Разработка программы оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    144,83 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка программы оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МОЛОДОЙ СЕМЬЕ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СУПРУГОВ

.1 Понятия "гендер" и "гендерная идентичность" в психологии

1.2 Проблема становления гендерной идентичности молодых супругов

1.3 Виды психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МОЛОДОЙ СЕМЬЕ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СУПРУГОВ

2.1 Пояснительная записка

.2 Содержание программы оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности

.2.1 Диагностический блок

2.2.2 Психокоррекционный блок (индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия для супругов, тренинг гендерной идентичности)

2.2.3 Психопросветительский блок

2.2.4 Рефлексивный блок

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

гендерный идентичность семья тренинговый

Актуальность исследования.

Семейные отношения - это сложная психическая реальность, включающая в себя и индивидуальные, и коллективные, и онтогенетические, и социогенетические, и мифологические основания (Л.Б.Шнейдер, Е.Е.Сапогова, Н.Н.Лебедева, В.В.Абраменкова). Несмотря на активное развитие предметного поля психологии семьи, некоторые явления, порожденные семейным взаимодействием, так и остаются непознанными.

Сравнительно недавно выделился такой предмет внимания исследователей, как формирование представлений о маскулинности-фемининности. Изучение вербализованных представлений о мужественности и женственности актуально в связи с формированием "Я-образа" супругов и их представлений о семейных ролях, а также половозрастных особенностей формирования маскулинности-фемининности.

Отмечаемое рядом авторов (С.Айвазова, 1998, О.Здравомыслова, М.Арутюнян, 1998, В.В.Абраменкова, 2003) гендерное неблагополучие современной семьи отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, которое характеризует, по существу, отношение к своей и противоположной гендерной роли. Дисгармоничные взаимоотношения полов приводят к формированию неадекватной полоролевой идентичности, которая, в свою очередь, сама начинает влиять на эти взаимоотношении.

Проблемы развития полоролевой идентичности и взаимоотношений полов, отмеченные в работах Е.Т.Соколовой, Н.С.Бурлаковой, Ф.Лэонтиу (2001), Н.К.Радиной (1999), О.В.Митиной и В.Ф.Петренко (2000), О.Здравомысловой, М.Арутюнян (1998) связаны с особенностями культурно-исторического развития общества.

Маскулинность традиционно связывается с властью и мужской гендерной ролью (А.Адлер, 1998). В традиционных патриархальных обществах взрослый мужчина являлся главой семьи, и его полоролевая идентичность формировалась с четкой ориентацией на маскулинность, связанную с мужской гендерной ролью. Феминистское движение главной своей задачей считало не столько борьбу женщин за равные права с мужчинами, сколько освобождение человека от власти государства и развитие свободной личности (С.Айвазова, 1998). Таким образом, характер маскулинности и развитие мужской полоролевой идентичности имеет свои культурно-исторические особенности.

Семья представляет собой сложную систему отношений, поскольку, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому зачастую молодым супругам так необходим честный разговор о гендерных установках мужчин и женщин, о мужских и женских качествах, о ролях, которые они должны выполнять в социуме. Многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, упрочнение гендерных стереотипов до сих пор является одной из главных их характеристик; общество в большей части воспроизводит стереотипы прошлого, поэтому изучение гендерной идентичности актуально и необходимо.

Объект исследования: молодая семья.

Предмет исследования - психологическая помощь молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов.

Цель исследования - разработать программу оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов.

Задачи исследования:

1.      Проанализировать теоретические подходы к проблеме гендерной идентичности супругов.

2.      Изучить виды психологической помощи молодой семье по проблеме гендерной идентичности супругов.

.        Разработать программу оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов.

Гипотеза: комплексная программа оказания психологической помощи, включающая диагностический, психокоррекционный, психопросветительский и рефлексивный блоки, является эффективным средством оказания психологической помощи молодой семье с проблемой гендерной идентичности супругов.

Методологической основой нашего исследования выступили:

1.            Принцип детерминизма -- общенаучный принцип описания и объяснения закономерной связи и обусловленности развития и функционирования объектов в процессе их взаимодействия, развиваемый в психологии Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым и др.

2.      Социокультурный подход к семейной социализации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, М.Р.Битянова, Е.Е.Сапогова, В.В.Абраменкова и др.).

3.      Концепция психосексуальной идентичности и представления о кризисе идентичности Э.Эриксона (1996, 2000)

4.      Современные подходы к исследованию гендерной идентичности супругов (Н.В.Антонова, Н.Л.Иванова, Е.Т.Соколова, Л.Б.Шнейдер и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов. В исследовании широко использовались: теоретический анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические и психодиагностические методы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что расширено и дополнено понятие гендерной идентичности как отношения личности к своей гендерной принадлежности, позволяющее уточнить представление о структуре полоролевой идентичности.

Практическое значение исследования.

Результаты исследования могут быть использованы для коррекции семейных и межличностных отношений, полового воспитания детей и подростков. Как агенты социализации, могут быть использованы в средствах массовой информации и рекламе для формирования положительных гендерных образов. Предложенные в эмпирической части психодиагностические методики могут быть использованы как для практических, так и исследовательских целей. Собранные данные могут использоваться в курсах по психологии гендерных отношений и психологии развития.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников, приложения ("ТРЕНИНГ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ"). Общее количество страниц - 52, источников литературы - 41.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МОЛОДОЙ СЕМЬЕ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СУПРУГОВ

.1 Понятия "гендер" и "гендерная идентичность" в психологии

Переживание идентичности актуализируется в различных сферах человеческой жизни: профессиональной, половой, этнической, социальной и др. Постановка проблемы идентичности, определении ее структуры генезиса и условий становления является актуальной по причине отмечаемого исследователями кризиса идентичности современного человека (Г.М.Андреева, Т.М.Буякас, А.В.Кузьмин, Д.Орлов, М.В.Закворотная, Л.М.Путилова, А.В.Лукьянов, П.Гуревич, A.Toffler), назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами.

Идентичность - это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая различные уровни сознания. Понятие идентичности как защиты личного, соответствие образа-Я его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому стало одной из главных тем человеческой мысли ХХ столетия [8].

В зависимости от сферы или вида социализации личности выделяют гендерную, этническую, профессиональную, религиозную идентичности личности.

С учетом возрастных закономерностей становления и развития идентичности различают зрелую (сформировавшуюся) идентичность и незрелую, формирующуюся идентичность.

В зависимости от степени принятия личностью себя речь может идти о позитивной или негативной идентичности.

В зависимости от глубины переживаний процесса трансформации самоопределений можно говорить о кризисе идентичности или об его отсутствии (о кризисной или некризисной идентичности).

Идентичность (лат. identicus - тождественный, одинаковый) - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний [35].

Развитие идентичности человека - это процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности в соответствующем контексте [4].

Если в новое время проблема идентичности сводилась к тому, чтобы построить и затем охранять и поддерживать собственную целостность, то в современном мире не менее важно избежать устойчивой фиксации на какой-то одной идентичности и сохранить свободу выбора и открытость новому опыту. Как заметил великий русский историк В.О.Ключевский, "твердость убеждений - чаще инерция мысли, чем последовательность мышления" [20]. Но если раньше психологическая ригидность (жесткость) нередко помогала социальному выживанию, то теперь она чаще ему вредит. Самоидентичность все больше воспринимается сегодня не как некая твердая, раз и навсегда сформированная данность, а как незаконченный развивающийся проект (Э.Гидденс). В условиях быстро меняющегося социума и растущей продолжительности жизни личность просто не может не самообновляться, и это не катастрофа, а закономерный социальный процесс, которому соответствует новая философия времени и самой жизни [38].

Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует [19].

До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (В.С.Агеев, И.С.Кон, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский, М.Х.Мелтсас и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами.

Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета). Также понятие гендерная идентичность несинонимично понятию сексуальную иденчтиность (гендер - понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности [22].

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/феминное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии [21].

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлык "мужеподобная женщина" весьма болезненно переживается людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов (например, стереотипы в СМИ). Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и одновременно построенные на их основе системы господства и властвования [24].

Дифференциация понятий "пол" и "гендер" означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход.

Согласно определению, гендерная идентичность - это вид социальной идентичности. Гендерная идентичность является одной из важнейших и, наряду с этнической, наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека [23].

Половой диморфизм относится к числу фундаментальных постоянных характеристик человеческого онтогенеза, а половое разделение труда в той или иной форме существует в любом человеческом обществе. Проблема соотношения и изменения традиционных стилей жизни и психических свойств мужчин и женщин вызывает жаркие споры, причем она имеет вполне реальное практическое значение. Однако, проблемы гендерной идентичности в настоящее время находятся лишь на стадии изучения. Исследователям, занимающимся вопросами формирования личности, необходимо иметь в виду, что все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, но половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное "Я", -- это половая принадлежность [22].

Вопреки житейским представлениям, что половая принадлежность индивида "дана" ему чисто биологически, половая идентичность, т.е. осознанная принадлежность, к определенному полу, -- результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность задает определенную программу взрослым, детерминируя определение акушерского (или паспортного) пола новорожденного, что, в свою очередь, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться (пол воспитания). Эта половая социализация, обучение ребенка половой роли, всегда производна от норм и обычаев соответствующего общества, культуры.

Сюда входят прежде всего система дифференциации половых ролей, т.е. половое разделение труда, специфические полоролевые предписания, права и обязанности мужчин и женщин, и связанная с ней система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины. Тем и другим определяются принятые в обществе поведения [2].

Половая идентичность основывается, с одной стороны, на соматических признаках (образ тела), а с другой - на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Причем, как и все прочие самооценки, они во многом производны от оценки ребенка окружающими. Все эти характеристики многомерны, зачастую неоднозначны.

Существуют различные подходы к формированию гендерной идентичности.

Теория идентификации, уходящая корнями в психоанализ, подчеркивает роль (эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего поля, прежде всего - родителей, место которых он хочет занять.

Теория самокатегоризации, опирающаяся па когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого процесса: ребенок сначала усваивает половую идентичность, определяя себя в качестве "мальчика" или "девочки", а затем старается сообразовать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению. В свете теории половой типизации ребенок мог бы сказать: "Я хочу поощрения, меня поощряют, когда я делаю "мальчиковые" вещи, поэтому я хочу быть мальчиком", а в свете теории самокатегоризации: "Я мальчик, поэтому а хочу делать "мальчиковые" вещи, и возможность делать их меня вознаграждает" [15].

Гендерные исследования в психологии представляют собой попытку дать ответ на вопрос: как биологическое различие преобразуется в проблему различных форм субъектности, проблему "я" и "другого". Социальная психология фокусирует внимание на нормах и ролях, которые формируют поведение как "маскулинное" или "феминное". Особенности социализации подростков юношей и девушек связаны со спецификой тех ролей, к которым они должны быть готовы при вступлении во взрослую жизнь, гендерные различия влияют на становление и демонстрацию агрессии. Женская агрессивность, например, часто носит более адресный характер и связана с исторически обусловленным местом женщины в системе общественных отношений, ее социальными ролями и функциями, биологическими и психологическими особенностями, в том числе и характерологическими [21].

В зарубежной гендерной психологии в настоящее время доминирует парадигма социального конструирования гендера. В рамках этого подхода тендер рассматривается как социально сконструированное отношение неравенства по признаку пола. Отечественные психологи склоняются к тому, что за исключением параметров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых психологических различий между полами детерминировано влиянием социального контекста. Анализ литературных данных позволяет сделать вывод о том, что между мужчинами и женщинами существуют различия относительно агрессии, которые порождаются не только биологическими предпосылками, но и противоположностью гендерных ролей. Но влияние на процесс социализации стереотипов, имеющихся в культурах, специфика проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества, до сих пор является недостаточно исследованной областью социально-психологического знания.

В современной литературе можно встретить, по крайней мере, еще два термина, соотносимых по смыслу с понятием "гендерная идентичность". Это термины: половая идентичность и психологический пол. Рассмотрим содержание этих понятий, чтобы, показать специфику гендерной идентичности личности.

Психологический пол -- комплекс психологических, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Наиболее распространенное определение половой идентичности, представленное в отечественном психологическом словаре, выглядит следующим образом: "Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли [29].

В этом определении подчеркивается согласованность сознания и поведения человека как представителя определенного пола, т.е. связанность когнитивного и конативного компонентов идентичности личности. Ориентирами для такого согласования выступают требования половой роли. Чтобы понять, что же это за требования половой роли, обратимся к определению данного понятия.

"Половые роли - вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства его поведения" [21, с. 282].

В современной зарубежной литературе в основном используется понятие "гендерная идентичность" а не "половая идентичность". "Гендерная идентичность - осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия "Я" и других" [8, с. 110].

 <#"520344.files/image001.gif">

Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл.

·              Маскулинность (номера вопросов): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58;

·              Фемининность (номера вопросов): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Показатели маскулинности (М) и фемининности ( F ) вычисляются следующим образом:

·              сумма баллов по маскулинности делится на 20 - это М,

·              сумма баллов по фемининности делится на 20 - это F .

Вычисляется также IS (основной индекс) по формуле:

IS = (F - М) * 2,322.

Испытуемого относят к одной из 5 категорий:

1.      IS меньше -2,025: ярко выраженная маскулинность.

2.      IS меньше - 1: маскулинность;

.        IS от -1 до +1: андрогинность;

.        IS больше +1: фемининность;

.        IS больше +2,025: ярко выраженная фемининность.

Методика изучения гендерной идентичности (Шнейдер)

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК, КАСАЮЩИХСЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ

Тестовый материал

Инструкция: "В какой степени вы согласны с приведенными ниже суждениями?"

Поставьте плюс в графе, соответствующей вашему мнению.

Суждения

Совершенно согласен(на)

Скорее согласен(на)

Трудно сказать

Скорее не согласен(на)

Совершенно не согласен(на)

Добрая жена да Жирные щи - другого добра не ищи.






Муж вези гуж, а жена шей рубашки.






Муж - голова, жена - душа.






Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.






Муж - дому строитель, нищете отгонитель.






От плохой жены - состаришься, от хорошей - помолодеешь .






Муж молоти пшеницу, а жена пеки паленины.






Мир в семье женой держится.






Без мужа, что без головы, без жены, что без ума.






Бабе дорога - от печи до порога.






Не всякую правду муж жене сказывает, а и сказывает, так обманывает.






Баба да кошка завсегда в избе, мужик да собака во дворе.






Мужик тянет в одну сторону, баба - в другую.






Пусть нередко и дура, только бы огонь пораньше раздула.






Жена верховодит, так муж по соседям бродит.







Обработка результатов.

Десять утверждений отражают традиционные представления о распределении ролей в семье. Это утверждения 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10,12, 14.

Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:

"совершенно согласен" - 5 баллов;

"скорее согласен" - 4 балла;

"трудно сказать" - 3 балла;

"скорее не согласен" - 2 балла;

"совершенно не согласен" - 1 балл.

Минимальное значение баллов - 10, максимальное - 50.

Чем больше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому присущи традиционные установки о распределении ролей в семье. Если по опроснику получены значения больше 37 баллов, то можно говорить о выраженности традиционных гендерных установок, если значения меньше 23 баллов - о выраженности эгалитарных установок. Значения от 24 до 36 свидетельствуют о неопределенных гендерных установках.

МЕТОДИКА СВОБОДНЫХ ОПИСАНИЙ "КТО Я?"

Эта методика является эффективным средством изучения представлений индивида о своей личности и окружающих людях, как представителях определенного пола.

Тестовый материал

Инструкция. Необходимо написать по 10 прилагательных для каждого из понятий: "я", "большинство мужчин", "большинство женщин", "идеальный мужчина", "идеальная женщина".

Ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, не заботиться о последовательности и логике.


Обработка результатов.

. Проанализировать полноту описаний всех предложенных понятий:

·        наиболее полное описание для всех предложенных характеристик (по 10 прилагательных из 10 возможных для каждого понятия);

·        как полное, так и неполное описание;

. Провести анализ соотношения положительных и отрицательных характеристик в описании предложенных категорий.

Интерпретация.

В результате диагностики можно получить:

) проекции установок испытуемых, которые затем подвергаются качественному анализу;

) качество отношения испытуемого.

Различная полнота описаний всех предложенных понятий может рассматриваться как мера неудовлетворенности в существующих гендерных стереотипах.

Преобладание негативных определений свидетельствует о личностной неудовлетворенности существующими гендерными стереотипами.

Одновременное использование противоположных характеристик при описании свидетельствует об отсутствии жестких рамок стереотипа восприятия других людей как своего, так и противоположного пола.

МЕТОДИКА "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА" ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ"

Тест "Рисунок человека" является проективной методикой, широко используемой в психодиагностике (обычно совместно с другими). Как любая проективная техника, он обращен к содержанию душевной деятельности, которое лежит не на "свету сознания", а находится в подпороговом состоянии. Рациональное начало личности в этих случаях как бы регрессирует, на его место приходят идеи, образы, связи и отношения, лишенные четкой определенности и логической последовательности, но, тем не менее, полные смысла.

В символике и графической экспрессии рисунка проявляется неосознаваемая реальность, определяющая поведение и самочувствие индивида, будучи безотчетно воспринимаемой им, но не всегда выражаемая вербально. Модификация теста "Рисунок человека", предложенная Н.М.Романовой как "Рисунок мужчины и женщины", позволяет выявить гендерные установки и аттитюды личности, суть отношений и взаимодействия полов в восприятии тестируемого; отражает инструментальный взгляд на гендер и эмоциональные аспекты гендерных отношений, раскрывает систему эмоциональных отношений и доминирующую гендерную позицию к собственному и противоположному полу, позволяет диагностировать аффективно насыщенные комплексы в этой системе. В данной статье мы рассмотрим интерпретации только тех особенностей рисунка, которые соотносятся с интересующей нас сферой гендерных отношений индивида.

Обследуемый получает чистый лист формата А4 и инструкцию: "Нарисуйте мужчину и женщину", вопросы остаются без уточнений. После завершения работы полезно попросить прокомментировать изображение, задать уточняющие вопросы, акцентируя интересующие аспекты отношений. Полученные таким образом графические презентации обрабатываются, выделяются гендерные установки и аттитюды, отражающие основные аспекты гендерной идентичности, транслируемые посредством графических изображений и символов.

Под гендерными установками автором методики понимается своеобразный гештальт, фигура на фоне индивидуальной гендерной концепции человека. Гендерные установки (сотрудничество, опора, изоляция, независимость, индифферентность, притяжение, агрессия) указывают на основную социополовую доминанту личности, отражают ведущие идеи в структуре гендерного концепта.

В гендерных аттитюдах раскрывается доминирующая гендерная позиция в отношении полов (осуждаемый, романтический, функциональный, отвергаемый, равный, непонятный, сексуальный, малоценный, угрожающий). В них отражается и своеобразный "инструментальный" взгляд на гендер, и точка зрения субъекта на его предназначение, и эмоциональные аспекты отношений личности с мужчинами и женщинами.

В графических репрезентациях человеческие фигуры часто помещаются в систему окружающего мира, рисунки дополняются предметами, фигурами животных или людей (в основном - детей), что имеет, на наш взгляд, неслучайный характер и должно интерпретироваться в контексте гендерных характеристик личности.

Кратко остановимся на описании принципов диагностики выделенных гендерных установок.

Установка ОПОРА диагностируется в случаях, когда изображенные фигуры соразмерны, адекватно прорисованы соответственно полу, нет явных предпочтений в детализации того или иного персонажа, изображенные держат друг друга за руки, что символизирует спаянность, единение, фигуры как бы опираются друг на друга и находят в этом союзе поддержку. Так рисуют обычно дети из хороших семей. Авторы таких рисунков придают важное значение дружеским отношениям, эмоциональный компонент отношений преобладает над физическим, установка на партнера-друга. Нет агрессии к противоположному (или своему) полу. Позитивные представления о взаимоотношениях людей разного или одинакового пола, эмоциональное принятие.

Противоположная установка - ИЗОЛЯЦИЯ представлена рисунками на которых кто-то из персонажей отвернулся от другого, либо оба смотрят в разные стороны, стоят спиной друг к другу, либо один смотрит в спину другому. Это говорит о наличии отвержения, конфликта, фрустраций в гендерных отношениях. Если обе фигуры изображены в профиль, можно с уверенностью диагностировать глубокие эмоциональные фрустрации, переживания, конфликты.

Установка СОТРУДНИЧЕСТВО - фигуры нарисованы занятыми какой-либо совместной деятельностью, нужно обратить внимание на характер деятельности и диспозиции фигур.

НЕЗАВИСИМОСТЬ - изображение человеческих фигур в анфас, на расстоянии друг от друга, в рисунке нет четкой эмоциональной выраженности. Между фигурами существует дистанция, или они просто стоят рядом, но не взаимодействуют друг с другом. Так рисуют эмоционально сдержанные люди, возможно наличие проблем, связанных с реализацией заинтересованности в отношениях.

ПРИТЯЖЕНИЕ - установка, когда фигуры обращены лицом друг к другу, что свидетельствует об очень большой заинтересованности. Автор рисунка открыт для общения, ищет его. Как правило, в таких случаях присутствует значительная сексуальная мотивация и психологическая заинтересованность.

ИНДИФЕРЕНТНОСТЬ - плохо прорисован пол, "механические" человечки. Характерная репрезентация для интровертированных личностей, шизоидов. Встречается у подростков с несформированной гендерной установкой.

Если на рисунке изображена драка, персонажи замахиваются друг на друга, явно выражено противопоставление полов, то диагностируется установка АГРЕССИЯ.

Рисунок человека своего и противоположного пола репрезентирует образ телесного Я субъекта, то есть совокупность представлений о собственной телесности, идентификации, границах тела и эмоциональном отношении к нему, принятии/непринятии телесности в целом и телесных отправлений, в частности. Согласно концептуальным основам интерпретации рисуночных методик, изображение лица одного пола с обследуемым отражает точку зрения субъекта на собственную персону и представление о собственной сексуальной роли. Изображение лица противоположного пола дает представление о сформированном в процессе гендерной социализации комплексе эмоций, ожиданий и отношений, связанных с ним. Представляется правомерным утверждение, что для гомо- и бисексуальных людей изображение двух мужчин или двух женщин будет отображением аналогичного комплекса характеристик.

.2.2 Психокоррекционный блок (индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия для супругов, тренинг гендерной идентичности)

На основании результатов диагностики по приведенным выше методикам, направленным на изучение особенностей гендерной идентичности молодых супругов мы предлагаем проведение

В ходе проведения консультативных приемов молодых супружеских пар мы предлагаем использовать следующие упражнения, направленные на формирование представлений супругов о гендерной идентичности, основанных на углубленном самопознаний личностных качеств, формировании образов-Я, расширение гендерных стереотипов и установок.

Упражнение 1.

Цель - выявить представления супругов о мужских и женских качествах и их отношение к собственной гендерной роли.

Оборудование: тест "Ваши представления о мужских и женских качествах.

Ход работы - инструкции супругам:

А.

. Запишите на листе бумаги имена 2-х мужчин и 2-х женщин, которые, по вашему мнению, могут служить эталоном мужественности и женственности.

а) под именами мужчин и женщин перечислите те качества, которые представляются вам идеальными;

б) отметьте мужские и женские качества, которые совпали, если таковые имеются;

в) перечислите те из указанных качеств, которыми, по вашему мнению, обладаете вы.

Б.

. Решались ли вы когда-нибудь украсить свой костюм предметом одежды, который считается принадлежностью противоположного пола?

Если нет, то почему? Если да, то ответьте на следующие вопросы:

а) При каких обстоятельствах вы могли бы появиться в одежде, которая считается принадлежностью противоположного пола: только наедине, в обществе близких друзей, на костюмированном балу, в общественном месте?

б) Если у вас есть возможность и желание, попробуйте примерить какой-нибудь предмет одежды, который считается принадлежностью противоположного пола, и взгляните на себя в большое зеркало. Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение в зеркале: стыд, сексуальное возбуждение, смущение, удовольствие? Почему вы ощутили именно это?

В.

. Оцените нижеследующие качества и подчеркните те из них, которыми вам хотелось бы обладать:

Искренность, Благородство, Властность, Успешность, Ответственность, Надежность;

Смелость, Агрессивность, Деликатность, Покорность, Самоуверенность, Непостоянство;

Спортивные качества, Дух соперничества, Физическая сила, Умение манипулировать людьми, Способность убеждать, Сексуальность;

Заботливость, Рассудительность, Интеллегентность Глубокомысленность, Эмоциональность, Застенчивость, Честность.

а) теперь выберите из этого списка качества, которые считаются традиционно маскулинными и фемининными. Составьте 2 списка на отдельных листах бумаги. Некоторые качества могут совпадать. Вы можете включить в ваш список любые другие качества на ваше усмотрение;

б) отметьте, какие качества, которыми обладаете вы, упоминаются в этих двух списках. Таким образом, вы сможете определить, насколько ваше самовосприятие совпадает с традиционными, по вашему мнению, представлениями о мужских и женских качествах.

Задание 1. Это задание следует выполнять вместе с лицом противоположного пола или в смешанной группе: Мужчины должны составить два списка на листах бумаги, перечислив преимущества и недостатки женской роли, женщины - мужской роли. После этого они могут обменяться листами и обсудить написанное.

Задание 2. При просмотре телевизионных программ и журналов обратите внимание на то, как принято изображать мужчин и женщин.

Отметьте, какие мужские и женские образы кажутся вам привлекательными и непривлекательными. Проанализируйте свои предпочтения. Обратите особое внимание на традиционный или нетрадиционный характер изображения мужчин и женщин.

Задание 3. Вообразите нижеописанные ситуации и проанализируйте вашу реакцию. Вам не следует размышлять над этими ситуациями и над тем, какой должна быть ваша реакция. Просто отметьте вашу первую реакцию и определите ее значение в контексте представлений о гендерных ролях.

а) незамужняя женщина желает, чтобы к ней обращались - "девушка";

б) замужняя женщина настаивает на том, что в разговоре с ней следует использовать обращение "девушка";

в) сугубо мужская организация отказывает в членстве женщине;

г) сугубо женская организация отказывает в членстве мужчине;

д) преподавательский совет школы требует, чтобы во всех классах "школьников воспитывали в духе традиционных семейных ценностей, подчеркивая роль женщины в качестве жены, матери и хранительницы домашнего очага, и роль мужчины в качестве наставника, защитника и опоры семьи";

е) выбирая между женатым мужчиной и незамужней женщиной, обладающими одинаковой квалификацией, начальник отдела кадров решает принять на работу женщину, поскольку компании необходимо соблюдать установленную норму,

ж) после рождения очередного ребенка жена желает продолжить свою карьеру, и тогда отец решает уволиться с работы, чтобы нянчить ребенка.

Рефлексивный анализ по каждому заданию, комментарии ведущего.

В ходе выполнения упражнений супруги заполняют анкеты индивидуально, записывают свои ответы на отдельных листах.

. Упражнение на усовершенствование паттернов коммуникации молодых супругов

А. Оцените друг друга в соответствии с критериями, перечисленными ниже:

Качества Вашего партнера:

Он/она проявляет по отношению ко мне заботу и предупредительность;

Он/она проявляет по отношению ко мне сердечность и любовь;

Он/она проявляет по отношению ко мне сочувствие и взаимопонимание;

Он/она никогда не вмешивается в мои чувства, какими бы они не были;

Он/она всегда готов (а) выслушать меня и прислушаться к моим словам;

Он/она держится со мной на равных;

Он/она не проявляет склонности к поспешным выводам и поверхностным суждениям обо мне или других людях;

Он/она относится ко мне с уважением;

Он/она заслуживает доверия;

Он/она доверяет мне и делится со мной мыслями и чувствами.

Оценка:

4 балла - отлично (он/она постоянно демонстрируют мне это качество);

3 балла - хорошо (довольно часто я чувствую это с его стороны);

2 балла - удовлетворительно (мне бы хотелось, чтобы он почаще

проявлял это качество);

1 балл - плохо (он проявляет это качество крайне редко или не про-

являет вовсе).

. Заполнив анкету, обменяйтесь листами, чтобы каждый мог ознакомиться с оценкой партнера. Однако, прежде всего вы должны договориться о следующем:

) Не высказывать свое мнение об оценках партнера в течение 15 минут, а за это время:

а) обдумайте, почему партнер оценил вас именно так, учитывая, что в своей оценке он был искренним;

б) обдумайте, какая оценка пришлась бы вам по душе и наоборот;

в) задайте себе вопрос, удивил ли вас тот или иной балл? Почему (не) удивил?

г) определите, испытываете ли вы наряду с раздражением потребность "оправдаться" в глазах партнера Если вы испытываете обиду, постарайтесь ее принять как должное. Не забывайте, что ваш партнер имеет право оценивать вас честно и открыто. Это способствует более глубокому взаимопониманию.

. Когда вы будете готовы к разговору об анкете:

а) вам необходимо выбрать наиболее удобное место;

б) высказывайте лишь ваши собственные мысли и чувства, избегая предположений и выводов, касающихся чувств и мотивов вашего партнера. Обращайтесь от первого лица;

в) после того как ваш партнер закончил свою мысль, вам следует подвести итог услышанному, чтобы партнер смог убедиться, что вы слушали его внимательно. Уточняйте сказанное, если ваш партнер неверно истолковал ваши слова. Не прерывайте друг друга.

. Комментарии психолога:

Существует ряд качеств, лежащих в основе эффективной коммуникации:

. Отсутствие манипуляции. Ответьте на следующие вопросы (ответы запишите):

а) интересует ли вас раздел, посвященный коммуникации?

б) каковы ближайшая и перспективная цель, которые вы ставите перед собой в контексте повышения эффективности коммуникации с

партнером?

в) есть ли у вас какие-то скрытые или корыстные мотивы, связанные с коммуникацией по поводу сексуальных отношений?

г) уверены ли вы в том, что готовы испытать чувство уязвимости, которое возникает в связи с открытой двусторонней коммуникацией?

. Желание привлечь партнера к коммуникации.

. Чувство равенства. (Ответьте на вопросы (ответы запишите)):

а) существует ли, на ваш взгляд, различие между вашим мировоззрением и мировоззрением партнера? Кто из вас отличается большим здравомыслием?

б) проявляет ли кто-нибудь из вас склонность уступать партнеру в случае споров? Кто?

в) можно ли сказать, что в ваших отношениях, в целом, один партнер доминирует над другим"? Какую роль выполняете вы?

г) кто из вас чаще инициирует сексуальные контакты?

д) назовите любые другие факторы, которые могут способствовать сохранению чувства неравенства в ваших отношениях.

Б. После того, как вы ответили, обменяйтесь листами. В течение 10 минут ничего не обсуждайте - молча обдумайте ответы партнера и вашу реакцию на них.

Комментарии психолога:

Размышляя об ответах вашего партнера и сравнивая их со своими, отмечаете ли вы, что партнер иначе расценивает ваше мировоззрение, готовность к компромиссу, соотношение сил в отношениях и сексуального инициативность? При наличии чувства равенства между партнерами эффективность двусторонней коммуникации возрастает. В противном случае один из партнеров может неадекватно относиться к конфликтам и спорам.

. Процесс. Обратите внимание на то, как вы ответили на вопросы, указанные в пункте 3. а) если ваши ответы в целом свидетельствуют о том, что вы с партнером держитесь друг с дротом на равных, можете переходить к следующему пункту. Иначе обратитесь к следующему пункту;

б) Проанализируйте ваши ответы вдвоем, руководствуясь следующими принципями:

констатируйте лишь свои мысли и чувства, избегая предположений и умозаключений по поводу чувств и мыслей вашего партнера;

после того, как один партнер изложил свое мнение, другому следует вкратце изложить услышанное, чтобы первый партнер смог уточнить то, что второй истолковал неверно. Разбирайте таким образом каждый ответ.

Если вы начинаете испытывать раздражение, проделайте следующее:

сделайте паузу, проанализируйте ваши отрицательные эмоции и постарайтесь разобраться в их истинных причинах. Быть может, за ними скрывается обида. Честно разберитесь в своих чувствах и сообщите обо всем партнеру;

продолжайте обсуждение до тех пор, пока вы не почувствуете, что пришли к компромиссу по поводу противоречий в ваших ответах.

Если у вас сложилось впечатление, что вы попали в тупик, посоветуйтесь с 3-им лицом по поводу наиболее спорных вопросов;

Помимо упражнений, выполняемых супругами в ходе проведения консультативного приема психолога, мы предлагаем молодым супругам участие в тренинге гендерной идентичности, который является частью данной программ оказания психологической помощи семье с учетом гендерной идентичности (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

.2.3 Психопросветительский блок

Цель:

Содействие формированию культуры семейных отношений, повышению ответственности за своих близких, сохранение и укрепление семейных ценностей

Задачи:

. Повышение психолого-педагогической компетентности супругов в области семейно-брачных отношений, прав и обязанностей.

. Оказание социально-правовой и психологической помощи супругам в предупреждении и разрешении семейных проблем.

. Подготовка молодых супругов к выполнению социальных ролей гражданина и семьянина.

. Пропаганда здорового образа жизни семьи, формирование навыков безопасного и ответственного поведения молодых супругов.

В ходе просветительской деятельности по гендерным проблемам возможно использование различных форм работы (коллективные, групповые, индивидуальные): лекция, беседа, дискуссия, круглый стол, тренинг, ролевая игра, анкетирование, эстафета мнений, самопрезентация, творческие работы молодых супругов и др.

.2.4 Рефлексивный блок

Рефлексивный блок программы оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности включает обсуждение результатов участия супругов в данной программе, повторную диагностику по отдельным методикам, обсуждение результатов. Участники программы отвечают на вопросы:

Удалось ли вам достигнуть тех целей, которые вы ставили в начале нашей работы?

Изменилось ли что-либо в вашей жизни?

Как повлияло участие в данной программе на ваши взаимоотношения в семье: и др.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В эмпирической части данной работы мы представили программу психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов.

Целью разработанной нами программы оказания психологической помощи семье является формирование адекватных представлений молодых супругов о гендерной идентичности.

Мы предполагаем, что данная программа должна включать следующие блоки: диагностический блок, коррекционный блок (индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия для супругов, тренинг гендерной идентичности), психопросветительский блок (гендерное просвещение супругов), рефлексивный блок, т.е. комплексно решать проблему гендерной идентичности супругов.

В ходе оказания психологической помощи молодой семье по проблемам гендерной идентичности супругов возможно использование следующих метлик: методика измерения степени андрогинности С.Бем, методика изучения гендерной идентичности (Шнейдер), методика изучения гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье, методика свободных описаний "Кто я?", методика "Рисунок человека" для диагностики характеристик гендерной идентичности и др.

Важным этапом оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов являются психокоррекционные упражнения, направленные на формирование адекватных образов-Я мужчин и женщин, представлений об идеальном спутнике жизни,

Помимо работы с каждой отдельной супружеской парой, мы считаем, что эффективное воздействие оказывает тренинг гендерной идентичности супругов, целью которого является помощь молодым супругам в адаптации с новым социальным ролям мужа и жены, формирование адекватных представлений о распределении семенных ролей с учетом гендерной идентичности, способствующих успешному построению брачно-семейных отношений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена проблеме оказания психологической помощи молодой семье в с учетом гендерной идентичности супругов. Перед нами был поставлен ряд задач, как теоретических, так и практических, которые нашли свое разрешение в ходе выполнения данной курсовой работы.

В теоретической части данной работы мы рассмотрели основные подходы к определению понятий "гендер" и "гендерная идентичность", рассмотрели факторы становления гендерной идентичности, а также особенности функционирования молодой семьи с учетом гендерной идентичности супругов (представлений о маскулинности и феминности, о "мужских" и "женских" ролях).

Было показано, что молодая семья, как и все семьи, проходит через естественные "кризисы развития". В нормально адаптированной семейной системе кризис проходит несколько стадий развития и таким образом приводит семью к позитивным изменениям (изначальный вызов семейным устоям, наступление кризиса, возникновение необходимости предпринять новые действия, признание членами семьи данной необходимости, перемены в персональном представлении настроении членов семьи, изменения делаются возможными, новые последствия предпринятых действий, переход в новую стадию развития семейной системы, новый вызов семейным устоям, наступление нового кризиса, необходимость новых действий, признание этой необходимости, изменения в персональном представлении и настроении, изменения делаются возможными, новые результаты предпринятых действий, переход в новую стадию развития и т.д.)

Во второй, эмпирической, главе, мы представили программу оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов. Целью данной программ явилось формирование адекватных представлений молодых супругов о гендерной идентичности.

Психологическая помощь молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов включает различные направления: психологическое консультирование, психопросветительская работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа с семьей. Одним из эффективных направлений оказания психологической помощи молодой семье является тренинг.

Таким образом, трудности молодой семьи - это комплекс психологических, проблем. Выбор жизненного пути, установление семейных границ, успешное овладение новыми ролями - все это общие направления жизни молодой супружеской пары.

Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и социальной зрелости семьи. Возмужание как психологический процесс - это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам требуются большое самообладание, выдержка, терпение по отношению друг к другу, а задача психолога - помочи супругам разобраться в сложившейся ситуации, выявить причины семейной неудовлетворенности и оказать эффективную помощи и поддержку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А.Абульханова-Славская. - М., 1991.

2.      Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С.Волович // Вопросы психологии, № 3, 1990.

.        Алешина Ю.Е. Ролевой конфликт работающей женщины / Ю.Е.Алешина, Е.В.Лекторская // Вопросы психологии, №5, 1989.

.        Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В.Антонова // Вопросы психологии, №1, 1996, № 1.

.        Арутюнян, М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами / М.Ю.Арутюнян // Семья и социальная структура / Отв. ред. М.С.Мацковский. - М., 1987. - с. 53 - 70.

6.       Баскакова, М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? / М.Е.Баскакова // Семья в России 1995, № 3 - 4, сс. 101 - 108.

.         Белинская, Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы Е.П.Белинская // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой

8.      Большой толковый социологический словарь. Т. 1 (А-О); Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. - с. 110.

.        Бреслав Г.М. Половые различия и современное школьное образование / Г.М.Бреслав, Б.И.Хасан // Вопросы психологии, №3, 1990. - сс. 64-69

.        Буракова, М.В. Маскулинность и феминность: конструирование "настоящих" мужчин и женщин / М.В.Буракова // Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. - 2000.

11.     Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В.Вачков. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

12.     Виноградова, Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т.В.Виноградова, В.В.Семенов // Вопросы психологии, №2, 1993.

13.    Гаврилица, О.А. Чувство вины у работающей женщины / О.А.Гаврилица // Вопросы психологии, №4, 1998.

.        Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга / Т.В.Зайцева.

15.     Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин / Е.П.Ильин. - М., 2003.

16.     Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / В.Е.Каган // Вопросы психологии, №2, 1987.

17.     Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О.А.Карабанова. - М., 2005.

18.     Клецина, И.С. Психологические характеристики внутриличностных конфликтов: гендерный аспект / И.С.Клецина // Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. - Май, 2000.

19.    Клецина, И.С. Самореализация личности и тендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Реана, Л.А.Коростылевой. Выпуск 2. СПб., 1998.

.        Ключевский, Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории

21.     Колесов, Д.В. Биология и психология пола / Д.В.Колесов.- М., 2000.

22.     Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального / И.С.Кон. - М., 1975.

23.    Милюска, Й. Идентичность женщин и мужчин в жизненном цикле / Й.Милюска // Социология. Серия 11, 1999, № 4. с. 102-114.

.        Митина, О.В. Кросскулыурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) / О.В.Митина, В.Ф.Петренко // Вопросы психологии, №1, 2000.

25.     Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. - М.: Независимая фирма "Класс", 1994.

26.     Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г.Навайтис. Москва - Воронеж, 1999.

27.    Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И.Олифирович, Т.А.Зинкевич-Куземкина, Т.Ф.Велента. - СПб., 2006.

28.     Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Э.Пайнс, К.Маслач

.         Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М. Политиздат, 1990. - с. 282.

.         Романов, И.В. Особенности половой идентичности подростков / И.В.Романов // Вопросы психологии, №4, 1997.

31.     Рудестам, К. Групповая психотерапия Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ.статья Л.А.Петровской. 2-е изд. - М., 2000.

32.    Самоукина, Н.В. Парадоксы любви и брака. Психологические записки о любви, семье, детях и родителях / Н.В.Самоукина. - М.,1997.

.        Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина

34.     Смелзер, Н. Социология / Н.Смелзер. - М.: Феникс, 1994. - с. 330.

35.    Современный философский словарь. - М., 1998. С. 177-186.

36.     Степанова, Л.Г. Диагностика гендерной идентичности личности / Л.Г.Степанова. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. - 26 с.

37.    Турецкая, Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена Г.В.Турецкая // Психологический журнал, Т. 19. 1998. № 1. - с.37 - 46.

38. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность

39.     Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольская, И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. -- СПб.: Речь, 2003.

.         Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. - М., 1996.

41.    Юферева Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.

Похожие работы на - Разработка программы оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!