Бухгалтерский и финансовый учет целевых поступлений на примере ТСЖ 'Правобережное'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,36 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский и финансовый учет целевых поступлений на примере ТСЖ 'Правобережное'

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «целевое финансирование» не закреплено в гражданском законодательстве. Тот смысл, который мы подразумеваем, данный термин пришел к нам из налогового законодательства. Отсутствие четкой трактовки данного понятия вносит немало сложностей в работу организаций, использующих данный вид финансовых поступлений. Особенно это касается некоммерческих организаций, так как целевое финансирование в них - основная часть бюджета, а соответственно, и бухгалтерского учета. Поэтому вопросы учета целевых поступлений актуальны для современной российской экономики, так как ее реалии заставляют абсолютно все предприятия, независимо от организационно-правовой формы оптимизировать все доступные ресурсы для ведения успешной хозяйственной деятельности.

Объектом исследования данной работы является товарищество собственников жилья «Правобережное» (ТСЖ «Правобережное»).

Предметом исследования является учет и анализ целевых поступлений на примере ТСЖ «Правобережное».

Целью курсовой работы является анализ бухгалтерского и финансового учета целевых поступлений на примере ТСЖ «Правобережное».

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

-исследовать сущность понятия целевых поступлений и бюджетного финансирования;

-изучить особенности бухгалтерского учета целевых поступлений и бюджетного финансирования;

-представить краткую характеристику ТСЖ «Правобережное»;

-на основе анализа структуры доходов и расходов ТСЖ «Правобережное» оценить его хозяйственную деятельность;

-провести анализ учета средств целевых поступлений ТСЖ «Правобережное».

При написании курсовой работы были использованы методы и инструментарий экономического анализа, метод анализа научно-методической литературы, методы обобщения практического опыта, методы обработки информации.

Информационную базу исследования составляют: Налоговый Кодекс, Федеральные законы, нормативно-правовые акты, научно-учебные пособия по теме работы, статистические материалы.

В данной работе были использованы следующие внутренние материалы: устав и учетная политика ТСЖ «Правобережное», финансовая, внутренняя отчетность и статистические данные.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА СРЕДСТВ ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

1.1Понятие целевых поступлений и бюджетного финансирования

Денежные средства, поступающие в организацию для финансирования мероприятий целевого назначения, представляют собой средства целевого финансирования.

Источниками целевого финансирования являются ассигнования из государственного, регионального или местного бюджетов, взносы родителей, средства, поступающие от других организаций, средства фондов специального назначения и др.

Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утвержденными сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.

К средствам целевого финансирования относятся:

-государственные субсидии, полученные из бюджетов на финансирование целевых программ;

-средства внебюджетных фондов, полученные на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ;

-средства, полученные организацией по инвестиционной программе при приватизации в результате продажи по конкурсу или на аукционе, на пополнение оборотных средств, покрытие убытков и капитальные вложения;

-средства организаций и родителей, полученные некоммерческими организациями (например, детскими дошкольными учреждениями) для возмещения их расходов по содержанию;

-средства долевого участия на строительство объектов;

-средства приватизационного фонда;

-средства на финансирование других мероприятий целевого характера.

В соответствии с пп. 14 п.1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ (часть 2) к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования. При этом строго определены виды, в которых может быть осуществлено целевое финансирование, а именно:

) в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

) в виде грантов (денежных средств или иного имущества) в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

-гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

-гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

-гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

) в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

) в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

) в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

) в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций-членов общества взаимного страхования;

) в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.

Перечисленные выше средства являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на доходы. Однако в главе 25 Налогового кодекса РФ оговорены условия, при несоблюдении любого из которых средства целевого финансирования могут стать объектом налогообложения.

Во-первых, организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования. В случае отсутствия учета указанные средства подлежат налогообложению с даты их получения.

Во-вторых, средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению. В противном случае они подлежат включению во внереализационные доходы. В целях налогообложения средства целевого финансирования включаются в состав внереализационных доходов в момент фактического использования не по целевому назначению.

В-третьих, организация должна использовать поступившие средства. Так, в частности, в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, являются средствами целевого финансирования только при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения.

В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом является календарный год. Следовательно, целевые средства, не израсходованные до 31 декабря текущего налогового периода, подлежат отражению в составе внереализационных доходов данного налогового периода.

Налоговым кодексом РФ также введено понятие целевых поступлений. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ ими являются целевые поступления на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, которые поступили безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц.

Целевые поступления также являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы, но только при соблюдении следующих условий:

-использования их по назначению;

-ведения раздельного учета доходов и расходов целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности.

Перечень источников целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности может быть конкретизирован с учетом положений статьи 251 Налогового кодекса, которая для целей налогообложения относит к таковым, помимо прочего:

)осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

)поступления по завещаниям в порядке наследования;

)поступления от финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

)поступления средств и иного имущества, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

)использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

)поступления на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Законом о целевом капитале некоммерческих организаций;

)поступления, полученные некоммерческими организациями-собствениками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом о целевом капитале некоммерческих организаций;

)поступления, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом о целевом капитале некоммерческих организаций.

Целевое финансирование и целевые поступления носят условно безвозвратный и безвозмездный характер и, в зависимости от условий договора, могут быть использованы получателем на:

-финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем необоротных активов;

-покрытие текущих расходов, связанных с заказом, под выполнение которого были выделены целевые средства (приобретение запасов, оплата труда и др.);

-покрытие заведомых убытков, получаемых предприятием в результате выполнения специального заказа;

-оказание немедленной финансовой поддержки в качестве чрезвычайной;

-оплату труда и социальное страхование нештатных работников, занятых на работах, выполняемых на предприятии по заданию и в пользу других лиц.

Из всех видов ассигнований из государственного и местного бюджета наиболее известны субсидии и субвенции.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджетам других уровней, а также юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования мероприятий, программ, проектов, и на покрытие убытков в связи с государственным регулированием цен;

Субвенции - фиксированный объем бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и возмездной основе бюджетам других уровней и юридическим лицам на финансирование конкретных мероприятий, программ и проектов.

К средствам, поступающим на определенные цели из государственного источника, относятся и дотации государственного и местных бюджетов, но в некоторых случаях дотации можно квалифицировать как вид бюджетного субсидирования.

Дотации - средства, регулярно предоставляемые юридическому лицу для покрытия плановых убытков.

В свою очередь, государственные субсидии бывают двух видов: инвестиционные субсидии и текущие (субсидии на производство). Инвестиционные субсидии направляются на финансирование капитальных вложений, а производственные - на поддержание данного вида деятельности. Субсидии на производство, в отличие от дотаций, не связаны со стоимостью выпускаемой продукции, а зависят только от вида деятельности (примером может служить субсидирование труда инвалидов). Субсидии также могут быть: прямые (направленные на развитие необходимых отраслей экономики) и косвенные - субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок. Впрочем, косвенные виды субсидий мы в данном случае не рассматриваем, как не относящиеся к средствам целевого финансирования.

Субвенции, как вид государственного целевого финансирования, распространяются на взаимоотношения местных органов власти с государственными органами, откуда те получают их как денежные пособия на финансирование определенных мероприятий. Также как и субсидии, они бывают текущими и инвестиционными.

Разновидностью субвенций являются государственные гранты. Гранты могут предоставляться и негосударственными структурами, в том числе международными организациями. В последнем случае гранты не принято называть субвенциями.

Государственные дотации могут направляться на поддержание заданного уровня регулируемых цен на реализуемые населению отдельные виды товаров и услуг и на поддержание относительно невысокого уровня экспортных цен с целью поощрения вывоза отдельных видов товаров (экспортные дотации). Наряду с этим, существуют также налоговые дотации.

Бюджетное финансирование - предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, милиции, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны.

Бюджетное финансирование выделяется получателям средств на следующих принципах:

-безвозмездности;

-целевого назначения;

-соответствия утвержденным в бюджете нормам финансирования.

В некоторых случаях возможно и предоставление бюджетных средств на возвратной основе. При этом на задолженность оформляется вексель, за несвоевременные выплаты по которому предполагаются штрафные санкции.

Для обеспечения целевого и эффективного использования выделенных ассигнований бюджетное финансирование предполагает жесткий контроль за этим с помощью специальных контрольных органов.

Получателями средств из государственного бюджета могут быть юридические лица - предприятия и организации, в уставном фонде которых определенная часть принадлежит государству, органы исполнительной власти, государственные учреждения, армия, милиция, суды, учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.п.

Бюджетное финансирование выделяется в соответствии с утвержденной сметой обеспечения деятельности государственной учреждения. Каждое такое учреждение имеет собственную смету расходов, которая включает укрупненные статьи:

-заработная плата;

-текущие расходы;

-капитальные расходы и капитальный ремонт.

Бюджетные средства могут выделяться не только государственным предприятиям или учреждениям непроизводственной сферы, но и коммерческим компаниям в рамках каких-либо государственных программ (например, в виде налоговых льгот, возврата перечисленных налогов, финансирование создания новых рабочих мест и т.п.).

1.2 Особенности бухгалтерского учета целевых поступлений и бюджетного финансирования

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование». [16, c.80]

Для целей отражения источников целевого финансирования предназначена многоуровневая система учета, которая включает в себя субсчета 1-го и 2-го уровней.

Субсчета 1-го уровня счета 86 «Целевое финансирование» используются для отражения источников целевого финансирования:

-получение средств из бюджета (субсчет 86.1).

-получение средств из других источников (субсчет 86.2).

Для целей отражения формы (вида) целевого финансирования используются субсчета 2-го уровня счета 86 «Целевое финансирование»:

-получение средств из бюджета (субсчет 86.1).

-субсидии (субсчет 86.1.1).

-субвенции (субсчет 86.1.2).

-прочие формы (субсчет 86.1.3).

-получение средств из других источников (субсчет 86.2).

-гранты (субсчет 86.2.1).

-инвестиции от иностранных инвесторов (субсчет 86.2.2).

-прочие поступления (субсчет 86.2.3).

Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование - по дебету.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами:

-20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

-83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

-98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. [10, c.94]

Основная часть целевого финансирования приходится на помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок Учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Поступающие бюджетные средства в учете разделяют на две категории:

-направляемые на финансирование капитальных вложений;

-используемые для оплаты текущих расходов.

При этом в соответствии с п.3 ПБУ 13/2000 при организации бухгалтерского учета получаемых из бюджетов соответствующих уровней сумм дотаций в связи с государственным регулированием цен на продукцию (работы, услуги) не могут использоваться положения ПБУ 13/2000. В части отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств в качестве выручки от продажи продукции и товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученной от обычных видов деятельности, следует применять положения ПБУ 9/99 «Доходы организации». В таком порядке в бухгалтерском учете отражаются, в частности, средства, полученные:

-на компенсацию тарифов на электрическую энергию;

-на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, по проезду в городском транспорте и метрополитене, на оплату медицинских услуг;

-на осуществление программы по ремонту и техническому обслуживанию объектов социальной сферы, благоустройству, озеленению, освещению городов и поселков, благоустройству и содержанию дорог, на реструктуризацию оборонной отрасли, на научно-исследовательские работы и т.д.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета и налогообложения сумм, получаемых организациями целевых бюджетных ассигнований, определяется тем, какие расходы предусматривается компенсировать данной субсидией. Например, в зависимости от целей выделения средств целевого финансирования организации жилищно-коммунального хозяйства отражают в бухгалтерском учете различным образом следующие бюджетные поступления:

-на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот гражданам (по нормам ПБУ 9/99);

-на возмещение из бюджета разницы между тарифами за продукцию, работы и услуги и затратами организаций жилищно-коммунального хозяйства, т.е. на покрытие убытков (по нормам ПБУ 13/2000).

Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

-имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

-имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.

Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим, согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.

Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:

-суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы;

-суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.

Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.

Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы.

Любые условные обязательства и условные активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными средствами, рассматриваются в соответствии с ПБУ 8/2010 «Условные факты хозяйственной деятельности».

Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п.

Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производится запись:

-в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;

-в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.

Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами государственной помощи.

Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.

Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно.

Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 ПБУ 13/2000 в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 ПБУ 13/2000, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

При направлении бюджетных средств на финансирование текущих расходов списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов согласно п.п.8 и 9 ПБУ 13/2000.

В соответствии с пунктом 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы, т.е. отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» и дебету счета 86 «Целевое финансирование».

Возмещение из бюджета организациям сумм расходов на оплату товаров (работ, услуг) (т.е. возмещение разницы между суммой, уплаченной потребителем, и величиной установленного законодательством тарифа) может быть связано с государственным регулированием цен и тарифов в рамках предусмотренных законодательством программ социальной защиты (ветеранов, инвалидов). Если целевое бюджетное финансирование направлено на указанные цели, для отражения в бухгалтерском учете применяются нормы ПБУ 13/2000. В этом случае получение государственной помощи отражается в бухгалтерском учете в порядке, установленном для учета полученного финансирования текущих расходов. Таким образом, полученные бюджетные средства признаются в составе внереализационных доходов (по кредиту счета 91«Прочие доходы и расходы») в части разницы между тарифами за услуги и затратами организации, т.е. без отражения сумм полученных на возмещение убытков в составе выручки от реализации.

Исходя из вышеизложенного операция по реализации товаров по регулируемым ценам с последующим возмещением убытков за счет средств бюджетных дотаций, должна отражаться в бухгалтерском учете следующими записями, представленными в таблице 1.

Таблица 1 - Корреспонденция счетов по реализации товаров по регулируемым ценам с последующим возмещением убытков за счет средств бюджетных дотаций

№ п/пСодержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовДебетКредит1.Признана сумма выручки от реализации товаров62902.Учтена стоимость реализованных товаров90413.Списаны издержки обращения, связанные с реализацией товаров90434.Учтен НДС со стоимости реализованных товаров90685.Произведена оплата стоимости реализованных товаров покупателями51626.Выявлен убыток от реализации товаров по государственным регулируемым ценам99907.Отражена задолженность бюджета соответствующего уровня по погашению убытка, связанного с реализацией товаров по государственным регулируемым ценам76868.Отражены полученные суммы дотаций из бюджета51769.Полученные дотации из бюджета признаны в качестве безвозмездных поступлений869810.Суммы полученных дотаций признаны в качестве внереализационных доходов организации989111.Выявлено сальдо прочих доходов и расходов организации9199

Как было отмечено выше, ПБУ 13/2000 не применяется в случае осуществления организацией поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) по государственным регулируемым ценам с получением дотаций из бюджета на возмещение разницы в тарифе. Например, в отношении перечня продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которые, в частности, входят электроэнергия и теплоэнергия, перевозки грузов на железнодорожном транспорте, транспортировка нефти, продукция оборонного назначения, отдельные услуги связи и др.

При отражении в бухгалтерском учете полученных средств целевого финансирования на компенсацию тарифов в части предоставленных льгот отдельным категориям населения следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации». Предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы от обычных видов деятельности.

Указанная схема действует в части выделяемых из бюджета сумм, предназначенных на возмещение (покрытие) предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот гражданам на оплату проезда в транспорте, оплату услуг связи (за телефон), программы по ремонту и техническому обслуживанию объектов социальной сферы, благоустройству, озеленению, освещению городов и поселков, благоустройству и содержанию дорог, по оказанию медицинских услуг льготным категориям населения и др. В таком же порядке учитывается использование средств, выделяемых в рамках Программы на реструктуризацию оборонной отрасли, на финансирование научно- исследовательских работ из бюджета в рамках федеральных целевых программ в соответствии с заключенным договором.

В этом случае величина дохода от основной деятельности этих организаций (кредит счета 90 «Продажи») подлежит признанию в бухгалтерском учете в размере суммы тарифа за продукцию, работы и услуги, покрываемого за счет:

-платы граждан за продукцию, работы и услуги, отражаемой по дебету счетов 51 «Расчетные счета» и 50 «Касса»;

-суммы возмещения из бюджета, предусмотренной на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот гражданам, отражаемой по дебету счета 86 «Целевое финансирование».

При этом для учета сумм бюджетных дотаций в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов предназначен счет 86 «Целевое финансирование». При этом в соответствии с пунктом 8 ПБУ 9/99 и Инструкцией по применению Плана счетов полученные суммы дотаций должны быть признаны в качестве внереализационных доходов, как безвозмездно полученные активы, с отражением их на счете 90.

Предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы от обычных видов деятельности и отражаются следующим образом:

-дебету счетов 51, 62, 76 и кредиту счета 86;

-дебету счета 86 и кредиту счета 90.

Таким образом, выручка от продажи этих услуг, исчисляемая в момент их оказания по действующим тарифам, отражается по кредиту счета 90 «Продажи», и на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения и возмещаемых из бюджета, не уменьшается.

В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:

-характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

-назначение и величина бюджетных кредитов;

-характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;

-не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

1)по мере фактического получения бюджетных средств;

2)как возникновение задолженности.

При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют следующей бухгалтерской записью: дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др. кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов учета имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и др.) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».

При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолженности по целевым бюджетным средствам и оформляют следующей бухгалтерской записью: дебет счета 76 «Расчет с разными дебиторами и кредиторами» кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10 и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 «Целевое финансирование» в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).

В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и другие, кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доходы с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств. [10, c.96]

Нормы ПБУ 13/2000 регулируют порядок бухгалтерского учета полученных средств из бюджета средств на возвратной основе в форме бюджетного кредита согласно п.4 ПБУ 13/2000.

Однако в п.16 ПБУ 13/2000 указано, что «бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств». Иными словами, к учету средств бюджетных кредитов применимы нормы ПБУ 15/01.

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ учета СРЕДСТВ ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ТСЖ «ПРАВОБЕРЕЖНОЕ»

целевой бюджетный финансирование бухгалтерский

2.1 Краткая характеристика ТСЖ «Правобережное»

ТСЖ «Правобережное» создано в апреле 2009 года инициативной группой собственников квартир, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях", других законодательных и иных нормативных актов.

Полное официальное наименование Товарищества - Товарищество собственников жилья «Правобережное», сокращенное наименование - ТСЖ «Правобережное» (далее - ТСЖ). Товарищество является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирном доме. Организация располагается в Кировском районе города Красноярска.

ТСЖ является юридическим лицом, имеет собственную печать, реквизиты, расчетный счет в банке.

Целью деятельности ТСЖ является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.

Предметом деятельности ТСЖ являются:

Обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме.

Организация охраны жилого дома, придомовой территории, общего имущества собственников и владельцев помещений.

Содержание и благоустройство придомовой территории.

Организация текущего и капитального ремонта помещений, конструкций многоквартирного дома, инженерных сооружений.

Организация строительства дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме.

Передача в аренду и/или пользование общего имущества, помещений, фасадов, элементов зданий, придомовой территории.

ТСЖ может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, отвечающих целям создания Товарищества, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах.

ТСЖ вправе:

) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирными домами, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов Товарищества;

) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и Уставом Товарищества цели;

) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год Товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

) выполнять работы и оказывать услуги собственникам и владельцам помещений в многоквартирном доме;

) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;

) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для ТСЖ работы и предоставляющим ТСЖ услуги;

) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее Товариществу.

В случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников и владельцев помещений в многоквартирном доме, ТСЖ также вправе:

) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;

) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;

) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации;

) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства застройку выделенных земельных участков;

) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам ТСЖ действия;

) обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса, положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также Устава ТСЖ;

) заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами ТСЖ;

) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;

) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;

) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;

) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;

) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, расположенное внутри или за пределами многоквартирного дома.

Средства ТСЖ «Правобережное» состоят из:

) обязательных платежей (оплата за коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме), вступительных и иных взносов членов ТСЖ;

) доходов от хозяйственной деятельности ТСЖ, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей Товарищества;

) субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;

) целевых взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома;

) прочих поступлений.

На основании решения Общего собрания членов в ТСЖ могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется Общим собранием членов Товарищества. По решению Общего собрания ТСЖ имеет право часть временно свободных денежных средств помещать в ценные бумаги либо использовать их иным способом, утверждаемым членами ТСЖ «Правобережное».

Правление ТСЖ имеет право распоряжаться средствами ТСЖ «Правобережное», находящимися на счете в банке, в соответствии со сметой доходов и расходов Товарищества.

На основании решения Общего собрания членов Товарищества доход от хозяйственной деятельности Товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные настоящим Уставом. Доходы, не предусмотренные сметой, по решению Правления могут быть направлены на иные цели деятельности ТСЖ.

Члены ТСЖ вносят обязательные платежи и/или взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг. Порядок внесения платежей и взносов утверждается правлением.

Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с договорами, заключенными с товариществом.

Среднегодовой бюджет ТСЖ «Правобережное» примерно равен 4,5 миллионам рублей. Порядок ведения бухгалтерского учета подробно раскрыт в следующем параграфе.

2.2 Анализ хозяйственной деятельности ТСЖ «Правобережное»

В современных условиях главными задачами развития экономики является повышение эффективности всех организаций, даже не занятых в производстве.

Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансово - экономической деятельности организации в условиях рыночной экономики. Если она финансово устойчива, то она имеет преимущество, так как не вступает в конфликт с государством и обществом, выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату - рабочим и служащим.

Для обеспечения финансовой устойчивости организация должна обладать гибкой структурой капитала и уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.

Финансовое состояние некоммерческой организации, ее устойчивость и стабильность зависят от результатов коммерческой и финансовой деятельности. Устойчивое финансовое состояние является итогом умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность организации своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если текущая платежеспособность - это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость - внутренняя его сторона, обеспечивающая стабильную платежеспособность в длительной перспективе, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, доходов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков.

Для осуществления эффективной деятельности любой организации необходимо проводить анализ своей деятельности в динамике за несколько лет, чтобы была возможность выявить недостатки своей работы и принять меры по их ликвидации. ТСЖ «Правобережное» функционирует с 2009 года и в нем ведется постоянный мониторинг финансового состояния с привлечением ревизионной комиссии.

Для того, чтобы проанализировать хозяйственную деятельность предприятия, обратимся к его доходам и расходам.

Таблица 2 - Фактические доходы за 2009 год

Смета фактических доходов за 2009 - 1 квартал 2010 года по ТСЖ "Правобережное" на 01.04.2010г.КассаКв.плата60/2-чипы86/1-целевыесаяныБанк.услугиВсего:02 кв230007,155390399957,8635354,953 кв742144,442013983756547,44 кв967066,593506897,6974314,191 кв889732,45098,8894831,20И Т О Г О2828950,56160425937,200003261047,74Банк02 кв72624,65089,2-1022,4576691,353 кв338125,03-4660,32333464,714 кв480238,85-6531,39473707,461 кв353612,974161-4790,32352983,650ИТОГО1244601,505089,2416100-17004,481236847,17ВСЕГО40735526160431026,4416100-17004,484497894,91

Таблица 3 - Фактические расходы за 2009 год:

Смета фактических расходов за 2009 - 1квартал 2010 года ТСЖ "Правобережное"Статьи затрат предъявленных2 кв-л3 кв-л4 кв-л1 кв-лВсегоС-до на 01.04.2009г-0Банковское обслуживание5061,555653,557983926,520439,55ООО "Сибирские компьютеры"24901,8424901,84ПК "Унипак" (столы, стулья, тумбочки, шкафы, картотека,,,)5545055450ООО ЧОФ "Родимичи" (монтаж системы охранной сигнализации, брелки)91629162ОАО "Сибирьтелеком"- предост. телеф. линии790020004000200015900С-до на 01.04.2010г-175682,63ООО "БИТ Ключевой элемент" - 1С980090010700ЗАО "Электрон" - кассовый аппарат9001350135012004800в т.ч.ООО "Вена" - двери металлические46787,9246787,92Касса- 16123,54ООО "Фирма "Тонер-плюс" - факс46504650Банк- 159559,09ЗАО "КрасИнформ"-квитанции215064506450645021500ООО "Статус" - двери, решетки…201520,4201520,4ООО "Коннект" - домофоны, связь в лифтах20597,7318251,7120625,8722858,4382333,74ООО ЧОФ "Веча" - услуги пульта30001050070001050031000ООО "Линос" - вывоз мусора17550175501815053250Заработная плата108006,17308385,21298898,92290428,51005718,75Налоги33313,3690215,1125235,2598724,77347488,48Ав. отчет (услуги нотариуса, открытие р/с, изготовление стендов, печати, оснастка для печати, тиражирование бланков, саморезы, автоматы, чайник, СВЧ, ложки, вилки, телефон, канц. Товары,лампочки, моющие средства, колеса для мусорных баков,отвертки, лопаты, хоз. инвентарь, диван, холодильник, эл. плита, жалюзи и т.д.)97876,9537350,1519808,3515512170547,45ООО "КБС"-г/в,х/в,отопление184739,99184739,99ООО "КБС" - э/э78572,68105290,1682089,52265952,36ООО "ВостокЛифтСервис"39290,9620921,331635476566,29ООО "ТИ Кк"- внесение изм. в тех. паспорт56705670ООО "КрасКом" - х/в, акт раздела границ79115,88103087,69107123,5289327,05ОАО "Енисейская ТГК" - г/в, тепло57000452920,64782791,71292712,31ООО НПФ "Дерата" - дератизация3276257425748424ООО "ГорЭнерго" - обслуж.ТП22962,6222962,6322962,6268887,87ВС ЗАО "Союзлифтмонтаж"-станция управления 2п1250012500ЗАО "МЦФЭР" - журнал ТСЖ23102310ООО "Инжсервис" - тех. освидет. лифтов2972,282972,28ИП Ноздрина Е.Г. - ёлка60006000И Т О Г О:631077,92968333,81236182,814866184322212,28

В результате хозяйственной деятельности ТСЖ «Правобережное» на 01.01.2011 на доме получено 175682,63 рублей экономии. Что составляет около 4% доходов организации.

На основе статистических и сметных данных было установлено, что ТСЖ «Правобережное» по итогам 2009 года обладает стабильной финансовой устойчивостью и платежеспособностью. Данный результат хозяйственной деятельности свидетельствует об эффективном использовании полученных средств. Однако стоит помнить, что финансирование текущей деятельности организации напрямую зависит от платежеспособности населения и его возможностей оплачивать коммунальные платежи.

Поэтому финансовое благополучие товарищества собственников жилья «Правобережное» напрямую зависит от экономической ситуации в стране в целом и в Красноярске в частности.

.3 Порядок ведения бухгалтерского и финансового учета ТСЖ «Правобережное». Порядок учета целевого финансирования

Бухгалтерский учет ТСЖ «Правобережное» представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия, их движения путем непрерывного, сплошного и документального учета всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями и на основании действующего законодательства РФ.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в организации на основе натуральных измерителей в денежном выражении (рублях) путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения способом двойной записи.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку, доставку и приведению его в состояние готовности к использованию по назначению; имущества полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного самой организацией - по стоимости его изготовления.

Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете производится с использованием первичных документов.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных учетных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции, а также надлежащим образом оформленные расчеты и справки бухгалтерии.

Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Для ведения текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций используются элементы журнально-ордерной формы счетоводства через систему учетных регистров, сальдо-оборотных ведомостей и аналитических карточек. Учет ведется как ручным, так и автоматизированным способом средствами вычислительной техники с полной обработкой всех первичных документов и выдачей при необходимости на печать отпускных фактур, журналов-ордеров, других регистров, главной книги и форм статистической и бухгалтерской отчетности. Принятая в ТСЖ «Правобережное» автоматизированная система бухгалтерского учета с применением программы «1С: Бухгалтерия» основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета.

Бухгалтерская отчетность ТСЖ «Правобережное» составляется в рублях. Синтетический и аналитический учет хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. При необходимости округления до целых рублей, возникающие разницы относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в составе прочих доходов и расходов.

Для выполнения внутренних бухгалтерских операций при подсчете оборотов по счетам за отчетный период составляются бухгалтерские справки, на основании которых делают особые записи в учете.

Начисление амортизации по основным средствам ведется линейным способом.

Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года, при этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной.

При компьютерной обработке информации резервные копии делаются не реже одного раза в неделю.

Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет бухгалтер.

В ТСЖ определена учетная политика, которая документально оформлена и заверена Председателем правления ТСЖ и главным бухгалтером.

Так как расходование средств целевого финансирования может осуществляться только на мероприятия, указанные в смете, приведем проектную смету доходов и расходов ТСЖ «Правобережное» за 2010 год. (См. Таблицу 4)

Рассматривая структуру доходов и расходов в смете можно заключить следующее. Доходы состоят из целевых поступлений (членские взносы, счет 86 «целевое финансирование»), и доходов от собственников которые, в свою очередь, подразделяются на виды (коммунальные платежи, жилищная услуга и т.д.) и учитываются на 76 счете «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Однако, с 1 квартала 2010 года ТСЖ начинает получать от ООО «Саяны» (ныне - ЗАО «Ростелеком») средства за размещение оборудования, которые являются результатом коммерческой деятельности ТСЖ. Поэтому в 2010 году рабочий план счетов был расширен, туда добавился 62 счет «расчеты с покупателями», на котором отражаются поступающие средства от Интернет-провайдеров, размещающих свое оборудование на чердаках и подъездах дома. В учетной политике 2009 года 62 счет не указан, так как коммерческой деятельности не велось.

В структуре расходов наибольшее значение принимают расчеты с ОАО «Красноярская генерация» (расчеты за отопление и горячую воду) и заработная плата сотрудников.

Таким образом, учет целевых поступлений осуществляется по пассивному счету 86. Формируется сумма на данном счете посредством формирования задолженности с учетом 76 счета. При погашении собственником начисленной суммы платежа, она отражается по дебету 51 счета «Расчетный счет» или 50 счета «Касса» и кредиту 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Отражение расходования средств осуществляется простым методом, то есть кредитуется 51 или 50 счет и дебетуется счет 86.

Таблица 4 - Проект плана о финансовой деятельности ТСЖ "Правобережное" на 2010год

Всего, рублиДоходы ТСЖСодержание и ремонт жилого фонда1161050Вывоз твердых отходов155719Мусоропровод68448Капитальный ремонт103528Лифт335400Отопление1777937Горячая вода683116Холодная вода181245Водоотведение (канализация)223806Электричество600000Домофон58800Административные расходы171120ИТОГО ДОХОДОВ:5520169Расходы ТСЖБанковское обслуживание45000ООО "Коннект" - домофоны110000ЗАО "ЖКК" - лифты240000ОАО "Сибирьтелеком" - телефон15000ЗАО "Электрон" - кассовый аппарат18000ООО "Линос" - вывоз мусора95000ЗАО "КрасИнформ" - квитанции24000ООО ЧОФ "Родимичи"40000ОАО "Красноярскэнергосбыт", в т.ч. МОП400000ОАО "Красноярская генерация"2200000ООО "КрасКом"420000Заработная плата работников ТСЖ1200000Разовые премии, мат.помощь15000Налоги в ПФР, ФСС168000Налог по УСНО55000ИП Журавлев - вывоз негабаритного мусора15000ООО "ГорЭнерго"100000ООО ИПФ "СибЛифтСервис" - освидет. лифтов10000ООО "БИТ-Ключевой вариант" - 1С2000ООО "Энергобаланс_Сибирь"11000ООО КСК "Возрождение кредит" - страхование лифтов30000Приобретение ТМЦ20000Прчие расходы (экономия)287169ИТОГО РАСХОДОВ:5520169

Доля целевого финансирования в бюджете 2009 года ТСЖ «Правобережное» составляет около 13%, расходуются средства согласно сметам, отчет о расходовании предоставляется ревизионной комиссии. По итогам проверки за 2009 год нецелевого использования средств выявлено не было. Также предприятие получило 4% экономии, что свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности.

Подводя итог анализу методики учета целевых поступлений, можно сделать вывод, что учет организован эффективно и отвечает критериям удобства, простоты и наглядности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы являлся анализ бухгалтерского и финансового учета целевых поступлений на примере ТСЖ «Правобережное».

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

-исследована сущность понятия целевых поступлений и бюджетного финансирования;

-изучены особенности бухгалтерского учета целевых поступлений и бюджетного финансирования;

-представлена краткая характеристика ТСЖ «Правобережное»;

-на основе анализа структуры доходов и расходов ТСЖ «Правобережное» дана оценка его хозяйственной деятельность;

-проведен анализ учета средств целевых поступлений ТСЖ «Правобережное».

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы о том, что к целевым поступлениям или целевому финансированию относятся средства, получаемые организацией на строго определенные цели. Источниками целевого финансирования являются ассигнования из государственного, регионального или местного бюджетов, взносы родителей, средства, поступающие от других организаций, средства фондов специального назначения. К средствам целевого финансирования относятся государственные субсидии, полученные из бюджетов на финансирование целевых программ, средства внебюджетных фондов, полученные на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, средства, полученные организацией по инвестиционной программе, средства организаций и родителей, а также средства на финансирование других мероприятий целевого характера.

Целевое финансирование и целевые поступления носят условно безвозвратный и безвозмездный характер и, в зависимости от условий договора, могут быть использованы получателем на финансирование капитальных расходов, покрытие текущих расходов, оказание немедленной финансовой поддержки, оплату труда и социальное страхование.

Бюджетное финансирование - безвозвратное предоставление средств из государственного или местного бюджета предприятиям, учреждениям, организациям для полного или частичного покрытия их расходов. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Основная часть целевого финансирования приходится на помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок Учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

ТСЖ «Правобережное», являясь некоммерческой организацией, также получает средства целевого финансирования в форме членских взносов от членов товарищества собственников жилья, которые учитываются на 86 счете и приходуются через расчетный счет или кассу. Расходование средств целевого назначения осуществляется согласно смете доходов и расходов, которая составляется ежегодно, заверяется Председателем правления, главным бухгалтером и правлением. За расходованием средств следит Ревизионная комиссия, которая изучает отчетные документы и выносит постановления об использовании средств целевого назначения.

Анализ хозяйственной деятельности показал, что по итогам 2009 - начала 2010 года ТСЖ «Правобережное» вело успешную хозяйственную деятельность, что подтверждается сметными и статистическими данными, в которых отражена экономия в размере 4% от бюджета организации.

Анализ сметной документации показал, что получаемых от населения средств достаточно для покрытия текущей деятельности ТСЖ «Правобережное» и формирования резервов для обеспечения финансовой стабильности предприятия.

Бухгалтерский учет целевых поступлений в ТСЖ «Правобережное» организован эффективно и отвечает критериям удобства, простоты и наглядности. Что, несомненно, положительно сказывается на хозяйственной деятельности ТСЖ «Правобережное» в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Бычкова, С.М. Аудит кредитов, займов и средств целевого финансирования/ С.М. Бычкова, Т.М. Фомина // Аудиторские ведомости. - 2007. - № 11.

2.Волков, О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: Инфра-М, 2006. - 280 с.

3.Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 210 с.

4.Ефимова, О.В. Анализ финансовой отчетности / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. - М.: Омега-Л, 2009. - 451 с.

5.Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием / Н.Л. Зайцев. - М.: Инфра-М, 2008. - 455 с.

6.Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А. А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: Форум - Инфра-М, 2007. - 288 с.

.Кондаков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. - 6-е изд., перераб. И доп. -М: ИНФРА-М, 2009. -832с.

8.Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова. - М.: Форум - Инфра-М, 2006. - 496 с.

9.Любушин, Н.П. Экономический анализ. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 575 с.

10.Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 345 с.

11.Чуев, И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 368с.

12.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности : утв. приказом Минфина № 38н от 07.05.2003 г.]. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: #"justify">13.Положение по бухгалтерскому учету 1/ 2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008г № 106н) [Электронный ресурс] : - Электрон. дан.- режим доступа : #"justify">.Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н) [Электронный ресурс] : - Электрон. дан.- режим доступа : #"justify">.Положение по бухгалтерскому учету 13/2000 «Учет бюджетных поступлений» (приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н) [Электронный ресурс] : - Электрон. дан.- режим доступа : #"justify">16.Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон: [№ 117-ФЗ от 05.08.2000 г. Принят ГД ФС РФ 19.07.200 г.: в ред. от 28.12.2010 N 404-ФЗ]. - Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : федер. закон : [№ 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа: #"justify">18.Устав товарищества собственников жилья «Правобережное».

19.Учетная политика товарищества собственников жилья «Правобережное».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Положение по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2010г.

Товарищество Собственников Жилья «Правобережное».Организация ведения бухгалтерского и налогового учета.

1.1.Бухгалтерский учет в ТСЖ осуществляется в соответствии с действующими законодательными актами, нормативными документами, стандартами бухгалтерского учета, Налогового кодекса и ЖК РФ.

.2.Порядок ведения налогового учета: регистрация и обобщение информации о совершаемых хозяйственных операциях, приводящих к возникновению доходов и расходов, учитываемых в определенном Налоговым кодексом РФ порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов, используются бухгалтерские регистры и данные аналитического учета. Налоговый учет осуществляется главным бухгалтером.

.3.Настоящая учетная политика действует с 1 января 2010г. и сформирована на основании Федерального Закона от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина от 29.07.1998г. №60, Налогового кодекса, ЖК РФ.

.4.Учетная политика применяется последовательно из года в год (ПБУ 1/08).

.5.Товарищество применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Ставка единого налога составляет - 15% (ст.346.20 НК РФ)

.6.Применять кассовый метод признания доходов в целях налогообложения единым налогом. Датой получения дохода признается день получения денежных средств на расчетный счет в банке или в кассу Товарищества.

.7.Доходы и расходы отражаются в книге учета доходов и расходов, установленной формы, по кассовому методу.

.8.ТСЖ самостоятельно организует систему налогового учета. В налоговом учете использовать как регистры бухгалтерского учета, так и самостоятельно разработанные.

.9.При осуществлении бухгалтерского учета использовать План счетов, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94-н.

.10.Применять рабочий план счетов согласно Приложению №1.

.11.Установить компьютерную технологию обработки учетной информации, организовав ведение бухгалтерского и налогового учета в 2009г. с использованием программного обеспечения «1С: Бухгалтерия».

.12.Хозяйственные операции оформлять первичными учетными документами законодательно установленной унифицированной формы.

.13.Перечень должностных лиц, имеющий право подписи первичных учетных документов устанавливается согласно должностным инструкциям.

.14.Инвентаризация имущества и обязательств организации проводится один раз в три года. Внеплановые инвентаризации проводятся по решению общего собрания собственников жилья организации, а также при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); при установленном факте хищения или злоупотреблений, а также порче ценностей, в случаях пожара или стихийных бедствий.

.15.Бухгалтерские документы до сдачи в общий архив хранятся у главного бухгалтера организации. Каждая партия документов текущего года, относящаяся к учетному регистру формируется отдельно. Документирование архива производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год по окончании отчетного года в срок не позже 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца.

В указанные сроки компьютерный архив учетных регистров «1С: Бухгалтерия» переводится на бумажные носители.

Сроки хранения документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности в архиве определяются в соответствии с требованиями, содержащимися в «Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения», утвержденном Росархивом РФ 6 октября 2000г.

II.Методика ведения бухгалтерского и налогового учета в организации.

2.1.Объекты стоимостью выше 20000 рублей за единицу учета и сроком полезного использования свыше 12 месяцев относится к основным средствам. Срок полезного использования объекта определяется в соответствии с постановлением правительства РФ от 01.01.2002г. №1.

.2.Учет материалов производится по фактической себестоимости. Учет материальных ценностей ведется без использования 15 и 16 счета.

.3.Списание материальных ценностей на расходы производится по фактической себестоимости.

.4.Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется по видам деятельности в соответствии с требованиями по составлению бухгалтерской отчетности действующего налогового законодательства.

.5.Налоги учитываются в составе групп расходов в соответствии с ПБУ 10/99.

.6.Выдачу заработной платы производить без авансовых выплат (по заявлению работника), с 25-го числа текущего месяца до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

.7.Резервный и специальный фонды создаются для накопления денежных средств, расходуемых на предусмотренные Уставом ТСЖ цели в соответствии со ст. 151 ЖК РФ.

.8.Резервный фонд может расходоваться по мере необходимости в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов ТСЖ.

.9.Остаток денежных средств может находиться в кассе в размере, согласованном с банком, где открыт расчетный счет ТСЖ.

.10.Денежные средства на хозяйственные нужды выдаются под отчет на срок не более 30 дней. Сумма выданных под отчет денежных средств не должна превышать 20000 рублей.

.11.По окончании установленного срока работник должен в течение трех рабочих дней отчитаться в произведенных расходах и сдать излишние денежные средства в кассу организации.

.12.Собственники жилья оплачивают жилищные и коммунальные платежи в аналитике (жил. услуга, коммунальные платежи, и т.д.). По окончании отчетного года главным бухгалтером составляется отчет о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ для предоставления информации собственникам жилья.

.13.Изменения в учетную политику вносятся в соответствии с пунктами 16-23 ПБУ 1/08. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики вводится с начала финансового года.

Рабочий план счетов:

01-Основные средства

- Амортизация основных средств

-Материалы

-Касса

-Расчетный счет

-Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-Расчеты по налогам и сборам

-Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

-Расчеты с персоналом по оплате труда

-Расчеты с подотчетными лицами

-Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, собственниками жилья

-Целевое финансирование

-Прочие доходы и расходы

-Резервы предстоящих расходов

-Прибыли и убытки

Регистры бухгалтерского учета

№ регистраНаименование учетных регистров№ счетаВ-1Ведомость учета основных средств и амортизационных отчислений01,02В-2Ведомость учета материалов10В-3Ведомость учета оплаты труда70В-4Ведомость расчетов с поставщиками60,76Журнал-ордер №1-«Касса»50Журнал-ордер №2-«Расчетный счет»51Журнал-ордер №7-«Расчеты с подотчетными лицами»71

Похожие работы на - Бухгалтерский и финансовый учет целевых поступлений на примере ТСЖ 'Правобережное'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!