Информационная потребность. Цели и основные направления информатизации АПК. Новая информационная технология
Вопрос 1. Понятие «информационной потребности»
Одним из центральных понятий информационной науки и практики является понятие информационной потребности (ИПотр). В самом общем смысле под ИПотр понимается необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе.
Например, планирование дальней поездки формирует ИПотр познакомиться с авиационным расписанием. Такое знакомство может быть выполнено в разной форме - по телефону, непосредственно в билетном агентстве в диалоге со специалистом, путем изучения расписания в напечатанном виде или в результате его поиска во всемирной сети. Однако при всем различии форм удовлетворения ИПотр сама она остается одной и той же.
Заметим, что после того, как выбран нужный рейс и куплен билет, информация утратила свою ценность для нас, не перестав при этом оставаться ценной для других потенциальных потребителей. Это свойство полной потери ценности информации (ее потребительной стоимости) для данного потребителя в данный момент, представляет собой важную особенность ИПотр, существенно отличающую ее от других видов потребностей человека. Одна и та же информация может снова стать предметом потребления, если она будет предъявлена другому потребителю, если перед тем же самым потребителем возникнет другая задача, а также если увеличится запас его знаний, позволяющий распознать в этой информации новые аспекты. Здесь уместна аналогия с многократным созерцанием картины или чтением романа мастера.
Таким образом, ИПотр имеют сугубо индивидуальный (персональный) характер. Они зависят не только от особенностей решаемых задач, но также от психологических, образовательных и других личностных особенностей лица, принимающего решение. И хотя при изучении ИПотр их носителей объединяют в группы и категории, все же создатели информационных систем стремятся к тому, чтобы их пользователи имели как можно меньше ограничений в выражении своих вкусов и предпочтений.
Принято выделять два основных типа ИПотр:
текущие, обусловленные присущей человеку любознательностью и заключающиеся в его стремлении быть в курсе всего, что происходит в мире;
конкретные (специальные), состоящие в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной задачи - исследовательской, профессиональной, управленческой и т.п.
Конкретные ИПотр в определенной степени зависят от особенностей задач, для решения которых необходима соответствующая информация. Если ограничиться сферой науки и техники, то их можно разделить на три основных вида:
ИПотр ученых-исследователей;
ИПОтр потребности специалистов (инженеров, врачей, агрономов и т.п.);
ИПотр управляющих (руководителей).
ИПотр могут выражаться либо в форме устных или письменных информационных запросов, либо в определенном поведении потребителя по отношению к потенциальным источникам информации (другим людям, литературе, СМИ и др.). Если ИПотр выражена в письменном виде и отчуждена от ее источника, возникает проблема точности и полноты выражения ИПотр в информационном запросе. Специалисты в области информационного поиска различают информацию, имеющую отношение к ИПотр - ее называют релевантной, и информацию, непосредственно удовлетворяющую ИПотр - ее называют пертинентной.
Решающим условием эффективного удовлетворения ИПотр является ясное осознание и четкое выражение того, какая информация действительно нужна потребителю для решения стоящей перед ним задачи. Без этого трудно рассчитывать на получение в информационном центре или библиотеке тех сведений, в которых потребитель нуждается.
Возможный механизм возникновения и удовлетворения ИПотр ученых-исследователей предложен Ю.М. Арским, Р.С. Гиляревским, И.С. Туровым и А.И. Черным в книге «Инфосфера. Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе» (М.: ВИНИТИ, 1996).
С момента возникновения у человека ИПотр он начинает оценивать всю поступающую к нему информацию под углом зрения этой потребности, разделяя информацию на релевантную и нерелевантную. Другими словами, ИПотр возникает у человека при постановке перед ним какой-то задачи. Человек обдумывает эту задачу, в результате чего в соответствующей зоне его долговременной памяти складывается образ задачи или ее внутренняя модель. Этот образ и служит эталоном, с которым с этого момента сравнивается вся поступающая информация. Если информация имеет отношение к эталону, она считается релевантной и заносится в определенную зону долговременной памяти или во внешнюю память (на специальную карточку, в специальную тетрадь или компьютер). Вся не относящаяся к эталону информация считается нерелевантной.
Под влиянием размышлений над сущностью стоящей задачи и содержания накапливаемой релевантной информации представление человека об этой задаче может уточняться и изменяться. Психологи называют этот процесс возрастанием состояния осведомленности о задаче.
Когда человеком накоплено необходимое количество релевантной информации, он находит решение задачи. После этого вся связанная с решением информация переводится из данной зоны долговременной памяти в зону архивного хранения. Таким образом, ИПотр может быть охарактеризована как осознанная нужда в информации, требующейся для решения поставленной задачи по разработанному плану.
Можно предположить, что процесс решения любой научной задачи начинается с принятия каких-либо предпосылок и допущений, которые в дальнейшем подвергаются корректировке и изменению. Под образом или внутренней моделью задачи следует понимать гипотезу, которая является важным средством организации научного поиска. «Гипотезы, - писал Гете, - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово; работнику они необходимы; он не должен только принимать леса за здание».
К проблеме ИПотр применимо учение академика АН СССР А.А. Ухтомского (1875-1942) о доминанте, которое является развитием идей Н.Е. Введенского и И.П. Павлова.
Вопрос №2. Понятие «новой информационной технологии»
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.
Информатизация (по А. П. Ершову) - это система следующих взаимосвязанных процессов:
информационного - обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;
познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общечеловеческих институтов;
материального - строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.
Информатизация современного общества влечет за собой следующие социальные последствия: увеличение числа занятых в информационной сфере (производители, обработчики, распространители информации); интеллектуализация многих видов труда и повышение требований к общеобразовательной подготовке специалистов, профессиональной подготовке на основе НИТ (новых информационных технологий) (большинство населения должно уметь работать с автоматизированными информационными системами); появление совершенно новых профессий и отмирание существующих (особенно в связи с роботизацией многих рабочих специальностей и внедрением систем искусственного интеллекта). Отсюда очевидно, что информатизация образования становится ключевым условием развития общества.
НИТ в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности. Понятие информации является основополагающим в этом процессе.
Так как обучение является передачей информации ученику, то, по определению академика В.Н. Глушкова (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть любая педагогическая технология - это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "новая информационная технология, обучения".
Таким образом, появление такого понятия "новая информационная технология (НИТ)" связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.
Главное в НИТ - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, отсюда и определение: новые информационные технологии обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.
Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные, дидактические задачи. Как уже отмечалось в образовании "педагогическая технология" и ''информационная технология" - это в определенной степени синонимы.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если: она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены; средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
В настоящее время развиваются следующие направления НИТО:
) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);
) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
) мультимедийные программные продукты;
) компьютерные средства телекоммуникаций.
Вопрос №3. Современные технологические решения в области информатизации объектов АПК
информационный агропромышленный потребность
Цели и основные направления информатизации АПК
Конечной целью любой общечеловеческой деятельности является обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества, направленного как на улучшение условий жизни и труда человека, так и на совершенствование его самого.
Чаще всего данная цель не является непосредственной целью деятельности конкретного человека, а достигается через иерархию целей, началом которой служит конкретная конечная цель, ради достижения которой действует человек, а окончанием - вклад результата этой деятельности в обеспечение социально-экономического развития общества.
Если рассматривать с этой точки зрения все виды деятельности человека, то в результате можно построить дерево целей человеческой деятельности.
Исходя из этого понимания, глобальной целью информатизации является обеспечение требуемого уровня информированности населения. Этот уровень определяется полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью представления информации, необходимой каждому человеку в процессе выполнения им всех общественно значимых видов деятельности.
Требования к уровню информированности вытекают из целей социально-экономического развития.
Согласно "Закону Российской Федерации "Об информации, информатизации и информационной безопасности" под информатизацией понимается "организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов".
"Концепция информатизации России" трактует приведенное выше определение как цели информатизации и дополняет его "...внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций и на этой основе улучшение жизни населения, повышение эффективности общественного производства, стабилизации социально-политических отношений в государстве".
Информатизация стала одним из наиболее значимых направлений мирового научно-технического процесса, важнейшим фактором развития современного общества.
Сегодня информатизация - это глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена. Этот процесс, охватывающий в разной степени практически все мировое сообщество, воздействует на большинство сфер деятельности, существенно изменяет характер его развития, социально- экономические отношения в нем, уровень и качество жизни всех членов общества. Более того, информатизация используется как мощное средство в геополитической борьбе.
Информатизация как закономерность развития неизбежна и для нашей страны и общества, она является необходимым условием для решения задач его социального совершенствования.
Главным направлением государственной политики в области информатизации является: формирование единого информационного пространства России, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно- телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам.
Аграрная наука и агропромышленное производство в целом представляют собой часть народно-хозяйственного комплекса Федерации, поэтому информатизация агронауки и агропромышленного производства должна реализовываться с учетом политики формирования единого информационного пространства Федерации.
Тогда информатизацию АПК можно определить как процесс создания и внедрения новейших средств микроэлектроники, компьютерной техники, программного обеспечения во все сферы производственной, организационно-экономической, научной и социальной деятельности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в целях кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности всех видов производства, глубоких, многоплановых преобразований в этих отраслях в соответствии с мировыми тенденциями при максимально эффективном использовании природных, трудовых, интеллектуальных и материальных ресурсов.
Поскольку информатизация АПК носит многоплановый характер, она при этом реализуется по следующим направлениям.
Вопрос №4. Средства реализации предметной деятельности
Развитие предметной деятельности человека есть развитие его общественных отношений. Интенсивное и экстенсивное развитие предметной деятельности приводит к усложнению общественных отношений. Сохраняя в себе «энергию» индивидуального и совместного труда людей, отделяясь от непосредственных производителей, предметы делают различных людей полезными друг для друга, обеспечивают связность развивающихся человеческих общностей...
Развитие предметной деятельности человека, концентрированно выражающей - в качестве принципа и в качестве «начала» единство труда и общения, производства и самодеятельности, взаимодействия людей и их обособления - приводит к отделению труда от непосредственного общения, предметного богатства от индивидуального развития, форм взаимодействия от личностного самоутверждения... Для современного обществознания представляется банальным утверждение о том, что социолог или психолог должны «исходить из реальных индивидов». Проблема - в том, как это сделать...
Достаточно известен Марксов тезис о том, что если бы видимость и действительность совпадали, наука была бы излишней. Социальная реальность в своей конкретности не дана исследователю, и перед ним стоит задача, используя методологические средства, продвинуться от видимости к действительности.
Переход от поверхностного - в этом смысле: абстрактного - описания жизнедеятельности людей к ее конкретному пониманию и объяснению не означает исключения непосредственных данных о жизни, как мы ее видим и переживаем, из сферы философского анализа, он указывает на возможность понять ее в соответствии с определениями, характеризующими специфику человеческого бытия, но нетождественными нашему видению и переживанию...
Обычный рассудок разделяет отношение человека к предмету, отношение человека к человеку, отношение его к себе самому. Для обыденной практики это естественно, хотя в этой «естественности» скрыты сложные вопросы: что это за человек, откуда взялись отдельные вещи и люди, как они могут жить (быть), существуя в этих отдельных актах и связях?.. Рассудок легко справляется с этими вопросами, прибавляя, в случае надобности, действие к общению, а общение к индивидуализации человека. Пользуясь подобной логикой, рассудок вполне эффективно действует в рамках обычного опыта, закрепляет определенные формы существования человека в этом опыте, формы осознания последнего. Так дело идет, пока человек не наталкивается на ощутимые границы обычного рассудка. И тогда он обращается к науке и философии. И бывает разочарован, когда обнаруживает те же рассудочные формы и представления, которые начали его подводить в обычной практике.
К сожалению, научные и философские представления о деятельности в массе своей мало отличаются от представлений обыденных: многочисленные рассуждения о связи деятельности и общения, индивидуального и социального, соответствующие дискуссии свидетельствуют об этом.
Когда человек (взрослый или ребенок), позанимавшись с вещью, переходит к взаимодействию с другим человеком - это естественный, практически обоснованный шаг. Но когда профессиональный экономист или психолог рассуждает о деятельности и общении как о различных, обособленных и противоречащих друг другу процессах, которые надо каким-то образом - это постановка проблемы, заведомо исключающая ее решение...
Разумеется, о деятельности можно говорить и мыслить по-разному. Но в философии, особенно в философии середины XX в., понятие деятельности играет особую роль, поскольку оно раскрывает формы движения, изменения, развития общественной жизни, связывает ее обособленные, ее отдельные моменты и аспекты, стадии и состояния, ее «драматургов и актеров».
В плане методологическом таким образом понятая деятельность оказывается принципом, из которого выводятся другие понятия, трактующие совместную и индивидуальную жизнь людей, структуру и динамику этой жизни. Для использования понятия деятельности в этой функции совершенно необходимо определенное культурное напряжение, профессиональная смелость и последовательность. Важно отчетливое понимание того, что совместная и индивидуальная жизнь людей в значительной мере есть создание самих людей и существует как воссоздание и трансформирование обретенных ранее форм. «Естественный» ход эволюции, тем более «логика вещей» далее не определяют перспективы социального развития и культурных взаимодействий. На чаше весов деятельность людей начинает перевешивать естественную необходимость. В этом - новизна и драматизм ситуации.
Философская последовательность (и одержимость) заключаются в том, что все аспекты и моменты общественной жизни представляются как совместная и индивидуальная деятельность людей. Деятельность, как рентгеновское излучение, проходит сквозь покровы и за границы обычных представлений, и тогда все- структуры, отношения, вещи, сами люди - предстает как динамика движения человеческих сил, как их синтезирование и расходование, как их кристаллизация и растрата, как их закрепление и развитие.
Философская последовательность (соответствующая осмотрительность) состоит в том, чтобы понимать пределы такого видения, зачем и для чего оно проецируется на другие способы представления человеческой реальности. Именно отсутствие четких методологических рамок в использовании понятия деятельности как принципа провоцирует стандартные обвинения в «гегелевщине», то есть в попытке растворить эмпирию в некоем абстрактном понятии. Такие обвинения могут быть справедливыми, если предполагается, скажем, одним понятием деятельности объяснять всю динамику общества, решать частно-научные и практические проблемы. Но в нашем случае речь идет совсем о другом. Полагаются пределы использования понятия деятельности как принципа развития понятий об индивидуальной жизни людей, их общественных отношениях, их жизненных средствах. И пределы эти устанавливаются не произвольно, а именно во взаимодействии с конкретным материалом научного и обыденного опыта, но во взаимодействии, носящем проблемный характер. Принцип деятельности обнаруживает свою продуктивность на фоне человеческого опыта, конфликтов, обыденных стереотипов и научных стандартов, столкновений наивного реализма и узкопрофессиональных подходов. В этих конфликтных ситуациях принцип деятельности представляет неочевидную связность, воспроизводимость, продуктивность общественной жизни и выступает противовесом частичности, прерывности, разделенности человеческого бытия, конгломерата схематизмов, из которых ограниченный рассудок строит свои представления, на преодоление которых люди тратят невосполнимое время и силы.
Идея предметной деятельности как принципа развития общественных отношений еще далека от достаточно конкретного и четкого воплощения. Но она уже «обросла» поверхностными и легковесными толкованиями, которые в одном случае используются как своего рода методические отмычки, а в другом становятся мишенями для критики, перечеркивающей вместе с упрощениями и методологическую идею деятельности.
Первым (по порядку) является упрощение, связывающее предметность деятельности прежде всего с предметом, на который обращены усилия человека. В фокусе внимания - предмет, в обычном понимании - вещь, т.е. в этом случае предметность деятельности характеризуется в зависимости от вещи, от материала, орудия, средства, продукта... Хотя и говорится: «предмет, используемый человеком», фактически подразумевается: главной фигурой является предмет...
В таком понимании предметной деятельности совершенно упускается из виду (или сдвигается на задний план) представление о том, что деятельность становится возможной только при наличии человека как предметного субъекта деятельного контакта, изменения, процесса. Только предметный субъект в состоянии привести в действие предметные средства, вывести их из связей «логики вещей» и заставить двигаться в формах деятельности. Предметность деятельности - отнюдь не в том только, что человек имеет дело с предметами, а в том, прежде всего, что он - предметный субъект, могущий по-разному связывать и преобразовывать предметы, приспосабливать их к разным ситуациям и потребностям, придавать им формы, которых они от природы не имеют, возрождать в них силы и способности, заложенные в них другими людьми.
«Человек вообще», о котором любит поразмышлять не только философия, но и наука, и обыденная жизнь, - это особого рода образ (модель, абстракция). Деятельность не может совершать человек «вообще», ее реализуют конкретные индивиды, совместно или автономно. Причем автономная деятельность - особое состояние или стадия предметной деятельности как общественного процесса. В истории рода и в истории индивида автономная деятельность человека есть сравнительно поздний продукт его развития. Она по существу является одним из самых весомых, хотя и косвенных доказательств того, что индивидуализированная жизнь человека - это особая социальная форма, указывающая на способность человека использовать общественный опыт вне прямого контакта с другими людьми, преломлять и преобразовывать этот опыт для своих нужд.
Вопрос № 5. Методическое и организационное обеспечение Автоматизированного рабочего места
В последние годы возникла концепция распределенных систем управления народным хозяйством, в которых предусматривается локальная, достаточно полная и в значительной мере законченная обработка информации на различных уровнях иерархии. В этих системах организуется передача снизу вверх только той части информации, в которой имеется потребность на верхних уровнях. При этом значительная часть результатов обработки информации и исходные данные должны храниться в локальных банках данных.
Для реализации идеи распределенного управления потребовалось создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест на базе профессиональных персональных компьютеров. Например, в сфере экономики на таких АРМ можно осуществлять планирование, моделирование, оптимизацию процессов, принятие решений в различных информационных системах и для различных сочетаний задач. Для каждого объекта управления необходимо предусматривать АРМ, соответствующие их значению. Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими: системность, гибкость, устойчивость, эффективность.
Согласно принципу системности, АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением.
Принцип гибкости означает приспособленность системы к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.
Принцип устойчивости заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема.
Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам на создание и эксплуатацию системы.
Функционирование АРМ может дать желаемый эффект при условии правильного распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки информации, ядром которой является компьютер.
Создание такого «гибридного» интеллекта в настоящее время является проблемой. Однако реализация этого подхода при разработке и функционировании АРМ может принести ощутимые результаты - АРМ станет средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов. При этом человек в системе АРМ должен оставаться ведущим звеном.
АРМ могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными. Применительно к групповым и коллективным АРМ в целях эффективного функционирования системы ЭВМ - специалистам (коллективу) необходимо ужесточить требования к организации работы АРМ и чётко определить функции администрирования в такой системе. Система АРМ, являющаяся человеком - машиной, должна быть открытой, гибкой, приспособленной к постоянному развитию и совершенствованию. В такой системе должны быть обеспечены:
максимальная приближённость специалистов к машинным средствам обработки информации;
работа в диалоговом режиме;
оснащение АРМ в соответствии с требованиями эргономики;
высокая производительность компьютера;
максимальная автоматизация рутинных процессов;
моральная удовлетворенность специалистов условиями труда, стимулирующая их творческую активность, в частности, в дальнейшем развитии системы; возможность самообучения специалистов. Задачи, решаемые на АРМ, условно можно разделить на информационные и вычислительные.
К информационным задачам относятся кодирование, классификация, сбор, структурная организация, корректировка, хранение, поиск и выдача информации. Часто информационные задачи включают несложные вычислительные и логические процедуры арифметического и текстового характера и отношения (связи). Информационные задачи являются, как правило, наиболее трудоемкими и занимают большую часть рабочего времени специалистов.
Вычислительные задачи являются как формализуемыми, так и не полностью формализуемыми. Формализуемые задачи решаются на базе формальных алгоритмов и делятся на две группы: задачи прямого счета и задачи на основе математических моделей. Задачи прямого счета решаются с помощью простейших алгоритмов. Для более сложных задач требуется применять различные математические модели.
В последнее время большое внимание выделяется разработке средств решения не полностью формализуемых задач, называемых сематическими. Такие задачи возникают очень часто в ходе оперативного управления экономическими объектами, особенно при принятии решений в условиях неполной информации. Структура АРМ - это совокупность его подсистем и элементов. К обеспечивающим системам в первую очередь следует отнести: техническое, информационное, программное и организационное. Кроме того, существует целый ряд подсистем.
Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, основой которого служит профессиональный персональный компьютер, предусматривающий работу специалиста без посредников (программистов, операторов и др.). У групповых АРМ таким компьютером могут пользоваться 4 - 6 человек. В комплект профессионального персонального компьютера входят процессор, дисплей, клавиатура, магнитные накопители информации, печатающие устройства и графопостроители.
К комплексу технических средств следует отнести и средства коммуникаций для связи различных АРМ в сетях, а также средства телефонной связи.
Информационное обеспечение - это массивы информации, хранящиеся в локальных базах данных. Информация организуется и хранится, в основном, на магнитных дисках. Управление ею осуществляется с помощью программной системы управления базами данных, которая производит запись информации, поиск, считывание, корректировку и решение информационных задач. В АРМ может быть несколько баз данных.
Организационное обеспечение включает средства и методы организации функционирования, совершенствования и развития АРМ, а также подготовки и повышения квалификации кадров.
Для групповых и коллективных АРМ в подсистему организационного обеспечения включаются функции администрирования АРМ: проектирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование, организационные связи с инфрасистемами и др.
Организационное обеспечение предусматривает определение и документальное оформление прав и обязанностей пользователей АРМ.
Вопрос № 6. Оценка эффективности автоматизированной системы
Оценка экономической эффективности проекта является ключевой при принятии решений о целесообразности инвестирования в него средств. По крайней мере, такое предположение кажется правильным с точки зрения, как здравого смысла так и с точки зрения общих принципов экономики. Несмотря на это, оценка эффективности вложений в информационные технологии зачастую происходит либо на уровне интуиции либо вообще не производится. С одной стороны, это вызвано нежеланием поставщиков решений тратить значительные усилия на проведение подробного предварительного анализа, с другой стороны, вероятно, присутствует значительная доля недоверия потребителей к получаемым результатам таких исследований. Однако, обе эти проблемы проистекают из одного источника, а именно - отсутствия понятных и надежных методик оценки экономической эффективности ИТ проектов.
Критерии оценки эффективности внедрения автоматизированной системы условно можно разбить на две категории: качественные и количественные. Качественные критерии характеризуют изменения организационных процессов, произошедшие в компании благодаря проекту автоматизации. Например, если проект распространяется только на определенный департамент, то по его завершению необходимо удостовериться, что все сотрудники данного подразделения или их большая часть выполняют свои основные функции в новой системе.
Технические параметры работы новой системы можно оценить при помощи количественных критериев, таких как, например, стабильность (количество сбоев и отказов системы, выявленных за определенный период времени, скорость исправления и ликвидации этих сбоев) или производительность (количество операций, производимых в системе за определенный период времени с учетом требований к скорости этой обработки). В частности, для проекта автоматизации подготовки управленческой отчетности критерием может быть следующее: «бухгалтерская система компании за месяц производит 500 тыс. проводок, перенос этого объема данных в управленческий модуль должен занимать не более восьми часов».
Если на выходе система удовлетворяет основным качественным и количественным критериям, то проект по автоматизации можно признать успешным. Главное, список критериев разработать на этапе инициации и планирования проекта.