Рынки информационных и интеллектуальных услуг и их формирование в России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,40 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынки информационных и интеллектуальных услуг и их формирование в России

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра мировой экономики и экономической теории









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Экономическая теория»

на тему: «Рынки информационных и интеллектуальных услуг и их формирование в России»


Выполнил:

студентка 1 курса группы И-11-М

Сотникова Дарья Вадимовна

Проверил:

Манченко Наталья Васильевна


Иркутск, 2011

Оглавление

Введение

Глава 1

§1 Информационный рынок. Структура рынка информационных услуг

1.1Понятие информационных ресурсов. Информационная услуга

.2Рынок Информационных услуг

1.3Структура рынка информационных услуг (важнейшие компоненты)

.4Правовое регулирование на рынке информационных услуг

§2 Интеллектуальный рынок. Структура рынка интеллектуальных услуг

1.1Понятие интеллектуальной услуги. Состав сектора интеллектуальных услуг

1.2Рынок интеллектуальных услуг

.3Особенности производства интеллектуальных услуг

Глава 2

§1 Развитие информационного рынка в России

1.1Приобретение (потребление) информационных услуг

1.2Формирование и развитие рынка информационных услуг в России

§2 Развитие рынка интеллектуальных услуг в России

1.1Приобретение (потребление) интеллектуальных услуг

1.2Формирование и развитие рынка интеллектуальных услуг в России

Заключение

Библиографический список

Введение

Рынок информационных услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры. Хотя во многих разработках и литературе традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона «знание - сила», как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста. В связи с этим и представляется целесообразным исследование проблемы информационного рынка как авангардного элемента приходящей информационной цивилизации.

Кроме того так же стабильно развивается сектор услуг в целом. Состав сектора довольно разнообразен. К нему чаще всего относят торговлю, транспорт и коммуникации, банковскую, страховую деятельность и прочие финансовые услуги, ИКТ, научно-технические, а также различные деловые услуги (например, аудит, рекламу и консалтинг). Нетрудно, однако, заметить неоднородность вышеприведенного перечня. Так, услуги транспорта и связи носят массовый характер, они капиталоемки и требуют для своего производства привлечения специалистов как высокой, так и низкой квалификации. Другие услуги более диверсифицированы, не предполагают больших капитальных затрат и использования малоквалифицированного труда (например, услуги по разработке программного обеспечения).

Данное соображение побуждает утверждать, что среди услуг выделился специальный сектор - сектор интеллектуальных услуг.

Глава 1

§1 Информационный рынок. Структура рынка информационных услуг

.1 Понятие информационных ресурсов. Информационная услуга

В соответствии с определением, данным в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»:

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных - совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.

Виды информационных услуг:

1.Выпуск информационных изданий

Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

.1.Реферативные сборники

1.2.Библиографические указатели

.3.Обзорные издания

.4.Справочные издания

2.Ретроспективный поиск информации

Ретроспективный поиск информации - это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

.Традиционные услуги научно-технической информации

Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу

.1.Переводы

3.2.Обзоры

4.Дистанционный доступ к удаленным базам данных

Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможности отказа от собственных информационных систем. Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей. В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ.

.1.Косвенный

Может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде, СУБД.

.2.Непосредственный

Включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям.

4.3.Down Loading

Позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных.

.4.Регулярный поиск

.Подготовка и оказание информационных услуг

.1.Обработка данных

5.2.Программное обеспечение

.3.Информационные технологии (ИТ)

Информационные технологии - способы создания, фиксации, переработки и распространения информации

.4.Информационные системы

5.5.Связь (телекоммуникация и телефония)

Предназначена для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг

.2 Рынок Информационных услуг.

Рынок информационных услуг (информационные рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг являются:

1.Центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации.

2.Центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных.

.Службы телекоммуникации и передачи данных.

.Специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи.

.Коммерческие фирмы.

.Информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг являются различные юридические и физические лица, решающие задачи.

.3 Структура рынка информационных услуг (важнейшие компоненты)

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются: техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг

1 Сектор: Деловая информация

1.1Экономическая и Статическая

- ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы

1.2 Коммерческая

- информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы

1.3 Биржовая и финансовая

- котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки.

Сектор: Информация для специалистов

1.1 Научно-техническая

- документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности

1.2 Профессиональная

- специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.

1.3 Доступ к первоисточникам

- организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

Сектор: Услуги образования

Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

1.1 Дошкольное

1.2 Школьное

.3 Специальное

.4 Среднеспециальное

.5 Высшее

.6 Повышение квалификации и переподготовка

4 Сектор: Потребительская информация

1.1 Новости и литература

информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии

.2 Потребительская

- расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.

1.3 Развлекательная

- игры, телетекст, видеотекст

Сектор: Услуги, обеспечивающие информационные системы и средства

1.1 Разработка и сопровождение информационных систем

- обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных

1.2 Консультировние

- какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.

1.3 Программное обеспечение

- программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.

1.4 Технические средства

- компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие

1.5 Подготовка источников информации

- создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

1.Непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях

2.Дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных

Так же следует отметить основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным (процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет).

В-четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.

.4 Правовое регулирование на рынке информационных услуг

В Российской Федерации правовое регулирование на информационном рынке осуществляется на основании следующих указов, постановлений и законов:

1."Об информации, информатизации и защите информации".

2."Об авторском праве и смежных правах",

."О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

."О правовой охране топологий интегральных схем".

§2 Интеллектуальный рынок. Структура рынка интеллектуальных услуг

.1 Понятие интеллектуальной услуги. Состав сектора интеллектуальных услуг

Этот сектор еще называют "четвертичным" сектором экономики (quanternary sector). В России чаще принято именовать его сектором интеллектуальных услуг. Это словосочетание в зарубежных источниках не встречается, а авторы оперируют термином knowledge-intensive servises (KIS), который точнее переводится как «знаниеемкие услуги». Но, поскольку словосочетание «интеллектуальные услуги» уже стало достаточно распространенным в отечественных публикациях, можно считать его вошедшим в научный оборот.

Несмотря на недавнее возникновение, сектор динамично эволюционирует, и его роль в современной экономике устойчиво растет. Значимость этого нового сектора определяется не только масштабами, но и опережающими темпами роста по сравнению с другими секторами. Увеличение объемов продаж интеллектуальных услуг колеблется от 20% до 24% в год, поэтому их развитие может внести существенный вклад в экономический рост.

Представления о составе данного сектора в разных источниках заметно отличаются друг от друга. Это связано с тем, что их основной отличительно чертой является «знаниеемкость» - свойство довольно неопределенное. О ее наличии и интенсивности можно судить только по косвенным признакам, причем их набор у разных авторов различается: одни кладут в основу классификации особенности производства, другие - их экономические функции, третьи - классификацию производителей и т.п.

В данной курсовой работе представлены данные Института статистических исследований и экономики знаний Государственного Университета - Высшей

Школы Экономики (далее ИСИЭЗ ГУ - ВШЭ) совместно с исследовательской компанией Ромир, который летом 2007 года начал масштабный исследовательский проект, направленный на изучение развития в России сектора интеллектуальных услуг.

На предварительном этапе к сектору интеллектуальных услуг специалисты ИСИЭЗ ГУ - ВШЭ отнесли:

.Услуги в сфере создания и распространения рекламы

.Маркетинговые услуги, за исключением рекламы

.Консалтинговые услуги в области IT и информационных технологий

.Консалтинговые услуги в области аудита

.Кадровый консалтинг, услуги по подбору персонала

.Услуги в сфере инжиниринга

.Юридические услуги

.Дизайнерские услуги

.Риэлтерские услуги

.Услуги по финансовому консультированию, доверительному управлению

На данном этапе исследования из рассмотрения сознательно были исключены:

.Услуги в области государственного управления

.Услуги системы образования

.Услуги системы здравоохранения

Критерии отнесения услуг к интеллектуальным:

1.Высокая доля расходов на оплату труда и обучение персонала в общих издержках производства

.Длительный срок адаптации молодых специалистов на новом месте работы и необходимость дополнительного обучения на рабочем месте

.Невозможность точного расчета времени, необходимого на выполнение работы (консультационного проекта) и включение в договора с заказчиками значительного "резерва времени" в этой связи

.Необходимость тесного сотрудничества между заказчиком и исполнителем работы в сфере интеллектуальных услуг на протяжении всего срока исполнения работ

.Преимущественно индивидуальный характер услуг, низкая доля стандартных, "коробочных" продуктов в общем объеме выполняемых заказов.

.2 Рынок интеллектуальных услуг

Рынок интеллектуальных услуг - совокупности экономических отношений между производителями и продавцами интеллектуальных услуг, формирующих их предложение и потребителями данных услуг, формирующих спрос, складывающихся по поводу купли-продажи этих услуг как особых благ.

Основными формами организации рынка интеллектуальных услуг является покупка их; представляющая собой наем на работу новых сотрудников с высокими профессиональными знаниями, переход сотрудников из другой организации для выполнения определенных функций в данной структуре; аренда интеллектуальных услуг (найм консультантов, помощь от поставщиков, клиентов, других структур на контрактной основе) и аутсоринг - передача непрофильных функций, связанных с приобретением и использованием интеллектуальных услуг сторонним организациям

Главным элементом рынка интеллектуальных услуг является фирма, организация, т.к. она использует услугу наряду с другими, прямо заинтересована в покупке (аренде), продаже этих услуг и создании с их помощью активов, приносящих доход и имеет широкие возможности для увеличения их потенциала и качественного обновления. Обязательным игроком данного рынка является государство, предписывающее правила игры на данном рынке и защищающее их на соответствующей законодательной основе.

На рынках интеллектуальных услуг "Закон неравномерного распределения" известный также как "Принцип распределения по Парето" (и "Принцип 20 на 80") действует в полной мере. Так, на рынке маркетинговых услуг (объем которого эксперты оценили в 200 миллионов долларов, в 2006-м году) реально работает 200-250 исследовательских компаний. На долю 10 крупнейших компаний (менее 5% от общего числа игроков рынка) приходится около 70% от общего объема заказов в стоимостном выражении. На долю 30-40 компаний (15-20% от общего числа компаний), которых можно назвать "средними" приходится 20-25% рынка. И на остальные 150-200 компаний приходится не более 10% стоимостного объема рынка.

На других рынках интеллектуальных услуг - очень похожая картина, за редким исключением типа рынка маркетингового и стратегического консалтинга (который и сам пока еще весьма не велик, и крупных игроков на нем мало) или рынка дизайнерских услуг, на котором очень много мелких игроков.

.3 Особенности производства интеллектуальных услуг

Рассмотрим специфику интеллектуальных услуг со стороны спроса. Какими же характеристиками должен обладать заказчик, для того, чтобы генерировать спрос на эти услуги.

С одной стороны приобретение такого рода услуг не должно проходить исключительно на стороне. Практически любая фирма имеет подразделения (непрофильные), которые занимаются «внутренним производством» соответствующих услуг для профильных подразделений. Так, например, бухгалтерия замещает услуги аудиторских фирм, юридический отдел - услуги юридических фирм, кадровая служба - услуги по подбору персонала и т. п. Таким образом если бы подразделения могли полностью решить подобные проблемы, то потребность в интеллектуальных услугах с внешней стороны вообще отсутствовала бы. Но раз она существует, то производимые внутренними подразделениями услуги не являются совершенными. С другой стороны, если бы внешние услуги могли полностью заместить внутренние, то вся деятельность в соответствующих областях была бы передана на сторону. Такого тоже не происходит.

Отсюда можно сделать вывод, что должно существовать некое «разделение труда». Какая-то часть производится внутренними силами компании, другая - приобретается извне. Это разделение основывается на том, что фирма не в состоянии собственными силами произвести интеллектуальную услугу ввиду ее разнородности. Производитель может самостоятельно ее адаптировать к нуждам клиента (то есть, фактически произвести услугу специально под заказчика). Следовательно, клиент должен стать «сопроизводителем» услуги, предоставив важнейший ресурс - информационный. Таким образом, у интеллектуальной услуги не один производитель, а два: собственно фирма, оказывающая услугу и использующая свой интеллектуальный ресурс, и потребитель услуги, вкладывающий информационный ресурс.

В принципе, представляется возможным объединить все ресурсы у одной из сторон. Технически для производителя это означает получение всей информации о заказчике, а для потребителя - приобретение необходимых знаний. Ничего невозможного нет ни в том, ни в другом. Однако если бы эти процессы было легко осуществить, то потребность в интеллектуальных услугах вообще отсутствовала бы, а она существует. Следовательно, для обоих участников более экономичным является решение привлечь недостающий ресурс на основе внешнего контракта.

информационная интеллектуальная услуга телекоммуникация

Глава 2

§1 Развитие информационного рынка в России

1.1 Приобретение (потребление) информационных услуг

Высокие темпы роста рынка информационных услуг связаны прежде всего с возрастающей ролью информационных технологий на российских предприятиях. ИТ превращаются в объект стратегического планирования и средство достижения конкурентных преимуществ. Несмотря на это, приобретение информационных услуг у большинства российских предприятий носит дискретный характер. Абсолютное большинство российских предприятий не считают, что внешние ИТ-услуги экономически более выгодны. Это может быть связано как с отсутствием практики оценки эффективности ИТ, так и с тем, что в силу российской специфики собственные ресурсы предприятия иногда использовать более выгодно, чем внешние. По мнению аналитиков, в современных условиях важную роль в бизнесе играет стратегия планирования ресурсов предприятия. В том числе и ИТ-ресурсов. Так, по прогнозам Gartner, к 2012 г. 80% решений, связанных с ИТ, будут приниматься высшим руководством компании как часть стратегии управления бизнес-ресурсами. Сейчас становится очевидным, что полностью обслуживать ИТ-ресурсы компании собственными силами становится неэффективно. Однако полная передача в аутсорсинг ИТ-функций также может оказаться неэффективной. Так, передача функций во внешнее управление одному поставщику услуг аутсорсинга может привести к полной зависимости от него, тогда как распределение ИТ-функций между несколькими поставщиками может привести к значительному увеличению расходов и снизить уровень взаимодействия различных ИТ-функций предприятия.

Цель такой модели - определить ИТ-функции предприятия, которые выгоднее обслуживать самостоятельно, а какие передать во внешнее управление, а также осуществлять эффективное управление ИТ-функциями.

В России рынок услуг ИТ-аутсорсинга находится еще на стадии зарождения. И хотя почти половина средних и крупных российских предприятий пользуется услугами внешних поставщиков по управлению ИТ, в основном речь идет об отдельных ИТ-функциях, большинство из которых традиционно обслуживаются внешними поставщиками (поддержка сетей, Web-решений, сложных информационных систем управления).

.2 Формирование и развитие рынка информационных услуг в России

год принято считать датой начала формирования российского информационного рынка. В это время появились нормативные документы, официально разрешающие деятельность кооперативов и предприятий с иностранным участием, сыгравших важную роль в развитии рынка деловой информации в России. До этого времени, хотя информация и признавалась товаром, рыночные отношения сдерживались из-за жесткой государственной регламентации информационной сферы. За последнее десятилетие можно выделить два периоды развития информационного рынка.

1987 года по 1992 год условия для развития рынка информационных продуктов и услуг были благоприятны (возникновение новых потребностей в результате активизации предпринимательской деятельности, относительно высокий платежный спрос, наличие дешевого информационного "сырья", созданного в рамках государственных структур). Активность коммерческих фирм в информационной сфере определялась возможностью получения значительных прибылей. Некоторые фирмы даже смогли купить собственность, которая позволила им в дальнейшем конкурировать с более крупными структурами. Жесткая либерализация экономики в 1992 году привела к существенному ухудшению макроэкономических условий для развития рынка информационных продуктов и услуг. Сохранившие информационный бизнес фирмы вынуждены были настраиваться на потребности платежеспособных групп. Это привело к ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов, "вымыванию" дешевых услуг. Информационное производство стало невыгодным. Успехи по продажам были, как правило, связаны не с качеством информационного продукта, а с успешной рекламной кампанией.

Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.

Полноценное развитие получили проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем. Наиболее известна своей маркетинговой политикой фирма "Консультант-Плюс".

Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 %. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 10-25 %.

Что же касается рынка России, то здесь информация представлена на различных носителях. Печатные справочные издания массового назначения имеют тираж 50-100 тыс., специализированные (включая адресные регистры) успешно расходятся в количестве 3-5 тысяч. Несмотря на широкое развитие автоматизации, потребители не отказываются от дешевых и удобных печатных изданий с коммерческими предложениями. Например, фирма "Мобил" получает в 10 раз больше прибыли от печатного бюллетеня с налаженной еще 6 лет назад технологией выпуска, чем от всех других своих электронных изданий.

До прихода в Россию сети Internet телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Количество пользователей электронной почты достигло порядка 500 тыс. человек, в режиме on-line работали несколько десятков тысяч пользователей, что не сопоставимо с миллионами пользователей диалоговых услуг в США.

Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами.

В связи с этим изучение информационного производства, и, в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес. Развитию рынка информационных технологий большое внимание уделяет государство.

июля 2007 года на заседании Совета безопасности, проходившем под председательством Владимира Путина, была утверждена стратегия развития информационного общества в России. Стратегия развития информационного общества устанавливает общие стратегические ориентиры развития до 2015 г. Важнейшими приоритетами стратегии являются: реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к информации, обеспечение равных возможностей для получения базовых услуг связи вне зависимости от территории или региона, где проживают наши граждане, стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере.

§2 Развитие рынка интеллектуальных услуг в России

1.1 Приобретение (потребление) интеллектуальных услуг

Специфика потребления интеллектуальных услуг состоит не только в том, что их заказчик одновременно выступает и сопроизводителем. Сам процесс также отличается от потребления стандартного продукта, что в значительной степени влияет на спрос в данном секторе.

Процесс потребления не оказывается чем-то, на что способен каждый желающий. Поскольку сама услуга «знаниеемкая», она предполагает умение и возможность пользоваться воплощением этих знаний. Соответственно, не всякий клиент обладает не только потребностью, но и способностью к применению таких услуг в собственном производстве. Он сам должен отличаться инновационностью и высоким интеллектуальным потенциалом. В противном случае услуга оказывается бесполезной. Например, услуги по разработке передового программного обеспечения не в состоянии потребить владелец устаревшего процессора, как бы сильно он в них ни нуждался. Поэтому способность к адаптации наукоемких услуг в четвертичном секторе является спросоограничивающим фактором. В отличие от стандартной экономической модели, где потребность в товаре обязательно формирует у субъекта спрос на него, в секторе интеллектуальных услуг наличие потребности еще не делает экономического субъекта представителем спроса, который олицетворяет единство желания и возможности. «Возможность» также в свою очередь будет ограничиваться способностью к восприятию.

Таким образом, для возникновения спроса на рынке интеллектуальных услуг необходимо сочетание всех трех факторов: «потребности», «платежеспособности» и «способности к восприятию».

.2 Формирование и развитие рынка интеллектуальных услуг в России

Практически никто из участников рынков интеллектуальных услуг, даже крупных, не составляет формализованных планов стратегического развития на пять лет и более. Единицы имеют планы на 2-3 года. Большинство ограничиваются бюджетом и сметой на следующий год. В этом нет ничего удивительного. Даже те компании рынков интеллектуальных услуг, которые считаются относительно крупными, пока что весьма не велики, они еще "не накопили жирок" для того, чтобы выделить отдел стратегического планирования в отдельную службу.

В связи с относительно небольшими размерами и нерешенностью спроса, говорить о разнообразии рыночных стратегий у компаний рынка интеллектуальных услуг еще рано. Основная стратегия - это поиск и привлечение крупных клиентов, как правило, из числа 200 крупнейших рекламодателей и следование за "своим" клиентом на новые географические рынки, в новые сегменты рынка, предложение этим клиентам новых продуктов, дополнительных услуг и т.д. Основными отраслями, где компании, предоставляющие интеллектуальные услуги ищут клиентов являются:

.Производство продуктов питания, алкоголя, товаров повседневного спроса;

.Розничная торговля;

.Финансовые услуги;

.Производство потребительских товаров длительного пользования;

.Индустрия развлечений.

Исследовательской компанией Ромир проводилось обследование сегментов сферы интеллектуальных услуг. Перед респондентами ставился блок вопросов относительно их стратегических намерений. Оттуда следует, что в ближайшее время (опрос производился для двухлетнего периода) сектор интеллектуальных услуг будет развиваться вширь с умеренными структурными изменениями и умеренным уровнем внедрения инноваций. Можно предположить, что это обусловлено незначительными масштабами сектора, оставляющими простор для расширения в рамках существующего спектра услуг.

Очень серьезным препятствием для развития рынка является нехватка квалифицированных кадров. Отмечается, что большинство работодателей не рассчитывают получить от системы высшего образования готовых специалистов и при приеме на работу обращают внимание скорее на общую подготовку и личностные качества. Необходимые же знания и навыки приходится прививать непосредственно в процессе работы, используя для этого систему внутрифирменного обучения. Но, к неудовольствию работодателей, многие сотрудники, став хорошими специалистами, стремятся открыть собственный бизнес и уходят из вырастившей их компании. Особенно сильна эта тенденция в небольших фирмах, где не имеется широких перспектив служебного роста. Отмечается также переманивание кадров, наиболее активное со стороны крупных производителей. Все эти признаки характерны для рынка труда с дефицитом предложения. Поскольку высококвалифицированный труд является основным ресурсом в секторе интеллектуальных услуг, данная проблема серьезно сдерживает стратегические планы производителей.

Кроме того, как уже отмечалось, существенное влияние на развитие сектора оказывают спросоограничивающие факторы. Далеко не все традиционные сектора обладают достаточной восприимчивостью к продвинутым интеллектуальным услугам ввиду низкой собственной инновационности.

Свою роль играют информационные риски: многие российские компании не желают участвовать в сопроизводстве услуг во избежание утечки конфиденциальной информации. Они предпочитают сами производить для себя необходимые услуги, затрачивая изрядные средства на повышение квалификации персонала внутренних подразделений, лишь бы не рисковать раскрытием секретов.

Тем не менее, поскольку интеллектуальные услуги носят производный характер, есть основания полагать, что по мере структурной перестройки российской экономики и развития научно-технического потенциала их востребованность возрастет. В этом случае четвертичный сектор может превратиться в важный источник интенсивного экономического роста.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены некоторые проблемы, связанные с производством информации, использованием информационных ресурсов и интеллектуальных услуг, особенностями рынка информационных и интеллектуальных услуг.

С другой стороны, вместе с индустриальной ступенью развития общества экономический образ мышления уходит в прошлое, заставляя переосмыслить казавшиеся бесспорными аксиомы, коренным образом изменяя точку зрения на многие проблемы. Оценка рассмотренных выше рынков предполагает использование новых критериев. Вероятно, они будут вырабатываться с использованием достижений многих научных дисциплин, которые занимаются изучением их продукта.

В современных рыночных условиях ни одно крупное и даже маленькое предприятие не может обойтись без услуг информации и информационных технологий. Информация, в наше время, занимает огромное место в экономике всех стран. С каждым днем разрабатываются все новые и новые компьютерные программы, которые облегчают получение, обработку и работу с новой информацией. Дальнейшее развитие сетевых средств с одновременным ростом пропускной способности каналов связи и скорости передачи информации приведет к созданию принципиально новой глобальной среды человеческого общения, ресурсы которой могут быть как средством, так и объектом маркетинга, то есть целевым рынком для новых технологий, продукции и услуг. Так же хочется вспомнить лаконичную формулировку проспекта Программы политики в области информационных ресурсов Гарвардского университета: Без материалов ничего не существует. Без энергии ничего не происходит. Без информации ничто не имеет смысла. Вероятно, признание роли информации и информационной деятельности в современном экономическом и социальном развитии является первым, но самым важным шагомна пути становления информационного рынка и информационной экономики в целом.

На сектор интеллектуальных услуг возлагаются также большие надежды в плане структурной перестройки российской экономики и повышения экспортного потенциала страны. Его развертывание имеет для остальных секторов эффект спин-офф, инициирующий в них качественные сдвиги. По существу сегодня можно говорить о том, что с помощью, например, ИКТ знания, продуцируемые в секторе интеллектуальных услуг, проникают в традиционные отрасли, резко повышая их эффективность и превращая их в элементы новой экономики.

Библиографический список

1.Рынок информационных продуктов и услуг [Электронный ресурс]: #"justify">.Аглицкий Д.А., Иглицкий И.А. Интернет книга: «Российский рынок информационных технологий: проблемы и решения».

.Титоренко Г.А., Макарова Г.Л., Дайитбегов Д.М. «Информационные

технологии в маркетинге» - М: Юнити, 2001 г.

.Дорошенко М.Е. «Интеллектуальные услуги сегодня и завтра» - Форсайт, 2007 г.

.Исследовательский проект Высшей Школы Экономики совместно с исследовательской компанией Ромир [Электронный ресурс]: http://gtmarket.ru/news/corporate/2007/12/14/1513

Похожие работы на - Рынки информационных и интеллектуальных услуг и их формирование в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!