Перспективы инновационного развития АПК
Проблемы отечественного АПК охватывают широкой
спектр - от технической отсталости до проблем социальной инфраструктуры села. У
предприятий особенно остро ощущается нехватка средств на модернизацию
производства. Вместе с тем ресурсопроизводящие отрасли АПК во многих случаях
продолжают выпускать морально устаревшие средства производства, предполагающие
в свою очередь использование упрощенных технологий как в самом сельском
хозяйстве, так и в смежных с ним отраслях переработки, хранения и реализации
аграрной продукции, что неминуемо ведет к значительному снижению
производительности труда по сравнению с лучшими мировыми аналогами. Инновации в
человеческий капитал при всей очевидной значимости этого направления
осуществляются крайне медленно, что, естественно, осложняет общий подъем
аграрного производства и возрождение сельских территорий.
В целом можно выделить три главные причины
отсутствия инноваций в АПК. Во-первых, отсутствие спроса на конкретные готовые
продукты вузов. Во-вторых, инертность бизнесменов; занятых в АПК, особенно
среди мелких производителей, фермеров: Еще одна причина - отсутствие
взаимодействия между властью и бизнесом по этим вопросам.
При этом для реализации инновационной модели
развития АПК есть определенные предпосылки и возможности. За последние годы
учеными Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) создано 258
сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 24 новых селекционных форм
животных и птиц, разработано 280 новых технологий, 137 единиц машин, приборов и
оборудования, испытано 77 препаратов защиты растений.
Понятие «инновация» отождествляют с понятиями
«новшество», «изобретение», «открытие». Особенность инновации состоит в
создании дополнительной ценности и связана с внедрением. Таким образом,
инновация состоит из таких составляющих как наука, предпринимательство,
открытость по отношению к новым идеям, интеллектуальный или венчурный капитал.
Таким образом, инновация состоит из таких составляющих как наука,
предпринимательство, открытость по отношению к новым идеям, интеллектуальный
или венчурный капитал.
В сфере сельского хозяйства выделяются четыре
основных направления инноваций:
) селекционно-генетические;
) производственно-технологические;
) организационно-управленческие;
) экономико-социоэкологические.
Таблица 1 - Сущность направлений инноваций в АПК
Селекционно-генетические
|
Новые
сорта и гибриды сельскохозяйственных растений. Новые породы, типы животных и
кроссы птицы.
|
Производственно-технологические
|
Использование
новой техники. Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
Новые индустриальные технологии в животноводстве. Биологизация и экологизация
земледелия. Новые ресурсно-сберегающие технологии производства и хранения
пищевых продуктов, направленных на повышение потребительской ценности
продуктов питания.
|
Организационно-управленческие
|
Развитие
кооперации и формирование интегрированных структур в АПК. Новые формы
технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК. Новые формы
организации и мотивации труда. Новые формы организации и управления в АПК.
Создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и
инновационной деятельности. Концепции, методы выработки решений.
|
Экономико-социоэкологические
|
Маркетинг
инноваций. Формы и механизмы инновационного развития. Формирование системы
кадров научно-технического обеспечения АПК. Улучшение условий труда, решение
проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села. Оздоровление
и улучшение качества окружающей среды. Обеспечение благоприятных
экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
|
Сам инновационный процесс представляет собой
процесс преобразования научного знания в инновацию. Инновационный процесс
включает следующие стадии: «наука - техника (технология) - производство -
потребление». В АПК инновационный процесс представляет собой постоянный поток
превращения научных исследований и разработок в новые или улучшенные продукты,
материалы, новые технологии, новые формы организации и управления и доведение
их до использования в производстве с целью получения эффекта.
Инновационные процессы в АПК имеют свою
специфику. Они отличаются многообразием региональных, отраслевых,
функциональных, технологических и организационных особенностей. Анализ условий
и факторов, влияющих на инновационное развитие АПК, позволил подразделить их на
негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие
ускорению инновационных процессов) (рисунок 1).
Условиями и факторами, способствующими
инновационному развитию АПК, являются наличие природных ресурсов, значительный
научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок,
возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.
В качестве негативных условий факторов следует
отметить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной
науки. Для отечественной аграрной науки характеры: высокая степень сложности
организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20 министерств и
ведомств, участвующих в решении проблем АПК); многообразие форм научно-технической
и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях
проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая
продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с
воспроизводственным процессом. Эта специфика создает определенные трудности в
управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом.
Рисунок 1 - Условия и факторы, влияющие на
инновационное развитие АПК
Следует отметить, что сложность и особенности
сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков
инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования
научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и
результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не
заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского
хозяйства.
Для конкурентоспособного развития отечественной
экономики на инновационной основе целесообразно успешное функционирование в
стране адекватной целостной системы стратегического прогнозирования и
планирования, которая включает:
· долгосрочные прогнозы
социально-экономического, технологического и экологического характера (на срок
до 30-50 лет), создаваемые на альтернативной основе, периодически (раз в 5 лет)
уточняемые и используемые для выбора приоритетов и разработки стратегических
планов;
· собственно стратегические планы на отдаленную
перспективу (15-20 лет), разрабатываемые Правительством, обсуждаемые
Федеральным собранием и утверждаемые Президентом РФ;
· национальные и федеральные целевые программы и
проекты, ориентированные на достижение выбранных приоритетов
социально-экономического развития (сюда, например, можно было бы отнести
осуществляемую в настоящее время Государственную программу по развитию
сельского хозяйства на 2008-2012 гг.);
· индикативные планы на среднесрочную
перспективу (3-5 лет), увязывающие и конкретизирующие задания стратегических
планов, национальных и федеральных целевых программ (индикаторы этих планов,
как правило, носят ориентирующий рекомендательный характер для частного
сектора, но обязательный для органов исполнительной власти и государственных
учреждений);
· территориальную систему прогнозирования,
стратегического и индикативного планирования по федеральным округам, субъектам
РФ, крупным муниципальным образованиям, учитывающую специфику и особенности
отдельных регионов.
Основными направлениями реализации инновационной
политики в АПК являются:
формирование инновационной системы АПК,
включающей весь научно-технический потенциал отрасли, функционирующей на основе
единой научно-технической политики государства;
разработка и совершенствование
нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов
стимулирования защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и
введение ее в хозяйственный оборот;
развитие инфраструктуры инновационного процесса,
включая системы информационного обеспечения, сертификации и продвижения
разработок, подготовки и переподготовки кадров; дальнейшее развитие
деятельности аграрной науки по приоритетным направлениям фундаментальных и
прикладных исследований и разработок;
совершенствование конкурсной системы отбора
инновационных проектов и программ;
ускорение освоения в производстве достижений
науки и техники и передового опыта;
стимулирование развития инновационных процессов
в отрасли и совершенствование управления этими процессами;
государственная поддержка сельскохозяйственных
товаропроизводителей с целью восстановления их платежеспособности и повышения
возможности осуществлять инновационную деятельность.
Успешное инновационное развитие предполагает
существенную государственную поддержку и регулирование. Качественно новым
направлением государственной политики в области поддержки сельского хозяйства
выступают так называемые институты развития, создающиеся специально для
обеспечения долгосрочных вложений в приоритетные наукоемкие сферы народного
хозяйства. В нашей стране к ним, в частности, можно отнести учрежденный в 2007
г. Банк развития, деятельность которого ориентирована на повышение
конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификацию, включая развитие
инфраструктуры, инноваций и особых экономических зон, а также организованный в
2006 г. Инвестиционный фонд РФ, реализующий особо крупные и значимые
инфраструктурные и инновационные программы на принципах частно-государственного
партнерства.
Для повышения интереса инвесторов к
инновационным проектам, в том числе и в агро-продовольственной сфере, роста
доходности от венчурных инвестиций и продвижения на международный рынок
отечественной наукоемкой продукции в эти же годы создана Российская венчурная
компания. Предполагается, что в дальнейшем с ее участием будет сформирована
целостная система отраслевых и региональных фондов и компаний, что станет своеобразным
катализатором стимулирования и поддержки нововведений в различных регионах и
отраслях, включая АПК. Кроме того, еще одной важной формой реализации
национальной инновационной стратегии выступают государственные корпорации,
действующие по наиболее важным и актуальным направлениям народного хозяйства.
Например, «Объединенная зерновая компания», задачей которой состоит в закупке
зерна от лица государства у аграрных производителей по объявленным ценам,
продажа его на внутреннем и внешнем рынках, строительство новых элеваторов и т.
д.
Проблему с финансированием инноваций смогут
решить венчурные фонды - это коммерческие организации, занимающиеся так
называемым рискованным финансированием. Они отбирают перспективные
инновационные проекты и обеспечивают их деньгами для, развития. Когда
предприятие начинает приносить прибыль, фонд, получает часть доходов. Такие
венчурные фонды уже давно и успешно работают во всём мире, а в последние годы
появляются и в России. Приток капитала сможет запустить многие потенциально
прибыльные проекты.
Важной составляющей является и уменьшение
налоговой нагрузки, что в определенном смысле способно компенсировать
недостаток инвестиций. Процентное субсидирование процентных ставок по кредитам
на развитие приоритетных подотраслей аграрного производства - мясного и
молочного скотоводства, а также возмещение 80% ставки рефинансирования Банка
России по кредитам на развитие остальных подотраслей АПК также поспособствуют
внедрению инноваций.
В уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Россельхозлизинг»
за последние годы были дополнительно внесены значительные суммы государственных
средств, что позволило в полной мере сохранить дееспособность этих
системообразующих для аграрного сектора структур. В частности, уставный капитал
«Россельхозбанка» был увеличен на 75 млрд. руб., ввиду предстоящего
кредитования АПК более чем на 840 млрд. руб., в том числе предоставления
субсидированных кредитов на 400 млрд. руб., из них 70 млрд. руб. на завершение
строительства животноводческих комплексов.
В настоящее время реализуется Государственная
программа по развитию сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Благодаря
комплексным и своевременным мерам государственной поддержки, в 2011 году в
агропромышленном комплексе преодолены последствия аномальной засухи последних
2-х лет и обеспечена позитивная динамика развития. Прирост валовой продукции
сельского хозяйства по итогам года прогнозируется на уровне 14%. Объем
государственной поддержки отрасли из федерального бюджета в текущем году со
всеми дополнительными субсидиями составил 168 млрд. рублей.
Более чем в 2 раза (к первоначально заложенному
в бюджет объему) - до 8 млрд. 200 млн. рублей увеличено софинансирование
экономически значимых региональных программ - средства направлены на мясное и
молочное скотоводство, а также на развитие переработки, логистики, традиционные
для субъектов отрасли сельского хозяйства.
Министерством разработан уже проект
Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.
Приоритетными направлениями станут:
развитие инфраструктуры агропродовольственного
рынка,
модернизация пищевой и перерабатывающей
промышленности,
развитие фермерства и малых форм хозяйствования,
поддержка экспорта сельскохозяйственной
продукции и продовольствия,
реализация комплекса стратегических мер,
направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий
в сельском хозяйстве (мелиорация и страхование).
В современных быстроменяющихся условиях
многократно возрастает и значение информационной компоненты инновационного
развития АПК, своевременного и качественного оповещения сельскохозяйственных
производителей о новейших достижениях аграрной науки и возможностях их
использования в практической деятельности на конкретной территории.
Мировой опыт свидетельствует, что распространение
новшеств в аграрной сфере наиболее успешно осуществляется именно на основе
организации региональных служб сельскохозяйственного консультирования,
взаимосвязанных с органами управления АПК, научными и учебными центрами,
опытными и передовыми хозяйствами. Служба аграрного консультирования выступает,
таким образом, связующим и передаточным звеном инновационной системы АПК,
доводящим нововведения до конкретного товаропроизводителя на определенной
сельской территории, существенно повышая тем самым его потенциальную
конкурентоспособность.
В целях обеспечения поддержки бизнесинициатив и
развития инновационного потенциала целесообразным является создание
региональных сельскохозяйственных кластеров. Большинство ученых отмечают, что
все кластеры в той или иной степени способствуют ускорению инновационного
процесса, а некоторые из них специализируется на выполнении данной задачи. Это
обусловлено тем, что кластерный подход усиливает стремление предприятий к
интеграции и нововведениям.
Понятие «кластер» происходит от английского
слова «cluster» и означает объединение нескольких однородных элементов, которое
может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными
свойствами. В экономике под кластерами понимают сконцентрированную на некоторой
территории группу взаимосвязанных компаний: поставщиков, комплектующих и
специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов;
вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих
конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Причины географической концентрации фирм в
кластеры состоят в следующем:
. возможность для получения прибыли от
распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний
ресурсов;
. обеспечение дешевизны и быстрых сроков
поставки необходимого для бизнеса товара или услуги;
. распространение знаний и опыта, которые
не могут быть легко формализованы и переданы, что способствует созданию
специализированной высококвалифицированной рабочей силы;
. конкуренция, так как, по мнению М.
Портера, если на местном рынке появилась конкурентоспособная компания, выбор
для остальных становится крайне жестким - либо повысить свою
конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Таким образом, постепенно возникают
фирмы с высоким уровнем конкуренции, которые поглощают мелких конкурентов, в
результате чего на рынке начинают доминировать кластеры фирм, сосредоточенных
на одной территории.
Для создания кластера необходимо:
. наличие крупного
предприятия-интегратора, лидера, определяющего стратегию развития отрасли;
. использование конкурентных преимуществ;
. территориальная локализация;
. устойчивость хозяйственных связей между
предприятиями;
. инновационная ориентированность.
В агропромышленном секторе реализация интеграции
через кластерный подход то же имеет место на существование. Агропромышленные
кластеры свою деятельность могут основывать на трех свойствах:
• географическая локализация;
• технологическая взаимосвязь разных
отраслей для производства готового продукта.
Центром кластера может стать перерабатывающие
предприятие, вокруг которого объединяются сельскохозяйственные
товаропроизводители, организации инфраструктуры на основе договоров о
стратегическом взаимодействии.
Формирование агропромышленных кластеров может
происходить по инициативе одного из трех субъектов:
• сельскохозяйственного
товаропроизводителя;
• местных органов власти;
• перерабатывающих предприятий.
Ключевым элементом создания кластера является
наличие достаточного уровня доверия между участниками, которое может быть
достигнуто путем реализации совместных проектов.
К объединению предприятий подвигают
преимущества, которые обеспечивает кластерный метод ведения бизнеса. Это,
прежде всего, объединение усилий по формированию эффективной цепочки доведения
готового сельскохозяйственного продукта до потребителя, реализация
инновационных проектов.
К другим положительным моментам наличия
кластерных групп в системе агробизнеса можно было бы отнести:
• доступ к сырьевым ресурсам
сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий;
• финансовые гарантии по сделкам;
• возможность осуществления эффективного
сбыта для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• повышение конкурентоспособности
продукции;
• сокращение издержек обращения;
• снижение транзакционных издержек и т.д.
Кроме этого, политика государства, опирающаяся
на развитие кластеров в сфере агробизнеса, приведет к повышению
конкурентоспособности сельскохозяйственного производства.
Пример агропромышленного биокластера.
Агропромышленный биокластер - это комплекс
глубокой переработки зерновых культур (до 1 млн. тонн в год) и взаимосвязанных
производств, где предприятия обеспечивают друг друга сырьем и продукцией.
«Сердцем» биокластера является завод глубокой
переработки зерновых и растительной биомассы, который позволит получить в
результате переделов почти 8-кратное увеличение стоимости сырья. Путем
преобразования биоотходов в электроэнергию, тепло и органические удобрения
(соответствующими установками будут оснащены все объекты биокластера) планируется
осуществить выход на безотходное производство. Строительство системы
миниэлеваторов в радиусе 150 км от комплекса переработки обеспечит качественную
подработку и хранение зерновых, а также позволит улучшить ситуацию с
зернохранилищами.
В рамках биокластера предусмотрено производство
широкого перечня продуктов глубокой переработки растительной биомассы:
• клейковины (глютена);
• крахмала;
• этанола из отходов производства с целью его
дальнейшего использования в производстве высокооктановых добавок к бензинам;
• другой высококачественной продукции
растениеводства.
Во второй очереди производств, входящих в состав
биотехнологического комплекса, будет налажен выпуск ферментов, аминокислот,
органических кислот, витаминов, БАДов и прочих продуктов глубокой переработки
зерновых, часть из которых в России в настоящее время не производится.
Зерно, выращенное на полях предприятия Группы
«АПК «Титан», будет поступать на завод глубокой переработки зерновых и биомассы
и комбикормовый завод. Кроме того, получаемый на заводе глубокой переработки
зерна DDGS также пойдет на комбикормовое производство. Гранулированные корма
будут использованы в свинокомплексе и птицекомплексе, которые, в свою очередь,
будут снабжать сырьем мясокомбинат и удобрениями поля ГК «Титан». Таким
образом, реализован кластерный подход, где предприятия находятся в разной
степени зависимости друг от друга.
Объекты биокластера:
1. Завод глубокой переработки зерновых культур и
растительной биомассы.
2. Комбикормовый завод.
. Свиноводческий комплекс.
. Птицеводческий комплекс по выращиванию
индейки.
. Мясокомбинат интегрированной
переработки.
В целом инновационное развитие АПК будет целиком
зависеть от эффективности аграрной политики, ее адаптации к быстроменяющимся
условиям, способности превратить аграрный сектор в национальный приоритет,
сделать продовольствие неотъемлемой составной частью российского экспорта,
конкурентным преимуществом на мировых рынках.
агропромышленный
комплекс инновация