Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО 'Омутнинский хлебокомбинат' (г. Омутнинск)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,69 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО 'Омутнинский хлебокомбинат' (г. Омутнинск)

МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО "ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА

Курсовая работа

По дисциплине "Бухгалтерская финансовая отчётность"

Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО "Омутнинский хлебокомбинат" (г. Омутнинск)

Выполнил: Иззатов Э.А.,

студент 5 курса группы Эб-530

экономического факультета

очной формы бюджетной формы обучения

по специальности "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит"

Руководитель: Мокрецова Г.В.



Киров 2011

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты состава, структуры и порядка формирования бухгалтерского баланса

2. Краткая экономическая характеристика организации

2.1 Экономическая характеристика организации

2.2 Анализ финансового состояния

3. Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО "Омутнинский хлебокомбинат"

3.1 Подготовительная работа перед формированием бухгалтерского баланса

3.2 Последовательность в формировании бухгалтерского баланса

3.3 Контроль отчетных показателей

Выводы и предложения

Список литературы

Приложения

Введение

Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше находиться в зависимости от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе определения круга клиентов, поставщиков и других возможных партнеров. При этом большое значение придается полноте, достоверности и прозрачности информации. Самым значимым источником такой информации является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Бухгалтерский баланс, как одна из главных форм отчётности играет определяющую роль в управлении предприятия. Данная роль заключается в определении экономической политики предприятия, сбережении имущества предприятия, его обязательств и фондов на определённый момент времени. Также баланс необходим организации для проведения анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить состава, структуру и порядок формирования бухгалтерского баланса, определить содержание основных бухгалтерских отчетов и порядок их составления.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

ﻻ       изучение понятия и структуры бухгалтерского баланса;

ﻻ       характеристика классификации бухгалтерских балансов;

ﻻ       определение роли бухгалтерского баланса в управлении предприятия;

ﻻ       рассмотрение баланса как формы бухгалтерской отчётности.

Актуальность этой темы состоит в том, что на протяжении последних лет последовательно проводиться работа по формированию системы российских бухгалтерских стандартов и других документов по бухгалтерскому учету и отчетности, приближенных к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

1. Теоретические аспекты состава, структуры и порядка формирования бухгалтерского баланса


Баланс (от французского "balance" - весы) представляет собой систему показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.

В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой - по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.

Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.

В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка.

бухгалтерский баланс отчетность показатель

Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения.

Умение читать баланс - это знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.

Умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность:

ﻻ       получить значительный объем информации о предприятии;

ﻻ       определить степень обеспеченности предприятия собственными и оборотными средствами;

ﻻ       установить, за счет, каких статей изменилась величина оборотных средств;

ﻻ       оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей.

Бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому:

ﻻ       руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием;

ﻻ       аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;

ﻻ       аналитики определяют направления финансового анализа.

Основным элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нём информации) считается балансовая статья (строка). Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчётного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (капитал собственника и привлечённый капитал или обязательства).

В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы - в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее статьи пассива.

По строению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел - актив и пассив, итоги которых всегда равны между собой. В активе бухгалтерского баланса содержатся статьи, в которых показываются определённые группы имущественных средств и прав на них, объединённые в зависимости от стадий кругооборота средств в разделах "Внеоборотные активы" и "Оборотные активы". При формировании структуры актива баланса статьи располагаются в порядке растущей ликвидности, то есть в зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.

Пассив отражает величину, лежащих на хозяйствующем субъекте обязательств за полученное имущество и право распоряжения им. Такие обязательства возникают, прежде всего, перед собственниками как в силу первоначального их вклада при создании организации и последующих дополнительных взносов (уставный капитал), так и накопления средств за счёт оставления и распоряжении организации части полученной прибыли (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределённая прибыль). Эти обязательства находят отражение в разделе "Капитал и резервы". Другой вид обязательств - это обязательства перед третьими лицами (кредиторами, кредитными организациями и др.), которые находят отражение в зависимости от срока погашения в разделах "Краткосрочные обязательства" и "Долгосрочные обязательства". Статьи пассива располагаются в порядке возрастающей степени срочности возврата обязательств, или другими словами - востребования капитала.

Действующим законодательством установлены единые основополагающие принципы и правила составления бухгалтерского баланса для всех хозяйствующих субъектов. Принятая в настоящее время структура бухгалтерского баланса (Форма № 1) в значительной мере приближена к мировой практике.

Применительно к МСФО формирование бухгалтерских показателей осуществляется по принципу баланса-нетто, то есть, исключая из балансового подсчёта суммы регулирующих величин, которые раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и пояснительной записке. Активы и пассивы показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) - на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года). Оценка имущества и обязательств осуществляется организацией для отражения их в учёте и отчётности в денежном выражении в соответствии с правилами оценки отдельных объектов учёта и статей баланса на основе действующих положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ). В балансе не допускается зачёт между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных соответствующими нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

Для обеспечения сопоставимости данных баланса на начало и конец отчётного года номенклатура статей вступительного (на начало года) баланса приводится в соответствие с номенклатурой статей, установленного для заключительного (на конец года) баланса.

Таким образом, бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей и является как методом бухгалтерского учёта, так и одной из форм годовой и периодической отчётности. Структура бухгалтерского баланса представляет собой два ряда чисел - актив и пассив, которые содержат в себе статьи, показывающие определённые группы имущественных средств и прав на них (актив) и отражающих величину, лежащих на хозяйствующем субъекте обязательств за полученное имущество и право распоряжения им (пассив).

В бухгалтерском учёте существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления.

Балансы классифицируются по:

ﻻ       сроку составления;

ﻻ       источнику составления;

ﻻ       объёму информации;

ﻻ       характеру деятельности;

ﻻ       объекту отражения;

ﻻ       способу очистки.

Таблица 1

Классификация балансов по срокам составления

Бухгалтерские балансы

Вступительные (организационные)

Текущие

Санируемые

Ликвидационные

Разделительные

Объединительные


Начальные (входящие) Промежуточные Заключительные (исходящие)


Начальные Промежуточные Заключительные




Вступительные балансы - составляют в момент организации предприятий. Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учёта данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставной капитал, зарегистрированный в уставе предприятия, и инвентарные перечни реально внесённого имущества и имущественных (в основном денежных) обязательств учредителей по взносам в уставный капитал.

Во втором случае (создаваемое предприятие организовано на базе ранее действовавшего), вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, но с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. Когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретённого на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс показатель положительной или отрицательной репутации фирмы.

Текущие балансы - в отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учётного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на:

ﻻ       начальные и заключительные балансы - разрабатываются в начале и конце финансового года. Исходящие данные на конец отчётного периода (года) служат начальным (входным) данными на начало следующего финансового года. Коллация (тождественность, идентичность) преемственных данных обязательна;

ﻻ       промежуточные балансы - составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчётного периода. В России промежуточные балансы заполняются ежемесячно, а также итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев;

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчётных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой - источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учёта, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса - основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчётов предприятия).

ﻻ       заключительные балансы - наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Санируемые балансы - необходимость в санируемом балансе возникает, когда предприятие находится на пороге банкротства (не в состоянии выплачивать долги) и необходимо определиться:

принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путём объявления о банкротстве;

или испытать последний шанс - убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей.

Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые ещё до срока составления заключительного баланса (до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесённого убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчётных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы часто подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующего реальности.

Ликвидационные балансы - составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

ﻻ       на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

ﻻ       в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные балансы;

ﻻ       их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационный потребностей владельцев и кредиторов);

ﻻ       на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с принципом непрерывности (действующего предприятия) при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Разделительные балансы - составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы - разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

Рассмотренные характеристики относятся к классификации бухгалтерских балансов по времени их составления. В Таблице 2 приведена классификация балансов по пяти остальным признакам.

Таблица 2

Классификация бухгалтерских балансов

Признаки классификации

Источник составления

Объём информации

Характер деятельности

Объект отражения

Способ очистки

Инвентарные Книжные Генеральные

Единичные Сводные (консолидируемые)

Основная Неосновная

Самостоятельные Отдельные

Баланс-брутто Баланс-нетто


Классификация по источникам составления:

ﻻ       инвентарные балансы - составляются только на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчётах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный, или организационный, баланс.

Инвентарные ведомости разрабатывают в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса государственного (муниципального) предприятия, какими признаются уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное);

ﻻ       книжный баланс - строится по данным текущего бухгалтерского учёта без предварительной проверки книжных записей путём инвентаризации;

ﻻ       генеральный баланс - считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учётные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

По объёму информации:

ﻻ       единичные балансы - характеризуют деятельность только одного предприятия;

ﻻ       сводные (консолидированные) балансы - различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их составления.

Во-первых, сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путём простого суммирования одноимённых показателей и исключения остатков по взаимным расчётам между предприятиями внутри отрасли.

Во-вторых, сводные (консолидированные) балансы составляет группа, представленная материнской и её дочерними компаниями. Сводный баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноимённых показателей, а осуществлением следующих корректировок:

исключением инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствующих долей материнской компании в уставных капиталах дочерних предприятий;

исключением остатков по взаимным расчётам внутри группы;

исключением дивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных расходов и доходов;

Консолидированный баланс группы имеет важные особенности:

◘ группа компаний юридически не существует, в отличие от отдельной компании. Материнская и каждая из дочерних компаний являются отдельными юридическими лицами;

◘ собственная прибыль материнской компании включает дивиденды, полученные от дочерних компаний, но не их нераспределённую прибыль;

◘ баланс группы содержит сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в группу. Это значит, что прибыль одной дочерней компании может "скрывать" убытки другой и прочное финансовое положение одной компании может "скрывать" потенциальную неплатёжеспособность другой;

◘ если группа состоит из компаний, работающих в разноплановых отраслях бизнеса, то сводная отчётность по данной группе делает неясными наиболее важные детали, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.

По характеру деятельности - балансы подразделяются на:

ﻻ       балансы основной деятельности - относится деятельность соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его уставе;

ﻻ       балансы неосновной деятельности - относятся все прочие виды деятельности.

В основном сейчас данному признаку классификации не уделяется должного внимания и все виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности):

ﻻ       самостоятельный баланс - имеют только хозяйствующие субъекты, наделённые правами юридического лица;

ﻻ       отдельные балансы - составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства).

По способу очистки:

ﻻ       баланс-брутто - первоначально под балансом-брутто понимался баланс с нераспределённой прибылью, а

ﻻ       баланс-нетто - считался балансом с распределённой прибылью.

Впоследствии появился новый признак классификации:

нереформированные балансы - применялись в нашей стране до девяностых годов прошлого века. На конец отчётного года показатель прибыли не распределялся и находился в заключительном и в начальном балансе следующего отчётного периода (до утверждения вышестоящей организацией);

реформированные балансы - применяются в современной практике, когда выявленный в конце отчётного года финансовый результат присоединяется к нераспределённой прибыли (непокрытому убытку) заключительными оборотами последнего дня года.

На данный момент понятия баланса-брутто и баланса-нетто связывают с регулирующими или уточняющими статьями баланса.

Методология ведения учётных операций предполагает в соответствии с принципом стоимости отражение основных средств и нематериальных активов по неубывающей исторической (а для объектов основных средств, прошедших переоценку, - по восстановительной) стоимости. В тоже время Внеоборотные активы (материальные и нематериальные) переносят свою стоимость на произведённый продукт (расходы отчётного периода) в течение времени полезного использования или по специальным правилам распределения стоимости, выбранным для конкретного объекта бухгалтерского наблюдения. Возникает потребность в раздельном учёте показателей по неубывающей стоимости и накопленных показателей распределённой стоимости.

В западном учёте собственник предприятия в течение учётного периода может изымать часть заработанного капитала, а отдельных случаях возвращать его своему предприятию. В подобных ситуациях в западном бухгалтерском балансе величина реинвестированного (заработанного) капитала до конца отчётного периода остаётся неизменённой, отражение уменьшения показывается в статье, характеризующей временное изъятие капитала.

Исходя из вышесказанного, балансовые статьи можно разделить на два типа:

ﻻ       основные - отражающие неубывающие показатели оценки объектов бухгалтерского наблюдения;

ﻻ       регулирующие - уточняющие величину оценки основных статей до их остаточного значения (остаточной стоимости).

Регулирующие статьи расширяют количество балансовых статей и увеличивают объём информации, содержащейся в балансе.

Регулирующие статьи баланса бывают двух типов:

ﻻ       прямые регулирующие статьи - можно рассматривать как дополнение к основной статье баланса. Уточнённая оценка показателя на основной статье равна сумме показателей основной и дополнительной статьи.

ﻻ       контрарные регулирующие статьи - указывают на уменьшение величины основной статьи. Приведённые примеры регулирования (уточнения оценки) статей относятся к контрарным регулирующим статьям. Контрарные регулирующие статьи (амортизация основных средств или нематериальных активов), уточняющие оценку (остаточную убывающую нераспределённую стоимость) основных средств и нематериальных активов, называются контрарными статьями, потому что они регулируют показатели по основным статьям актива баланса. Контрарные регулирующие статьи, уточняющие оценку по балансовым статьям капитала (прибыли), относятся к контрпассивным статьям.

Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей - балансом-нетто.

Таким образом, бухгалтерский баланс имеет массу классификаций, причём, в основном, каждая из них имеет свои дополнительные подклассификации.

Данные бухгалтерской отчетности используется внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима внутренним пользователям для последующего планирования деятельности организации. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Информация финансовой отчётности используется внешними пользователями, заинтересованными юридическими и физическими лицами: поставщиками, покупателями, настоящими и потенциальными кредиторами, кредитными учреждениями, налоговыми и статистическими органами, а так же для экономического анализа в самой организации. В результате бухгалтерские отчёты способствуют информированности служащих об управленческих планах и политике, побуждают работающих в организации действовать в соответствии с общими целями и задачами.

Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку: платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т.п.); рентабельности; степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью в рамках предоставленных им полномочий - по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

Наиболее общей моделью, которая оберегает имущество предприятия, его обязательства и фонды на определенный момент времени, является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном, документальном оформлении всех совершаемых хозяйственных операций и её данные подтверждаются материалами инвентаризации.

Бухгалтерский баланс отличается спецификой методологии, особыми целями, характером использования данных. Только по данным бухгалтерского баланса составляются, по установленным формам, расчёты по налогам с бюджетом, с внебюджетными фондами.

В бухгалтерском балансе не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписывающие отчёт, с указанием даты исправления.

Бухгалтерский баланс - завершающий этап учетного процесса на предприятии, в учреждении. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Таким образом, бухгалтерский баланс, как одна из главных форм отчётности играет определяющую роль в управлении предприятия. Данная роль заключается в определении экономической политики предприятия, сбережении имущества предприятия, его обязательств и фондов на определённый момент времени. Также баланс необходим организации для проведения анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.

2. Краткая экономическая характеристика организации


2.1 Экономическая характеристика организации


Организационно-правовая форма и полное фирменное наименование юридического лица - Открытое Акционерное Общество "Омутнинский хлебокомбинат", сокращенное наименование ОАО "Омутнинский хлебокомбинат".

ОАО "Омутнинский хлебокомбинат" создано в соответствии с Федеральным законом "Об открытых акционерных обществах", НК РФ и ГК РФ с учетом изменений согласно ФЗ от 21.07.2005г. № 101-ФЗ и главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" части второй НК РФ.

Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В свою очередь ОАО "ОХК" является коммерческой организацией и считается созданным с момента государственной регистрации в налоговых органах. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании законодательства РФ и имеющегося устава.

Общество имеет полную самостоятельность, счет в банке, печать, штампы с обозначением своего наименования и ферменный товарный знак. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов и составляет 10000 руб. Резервный фонд ОАО "ОХК" образуется за счет ежегодных отчислений в размере 15% от Уставного капитала. Его формирование осуществляется путем ежегодных отчислений в размере 5% от балансовой прибыли общества.

Целью деятельности ОАО "ОХК" является увеличение производства товаров и рынка сбыта их, для извлечения прибыли.

Для осуществления своих целей общество:

ü  организует производство продовольственных и непродовольственных товаров;

ü  торгует оптом и в розницу;

ü  оказывает посреднические услуги, занимается производством, заготовкой и переработкой сельскохозяйственной продукции;

ü  заготовительной деятельностью;

ü  транспортные услуги по доставке грузов и т.д.

ОАО "ОХК" находится в городе Омутнинске Омутнинского района Кировской области.

Изучаемое предприятие находится в районе нечерноземной зоны, с умеренным климатом. Поскольку предприятие не относится к сельскохозяйственным, то особого влияния на его производственную деятельность это не оказывает. Но это влияет, во-первых, на количество производимого зерна, т.е. оно не подлежит переработке на муку, следовательно, ее приходится закупать. А во-вторых, на динамику сбыта продукции, а именно, в разрезе времен года, можно наблюдать, что в более теплое время года объем продаж возрастает, и достигает максимальной величины в 3 квартале. Это говорит о том, что чем продолжительнее теплая погода, тем больше выручки получает предприятие, поскольку во время холодной погоды часть потребителей выпекает хлеб в домашних условиях.

Сбыт продукции осуществляется в пределах района и непосредственно на территории города, доставка хлебобулочных изделий осуществляется собственным транспортом.

Во главе организационной структуры ОАО "ОХК" стоит его директор, который управляет элементами своей структуры.

В организационную структуру ОАО "ОХК" входят: бухгалтерия, лаборантская, отдел безопасности и охраны труда, отдел заведования производством, а также основной, бараночный и кондитерский цеха.

С верхнего элемента структуры к нижним элементам поступают рекомендации, цели и задачи. С нижних же элементов к верхним элементам структуры постепенно собирается и обрабатывается первичная информация, для последующей обработки и анализа в бухгалтерии и экономическом отделе. Более наглядно организационная структура предприятия представлена в виде схемы (Приложение А).

Свои полномочия высшего органа директор осуществляет через собрание пайщиков и общее собрание уполномоченных общества. К его исключительной компетенции относится принятие устава общества, внесение в него изменений и дополнений, определение основных направлений деятельности общества, распределение между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности общества и другие полномочия, указанные в уставе общества.

Обеспеченность ресурсами, результаты их использования и результаты деятельности ОАО "ОХК" представлены в следующих таблицах:

Таблица 1 - Показатели размера предприятия

Показатели

2008г

2009г

2010г

2010г в % к 2008г

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

 90338

 118357

 162217

 179,6

Среднесписочная численность работников, чел

 87

 56

 40

 46,0

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

 531

 3877,5

 10679

 2011,1


На ОАО "ОХК" за анализируемый период значительно выросли как выручка от продажи продукции, работ и услуг (на 79,6%), так и среднегодовая стоимость основных средств (на 1911,1%). Исключением стала среднесписочная численность работников, которая сократилась на 54% или на 47 человек. Подобные изменения показателей размера предприятия свидетельствуют о производственном расширении хлебокомбината и повышении эффективности использования его персонала.

Таблица 2 - Состав и структура основных средств

 Виды фондов

2008 г.

2009г.

2010г.

2010г. в % к 2008г.


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%


Фонды основного вида деятельности, всего, в т. ч:

 511,4

 96,3

 7079,5

 98,0

 13907,9

 98,4

 2719,6

Здания

381,8

71,9

4984,6

69,0

9766,6

69,1

2558,0

Сооружения

-

-

195,0

2,7

353,4

2,5

-

Машины и оборудование

93,5

17,6

1394,2

19,3

2954,0

20,9

3159,4

Транспортные средства

23,9

4,5

397,3

5,5

706,7

5,0

2956,9

Производственный и хозяйственный инвентарь

 2,7

 0,5

 36,2

 0,5

 56,5

 0,4

 2092,6

Прочие ОПФ

9,5

1,8

72,2

1,0

70,7

0,5

744,2

Основные непроизводственные фонды

 19,6

 3,7

 144,5

 2,0

 226,1

 1,6

 1153,6

Всего основных фондов

531

100

7224

100

14134

100

2661,8


В течение 2008-2010 гг. стоимость ОФ предприятия увеличилась с 531 тыс. руб. до 14134 тыс. руб. или на 13603 тыс. руб. Такой значительный рост стоимости ОФ объясняется тем, что в течении 2009г и 2010г. хлебокомбинат приобрёл в собственность производственные здания, машины, оборудование и транспортные средства, находящиеся до этого периода в аренде (финансовом лизинге), соответственно их стоимость не отражалась на балансе предприятия. Таким образом, стоимость зданий с 2008 по 2010 гг. возросла на 9384,8 тыс. руб., машин и оборудования на 2860,5 тыс. руб., транспортных средств на 682,5 тыс. руб. В структуре ОФ наибольший удельный вес занимают здания - 71,9% в 2006г и 69,1% в 2008г, а также машины и оборудование - 17,6% и 20,9% соответственно.

Показатель фондовооружённости за период вырос на 4277% и в 2010г составил 267 тыс. руб. /чел., т.е. вооружённость труда 1-го работника основными фондами составляет 267 тыс. руб. Но при этом наблюдается значительное уменьшение фондоотдачи (на 91,07%), за период она сократилась с 170,13 руб. до 15, 19руб в 2006-2008гг соответственно, т.е. в начале периода при вложении 1 руб. ОФ предприятие получало 170,13 руб. выручки от продаж, а в конце всего 15,19 руб.

Показатель фондоёмкости увеличился и в 2010г. составил 0,066, т. е чтобы получить 1 руб. выручки от продаж требуется затратить примерно 7 коп. основных фондов.

Показатель рентабельности ОФ сократился на 45,48 п. п. и составил к концу анализируемого периода 57,91%, т.е.57,91 коп. чистой прибыли было получено с 1 руб. среднегодовой стоимости ОФ. В целом, несмотря на значительное уменьшение некоторых показателей, использование ОФ на хлебокомбинате остаётся на высоком уровне, а его работа рентабельной и эффективной.

Таблица 3 - Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. в % к 2008г.

Фондовооружённость, тыс. руб.

6,10

69,24

267,00

4377,00

Фондоотдача, руб.

170,13

30,52

15, 19

8,93

Фондоёмкость, руб.

0,006

0,033

0,066

1100,00

Рентабельность (убыточность) ОПФ, %

103,39

157,91

57,91

-45,48 п. п.


В течение анализируемого периода стоимость оборотных средств увеличилась на 20513 тыс. руб. или на 359,56%. Наибольшее влияние на это изменение оказала повышение стоимости фондов обращения с 5282 тыс. руб. в 2006г до 25396 тыс. руб. в 2010г или на 380,80%. Наблюдается сильный рост остатков готовой продукции (на 449,70%) и дебиторской задолженности (на 286,96%), что очень негативно сказывается на работе предприятия, замедляет оборачиваемость оборотных средств, кроме того, при работе со скоропортящимися продуктами иметь большие остатки готовой продукции на складе очень опасно и невыгодно, поэтому при увеличении объёмов выпуска продукции хлебокомбинату необходимо искать новых покупателей и новые рынки сбыта.

Таблица 4 - Состав и структура оборотных средств

Элементы оборотных средств

2008г.

2009г.

2010г.

2010г в % к 2008г


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%


Производственные запасы

8676

37,2

15716

30,75

23352

40,22

269,16

Незавершенное производство

31

0,13

10

0,02

-

-

Расходы будущих периодов

-

-

-

-

8

0,01

-

Итого оборотные фонды

8707

37,66

25716

50,31

23360

40,23

268,29

Готовая продукция

8394

36,30

14894

29,14

23300

40,13

277,58

Дебиторская задолженность

2902

12,55

7124

13,94

10269

17,69

353,86

 Денежные средства

3119

13,49

3378

6,61

1127

1,94

36,13

Итого фонды обращения

14415

62,34

25396

49,69

34696

59,76

240,69

Итого оборотные средства

23122

100

51112

100

58056

100

251,09


За рассматриваемый период стоимость оборотных средств увеличилась на 34934 тыс. руб. или на 151,09%. Наибольшее влияние на это изменение оказало повышение стоимости оборотных фондов с 8707 тыс. руб. в 2008г. до 23360 тыс. руб. в 2008г. или на 168,29%. Наблюдается сильный рост остатков готовой продукции (на 177,58%) и дебиторской задолженности (на 253,86%), что очень негативно сказывается на работе предприятия, замедляет оборачиваемость оборотных средств, кроме того, при работе со скоропортящимися продуктами иметь большие остатки готовой продукции на складе очень опасно и невыгодно, поэтому при увеличении объёмов выпуска продукции хлебокомбинату необходимо искать новых покупателей и новые рынки сбыта.

Таблица 5 - Экономическая эффективность использования оборотных средств

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2010г в % к 2008г

Коэффициент оборачиваемости, оборотов

 15,87

 11,56

 7,91

 49,84

Продолжительность 1 оборота, дни

 23,00

 31,57

 46,14

 200,61

Материалоотдача, руб

 14,87

 9,96

 6,79

 45,66

Материалоёмкость, руб

 0,07

 0,10

 0,15

 214,29

Рентабельность (убыточность) оборотных фондов, %

 9,64

 59,78

 30,17

 +20,53 п. п


Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2006 г. составлял 15,87, т.е. оборотные средства совершали 15 полных оборотов в год. В 2010г. коэффициент оборачиваемости составил 7,91, что на 50,16% меньше, чем в начале периода. Высокая оборачиваемость объясняется спецификой деятельности предприятия: хлебобулочные изделия - скоропортящийся продукт. Однако коэффициент оборачиваемости сократился в 2 раза и руководству хлебокомбината необходимо принимать меры для ускорения оборачиваемости и увеличения темпов роста оборотов. Продолжительность 1 оборота в 2006г. составляла 23 дня, к концу 2008г. она увеличилась до 46 дней.

Материалоотдача снизилась на 54,34%. К концу периода её величина составила 6,79 руб., т.е. с 1 руб. вложенных оборотных средств предприятие произвело 6,79 руб. продукции. Однако, несмотря на это рентабельность оборотных средств выросла на 20,53 п. п., предприятие со 100 руб вложенных оборотных средств вместо 9,64 руб. в 2006г. получило 30,17 руб. в 2008г. чистой прибыли.

Таблица 6 - Состав и структура работников предприятия

Категория персонала

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. в % к 2008г.


чел.

%

чел.

%

чел.

%


Среднесписочная численность, в т. ч:

 87

 100

 56

 100

 40

 100

 46,00

Промышленно-производственный персонал, из него:

 59

 67,82

 37

 66,07

 24

 60

 40,68

Рабочие

49

56,32

26

46,43

16

40

32,65

Служащие

28

32,18

19

33,93

16

40

57,14

Руководители

11

12,64

7

12,5

6

15

54,55

Специалисты

17

19,54

12

21,43

10

25

58,82

Непромышленный персонал

10

11,50

11

19,64

8

20

80,0


За анализируемый период численность работников предприятия сократилась на 54% с 87 чел. в 2010г. до 40 чел. В 2008г. При этом доля персонала по основной деятельности сократилась более значительно, чем доля административного аппарата, что свидетельствует о нерациональной структуре трудовых ресурсов хлебокомбината. Показатели эффективности использования персонала ОАО "ОХК" за изучаемый период значительно выросли. Выработка на одного работника по выручке от продаж увеличилась на 290,56%, чуть меньше возросла выработка на 1 отработанный чел - час - на 288,79%. Соответственно трудоёмкость производства продукции снизилась на 70% и к концу 2008г составила 0,0009 чел - час/руб., т. е для того, чтобы произвести 100 руб. продукции нужно затратить 0,09 чел - час рабочего времени. Такой резкий рост показателей эффективности использования персонала организации объясняется постоянным ростом выручки от продаж при неизменном сокращении численности работников.

Таблица 7 - Экономическая эффективность использования персонала предприятия

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. в % к 2008г.

Выработка 1-го работника по денежной выручке, тыс. руб.

 1038,37

 2113,52

 4055,43

 390,56

Выработка на 1 отработанный чел-час по денежной выручке, руб. /чел - час

 294,99

 597,71

 1146,90

 388,79

Трудоёмкость производства продукции, чел - час/руб.

 0,003

 0,002

 0,009

 20,0


2.2 Анализ финансового состояния


Финансовые результаты производства и продаж являются одними из важнейших в комплексной оценке деятельности организации. В качестве показателей финансовых результатов рассматривают прибыль (убыток) и рентабельность (убыточность анализируемого предприятия).

В течение анализируемого периода себестоимость проданных товаров, продукции, возросла на 64,4 %, при этом выручка от продаж увеличилась на 79,6%. Таким образом, темпы роста выручки превышают темпы роста себестоимости и при сохранении данной тенденции хлебокомбинат сохранит свою позицию на рынке, будет и в дальнейшем получать прибыль от продажи своей продукции. Чистая прибыль предприятия за период увеличилась на 5962 тыс. руб. или на 1085,97%. Соответственно рентабельность затрат возросла на 4,03 п. п. и в 2008г. составила 4,68%, т.е.4,68 руб. прибыли было получено со 100 руб. затраченных средств. Рентабельность продаж увеличилась на 3,4 п. п. и в конце периода стала равна 4,01%, т. е 4,01 руб. прибыли предприятие получило со 100 руб. выручки от продаж.

Таблица 1 - Финансовые результаты деятельности предприятия

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. в % к 2009г.

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

 90338

 118357

 162217

 179,6

Полная себестоимость реализованной продукции

 84641

 102025

 139150

 164,40

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

 549

 6247

 6511

 1185,97

Рентабельность затрат, %

0,65

6,12

4,68

+4,03 п. п

Рентабельность продаж, %

0,61

5,28

4,01

+3,4 п. п


Хотя наше предприятие и не относится к предприятиям сезонного производства, объем максимальной денежной выручки (32% в 2010г.) приходится на 3 квартал (Таблица 2).

Таблица 2 - Влияние сезонности на объем реализации продукции в 2010 г.

Квартал

тонн

%

1 квартал

109,95

19

2 квартал

138,89

24

3 квартал

185,18

32

4 квартал

144,68

25

Итого

578,7

100



3. Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО "Омутнинский хлебокомбинат"


3.1 Подготовительная работа перед формированием бухгалтерского баланса


Бухгалтерский баланс должен быть достаточно полный и достоверный. Поэтому для обеспечения этих требований перед составлением годового бухгалтерского баланса в ОАО "ОХК" проводиться значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. Закрытие счетов начинают со счетов отраслей и производства, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат.

В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности:

а) исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 "Вспомогательные производства", распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счет 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы";

б) калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 "Основное производство";

в) осуществляют списание затрат со счета 29 "Обслуживание производства и хозяйства". В порядке последующей очередности производят записи на счетах по учету капитальных вложений, определяют финансовый результат от деятельности предприятия, распределяют прибыль и закрывают счет 99 "Прибыли и убытки".

До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Кроме того, ежегодно, проводятся следующие предварительные мероприятия:

.        Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:

§  равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;

§  равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.

2.      Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации.

Инвентаризация - это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей.

Создаются комиссии для проведения инвентаризации и ревизии, которые утверждаются руководителем организации, создаются приказы о назначении комиссий. Данная информация отражается в учетной политике предприятия.

.        Расчет и наличие налогов.

4.      Закрытие счетов по учету прибыли. Согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета в течении отчетного года все организации формируют финансовый результат своей деятельности на счете 99 "Прибыли и убытки". Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Конечный финансовый результат за отчетный период определяют сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 "Прибыли и убытки".

Таким образом, учет балансовой прибыли в течение года организация осуществляет на следующем счете: 99 "Прибыли и убытки".

.        Обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года.

Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами.

Каждая корректировка отражается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акции и др.).

При ознакомлении с ходом проведения предварительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, подтверждается правильность и порядок проведения данных мероприятий.

3.2 Последовательность в формировании бухгалтерского баланса


Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается проведение совокупности учетных работ, таких, как инвентаризация, разграничение отдельных статей по периодам, закрытие счетов, подведение итогов в соответствующих учетных регистрах.

Основой для составления бухгалтерского баланса в ОАО "ОХК" являются только учетные данные, подтвержденные оправдательными документами. Поэтому в ОАО "ОХК" перед работниками различных служб поставлена задача своевременно, правильно и документально отразить тот или иной факт хозяйственной деятельности и незамедлительно сдавать эти документы в бухгалтерию. В функции бухгалтерии входит обязательная проверка и своевременная проверка, и своевременная обработка поступающих документов, обобщение их, а также отражение всех фактов хозяйственной деятельности ОАО "ОХК" на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Учет в ОАО "ОХК" ведется с использованием автоматизированной формы учета. Ведение бухгалтерских счетов автоматизировано.

Главные источники информации - это Главная книга (приложение 22), Журналы - ордера (приложение 23, 24) и ведомости. В Журналах ордерах данные собираются из товарных отчетов и других первичных документов, а затем в Главную книгу заносят кредитовые обороты по каждому счету, а дебетовые - а разрезе корреспондирующих счетов.

После подсчета итогов и выведения остатков по всем счетам они сверяются с регистрами синтетического и аналитического учета. Для этого по всем аналитическим счетам подсчитывают обороты и сальдо на конец отчетного периода, составляются оборотные ведомости и итоги последних сверяются с записями по соответствующему синтетическому счету. Баланс составляется только после такой сверки.

Статьи баланса отражаются в двух разрезах: графа 3 - "На начало отчетного года"; графа 4 - "На конец отчетного периода". Данные графы 3 (вступительный баланс) должны соответствовать данным графы 4 баланса за прошлый год.

Заголовочная часть форм заполняется следующим образом: "Организация" - приводится полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, например Открытое акционерное общество "ОХК"; реквизит "вид деятельности" - проставляется вид деятельности, например промышленность; реквизит "Организационно - правовая форма" - указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ), например, открытое акционерное общество. При этом орган государственной статистики в левой половине графы проставляется код по КОПФу, а в правой - код собственности по Классификатору форм собственности; реквизит "Адрес" - дается полный почтовый адрес организации.

Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей. Организации, имеющие большие объемы оборотов товаров, обязательств и т.п., могут составлять отчетность в миллионах рублей.

В бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки за подписями лиц, подписавших отчетность, с указанием даты исправления.

Рассмотрим технику составления бухгалтерского баланса на примере формы №1 ОАО "ОХК" на 31.12.2010 года.

Форма №1 состоит из актива и пассива баланса. Бухгалтерский баланс начинается с актива и его первого раздела "Внеоборотные активы".раздел "Внеоборотные активы". Рассмотрим данный раздел:

Строка 120 "Основные средства". Отражается общая стоимость основных средств в оценке по их остаточной стоимости.

Показатель строки определяется расчетным путем по данным Главной книги как разница между суммой остатков по счету 01 "Основные средства" и суммой остатка по счету 02 "Амортизация основных средств".

Первоначальная стоимость основных средств, принадлежащих ОАО "ОХК", составила 8097 тыс. руб.

В эту сумму входит стоимость:

зданий - 2155 тыс. руб.

сооружений и передаточных устройств - 107 тыс. руб.

машин и оборудования - 4757 тыс. руб.

транспортных средств - 590 тыс. руб.

производственный и хозяйственный инвентарь - 7 тыс. руб.

земельные участки и объекты природопользования - 428 тыс. руб.

других видов основных средств - 52 тыс. руб.

Общая сумма амортизации, начисленной за время эксплуатации основных средств, составила 5670 тыс. руб., в том числе:

по зданиям и сооружениям - 913 тыс. руб.;

по машинам, оборудованию, транспортным средствам - 4745 тыс. руб.;

других - 12 тыс. руб.

Так как в бухгалтерском учете группа статей "Основные средства" отражается по остаточной стоимости, то в балансе ОАО "ОХК" за отчетный год необходимо сделать следующую запись:

по строке 120 "Основные средства" - 2427 тыс. руб.

(Расчет: 8097 тыс. руб. минус 5670 тыс. руб.).

По строке 130 "Незавершенное строительство" сумма на конец отчетного года составляет 23 тыс. руб.

Строки 110 - Нематериальные активы; 135 - доходные вложения в материальные ценности; 140 - долгосрочные финансовые вложения; 145 - отложенные налоговые активы; 150 - прочие внеоборотные активы, к концу отчетного периода равны нулю, поэтому в балансе не отражаются.

Так как, доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, отложенных налоговых активов и прочих внеоборотных активов, в ОАО "ОХК" на конец отчетного периода не имеет, то итогом по разделу 1 "Внеоборотные активы", является сумма 2450 тыс. руб.

(Расчет: 2427 тыс. руб. (стр.120) + 23 тыс. руб. (стр 130))

Раздел II "Оборотные активы".

Данный раздел начинается со строки 210 "Запасы" по этой строке показывают стоимость всех запасов организации. Строка 210 "Запасы" определяется суммированием строк 211-217.

Строка 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности".

По строке приводиться информация о материалах, покупных полуфабрикатах, комплектующих, топливе, таре и запанных частях. Порядок заполнения строки зависит от способа учета поступления материалов, установленного учетной политикой организации. В ООО "Вымпел-М" согласно п.4.6.2 и п.4.6.3 учетной политики учет материально-производственных запасов ведется по фактической себестоимости без использования счета 15 "Заготовление и приобретение материалов". Таким образом:

строка 211 "Сырье, материалы и другие анологичные ценности" составляют 1178 тыс. руб.

Строка 212 статья "Животные на выращивании и откорме" указывают общую стоимость принадлежащих фирме животных, птиц и т.п. Так как организация не занимается выращиванием и откормом животных данная строка равна нулю и в балансе не указывается.

Строка 213 статья "Затраты в незавершенном производстве" показываются затраты по незавершенному производству, незавершенным работам (услугам), а также по продукции, не прошедшей всех стадий обработки, учет которых осуществляется на счетах бухгалтерского учета. Таким образом:

строка 213 "Затраты в незавершенном производстве" составляют 46 тыс. руб.

Строка 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи". Готовая продукция отражается в балансе по фактической производственной себестоимости.

Остаток товаров отражается в бухгалтерском балансе ОАО "ОХК" по покупной стоимости независимо от варианта учета товаров - по розничным (продажным) ценам или покупной стоимости. Таким образом:

строка 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи" составляют 116 тыс. руб.

Строка 215 "Товары отгруженные". По данной строке отражается фактическая себестоимость продукции, которая уже отгружена, но еще не принадлежит покупателю. Такая ситуация возможна, если в договоре купли-продажи предусмотрено, что право собственности на товар переходит к его новому владельцу лишь в момент оплаты. Организация в наличии отгруженную продукцию не имеет, следовательно, и в балансе по строке 215 ставиться прочерк.

Строка 216 "Расходы будущих периодов". Отражаются производственные затраты (на освоение новых производств в индивидуальном и мелкосерийном производствах, на ремонт основных средств и т.п.) и перечисления денежных средств другим организациям (расходы по подписке, арендная плата и т.п.), относящиеся по времени к следующим отчетным периодам. Заполняется по данным остатка счета 97 "Расходы будущих периодов". Таким образом:

строка 216 "Расходы будущих периодов" составляет 1656 тыс. руб.

Строка 217 "Прочие запасы и затраты". Показывают затраты, не отраженные в предыдущих строках группы статей "Запасы".

по строке 217 ставиться прочерк, т.к. данных затрат не имеется.

Таким образом, по строке 210 "Запасы" отражается сумма строк 211, 213, 214, 216, которая составляет - 2996 тыс. руб.

(Расчет: 1178 тыс. руб. + 46 тыс. руб. + 116 тыс. руб. + 1656 тыс. руб.)

Строка 220 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - показывает сумму НДС по приобретенным ценностям, не отнесенную к налоговому вычету из бюджета. Основанием для обособленного отражения НДС являются счет фактуры, в которых сумма налога должна быть выделена строкой. В ОАО "ОХК" данная строка отражает размер налога в сумме 59 тыс. руб.

Строка 230 "Дебиторская задолженность, (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)". Отражаются суммы, ожидаемые к поступлению от дебиторов более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Таких дебиторских задолженностей в ОАО "ОХК" на конец отчетного периода не было отражено, поэтому в балансе ставиться прочерк.

По строке 240 "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)". По данной группе статей отражаются показатели о, всех видах дебиторской задолженности организации, образовавшейся в соответствии с принципами начисления (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) бухгалтерского учета, с учетом доходов по сделкам. В ОАО "ОХК" данный вид задолженности имеется, поэтому:

по строке 240 отражается дебиторская задолженность на сумму - 1571 тыс. руб.

В ОАО "ОХК" на конец отчетного периода стоимость краткосрочных финансовых вложений равна нулю, так как их на предприятии за анализируемый период времени не существует.

Строка 260 "Денежные средства". По этой строке записывают общую сумму, которой располагает организация: остатки наличных в кассе, а также все деньги что лежат в банках. Заполняется по данным остатков счета 50 "Касса", счета 51 "Расчетный счет", счета 52 "Валютные счета", счета 55 "Специальные счета в банках", счета 57 "Переводы в пути".

По состоянию на 31 декабря 2010 года сумма денежных средств, принадлежащих ОАО "ОХК" составила 5574 тыс. руб.

Итого по разделу II отражается по строке 290 в сумме 10200 тыс. руб.

(Расчет: 2996 тыс. руб. (стр.210) + 59 тыс. руб. (стр.220) + 1571 тыс. руб. (стр.240) + 91 тыс. руб. (стр.241) + 5574 тыс. руб. (стр.260)).

Баланс ОАО "ОХК" по активу составляет сумму в размере 12650 тыс. руб.

(Расчет: 2450 тыс. руб. (стр. 190) + 10200 тыс. руб. (стр.290)).

Вторая часть бухгалтерского баланса формы №1 - пассив. Пассив начинается с III раздела бухгалтерского баланса "Капитал и резервы".

Раздел III "Капитал и резервы".

В данном разделе по строке 410 "Уставный капитал" отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах. То есть, отражается размер уставного капитала ОАО "ОХК", который равен - 3400 тыс. руб.

Строка 411 "Собственные акции, выкупленные у акционеров" в данном отчетном периоде равна нулю, так как таких операций у ОАО "ОХК" за анализируемый период не происходило. Поэтому в балансе по строке 411 ставим прочерк.

Строка 420 "Добавочный капитал", строка 430 "Резервный капитал" (в т. ч. и резервы, образованные в соответствии с законодательством (строка 431); и резервы, образованные в соответствии с учредительными документами (строка 432)) в организации отсутствуют, поэтому в балансе не отражаются, и по указанным выше строкам ставится прочерк.

Строка 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Показывается конечный финансовый результат - прибыль. В течение года по этой статье отражают кредитовый остаток по счету 99 "Прибыли и убытки". В конце года статья заполняется по данным кредитового остатка счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". В течение года по этой статье может отражаться и сумма убытка за отчетный период. Заполняется по данным дебетового остатка по счету 99 "Прибыли и убытки". В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности отрицательные показатели и показатели, которые должны вычитаться при исчислении соответствующих промежуточных или итоговых данных, показываются в круглых скобках.

Строка 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" отражает размер убытка - 140 тыс. руб.

Итого по разделу III "Капиталы и резервы" отражается в строке 490 и составляет сумму 3260 тыс. руб.

(Расчет: 3400 тыс. руб. (стр.410) - 140 тыс. руб. (стр.470))

Раздел IV "Долгосрочные обязательства".

Строка 510 "Займы и кредиты". Тут отражают остатки заемных средств, сумму которых организация должна погасить более чем через 12 месяцев. В ООО "Вымпел-М" данных сумм нет, поэтому в балансе по этой строке ставится прочерк.

Строка 515 "Отложенные налоговые обязательства". По данной строке отражается сумма отложенных налоговых обязательств по бухгалтерскому учету для целей налогообложения. Организация отложенные налоговые обязательства имеет, поэтому в балансе по строке 515 ставится сумма 182 тыс. руб.

Строка 520 "Прочие долгосрочные обязательства". Здесь записывают долгосрочные задолженности, которые еще не были отражены в разделе IV "Долгосрочные обязательства". По данной строке проставляется минус, т.к. прочие долгосрочные обязательства в ОАО "ОХК" отсутствуют.

Итого по разделу IV "Долгосрочные обязательства" отражается в строке 590 и составляет 182 тыс. руб.

Раздел V "Краткосрочные обязательства".

Строка 610 "Займы и кредиты". В этой строке отражают задолженность организации по кредитам и займам, полученным менее чем на 12 месяцев. Кроме того, по этой строке показывают и те долги организации, что в прошлых отчетных периодах считались долгосрочными, а в этом году должны быть погашены. В организации таких займов и кредитов нет, поэтому в строке 610 ставим прочерк.

Строка 620 "Кредиторская задолженность". По этой строке отражают общую сумму кредиторской задолженности организации. Определяется суммированием строк 621 - 625.

Кредиторская задолженность в ОАО "ОХК" составляет 9208 тыс. руб. в том числе:

поставщики и подрядчики 298 тыс. руб. (строка 621);

задолженность перед персоналом организации 2564 тыс. руб. (строка 622);

задолженность перед государственными внебюджетными фондами 969 тыс. руб. (строка 623);

задолженность по налогам и сборам 2216 тыс. руб. (строка 624);

прочие кредиторы 3161 тыс. руб. (строка 625).

Таким образом, в бухгалтерском балансе строка 620 "Кредиторская задолженность" составляет 9208 тыс. руб.

(Расчет: 298 тыс. руб. + 2564 тыс. руб. + 969 тыс. руб. + 2216 тыс. руб. + 316 тыс. руб.)

В ОАО "ОХК" данных по строкам 630 "Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов; 640 "Доходы будущих периодов"; 650 "Резервы предстоящих расходов"; 660 "Прочие краткосрочные обязательства" нет, поэтому в балансе по выше приведенным строкам ставится прочерк.

Итого по разделу V "Краткосрочные обязательства" отражается в строке 690 в сумме 9208 тыс. руб., а именно дублируется строка 620 "Кредиторская задолженность".

Баланс ООО "Вымпел-М" по пассиву (строка 700) составляет сумму размере 12650 тыс. руб. (Расчет: 3260 тыс. руб. (стр.490) + 182 тыс. руб. (стр.590) + 9208 тыс. руб. (стр 690)). Также в бухгалтерском балансе справочно указываются данные о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. А именно в ОАО "ОХК" по строке 910 "Арендованные основные средства" проставляется сумма 12906 тыс. руб., по строке 940 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" 44 тыс. руб. По строкам 911, и с 920 по 990 ставится прочерк. По строке 1010 "Материалы, принятые в переработку" проставляется сумма 9743 тыс. руб. В конце баланс подписывают руководитель, в частности - это Иззатов Камал Иннатулла оглы и главный бухгалтер - Шамхалова Е. А.

3.3 Контроль отчетных показателей


На базе сформированного бухгалтерского баланса за 2007 год по ООО "Вымпел-М" представим информацию пользователям с акцентом на отдельные контрольные показатели. Отразим состояние, тенденцию, возможность конкретного показателя влиять на сложившуюся ситуацию отчетного периода. Данные контроля отчетных показателей отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Контроль отчетных показателей

Показатели (статьи формы отчетности)

Данные отчетной формы на начало периода, тыс. руб.

Данные отчетной формы на конец периода, тыс. руб.

Примечание

Основные средства

2427

 - 129 тыс. руб. За отчетный период остаток основных средств уменьшился из-за увеличившейся суммы начисленной амортизации, отрицательный момент - несущественное поступление основных средств производственного происхождения

Запасы

3226

2996

 - 230 тыс. руб. За отчетный период остаток суммы запасов уменьшился, исходя из этого, следует рассматривать варианты как положительные так и отрицательные отчетного показателя: "-" идет спад производства, "+" нет затаривания товаром.

Налог на добавленную стоимость

16

59

+ 43 тыс. руб. За отчетный период остаток увеличился, следовательно, поступившие материалы и сырье не были оплачены и НДС не возмещен из бюджета.

Дебиторская задолженность

1805

1571

 - 234 тыс. руб. За отчетный период наблюдается положительная тенденция в погашении дебиторской задолженности, что освобождает свободные денежные средства для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Денежные средства

459

5574

+ 5115 тыс. руб. За отчетный период сумма денежных средств увеличилась за счет поступления средств от покупателей, расходование средств идет на выплату заработной платы, погашение кредиторской задолженности и т.д.

Кредиторская задолженность

5058

9208

+ 4150 тыс. руб. За отчетный период остаток суммы кредиторской задолженности увеличился, исходя из этого, следует отметить следующий существенный недостаток: "-" невозможность использования суммы кредиторской задолженности для привлечения дополнительных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.


В целом по организации можно сделать такой вывод: финансовое состояние ООО "Вымпел-М" не устойчивое, предкризисное, об этом говорит уменьшение запасов, увеличение кредиторской задолженности. Однако прослеживаются и положительные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности организации. Данными тенденциями являются: погашение дебиторской задолженности, что освобождает свободные денежные средства для осуществления финансово-хозяйственной деятельности; увеличение суммы денежных средств, что позволяет уменьшать кредиторскую задолженность и поддерживает финансово-хозяйственную деятельность организации.

Выводы и предложения


На основании материала, изложенного в курсовой работе, можно сделать вывод, что основным источником для анализа финансового состояния предприятия и принятия правильных управленческих решений служит бухгалтерский баланс. С 2011 года вступает в силу новая форма отчетности. Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н) утверждены новые формы бухгалтерской отчетности организаций <#"519954.files/image001.gif">

Похожие работы на - Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО 'Омутнинский хлебокомбинат' (г. Омутнинск)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!