Эффективность использования реализации продукции на примере СПК 'Васильевское' Смоленской области Тёмкинского района д. Васильевское

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,91 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эффективность использования реализации продукции на примере СПК 'Васильевское' Смоленской области Тёмкинского района д. Васильевское










Курсовая работа

по экономике организации на тему:

«Эффективность использования реализации продукции на примере СПК «Васильевское» Смоленской области Тёмкинского района д. Васильевское»

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы реализации продукции

.1 Понятие реализации продукции

.2 Договорные отношения предприятия, как правовая основа реализации продукции

.3 Понятие выручки от реализации продукции, и её роль в процессе производства

.4 Анализ реализации продукции

Глава 2. Краткая характеристика природно-экономических условий СПК «Васильевское» Смоленской области Тёмкинского района д. Васильевское

.1 Природно-климатические условия

.2 Специализация и концентрация производства

.3 Обеспеченность и эффективность использования трудовых и материальных ресурсов

.4 Состояние растениеводства и животноводства

.5 Финансовые результаты деятельности предприятия

Глава 3. Реализация продукции

.1 Состояние исследуемого вопроса в СПК «Васильевское»

.2 Эффективность использования реализации продукции

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Именно поэтому очень важно уделять особое внимание учету готовой продукции на предприятии, т.к. это основное звено любого предприятия. В данной дипломной работе рассмотрены основные процессы учета выпускаемой продукции, а также ее реализации. Теоретическая часть представлена с практическими примерами и указанием соответствующих проводок. Примеры оформления основных документов, связанных с учетом готовой продукции, представлены в приложениях.

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Реализация продукции - это поступление изготовленной продукции в народно-хозяйственный оборот с оплатой её по существующим ценам. Реализованной считается продукция, отпущенная за пределы промышленного предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией.

Количественно прибыль от основной (операционной) деятельности предприятия представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других налогов и отчислений из выручки) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Этим и обуславливается актуальность темы.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с реализацией продукции. Исходя из данной цели, мною поставлены следующие задачи:

изучение понятия процесса реализации продукции;

рассмотрение природно-экономических условий предприятия;

анализ реализации продукции предприятия;

предложения по улучшению реализации продукции.

Предметом исследования является реализация продукции, объектом - СПК «Васильевское» Смоленской области Тёмкинского района д. Васильевское. При написании курсовой работы использовались статистический и монографический методы.

Для написания данной работы были использованы следующие материалы: научная литература, учебная литература, годовые отчеты за 2008-2010 года.

Глава 1. Теоретические основы реализации продукции

 

.1 Понятие реализации продукции


Реализация - основной объемный показатель деятельности предприятия. Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Планирование процесса реализации начинается с обеспечения предприятия заказами. На их основе составляется план по номенклатуре, являющийся основанием организации производственного выпуска соответствующих видов продукции. Заказы согласовываются с заказчиками продукции и поставщиками материалов. С покупателями заключаются договоры, в которых указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов [3, с.195].

Согласно статьи 39 «Реализация товаров, работ или услуг» Налогового кодекса РФ: реализацией товаров, работ или услуг организацией <#"519443.files/image001.gif">,

где Тб - базисный темп роста выручки от реализации продукции,

Вn - выручка от реализации продукции за n-ый период,

Во - выручка от реализации продукции за базисный период.

Т ц = ,

где Тц - цепной темп роста выручки от реализации продукции.

,

где Т - средний темп роста выручки,

T1, Т2, Тn - цепные темпы роста выручки за промежуточные периоды.

Объем реализации продукции изменяется под воздействием многочисленных факторов (рис.1). Важнейшими из них являются изменения объема производства продукции и уровня товарности. Уровень товарности (УТ) - это отношение объема реализованной продукции (VРП) к объему ее производства (VВП) в натуральном выражении или в сопоставимых ценах:

УТ=.

Рис.1.Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. На продукцию более высокого качества устанавливаются более высокие цены, и наоборот. При определении влияния качества продукции на изменение среднереализационной цены (отношение выручки от реализации соответствующего вида продукции к объему его продаж) нужно учитывать порядок установления цен в зависимости от качества.

По тем видам продукции, по которым даются надбавки и скидки к цене в зависимости от ее качества, соответствия стандартам, необходимо подсчитать, используя приемные квитанции заготовительных организаций, сумму надбавок и скидок в связи с отклонением от установленного стандарта качества продукции и разделить полученный результат на фактический объем проданной продукции соответствующего вида.

По тем видам продукции, цены на которые устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, расчет влияния качества продукции на изменение средней цены можно произвести способом абсолютных ризниц: изменение удельного веса по каждому сорту умножают на базовый уровень цены единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммируют:

.

Далее оценивается выполнение плана реализации продукции по ассортименту.

Ассортимент - это перечень наименований продукции, работ, услуг, производимых организацией, или перечень товаров, реализуемых торговой организацией.

Различают следующие виды ассортимента:

· полный (с указанием всех видов продукции, производимых организацией);

· групповой (группы однородной продукции, например, молочная продукция, электротовары, верхняя одежда);

· внутригрупповой (указываются виды продукции внутри отдельной группы ассортимента).

Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

План реализации по ассортименту и номенклатуре считается выполненным, если фактический объем реализации выполнен по каждой ассортиментной группе и по каждому виду товаров. Если фактический объем реализации меньше планового хотя бы по одному виду продукции, план по ассортименту в целом по организации считается невыполненным.

Возможны следующие причины невыполнения плана по ассортименту:

· невыполнение плана выпуска продукции;

· отсутствие спроса на продукцию;

· неплатежеспособность покупателей;

· отсутствие транспорта;

· неритмичность снабжения организации сырьем и материалами;

- сбои в производственном процессе и т.д.

 Последствиями невыполнения плана по ассортименту продукции могут быть:

· потеря клиентов,

· недополучение плановой выручки,

· нарушения ритмичности поступления выручки,

· ухудшение ликвидности организации.

Следующий этап - оценка выполнения плана реализации по структуре.

Структура объема реализации - это соотношение отдельных наименований продукции (или ассортиментных групп) в общем объеме реализации.

Если организация реализует неоднородные виды продукции, то структура рассчитывается не по объему продаж, а по выручке (находится удельный вес выручки от отдельных видов продукции в общей сумме выручки).

Изменение структуры продаж оказывает влияние как на выручку от продаж, так и на себестоимость реализованной продукции. Так, увеличение в объеме продаж доли более дорогих изделий приводит к росту выручки, а увеличение доли более затратоемких изделий - к росту себестоимости [10, с. 246 -252].

При анализе объема реализации особое внимание уделяется ритмичности реализации продукции в соответствии с заключенными договорами на поставку.

Под ритмичностью реализации продукции понимается точное соблюдение требований договорных условий (выставление документов на оплату и отгрузка продукции покупателям в строгом соответствии с объемом, ассортиментом и сроками поставки по договорам).

Ритмичность может оцениваться в рамках разных календарных периодов: за час, смену, рабочий день, пятидневку, декаду, месяц, квартал, год. Выбор календарного периода для оценки ритмичности зависит от:

· продолжительности производственного цикла;

· типа производства;

· масштабов производства;

- количества заказов на поставку продукции.

Ритмичность оценивают с помощью прямых и косвенных показателей.

К косвенным показателям ритмичности относятся:

· наличие доплат за сверхурочные работы;

· наличие простоев по вине организации;

· наличие потерь от брака;

· наличие штрафов на несвоевременную отгрузку продукции;

- наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе.

К прямым показателям ритмичности относятся:

.Коэффициент ритмичности, характеризующий уровень выполнения договорных условий по реализации продукции:

,

где Кр - коэффициент ритмичности реализации продукции,

XiO - стоимость реализованной продукции i-гo вида по плану,

Хiн - сумма невыполнения планового задания по продукции i-гo вида.

. Коэффициент вариации, характеризующий, насколько в среднем фактические показатели реализации продукции отклоняются от графика.

3. Числа аритмичности характеризуют уровень отклонений фактических показателей реализации продукции от графика (или плана).

Чем больше число аритмичности, тем хуже ритмичность реализации продукции. Если договорные условия реализации соблюдаются полностью, то сумма чисел аритмичности равна нулю.

Факторы, влияющие на ритмичность хозяйственного процесса, представлены в таблице 1 [7, с.253].

Таблица 1 «Ритмичность хозяйственного процесса»

Ритмичность

| Снабжения

Производства

Отгрузки

Реализации

Соблюдение сроков поставки и качества приобретаемых, материалов

Сбои в производственном процессе, простои

Наличие запасов готовой продукции на складе

Платежеспособность покупателя

Соблюдение ассортимента и объемов поставки материалов

Нарушения технологии производства

Ритмичность производства и выпуска продукции

Сроки прохождения продукции и документов на отгрузку до покупателя

Платежеспособность организации в расчетах с поставщиками

Непроизводительные затраты рабочего времени

Отсутствие спроса на продукцию

Сроки прохождения документов на оплату продукции в банке


Ритмичность снабжения


Ритмичность отгрузки


Нарушение ритмичности хозяйственных процессов имеет экономические последствия:

1.  аритмичность снабжения приводит к сбоям в производственном процессе, невыполнению производственной программы;

2.  аритмичность производства приводит к отсутствию запасов готовой продукции на складе;

3.  аритмичность отгрузки приводит к невыполнению договорных условий по поставке продукции, к штрафам за нарушение сроков поставки;

4.  аритмичность реализации приводит к недополучению выручки, недостатку собственных денежных средств, недополучению прибыли, ухудшению финансового состояния организации [12, с.308-311].

В заключение анализа нужно подсчитать резервы увеличения объема реализации продукции (Р ↑ РП).

Основные источники резервов увеличения объемов продаж:

наращивание объемов производства продукции;

повышение качества товарной продукции;

экономное использование продукции на производственные нужды;

недопущение потерь и порчи продукции.

Резервы первого вида подсчитывают следующим образом: предварительно выявленный резерв увеличения производства продукции (Р ↑ ВП) растениеводства и животноводства за счет конкретных мероприятий умножается на возможный уровень товарности (УТв):

Р ↑ РП=Р↑ ВП*УТв.

Резервами второго вида увеличения объема реализации продукции считаются фактические потери в зачетной массе от продажи низкокачественной продукции.

Резервы третьего вида определяются в процессе анализа использования продукции на внутрихозяйственные нужды за счет недопущения перерасхода семян на 1 га посева по сравнению с нормой высева, повышения эффективности использования кормов, предотвращения потерь продукции в процессе хранения.

Обобщение резервов увеличения объема реализации продукции производится по каждому ее виду (в натуральном измерении) и в целом по хозяйству (в стоимостном измерении).

Предложения по использованию выявленных резервов должны разрабатываться в комплексе мероприятий по освоению резервов увеличения производства продукции [1, с.260 -268].

Глава 2. Краткая характеристика природно-экономических условий СПК «Васильевское» Смоленской области Тёмкинского района д. Васильевское

реализация продукция сбыт продажа

2.1 Природно-климатические условия


СПК «Васильевское» расположено в деревне Васильевское Тёмкинского района Смоленской области.

СПК «Васильевское» организован 24 января 2002 года.

Организационно - правовая форма: сельскохозяйственный кооператив. Форма собственности - частная.

СПК «Васильевское» занимается смешанным сельским хозяйством, а именно растениеводство в сочетании с животноводством.

Основным производственным направлением является животноводства со специализацией по производству молока и мяса крупного рогатого скота, в растениеводстве - производство зерна и кормов для животноводства.

Центральная усадьба - деревня Васильевское, находящийся в километрах от районного центра - поселка Тёмкино.

Климат в Смоленской области, в частности на территории землепользования СПК «Васильевское», умеренно-континентальный со сравнительно теплым летом и умеренно холодной зимой. Среднегодовая температура воздуха колеблется в пределах 40, средняя температура января в пределах -80, среднемесячная температура июля 17-180. Вегетационный период 133-138 дней, с колебаниями в отдельные годы от 105 до 165 дней. Одной из характерных особенностей климата являются поздние весенние заморозки, иногда летние, в начале июня.

Рельеф на территории данного хозяйства равнинный. Почвенный покров на протяжении всей площади представлен дерново-подзолистыми почвами. Рассмотрим размеры производства на примере СПК «Васильевское».

Таблица 1 - Размеры производства СПК «Васильевское»

Показатели

Годы


2008

2009

2010

1. Стоимость валовой продукции, тыс.руб.

4269,8

3754,8

3905,3

2. Стоимость товарной продукции, тыс.руб.

2096

1312

1468

3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

6443, 5

6197,5

6342,5

4. Среднегодовая численность работников, чел.

22

18

18

5. Площадь сельскохозяйственных угодий, га: в т.ч. пашни

874 20

874 20

854 -

6. Поголовье крупно рогатого скота - всего, голов: в т.ч. коров

117 96

110 88

103 88


По данным таблицы видно, что стоимость валовой продукции сельского хозяйства в 2009 году уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 515 тысяч рублей или на 13,7%, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 150,5 тысяч рублей или на 3,9%. Стоимость товарной продукции сельского хозяйства в 2008 году была выше, чем в 2009 году на 784 тысячи рублей или на 59,8%, а в 2010 году она повысилась на 156 тысяч рублей или на 10,6% по сравнению с 2009 годом.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2009 году снизилась на 246 тысяч рублей по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году была выше на 145 тысяч рублей, чем в 2009 году. Из таблицы видно, что среднегодовая численность работников в 2008 году была выше по сравнению с 2009 и 2010годами на 4 человека.

Площадь сельскохозяйственных угодий, так же как и площадь пашни, уменьшилась в 2010 году на 20 гектар. Поголовье крупного рогатого скота с каждым годом уменьшалось на 7 голов, поголовье коров в 2009 году уменьшилось на 8 голов, а в 2010 году осталось таким же.

.2 Специализация и концентрация производства

Специализация производства - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Различают следующие формы специализации:

зональная;

хозяйственная;

внутрихозяйственная.

Концентрация сельскохозяйственного производства представляет собой сосредоточение средств производства, рабочей силы и производства продукции на крупных предприятиях. Усиление концентрации сельскохозяйственного производства - это объективный процесс, обусловленный действием экономического закона превосходства крупного производства перед мелким.

Рассмотрим специализацию СПК «Васильевское».

Таблица 2 - «Размер и структура товарной продукции»

Вид продукции

Стоимость продукции, тыс.руб.

Структура, %


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1. Скот и птица в живой массе-всего: крупный рогатый скот

405 405

185 185

273 273

- 19,3

- 14,1

- 18,6

2. Молоко цельное

1552

1063

1150

74,1

81,0

78,3

3. Прочая продукция животноводства

107

9

17

5,1

0,7

1,2

4. Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

 32

 55

 28

 1,5

 4,2

 1,9

Итого по организации

2096

1312

1468

100

100

100


Стоимость молока в 2009 году уменьшилась на 489 тысяч рублей, или на 46%, а в 2010 году стала выше на 87 тысяч рублей или на 7,6 %, чем была в 2009 году. В 2009 году стоимость крупного рогатого скота по сравнению с 2008 годом была ниже на 220 тысяч рублей, а в 2010 году повысилась по сравнению с 2009 годом на 88 тысяч рублей. Стоимость прочей продукции животноводства в 2009 году резко снизилась на 98 тысяч рублей по отношению к 2008 году, а в 2010 году возросла почти в 2 раза по отношению к 2009 году. Таким образом, можно сделать вывод, что стоимость продукции в целом по предприятию в 2008 году была выше, чем в 2009 году, на 784 тысяч рублей, а в 2010 году на 156 тысяч рублей.

Структура товарной продукции 2008 года позволяет выявить, что на долю стоимости молока приходится 74,1%. На втором месте - стоимость крупного рогатого скота(19,3%), третье место занимает стоимость прочей продукции животноводства (5,1%). А в 2009 и 2010 годах на третьем месте находится продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде, на долю стоимости, которой соответственно приходится 4,2% и 1,9%.

Коэффициент специализации в 2008 году равен 0,6, это указывает на высокий уровень специализации. В 2009 году коэффициент специализации составил 0,7,значит, идет речь об очень высоком уровне специализации. В 2010 году высокий уровень специализации равный 0,6.

.3 Обеспеченность и эффективность использования трудовых и материальных ресурсов

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом. Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Они включают все трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет для женщин и от 16 до 60 лет для мужчин, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве (работающие пенсионеры и школьники)

Таблица 3 - Показатели наличия рабочей силы и использования рабочего времени

Показатели

Годы


2008

2009

2010

1. Среднегодовая численность работников, чел:

22

18

18

в т.ч. работники, занятые в сельскохозяйственном производстве:

18

17

17

из них: трактористы-машинисты

5

5

5

операторы машинного доения

4

3

4

скотники крупного рогатого скота

3

3

3

служащие

5

5

4

из них: руководители

1

1

1

специалисты

4

4

3

Работники, занятые в подсобных промышленных предприятиях и промыслах

 4

 1

 1

2. Отработано рабочего времени всего, тыс. чел - час:

41

30

28

в т.ч. в растениеводстве

8

5

4

в животноводстве

20

14

15

3. Отработано одним работником за год:




дней

266,2

238,1

222,2

часов

1863,6

1666,7

1555,6

4. Средняя продолжительность рабочего дня, час

7

7

7

5. Уровень использования возможного годового фонда рабочего времени, %

 0,625

 0,772

 0,588


На основании показателей данной таблицы видно, что в 2008 году число работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, было больше, чем в 2009 и 2010 годах, на 1 человека. Отработано рабочего времени в 2008 году в сравнении с 2009 годом на 9 тысяч человеко-часов больше, а в 2010 году еще меньше на 2 тысячи человеко-часов. При этом одним работником в 2008 году было больше чем в 2009 году на 196,9 часов больше, а в 2010 году отработано меньше еще на 111,1 часов. Уровень использования возможного годового фонда рабочего времени в 2009 году превысил показатель 2008 года на 0,147 %, а в 2010 году был меньше на 0,184 %.

Материальные ресурсы - совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.

Рассмотрим обеспеченность материальными ресурсами на предприятии.

Таблица 4 - Обеспеченность основными фондами и эффективность их использования

Показатели

Годы


2008

2009

2010

1. Фондообеспеченность, тыс. руб.

7,4

7,1

7,4

2. Фондовооруженность, тыс.руб.

292,9

344,3

352,4

3. Фондоотдача, руб.

662,7

605,9

615,7

4. Фондоемкость, руб.

1509,1

1650,6

1624,1

5. Рентабельность использования основных фондов, %

-9,9

-14,8

-7,8


Исходя из данных таблицы, фондообеспеченность 2009 года уменьшилась на 0,1 тысячу рублей по сравнению с фондообеспеченностью 2008 и 2010 годов. Фондовооруженность 2009 года превышала фондовооруженность 2008 года на 51,4 тысяч рублей, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 8,1 тысячу рублей. Фондоотдача в 2009 году уменьшилась на 56,8 рублей, а в 2010 году увеличилась на 9,8 рублей. В 2009 году фондоемкость возросла по сравнению с 2008 годом на 141,5 рубль, а в 2010 году она уменьшилась на 26,5 рублей. Рентабельность использования фондов в 2008 году была выше, чем в 2009 году, на 4,9%, а в 2010 году повысилась еще на 2,1%.

.4 Состояние растениеводства и животноводства

Растениеводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием сельскохозяйственных культур. Растениеводство включает полеводство, овощеводство, садоводство, виноградарство, производство кормов, лесоводство.

Рассмотрим размер посевных площадей СПК «Васильевское».

Таблица 5 - Размер и структура посевных площадей

Наименование сельскохозяйственных культур

Площадь, га

Структура, %


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Зерновые и зернобобовые

20

20

-

-

-

-

в т.ч. яровые

20

20

-

2,3

2,3

-

Многолетние травы

854

854

854

97,7

97,7

100

Посевная площадь всего, га

874

874

854

100

100

100

Коэффициент использования пашни под посев

 43,7

 43,7

 -

 Х

 Х

 Х


Изучив размер и структуру посевных площадей, можно сказать о значительном удельном весе многолетних трав во всех трех годах, их доля составила 97,7%. Вторыми по структуре, после многолетних трав, идут зерновые и зернобобовые культуры: на их долю приходится 2,3% всей посевной площади. Коэффициент использования пашни под посев в 2008 и 2009 годах был одинаковый, а в 2010 году пашня вообще не использовалась.

Урожайность - количество растениеводческой продукции, получаемой с единицы площади.

Рассмотрим валовой сбор и урожайность сельскохозяйственных культур.

Таблица 6 - Валовой сбор и урожайность основных сельскохозяйственных культур

Наименование сельскохозяйственных культур

Валовой сбор, ц.

Урожайность, ц/га


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Зерновые и зернобобовые

170

170

-

-

-

-

в т.ч. яровые

170

170

-

8,5

8,5

-

Многолетние травы:

10860

8040

3000

-

-

-

на сено

4000

3600

3000

4,7

4,2

3,5

на зеленую массу

6860

4440

-

8,0

5,2

-

Проанализировав показатели данной таблицы, делаем вывод о том, что валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2008 и 2009 годах был одинаковым, а в 2010 году он вообще не проводился. Валовой сбор многолетних трав с каждым годом уменьшался, в 2009 году уменьшился на 2820 центнеров, а в 2010 году еще на 5040 центнеров. И них на зеленую массу собирались травы только в 2008 и 2009 годах, при этом в 2008 году больше, чем в 2010 году, на 2420 центнеров.

Животноводство - отрасль сельского хозяйства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5> для производства животноводческих продуктов.

Рассмотрим состояние животноводства в СПК «Васильевское».

Таблица 7 - Состояние животноводства

Показатели

Годы


2008

2009

2010

1. Среднегодовое поголовье коров: в т.ч. крупный рогатый скот

 117

 110

 103

2. Валовое производство молока, ц

1941

1442

1216

3. Удой молока от одной коровы, кг

2021,9

1638,6

1381,8

4. Общий прирост живой массы, ц

19

11

17

5. Прирост живой массы на одну среднюю голову в год, кг

90,5

50

113,3

6. Среднесуточный прирост, г

247,9

136,9

310,4

7. Выход приплода, гол: телят на 100 коров

 91

 76

 81


В ходе анализа таблицы, мы видим, что среднегодовое поголовье крупного рогатого скота с каждым годом уменьшалось. В 2009 году оно снизилось на 7 голов, а в 2010 еще на 7 голов. Из-за этого и валовое производство молока снижалось с каждым годом, в 2009 году оно снизилось на 499 центнеров, а в 20109 году еще на 226 центнеров. Удой молока от одной коровы в 2008 году был выше на 383,3 килограмма, чем в 2009 году, а в 2010 году он снизился еще на 256,8 килограмм. В 2009 году прирост живой массы на одну среднюю голову был ниже, чем в 2008 и 2010 годах, на 40,5 и 63,3 килограмм соответственно. Причем, среднесуточный прирост в 2009 году был ниже среднесуточного прироста 2008 и 2010 годов на 111 и 173,5 грамма соответственно. Выход приплода в 2008 году превышал выход приплода 2009 года на 15 голов, а в 2010 году он был на 5 голов выше, чем в 2009 году.

.5 Финансовые результаты деятельности предприятия

Финансовые ресурсы - это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления.

Рассмотрим основные финансовые результаты СПК «Васильевское».

Таблица 8 - Окупаемость производства основных видов продукции

Вид продукции

Выручено от реализации, тыс.руб.

Полная себестоимость, тыс.руб.

Результат: прибыль, убыток (-), тыс.руб.

Окупаемость затрат, %


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1. Скот и птица в живой массе-всего:

405

185

273

560

314

322

-155

-129

-49

72,3

58,9

84,8

крупный рогатый скот

405

185

273

560

314

322

-155

-129

-49

72,3

58,9

84,8

2. Молоко цельное

1552

1063

1150

2120

1881

1616

-568

-818

-466

73,2

56,5

71,2

3. Прочая продукция животноводства

107

9

17

10

-

7

97

9

10

1070

-

242,9

4. Продукция животноводства собственного производства

 32

 55

 28

 49

 32

 18

 -17

 23

 10

 65,3

 171,9

 155,6

Итого:

2096

1312

1468

2739

2227

1963

-643

-915

-495

76,5

58,9

74,8



Данная таблица дает нам сведения об окупаемости производства основных видов продукции. Мы видим, что выручка от реализации в 2008 году превосходит выручку в 2009 году на 784 тысяч рублей, а 2010 по сравнению с 2009 годом она возросла на 156 тысяч рублей. Полная себестоимость в 2009 году стала ниже полной себестоимости 2008 года на 512 тысяч рублей, а в 2010 году стала еще ниже на 263 тысячи рублей. Исходя из полученных данных, делаем вывод о том, что организация понесла убытки во всех трех годах: в 2008 году в размере 643 тысяч рублей, в 2009 году - 915 тысяч рублей и в 2010 году - 495 тысяч рублей. Убыток связан с тем, что выручка от реализации была меньше полной себестоимости продукции.

Окупаемость затрат всего по организации составила в 2008 году 76,5%, в 2009 году - 58,9% и в 2010 году - 74,8%, то есть, окупаемость в 2009 году сократилась в 1,3 раза, а в 2010 году повысилась в 1,3 раза. Причем, в 2008 году большая часть по окупаемости затрат приходится на прочую продукцию животноводства и составляет 1070%. Второе место по окупаемости затрат занимает молоко, на его долю приходится 73,2%.На третьем месте стоит крупный рогатый скот, его окупаемость затрат равна 72,3%. В 2009 году на первом месте находится окупаемость продукции животноводства собственного производства (171,9%), на втором месте - окупаемость крупного рогатого скота (58,9%), а на третьем месте - окупаемость молока (56,5%). В 2010 году значительная часть окупаемости затрат также приходится на производство прочей продукции животноводства, она равна 242,9%. На втором месте - окупаемость затрат продукции животноводства собственного производства (155,6%). Третье место занимает окупаемость затрат на крупный рогатый скот (84,8%).

Глава 3. Реализация продукции

.1 Состояние исследуемого вопроса в СПК «Васильевское»

Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

Рассмотрим количество реализованной продукции СПК «Васильевское».

Таблица 1 - Количество реализованной продукции, ц.

Наименование продукции

Годы


2008

2009

2010

1. Скот и птица в живой массе - всего:

127

39

48

в т.ч. крупный рогатый скот

127

39

48

2. Молоко цельное

1849

1538

1165

3. Прочая продукция животноводства

20

2

12

Итого

1996

1579

1225

В 2008 году всей реализованной продукции было больше, чем в 2009 году, на 417 центнеров. А в 2010 году она снизилась еще на 354 центнера. При этом большую часть занимает реализация молока, на втором месте - реализация крупного рогатого скота, а на третьем - реализация прочей продукции животноводства.

Цена реализации - цена, по которой продается или реализуется товар.

Рассмотрим средние цены реализации продукции в СПК «Васильевское».

Таблица 2 - Средние цены реализации, руб.

Наименование продукции

Годы


2008

2009

2010

1. Скот и птица в живой массе - всего:

3190

4740

5690

в т.ч. крупный рогатый скот

3190

4740

5690

2. Молоко цельное

840

690

990

3. Прочая продукция животноводства

5350

4500

1400


Цена реализации крупного рогатого скота в 2008 году составила 3190 рубль за центнер, в 2009 году она повысилась на 1550 рублей, а в 2010 году она повысилась еще на 950 рублей за центнер. Самая низкая цена на молоко была в 2009 году, а в 2008 и 2010 годах она была выше на 150 и 300 рублей за центнер соответственно. Цена на прочую продукцию животноводства с каждым годом снижалась, в 2009 году она понизилась на 850 рублей за центнер, а в 2010 году еще на 3100 рубль.

Данные различия в ценах реализации продукции связаны, прежде всего, с изменением качества продукции. Чем выше качество продукции, тем соответственно и выше цена. Цена реализации зависит также и от затрат на производство продукции: чем ниже издержки производства, тем по более низкой цене производитель будет продавать свой продукт.

Кроме того, конкуренция тоже значительно влияет на цену товара. Если у фирмы много конкурентов в производстве товара или услуг, то у нее есть необходимость поддерживать низкую цену - иначе потребитель купит у конкурента.

Следует отметить, что цена на сельскохозяйственную продукцию также меняется в зависимости от спроса.

Уровень товарности - это отношение объема реализованной продукции к объему ее производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Рассмотрим уровень товарности на предприятии СПК «Васильевское».

Таблица 3 - Уровень товарности продукции

Вид продукции

Валовая продукция, ц

Товарная продукция, ц

Уровень товарность, %


Годы

Годы

Годы


2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

1. Скот и птица в живой массе-всего:

 117

 110

 103

 127

 39

 48

 108,5

 35,5

 46,6

крупный рогатый скот

 117

 110

 103

 127

 39

 48

 108,5

 35,5

 46,6

2. Молоко цельное

2021,9

1638,6

1381,8

1849

1538

1165

91,4

93,9

84,3

3. Прочая продукция животноводства

 -

 -

 -

 20

 2

 12

 -

 -

 -

Итого:

2138,9

1748,6

1484,8

1996

1579

93,3

91,3

83,0


Из данных таблицы видно, что самый высокий уровень товарности в целом по предприятию был в 2008 году, он составил 93,3 %. В 2009 году он понизился на 2 %, а 2010 году снизился еще на 8,3 %.

.2 Эффективность использования реализации продукции

Реализация продукции является завершающей стадией в деятельности любого товаропроизводителя. От того, насколько грамотно организован сбыт в каждом конкретном случае, зависят финансовые результаты всей деятельности предприятия. Можно иметь передовую технологию, высокопродуктивный скот и высокоурожайные сельскохозяйственные культуры, эффективную организацию производства и при этом нести существенные потери в выручке и прибыли из-за отсутствия должного внимания к процессу реализации.

Объем реализованной продукции, ее структура и ассортимент непосредственно влияют и на себестоимость продукции, и на выручку от реализации. Следовательно, возникает необходимость повышения реализации продукции для эффективного функционирования и развития предприятия.

Для эффективного использования реализации продукции СПК «Васильевское» необходимо:

. расширение номенклатуры реализуемой продукции. Применительно к уже функционирующему предприятию расширение номенклатуры выпускаемой продукции возможно только по двум направлениям: за счет выпуска новой (ранее не производимой на данном предприятии) продукции или за счет совершенствования (модернизации или модификации) уже выпускаемой продукции либо оказываемой услуги;

. максимизация цены, по которой реализуется продукция или оказывается услуга. Возможность увеличения цены реализации продукта или услуги напрямую зависят от спроса и предложения продукции предприятия на рынке. Важнейшее значение здесь имеет следующее: действует ли предприятие в условиях конкурентной борьбы или занимает монопольное положение. Результатом монопольного положения является практически ни чем не ограниченная возможность увеличения цены реализации продукта или услуги и, как следствие, прибыли. Что касается возможности увеличения цены реализации продукта в условиях конкурентной борьбы, то здесь для анализа целесообразно использовать модель "продукт - рынок", из которой отчетливо видно, что возможность увеличения цены реализации продукта существует в том случае, если предприятие осуществляет выпуск новою продукта на старый рынок (временное монопольное положение) или нового продукта на новый рынок, а также старого продукта на новый рынок;

. минимизация затрат на изготовление и реализацию единицы продукции. Снижение затрат на изготовление и реализацию единицы продукции возможно только двумя путями: либо за счет мобилизации резервов уже используемой технологии, либо за счет освоения новой технологической цепи или новых элементов в старой технологической цепи. При этом имеется в виду как освоение новой техники, технологии, так и новых методов организации и управления производством и сбытом продукции;

. максимизация объемов реализации продукции. Следует отметить, что увеличение объемов реализации продукции или услуги в наименьшей степени, чем ранее рассмотренные направления максимизации прибыли предприятия, зависит от усилия предприятия, хотя и имеются определенные рычаги воздействия на потребительский спрос. Здесь можно выделить два основополагающих направления: увеличение объемов реализации старой (уже выпускаемой на данном предприятии) продукции и новой продукции. В свою очередь, увеличение объемов реализации старой продукции возможно за счет проведения комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на стимулирование сбыта (реклама, лотереи, конкурсы, распродажа и т. д.), выход на новые рынки со старой (для данного предприятия) продукцией, а также за счет повышения потребительской привлекательности продукции. В данном случае под потребительской привлекательностью имеется в виду совокупность параметров продукции, отражающих ее способность удовлетворять как уже существующие, так и новые, в том числе скрытые (неосознанные) требования (запросы) потребителей. В свою очередь, потребительская привлекательность включает этакие элементы, как цена продукции, качество и дополнительные функции продукции. Повышение потребительской привлекательности будет означать привлекательное с точки зрения потребителей изменение вышеозначенных элементов.

Выводы и предложения

На развитие и эффективность производства в сельскохозяйственных предприятиях огромное влияние оказывают реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты. Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, он позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда членов коллектива и другими кредиторами. Если не обеспечен своевременный и выгодный сбыт, то очень сложно, а часто и невозможно расширять производство продукции. Исходя из этого, в современных условиях велико значение реализации продукции и получение финансовых результатов от деятельности сельскохозяйственных предприятий.

В 2008 году всей реализованной продукции было больше, чем в 2009 году, на 417 центнеров. А в 2010 году она снизилась еще на 354 центнера. При этом большую часть занимает реализация молока, на втором месте - реализация крупного рогатого скота, а на третьем - реализация прочей продукции животноводства.

Из данных таблицы видно, что самый высокий уровень товарности в целом по предприятию был в 2008 году, он составил 93,3 %. В 2009 году он понизился на 2 %, а 2010 году снизился еще на 8,3 %.

Соответственно, предприятию необходимо проделать работу с целью укрепления своих позиций на рынке.

Одним из факторов, влияющих на финансовое состояние организации, является ритмичность процесса реализации. От степени ритмичности зависит полнота и своевременность получения выручки от продаж, наличие штрафных санкций за нарушение договоров и, в конечном итоге, платежеспособность организации.

Важнейшим фактором, влияющим на объем реализации, является качество продукции. Качество во многом определяет уровень конкурентоспособности продукции. Оценка качества дается на основе индивидуальных, обобщающих и косвенных показателей.

Следует уделить особое внимание развитию служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспортировке продукции, так как от их правильного функционирования зависит конечный результат деятельности предприятия. Также надо тщательно подходить к корректировке производственной программы предприятия, которая производится по данным анализа объемов продаж и резервов увеличения реализации продукции.

Список использованной литературы

1.      Фалько С.Г. Экономика предприятия: [Текст]: Учебник/под ред. С.Г.Фалько/ - М.: Дрофа, 2006.- 367 с.

.        Волкова Н.А. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий: [Текст]: Учебник /под ред. Н. А. Волковой/ - М.: КолосС, 2005. - 240 с.

.        Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: [Текст]: Учебник для вузов/под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара/ - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2007. - 670 с.

.        Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа:учебник. -М.: Финансы и статистика, 1996 г.

.        Жиделева В.В. Экономика предприятия: [Текст]: Учебное пособие /под ред В. В. Жиделевой/ - М.:ИНФРА-М, 2010. - 133с.

.        Киреева Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: [Текст]: Учебное пособие/под ред. Н. В. Киреевой/ - М.: Издательский дом «Социальные отношения», 2006. - 512 с.

.        Коротнев В.Д. Организация и управление производством: [Текст]: Учебник /под ред. В. Д. Коротнева/ - М.: КолосС, 2005. - 464с.

.        Налоговый кодекс РФ .- Мн.: Школа предпринимателя «Амалфея»., 1994 - 123 с.

.        Пласкова Н.С. Экономический анализ: [Текст]: Учебник/под ред. Н.С. Пласковой/ - М.: Эксмо, 2007. - 704 с.

.        Савицкая Г.В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий: [Текст]: Учебник /под ред. Г.В. Савицкой /- М.: ИНФРА-М,2007. - 368с.

.        Сафронов Н.А. Экономика предприятия (организации): [Текст]: Учебник /под ред.Н. А.Сафронова/ - Москва: Экономистъ,2004. - 251 с.

Похожие работы на - Эффективность использования реализации продукции на примере СПК 'Васильевское' Смоленской области Тёмкинского района д. Васильевское

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!