики Китая;

·оценить эффективность влияния валютного регулирования на механизм формирования валютного курса и на конкурентоспособность китайского экспорта;

·выявить взаимосвязь и взаимозависимость функционирующего механизма валютного регулирования с динамикой цен, объемом денежной эмиссии, внешних и внутренних заимствований, экспорта и импорта товаров и услуг, а также с трансграничным движением капитала и процентных ставок;

Методология и методы проведённого исследования.

Методы, использованные в данном исследовании, это, прежде всего, метод ограниченной выборки и сравнительно-сопоставительный. В работе использовался и системный подход. Теоретическую основ исследования составляют научные труды, концепции и теории зарубежных и отечественных ученых-экономистов, фундаментальные разработки российских, западных и китайских специалистов, имеющие отношение к предмету исследования, опубликованные в монографических изданиях, а также в периодических изданиях («Банковское дело», «Проблемы Дальнего Востока», «Мировая экономика и международные отношения»), западных и китайских изданиях, включая доклады и разработки Международного Валютного Фонда, журналы «Чжунго вайхуэй гуаньли» (Валютное регулирование Китая), «Чжунго цзиньжун» (Финансы Китая), «Цайцзин вэньти яньцзю» (Исследования финансовых проблем), «Чжунго тунцзи няньцзянь» (Статистический ежегодник Китая) и др. При подготовке работы активно использовались информационные базы Государственного статистического управления КНР, Народного банка Китая (НБК), законодательные и нормативные акты, документы Государственного управления валютного контроля, Государственного комитета по делам развития и реформы, Министерства внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР (МВТЭС)1, а также других ведомств, университетов и специализированных финансовых изданий.

Теоритическая и практическая значимость полученных результатов.

В работе обосновано, что успехи и проблемы экономического развития КНР, в том числе в области валютного регулирования в условиях глобализации мировой экономики будут оказывать растущее воздействие на положение дел в Азии и во всем мире. Раскрыто значение валютного регулирования в качестве одного из средств обеспечения макроэкономической стабильности и стимулирования экономического роста; определены конкретные механизмы валютного регулирования и контроля, обеспечивающие рост конкурентоспособности экономики и ее защиты от неблагоприятных воздействий извне. Выявлена преобладающая на нынешнем этапе реформ в КНР тенденция к постепенной замене детальной регламентации хозяйственной деятельности, в том числе в сфере валютного регулирования рыночными рычагами и раскрыта роль валютного регулирования в этом процессе. Выяснены особенности реализуемой в КНР концепции курса национальной валюты как величины, в первую очередь определяемой на основе внутренней покупательной способности денег. На основе исследования законодательной базы валютного регулирования определено основное направление ее совершенствования: движение к упрощению, либерализация и приведение в соответствие с международными нормами. Раскрыты отличительные особенности основных положений валютного регулирования и валютного контроля Китая, вскрыты существующие проблемы в этой области, намечены пути их возможного совершенствования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные его положения в области валютного регулирования Китая могут быть использованы при разработке теоретически обоснованной и практически эффективной политики в отношении КНР в области валютно-финансового, межбанковского и торгово-экономического сотрудничества.

Структура и объем курсовой работы.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КИТАЕ

валютное регулирование контроль китай

Валютное регулирование юридических лиц в Китае действует по системе государственного валютного контроля. На территории Китая запрещены платежи в иностранной валюте, но юридические и физические лица могут иметь валютные счета, совершать операции с валютой, пересылать валюту за рубеж и принимать платежи в валюте от зарубежных контрагентов. Органом валютного контроля Китая является Государственное управление валютного контроля и его отделения на местах. Компании, осуществляющие экспортно-импортные операции, имеют право открыть валютный счет в банке. При этом каждое получение средств из-за рубежа или перечисление валюты за пределы Китая должно иметь законное обоснование (контракт или инвойс). При получении валюты потребуется заполнить заявление, в котором указывается назначение данных валютных средств (оплата за товар, за услуги и др.). При получении валютного перевода из-за рубежа предприятием, не имеющим валютного счета, банк автоматически переведет валютные средства в юани по текущему официальному курсу. Однако не все банки смогут это осуществить. В частности, Торгово-промышленный банк Китая, получив валютный перевод на компанию, у которой нет валютного счета, в большинстве случае отошлет его обратно, в то время как Банк Китая сможет зачислить средства. Поэтому лучше всего проводить платежи через Банк Китая, поскольку этот банк является самым опытным в осуществлении операций, связанных с международным бизнесом. Валютные операции подразделяются на обычные (стандартные) и капитальные. Их основное отличие состоит в том, что на проведение капитальных транзакций необходимо получать разрешение еще до их осуществления и обычно получение этого разрешения занимает довольно длительное время. Стандартные транзакции - это часто совершаемые сделки, включающие валютные поступления от торговли или услуг, переводы валюты при импорте продукции и т.п. Валюта, необходимая для стандартных операций, может быть приобретена в банке, где у предприятия открыт валютный счет. После получения валютных доходов от экспорта и перевода валюты при импорте, компании должны оформить специальный документ, подтверждающий ее целевое использование. После перевода или получения валютных средств, компания должна предъявить в банк импортную или экспортную таможенную декларацию для подтверждения использования валюты в соответствии с заявкой на перевод или получение валюты. Валютные операции должны быть утверждены в течение 90 дней после завершения импортной или экспортной операции, в особых ситуациях (отсроченный платеж или аккредитив с отсрочкой платежа) этот срок может быть продлен. Капитальные транзакции - это международные операции, связанные с прямыми инвестициями, инвестициями в виде ценных бумаг и получением кредитов в иностранных банках или займов от иностранных предприятий. При оформлении займа за рубежом необходимо подать заявку в органы валютного контроля, только после утверждения заявки можно будет начать осуществление этой операции. Различают следующие виды внешних займов, требующих регистрации: кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных банков, кредиты иностранных предприятий, выпуск облигаций в иностранной валюте, международный финансовый лизинг, отсроченные платежи. «Свидетельство о регистрации внешнего займа» выдается Государственным управлением валютного контроля Китая. При получении кредита от иностранного банка или предприятия заемщик должен открыть специальный счет для внешнего займа в Банке Китая или другом банке, имеющем соответствующее разрешение Управления валютного контроля. Возврат займа также осуществляется со специального счета для возврата кредита и уплаты процентов.

1.1 Валютное регулирование в Китае операций физических лиц

Граждане Китая могут иметь иностранную валюту, совершать валютно-обменные операции, открывать валютные счета и хранить сбережения в иностранной валюте. Большинство государственных и коммерческих банков предоставляют частным лицам услуги по совершению валютных операций. Иностранным подданным, проживающим в Китае, разрешается получать заработную плату в иностранной валюте и вывозить ее за рубеж. Однако для того, чтобы получить в банке разрешение на выдачу заработной платы в валюте, потребуется предъявить оригинал трудового соглашения на английском языке, в котором будет указано, что заработная плата на территории Китая выдается работнику в иностранной валюте. Если вы получаете заработную плату в юанях, но захотите конвертировать некоторую сумму в иностранную валюту для дальнейшего перевода за рубеж, то потребуется собрать достаточно большое количество документов (разрешение на работу, рабочая виза, трудовой договор на английском языке и др.), только после этого банки смогут осуществить данную операцию. Иностранную валюту, ввезенную в Китай можно обменять на юани в банке или в гостинице. Сейчас в Китае установлена система «плавающего» курса юаня, он меняется каждый день и привязан к корзине валют. С июля 2005 г., когда КНР перешел на новую систему, юань укрепился на 7,5 % и сейчас его курс в среднем составляет 7,6 юаней за 1 долл. США. Тенденция к укреплению юаня сохраняется и по прогнозам он может достигнуть уровня 1:7 к началу 2008 г. Юань не является свободно конвертируемой валютой, на территории Гонконга существует своя денежная единица - гонконгский доллар. Согласно новой «Инструкции по управлению валютными средствами физических лиц», вступающей в действие с 1 февраля 2007 г. теперь физическое лицо имеет право оперировать валютными средствами в размере 50 тыс. долл. США в год. Если обороты по счету превышают эту сумму, то необходимо предоставить обосновывающие документы в виде договоров, контрактов или инвойсов на оплату и разрешение, полученное в местном отделении Управления по валютному контролю. Сумма, превышающая 50 тыс. долл. США, должна быть конвертирована в юани и переведена на юаневый счет. Эти правила касаются как граждан Китая, так и иностранцев, проживающих в Китае. Согласно новым правилам физическое лицо может обменять юани на валюту в течение 24 месяцев с момента ее получения при предъявлении квитанций на получение валютного перевода, однако небольшие суммы в пределах 500-1000 долл. США могут быть обменены и без предъявления доказательств получения валюты при выезде заграницу. Единовременный безналичный валютный перевод физического лица на сумму, не превышающую 50 тыс. долл. США может быть произведен на основании документа, удостоверяющего личность, если сумма перевода превышает вышеуказанную, то необходимо предоставить обосновывающие документы. Единовременный валютный перевод наличных денег не должен превышать сумму в размере 10 тыс. долл. США, если необходимо произвести перевод наличных валютных средств на большую сумму, то следует предоставить квитанцию из таможни или справку из банка о том, что данные средства были сняты с валютного вклада. Снятие со счета наличной валюты также не должно превышать 10 тыс. долл. США в день, если необходимо снять большую сумму, то следуют предварительно получить разрешение в местном отделении Управления по валютному контролю. Если физическое лицо занимается внешнеэкономической деятельностью, то оно должно предъявить в банк соответствующие документы о регистрации в Управлении торгово-промышленной администрации и в Управлении по валютному контролю. Валютные счета физических лиц делятся на расчетные, сберегательные и капитальные, при этом для открытия последнего требуется разрешение Управления по валютному контролю. Штраф для физического лица, нарушающего положения о валютном контроле может составлять до 1000 юаней, а для банка, нарушившего данные положения - 30 тыс. юаней.

.2Валютный контроль в Китае для юридических лиц

В Китае действует система государственного валютного контроля. На территории Китая запрещены платежи в иностранной валюте, но юридические и физические лица могут иметь валютные счета, совершать операции с валютой, пересылать валюту за рубеж и принимать платежи в валюте от зарубежных контрагентов. Органом валютного контроля Китая является Государственное управление валютного контроля и его отделения на местах. Компании, осуществляющие импортно-экспортные операции могут открыть валютный счет в банке. При этом каждое получение денег из-за рубежа или перечисление валюты за границу должно иметь обоснование (контракт или инвойс). При получении валюты потребуется заполнить заявление, в котором указывается назначение данных валютных средств (оплата за товар, за услуги и др.). При получении валютного перевода из-за рубежа предприятием, не имеющим валютного счета, банк автоматически переведет валютные средства в юани по текущему официальному курсу. Однако не все банки смогут это осуществить. В частности, Торгово-промышленный банк Китая, получив валютный перевод на компанию, у которой нет валютного счета, в большинстве случае отошлет его обратно, в то время как Банк Китая сможет зачислить средства. Поэтому лучше всего проводить платежи через Банк Китая, поскольку этот банк является самым опытным в осуществлении операций, связанных с международным бизнесом. Валютные операции подразделяются на обычные (стандартные) и капитальные. Их основное отличие состоит в том, что на проведение капитальных транзакций необходимо получать разрешение еще до их осуществления и обычно получение этого разрешения занимает довольно длительное время. Стандартные транзакции - это часто совершаемые сделки, включающие валютные поступления от торговли или услуг, переводы валюты при импорте продукции и т.п. Валюта, необходимая для стандартных операций, может быть приобретена в банке, где у предприятия открыт валютный счет. После получения валютных доходов от экспорта и перевода валюты при импорте, компании должны оформить специальный документ, подтверждающий ее целевое использование. После перевода или получения валютных средств, компания должна предъявить в банк импортную или экспортную таможенную декларацию для подтверждения использования валюты в соответствии с заявкой на перевод или получение валюты. Валютные операции должны быть утверждены в течение 90 дней после завершения импортной или экспортной операции, в особых ситуациях (отсроченный платеж или аккредитив с отсрочкой платежа) этот срок может быть продлен. Капитальные транзакции - это международные операции, связанные с прямыми инвестициями, инвестициями в виде ценных бумаг и получением кредитов в иностранных банках или займов от иностранных предприятий. При оформлении займа за рубежом необходимо подать заявку в органы валютного контроля, только после утверждения заявки можно будет начать осуществление этой операции. Различают следующие виды внешних займов, требующих регистрации: кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных банков, кредиты иностранных предприятий, выпуск облигаций в иностранной валюте, международный финансовый лизинг, отсроченные платежи. «Свидетельство о регистрации внешнего займа» выдается Государственным управлением валютного контроля Китая. При получении кредита от иностранного банка или предприятия заемщик должен открыть специальный счет для внешнего займа в Банке Китая или другом банке, имеющем соответствующее разрешение Управления валютного контроля. Возврат займа также осуществляется со специального счета для возврата кредита и уплаты процентов.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ

.1 Банковская система Китая: современное состояние

На настоящий момент в банковской системе Китая существует четыре разновидности кредитных организаций: политические банки (Экспортно-импортный банк, Банк Развития Китая и Сельскохозяйственный банк развития Китая) государственные банки или банки «большой четверки» (Банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая), акционерные банки (China CITIC Bank, China Everbright Bank, Mingsheng Banking Corporation, China Merchants Bank и др.), а также городские и сельские кредитные кооперативы. Контролирующим и регулирующим органом китайской банковской системы является Народный Банк Китая, а также Комитет по контролю за банковской деятельностью. Основным вопросом для государственных банков Китая на данном этапе является реформирование, заключающееся в двух основных аспектах: превращение в акционерное общество и размещение акцией на рынке ценных бумаг. При этом особое внимание уделяется решению проблемы «плохих» долгов. Власти КНР признали существование данной проблемы относительно недавно и предложили достаточно эффективные способы ее решения. По различным оценкам в 2010 г. объем неработающих активов государственных акционерных банков Китая составлял 30-35% от кредитных портфелей банков, причем западные эксперты отличались большим пессимизмом (по их мнению, долги составляли 20-25% от активов банков). На сегодняшний момент эта цифра снизилась до 10-15%, а у некоторых банков приблизилась к 5-8%, что уже отвечает международным стандартам. Эта проблема решается путем рекапитализации, а также списания долгов за счет средств бюджетов и реорганизации предприятий с созданием компаний по управлению активами (КУА). В результате деятельности КУА объем плохих долгов сократился на 10-20%. Также среди мер, направленных на борьбу с «плохими» кредитами стоит отметить создание общенациональной базы кредитных историй, переход на международную систему классификации кредитов, унификацию финансовой отчетности коммерческих банков и совершенствование управления кредитными рисками. Однако кроме проблемы неработающих активов не менее серьезным тормозом для повышения эффективности работы государственных коммерческих банков Китая является система налогообложения. Так, суммарное налоговое бремя банков «большой четверки» накануне вступления Китая в ВТО достигло примерно 75%, что является чрезмерно высоким показателем не только для международной, но и для китайской практики. Поэтому в настоящий момент проводится реформа системы налогообложения банков. Среди акционерных коммерческих банков выделяются три типа - общенациональные, национальные и региональные. Их особенность состоит в том, что они зачастую используются в качестве экспериментальной площадки для нововведений в банковской отрасли. В целом, деятельность акционерных банков более прибыльна, чем государственных, а экономические показатели - лучше, поскольку эти институты начинали свою деятельность без большого портфеля неработающих активов. Тем не менее, спорным остается вопрос о дальнейшей судьбе акционерных коммерческих банков. С одной стороны, развитие данной группы банков означает прямую конкуренцию с банками «большой четверки», и правительство, возможно, будет сдерживать их развитие, но с другой стороны, статистические данные свидетельствуют об обратном и показывают уверенный рост акционерных банков по многим направлениям банковской деятельности. Городские и сельские кредитные кооперативы являются уникальной особенностью Китая и призваны обеспечивать банковское обслуживание предприятий смешанных и негосударственных форм собственности в городах и предоставлять кредиты на нужды развития сельского хозяйства. Однако в их деятельности есть несколько существенных недостатков: это игнорирование правил членства и принципов функционирования ГКК и СКК как коллективных паевых предприятий, отсутствие представления о риск-менеджменте и, как следствие, наличие большого количества «плохих» кредитов; выделение слишком больших средств на выплату дивидендов и премий сотрудникам, в том числе за счет кредитных фондов, предоставление кредитов государственным предприятиям и местным органам власти. Последняя из обозначенных проблем является, пожалуй, самой трудноразрешимой, так как для местных органов власти СКК до настоящего момента были своего рода «политическими банками», средствами которых они могли распоряжаться практически без ограничений. В настоящий момент Народный Банк Китая проводит реформирование ГКК и СКК, в результате которого часть ГКК должна преобразоваться в городские кредитные банки, а в СКК предполагается внедрить подрядную систему по целевым показателям операций, улучшить управление рисками при выдаче кредитов и предоставить СКК дополнительные возможности по самофинансированию и саморазвитию. В данный момент банковская система Китая находится на новом этапе реформирования и основные направления развития обозначены достаточно четко, но пока не ясно насколько эффективно будут проходить эти процессы. Как известно, банковская сфера во многом отражает состояние экономики, с ее помощью можно эффективно поддерживать стабильность и устойчивость экономической системы. Поэтому Народный Банк Китая уделяет особое внимание поддержанию устойчиво высоких темпов экономического роста в КНР. Для этой цели НБК использует несколько мощных финансовых рычагов, таких как проведение курса на некоторое замедление прироста денежной массы, направленное на преодоление дефляции и стимулирование внутреннего спроса; эмиссия государственных долговых обязательств, средства от которой используются на финансирование крупных инфраструктурных проектов, реструктуризацию и техническое обновление приоритетных отраслей народного хозяйства; снижение процентных ставок (как по депозитам, так и по кредитам), с целью преодоления «парадокса бережливости»; развитие потребительского кредитования и распространение системы микрокредитов в городе и деревне; проведение жесткой политики валютного регулирования. Несмотря на это многие аналитики считают, что проводимая в КНР монетарная и фискальная политика увеличивает систематические риски, так как экономика и политика в КНР очень тесно связаны, но возможности чисто политического решения экономических проблем далеко не безграничны. При вступлении в ВТО КНР взяла на себя обязательства в течение 5 лет после приема открыть иностранным банкам доступ на внутренний рынок Китая, устранив географические ограничения и ограничения по клиентам и обеспечив одинаковый режим регулирования для китайских и иностранных банков. Тем не менее, Китай на словах, предоставляя равные условия для «своих» и «чужих», фактически обязывает иностранные банки принимать свои правила, то есть административные ограничения деятельности обязательные для национальных компаний, переносятся и на бизнес зарубежных банков, тем самым Китай страхует себя от «неравноправной» конкуренции в банковской сфере, а попытки зарубежных банков обойти административные барьеры, установленные НБК, не всегда приносят желаемые результаты. Что же касается притока иностранных инвестиций на китайский фондовый рынок, то здесь ситуация осложняется тем, что более 90% китайских листинговых компаний остаются в собственности у государства, а среди акционеров часто преобладают чиновники и партийные работники, поэтому, как справедливо отмечают западные эксперты, все китайские компании выглядят «несколько подозрительно». Тем не менее, в условиях неопределенности на ведущих фондовых рынках мира интерес к КНР огромен. Прежняя тактика постепенных преобразований, известная как «переходить реку, ощупывая камни», перестала приносить желаемые результаты, поэтому КНР стоит перед необходимостью коренным образом изменить принципы функционирования банковской системы. Первые шаги в данном направлении уже были сделаны, причем катализатором этого процесса было вступление Китая в ВТО и необходимость подготовить банковскую систему Китая к международной конкуренции. Процесс открытия банковского сектора для зарубежных финансовых институтов проходит достаточно медленно, и у китайских властей есть время для проведения полномасштабной реформы банковской системы. Кроме того, по мнению целого ряда специалистов, у китайской банковской системы имеется мощный гарант в лице китайского государства и компартии Китая, поэтому, несмотря на все сложности, испытываемые в данный момент, она обладает достаточным запасом прочности и устойчивости.

.2 Структура финансово-банковской системы в Китае

В Китае существует 4 разновидности банков: государственные политические, государственные коммерческие, акционерные коммерческие и городские. С 2005 г. разрешено создание частных банков, однако пока они существуют в виде эксперимента. Большая часть активов китайской банковской системы распределена между государственными коммерческими банками и несмотря на то, что в 3-х из «большой четверки» (Банк Китая, Строительный банк Китая и Торгово-промышленный банк Китая) уже прошел процесс реформирования и они превратились в акционерные общества, акции которых котируются на биржах в Шанхае и Гонконге, государство по-прежнему сохраняет в них контрольный пакет (51% акций). Народный банк Китая является центральным банком, он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Головной офис банка расположен в Пекине. Основные функции Народного банка Китая включают: осуществление денежной политики правительства, эмиссия юаня, управление государственными валютными резервами и золотым фондом, распоряжение государственной казной, руководство Государственным управлением валютного контроля, руководство Комитетом по надзору за банковской деятельностью. Несмотря на то, что надзорные функции за банками переданы Комитету по надзору за банковской деятельностью, Народный банк Китая сохраняет за собой право издавать все законы, касающиеся банковской сферы. Народный банк Китая (The Peoples Bank of China) Сайт <http://www.pbc.gov.cn>. В целях стимулирования развития отдельных отраслей или объектов правительство выделяет средства через отраслевые банки. В настоящее время в Китае существует три банка развития. Банк развития Китая (Государственный банк развития) учрежден в марте 1994 г. Уставный капитал банка составляет 50 млрд. юаней. Это самый крупный банк развития; он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Основные функции Банка развития Китая включают поддержку базовых отраслей промышленности, строительство инфраструктуры, поддержку политики развития отдельных территорий; выполнение обязательств по кредитам международных финансовых организаций и т.д. Банк развития Китая (China Development Bank) Сайт http://www.cdb.com.cn. Экспортно-импортный банк Китая (The Export-Import Bank of China) Данный банк учрежден 26 апреля 1994 г.; он напрямую подчиняется Госсовету КНР. Головной офис расположен в Пекине. Банк в основном обслуживает кредиты для экспорта высокотехнологичного или крупногабаритного оборудования. Он также является основным банком, обслуживающим кредиты иностранных правительств, и единственным банком, предоставляющим льготные кредиты за границу (в основном для китайских компаний, осуществляющих инвестиции за рубежом). Экспортно-импортный банк Китая занимается кредитованием иностранных правительств, смешанным кредитованием, экспортными кредитами, а также ссудами китайского правительства иностранным правительствам, переоформлением смешанных кредитов и пр. В январе 2007 г. Экспортно-импортный банк Китая объявил о начале реформы и преобразовании из политического банка в государственный коммерческий банк. Кроме того, было заявлено о том, что помимо поддержки экспортеров, он будет также выдавать льготные кредиты для импортеров, а также для экспортеров, занятых в сфере экспорта продовольственной продукции. Все кредиты экспортерам, выдаваемые через Экспортно-импортный банк Китая, должны быть застрахованы Китайской корпорацией страхования экспортного кредитования (Sinosure), экспортно-импортный банк Китая (The Export-Import Bank of China), банк сельскохозяйственного развития Китая (The Agriculture Development Bank of China). Основной функцией Банка сельскохозяйственного развития Китая является поддержка развития сельского хозяйства в виде выдачи государственных кредитов предприятиям, занятым в сельскохозяйственной сфере. Он не имеет других функций и не занимается международными операциями. Банк сельскохозяйственного развития Китая (The Agriculture Development Bank of China).

2.3 Реформа банков в Китае: перспективы развития

В настоящий момент Народный Банк Китая проводит реформирование ГКК и СКК, в результате которого часть ГКК должна преобразоваться в городские кредитные банки, а в СКК предполагается внедрить подрядную систему по целевым показателям операций, улучшить управление рисками при выдаче кредитов и предоставить СКК дополнительные возможности по самофинансированию и саморазвитию. В данный момент банковская система Китая находится на новом этапе реформирования и основные направления развития обозначены достаточно четко, но пока не ясно насколько эффективно будут проходить эти процессы. Как известно, банковская сфера во многом отражает состояние экономики, с ее помощью можно эффективно поддерживать стабильность и устойчивость экономической системы. Поэтому Народный Банк Китая уделяет особое внимание поддержанию устойчиво высоких темпов экономического роста в КНР. Для этой цели НБК использует несколько мощных финансовых рычагов, таких как проведение курса на некоторое замедление прироста денежной массы, направленное на преодоление дефляции и стимулирование внутреннего спроса; эмиссия государственных долговых обязательств, средства от которой используются на финансирование крупных инфраструктурных проектов, реструктуризацию и техническое обновление приоритетных отраслей народного хозяйства; снижение процентных ставок (как по депозитам, так и по кредитам), с целью преодоления «парадокса бережливости»; развитие потребительского кредитования и распространение системы микрокредитов в городе и деревне; проведение жесткой политики валютного регулирования. Несмотря на это многие аналитики считают, что проводимая в КНР монетарная и фискальная политика увеличивает систематические риски, так как экономика и политика в КНР очень тесно связаны, но возможности чисто политического решения экономических проблем далеко не безграничны. При вступлении в ВТО КНР взяла на себя обязательства в течение 5 лет после приема открыть иностранным банкам доступ на внутренний рынок Китая, устранив географические ограничения и ограничения по клиентам и обеспечив одинаковый режим регулирования для китайских и иностранных банков. Тем не менее, Китай на словах, предоставляя равные условия для «своих» и «чужих», фактически обязывает иностранные банки принимать свои правила, то есть административные ограничения деятельности обязательные для национальных компаний, переносятся и на бизнес зарубежных банков, тем самым Китай страхует себя от «неравноправной» конкуренции в банковской сфере, а попытки зарубежных банков обойти административные барьеры, установленные НБК, не всегда приносят желаемые результаты. Что же касается притока иностранных инвестиций на китайский фондовый рынок, то здесь ситуация осложняется тем, что более 90% китайских листинговых компаний остаются в собственности у государства, а среди акционеров часто преобладают чиновники и партийные работники, поэтому, как справедливо отмечают западные эксперты, все китайские компании выглядят «несколько подозрительно». Тем не менее, в условиях неопределенности на ведущих фондовых рынках мира интерес к КНР огромен. Прежняя тактика постепенных преобразований, известная как «переходить реку, ощупывая камни», перестала приносить желаемые результаты, поэтому КНР стоит перед необходимостью коренным образом изменить принципы функционирования банковской системы. Первые шаги в данном направлении уже были сделаны, причем катализатором этого процесса было вступление Китая в ВТО и необходимость подготовить банковскую систему Китая к международной конкуренции. Процесс открытия банковского сектора для зарубежных финансовых институтов проходит достаточно медленно, и у китайских властей есть время для проведения полномасштабной реформы банковской системы. Кроме того, по мнению целого ряда специалистов, у китайской банковской системы имеется мощный гарант в лице китайского государства и компартии Китая, поэтому, несмотря на все сложности, испытываемые в данный момент, она обладает достаточным запасом прочности и устойчивости.

ГЛАВА 3. БАНКИ КИТАЯ

.1 Коммерческие банки Китая

Китайские коммерческие банки делятся на два вида: четыре банка с государственным капиталом («большая четверка») и акционерные банки. Четыре крупнейших банка с государственным капиталом это: Банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая и Строительный банк Китая. Совокупная сумма их активов составляла 53% от общих активов банковской системы Китая в 2009 г. Эти банки имеют длительную историю, обладают значительным капиталом, развитой филиальной сетью. В данный момент проходит процесс акционирования государственных банков большой четверки - Банк Китая и Строительный банк Китая и Торгово-промышленный банк Китая успешно справились с этой задачей, а Сельскохозяйственному банку это еще предстоит. Акционерных банков существует более десяти, самые крупные из них - China Everbright Bank и China CITIC Bank. В основном это банки, открытые предприятиями на паевых началах, однако, как правило, контрольный пакет акций этих банков принадлежит государству в лице правительственных агентств или государственных предприятий. В 2009 г. совокупные активы коммерческих банков составляли 15% от суммы активов всех китайских банков. В каждом городе также существуют коммерческие банки, сфера деятельности которых ограничивается этим городом. Транспортный банк Китая учрежден в 1986 г. Головной офис находится в Шанхае. Европейекие офисы расположены в Лондоне и Германии. Веб-сайт: www.bankcomm.com <http://www.bankcomm.com>. Промышленный банк СIТIС является членом Китайской международной трастово-инвестиционной компании (СIТIС). Учрежден в 1987 г. Головной офис находится в Пекине. В ноябре 2009 г. Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA (BBVA) приобрел 5% акций в China CITIC Bank за 501 млн. евро и 15% акций в CITIC International Financial Holdings (Гонконг) за 488 млн. евро, общая сумма сделки составила 1,27 млр. долл. США. Веб-сайт: www.citicib.com.cn <http://www.citicib.com.cn>. Учрежден в августе 1992 г. В числе акционеров банка - Азиатский банк развития и другие международные финансовые организации. Веб-сайт: www.cebbank.com.cn <http://www.cebbank.com.cn>. Китайская банковская корпорация Миньшэн (China Minsheng Banking Corp., Ltd). Учрежден 12 января 1996 г. в Пекине, является акционерным коммерческим банком, основанным на частных и общественных инвестициях. В декабре 2008 г. акции банка прошли листинг на Шанхайской фондовой бирже. В 2009 г. Temasek Holding приобрел 10% акций China Minsheng Bank на общую сумму 400 млн. долл. США. Веб-сайт: www.cmbc.com.cn <http://www.cmbc.com.cn>. Банк Хуася (Ниа Xia Ваnк) Учрежден в 1992 г., главный офис расположен в Пекине. В 2008 г. Deutche Bank AG купил 416 млн. акций банка Хуася, приобретя долю в 9,9% акций. В 2007 г. Банк Хуася подписал соглашение с Deutche Bank AG и German Private Bank на сумму 344 млн. долл. США. Веб-сайт: www.hxbank.com.cn <http://www.hxbank.com.cn> Торговый Банк Китая (China Merchants Ваnк). Учрежден в 1987 г. Головной офис расположен в г. Шэньчжэнь, уставный капитал 4,2 млрд. юаней. В апреле 2002 г. акции прошли листинг на Шанхайской фондовой бирже. Банк имеет филиалы в Гонконге и Нью-Йорке. Веб-сайт: www.cmbchina.com <http://www.cmbchina.com>. Шанхайский банк развития Пудуна (Shanghai Pudong Development Ваnк). Официально открыт в январе 1993 г. Головной офис находится в Шанхае. Уставной капитал составляет 2,41 млрд. юаней, с ноября 1999 г. акции этого банка начали котироваться на Шанхайской фондовой бирже. В 2009 г. 19,9% акций данного банка были приобретены группой Сити. Веб-сайт: www.spdb.com.cn <http://www.spdb.com.cn>. Гуандунский банк развития (Guangdong Development Ваnк). После утверждения своего образования Народным банком Китая Гуандунский банк развития стал одним из первых акционерных коммерческих банков в Китае, что явилось важным результатом реформы финансовой системы КНР. Гуандунский банк развития был официально открыт 8 сентября 1988 г. Его уставный капитал составляет 3,5 млрд. юаней, головной офис расположен в г. Гуанчжоу. В 2009 г. 85,6% акций банка были переданы консорциуму из 6-ти членов, возглавляемому группой City. Веб-сайт: www.gdb.com.cn <http://www.gdb.com.cn>.

.2 Банки Китая - «большая четверка»

Банк Китая (Bank of China).Банк Китая, учрежденный в 1912 г., является старейшим банком в Китае. В настоящее время это китайский банк с наибольшим количеством зарубежных филиалов. Сфера деятельности банка включает полный набор финансовых услуг традиционного коммерческого и инвестиционного банка. В Гонконге и Макао Банк Китая является одним из банков, занимающихся эмиссией денег. Банк Китая имеет 559 зарубежных филиалов, в том числе им учреждены дочерние банки в России и в Казахстане. Персонал Банка Китая обладает достаточной квалификацией и хорошо разбирается в международных финансовых операциях.Главный офис Банка Китая (Bank of China Head Office)-100818 г. Пекин, ул. Фусинмэньнэй дацзе, 1, Fuxing Men Nei Avenue, Xicheng District, Beijing. Тел: 010-66596688 Факс: 010 - 6601 4024 Веб-сайт: www.boc.com.cn <http://www.boc.com.cn>. Банк Китая (Казахстан) 480096 Республика Казахстан, г. Алма-Ата, ул. Гоголя, 201 SWIFT: BKCHCNBJ Тел: +732 72 585 510 Факс: +732 72 585 514. Банк Китая (Россия) 129110 Россия, Москва, Проспект Мира, 72, Мосбизнесцентр, 6 - 7-й этажи Тел: +7 095 795 0456 Факс: +7 095 795 0454. Торгово-промышленный банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China). Это самый крупный банк в Китае с точки зрения активов, по значимости он может быть сопоставим со Сбербанком России, так как в основном ориентирован на работу с физическими лицами. В 2001 г. английским журналом «Banker» и американским журналом «World Finance Journal» Торгово-промышленный банк Китая был назван «лучшим банком Китая». Однако с точки зрения международного бизнеса этот банк оставляет желать лучшего, на что необходимо обратить внимание при выборе банка для проведения расчетов с китайскими контрагентами. Торгово-промышленный банк Китая имеет представительство в Москве и в ближайшее время планирует приступить к созданию в России дочернего банка. Сельскохозяйственный банк Китая первоначально являлся государственным специализированным банком, занимающимся операциями по кредитованию сельского хозяйства. С 1994 г. была проведена реорганизация банка, постепенно был осуществлен переход к его коммерциализации. Операции по предоставлению политических и отраслевых кредитов были переданы в Банк развития сельского хозяйства Китая, а Сельскохозяйственный банк Китая стал обычным коммерческим банком. Этот банк имеет самую большую в Китае филиальную сеть (39 000 отделений). Однако его основной проблемой является избыточное количество персонала, квалификация которого не всегда отвечает современным требованиям. В настоящий момент готовится план по реформированию и акционированию данного банка. Сельскохозяйственный банк Китая Веб-сайт: www.abchina.com <http://www.abchina.com>. Строительный банк Китая (China Construction Bank). Строительный банк Китая - это государственный коммерческий банк, особенностью которого является возможность осуществления кредитных операций на средний и длительный сроки (проектное финансирование, в том числе и предоставление экспортных кредитов). Его головной офис расположен в Пекине, а филиалы действуют во всех регионах Китая. Строительный банк Китая был учрежден 1 октября 1954 г. В течение более чем двадцати лет Строительный банк Китая занимался в основном бюджетными ассигнованиями на капитальное строительство и выдачей кратковременных кредитов строительным предприятиям. После начала реформы финансовой системы в 1994 г. Строительный банк Китая передал функции агента по финансированию и политическому кредитованию Министерству финансов и вновь созданному Банку развития Китая и встал на путь коммерциализации. Строительный банк Китая является банком, оказывающим весь спектр банковских услуг как для предприятий, так и для физических лиц. По традиции он уделяет большое внимание кредитованию предприятий строительной отрасли, кроме того, он активно участвует в программе ипотечного кредитования населения. Строительный банк Китая имеет три зарубежных филиала (в Гонконге, Франкфурте и Сингапуре) и четыре представительства (включая Лондонское). Головной офис Строительного банка Китая-100032 Пекин, ул. Цзиньжундацзе, 25, Finance Avenue, Beijing. Тел: 010-67597114 Веб-сайт: www.ccb.com.cn.

.3 Городские акционерные коммерческие банки в Китае


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие отечественные и зарубежные авторы с некоторой долей справедливости указывают на то, что главной причиной сохраняющейся устойчивости китайской экономики и прочности ее валюты является низкий уровень финансовой либерализации в КНР. Однако только этого объяснения недостаточно: попытка представить более полный список причин отмеченного явления была одной из главных целей настоящей работы. По-видимому, по-другому вряд ли могли развиваться реформы в крупнейшей стране с огромным и увеличивавшимся разнообразием социально-экономических, географических и других условий. Результатом последовательного взаимодействия разнонаправленных этапов было, тем не менее, достаточно динамичное и сбалансированное экономическое развитие. Постепенно в теории и практике китайских реформ увеличивалось число скоординированных, комплексных, многоцелевых решений и действий, этапы оживлений и зажимов начинали находить область пересечения и сочетания в реальном времени, способы продуктивного одновременного взаимодействия. Одной из главных причин, определивших волнообразный ход китайских реформ, являлось периодическое усиление инфляции, возникавшее в ходе оживления экономики, расширения масштабов капитального строительства, предоставления местам больших прав и возможностей в хозяйственной деятельности. Как правило, это сопровождалось увеличением кредитной экспансии и денежной эмиссии. Закономерно наступали «перегревы» экономики, периоды нарастания сбоев и помех в функционировании регулирующих систем. Обычно такие периоды сопровождались и резким ростом импорта, нарастанием платежных проблем и дефицита валюты. Поэтому, в частности, представляются малопродуктивными сравнения Китая с переходными странами, особенно Россией. Не говоря уже о структурных различиях в экономике отмеченных стран и огромной разнице в размерах, мало кто замечает внешнеэкономическую полноценность китайского хозяйства (важнейший показатель эффективности в современном мире, в корне отличающий Китай от позднего СССР и нынешней России). Превосходство Пекина в этой области (в том числе информационное) связано, помимо прочего, с богатым опытом, приобретенным в Гонконге в послевоенный период, а также плодотворными наблюдениями за сильной внешнеэкономической политикой соседей - Японии, Тайваня, Южной Кореи. Не менее важное отличие - сохранение в Китае народнохозяйственного подхода к решению всевозможных задач, что не исключает использования мирового экономического опыта, широких заимствований. Содержание и мотивы изменений в валютном законодательстве Китая в последние два десятилетия самым тесным образом связаны с общим ходом экономической реформы в стране, сохранением народнохозяйственной идеологии и постепенным возрастанием открытости хозяйства КНР по отношению к мировой экономике. Способность Китая противостоять давлению финансового кризиса в Азии, начавшегося в 1997 г., подтвердила стратегическую правильность избранного курса: постепенного и дозированного перехода к финансовой открытости страны, сохранения жесткого контроля над валютными операциями, связанными с движением капиталов, и особо осторожного отношения к портфельным инвестициям. Предотвращение оттока инвестиционных ресурсов, селективная защита национального производителя, банкира, страховщика и экспортера от международной конкуренции стали лейтмотивом китайской политики в период подготовки к вступлению в ВТО. Многие китайские специалисты-международники вслед за рядом известных западных экономистов усматривают в финансовой глобализации преимущественно угрозы для стабильного экономического развития и особой роли государства в этом процессе. Но ситуация меняется достаточно быстро, в начале века КНР столкнулась с новой для себя проблемой - избытка валютных ресурсов, что, в свою очередь, может изменить ее валютную политику и стратегию. Данные статистики за 2009-2010 гг. показывают исключительно высокие темпы роста китайской внешней торговли с азиатскими странами. В то же время наблюдалось уверенное превосходство экономической динамики Китая. По-видимому, правомерно говорить о возобновлении интеграционных процессов в Восточной Азии, прерванных кризисом 1997-1998 гг. Это закономерно ведет к соглашениям о валютно-финансовом сотрудничестве, проработке идей региональной валюты, которой, как считают некоторые исследователи, может стать «чино» или те же жэньминьби, но с расширенной сферой обратимости. Своей политикой КНР в определенном смысле разрушила стереотипы о способах и целях участия народных хозяйств в мировой экономике. Эта страна практически доказала возможность роста самообеспечения (в том числе валютно-финансового) параллельно с усилением участия в глобальной экономике и повышением качества такого участия.

Можно сделать вывод, что при китайских масштабах нет больших противоречий между завершением комплексной, полноотраслевой индустриализации и модернизации, с одной стороны, и использованием на внешнем рынке сравнительных преимуществ в ряде отраслей - с другой. Высокая доля потребительских товаров в китайском экспорте не препятствует расширению позиций этой страны на внешних рынках, создавая там прослойку торговцев, жизненно заинтересованных в продолжении и расширении поставок.

Говоря о перспективах валютной политики КНР, вероятно, следует заметить, что экономика этой страны находится в очень благоприятной фазе развития, так как денежные потоки в ней еще не оторвались от реальной экономики настолько, насколько это произошло в глобальных финансах, вызывая закономерную тревогу многих экономистов. Возможно, что преимущество такого положения китайское руководство постарается сохранить на достаточно продолжительный исторический срок.

Помимо прочего, преимущество стабильности, т.е. невысоких колебаний цен, курса валюты, процентной ставки и т.п., - позволяет сохранять достаточно эффективное планирование, причем не только по натуральным показателям, но и по стоимостным - за счет формирования относительно небольших страховых фондов и запасов.

Очевидно и то, что полноценное и широкое экономическое взаимодействие с КНР, включающее производственное сотрудничество, может способствовать повышению конкурентоспособности белорусских предприятий благодаря относительно низким ценам китайского рынка и наличию на нем реальной конкурентной среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. КНР. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1984.

. Материалы 1-й сессии ВСНП 10-го созыва: итоги экономического и социального развития КНР в 2002 г. и планы на 2003 г. \\ Жэньминь жибао, 5 марта 2003 г.

. Горюнов А.П. Реформирование системы внешнеторгового регулирования в КНР. Автореферат кандидатской диссертации. Хабаровск, 2002.

. Ефимов А.Ю. Финансовая политика КНР/ Ловушки либерализации (Китай и ВТО). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2004.

. Ю.Китай: фундамент успехов XXI века. М.: ИДВ РАН.

. Макушкин А.Г. Политическая экономия финансовой глобализации/ Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2007.

. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Издание второе, переработанное и дополненное. Под ред. JI.H. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2008.

. Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации. М.: ИДВ РАН, 2005.

. Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы. Под ред. Ю.Д. Маслюкова. М.: Издатель Чернышова, 2008.

. Джомо К.С. Либерализация мировой финансовой системы и кризис развития восточно-азиатских стран/ Постиндустриальный мир и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2009.

. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа. М.: ИДВ РАН, 2009.

. Ю.Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.: Прогресс, 1994.ll.Xoy Цзиньгуан. Реформа государственных предприятий в Китайской Народной Республике. Дисс. канд. экономических наук. М., 2004.

. Чжан Янь, Ян Цзыин «Баланс внешних платежей и устойчивый прирост валютных запасов»"Jinrong luntan", 2007, №5.

. П.Кузнецова В.В. Юань: региональная валюта?/ Современные тенденции развития регионального экономического сотрудничества в Восточной Азии. М.: ИМЭМО РАН, 2003.

. Порядок проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты за китайские юани резидентами и нерезидентами. Выступление на семинаре Торгово-промышленного банка КНР и Внешторгбанка. Пекин, октябрь 2003 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!