Социальное управление

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,97 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное управление

ПЛАН

Введение

. Понятие и виды социального управления

Государственное управление и его соотношение с социальным управлением

Заключение

Библиографический список

Введение

Современному обществу приходится постоянно совершенствовать управление. Без этого оно как высокоорганизованная система не может обойтись. Управление как социальный инструмент должно обеспечивать устойчивость и одновременно динамизм сфер государственной и общественной жизни, оперативное реагирование на происходящие социально-экономические, научно-технические и иные процессы.

Все это требует изменений концепций и практики управления в целом и особенно уточнению задач и принципов государственного и социального управления. Насколько обоснованы цели и задачи управления, эффективно ли действуют государственные органы, какова степень участия граждан, как влияет управление на деятельность организаций - эти вопросы никогда не теряют актуальность. Наш прошлый и современный опыт дают разные ответы.

Начало XX века сопровождалось появлением новых концепций управления в обществе, когда оно отождествлялось с государственным централизованным управлением. С распадом СССР и переходом к быстрому формированию рыночных отношений по существу резко ослаб весь механизм государственного управления. С конца 90-х годов пришлось воссоздавать новую практику государственного управления и укреплять иерархические связи его звеньев. Административная реформа, начало которой было положено Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 924 и Концепцией реформы, одобренной Правительством РФ 25 октября 2005 г., означает новый этап развития государственного управления.

Данная тема всегда привлекала внимание исследователей, среди них можно отметить Г.В.Атаманчука, В.И.Чиркина, О.М. Рой, и других.

Цель данного исследования - Рассмотреть соотношение социального и государственного управления и их виды.

1. Понятие и виды социального управления

Социальное управление, как один из видов управления, в полной мере отвечает признакам и особенностям понятия управления как научной категории. Однако как явление, свойственное исключительно социальным системам, где в роли субъектов и объектов выступают люди (их объединения), характеризуется собственными присущими только ему особенностями.

Социальное управление - это процесс целенаправленного воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их организации и деятельности, повышения уровня развития всей социальной системы.

В юридической литературе высказано соображение о том, что социальное управление, как и исполнительная власть, - это продукт разделения: и мерном случае - труда, во втором - государственной власти. К. Маркс считал, что государство «должно рассматриваться как деятельность». На основе этого утверждения К. Маркса некоторыми учеными делается вывод об отсутствии сущностных различий между «разделением труда» и «разделением властей».

Какой же смысл вкладывается в понятие «управление»? Термин «управление» происходит от латинского слова «администрация» и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо. Практическое употребление данного термина чрезвычайно многообразно, им охватываются различного рода явления.

В справочной литературе говорится, что управление есть деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения посредством органов государственной власти. Иногда управление трактуется исключительно как вид учреждения.

Понятие «администрация» как деятельность по управлению также определяется неоднозначно: это либо распорядительные органы, должностные лица, административный персонал, либо руководители учреждений, предприятий, организаций, либо органы исполнительной власти, управления, либо деятельность государства по управлению, совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления8. Разнобой в определениях значительный. И еще одно из определений «управления» - это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Справедливо указание на то, что процессы управления наблюдаются в живых организмах, в автоматах, создаваемых руками человека, в общественной жизни. Обобщив сказанное, можно сделать следующие выводы:

) управление прежде всего служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов с общими для всех элементов задачами;

) управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправление). Упорядочение системы - основное назначение и свойство управления;

) управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу.

Перечисленные черты, характеризующие общее понятие управления, приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальные образования, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты). Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Социальное управление есть по существу управление в обществе, которое представляет собой управляемую динамическую систему. В содержательном плане оно есть воздействие на общество, имеющее целью упорядочение общественных связей между составляющими его элементами, а также его членами. Потребность в таком постоянном упорядочении есть одна из объективных закономерностей существования и развития общества.

Следует отметить, что социальное управление - явление историческое, поскольку потребность организовывать совместную деятельность людей для обеспечения их жизнедеятельности и удовлетворения их потребностей и интересов, для поддержания общественного порядка и внутренней безопасности возникала во все времена.

Управление социальными системами - более сложный вид управления, чем управление иными системами (механическими, техническими, биологическими), обусловленный огромным потоком многообразной информации, проходящей по различным информационным каналам.

Главным назначением социального управления является воздействие на общность людей с целью упорядочения общества, его организованности, совершенствования и развития, достижения стоящих перед ним задач. При этом обеспечивается согласованность отдельных действий участников совместной деятельности и выполняются общие управленческие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (например, планирование, координация, контроль и др.).

Объектом воздействия социального управления является подвластный субъект управления (отдельный человек или коллективное образование), поведение (действия) которого изменяется под действием указаний управляющего субъекта. Субъектом социального управления выступают отдельные руководители или коллективные органы, осуществляющие управление государстве иными или негосударственными организациями, их структурными подразделениями, общественными объединениями, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица.

Социальное управление достигает своей цели в рамках управленческих отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются между субъектом, обладающим определенными властными полномочиями, и объектом, обязанным подчиняться указаниям этого субъекта.

Власть - необходимое свойство в управленческих отношениях, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих, наделенных таким властным ресурсом.

Социальное управление реализуется в практической деятельности субъектов управления. К таковым относятся определенные группы людей, как правило, организационно объединенные в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных органов), или отдельные, уполномоченные на это лица.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них:

) социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной их деятельности, условие ее нормального (функционирования;

) социальное управление как общественно необходимая функции своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие ни участников совместной деятельности. Это связано с тем, что управление направлено на установление и поддержание определенного порядка, организованности во взаимосвязях людей;

) социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение людей, их действия, поступки участников совместной деятельности1. Это категории сознательно-волевого характера, и которых опосредуется руководство поведением людей;

) социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями;

) социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений.

Следовательно, социальное управление как атрибут общественной жизни представляет собой такую общественно значимую деятельность, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей, их коллективов в интересах эффективного решения стоящих перед ними задач. Природа управления заключена в общественном или совместном труде и вытекает из «самой природы общественного процесса труда, из необходимости организации трудового взаимодействия работников»3.

Управление, возникшее на базе разделения труда, направлено на объединение людей, выполняющих отдельные операции, в совместно работающий коллектив учреждения, предприятия, органа. Особенность природы управления составляет и то, что оно порождается фактором объективным - необходимостью выполнения этой функции и совместного процесса труда.

Видами социального управления являются: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление и общественное самоуправление.


Разновидность социального управления - государственное управление, имеющее своим главным назначением упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, на их сознательно-волевое поведение, на организацию общественных связей. Государственное управление - это один из видов деятельности государства.

Управление имеет место и в деятельности различного рода негосударственных формирований (например, общественных объединений). Там складываются отношения, являющиеся по своей природе управленческими. Однако в них превалируют воля и интересы членов данного негосударственного объединения, не получившие свое выражение в юридических нормах. Управление в них связано с внутренними делами, служит интересам самоорганизации (организации) собственных дел.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся у нас, давая тем самым конституционное и законодательное основания для выделения данного вида государственной деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 г. и Конституция Республики Беларусь 1994 г. отказались от этого термина, закрепив вместо него иной - исполнительная власть.

Под государственным управлением принято понимать специфический вид государственной деятельности, осуществляемой в различных сферах общественных отношений: в экономической, социально-культурной и в сфере административно-политического строительства. Именно с государственным управлением и связано формирование такой отрасли права в правовой системе Российской Федерации, как административное право.

Государственное управление, в зависимости от того какие субъекты его осуществляют и какими способами, понимается в широком или в узком смысле слова.

Под понятием "государственное управление" до 80-х гг. подразумевалась деятельность исполнительно-распорядительного характера. По мнению профессора Ю.М. Козлова, такая характеристика, во-первых, определяла основное направление этой деятельности - исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов, и, во-вторых, указывала на средство достижения данной цели - распорядительство, т.е. использование необходимых юридически-властных полномочий.

В таком понимании государственное управление рассматривалось как прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых в качестве исполнительных и распорядительных органов государственной власти или же органов государственного управления.

Так, в Конституции СССР 1977 г. Кабинет Министров СССР определялся как исполнительно-распорядительный орган Союза ССР (ст. 128). В полномочия Верховного Совета СССР как постоянно действовавшего законодательного и контрольного органа входило образование и упразднение министерств и других центральных органов государственного управления. Президент СССР возглавлял систему органов государственного управления и обеспечивал их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР (п. 4 ст. 127.3). Кабинет Министров СССР был правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР (ст. 131).

Данный термин употреблялся не только в Конституции, но и в иных актах, развивающих ее положения. В подтверждение этого можно привести Указ Президента от 28 ноября 1991 г. N 242 "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР", а также Указ Президента от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе", в котором говорится об обязанности Совета Министров - Правительства Российской Федерации обеспечивать бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления. Таким образом, в этот период органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства.

В процессе государственного управления в той или иной мере участвуют органы законодательной и исполнительной власти, органы судебной власти и прокуратуры, органы местного самоуправления и другие органы. Государственное управление в широком понимании - это и есть деятельность вышеуказанных органов (субъектов государственного управления) по реализации возложенных на них задач и функций в сфере управления.

Государственное управление в узком смысле - вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Органы, осуществляющие эту власть, называются органами исполнительной власти. К ним относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, советы министров, государственные комитеты и т. д.).

Нетрудно заметить, что терминология, применяемая в отношении понятия государственного управления в узком смысле, несколько иная, чем в определении данного понятия в широком смысле. Это связано с тем, что Конституция РФ 1993 г., провозгласившая принцип «разделения властей», термин «органы государственного управления» заменила термином «исполнительная власть», а полномочия по реализации исполнительной власти возложила на Правительство РФ (ст. 110). При этом Конституция РФ предусмотрела участие в этом процессе и других органов исполнительной власти, которые во главе с Правительством РФ представляют единую систему исполнительной власти (ст. 11,71, 112). В эту систему, помимо Правительства РФ, включаются федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) и органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, комитеты, управления и т.д.).

Итак, не все государственные органы, участвующие в управленческом процессе, можно отнести к органам исполнительной власти. Это законодательные, судебные органы, органы прокуратуры и др., которые по своему назначению имеют иные задачи. Однако и те, и другие органы осуществляют государственно-управленческую деятельность, но в разных объемах и разными методами.

Если для органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры и других органов государственно-управленческая деятельность является не основной и в значительной степени связана с обеспечением необходимых условий для эффективной работы их органов, то для органов исполнительной власти эта деятельность - главная функция, основное направление их деятельности. Основные характеристики государственного управления сводятся к следующему:

а) это конкретный вид государственной деятельности, выполняемый субъектами управления в соответствии с их компетенцией;

б) указанная деятельность носит исполнительно-распорядительный характер (проведение в жизнь законов и иных подзаконных актов, принятие решений, контроль за их исполнением);

в) осуществляется различными субъектами управления, однако управленческая функция - прерогатива специальных органов - органов исполнительной власти;

г) деятельность является подзаконной, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной деятельности;

д) характеризуется наличием основных вертикальных (субординационных) связей и не основных - горизонтальных связей;

е) реализация властных полномочий субъектов управления осуществляется, как правило, во внесудебном, административном порядке.

Таким образом, государственное управление - это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.

Государственному управлению как виду управления социального присуще упорядочивающее воздействие на определенный объект. Тем не менее, говоря о государственном управлении, нельзя забывать и его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством?

Профессор Ю.М. Козлов видит суть данной проблемы в следующем: управление различными сторонами государственной общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства, так как в этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти.

При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований - это и есть процесс исполнения. В определенной мере его осуществляет и сам законодатель, однако он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, поэтому возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое управление в исполнительно-распорядительном варианте.

Таким образом, исполнение - это (в рассматриваемом аспекте) и есть по существу непосредственная государственно-управленческая деятельность, т.е. управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы.

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обусловливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система.

социальный государственный управление

Заключение

Подведем итоги исследования. Социальное управление - это процесс целенаправленного воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их организации и деятельности, повышения уровня развития всей социальной системы.

Разновидность социального управления - государственное управление, имеющее своим главным назначением упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, на их сознательно-волевое поведение, на организацию общественных связей. Государственное управление - это один из видов деятельности государства.

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обусловливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система.

Проведя анализ содержания социального и государственного управления, были сделаны выводы. В широком смысле оно производно от задач государства, которые выражают его деятельность в разных сферах. Каждая из них включает в себя комплекс подфункций, выполняемых разными ветвями власти, органами и организациями. У каждого участника - своя "доля" выполнения общих функций. Поэтому в более узком смысле государственное управление выполняет такие задачи, как легализующие, распорядительные, нормирующие, контрольные и др.

Это позволяет использовать в различных отраслях и ситуациях гибкие методы воздействия на социально-экономические процессы, на деятельность органов и организаций, на поведение людей. От правильного выбора регуляторов и меры их соотношения зависит уровень развития экономики и социальной сферы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

.Указ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" N 314 // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023

.Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 1999.- С.24.

.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Юридическая литература. - 2002.

.Атаманчук Г.В. Управление: всегда есть варианты. - М.: РАГС, 1999.

.Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. - № 10.

.Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении.-М.:МНИИПУ,1998.-176с.

.Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления обществом и право. М., 1986. С. 33-34.

.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1979. - С. 22.

.Осадчая Н.В., Гончар Н.В. Правовая природа терминов "государственное управление" и "исполнительная власть" и их судьба в российском законодательстве // Законодательство и экономика. - 2004. - № 5.

.Россинский Б.В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Закон. 2004 г. N 7.

.Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1, М., 2002

.Тихомиров Ю.А. Государственное управление: модели и реальность // Право и экономика. - № 4, апрель 2006.

.Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 93.

.Юридический словарь. - Т. 2. - М., 1956. - С. 556.

Похожие работы на - Социальное управление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!