Аксенов Василий Павлович
Аксенов Василий Павлович
Дата рождения: 20.08.1932
Родился
в Казани в семье партийных работников (родители репрессированы в конце 30-х
гг.), в детстве несколько лет провел в Магадане, куда была сослана его мать
Евгения Гинзбург (автор впоследствии написанной и получившей широкую
известность книги "Крутой маршрут"). Закончил в 1956 г. Ленинградский
медицинский институт, до 1960 г. работал врачом в больницах. Печатается с 1959
г. Известность писателю принесла повесть "Коллеги" (1960), много раз
переиздававшаяся, получившая также воплощение на сцене и на экране. Эта и вслед
за нею появившиеся повести "Звездный билет" (1961) и "Апельсины
из Марокко" (1963), роман "Пора, мой друг, пора" (1964) упрочили
за Аксеновым славу одного из лидеров "молодой прозы", заявившей о
себе на рубеже 1950—60-х гг. (А. Гладилин, А. Кузнецов, Э. Ставский).
Произведения Аксенова вызвали в критике бурную полемику, так как в них
заострялось внимание на проблемах периода "оттепели" и прежде всего —
на извечном конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в
условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного
прошлого. Как нельзя более соответствовали тогдашней духовной жизни общества и
исповедальный характер прозы Аксенова, и преимущественное — сочувственное —
внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого
поколения: в это время он становится одним из наиболее активно печатающихся
авторов журнала "Юность", в течение нескольких лет являясь членом его
редколлегии. Появление в 1968 г. повести "Затоваренная бочкотара"
свидетельствует об изменении направления эстетических поисков писателя,
выходящего теперь, по его словам, к тотальной сатире: здесь открывается
удивительная нелепость мира, в котором живут персонажи повести, названной
Аксеновым "сюрреалистической вещью".
Изменение
творческой позиции Аксенова свидетельствовало не только о собственно
художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях
от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение "иллюзии
действительности"; сами эти изменения были вызваны крепнущим у писателя
убеждением в том, что "действительность так абсурдна, что, употребляя
метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу,
а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся,
как помойная яма, действительность...". С этого времени критика в адрес
Аксенова и его произведений становится все более резкой и даже сокрушительной,
когда она звучала из уст руководителей партии и государства (например, Н. С.
Хрущева). Нападки вызывала даже форма, к которой обращается теперь Аксенов,
воспринимаемая как несоветская и ненародная: так была оценена, в частности,
поставленная в театре "Современник" пьеса Аксенова "Всегда в
продаже", свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские
позиции в искусстве. Положение Аксенова еще более осложнилось, когда (в
1977—1978 гг.) его произведения начали появляться за рубежом (прежде всего в
США). Тогда же, в 1979 г., Аксенов вместе с А. Битовым, Вик. Ерофеевым, Ф.
Искандером и Е. Поповым выступил составителем и автором альманаха
"Метрополь", объединившего писателей, отмежевавшихся от
социалистического реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати,
альманах тогда же был издан в США. Он немедленно был подвергнут критике,
некоторые его авторы были исключены из Союза писателей, а сам Аксенов 22 июля
1980 г. уехал в США и вскоре был лишен советского гражданства. В Вашингтоне
выходят написанные им в России, но впервые публикуемые лишь после отъезда
писателя в Америку романы "Ожог" (1968—1969, 1980), "Остров
Крым" (1977, 1981), "Золотая наша железка" (1980),
"Бумажный пейзаж" (1983), "Право на остров" (1983),
"Скажи изюм" (1985), "В поисках грустного бэби" (1986). В
1993—1994 гг. в России была опубликована его "Московская сага" в трех
книгах. Вскоре после переезда в США Аксенов вместе с тем начинает преподавать
русскую литературу в одном из вашингтонских университетов. После возвращения ему
в 1990 г. гражданства Аксенов часто приезжает в Россию, его произведения (кроме
названных выше, "Мой дедушка—памятник", 1991; "Рандеву",
1992) печатаются здесь (в том числе в журнале "Юность"), выходит
собрание его сочинений. Но переселяться на родину Аксенов не собирается.
Аксенов
начинал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней
советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным
чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе — со всем, что
противостояло выработанным старшим поколением духовным ориентирам. К середине
60-х гг. усиливается философская насыщенность прозы Аксенова, размышляющего о
причинах неудачи "оттепели", о неустойчивости психологии человека,
именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Обращение к такой личности
способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя,
соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное,
обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы соединяются в
программном для того времени произведении Аксенова романе "Ожог"—
наиболее удачной попытке писателя полномасштабно изобразить жизнь российской
интеллигенции на переломе 60—70-х гг. Герои романа, каждый из которых одержим
своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с
существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается
тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием
порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для
них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении. Гипотетическую
ситуацию рассматривает Аксенов в романе — явно обладающем признаками антиутопии
—"Остров Крым", где подвергается проверке модная идея о мессианской
роли России: идея эта доводится здесь до логического завершения, обнажающего ее
чудовищный смысл. Произведения, написанные им в эмиграции (и более всего —
"Московская сага"), убеждают в том, что жизнь родной страны,
происходящее в ней продолжает оставаться в центре его внимания: уехав из России,
Аксенов остается писателем истинно русским.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/