Верещагин Василий Васильевич
Верещагин Василий Васильевич
Годы жизни: 26.11.1842 - 31.03.1904
Крупнейший
художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в
Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители
отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он
переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается
рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин
начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О
его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать
художником.
В
1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в
отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец
отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин
упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее
нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца
выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин — "Избиение женихов
Пенелопы возвратившимся Улиссом". В 1863 году он оставил Академию и уехал
на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах
учиться". Его первыми самостоятельными работами были многочисленные
рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.
В
1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый
труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать
безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз
картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось.
В
1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения.
"Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой
много читал и слышал...", —писал художник. Верещагин не только свидетель
войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского
гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был
награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869—1870 годах
Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой
своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате
создает большую серию картин о Средней Азии. Художник свободно владеет кистью,
и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую
степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних
построек Самарканда...
Центральное
место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и
в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина.
Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических
войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер
произведений — результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина,
который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом
жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат,
простых русских людей. "Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это
все тот же народ, только... носящий мундир и ружье".
В
картине "У крепостной стены. Пусть войдут" (1871, ГТГ) в напряжении
ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В
картине "Вошли" — то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных
полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных
владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат:
"Высматривают" (1873, ГТГ), "Нападают врасплох" (1871,
ГТГ), "Представляют трофеи" (1872, ГТГ), "Торжествуют"
(1872,ГТГ) и "Апофеоз войны" (1871—1872, ГТГ).
"Я
не знаю, — писал И. Н. Крамской о Верещагине, — есть ли в настоящее время
художник ему равный не только у нас, но и за границей...".
Смелые
обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных
кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело
переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины:
"Забытый", "Окружили — преследуют" и "Вошли".
Произведения
Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах.
В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины
ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую
часть туркестанских работ. В 1874—1876, 1882—1883 годах Верещагин совершил две
поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий
ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых
вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары
заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов,
изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба,
яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся:
"Буддийский храм в Дарджилинге" (1874—1875, ГТГ), "Ледник на
дороге из Кашмира в Ладак" (1875, ГТГ), "Мавзолей Тадж-Махал"
(1874—1876, ГТГ).
Ряд
картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него
возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была
рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной
независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить
только некоторые из этих картин, в частности, "Процессию английских и
туземных властей в Джейпуре" (1875—1879, Музей
"Викториум-Мемориум", Калькутта).
Вспыхнувшая
в 1877— 1878 годах русско-турецкая война вновь привела его на фронт. Всей душой
сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник
участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не
погиб.
"Выполнить
цель, которой я задался, — писал Верещагин, — дать обществу картину настоящей
неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а
нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах,
победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать
своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то".
Картины
Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды
сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные
госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны:
показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских
солдат на бессмысленную гибель. Основную группу произведений составляют картины
героической обороны Шипки: "Землянки на Шипке" (Гос. музей русского
искусства, Киев), "Батареи на Шипке" (Гос. музей русского искусства,
Киев),
"На Шипке все спокойно" (1878—1879, местонахождение неизвестно),
"Шипка-Шейново" (1878—1879, ГТГ).
Ряд
полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны:
"Атака" (1881, Центральный артиллерийский исторический музей),
"После атаки" (1881, ГТГ). Картины "Победители" (1878—1879,
Гос. музей русского искусства, Киев), "Побежденные. Панихида по
убитым" (1878—1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине
"высочайших особ" был уничтожен почти целый полк егерей. В картине
"Победители" изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на
поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая — "Побежденные"—
представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат.
Картины
Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового
решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то
пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в
Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех
превзошел все ожидания.
1880-е
годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками
новых тем. Он вторично едет в Индию (1882— 1883) и затем в Сирию и Палестину
(1883—1884). Так возникает "Палестинская серия", состоящая главным
образом из этюдов и картин документально-этнографического характера.
Значительна работа художника над созданием "Трилогии казней":
"Распятие на кресте во время владычества римлян", "Казнь
заговорщиков в России" (1884—1885, Гос. музей Революции) и
"Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884,
местонахождение неизвестно). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия
с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.
Результатом
поездок Верещагина по Северу в 1880—1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов
с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной
природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над
серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати
полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические
помыслы — "показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского
народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом". Художник сумел
выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить
его "пьедестала героя, на который он вознесен".
Серия
начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два
полотна: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897) и "Конец Бородинского
боя" (1899—1900, Гос. исторический музей). Пребывание наполеоновской армии
в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: "В Успенском
соборе" (1887—1895), "Пожар" (1896— 1897), "Сквозь
пожар" (1899—1900), "Расстрел в Кремле" (1897—1898, все в Гос.
историческом музее) и другие. В нескольких картинах показано отступление и
разгром французской армии: "В Гродно — пробиваться или отступать",
"На этапе — дурные вести из Франции" (1887—1895), "Ночной привал
великой армии" (1896—1897, Гос. исторический музей). Большое место в серии
заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то,
что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д.
Давыдов, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного
освободительного движения.
...Крупные
хлопья белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага.
Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с
топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на
лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей.
"Не замай, дай подойти", — словно говорит он.
Эти
слова являются названием картины (1887—1895, Гос. исторический музей). Художник
прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать
обобщенный эпический образ русской природы. В картине "С оружием в
руках—расстрелять" (1887—1895, Гос. исторический музей) запечатлена
расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений
"Ночной привал великой армии" изображен бесславный конец захватчиков,
полный разгром некогда непобедимого войска.
Большая
патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов,
яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний
капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX
века.
До
конца жизни художник не прекращал путешествовать. После поездки в Сирию и
Палестину, в конце 80-х начале 90-х годов он дважды был в Америке, в 1901—1902
годах —на Филиппинах и Кубе, в 1903 году — в Японии. Впечатления от Японии
отразились в ряде этюдов, дающих представление о старинной, полной своеобразия
архитектуре, национальных обычаях этой интересной страны.
Русско-японская
война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и,
по выражению Репина, "полетел" на Дальний Восток, чтобы снова
участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. "Одни, — писал
Верещагин, — распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом,
другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и
другие, а я проповедую то же посредством красок".
31
марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на
броненосце "Петропавловск", взорванном вражеской миной на рейде под
Порт-Артуром.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/