Методы обучения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,64 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы обучения

Министерство здравоохранения и социального развития

ГОУ ВПО Читинская Государственная Медицинская Академия

федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Факультет высшего сестринского образования

Кафедра гуманитарных наук






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: "Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин"

Тема: "Методы обучения"

Исполнитель:

Факультет ВСО, группа №352

Научный руководитель:






Чита - 2010 г.

План

Введение

Информационно-развивающие методы обучения

Практические методы обучения

Проблемно-поисковые методы обучения

Творческо-воспроизводящие методы

Программированное обучение

Заключение


Введение

Термин "метод" происходит от греческого слова methodos, что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

В зависимости от степени активности студентов в процессе обучения первая группа делится на 1) информационно-развивающие и проблемно-поисковые, 2) на репродуктивные и творчески-воспроизводящие. Применяя информационно-развивающие методы, преподаватель играет более активную роль, чем студенты (лекция, объяснение, рассказ, беседа). Для закрепления знаний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктивные методы (пересказ - воспроизведение студентами учебного материала, выполнение упражнений по образцу или по инструкции). Эти методы ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее - на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.

Информационно-развивающие методы обучения

К информационно-развивающим относятся методы, с помощью которых получают учебную информацию в готовом виде - в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей программы (программированное обучение).

Лекция - метод обучения, представляющий собой монологическое изложение преподавателем учебной информации. Лекция требует от преподавателя владения ораторским искусством, строгой логичности и ясности суждений. Лекция может сопровождаться показом иллюстративных материалов: плакатов, слайдов, кинофрагментов.

Рассказ как метод обучения представляет собой монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях и используется для конкретизации теоретических положений, создания интереса к изучаемому материалу. При использовании этого метода преподаватель применяет ораторское искусство: использует логические ударения, определенный меняющийся темп (быстрый, медленный, обычный), паузы, жесты, тон.

Объяснение - наиболее часто используемый метод обучения, когда преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает их записями на доске, демонстрацией учебно-наглядных пособий, обращается к студентам с вопросами для подтверждения того или иного положения.

Беседа в отличие от объяснения представляет собой диалог, в котором преподаватель путем вопросов актуализирует знания студентов по другим учебным предметам, по ранее изученным темам, опирается на их жизненный опыт.

Для сообщения нового учебного материала распространен метод демонстрации учебного фильма. Учебный кинофильм исчерпывающе передает учебную информацию и полностью заменяет преподавателя на этапе сообщения нового учебного материала. После просмотра фильма нет необходимости еще раз пересказывать содержание материала, а следует сразу переходить к его закреплению и проверке усвоения студентами, формированию практических умений.

Практические методы обучения

Метод упражнений. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса. Дидактика формулирует ряд правил проведения упражнений.

Первым правилом является доведение до сознания обучаемых цели и порядка выполнения упражнения.

Разнообразие упражнений - второе важное правило их организации.

Третье правило - систематичность проведения упражнений. Эффективность упражнений повышается в том случае, если студенты приучены к самоконтролю в учебном процессе.

Самостоятельная работа с книгой. Большое место в учебной деятельности студентов медицинских училищ и колледжей, где на практические занятия по специальным дисциплинам выделяется большое количество времени, должна занимать самостоятельная работа с книгой: учебной, дополнительной, справочной, нормативной. Задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная от комментированного чтения и кончая выполнением практических заданий на основе прочитанной литературы.

Самостоятельная работа с обучающей программой. Сущность программированного обучения заключается в том, что студенты самостоятельно прорабатывают материал на основе специально подготовленной программы.

Программированное обучение имеет определенные преимущества: оно требует от студентов безусловно самостоятельной работы, достаточно напряженной; обеспечивает быструю обратную связь с преподавателем, который по ходу изучения может установить, понимают ли студенты материал. Фиксация результатов усвоения учебного материала побуждает обучающихся активно и осознанно работать с обучающей программой, стремиться к тому, чтобы не допустить ошибки при выборе ответов на контрольные вопросы.

Программированное обучение имеет и ряд недостатков: разработка и размножение программ требуют от преподавателя значительных усилий и времени, что не всегда оправдывает себя, да и сами программы не всегда оказываются качественными; программированный контроль при изучении нового учебного материала чаще всего свидетельствует только о степени узнавания и понимания изученного материала, но не о запоминании его.

Проблемно-поисковые методы обучения

Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, "делают открытия", формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения.

Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, обстановку сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Некоторые авторы сходятся в том, что главная функция проблемного обучения - развитие творческого мышления. С педагогической точки зрения проблемной является не всякая задача, а лишь не имеющая стандартного решения, то есть решаемая не по схеме, образцу, алгоритму, а требующая самостоятельного нахождения нетривиального решения.

А.А. Вербицкий предлагает определение: "Проблемная ситуация - это психическое состояние мыслительного взаимодействия субъекта с объектом познания, характеризующаяся потребностью и усилиями студента обнаружить, "открыть" и усвоить новое, неизвестное еще для него знание, содержащееся в учебном предмете и необходимое для решения поставленной преподавателем задачи - учебной проблемы".

Другие исследователи отмечают, что проблемная задача имеет четкие параметры, которым должно отвечать решение, проблема же их не содержит (И.Я. Лернер).

М.И. Махмутов определяет проблемное обучение как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная, поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Л.Б. Наумова, применительно к обучению в среднем медицинском учебном заведении, можно полагать, что достаточно корректными и обоснованными будут адаптированные формулировки:

Проблемная ситуация - это документированная модель пациента в виде задачи, требующей для правильного решения:

  1. Самостоятельных рациональных операций мышления с представленными условиями задачи.
  2. Самостоятельного вывода о достаточности или недостаточности имеющихся условий для решения задачи.
  3. Профессионального умения быстро, рационально и правильно добывать недостающие для решения исходные данные.
  4. Профессионального умения быстро, рационально и правильно трактовать добытую информацию.
  5. Профессиональных умений быстро, рационально и правильно определять проблемы пациента, формулировать сестринские диагнозы, составлять план сестринского ухода за пациентом и т.п.

6. Самостоятельного оформления решения задачи в виде квалифицированного профессионального заключения.

Отсюда - проблемное обучение в среднем медицинском учебном заведении - это обучение студентов на проблемных ситуациях с целью успешной предварительной подготовки к предстоящей работе в реальных условиях практического здравоохранения.

Проблемное обучение не заменит традиционной работы студентов с пациентом, но предшествует такой работе.

Эвристическая беседа (частично-поисковый метод) - от греч. heurisko - отыскиваю, открываю. По своей психологической природе эвристическая беседа - это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод считают методом проблемного обучения.

Учебная дискуссия - представляет собой "вышедшую из берегов" эвристическую беседу, специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается как эвристическая беседа. То, что она постепенно переходит в дискуссию, - нормальный ход занятия.

Дискуссия - коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, интенсивная борьба между разными мнениями, нарождающимися тут же и ходе разговора. Так называемый обмен мнениями не плавно и размеренно, как в обычной беседе, а в споре, в столкновении одного мнения с другим и поэтому в несколько неровном темпе. Особенность дискуссии в том, что мнения участников дискуссии - это порождение мыслительной активности спорящих.

Метод "мозговой атаки" заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций. Потом из этого конгломерата мнений, случайных реплик, слов-восклицаний путем внимательного анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости к замыслу организатора мозговой атаки.

Золотое правило мозговой атаки - ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, обеспечить полную свободу высказывания любых идей, вплоть до несуразных.

Метод круглого стола был заимствован педагогикой на области политики и науки. В обучении этот метод используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах о привлечением преподавателей других дисциплин. Итогом работы круглого стола является общий, согласованный вывод.

Творческо-воспроизводящие методы

Метод решения ситуационных задач способствует подготовке необходимых нашему обществу опытных специалистов с хорошей профессиональной подготовкой. В медицинских учебных заведениях в учебном процессе этот метод обучения получил широкое применение. Решая ситуационные задачи, студенты закрепляют теоретические знания, учатся правильно ставить диагноз, находить причины возникшей патологии. Постепенно от простых диагностических задач студенты переходят к проблемным задачам.

Групповой тренинг служит практическому обучению самой теории ("теория из живой практики"). Использовать этот метод можно на занятиях по развитию коммуникативных умений, развитию мышления (тренинг на вербально-интеллектуальные действия в процессе взаимодействия), при проведении воспитательных мероприятий. Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы.

Деловые игры. Среди форм и методов активного обучения в средних медицинских учебных заведениях весьма эффективными являются деловые игры, суть которых состоит в имитации реальных или условных производственных ситуаций, процессов, проигрывание которых позволяет будущим специалистам путем активного взаимодействия самим принимать решения, приобретать конкретные профессиональные умения, опыт социального общения.

В средних медицинских учебных заведениях деловые игры не требуют творческого мышления студентов, а лишь погружают студентов в модель ситуации, близкой к его будущей профессиональной деятельности, и умение или неумение действовать квалифицированно и эффективно в данной ситуации. По определению Л.Б. Наумова: "Деловая (имитационная, учебная, дидактическая) игра - это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием решаемой ситуации, задачи или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах".

Деловая игра, которая проводится в учебных заведениях, является дидактической (обучающей) игрой; ее обязательными элементами и условиями служат:

) дидактическая (учебная) задача (направленность на формирование определенного круга умений, уточнение и систематизацию определенного круга знаний, развитие определенных свойств мышления, воспитание определенных качеств личности);

) учебно-производственная игровая задача, связанная с ролью, которую выполняет студент;

) наличие ролей. Каждый студент принимает на себя какую-то роль согласно условиям игры;

) различие ролевых целей. Каждая роль должна быть наделена определенными обязанностями, не совпадающими с другими;

) правила игры, то есть те ограничения, за пределы которых не могут выйти играющие, а также те "меры наказания", которые налагаются на играющего за неправильное выполнение действий и нарушение установленных ограничений;

) коллективный характер игры, взаимодействие играющих в процессе игры;

) состязательность в игре, которая достигается системой индивидуальной или групповой оценки деятельности участников игры.

Дидактическая игра представляет собой более простой, чем деловая игра, вид игры. Она требует меньших затрат времени как на разработку, так и на проведение. Созданная проблемной ситуацией "напряженность мышления" рождает потребность найти способ ее разрешения в процессе дискуссии.

Учебный процесс необходимо построить таким образом, чтобы усвоение знаний оказывалось бы одновременно и развитием "ума", и развитием способности мыслить.

Блиц-игра - это разновидность игровой деятельности, которая аккумулирует в себе некоторые признаки таких форм активного обучения, как конкретная ситуация, разыгрывание ролей, мозговой штурм и деловая игра, но отличается следующими параметрами: "мгновенностью" проведения и получения результата; привлекательностью и легкостью формы; неожиданностью и неординарностью содержания; минимальным комплектом ролей; обязательностью оценки результата (количественного или качественного).

В основе блиц-игры лежит ситуация, способ представления которой может быть самым разным: устное описание, письменный текст, "живая" демонстрация с помощью кинофильма, видеозаписи, показа реального объекта и т.д. Анализ же этой ситуации осуществляется в игровой форме, имитирующей фрагмент профессиональной деятельности. Таким образом, можно сказать, что блиц-игра - это игровой анализ конкретной профессиональной ситуации.

Программированное обучение

Программированное обучение - это заранее спланированное и соответственно организованное управление умственной деятельностью студентов в процессе обучения. Особенность обучения в том, что обучающая программа педагогически обоснованна: разработана с расчетом на эффективные средства управления процессом обучения, на большое разнообразие типов студентов и дает возможность индивидуализировать работу в зависимости от темпа усвоения, способности восприятия, подготовленности и т.д.

метод обучение информационный развивающий

Заключение

Успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Список литературы

1.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.

2.Гузеев Н.И. Еще одна точка зрения // Народное образование. 2009. № 6.

.Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994.

.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2007.

.Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.

.Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

.Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1992.

.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996.

.Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Роспедагентство, 2008.

.Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2009.

Похожие работы на - Методы обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!