Электронное правительство

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,50 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Электронное правительство

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (МГЮА)

ФИЛИАЛ МГЮА В Г.ВОЛОГДЕ







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКЕ

Тема 23 ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Выполнил работу студент: Курс 2 группа 6 ФИО: Катканова Ольга Сергеевна




ВОЛОГДА 2009

Оглавление

Введение

Глава 1. Основы концепции электронного правительства

Глава 2. Формирование электронного правительства в России

§1. Нормативно-правовая база

§2. О необходимости формирования электронного правительства

§3. Проблемы и критика формирования электронного правительства

Глава 3. Электронное правительство в зарубежных странах

§1. Концепция электронного правительства за рубежом

§2.Основные возможности, предоставляемые электронными правительствами в мире

Библиография

Введение

Данная контрольная работа посвящена так называемому электронному правительству или иначе - новой форме организации деятельности органов государственной власти, базирующейся на широком использовании информационно-коммуникативных технологий. Эта тема особенно актуальна сегодня для России, в которой согласно Постановлению Правительства электронное государство должно быть сформировано до 2010 года.

В своё время именно государство стало инициатором исследований, результаты которых легли в основу современных коммуникационных технологий, в том числе, таких как Интернет. Поэтому достаточно парадоксально констатировать значительное отставание государства от частных организаций в области информационных технологий. В связи с этим формирование электронного правительства имеет колоссальное значение в сфере информационных отношений между государством, гражданами и организациями, а так же между различными ветвями власти.

В работах Д. Белла, Т. Стойньера, Ф. Уэбстера, Ю. Хабермаса, и ряда других ученых заложены основы теории информационного общества, а также подробно рассмотрены предпосылки его возникновения и новое место политических институтов. Большое значение имеют работы, в которых были теоретически разработаны проблемы политических коммуникаций и коммуникативных систем. Здесь можно отметить таких зарубежных авторов, как Г. Лассуэлл, Р. Брэддок, С. Липсет, К. Джон, Б. Макмайер, П. Шампань. В России данную проблематику разрабатывали Ю.П. Буданцев, Я.Н. Засурский, Л.М. Землянова, Т.С. Иларионова, Г.Г. Почепцов, А.И. Соловьев, Л.Н. Федотова и др. Существенное значение для становления концепции электронного правительства имели также работы, посвященные психологическим аспектам внедрения электронного правительства таких авторов, как Д.В. Иванов, С.И. Паринов, Х. Рейнгольд и др. О формировании электронного правительства в России в периодических изданиях пишут много. Этой теме посвящено большое количество статей в «Российской газете» и в «Федеральной газете», газете "Компьютер-Информ" и журнале PC Magazine/Russian Edition.

Целью данной работы является изучение такого явления как электронное правительство в первую очередь на примере России, но так же и зарубежных стран. Для достижения цели буду выполнены следующие задачи:

анализ основ концепции электронного правительства в целом;

основные положения и этапы реализации Концепции электронного правительства в России;

характеристика основных возможностей для граждан, коммерческих организаций и государственных структур, реализуемые в рамках концепций электронных правительств в зарубежных странах.

Глава 1. Основы концепции электронного правительства

Само понятие электронного правительства было введено в политический и научный оборот специализированными исследовательскими организациями, которые занимаются широким кругом проблем, связанным с функционированием государства и внедрением информационных технологий в работу организаций различных типов. В частности, большую роль в исследовании электронного правительства играют такие международные организации, как ООН, Мировой Банк, ОЭСР. Значительная заинтересованность международных организаций и консалтинговых компаний (среди последних можно отметить, в первую очередь, такие организации как Accenture, Gartner, Microsoft) в исследовании проблем электронного правительства является несомненным плюсом, поскольку данные организации обладают достаточной материальной базой для проведения качественных и масштабных исследований, и это позволяет привлечь в сферу исследования электронного правительства значительные финансовые ресурсы. С другой стороны, доминирование в исследовательской литературе такого рода обзоров заключает в себе существенную опасность. Данные исследовательские организации являются заинтересованными в определенном освещении проблематики электронного правительства - либо с целью сбыта соответствующих программных продуктов, либо с какими-то политическими целями. Как бы то ни было, это накладывает определенный отпечаток субъективности на проводимые ими исследования.

Ещё стоит отметить особенность, которая может сбить с толку, когда начинаешь знакомиться с понятием электронного правительства. Она состоит в том, что вкладывается в понятие правительства и соответственно электронного правительства. В США, например, к правительству относят все три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную). Однако, на практике реализуемая сейчас стратегия построения электронного правительства в США охватывает только исполнительную власть. В России сейчас бытуют два понятия - электронное правительство и электронное государство. Первое охватывает только исполнительную власть, а второе - три ветви власти. Поэтому использовать понятия электронное правительство и электронное государство как синонимы не совсем правильно. В России же реализуются проекты для всех государственных органов. К примеру, с помощью системы межведомственного электронного документооборота (одной из важнейших задач, реализуемых в рамках Концепции) планируется обеспечить информационный и документационный обмен между Администрацией Президента, Правительством, палатами Федерального собрания и федеральными органами исполнительной власти. Так что в России формируют скорее электронное государство.

В теории под электронным правительством понимается новый способ организации деятельности органов государственной власти, а так же предоставления информации и оказания уже сформированного набора государственных услуг гражданам и организациям. Этот способ основывается на обширном использовании современных информационных технологий. Электронное правительство создаётся с целью повышения эффективности предоставления государственных услуг и, что главное, повышения качества административно-управленческих процессов. Поэтому то, что «государственные услуги», и их рациональное выполнение с помощью информационно-коммуникационных технологий многие считают синонимом словосочетания «электронное правительство», не совсем верно. На деле конкретные задачи и выполняемые проекты в сфере информатизации государственных органов гораздо шире.

В ходе исследования, проведённого ООН по итогам 2001 года, были выделены 5 стадий развития электронных правительств: 1) «становление» - официальное присутствие органов государственного управления в Интернете; 2) «расширенное присутствие» - большее количество сайтов и предлагаемых ими функций; 3) «интерактивное взаимодействие» - оказание интерактивных услуг и возможность взаимодействовать с официальными лицами через Интернет, доступ к регулярно обновляемой информации на сайтах; 4) «осуществление сделок» - возможность совершать сделки и оплачивать услуги через Интернет; 5) «эффективная интеграция» - полная интеграция электронных услуг, не сдерживаемая административными границами.

Во всём мире явно прослеживается отставание государства в использовании информационно-коммуникативных технологий. Частный сектор, для которого эффективность функционирования и уровень удовлетворения клиентов являются ключевыми факторами конкурентоспособности, уже давно осознали огромное значение информационных технологий. Государственные организации пришли к такому пониманию существенно позднее, однако на сегодняшний день, очевидно, что без полномасштабного использования современных коммуникаций деятельность государства в информационном обществе не будет соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны общества.

По времени формирование электронного правительства совпадает с переосмыслением роли и формы государственного управления и, в частности, таких базовых категорий, как демократия, участие, обязанности государства перед обществом и т.д. При всем значении технологий электронного правительства для функционирования государства на современном этапе важно понимание ограниченности технологической составляющей, которая практически не влияет на содержательные характеристики государства. Электронное правительство представляет собой проекцию самой сути социально-политической системы на плоскость информационных технологий. Другими словами, вся политическая система государства должна быть социально ориентирована, для того, чтобы внедрение информационных технологий было действительно новым этапом в развитии государства.

государственный власть электронный правительство

Глава 2. Формирование электронного правительства в России

Одним из важнейших моментов в развитии государства сегодня является повышение роли информации и информационно-коммуникативных технологий. Именно этим обусловлено формирование в России электронного правительства, которое должно в корне изменить организацию деятельности органов государственной власти.

§1. Нормативно-правовая база

В 2001 году по поручению Президента №МК-П44-11243 от 27 июня 2001 года Правительством был подготовлен и утверждён «Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте Интернет».

С 2002 года формирование электронного правительства было объявлено приоритетным проектом ФЦП «Электронная Россия 2002-2010». В 2007 году начали реализовываться первые проекты в рамках этой программы, однако в 2008-м началась реорганизация правительства, и процесс вновь встал. В 2009 году президент своей критикой дал мощный импульс процессу. После этого курировать проект стал Руководитель Аппарата Правительства Сергей Собянин.

В июне 2009 года Минкомсвязи утвержден перечень электронных госуслуг. С учетом европейского опыта и наработок ООН было решено включить в перечень 76 первоочередных услуг (услуги ГИБДД, регистрация недвижимости, налоговые выписки и подача деклараций). Теперь примерно 26 министерств и ведомств займутся их электронной обработкой. Сначала создадут портал (будет открыт в конце года, а пока он расположен по адресу - www.gosuslugi.ru <#"justify">§2. О необходимости формирования электронного правительства

Формирование электронного правительства процесс сложный и дорогостоящий. Один только перевод государственных услуг в электронный вид осуществить будет не просто. Надо учесть, что многие услуги оказывает не единственная государственная организация, а их цепочка. Например, при ряде операций с паспортом задействуются органы МВД, организации субъекта РФ и муниципального ЖКХ. В таком случае нам часто приходится обходить множество присутственных мест, чтобы решить лишь одну жизненную задачу. Это показывает необходимость реализации многих цепочек сквозных информационных процессов, связывающих госорганы в межведомственные механизмы, оказывающие услуги.

Создание системы межведомственного документооборота и обеспечение прозрачности деятельности государственных органов - так же задачи достаточно трудоёмкие. И они потребуют качественного нормативно-правового регулирования, больших финансовых затрат и ответственного отношения чиновников.

Сегодня схемы принятия решений в государственном управлении расплывчаты, что создает основу для коррупции. Огромный бюрократический аппарат нашей страны неповоротлив и неэффективен. «Многие ведомства, особенно в регионах, интеллектуально еще слишком отсталы для обслуживания населения на удаленном доступе. У них «аналоговая» ментальность, им предстоит преодолеть колоссальную «цифровую» пропасть. Например, Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования упорно не принимают электронную отчетность. Налоговая служба и Пенсионный фонд в этом плане, несравненно, более продвинуты». Всё это, в конечном счете, не только подрывает доверие общества к государственным институтам и ведет к огромным финансовым потерям, но и снижает качество административно-управленческих процессов и решений. О необходимости формирования в России электронного правительства убедительно говорит Ефим Малитиков председатель Межгосударственного комитета СНГ: «Подобно глобализации, интернетизация неумолима и неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами. Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять для него самую черную работу. Электронное правительство - неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться, перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничества возрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этому времени будет достигнута и тотальная интернетизация общества. Поверьте, все затраты многократно окупятся экономией времени и нервов огромного числа людей».

Программные средства вынудят госучреждения работать четче и быстрее, ведь каждое обращение должно будет протоколироваться, с той степенью детальности, которая действительно повысит прозрачность государственных органов, что должно положительно сказаться на уровне довериям к ним и отрицательно - на уровне коррупции. Электронный документооборот ускорит и удешевит работу многих ведомств. Руководитель аппарата Правительства Сергей Собянин говорит важности предоставления услуг в электронном виде: «Проект имеет действительно колоссальное социальное значение. Каждый гражданин в течение года обращается в органы госвласти за получением справок. В целом, по оценкам экспертов, таких хождений в год около 300 миллионов в органы госвласти и муниципалитеты».

§3. Проблемы и критика реализации концепции электронного правительства

Как уже упоминалось выше, в 2002 году проект формирования электронного правительства, была определена приоритетной в ФЦП «Электронная Россия». Их реализация началась в 2007 году, но из-за реорганизации правительства в 2008-м году процесс был приостановлен. В 2009-м году работы возобновились ввиду серьёзной критики президента.

Затянувшийся период неопределенности обусловил не лучшие результаты. К осени 2009 года только половина федеральных министерств и ведомств имеют на своих сайтах описание предоставляемых услуг. Информационное развитие в регионах крайне неравномерно. Есть явные лидеры (Тюменская область, ХМАО, Чувашия), территории, где Концепция реализуется частично (Татарстан, Москва, Якутия) и субъекты, где не занимаются информатизацией вообще. "Подходы и стандарты, применяемые в регионах, отличаются кардинально, все эти решения между собой никак не стыкуются, и фактически, чтобы их подогнать, нужно большую часть работы переделывать заново", - говорит член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев.

Слабая межведомственная координация усилий и различные технологические подходы отдельных ведомств так же мешают реализации Концепции. "Сейчас ситуация улучшается, но сформированный совет главных конструкторов, который должен объединить усилия ведомств в этой сфере, представляет собой крайне разрозненное образование", - объясняет ситуацию Илья Понаморёв. Межведомственная разобщённость ведёт так же к дублированию выполняемых работ. Информационные базы персональных данных в системах МДВ, МНС, Пенсионного фонда, ГАС «Выборы» создаются различными ведомствами за государственный счёт, но хранят дублирующую информацию.

Законодательная поддержка "Электронного правительства" заметно отстаёт, необходимые акты принимаются с большой задержкой. В частности, ключевой закон в этой сфере "Об электронном документе" находится в Госдуме с 2004 года, а положение «О системе межведомственного электронного документооборота» было утверждено только 22 сентября 2009 года. Это объясняется тем, что у Правительства нет сформированной позиции по ключевым вопросам в рамках проекта. Думой подготовлен ряд законов, которые уже действуют, но список того, что предстоит сделать всё, ещё велик. В этом числе закон о едином государственном регистре населения и необходимые поправки в закон о госзаказе.

Напрямую смогут обращаться к электронному правительству только те, кто имеют выход в Интернет, - а в России это явное меньшинство населения. Проблему планируется решить с помощью интенсивной "интернетизации" почтовых отделений. Так же электронные услуги могут оказаться дороже обычных. К примеру, возможность сдавать балансы через интернет обходится юридическому лицу ежегодно примерно в десять тысяч рублей - это плата фирме-посреднику за электронную подпись, программное обеспечение и его обслуживание.

Сомнителен выбор господрядчика по созданию структуры электронного правительства, Ростелеком в данном случае не самый удачный вариант. Вот что говорит по этому поводу Пономарев: "Получается, что тому, кто строит автобан, мы поручаем делать автомобили. Нужно разделение: подрядчик, который занимается информационными проектами, и тот, кто будет отвечать за физическую инфраструктуру".

О проблемах в рамках внедрения электронного документооборота говорит президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова: «Проблема в том, что внедрение электронного документооборота происходит по старым стандартам, а его суть сводится лишь к решению задачи ведомственного учета документов. В результате проще становится работать самому чиновнику. Население же и бизнес результатов подобных внедрений на себе никак не ощущают». Президент Ассоциации сетует на то, что на данный момент внедрение электронного документооборота имеет нулевой результат, тогда как на его внедрение ежегодно выделяются десятки миллионов долларов: «Межведомственного электронного взаимодействия, которое и составляет основу столь высокой эффективности электронного документооборота, до сих пор обеспечить не удалось. Буксует проект по предоставлению налоговых деклараций в электронном виде. В таком же состоянии находится проект по предоставлению электронных таможенных деклараций». Так же Ольга Ускова отмечает: «Самое неприятное, что в России существует большое количество инновационных разработок, как нормативных, так и технологических, позволяющих сделать системы электронного документооборота гораздо более эффективными. Об этих разработках неоднократно докладывалось руководству профильных ведомств, но никакой реакции с их стороны не последовало».

Получается, что решение задач по повышению эффективности работы чиновников с помощью формирования электронного правительства, в основном тормозится самими чиновниками и неповоротливостью всей системы государственных органов.

Глава 3. Электронное правительство в зарубежных странах

§1. Концепция электронного правительства за рубежом

На данный момент практически во всех странах мира существуют программы активной «электронификации» государственного аппарата, так называемые, е-Country, что дословно значит «электронная страна». Одним из приоритетных проектов этих программ является создание e-Government, «электронного правительства».

Идея о создании электронного правительства возникла еще в 1990 г. Активную работу по его внедрению ведут многие развитые государства. Главным принципом реорганизации государства стала его сервисная ориентация, которая позволяет реализовать принцип, сформулированный в Великобритании: «Правительство не для себя, правительство для народа».

.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»

Литература:

Монографии:

. Чубукова С.Г. Элькин В.Д. «Основы правовой информатики». Учебное пособие под ред. Проф. В.Д. Рассолова. - М. 2004.

. Серго А.Г. Интернет и право. М. 2003.

Статьи:

1. «Как обезопасить "электронное правительство"?». "Российская газета" - Федеральный выпуск №3507 от 22 июня 2004 г. <http://www.rg.ru/gazeta/rg/2004/06/22.html>

. «Нулевой эффект». "Российская Бизнес-газета" №720 (36) от 22 сентября 2009 г. <http://www.rg.ru/gazeta/biznes/2009/09/22.html>

. «Ничего конкретного». "Российская Бизнес-газета" №715 (31) от 18 августа 2009 г. <http://www.rg.ru/gazeta/biznes/2009/08/18.html>

. «Справка по Интернету». "Российская газета" - Центральный выпуск №4996 (172) от 15.09.09 г. <http://www.rg.ru/gazeta/rg-centr/2009/09/15.html>

. «Справка не требуется». Российская газета. Центральный выпуск №4998 (174) от 17.09.2009 г. <http://www.rg.ru/gazeta/rg-centr/2009/09/17.html>

. Стратегия по автоматизации государственных служб «Электронное правительство», предлагаемая Microsoft

.«Электронное правительство в мире и в России» 15.12.2005. Журнал PC Magazine/Russian Edition.

. «"Электронное правительство": что мешает проекту» 25 сентября, 2009. Тюменская региональная интернет-газета "Вслух.ру" <http://www.vsluh.ru/about/>

. «Электронное правительство - цивилизационная неизбежность». Федеральная газета № 01 (137) 01.2009 г

. «Электронное правительство: приблизить чиновника к гражданину?». Connect! Мир Связи. 11.2004 г.

. «Электронное правительство в Европе и мире». Компьютер-Информ. 2001 год.

Похожие работы на - Электронное правительство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!