Философско-этическая проблематика и жанрово-композиционные особенности сказки 'Маленький Принц' Антуана Роже де Сент-Экзюпери

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,38 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философско-этическая проблематика и жанрово-композиционные особенности сказки 'Маленький Принц' Антуана Роже де Сент-Экзюпери

Содержание

Введение

1. Антуан де Сент-Экзюпери - философ, писатель и человек

2. Жанрово-композиционные особенности и философско-этическая проблематика сказки Сент-Экзюпери «Маленький Принц»

Заключение

Литература

Введение

Тема отношения детей и взрослых звучит в разных произведениях Сент-Экзюпери. Образ Маленького принца он вынашивал долгие годы. Драматична концепция человека в сказке «Маленький принц». Она отражает во многом сомнения, мучившие писателя в конце жизни. Мыслитель и философ по призванию, сказочник и эссеист по манере письма, летчик по службе, Экзюпери искал выход из тупика, и одной из попыток такого выхода стала сказка «Маленький принц», которую можно назвать завещанием художника. Это определяет актуальность выбранной нами темы для исследования творчества французского писателя.

Объект исследования: творчество Антуан Роже де Сент-Экзюпери.

Предмет исследования: философско-этическая проблематика и жанрово-композиционные особенности сказки «Маленький Принц».

Цель исследования: определить значение сказки «Маленький Принц» для творчества Сент-Экзюпери и мировой литературы в целом.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи: определение личности Антуана де Сент-Экзюпери - философа, писателя и человека; выявление жанрово-композиционных особенностей и философско-этической проблематики сказки Сент-Экзюпери «Маленький Принц».

Методы исследования: эмпирические, эвристические, обработки данных.

Работа базировалась на творчестве Сент-Экзюпери, а также работах литературоведов и критиков: П. Шеврие, Ю.Н. Стефанова, О.Кандаурова, М. Галлая и других.

Основная гипотеза о том, что Антуан де Сент-экзюпери вложил в уста Маленького Принца свои представления об истинном и вечном, нашла свое подтверждение в ходе исследования.

1. Антуан де Сент-Экзюпери - философ, писатель и человек

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) - писатель и военный летчик, погибший во время Второй мировой войны, сражаясь на стороне борцов с фашизмом, известен своей книгой «Планета людей» и философской сказкой «Маленький принц» (1943), предназначенной и для детей, и для взрослых и прозвучавшей как завещание грядущим поколениям.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в Лионе, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Он был одарен многими талантами; с детства проявилась его любовь к музыке и литературе.

О талантах и о предназначении молодого француза очень образно пишет О. Кандауров в статье «Властелин царства духа»: «... номарх двадцатого столетия родился буквально накануне, когда цифирь в календаре гулко вдарила по нулям, приставив к девятнадцатому Аркану («Солнце») двух круглых «Дураков» Аркана двадцать первого. В этом очковом году умерли один за другим Владимир Соловьев и Ницше, но, как выясняется теперь, оба незадолго перед тем десантировались (вернее: «де Сент-ировались») духом в тело маленького египетского реинкарната, появившегося на свет 29 июня тех же самых нулей во французском городе Лионе, в семье потомственных рыцарей Грааля» [10, С 12].

Задиристый тевтон потеснил скромного русского первопроходца «во тьму кулис», но не изгнал, ибо компании, честно говоря, обрадовался. А то, что они столпились «на одном пятачке», его даже и не удивило, ибо, как говорится, «мал золотник, да дорог», а где дорог, там и скрещение дорог» [10, С.13].

О судьбоносной связи с немецким и русским писателями в биографии Сент-Экзюпери говорит и то, что в колледже Антуан учил немецкий язык, а уже в зрелые годы ему прислуживал русский камердинер Борис.

Он играл на скрипке, прекрасно рисовал и в не меньшей степени был увлечен техникой. Его восхищали возможности, открывавшиеся перед авиацией. «Мне кажется, - писал Сент-Экзюпери позднее, - те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью... Но ведь машина не цель. Да, конечно, самолет - машина, но притом какое орудие познания! Это он открыл истинное лицо Земли» [11, С.2].

Прокладывая воздушные пути, считал Сент-Экзюпери, самолет приобщает человека к вечным вопросам, к философским вопросам о смысле и назначении жизни. Окончив школу, Сент-Экзюпери поступил на отделение архитектуры в Академию художеств в Париже, но влечение к авиации и воздушным полетам одержало верх. Он не мог забыть, как двенадцатилетним мальчиком впервые поднялся в небо вместе с пилотом Ведрином. Решение было принято: он стал гражданским, а затем военным летчиком. Первый рассказ, опубликованный Сент-Экзюпери в 1926 году, назывался «Летчик».

Сент-Экзюпери испытывал технические возможности самолетов, прокладывал воздушные трассы, водил гидросамолеты, был начальником французского аэродрома в Марокко и в Южной Америке. Он многое повидал и пережил - гибель товарищей, аварии, тяжелую болезнь. Он летал над морями, горами, пустынями и всякий раз, поднимаясь в небо, ощущал радость свободы полета. Профессия пилота позволила Сент-Экзюпери взглянуть на Землю, поднявшись над ней, увидеть планету людей в космическом пространстве среди других планет. О своей профессии, о полетах и обо всем увиденном Сент-Экзюпери рассказал в книгах «Южный почтовый» (1929), «Ночной полет» (1931), «Планета людей» (1939).

Он выступал и как журналист, писал репортажи для газет. Проза Сент-Экзюпери поэтична. Он восхищается красотой Вселенной и умеет передать эту красоту. Но не в меньшей степени его интересуют и привлекают люди. В своих книгах он ведет беседу с читателями, стремится убедить их в необходимости объединиться для защиты их общего дома - Земли. «Вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля!» - обращается Сент-Экзюпери к читателям. Писатель чувствует себя в ответе за людей, и, прежде всего - за детей.

Но что такое рыцарь без коня? Протомившись над планшетами пятнадцать месяцев, Антуан подыскивает себе самого мощного носителя, - им оказывается аэроплан, Он получал в упаковке и с нежностью собирал свои «симуны» (их у него за жизнь было несколько); он взнуздывал и седлал их привычной рукой многовекового хозяина (хотя авиация родилась почти одновременно с ним самим), он пришпоривал и направлял их к звездам совсем как герой его «Ночного полета».

«Самолет был готов к полету. Громоздкие канистры с горючим заполнили его до отказа - не повернуться. Я сидел, скорчившись на полу кабины... и все время полета, пока Антуан выделывал в воздухе всякие сложные фигуры, чувствовал себя горошиной в погремушке. А он сквозь оглушительный рев мотора восторженно кричал мне в ухо:

Каково! Резвая лошадка, а? Так же он понимал смысл выражения «лошадиная сила».

«Сент-Экэюпери отводил машине подобающее место. Это хорошо понял молодой художник, который, увидав, как он, склоняясь над радиатором автомобиля, ощупывает мотор, сказал с улыбкой:

Семнадцать лошадиных сил... И каждую лошадь он знает по имени...» Шевалье де Сент-Экзюпери воспитывался в замке и вырос человеком орденским до мозга костей. Пифагорейская религия дружбы, альбигойская поэтика братства сочетались в нем с резким неприятием принципа стадности, сделавшего «бюргеров» двадцатого века легкой добычей тоталитарных режимов. Однако о клановой элитарности речь отнюдь не шла; двадцатичетырехлетний Антуан пишет вполне недвусмысленно: «Не люблю этих людей, которые испытывают рыцарские чувства, когда на костюмированном вечере они выряжены мушкетерами» [7, С.5].

От горных вершин Манфреда и Заратустры Сверхчеловек в промасленном комбинезоне делает еще только шаг вверх - и взмывает в воздух на одной лишь тяге душевного подъема. Однако орденская структура дает себя знать - и знать в лице Антуана поступает на архитектурное отделение Академии искусств. Великий Архитектор Вселенной воззвал к его душе.

Как неофит он жаждет познания и любит учиться: «Для родственников я остался поверхностным существом, болтуном и жуиром. Это я-то, который даже среди удовольствий ищет, чему бы научиться, и который не выносит трутней из ночных кабачков, я-то, который в их обществе почти никогда не открывает рта, потому что никчемные разговоры претят мне... О внутренней жизни говорить трудно: удерживает какое-то чувство стыдливости, - исповедуется он матери. - А между тем вы не можете себе представить, насколько эта внутренняя жизнь - единственное, что имеет для меня значение» [12, С.50].

Патетика духовно-интерьерного четко дает понять, что посвятительное введение в храм - состоялось. Более того. События развивались в таком бешеном (под стать движению времени) темпе, что двадцатичетырехлетний мастер не только правильно осмысливает духовную панораму мира, но и столь же безупречно вербализирует результаты своих гностических штудий: «Меня - такого, как я есть, - следует искать в том, что я пишу, - это добросовестно выверенный и осмысленный итог всего, что я думаю и вижу» [1, С.245].

Так рождается пишущий крылатый рыцарь. Причем никакой поэтической передержки ни в одном из этих определений нет. Каждое из них скорей цеховое звание.

Для орденского бытия молодого адепта характерна целенаправленная и неустанная работа над собой («обработка дикого камня») - до страсти, до самозабвения: «Я, мама, скорее жесток по отношению к самому себе, и вправе отвергать в других то, что я отвергаю и исправляю в себе самом».

Представляя рукопись первого рассказа Сент-Экса в печать, другой «рыцарь без страха и упрека» Жан Прево скажет о нем проницательно: «Это непосредственное искусство и дар достоверности кажутся мне удивительными у начинающего». Прево, ставший орденским alter ego своего! любимца, смог пережить его лишь на один день, тоже умерев как герой, что само собой подразумевалось.

Однако, следуя своей девизообразной формуле: «Прежде чем писать, нужно жить», Экзюпери не форсирует свое писательство, не стремится педалировать первый публичный успех; перо его шло вслед за перипетиями бытия, а не впереди них. Причем экзистенциальная жажда познания все увеличивалась, войдя в эзотерически чрезвычайно важную зону страдания-страды, это было и главным творческим принципом Достоевского («Прежде чем писать, надо страдать!» - назидал он пятнадцатилетнего Мережковского).

В апреле 1943 года Сент-Экс сообщает жене, отправляясь на театр военных действий: «Я еду. Это мой долг. Еду на войну. Для меня невыносимо оставаться в стороне, когда другие голодают; я знаю только один способ быть в ладу с собственной совестью; этот способ - не уклоняться от страдания. Искать страданий самому, и чем больше, тем лучше. Я иду на войну не для того, чтобы погибнуть. Я иду за страданием» [1, С.55].

Прозу Де Сент-Экзюпери трудно «уложить» в привычные жанровые границы беллетристики: и повесть, и роман с едва намеченной сюжетной интригой, как «Южный почтовый» (1929) и «Ночной полет» (1931), или бессюжетный, как «Планета людей» (1939), - все они несут отпечаток раздумий автора-философа, властно выстраивающих коллизию, фабулу, конфликты его книг. Все написанное Экзюпери тяготеет к жанру притчи, где главное - поиск ответа на множество вопросов и один-единственный среди них: «как сохранить человека, не убив в нем Моцарта?» [5, С.65]

Последовательный гуманист, взлелеянный просветительскими традициями, он всем своим творчеством защищал лучшее в человеке, оберегая данные ему от природы чувства прекрасного, добра и стихийной мудрости. Как и Чапек, он принципиально не принимал насилия. В репортажах и эссе, опубликованных после посещения Экзюпери СССР весной 1935 года, отражены сложные чувства и оценки социалистической революции, ибо изначально классовая борьба воспринималась писателем как форма национальной вражды. Экзюпери сторонился политики, разъединявшей и ожесточавшей людей, но и не соглашался принять существующую действительность, которая убивает в человеке и Моцарта как высшее проявление одаренности, и все живое и светлое. Что противопоставить ей? Душевное братство пилотов, спасающих друзей в пустыне? Ночные полеты на грани риска? Любовь и верность своей единственной Розе?

Война стала для Экзюпери периодом тяжелейших испытаний - испытаний для его мировоззрения и принципов. Он оказался за пределами Франции, в которой шло сражение против фашизма. Там были его друзья, в подполье сражался и художник Леон Верт, которому посвящен «Маленький принц». Волею судьбы Экзюпери, занимавший пост технического директора аэропоста в Аргентине, оказался в бездействии. Контакты с эмиграцией на острове Корсика, боевые вылеты (в последнем из которых Экзюпери погиб) лишь внешне напоминали необходимую деятельность. В письме, написанном за день до гибели Пьеру Даллозу, журналисту, работавшему в органах Сопротивления в Лондоне и Алжире, Экзюпери признается в духовном одиночестве и тщете своих усилий: «Я воюю, что называется, изо всех сил. Я, вне всяких сомнений, - старейшина военных летчиков всего мира... Если меня собьют, я ни о чем не буду жалеть. Меня ужасает грядущий муравейник. Ненавижу добродетель роботов. Я был создан, чтобы стать садовником» [6, С.6].

Экзюпери и сам видел мир каким-то внутренним зрением, сердцем, чувствовал кожей. В своих воспоминаниях о нем, друзья неоднократно поражались этим способностям. Он был необыкновенно красив и внешне и внутренне.

«Как сейчас вижу его. Большой рост (метр восемьдесят четыре). Широкие плечи, много шире бедер, точно на египетских рисунках, на которых плечи изображались анфас, а остальная фигура в профиль. Хорошо вылепленная большая круглая голова... Красивый высокий лоб, тяжелые веки, из-под которых задумчиво смотрят черные глаза. Короткий вздернутый нос...» [6, С.7].

Так выглядел маг и волшебник. А вот он в деле. «Едва ли не на любой вечеринке под конец непременно кто-нибудь протягивал Сент-Эксу колоду карт. Чаще всего он охотно ее принимал, и начинались приготовления. Он усаживал партнера за стол, сам садился напротив и торжественно распоряжался:

Смотрите мне прямо в глаза... Не думайте ни о чем постороннем!

Барабанил по столу пальцами правой руки, потом продолжал:

Вы, в самом деле, ни о чем не думаете?.. Так, хорошо... Теперь выберите карту.

Иногда он даже вручал партнеру карты, в других, случаях просто показывал их ему одну за другой.

Потом, явно забавляясь, но по-прежнему самым серьезным тоном: - Ох, это трудно, это очень трудно...

И прикрывал глаза рукой, чтобы лучше сосредоточиться.

Вы вполне уверены, что вам нужна именно десятка бубен?

И тут же извлекал задуманную партнером карту.

Изумление его подопытных кроликов и окружающих зрителей приводило Сент-Экса в восторг. Видно было, что они чувствуют себя причастными к таинственным потусторонним силам. Люди трезвого практического ума выглядели ничуть не менее забавно. Однажды некий весьма самоуверенный специалист по части точных наук отвел Сент-Экса в угол гостиной и осведомился вполголоса: «Вы, конечно, маг?» [6, С.57]

Экзюпери обладал удивительными экстрасенсорными способностями. «В 1939 году он встретился с Дора, старым товарищем по линии «Аэропосталь»; они не виделись несколько лет, Дора показал ему письмо. Сент-Экс бегло взглянул на листок, сел и заговорил, словно думая вслух:

Этот мальчик болен, у него, наверное, туберкулез... Он сейчас далеко от дома, должно быть, интернирован в Испанию. И он не знает, что делать...

Все было верно.

В другой раз, когда ему показали несколько строк, он взял перо и довольно долго писал. Портрет оказался поразительно точен; анализ заканчивался так: «Автору следовало бы обратиться к врачу или побыть некоторое время в монастыре». И в самом деле, человек этот страдал нервным заболеванием и незадолго перед тем провел год в монастыре.

Сент-Экзюпери разгадывал характер и стиль, разгадывал личность. Он быстро различал заемное, чужое в том человеке, к которому присматривался, и старался восстановить его подлинное «я» - совсем так же, как, слушая старинную песню, старался очистить ее от накопившихся за десятилетия наслоений и искажений и вновь открыть первоначальную мелодию» [5, С.127].

Проникновение в суть, когда оно связано с кардинальными вопросами бытия, пороговыми вопросами о человеке и Боге - это уже, в терминологии индуизма, служение Аватара, пророческий подход к проблемам. Конфессиональные табу на глубину постижения Истины были отметены Сект-Эксом орденской бестрепетной рукой; ничего в Небе и на Земле не было скрыто от его орлиного ока. Но орган зрения и орган видения - разные вещи. И он не уставал повторять: «Зорко одно лишь сердце». Более того: «Главного глазами не увидишь» [5, С.128].

«Он очень заботился о синем чемодане, в котором были рукописи, и главное - рукописи книги, задуманной в форме «Тысячи и одной ночи», он мне говорил, что уже написал тысячу страниц. Он собирался писать эту книгу десять лет и еще года три-четыре пересматривать и отделывать ее. Помнится, уже тогда он дал ей название «Цитадель»[6, С.59].

«...Едва он опустился в кресло пилота, лицо его преобразилось, в чертах появилась какая-то необыкновенная твердость и сила - за штурвалом самолета, в дрожи и реве мотора он вдруг стал божеством, величайшим из богов: это был Зевс-громовержец, озирающий землю, с молниями в руке» [6, С.60].

Мистика жизни свелась к девяти последним полетам на этих рукотворных молниях - Лайтнингах. Он разбивал сверху зло, хотя и делал это бескровно, и он знал, что он - на пороге. «Пишу посмертное сочинение», - грустно улыбаясь, говорил он друзьям.

Над ним тряслись, его берегли ил последних сил. «Но он рвался назад в эскадрилью... уговаривал, грозил, прибег к поистине дьявольской дипломатии и, в конце концов, добился своего».

Ему разрешили пять боевых вылетов. Последний из них пришелся на его день рождения. Но он на этом не успокоился. Жить для него значило участвовать.

Весь июль он наседал на друзей, выторговывая еще по попытке. Скрепя сердце, ему дали еще три вылета. Готовилась высадка союзников. Ему решили сообщить ее дату и тем самым сделать «невылетным».

Это должно было произойти первого августа. А 31-го июля, взяв буквально за глотку, он вымолил себе девятый вылет. Божественный, по определению. Из него Сент-Экса так и не дождались.

В «Цитадели» функция автобиографического повествования передана правителю североафриканских кочевников, воспринявшему почти библейскую мудрость от поколений предков: «Ибо открылось мне, что человек подобен цитадели. Он разрушает стены, чтобы добиться свободы, но с той поры он всего лишь снесенная крепость, открытая звездам. И тогда приходит тревога - тревога, что он никто. Пусть же он обретет свою истину в чаде горящих ветвей или в запахе овец, которых он должен стричь. Истину выкапывают как колодец» [1, С. 246].

Неспешный слог «Цитадели», вставные притчи-новеллы, поучительные максимы не навязываются читателю, а лишь стимулируют его мысль, помогая рыть свой колодец истины. Здесь мысли о суровой «требовательности к людям и себе, о солидарности ради высшей цели, о том, что боль одного стоит боли целого мира» [14, С.14].

«Цитадель» - прежде всего книга о Боге, который так же нуждается в человеке, как и человек в Нем. Это книга о мучительных поисках Бога: «Всякое творчество есть путь к Богу, обрывающийся только со смертью». Для Сент-Экзюпери Бог подобен сути и смыслу вселенской Книги, в которую вписано все мироздание: «От одной вехи к другой не пойдешь ты к Тому, чье присутствие так ощутимо сквозь полотно жизни. К тому. кто суть и смысл той Книги, откуда я беру отдельные слова, к Нему - Мудрости, к Нему - Бытию и Жизни, к Нему, Кто возвращает все востребованное» [14, С. 15].

Истоком мистического озарения служит обычно некий болезненный толчок извне, мучительное соприкосновение с инобытийными сферами, «духовный ожог», по определению австрийского писателя Густава Майринка. В 1936 году Экзюпери и его напарник я едва не погибли от зноя и жажды, их спасли подоспевшие к месту катастрофы кочевники-берберы, что было подобно чуду. Память об этом ожоге и этом чуде стала тем зерном, из которого выросла «Цитадель».

«Цитадель» - не просто великая книга, но целая литература, содержащая в себе множество произведений разных жанров, сплавленных воедино неугасающим духовным накалом. С подобными моделями, разумеется, грандиозного масштаба, мы сталкиваемся в Махабхарате. Библии, в «Тысяче и одной ночи». Однако Сент-Экзюпери не претендовал на роль основателя новой религии, хотя свою пророческую миссию сознавал отчетливо. «Я - вестник», - писал он, не подозревая о том, что несколькими годами позже суфийская теория вестничества получит окончательное оформление под пером Даниила Андреева в «Розе Мира». Послание «вестника» - «Цитадель» - совершенно естественным образом ориентируется на священные тексты.

Таким образом, Антуан Роже де Сент-Экзюпери был всесторонне развитым человеком с доброй и ранимой душой, большим сердцем, которое вмещало и любовь, и страдание, и мечту о справедливом и дружелюбном обществе. Творчество Экзюпери, осиянное его личностью и образом жизни, останется в культуре как напоминание о гуманизме высшей человеческой пробы, которому трагический XX век дал слишком мало места, разве что, позволив существовать в форме парадоксального мышления и образов. Именно такой человек и никто больше мог написать историю о Маленьком Принце.2. Жанрово-композиционные особенности и философско-этическая проблематика сказки Сент-Экзюпери «Маленький Принц»

. Жанрово-композиционные особенности и философско-этическая проблематика сказки Сент-Экзюпери «Маленький Принц»

Тема отношения детей и взрослых звучит в разных произведениях Сент-Экзюпери. Образ Маленького принца он вынашивал долгие годы. В финале «Планеты людей» переданы размышления писателя о судьбе ребенка, повстречавшегося ему в вагоне поезда: «Какое лицо!.. Лицо музыканта, вот маленький Моцарт, он весь - обещание! Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды!» [15, С. 28]

Сказку «Маленький принц» Сент-Экзюпери написал в 1943 году в военном госпитале. А в июльский день 1944 года, за три недели до освобождения Франции от фашистской оккуации, самолет пилота Сент-Экзюпери не вернулся на базу.

В сказке «Маленький принц» звучат главные темы, к которым обращался Сент-Экзюпери в своем творчестве, и, как бы подводя итог, он делится с читателем своими мыслями о жизни и ее главных ценностях. Он обращается к форме сказки, потому что в сказках о важном говорится просто, о сложном - увлекательно и понятно для всех. Эпиграф звучит как напоминание взрослым: не забывать о детях, помнить о том, что они и сами были детьми. А дети, считает Сент-Экзюпери, многое понимают лучше взрослых, чувствуют глубже, окружающее воспринимают по-своему. В посвящении-эпиграфе определено время происходящего - это война. Сказка посвящена другу писателя, который «живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно». Идет война, друг нуждается в утешении.

Встреча рассказчика-летчика и Маленького принца, явившегося с «планеты детства», происходит в Сахаре, где летчику пришлось сделать вынужденную посадку. В пустынной Сахаре летчик и Маленький Принц рассматривают рисунок барашка и ведут беседу.

Удивительно-сказочное соединяется с реальным. Жизненно важные проблемы обсуждаются с учетом особенностей детского восприятия. Летчик не похож на тех взрослых, которые «ни разу не понюхали цветок, не поглядели на звезду», а были заняты только тем, что складывали цифры. Он помнит себя маленьким, а потому так близко к сердцу принимает судьбу Маленького Принца, так тонко чувствует его «таинственную и неизведанную душу»[12, С.125].

Совершая путешествие по шести планетам. Маленький Принц задумывается над многими проблемами. Он размышляет о проблеме власти и об ответственности правителя, разделяет мнение Короля о том, что власть «прежде всего, должна быть разумной» и «с каждого надо спрашивать то, что он может дать». Ничего хорошего не принесли Маленькому принцу встречи с честолюбцем и пьяницей, пропившим свою совесть. Не увлекла его деятельность дельца, помышлявшего лишь о богатстве, и ученого-географа, который пишет толстенные книги, нигде не побывав и ничего не увидев. Только в работе фонарщика, живущего на совсем маленькой планете и аккуратно зажигающего свой фонарь, увидел Маленький принц смысл: «Когда он зажигает свой фонарь - как будто зажигается еще одна звезда или цветок. Это по-настоящему полезно, потому что красиво» [13, С. 406].

Что же является истинно ценным? Что можно считать вечным?

Разговоры с Лисом помогают понять, что значит «приручить» кого-то и как нужен ты тому, кого приручил. Маленький принц понял и многое другое: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил; главное глазами не увидишь - зорко только сердце; светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить; все дороги ведут к людям; то, что ищут люди, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды.

Эти открытия соединяются в целую систему. И хотя Лис говорит, что «в мире нет совершенства», становится ясно: в мире есть человечность и ответственность за порученное дело. Самый главный вывод: каждый отвечает за свою планету и за тех, кого он приручил. На Земле Маленький принц обретает мудрость. Он решает вернуться на свою планету, к своей розе. «Я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защититься от мира». Отвечать за Землю, на которой живешь, и защищать тех, кто нуждается в твоей помощи, - главное, что хотел сказать Антуан де Сент-Экзюпери.

Драматична концепция человека в сказке «Маленький принц». Она отражает во многом сомнения, мучившие писателя в конце жизни. Мыслитель и философ по призванию, сказочник и эссеист по манере письма, летчик по службе, он относился к своей профессии, как пахарь к плугу, видя в ней не только орудие труда, но и способ приобщения к вечным вопросам бытия.

Экзюпери искал выход из тупика, и одной из попыток такого выхода стала сказка «Маленький принц», которую можно назвать завещанием художника. Она издана впервые в США в 1943 году. Ей была суждена долгая жизнь на многих языках мира. Включенная в школьные программы, эта сказка имеет разные уровни прочтения. На сюжетном уровне это история для детей, прекрасная аллегория о Добром Принце и капризной, но любимой им Розе. Это содержание чаще всего и закрепляется у читателей как самое раннее восприятие детства. На уровне более сложного восприятия - философии жизни - сказка Экзюпери может быть прочитана как трагедия одинокого гуманиста на «холодной и жесткой Земле», как трагедия носителя «кодекса чистой морали», слишком возвышенной, по словам французского критика Пьера Дэкса, для общества, в котором он жил.

Незатейливый сюжет сказки «Маленький Принц» вмещает в себя огромные пласты нравственно-этического плана. Через восприятия маленького человека с большой доброй душой проходят разные коллизии большой жизни. Многие фразы из сказки стали крылатыми. Их используют, чтобы в двух словах передать смысл серьезной мысли. «Мы в ответе за тех, кого приучили», «Приведи в порядок свою планету». Простые, но такие емкие слова. На поэтических образах сказки воспитаны насколько поколений. При словах «Маленький Принц» возникает ощущение красоты, романтического миропонимания, музыки добра и радости открытия.

Маленький Принц и летчик, от имени которого идет повествование, воплощают человеколюбие, трогательную и беззащитную красоту. Это символические образы судеб гуманизма и поиска смысла бытия. Земная цивилизация, угадываемая в описании планет, которые посетил во время своего путешествия Маленький Принц, не способна выдержать проверку на «гуманизм». Все эти короли и честолюбцы, бюрократы от географии, деловые люди и пьяницы - все это отражение слабой и уязвимой человеческой сущности. Только такие, как Фонарщик, способны на самоотречение и служение прекрасному, но ведь он достаточно нелеп в глазах окружающих, хотя Маленькому Принцу только он один не показался смешным.

«Вот человек, - сказал себе Маленький принц, продолжая путь, - вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе» [13, С.407].

Маленький принц вздохнул.

«Вот бы с кем подружиться,- подумал он еще.- Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих...» [13, С.407]

Он не смел себе признаться в том, что больше всего жалеет об этой чудесной планетке еще по одной причине; за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!»

Земля населена более чем странными существами. Их жизнь не имеет смысла в системе нравственных координат Маленького Принца, но только не их самих. Они горды, что в их садах тысячи прекрасных роз, но не могут дать счастья никому, и сами несчастны. Они пользуются реками и озерами, но не могут утолить жажду, ибо не понимают благодати одного-единственного глотка воды. Они суетятся, в спешке направляясь то на север, то на юг и не находя того, что ищут. Они экономят время, покупают таблетки, утоляющие жажду, чтобы не ходить к источнику, не понимая прелести чистой родниковой воды. Холодная и жесткая планета Земля населена несчастными взрослыми, которые забыли множество прекрасных и мудрых истин, известных детям, но верят в цифры и номера. Над всем этим грустно размышляет автор, пытаясь смеяться над цифрами и номерами, сочувствовать и быть снисходительным к взрослым.

И еще одна важная мысль прозвучала в «Маленьком Принце». Это мысль о дружбе. Люди разучились дружить, уважать друзей и дорожить друзьями. Почему? - Потому, что это требует определенных усилий с их стороны. Эту мысль Экзюпери проводит через размышления Лиса. «- Узнать можно только те вещи, которые приручишь,- сказал Лис.- У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был Друг -приручи меня!

А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц,

Надо запастись терпеньем, - ответил Лис, - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

Лучше приходи всегда в один и тот же час,- попросил Лис.- Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь, всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.

А что такое обряды? - спросил Маленький принц.

Это тоже нечто давно забытое,- объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали, когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха» [13, С. 420].

Свою сказку Экзюпери посвятил Леону Верту с оговоркой: «когда он был маленьким». У писателя есть основания не доверять взрослым: они не умеют видеть сердцем, в то время как лишь оно зорко, а глаза слепы; взрослые всё переводят на понятия рыночной стоимости, накапливания материальных ценностей, забывая о ценностях духовных. Почему так устроена жизнь на Земле, и как сделать, чтобы в детях не погибала прекрасная и одаренная личность, чтобы они не превращались в суетных озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной-единственной Розе и утолять жажду родниковой водой? Много подобных вопросов наполняют раздумья Экзюпери. Окончательный вывод сказочника горек: Маленький Принц решает вернуться к своей Розе, в мир своего личного счастья, хотя, возможно, для этого ему придется прибегнуть к услугам Змеи, ее смертоносному яду.

Сказка «Маленький Принц» раскрывает, по словам польской исследовательницы Анны Буковской, парадоксы гуманизма, двоичность всего сущего на Земле, ставит вопросы, на которые нет ответа. «Маленький Принц» - это сказка, одновременно новелла и философское эссе. Ее аллегорические образы - лишь повод заглянуть в бездну человеческого бытия и сущности. Об этом размышлял Экзюпери и в «Планете людей», по-другому, но на эту же тему писал он в своих эссе, письмах, новеллах «Военный летчик» (1942) и «Письмо к заложнику» (1943), повестях «Южный почтовый» (1929) и «Ночной полет» (1931), в афоризмах и теоретических рассуждениях, составивших незавершенную книгу «Цитадель», изданную в 1948 году.

Главные проблемы, всю жизнь волновавшие Сект-Экзюпери, находили отражение во всех его произведениях: и в прозе, и в публицистике, и даже в сказке. В одном из писем другу он так прямо и заявляет: «Я писал... чтобы сказать моему поколению: вы - обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля!» [8, С.254]

Судьба этого корабля была ему далеко не безразлична. Сент-Экзюпери верил в братство, объединяющее людей. И придавал неоценимое значение их взаимопониманию. «Величие всякого ремесла, может быть, в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком! - говорит он.

Препятствия, стоящие на пути человеческого взаимопонимания, писатель считает почти всегда искусственными. И зло высмеивает их. Так, в «Маленьком принце» он рассказывает о том, как турецкому астроному, открывшему астероид В-612 и доложившему об этом на международном конгрессе, поначалу никто не поверил, потому что ученый... был одет по-турецки. Когда же он через несколько лет слово в слово повторил свое сообщение, на этот раз в европейском одеянии, все с ним согласились...

Жизнь это, к сожалению, подтверждает: немало важных и справедливых слов минует внимание и понимание людей только потому, что те, кто их произносит, одеты по-турецки!

Не всегда и не во всем позиция Сент-Экзюпери вызывает безоговорочное согласие читателя. Даже его терпимость, столь привлекательную в плане личных отношений, труднее понять, когда писатель распространяет ее на категории общественные, гражданские: «К чему спорить об идеологиях? Любую из них можно подкрепить доказательствами, и все они противоречат друг другу, и от этих споров только теряешь всякую надежду на спасение людей» [7, С.7].

О каких идеологиях идет здесь речь? Правомерно ли распространять такое безразлично-снисходительное отношение, скажем, на идеологию фашизма? Конечно, нет - и это не только наш ответ, но и ответ самого Сент-Экэюпери, который, столкнувшись с фашизмом, что называется, лицом к лицу, без малейших колебаний стал его решительным противником. Не помогли никакие попытки многих официальных и полуофициальных лиц, начиная с будущего фактического гаулейтера оккупированной Франции Отто Абеца, усиленно старавшихся использовать поездку Сент-Экзюпери в Германию, чтобы создать у него положительное впечатление от гитлеризма.

Ничего фашистского, начиная от антисемитизма, как и расовой нетерпимости вообще, и кончая пресловутым порядком ради порядка!, писатель не приемлет с первого взгляда и навсегда. «В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места! - решительно заявляет он.

А позднее в «Письме генералу Икс» Сент-Экзюпери бросает фашизму горячие слова обвинения: «В нацизме я ненавижу тоталитаризм, к которому он стремится по самой своей природе... А будущих Ван Гогов, будущих Сезаннов, одаренных людей, не выносящих приспособленчества, запирают понадежнее в концлагере, чтобы кормить олеографиями покорное стадо...» [2, С.178]

Если в этом и не весь фашизм, то, во всяком случае, непременная его составная часть, которую трудно сформулировать точнее, чем сделал Сент-Экзюпери.

Вторая мировая война, трагический разгром Франции, сложности жизни в эмиграции вызывают заметный сдвиг в общественных воззрениях Сент-Экзюпери. Он «до мозга костей подавлен всеобщим развалом» и обвиняет вo всем происшедшем прежде всего несостоятельность государственной власти - «администрацию, неспособную к какому-либо творческому акту...» [6, С. 127].

Так от терпимости Сент-Экзюпери остается немного. Даже в сказке «Маленький принц» - в сказке! - он находит нелишним напомнить людям, что баобабы надо выпалывать не откладывая, «как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковы», и заклинает: «Берегитесь баобабов!» Это говорит тот самый человек, который всего несколькими годами раньше отнесся хотя и с неодобрением, но, в общем, более или менее терпимо к тому, что его друг, известный летчик Мермоз, примкнул к фашистской организации, возглавлявшейся полковником де Ля-Роком.

«- Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький Принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная» [].

Время, в которое жил Экзюпери, заставило его во многом изменить свои первоначальные общественные взгляды. В этом отношении его биография сходна с биографиями многих прогрессивных - да и попросту честных людей разных стран мира.

Таким образом, его писательский голос, его нравственные концепции, его понимание долга, чести, товарищества, его возвышенное отношение к делу своей жизни - это было в его личности неизменно. «Ищите меня в том, что я пишу…». И мы действительно находим его в том, что он писал. И в том, как он жил. И в том, как умер...

экзюпери маленький принц сказка

Заключение

Антуан де Сент-Экзюпери родился в Лионе, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Он был одарен многими талантами; с детства проявилась его любовь к музыке и литературе. Но еще в большей степени он полюбил профессию летчика. Он многое повидал и пережил - гибель товарищей, аварии, тяжелую болезнь. Профессия пилота позволила Сент-Экзюпери взглянуть на Землю, поднявшись над ней, увидеть планету людей в космическом пространстве среди других планет.

Последовательный гуманист, взлелеянный просветительскими традициями, он выступал и как журналист, писал репортажи для газет. Проза Сент-Экзюпери поэтична. Он восхищается красотой Вселенной и умеет передать эту красоту. В своих книгах он ведет беседу с читателями, стремится убедить их в необходимости объединиться для защиты их общего дома - Земли.

Экзюпери сторонился политики, разъединявшей и ожесточавшей людей, но и не соглашался принять существующую действительность, которая убивает в человеке и Моцарта как высшее проявление одаренности, и все живое и светлое. Тема отношения детей и взрослых звучит в разных произведениях Сент-Экзюпери.

Образ Маленького принца он вынашивал долгие годы. В сказке «Маленький принц» звучат главные темы, к которым обращался Сент-Экзюпери в своем творчестве, и, как бы подводя итог, он делится с читателем своими мыслями о жизни и ее главных ценностях. Мыслитель и философ по призванию, сказочник и эссеист по манере письма, летчик по службе, он относился к своей профессии, как пахарь к плугу, видя в ней не только орудие труда, но и способ приобщения к вечным вопросам бытия.

Таким образом, на уровне более сложного восприятия - философии жизни - сказка Экзюпери может быть прочитана как трагедия одинокого гуманиста на «холодной и жесткой Земле», как трагедия носителя «кодекса чистой морали», слишком возвышенной для общества, в котором он жил.

Литература

1.Антуан де Сент-Экзюпери // Писатели Франции о литературе. - М.: Просвещение, 1978. - С.156.

2.Антуан де Сент-Экзюпери //Зарубежная литература. XX век: учебник /Н.П Михальская, В.А. Пронин и др.; Под общ. ред. Н.П Михальской. - М.: Дрофа, 2003. -б 464 с.

.Антуан де Сент-Экзюпери //Литературный энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1987. - 543.

.Антуан де Сент-Экзюпери //Шабловская И.В. История зарубежной литературы XX века (первая половина). - Мн.: Изд. центр «ЭКОНОМПРЕСС», 1998. - С. 24-27.

.Буковская А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма. - М.: Просвещение, 1983. - 342 с.

.Воспоминания Жюля Руа // Сент-Экзюпери, А. де. Планета людей. - М.: Просвещение, 1970. - С.296-297.

.Галлай М. Не могу не участвовать // Антуан де Сент-Экзюпери. Избранное. - М.: Изд-во «Правда», 1987. - С.5-13.

.Зарубежная литература. XX века: хрестоматия /Сост.:В.М. Тимофеева, И.В. Шабловская, Б.П. Мицкевич. - Мн: Изд. центр «ЭКОНОМПРЕСС», 1998. - 476 с.

.История зарубежной литературы XX века (1917-1945) /Под ред Л.Г. Андреева,. - М.: Просвещение, 1980. - 476 с.

.Кандауров О. Властелин Царства духа /О. Кандаров. // Наука и религия. - 2000. - №6. - С.12-17.

.Мариничева О. Тоска по летчику: [К 100-летию со дня рождения А. де Сент-Экзюпери] /О. Мариничева //Учит газета. - 2000. - 23 мая.

.Мижо М. Сент-Энзюпери.(ЖЗЛ). - М.: Мол. гвардия, 1965. - 365 с.

.Сент-Экзюпери, А.де Маленький Принц // Антуан де Сент-Экзюпери. Избранное. - М.: Изд-во «Правда», 1987. - С.375-435.

.Стефанов Ю.Н. Ты - моя цитадель…/ Ю.Н. Стефанов // Наука и религия. - 2000. - №6. - С.12-17.

.Шеврие П. Кудесник //Сент-Экзюпери, А. де Планета людей. - М.: Просвещение, 1970. - С.287-288.

Похожие работы на - Философско-этическая проблематика и жанрово-композиционные особенности сказки 'Маленький Принц' Антуана Роже де Сент-Экзюпери

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!