Расчет молотовидного крана грузоаодъемностью 8 т
1. Расчет механизма подъема
.1 Выбор полиспаста и каната
Усилие в набегающей части каната определяем по
формуле:
,где (1)
молотовидный
кран электродвигатель
Q-грузоподъёмность
каната, т
k-количество
полиспастов(k=2);
m-кратность
полиспаста
-кпд полиспаста, кпд выбираем в
зависимости от кратности полиспаста
-сила тяжести крюковой подвески., т
(2)
Разрывное усилие каната определяется
по формуле:
,где (3)
-коэффициент запаса прочности каната
(выбирается в зависимости от режима работы механизма: для режима
4М)
По разрывному усилию выбираем канат
двойной свивки типа ЛК-Р:
Разрывное усилие каната (табличное) ;
Диаметр каната ;
Шаг нарезки канавок на барабан
определим по формуле:
.2 Выбор барабана
Диаметр барабана определяем по
формуле:
,
где
минимальный диаметр блока,
,где
е - эмпирический коэффициент,
зависящий от типа крана и режима его эксплуатации (е=25 для режима 4М)
- диаметр каната
Диаметр барабана :
1.3 Выбор электродвигателя
Статическая расчетная мощность
привода (кВт) определяется по формуле:
(6)
где:
-скорость подъема груза, м/с;
-кпд механизма;
кпд механизма находим по формуле:
, (7)
где
=0,99 - кпд муфты;
=0,94 - кпд редуктора;
=0,98 - кпд барабана;
- кпд полиспаста
По полученной статической мощности с
учетом режима работы выбираем электродвигатель типа МТН 612-10 со следующими
характеристиками при ПВ=25%:
.Номинальная мощность
.Номинальная частота вращения ротора
.Момент инерции ротора
.Масса
.4 Выбор редуктора
Передаточное отношение редуктора
определятся по формуле:
,где (8)
-частота вращения барабана. Об/мин
По справочнику выбираем
двухступенчатый цилиндрический редуктор в зависимости от числа оборотов
двигателя, исполнения по передаточному числу и мощности двигателя.
Выбираем редуктор РМ-850 со
следующими параметрами:
.Передаточное отношение
.Мощность двигателя ; 3.Масса
т.к .,то уточнение диаметра барабана не
требуется.
1.5 Выбор длины барабана
Длина барабана определяется по
формуле:
,где (9)
-длина между нарезками;
-длина нарезной части;
-расстояние от нарезной части до
края барабана;
.где (10)
,где (11)
Н-высота подъема, м;
-Число запасных витков;;
-Число витков нарезки;;
,где (12)
t - шаг
нарезки
(14)
L=1.19м;;
Т.к. длина барабана меньше трёх
диаметров барабана, то напряжения изгиба и кручения можно не учитывать.
.6 Выбор тормоза
Тормозной момент определяем из
условия удержания неподвижно висящего груза:
,где (15)
-коэффициент запаса
торможения(зависящий от режима работы при режиме 4М);
По расчетному значению тормозного
момента выбираем тормоз колодочный с гидротолкателем ТГК-400 с ;
.7 Выбор муфт
Соединение электродвигателя с
редуктором выполняется посредством муфты упругой втулочно-пальцевой с тормозным
шкивом. Выбор муфты осуществляется по тормозу, так как в марке тормоза заложен
размер тормозного шкива. Для тормоза ТКГ-400 применяют шкив диаметром 400 мм
.Диаметр шкива - ;
.Момент инерции муфты - ;
.8 Проверка электродвигателя по
времени разгона
Время разгона электродвигателя при
подъеме определим по формуле:
,где (16)
Q-масса
груза(кгс);
G-сила
тяжести груза(Н);
,-моменты инерции соответственно
якоря (ротора) электродвигателя и соединительной муфты между двигателем и
редуктором,
-средней пусковой момент
электродвигателя,
(-номинальный момент
электродвигателя, Нм, где -мощность
двигателя в кВт);
=12сек-допускаемое время разгона
механизма.
1.9 Проверка тормоза
Время торможения при опускании груза
определяем по формуле:
,где (17)
-допустимое время торможения;
.10 Уточнение внутреннего диаметра
барабана.
Барабан делаем литым, марку стали
выбираем по справочнику (35Л2) и определяем толщину стенки барабана по
допускаемым напряжениям сжатия и определения толщены стенки барабана.
(18)
<где (19)
F-усилие в
канатах барабана, при налегании на барабан;
t-шаг
нарезки;
.11 Расчет оси барабана на
статическую прочность
Находим реакции в опорах:
Строим эпюру изгибающих моментов:
3,823
4,47
Эпюра изгибающих моментов
Ось изготавливаем из высококачественной стали
ст45,имеющей следующие показатели:
1.предел текучести
.предел прочности
.предел выносливости
Определим допускаемое напряжение
изгиба для расчета оси по допускаемым напряжениям по условию прочности по формуле:
(21)
(22)
Где: n=1.4 -
коэффициент запаса;
Условия прочности выполняются.
.12 Расчет подшипника
Количество оборотов находим по
формуле:
(23),где
m - коэффициент
для подшипников m=10/3
-эквивалентная нагрузка на подшипник
роликовый радиально сферический
=37000 Н - динамическая
грузоподъемность
(24),где
-коэффициент вращения,
-коэффициент радиальной нагрузки,X=1
-Коэффициент безопасности,=1,1-1,2 ()
-температурный коэффициент, =1
2. Расчет механизма передвижения
тележки
.1 Выбор ходовых колес
Диаметр ходового колеса выбирают в
зависимости от давления на колесо, скорости движения механизма и режима
эксплуатации. С выбором колеса определяют размеры подшипников, вала (оси) и
корпусов полубукс.
(1)
Где:
-грузоподъёмность, т
-масса тележки, т
-число ведущих колёс
По полученной мощности и по заданной
скорости подбираем колесо с диаметром d=250мм;
.2 Выбор электродвигателя
Сопротивление сил трения определяем
по формуле:
(3)
Где:
-Коэффициент сопротивления движению,
определяемый по формуле:
(4)
Где:
-коэффициент трения в подшипниках
качения (=0,015)
-отношение диаметров цапфы колеса (=0,3)
- коэффициент трения качения колеса
(=0,5мм)
- коэффициент сопротивления в
ребордах (с=22,3)
Сопротивление от уклона путей
определяем по формуле:
(5)
Где:
-уклон путей ( с)
Сила инерции:
,где
-скорость передвижения тележки, м/с
-время разгона,
Мощность двигателя определится как:
Подбираем электродвигатель МТН 211-6
с номинальной мощностью Р=8,2кВт; скоростью вращения =900 об/мин,
.3 Выбор редуктора
Передаточное отношение редуктора
определяем по формуле:
, (6)
По полученным данным выбираем
редуктор Ц2-250 с передаточным отношением u=8,32;мощностью
=18кВт;n=1000 об/мин
.4 Выбор тормоза
Максимальный тормозной момент
определим по формуле:
(10)
Где:
-статический момент при движении
тележки, Нм
-маховый момент ротора ()
-момент инерции муфты (=0,11 )
-время торможения механизма
передвижения ( с)
Статический момент при движении
тележки определим по формуле:
(11)
Где:
По полученному значению выбираем
тормоз ТКГ-160 с соответствующим тормозным моментом =0,1 кНм.
Выбиваем муфту упруго втулочно-пальцевую с тормозным шкивом равным 160 мм.
2.5 Проверка электродвигателя по времени
разгона
Сила сопротивления движению при
разгоне определяется по формуле:
Где:
средний пусковой момент
Где:
кратность среднего пускового момента
двигателя;
номинальный момент двигателя;
номинальная мощность двигателя;
.6 Проверка электродвигателя по
времени торможения
Сила сопротивления движению при
торможении определяется по формуле:
(14)
;
.7 Проверка запаса сцепления
приводных колес с рельсами
3. Расчёт механизма поворота
.1 Определение нагрузок, действующих на опоры
крана при положении тележки с грузом на конце консоли
Масса крана, ;
Масса тележки: ;
Расстояние от центра тяжести крана
до оси его вращения:
Расстояние от центра тяжести груза
до оси вращения крана, Rmax=8м
Высота колонны: h=7м;
Расчёт противовеса:
Масса противовеса:
Вертикальная реакция:
Горизонтальная реакция:
.2 Выборы опорно-поворотного устройства
В верхней опоре поворотной части устанавливают
упорный шарикоподшипник. Так как скорость вращения подшипника меньше, чем 1
об/мин, то выбор подшипника произвожу по статической грузоподъемности,
Выбираю упорный шариковый подшипник D=170
мм d=100 мм Со=610 кН
Так же в верхней опоре устанавливаю радиальный двухрядный сферический роликовый
подшипник, Аналогичный сферический подшипник устанавливаю в нижней опоре
колонны, выбираю радиальный двухрядный сферический роликовый подшипник серии
Со=102 кН D=180 мм d=100мм
.3 Определение моментов, сил трения
Момент сил трения от горизонтальной реакции:
Где - коэффициент трения,
- средний диаметр цапфы ,
Момент сил трения от вертикальной
реакции:
Где - коэффициент трения,
- средний диаметр пяты,
Момент от сил трения в нижней
обойме:
R-усилие
действующего на ролик
- угол действия сил R
- диаметр оси ролика
- диаметр ролика
- диаметр окружности движения
роликов
- коэффициент трения качения ролика
по кольцу
-коэффициент трения в подшипнике
ролика
Момент сил трения:
.4 Определение сопротивления
вращению от крена крана
Суммарный опрокидывающий момент от
вертикальных сил, действующих на кран:
Момент сопротивления от наклона
крана:
Где угол наклона;
угол поворота
.5 Определение сопротивлений
вращению от давления ветра:
где
наветренные площади груза и крана;
.6 Определение сопротивлений
вращению от сил инерции
Где
момент инерции груза относительно
оси вращения крана;
момент инерции крана относительно
оси вращения крана;
время разгона механизма поворота;
.7 Определение мощности привода
гдекпд механизма поворота;
кратность среднего пускового момента
двигателя;
По каталогу выбираю крановый
двигатель МТН-211-6
.8 Компоновка механизма поворота
крана с открытой конической передачей и цилиндрическим редуктором
Передаточное отношение открытой
цилиндрической передачи:
Общее передаточное отношение:
Тогда потребное передаточное
отношение редуктора будет равно:
Передаточное отношение соосного
редуктора (на основе редуктора Ц2-300) передачи:
Соответственно берём его с данными:
.9 Выбор тормоза
Тормозной момент при наличие муфты
предельного момента рассчитывается по формуле:
Тогда требуемый тормозной момент
будет равен:
Выбираю тормоз ТКГ-200 - тормоз
колодочный электрогидравлический с диаметром
Тормозного шкива 200 мм и наибольшим
тормозным моментом ,
По диаметру тормозного шкива
подбираю муфту упругую втулочно пальцевую с тормозным шкивом 200 мм
Время торможения механизма поворота
крана:
.10 Определение момента фрикционной
муфты
На перегрузочных кранах для
предотвращения перегрузок механизма поворота и
металлоконструкций поворотной части
крана устанавливается муфта предельного момента.
Фрикционная муфта рассчитывается с
запасом в 10%.
Момент срабатывания муфты:
Где коэффициент запаса
Необходимое усилие сжатия пружины:
Где коэффициент трения бронзового обода
со стальным конусом.
Принятые пределы регулирования
фрикциона, в
соответствии с этим наибольшее сжатие пружины
Наибольший и наименьший диаметры
конуса:
Удельное давление на рабочей
поверхности конуса:
Допускаемое давление стали по бронзе
может быть принято в пределах
.11 Расчёт пружины для муфты
предельного момента
Задаёмся индексом пружины с=5
Необходимый диаметр проволоки
Где k-поправочный
коэффициент, учитывающий кривизну витков:
допускаемые предельные напряжения
для пружин из стали;
Средний диаметр пружины в этом
случае:
Наибольшее допустимое предельное
усилие
Зазор между витками при рабочей
нагрузки пружины:
Зазор между витками при
ненагруженной пружине:
Шаг витков при ненагруженной
пружине:
Наибольшая допустимая длина пружины:
Число витков
.12 Расчёт параметров соосного
редуктора
В этом пункте будет рассмотрен
упрощённый проектировочный расчёт двухступенчатого соосного редуктора. В
качестве базы для редуктора выбираем двухступенчатый цилиндрический редуктор
Ц2-350 со следующими параметрами:
Обозначение
редуктора
|
Ступень
|
Тихоходная
|
|
|
|
|
|
Ц2-300
|
2,5
|
90
|
3
|
100
|
50.94 10 77
Меняем межосевое расстояние
Получим передаточное отношение для
зубчатого венца:
Рассчитаем основные параметры
открытой передачи, задавшись прежде числом зубьев шестерни и межосевым
расстоянием . Угол
нарезки зубьев
4. Проверочные расчеты деталей крана
4.1 Расчет шпонки на смятие
Шпонка на валу
механизма поворота
Шпонка 28х16х100
ГОСТ 23360-78
b=28
мм
h=16мм
l=70
мм
Передаваемый момент
Т равен:
,где
момент срабатывания муфты фрикциона,
Нм
передаточное отношение тихоходной
ступени
глубина паза на валу,
Сталь 45, МПа
Сравним с допускаемыми напряжениями:
МПа
4.2 Расчет ходового колеса на статическую
прочность
После выбора колеса и рельса необходимо провести
проверку ,чтобы наибольшие нормальные напряжения в зоне контакта колеса не
превышали допускаемых.
При точечном контакте , колесо катится по
рельсу, контактные напряжения в ободе
вычисляются по формуле :
=143 МПа
[ф.(V.2.28.),стр.319,(2)]
Где:
= 850 МПа
-при стальном колесе
Кт= 1,1 - коэффициент толчков
Р= 40 кН - расчетное давление колеса
на рельс
1,1 -коэффициент режима работы
40 кН
R =300 мм -
радиус закругления головки рельса.
4.3 Расчет вертикального вала
механизма поворота
а b c
1,254
Список литературы
1.Методические указания СПГУВК
. С. А. Чернавский и др. Курсовое
проектирование деталей машин
Машиностроение 1988, 416 с.
. Руденко Н.Ф. и др. Курсовое
проектирование грузоподъёмных машин
Машиностроение, М., 1966
. Гаранин И.П. Грузоподъёмные машины
на речном транспорте. М., Транспорт, 1991, 319 с.
. Справочник по кранам. Под
редакцией Гохберга М.М. Л., Машиностроение,1988,в двух томах.
. Павлов Н.Г. примеры расчётов
кранов. 4-е изд. Л. Машиностроение 1976,315 с.
. Рачков Е.В. Подъёмно-транспортные
машины и механизмы. М., Транспорт, 1989, 240 с.