Тема: Методика активизации самостоятельности у учеников младших классов коррекционной школы в процессе трудового обучения

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    474,50 kb
Методика активизации самостоятельности у учеников младших классов коррекционной школы в процессе трудового обучения
Методика активизации самостоятельности у учеников младших классов коррекционной школы в процессе трудового обучения
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Методика активизации самостоятельности у учеников младших классов коррекционной школы в процессе трудового обучения

ПЛАН

Введение

. Психолого-педагогические особенности школьников с нарушениями интеллектуального развития

. Принципы педагогической деятельности

.2 Принцип доступности, учета индивидуальных особенностей учеников

.3 Принцип коррекционной направленности обучения

.4 Принцип создания положительного фона отношений ребенка и педагога в процессе их совместной деятельности

. Коррекция программы по трудовому обучению (лепка из соленого теста)

. Система обучения лепке из соленого теста

. Создание условий для повышения познавательной активности

. Организация практической работы. Осуществление анализа готовых изделий. Оценка работ. Подведение итогов

. Конспект урока трудового обучения во 2 классе (2 часа)

. Инструкционная карта этапов лепки птички

Вывод

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Данный опыт сложился в результате работы в коррекционных классах VIII вида на базе средней общеобразовательной школы в процессе решения следующего ряда проблем:

поиск педагогических средств воздействий, направленных на развитие познавательной активности школьников начальных классов с нарушением интеллектуального развития на уроках и внеклассных занятиях по трудовому обучению;

обучение учащихся средней общеобразовательной школы и учащихся с нарушениями интеллектуального развития в одном учебном учреждении требует поиска средств самовыражения и самоутверждения ребенка с нарушениями интеллектуального развития как личности, формирования у него позитивной Я-концепции, социальной адаптации среди сверстников;

существующая на сегодняшний день система трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида успешно решает лишь задачи, связанные с накоплением ЗУН. Наряду с этим необходимо развивать и творческие способности данной категории детей.

Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида в процессе трудового обучения.

Основная педагогическая идея - создание условий для:

развития способности к принятию собственных решений, самостоятельности, развития творческих способностей;

самовыражения и самоутверждения ребенка как личности путем создания вещей, способных радовать его самого и окружающих;

развития чувства защищенности и уверенности в себе.

В результате работы у детей формируется положительная мотивация учения, они овладевают ЗУН по лепке из соленого теста, у них развиваются все психические процессы, происходит коррекция поведения, формируются личностные качества: самостоятельность, инициатива, усидчивость, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность, что подтверждается результатами итоговых годовых контрольных. Дети принимают участие в школьных и районных выставках декоративно-прикладного творчества, что способствует их социальной адаптации среди сверстников [3].

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Трудности в усвоении школьной программы у этих детей возникают вследствие ряда причин.

Это значительные отклонения от нормы в чувственном познании, которые проявляются в замедленности процесса восприятия, слабости анализа и синтеза при узнавании предметов и их пространственных отношений. Кроме того, характерны узость, неполнота, недостаточная дифференцированность и осмысленность восприятия объектов.

Непрочность и быстрое угасание выработанных условных связей приводит к тому, что второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются.

Нарушения волевой сферы, составляющей которой, является внимание, являются причиной того, что умственно отсталые дети не стремятся полностью рассмотреть объект, выделяют только выступающие и наиболее яркие детали. Внимание неустойчиво. Пассивное внимание сохранено в большей степени, чем активное, целенаправленное.

Механическая память может быть удовлетворительной, но всегда страдает память смысловая. Запоминание и воспроизведение явлений, элементы которых объединены внутренней связью, наиболее затруднено.

Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Недоразвитие высших форм познавательной деятельности оказывает отрицательное влияние на формирование речи. Расстройства речи приводят к непониманию речевых инструкций.

Отсутствие общей моторной координации действий проявляется в движениях мелких мышц руки. Мышечная напряженность кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания. нарушение интеллектуальный трудовое обучение

Поражения двигательной сферы являются причиной неспособности к выполнению тонких и точных движений, сложных двигательных формул, к быстрой смене моторных установок.

Дети, отличающиеся таковыми особенностями, требуют и особого педагогического подхода. Он реализуется на основе следующих принципов: наглядности, доступности, учета индивидуальных особенностей детей, коррекционной направленности обучения, создания положительного фона отношений ребенка и педагога в процессе их совместной деятельности [3].

2. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Принцип наглядности

Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Использование наглядных пособий является важнейшей из сторон организации чувственного познания в учебном процессе.

Соблюдение принципа наглядности требует от учителя целенаправленного и психологически обоснованного включения наглядных средств в структуру урока, адекватного сочетания наглядности со словом для формирования на основе наглядно-образного и наглядно-действенного мышления элементов абстрактного мышления.

Таблица 1

Вид наглядностиОбласть примененияТребования к наглядности и правила использования123Изделие, выполненное учителемВ качестве эталона1. Эстетически красочное оформление. 2. Доступность для понимания детьми. 3. Доступность для восприятия как зрительного, так и тактильногоИзделия, выполненные ученикамиДля поиска ошибок и способов их устраненияНаличие бракаИзделия, выполненные ученикамиДля создания ситуации успеха, положительной мотивации (я тоже так смогу)Отсутствие грубых ошибокМакет1. Для эффективности восприятия образца 2. На этапе планирования практической работы1. На начальных этапах обучения восприятию цвет деталей макета соответствует цвету деталей изделия, на заключительных этапах - одноцветные. 2. Детали макета должны быть удобны для манипуляций с ними (например, из картона). 3. Работа с макетом проводится у доски (размеры увеличены) и на местах1231. Шаблоны. 2. Шаблоны с насечкамиДля разметки основ. В качестве вспомогательного средства для точной разметки на тесте, когда у детей нет еще этого навыкаДолжны быть выполнены из твердого материала (картона)Изобразительные наглядные средства: 1. Инструкционные таблицы. 2. Предметные карточкиДля эффективного восприятия образца; как средство помощи при планировании и выполнении практической работы. 1. На этапе планирования - при составлении деформированного плана действий. 2. На этапе контроля усвоения плана действий- для обратной связи. 3. На этапе практической работы - в качестве опоры1. Четкое изображение. 2. Целенаправленное отражение предметов и их свойств, соответствие задачам одного занятия. 3. На начальных этапах обучения восприятию цвет изображенных деталей должен соответствовать цвету деталей образцаДемонстрация опытовПри изучении технологии приготовления соленого тестаУчитель демонстрирует приготовление соленого теста, сопровождая показ развернутым объяснением, учащиеся получают возможность тактильно изучить свойства тестаТексты1. Таблицы с правилами техники безопасности и эффективной организации практической работы, рабочего места. 2. Технологические карты с планами анализа изделия, предстоящей работы Демонстрируются только, если изучение содержания текстов включается в общую дидактическую задачу

В результате применения наглядных средств активизируется внимание учащихся, существенно улучшается восприятие, понимание и запоминание учебного материала.

2.2 Принцип доступности, учета индивидуальных особенностей учеников

При слишком усложненном содержании учебного материала понижается мотивация, быстро ослабевают волевые усилия детей, резко падает работоспособность, проявляется чрезмерное утомление, возникает угроза конфликта с учителем.

При упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности.

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне возможностей учеников, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Индивидуальный подход предполагает учет уровня развития школьников, тех ЗУН, которыми владеет ученик.

Основные правила реализации данного принципа заключаются в правильном подборе уровня сложности изготавливаемого изделия; в подборе индивидуальных вспомогательных средств, позволяющих детям, испытывающим определенные трудности в учебе, работать со всеми; в использовании наводящих вопросов, где нет прямой подсказки; в дифференцированном подходе к оценке работы ученика с учетом затраченных им сил.

В результате реализации данного принципа работа всех учеников идет в едином темпе. Учащиеся, имеющие какие-либо затруднения в силу своих индивидуальных особенностей, приобретают уверенность в положительном исходе своей работы, оказываются в ситуации успеха.

2.3 Принцип коррекционной направленности обучения

Согласно взглядам А.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.

Обучение как форма деятельности является коррекционно-направленным, если предусматривает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций, прежде всего операций анализа, синтеза, сравнения, а также умение планировать и целенаправленно выполнять свою работу, осуществлять самоконтроль.

Этот принцип применительно к трудовому обучению состоит в том, чтобы содействовать преодолению существенных недостатков познавательной деятельности учащихся путем формирования и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов, их положения относительно друг друга и умения находить в предметах существенные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие.

Коррекционная направленность труда происходит лишь при учете причин затруднений и ошибок, т.е. при их диагностировании, прослеживании их динамики, своевременном обнаружении типичных ошибок, а также при фиксировании не только результатов усвоения текущего материала, но и коррекции ранее обнаруженных недостатков и ошибок.

Благодаря реализации этого принципа у детей увеличивается объем памяти, развивается логическое мышление, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сферах, совершенствуются зрительно-моторные координации.

2.4 Принцип создания положительного фона отношений ребенка и педагога в процессе их совместной деятельности

Согласно представлениям А. В. Запорожца и А. Н. Леонтьева, эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль в деятельности.

Поэтому любое занятие с детьми в целях достижения максимального эффекта организуется при условии положительного эмоционального настроя ребенка. Это достигается благодаря определенным организационно-педагогическим требованиям.

Таблица 2

Организационно-педагогические требованияПравила реализации12Создание доброжелательной атмосферы во время общения учителя с детьми1. Своевременное реагирование на неудачи и успехи учеников. Использование как осязаемых подкреплений (жетоны, очки, звездочки за успешное выполнение всей работы либо ее части, награждение грамотами за лучшее изделие и т.д.), так и подбадривающих реплик, а также одобрительной мимики. Установление зрительной связи с учениками, нуждающимися в помощи. 2. Тактичность учителя в отношении допускаемых ошибок детей. Никаких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-либо делатьСоздание ситуации переживаемой радости от преодоленной трудности и полученного результата1. Подбор заданий и дидактического материала, ориентированный на ЗБР. 2. Для каждого ребенка из урока в урок планируется постепенное усложнение заданий. 3. Придание слову «надо» личностной направленности: «Тебе надо...! Это сделает тебя умнее...Ты станешь ловким...». После выполнения задания похвала - обязательное дополнение к слову «надо». 4. Тревожных и неуверенных детей- хвалить с удвоенной силой. 5. Похвала - конкретная. (Как красиво ты вылепил цветочек...)Использование дидактических игр и игровых упражнений1. Выбор продиктован целями, содержанием, этапом урока. Не имеют право быть только развлекательным элементом, должны реализовать познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. 2. Место и характер игры определяется учителем исходя из работоспособности класса, его возбудимости либо заторможенности, сложности материала. 3. Могут служить средством отделения этапа урока, требующего большого интеллектуального напряжения, от следующего. 4. Мыслительные операции во время игры правильно дозированы, иначе игра становится утомительной либо недоступной.5. Количество правил ограничено 2-3 условиями. 6. Слабым ученикам помощь, по возможности, скрытая от других учеников, чтобы создать впечатление равноценности участия, предоставление упрощенного материала игры. 7. При неоднократном применении игры, чтобы интерес не снижался, внести изменения за счет оборудования (ввод новых предметов, картинок, условных обозначений) или введения новых правил. 8. Необходима заинтересованность педагога в результатах игры. 9. По завершении игры - выявление победителя (ученика или группы). Важно наличие эмоционального момента - поздравление победителя, вручение игровых фишек, жетонов и т.д. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интересаИспользование музыкальных произведений, фонограмм звуков природы (голоса птиц, шум дождя и т.д.)1. На этапе практической работы. 2. Требование к музыкальным произведениям - художественность, невозможность применения эмоционально напряженных, трагедийных, мрачных произведений, рок- и рэп-музыкиИспользование физкультминутокИх содержание соответствует целям, содержанию и этапам урока. Например: а) упражнения на развитие пространственной ориентировки - во время этапа подготовки к восприятию; б) гимнастика пальцев рук для развития моторики предваряет этап практической работы или проводится во время ее

Условиями эффективной реализации данного принципа являются благожелательность и тактичность учителя, знание психологических особенностей детей, понимание стремлений учащихся, умение принять детей такими, какие они есть, личный пример педагога.

Результат применения данного принципа:

ребенок оказывается в ситуации успеха;

снятие у детей чувства тревоги, неуверенности в себе;

благоприятный микроклимат на уроке;

интерес к изучаемому предмету;

заинтересованность детей в достижении результата;

повышение работоспособности [3].


Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде. (Программа по трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида.)

Решению этих задач способствует такой вид труда, как лепка из соленого теста. Помимо учебных задач, данный вид деятельности решает и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Лепка из соленого теста:

способствует целенаправленному восприятию - необходимому условию для качественного исполнения предметов лепки;

стимулирует развитие памяти, т. к. для самостоятельного выполнения работы ребенок должен запомнить последовательность предстоящих операций;

активизирует мыслительные процессы (во время анализа изделия, сравнения своего изделия с образцом, при работе с деформированным планом предстоящей работы);

расширяет коммуникативные способности (развивается речь в процессе анализа выполняемого изделия, словесного отчета о предстоящей и проделанной работе);

стимулирует познавательную активность в связи с прикладным характером выполняемых изделий (хочется сделать то, что можно потом использовать);

способствует развитию творческого воображения, художественного вкуса;

способствует развитию мышц руки, умению управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю, т.е. осуществлять зрительно-двигательную координацию.

Уроки лепки из соленого теста можно считать эмоционально-разгрузочными. Дети получают огромное удовольствие от данного вида деятельности, что способствует снятию тревожности, развитию чувства защищенности, уверенности в себе.

Занятия лепкой результативны: создаются изделия, имеющие прикладной характер, способные радовать самого ученика и окружающих.

Большинство приемов лепки из соленого теста схожи с приемами лепки пластилином. Поэтому работу с тестом можно заменить работой с пластилином в 1 и 2 классах. В 3 классе - частично работу с природным материалом и с бумагой, т.к. при создании панно помимо соленого теста используются данные материалы (программа позволяет осуществить такую замену). При выборе вида изделия для урока учитываются те знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ученик на данном этапе обучения по программе.

Так как учебное время не позволяет выполнить то количество изделий, которое хотелось бы учащимся, для лепки из соленого теста отводится время во внеурочной деятельности (в кружковой работе) [3].

4. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Урок - основная форма обучения, в процессе которой ученики усваивают ЗУН, необходимые для создания изделий из соленого теста.

Система обучения лепке из соленого теста представляет собой определенную последовательность этапов деятельности педагога и детей при создании изделия на уроке:

. Создание условий для повышения познавательной активности на уроках.

. Подготовка к восприятию образца.

. Обучение восприятию образца.

. Обучение планированию предстоящей практической работы.

. Обучение новым приемам лепки.

. Организация практической работы.

. Анализ готовых изделий. Анализ допущенных ошибок. Оценка работ.

. Подведение итогов.

В данной системе обучения может отсутствовать этап обучения новым приемам лепки.

Период прохождения всех этапов деятельности не всегда укладывается в рамки одного урока, что зависит от сложности выполняемого изделия. Тогда работа распределяется на несколько уроков.

Изделие может состоять из множества предметов, тогда работа ведется поэтапно над каждым из них.

Главное условие эффективности функционирования системы - соблюдение последовательности этапов деятельности педагога и детей, т.к. каждый предыдущий этап является подготовительным для последующего. Необходимо наличие материально-технической базы: специального оборудования и инструментов.

На уроках большую часть времени учащиеся работают строго по образцу, отрабатывая основные приемы лепки, овладевают технологическим процессом создания основных деталей из теста.

Лишь тогда, когда умение анализировать образец и действовать по нему будет уже сформировано, можно давать вариативное задание - иначе внимание детей может рассредоточиться, деятельность станет менее целенаправленной (и управляемой), и в выполненных изделиях могут отсутствовать существенные признаки образца [3].

5. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательных и доверительных отношений между детьми и педагогом (см.

. Использование занимательных аналогов.

Пример 1.

Объект лепки сравнивается с аналогичными натуральными предметами (либо их изображениями). Например: фрукты, овощи, цветы, деревья и т.д.

Сначала выделяются общие признаки натуральных предметов, выявляется их наличие в объектах лепки.

Пример 2.

Сопоставление порядка создания натуральных объектов с порядком лепки изделия.

Например, дети знакомятся с порядком возведения сельского дома: сначала ставят фундамент, затем из брусьев собирают стены, сверху возводят крышу, в стену вставляют окна. Рассказ сопровождается показом возведения дома с помощью деталей макета.

Затем дети составляют по аналогии план лепки дома.

Или при составлении панно «Деревенька моя» рассматривается порядок освоения сельского участка: сначала строится дом, затем возводится сад, и клумбы украшаются цветами. По аналогии составляется план работы над панно.

Данный прием способствует лучшему восприятию наблюдаемых объектов, развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

. Применение наглядности.

. Создание ситуации успеха.

С этой целью:

ставятся наводящие вопросы, где нет прямой подсказки;

осуществляется подбор индивидуальных вспомогательных средств, позволяющих детям, испытывающим трудности в учебе, работать вместе со всеми;

не допускаются сравнения достижений учащихся друг с другом;

используются индивидуальные нормы оценки (достижения рассматриваются в сопоставлении с их же предшествующими достижениями);

для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный стандарт качества;

используются преимущественно развернутые описательные виды оценки;

взаимодополняются оценка учителя и самооценка ученика;

при обсуждении успехов ученика обращается внимание на изменчивые факторы (усилие, старание, настроение, терпение, организованность), т.е. все то, что ребенок способен изменить в себе сам;

при обсуждении причин неудач не затрагиваются внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей - то, что ребенок изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение) и внешние стабильные факторы (социальные условия, окружающие люди с их особенностями) [3].

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНАЛИЗА ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ. ОЦЕНКА РАБОТ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Цель: развитие самостоятельности при выполнении практической работы.

Тщательно продуманное проведение предыдущих этапов урока в значительной мере способствует увеличению самостоятельности учащихся в процессе деятельности и предупреждению ошибок.

При выполнении изделия используются следующие варианты организации работы:

инструктаж учителя, чередующийся с показом приемов работы;

готовый картинный план;

деформированный картинный план (с опорой на предметные карточки);

предварительно совместно составленный и записанный на доске план;

по памяти, после предварительно совместно составленного плана действий;

самостоятельно.

Степень самостоятельности выполнения практической работы выражается в сокращении «доз» помощи. Согласно уровню самостоятельности помощь оказывается при:

выполнении каждого этапа;

невозможности самостоятельного продолжения работы учеником. Дифференцированный подход на данном этапе урока выражается в соответствии формы помощи уровню самостоятельности ученика.

Например:

Ученикам, испытывающим затруднения в работе по памяти, предлагается работа по предметным карточкам, где указан порядок действий, либо по картинному плану.

Ученикам, имеющим нарушения мелкой моторики рук, учитель оказывает помощь в выполнении практических приемов.

Алгоритм выполнения изделия:

. Изготовление главной (основной) детали.

. Контроль, правка.

. Изготовление дополнительных деталей.

. Контроль, правка.

. Определение местоположения дополнительных деталей.

. Контроль, правка.

. Соединение деталей.

. Контроль, правка.

Практические действия, направленные на формирование функции самоконтроля:

повторить задание вслух (тем, кто хорошо запомнил);

повторить его после тех, кто сформулировал правильно;

оценить правильность повторения задания тем или иным ребенком;

оценить, правильно ли выполняется задание в начале его выполнения;

повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила выполнения.

Результаты:

большая часть учащихся самостоятельно осуществляет практическую работу;

по завершении каждой темы учащиеся готовы к выполнению творческого задания.

Осуществление анализа готовых изделий. Анализ допущенных ошибок. Оценка работ

Цель: формирование умений:

предупреждать ошибки;

правильно оценивать качество выполненного изделия.

Алгоритм анализа готовых работ:

.Сравнить изделие (свое, товарища) с образцом и оценить правильность выполнения по критериям:

величина деталей;

их форма;

их расположение в пространстве;

качество исполнения;

качество соединения.

. Выявить ошибки, недочеты.

. Выявить их причины.

. Указать способы их устранения.

. Указать возникшие в процессе практической работы затруднения, их причины.

. Выбрать лучшее изделие.

. Аргументировать свой выбор.

. Оценить качество изделий.

С целью создания доброжелательной обстановки, предупреждения конфликтной ситуации, развития действий самоконтроля используются следующие игры.

«Веселые мастера»

Дети выбирают Веселых Мастеров - Художника и Сборщика, которые, по их мнению, лучше подходят для этой роли. Выбранные персонажи по очереди оценивают правильность выполненной работы по критериям:

Мастер Художник - величину и форму деталей, их качество;

Мастер Сборщик - качество соединения деталей.

Предварительно учитель подчеркивает, что автор может не согласиться с оценкой Мастеров, если сможет аргументировать свою.

По окончании Мастера выбирают лучшую работу и присваивают ей «Знак качества».

«Контролер на фабрике игрушек»

Учитель прикалывает одному из детей значок «Контролер». В его задачу входит анализ выполненной работы любого другого ученика. После анализа он отдает значок этому ученику и т.д., пока все ученики не побывают в роли контролера. В конце игры выбирается лучший контролер - тот, кто качественнее сделал анализ.

Подведение итогов

Цель: обобщение проделанной работы на уроке.

Учащиеся рассказывают, что нового узнали и чему научились. Где можно применить данные знания и умения. Что было интересно, что вызвало затруднения.

Определяются победители игр, награждаются.

Организуется выставка детских работ. Все работы выставляются в классе, лучшие - участвуют в школьных и районных выставках [3].

7. КОНСПЕКТ УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Тема: «Лепка из соленого теста с использованием шаблона»

Задачи

Учебные:

. Повторить технологию приготовления соленого теста.

. Закрепить умение раскатывать тесто скалкой, вырезать тесто ножом, используя разметку по шаблону.

. Развивать умение проводить анализ образца, составлять план работы и отчет о ней с частичной помощью учителя.

Коррекционные:

. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

. Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку. Воспитательные:

. Знакомство с русскими народными обычаями.

. Воспитание любви к родному краю, интереса к историческому прошлому своего народа.

Материалы и оборудование

Соленое тесто приготовлено дежурными до урока.

Материалы и оборудование каждого ученика:

Соленое тесто, скалка, нож, шаблон птицы, банка с водой, кисточка, подкладная доска, 2 листа плотного полиэтилена размером с тетрадный лист.

Образец изделия, предметная карта.

На перемене дежурные под наблюдением учителя раскладывают инструменты и материалы.

ХОД УРОКА

. Организация рабочего места.

. Повторение технологии приготовления соленого теста. Беседа.

Сегодня мы продолжим работу с соленым тестом. У нас на уроке присутствуют гости, они раньше никогда не работали с таким материалом. Давайте расскажем им, как вы готовите соленое тесто и как с ним работаете.

Скажите, что нужно, чтобы приготовить соленое тесто? (Соль и мука - равные части, вода.)

Зачем в тесто кладется так много соли? (Чтобы изделие долго хранилось, не трогали мыши.)

Как вы замешиваете тесто? (Высыпаем в миску муку и соль, перемешиваем, наливаем понемногу воды и замешиваем тесто.)

Что нужно делать, если тесто липнет к рукам? (Добавить муки и еще раз вымесить тесто.)

А если оно крошится? (Смочить водой и вымесить.)

Замесили, что нужно дальше сделать с тестом? (Положить в пакет на 2 часа.)

. Создание положительного эмоционального настроя. Подготовка к восприятию образа. Сообщение темы урока. Рассказ.

Прежде чем приступить к лепке, давайте посмотрим в окно. Какое время года сейчас? (Весна.)

Какие приметы весны вы увидели за окном?

Да, мало примет вы заметили. Видно что-то Весна к нам не торопится. Мы уже и Масленицу проводили, а морозы от нас все не уходят. А раньше наши бабушки, чтобы поторопить Весну, пекли румяные булочки-пташки. А ребята их не ели, а бежали с ними во двор, высоко поднимая их на шестах. Кто порезвей, на крыши и деревья взбирались, и птиц закличками домой зазывали.

Уж ты, пташечка, ты залетная!

Ты слетай на сине море,

Принеси, возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето!

Ой, куличики-жаворонушки,

Прилетайте ко мне в ладонушки,

Прилетайте ко мне в ладонушки,

Отмыкайте ключи от весенушки.

Накричавшись, у булочек головки срывали, ими животных кормили, чтобы те плодились и не болели. Другие своих жаворонков на крышах да на деревьях оставляли, чтобы дом хлебом был полон да чтобы прилетевшие с моря птахи подкрепление нашли.

На доску вывешивается образец птички.

Вот и мы сегодня научимся лепить вот такую птичку (рисунок 1). Может она и не похожа на тех, что лепили наши бабушки, но тоже красива. Нравится?

Вот увидит Весна такую птицу у нас, и поторопится она нам подарить тепло свое и радость.

. Анализ образца. Беседа.

Внимательно рассмотрите эту птичку. Приготовьтесь рассказать, из каких она состоит деталей. С помощью каких приемов мы их получим, какие материалы и инструменты для этого понадобятся.

Дается время на обдумывание, далее проводится беседа.

Назовите, из каких частей состоит эта птичка? (Из основы - туловища, хвоста, хохолка, ножек и украшающих элементов.)

Вспомните, какими способами мы научились выполнять основу для разных изделий? (Лепили руками; размечали по шаблону, вырезали из теста ножом.)

Каким способом получим основу для нашей птички? (Вырежем ножом.)

Как получим хохолок и ножки? (Скатаем столбики и расплющим.)

Из каких деталей состоит хвост? Что можно сказать о размерах этих деталей? (Это сплющенные шарики, они одинакового размера, в них проделаны отверстия.)

Как будем делать хвост? (Раскатаем столбик, разделим на 8 равных частей. Из каждой части скатаем шарик, сплющим его и сделаем стержнем отверстие.)

Что можно сказать об украшающих элементах, об их форме и размерах? Как они расположены? (Это цветы. Крупный цветок расположен рядом с хвостом, мелкий - на грудке. Между цветочками - дуга из ямок.)

В случае затруднения отвечающих на вопросы им можно показать ту часть предметной карты (рисунок 2), с помощью которой они могут дополнить свой ответ.

. Составление предварительного плана работы с помощью предметной карты.

Детям предлагается внимательно рассмотреть предметную карту (рисунок 2). Они должны рассказать основные этапы выполнения работы, при этом отразить материалы, инструменты и приспособления, а также приемы лепки для каждого этапа работы. Сначала отвечает сильный ученик, затем - послабее. В случае затруднения отвечающих учитель задает наводящие вопросы.

. Практическая работа (2-й час).

В ходе работы учитель следит, чтобы соблюдалась последовательность изготовления изделия. С этой целью он время от времени привлекает внимание детей к карте. Важно при этом не давать готовые ответы на вопросы учеников, а помогать им найти правильное решение с помощью карты. При раскатке теста учитель следит, чтобы толщина пласта была равномерной, а при обводке шаблона - чтобы дети не сильно нажимали на него.

Детям с нарушением мелкой моторики рук учитель помогает раскатать тесто, выполнить разметку по шаблону и вырезать туловище птички.

Порядок практической работы:

. На подкладную доску кладется полиэтиленовый лист.

. Круговыми движениями между ладонями скатывается шар, затем сплющивается и выкладывается на лист.

. Скалкой раскатывается пластик теста толщиной с палец.

. Сверху кладется полиэтиленовый лист.

. На лист кладется шаблон и обводится ручкой либо карандашом.

. По бороздке, оставшейся на пластике теста, вырезается ножом движением вверх-вниз туловище птички.

. Неровные края заглаживаются кисточкой, смоченной в воде.

. Для хохолка и ножек скатывается столбик и расплющивается. Детали приклеиваются к туловищу водой.

. Для хвоста скатывается столбик толщиной в три пальца и раскатывается в жгут толщиной в палец.

. Жгут делится на 12 равных частей.

. Каждая часть скатывается в шарик, сплющивается; продавливается стержнем отверстие.

. Оформляется хвост в виде двух рядов кружочков.

. Для цветов скатываются 2 шарика - один крупнее, другой поменьше. Каждый шарик сплющивается. Ножом с тыльной стороны кружка и сверху вдавливаются бороздки. В центр цветка кладется перчинка.

. Цветки приклеиваются водой. Между ними вдавливаются по дуге перчинки.

. На месте глаза вдавливается перчинка.

По мере завершения работы ученики переносят вместе с полиэтиленовым листом своих птичек на демонстрационный стол, приводят в порядок свое рабочее место. Пока остальные заканчивают свою лепку, освободившимся детям предлагается рассмотреть получившихся птичек, сравнить их с образцом, отметить ошибки и неточности в выполнении изделия, подумать над их причинами и способами устранения, подготовить отчет о проделанной работе.

. Отчет о проделанной работе.

После того как все закончат свою работу, учащиеся делают словесный отчет о проделанной работе. Предметную карту на это время целесообразно снять, чтобы ученики самостоятельно рассказали о сделанном.

Далее ребята дают оценку своим изделиям и изделиям товарищей, высказывая свои замечания по качеству работы. Если есть какие-то недоработки, неточности, ошибки - указывают их причину и способы устранения.

. Подведение итогов.

Ребята рассказывают, что нового узнали и делали на уроке, высказывают предположения, где можно применить само изделие (для украшения класса, дома, подарить), а где - умение лепить такую птичку (при приготовлении булочек, фигурного печенья либо пряников из сдобного теста).

В конце урока ученики и гости угощаются фигурным печеньем в виде птичек [3].









Рисунок 1

8. ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ЭТАПОВ ЛЕПКИ ПТИЧКИ
















Рисунок 2

ВЫВОД

Таким образом, в результате работы у детей формируется положительная мотивация учения, они овладевают знаниями, умениями, навыками по лепке из соленого теста, у них развиваются все психические процессы, происходит коррекция поведения, формируются личностные качества: самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

Дети принимают участие в школьных и областных выставках декоративно-прикладного творчества, что способствует их социальной адаптации среди сверстников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделали из глины, теста, снега, пластилина. - Ярославль, 1998.

. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- Москва: «Академия», 2002.

. Голоднюк О.В. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся начальных классов на уроках трудового обучения при работе с соленым тестом.- Вологда, 2005.

. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина.- СПб., 1997.

. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах.- М., 1985.

. Мирский С.А. Применение наглядных средств на уроках труда во вспомогательной школе. // Дефектология. №1. 2003.

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!