Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,49 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Читинский филиал










ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по дисциплине Уголовное право

Тема: Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ И ЕГО ОСНОВАНИЯ

.1 Условно-досрочное освобождение как вид освобождения от наказания

.2 Сущность условно-досрочного освобождения от наказания и основания для условно-досрочного освобождения

.3 Основания для отмены условно-досрочного освобождения

.4 Проблемы в законодательстве об условно-досрочном освобождении

Глава II. ПОРЯДОК УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫХ

.1 Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания

.2 Порядок освобождения осужденных и обязанности администрации в трудовом и бытовом устройстве освобожденного

.3 Оказание помощи освобождаемым осужденным и контроль за ними

.4. Социальная поддержка как средство предотвращения рецидивной преступности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Уголовное право, решая поставленные перед ним задачи и выполняя свои многочисленные функции, не может носить хаотичный характер. Если исходить из общей теории права, нормы права только тогда приобретают признаки отраслей права, если содержат внутреннюю системность и взаимообусловленность. Эта системность и взаимообусловленность достигается путем установления общих начал, т.е. принципов. Действующий Уголовный Кодекс Российской Федерации закрепляет пять таких принципов: законности, равенства перед законом, вины, справедливости, гуманизма.

В данной работе первым четырем принципам не будет уделено должного внимания, так как условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является одной из отраслей института освобождения от уголовного наказания, основанием для появления которого стал принцип гуманизма.

Принцип гуманизма неразрывно связан с принципом справедливости. В широком смысле гуманизм можно понимать как обеспечение гуманистических устоев, защиту прав и свобод человека и гражданина в обществе и государстве. В узком смысле - это гуманное отношение к преступникам, которое выражается прежде всего в закрепленном уголовно-исполнительным законодательством требовании строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестоко обращения с осужденными. В соответствии с ч.2 ст.7 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или уничтожение человеческого достоинства».

Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Порядок применения к осужденным, например, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия детально регламентирован в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Но все же помимо всего прочего принцип гуманизма заключается прежде всего в признании ценности каждого человека и его жизни. В честности, принцип гуманизма выражается в том, что уголовная мера, влекущая существенное ущемление прав лица, совершившего преступление, преследует единственную цель - оградить интересы других правопослушных граждан от преступного посягательства. Более того, к виновному лицу должна быть применена минимально необходимая мера наказания. С этих позиций следует признать гуманным положение, согласно которому малозначительное деяние не влечет за собой уголовной ответственности.

Гуманизм уголовно-исполнительного права имеет двоякий смысл: необходимо, с одной стороны, охранять общество от преступных посягательств и в связи с этим стремиться к достижению целей частной и общей превенции, с другой - осуществлять принудительную ресоциализацию преступника. С учетом этого обстоятельства, определяя правовое положение осужденных уголовно-исполнительный закон гласит: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний».

Данная работа направлена на детальное и глубокое изучение института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Условно-досрочное освобождение представляет собой предусмотренное законом право освобождения от дальнейшего отбывания наказания осужденным, уже отбывшим часть назначенного судом наказания.

В работе также будут затронуты такие вопросы как: основания для условно-досрочного освобождения и его отмены, порядок условно-досрочного освобождения. Необходимое внимание будет уделено социальной адаптации и поддержки освобожденных осужденных, будут затронуты проблемы рецидивной преступности.

Необходимыми источниками для написания данной работы явились прежде всего: Конституция РФ, УК РФ, УИК РФ, УПК РФ и другие нормативно-правовые акты и законы, позволяющие регламентировать основные положения данной работы в соответствии с законом РФ.

Для более детального и глубокого научного подхода были использованы авторские источники, такие как: Учебное пособи по уголовному праву под редакцией С.Г.Ласточкиной и Н.Н.Хохловой; Уголовное право России под редакцией А.Н.Игнатова, Ю.А.Красикова; Российское уголовное право под редакцией А.И.Рарога; также различные комментарии и многое другое. Также использовались различные материалы судебной практики. Для научного исследования и широкого обзора данной темы использовались также периодические издания: «Российская газета», пенитенциарный журнал «Преступление и наказание», журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы» и др., а также необходимым источником явилась сеть Интернет.

Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания имеет важное значение для перевоспитания осужденных, сокращения случаев совершения повторных преступлений, способствует достижению целей наказания и тем самым содействует борьбе с преступностью.

Уголовное наказание - это не лучшее средство разрешения социальных проблем, поэтому государство исходит из объективно существующей тенденции экономии применения уголовно-правового принуждения к своим гражданам. Введение разнообразных оснований освобождения от наказания является проявлением указанной тенденции, и как следствие является свидетельством реализации принципа гуманизма в уголовном праве, уголовной политике, законодательстве и правоприменении.

Значение института условно-досрочного освобождения от наказания определяется тем, что его наличие стимулирует исправление осужденных, а также дает возможность не применять наказание в тех случаях, когда необходимость в достижении стоящих перед ним целей отсутствует.

Глава I. ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ И ЕГО ОСНОВАНИЯ

1.1 Условно-досрочное освобождение как вид освобождения от наказания

Видов освобождения от наказания значительное множество, но их можно классифицировать по различным основаниям. Так, например, по степени предопределенности освобождение от наказания может быть обязательным и факультативным.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является факультативным, т.е. применение данного вида освобождения от наказания составляет не обязанность, а право суда, который учитывает при этом характер и тяжесть совершенного преступления, характер и размеры причиненного вреда (ущерба), личность виновного и все обстоятельства совершенного преступления. То есть осужденный должен убедить суд, что больше не нуждается в дальнейшем отбывании соответствующего наказания, поскольку цели его применения достигнуты.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания относится к условным видам освобождения от наказания. Условность условно-досрочного освобождения состоит в том, что на лицо, освобождаемое от отбывания наказания, возлагаются в течение неотбытой части наказания. Данные обстоятельства указаны в ч.5 ст.73 УК РФ: «Не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированно органа, осуществляющего исправление осужденного; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семьи».

При условно-досрочном освобождении испытательный срок не устанавливается, но в качестве такового выступает неотбытая часть наказания. Исчисление этого срока осуществляется с момента вынесения судом определения об условно-досрочном освобождении.

При невыполнении условно-досрочно освобожденным возложенных судом обязанностей в течение неотбытой части срока наказания, условно-досрочное освобождение может быть судом отменено.

Условно-досрочное освобождение является одним из распространенных видов освобождения от наказания, точнее сказать является самым распространенным видом освобождения от наказания. Условно-досрочное освобождение может быть применено к лицам, совершившим любые преступления и не ограничено какими-либо категориями осужденных. Условно-досрочное освобождение может применяться к лицам, отбывающим наказание в виде: исправительных работ, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, то есть всех основных видов наказания срочного характера. При этом лицо может быть освобождено полностью или частично от отбывания дополнительного наказания, например, от запрещения заниматься определенной деятельностью.

Во многом определяющим критерием является, в частности, поведение осужденного в период отбывания наказания. Кроме того, осужденному необходимо отбыть (в зависимости от категории совершенного преступления) установленную законом часть срока наказания. Как установлено в УК РФ: «Фактически отбытый срок наказания лишения свободы не может быть менее шести месяцев».

Даже пожизненное лишение свободы по закону не является препятствием к применению условно-досрочного освобождения:

«Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы, применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление условно-досрочному освобождению не подлежит».

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного к пожизненному лишению свободы повторное внесение представления может иметь место не ранее, чем по истечении трех лет со дня принятия судом решения об отказе.

1.2 Сущность условно-досрочного освобождения от наказания и основания для условно-досрочного освобождения

Сущность института освобождения от уголовного наказания заключается в том, что по предусмотренным законом основаниям, лицо, совершившее преступное деяние, может быть освобождено судом досрочно от дальнейшего отбывания частично отбытого осужденным к этому времени наказания, назначенного по приговору суда.

Необходимо обратить внимание на то, что только суд вправе освободить от дальнейшего отбывания наказания, лицо, совершившее преступное деяние.

Вот как об этом гласит действующий Уголовный Кодекс РФ:

«Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания».

Данный вид освобождения от уголовного наказания носит условный характер, что обуславливает выдвижение при освобождении определенных требований, подлежащих соблюдению освобождаемым лицом, нарушение которых может повлечь за собой отмену освобождения.

Значение института условно-досрочного освобождения от наказания определяется тем, что его наличие стимулирует исправление осужденных, а также дает возможность не применять наказание полностью (т.е. какую-то его часть) в тех случаях, когда надобность в достижении стоящих перед ним целях отсутствует.

Основания освобождения представляют собой совокупность юридических фактов, при наступлении которых рассматривается вопрос об освобождении от наказания. Однако основания освобождения представляют собой не просто юридические факты, а элементы научно основанной и законодательно закрепленной системы освобождения от уголовного наказания. Выпадение одного из оснований может дезорганизовать всю систему освобождения от уголовного наказания либо существенно снизить ее эффективность.

В зависимости от правовых последствий выделяются основания для условно-досрочного освобождения, применение которых обуславливается соблюдением осужденным установленных законом правил поведения. В качестве таковых закон определил: несовершение новых преступлений, выполнение новых преступлений, выполнение возложенных судом обязанностей, соблюдение общественного порядка.

Главным основанием условно-досрочного освобождения от наказания является фактическое отбытие осужденным определенного законом срока наказания.

«Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освободившемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено».

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

б) утратил силу

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Исходя из этого следует, что если социальная справедливость восстановлена и осужденный исправился до истечения срока назначенного наказания, то дальнейшее исполнение наказания становится нецелесообразным.

Материальным основанием условно-досрочного освобождения является утрата осужденным общественной опасности и возможность его исправления без полного отбытия назначенного наказания.

Возможность окончательного исправления без полного отбытия назначенного наказания определяется с помощью таких критериев, как примерное поведение осужденного и его добросовестное отношение к исполнению обязанностей, вытекающих из приговора суда и режима отбываемого наказания. Суд, делая вывод о возможности исправления осужденного, руководствуется учетом данных о его поведении и отношении к исполнению обязанностей за весь период отбывания наказания, а не за время непосредственно предшествующее рассмотрению вопроса об условно-досрочном освобождении.

Для того, чтобы решить, утратил ли осужденный общественную опасность, необходимы сведения о его поведении во время отбывания наказания, его отношении к труду и исполнению обязанностей (характеристика), отсутствие взысканий, наличие поощрений (лист взысканий и поощрений), необходимо знать и указать в ходатайстве на имя председателя суда, осознал ли осужденный свою вину или нет, раскаивается или не раскаивается в содеянном преступлении, наличие исполнительного листа (есть или нет), необходима справка из бухгалтерии исправительного учреждения о наличии иска и выплат по исковому заявлению. Необходимо отметить, что характеристику на осужденного готовит начальник отряда, в котором осужденный отбывает наказание. Готовя характеристику, начальник отряда пишет вывод встал осужденный на путь исправления и не нуждается в дальнейшем отбывании срока наказания; не встал осужденный на путь исправления и нуждается в дальнейшем отбывании срока. Положительный вывод пишется в том случае, если: нет взысканий или они погашены сняты поощрениями), нет иска или иск осужденный гасит за срок наказания (ведет выплату по исполнительному листу). Отрицательный вывод пишется в том случае, если есть не снятые (непогашенные взыскания), не выплачивается иск. Ходатайство осужденного рассматривается в 10-дневный срок на административной комиссии, на которой делается вывод целесообразно условно-досрочное освобождение или нецелесообразно.

В тех случаях, когда условно-досрочно освобожденный в период срока неотбытого наказания не совершит нового преступления и полностью выполнит условия, определенные ему судом, то он признается полностью отбывшим определенное ему наказание и в последствии считается осужденным к тому сроку, который он фактически отбыл.

1.3 Основания для отмены условно-досрочного освобождения

Основаниями для отмены условно-досрочного освобождения от наказания могут выступать различные обстоятельства.

«Если в течение оставшейся неотбытой части наказания:

а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было положено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению специализированных органов, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания;

б) осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;

в) осужденный совершил умышленное преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст.70 УК РФ по этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно-досрочное освобождение».

Совершение умышленного преступления в течение неотбытой части наказания является безусловным основанием для отмены условно-досрочного освобождения, в случае совершения нового умышленного преступления (в том числе и небольшой степени тяжести), суд назначает осужденному наказание по совокупности приговоров.

«1) При назначении наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда;

) Окончательное наказание по совокупности приговоров, в случае, если оно менее строгое, чем лишение свободы, не может превышать максимального срока или размера, предусмотренного для данного вида наказания Общей частью УК РФ;

) Окончательное наказание по совокупности приговоров в виде лишения свободы, не может превышать тридцати лет;

) Окончательное наказание по совокупности приговоров должно быть больше как наказания, назначенного за вновь совершенное преступление, так и неотбытой части наказания по предыдущему приговору суда;

) Присоединение дополнительных видов наказаний при назначении наказания по совокупности приговоров производится по правилам, предусмотренным ч.4 ст.69 УК РФ» - «при совокупности преступлений к основным видам наказаний могут быть присоединены дополнительные виды наказаний. Окончательное дополнительное наказание при частичном или полном сложении наказаний не может превышать максимального срока или размера, предусмотренного для данного вида наказания Общей частью УК РФ».

Суд вправе сохранить либо отменить условно-досрочное освобождение с учетом личности виновного и его поведения, а также в зависимости от характера и тяжести нового преступления, совершенного по неосторожности в течение неотбытой части наказания. В случае сохранения условно досрочного освобождения назначается и исполняется только наказание за новое преступление, а неотбытая часть наказания по предыдущему приговору продолжает выполнять роль испытательного срока при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

В случае же отмены условно-досрочного освобождения назначается наказание по совокупности приговоров, как и при совершении нового умышленного преступления.

Если осужденный злостно уклоняется от исполнения возложенных на него обязанностей, условно-досрочное освобождение может быть отменено только по представлению государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно-досрочного освобожденного («контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждении. В обязанность суда входит каждый раз проверять обоснованность такого представления, если установлено, что уклонение от исполнения обязанностей продолжалось после письменного предупреждения, сделанного уголовно-исполнительной инспекцией, и носило злостный характер, либо что условно-досрочно освобожденный скрылся от контроля и его место нахождение неизвестно более тридцати дней, то суд выносит определение об отмене условно-досрочного освобождения и об исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

При отказе суда в условно-досрочном освобождении повторное внесение в суд представления об условно-досрочном освобождении может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения определения суда об отказе.

Иногда в работе исправительных учреждений могут быть случаи, когда лица условно-досрочно освобожденные и осужденные к ограничению свободы, возвращены или направлены в исправительные учреждения в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ч.11 ст.175 УИК РФ «Отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания», в этих случаях данные категории лиц могут быть вновь представлены к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отмене условно-досрочного освобождения.

Кроме того, необходимо отметить, что в данный момент Управлением Исполнения наказания (далее УИН) внедряется и широко афишируется новая служба по правам человека в уголовно-исполнительной системе. Служба обладает определенной самостоятельностью при решении вопросов, касающихся нарушения прав человека, и подчинена непосредственно начальнику управления. В правозащитную функцию службы входят мероприятия по контролю за соблюдением прав человека, проверка деятельности исполнительных учреждений совместно с органами прокуратуры. Так, например, любой осужденный может обратиться к помощнику начальника УИН по правам человека с жалобой о нарушении прав при решении администрацией исправительной колонии (далее ИК) допроса о его уголовно-досрочном освобождении. После изучения материалов дела данный осужденный может быть восстановлен в правах и освобожден условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания, в том случае, если действительно будут установлены нарушения. Этот новый институт не только осуществляет контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы, но и противодействует инсинуациям в этой сфере.

1.4 Досрочно освобождать достойных

По данным статистики в пределах одного автономного округа условно-досрочное освобождение было применено к более чем 8 тысячам осужденных к лишению свободы, а по отбытии всего срока наказания освободилось в два с лишним раза меньше в период с 2001 г. По 2003 г. Для сравнения: в 1994 году условно-досрочное освобождение применено в отношении 129 осужденных к лишению свободы, в 1995 году - к 263, в 1996 году - к 389 осужденным.

Вероятно, на приведенную статистику в первую очередь влияют не успехи в деле исправления осужденных, а либерализация уголовного законодательства, в том числе институтов условно-досрочного освобождения. УК РФ в отличие от УК РСФСР не содержит перечня запретов на условно-досрочное освобождение, Федеральным законом от 09.03.2001 г. №25 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс» значительно приближены сроки для условно-досрочного освобождения, снято требование о необходимости отбывать наказание в облегченных условиях, Федеральным законом от 08.12.2003 г. №162 смягчены санкции за ряд преступлений, что для многих приблизило условно-досрочное освобождение. Изменен (упрощен) и порядок обращения в суд с соответствующим ходатайством: если раньше об условно-досрочном освобождении перед судом могла ходатайствовать лишь администрация учреждения (органа), исполняющего наказание, то 26.11.2002 г. Конституционный суд РФ в постановлении №16-П указал, что осужденный также вправе лично обращаться в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении.

Законом от 08.12.2003 г. Установлено, что суды рассматривают материалы об условно-досрочном освобождении по ходатайству только осужденных или (и) их защитников. В ряде исправительных учреждений имеют место факты злоупотребления этим правом со стороны некоторых осужденных, которые, зная о соответствующих требованиях закона, направляют суду свои ходатайства об условно-досрочном освобождении задолго до отбытия необходимой части наказания или не желают соблюдать шестимесячный срок после судебного отказа в условно-досрочном освобождении, буквально забрасывая вопреки ст.175 УИЕ РФ суды все новыми и новыми повторными ходатайствами.

Указанный шестимесячный срок необходимо выдерживать также в случаях судебного отказа в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.175 УПК) и в переводе в колонию-поселение. Это обусловлено требованиями ст.392 УПК РФ об обязательности судебных решений (в том числе связанных с отказом в удовлетворении подобных ходатайств). Думается, что неправильно поступают те суды, которые в таких случаях рассматривают обращения осужденного повторно и снова мотивированно, по существу, оставляют его без удовлетворения. Правильней отказывать в его рассмотрении - в знак уважения к ранее вынесенному судебному решению. Обращаться с аналогичными просьбами в суды и те, кто имеют неснятые (непогашенные) дисциплинарные взыскания, не взирая на то, что согласно ст.114 УИК РФ к таковым может быть применен только один вид поощрения - досрочное снятие взыскания.

Видимо, с учетом вышеупомянутых тенденций уголовного законодательства многие осужденные воспринимают досрочное освобождение как обязанность государства пишут жалобы на отказы судов в его применении. Однако по смыслу ст.79, 80 УК РФ суд применяет условно-досрочное освобождение лишь в случае, если придет к убеждению, что лицо больше не нуждается в изоляции от общества - прежде всего в силу его безупречного поведения и добросовестного отношения к своим обязанностям в период отбывания наказания.

Ведь не случайно же такое освобождение названо законодателем условно-досрочным: лицо может быть досрочно освобождено от дальнейшего отбывания наказания лишь при наличии указанных в законе условий. При негативном поведении возможна и отмена условно-досрочного освобождения.

Наблюдения показывают, что практически все осужденные клянутся суду, рассматривающему вопрос о досрочном освобождении от отбывания наказания, что впредь будут «чтить Уголовный кодекс».

Но судебная статистика последнего десятилетия на этот счет тревожная, т.е. есть тенденция совершения преступлений условно-досрочно освобожденными в период неотбытой части наказания.

Судебную практику по условно-досрочному освобождению нельзя назвать единообразной. Некоторые суды применяют условно-досрочное освобождение лишь при примерном поведении и добросовестном отношении осужденного к своим обязанностям за весь срок (большую его часть) отбытого наказания (включая и период предварительного заключения, обращая особое внимание на злостные нарушения режима, при безусловном признании своей вины по приговору. Предпочтение отдается тем, кто имеет минимум судимостей. Другие суды смотрят на то, чтобы в последний перед освобождением год не было нарушений режима, даже если осужденный ранее злостно его нарушал. В нашей стране доля «отказных» судебных решений по исправительным колониям общего режима незначительна. В ИК строгого режима суды в условно-досрочном освобождении отказывают более активно, мотивируя это тем, что большую часть срока лицо нарушало режим; новое преступление совершено после условно-досрочного освобождения в течение неотбытой части наказания или вскоре после амнистирования (помилования); многократными судимостями и минимальным интервалом между ними; уклонениями от возмещения ущерба, причиненной преступлением, по исполнительным листам; нежеланием признать вину в преступлении и раскаяться; лицо не имеет поощрений; тяжестью преступления; нерешенностью вопросов о трудовом и бытовом устройстве после освобождения; отсутствием социальных связей; значительным остатком неотбытого срока наказания. Некоторые суды, отказывая в досрочном освобождении от наказания, учитывают и интересы потерпевших, которые совместно проживали с осужденным и стали жертвами истязания, его жестокости, агрессии, пьянства и т.п., особенно когда ситуация усугубляется отсутствием у виновного другого и возражением потерпевших против такого освобождения.

Как правило, суды приводят совокупность указанных мотивов и неохотно применяют его к тем кто, отбыв скажем, полгода-год (причем половину - в СИЗО), требуют немедленно применить условно-досрочное освобождение, мотивируя свою позицию лишь отсутствием взысканий, что далеко не всегда свидетельствует об исправлении осужденного. Это порой объясняется элементарной предусмотрительностью: ведь за нарушения режима могут последовать дисциплинарные меры. Некоторые осужденные систематически нарушают режим и за год-полтора до наступления условно-досрочного освобождения «исправляются», а на суде «козыряют» отсутствием (погашением) взысканий.

Отказы в досрочном освобождении обусловлены стремлением не допустить рецидива преступлений - особенно в период неотбытой части наказания.

Некоторую путаницу в судах вызывают вопросы, связанные с отнесением ряда преступлений, квалифицированных по старому УК, к категории преступлений - против жизни и здоровья.

Статья 15 УК РФ, регулирующая данный вопрос, отсылает к санкциям нового (а не старого) УК.

При такой двойственности регулирования одни суды, классифицируя указанные убийства, предусмотренные старым УК, как тяжкие преступления и соответственно применяют условно-досрочное освобождение после отбытия лицом половины срока наказания, другие суды рассматривают их как особо тяжкие преступления и соответственно применяют условно-досрочное освобождение после отбытия лицом не менее 2/3 срока наказания (ст.15, 79 УК РФ).

Вопрос о возможности применения или неприменения условно-досрочного освобождения должен решаться в соответствии с законом, действующим в данный момент, а не с законом, действовавшим в момент осуждения (совершения преступления).

Согласно закону суды вправе с целью закрепления результатов исправительного воздействия возложить на лицо обязанности: материально поддерживать семью, не посещать определенные места; трудоустроиться в определенный срок; в ночное время находиться дома (особенно если преступления совершались ночью), кроме случаев работы; возместить ущерб по исполнительным листам и др. Данный опыт заслуживает поддержки, хотя некоторые суды и рассматривают подобные ограничения как нарушения прав осужденных. Но ст.55 Конституции РФ позволяет на основании федерального закона ограничивать права одних в целях защиты других лиц, а ст.103 УИК обязывает осужденных трудиться. К тому же весьма злободневна проблема злостного уклонения от возврата денежных долгов жертвам преступлений, сокрытие имущества от описи. В исправительных учреждениях возможности взыскивать долги весьма ограничены из-за низкой заработной платы и «остаточного» принципа таких учреждений. Поскольку злостное уклонение от исполнения вышеупомянутых обязанностей дает суду право отменить условно-досрочное освобождение (п. «а», ч.7 ст.79 УК РФ), то соответствующая угроза может стать рычагом воздействия и на должников. Поэтому представляется, что перечисленные обязанности необходимо применять как при условно-досрочном освобождении, так и при условном осуждении.

Практика показывает, что многие осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии строгого и общего режима, не дают согласие на перевод в колонию-поселение в порядке ст.78 УИК РФ. Это в значительной мере объясняется их нежеланием трудиться и отсутствием навыков к труду. В колонии-поселении условно-досрочное освобождение надо непременно заработать; на строгом и общем режимах многие трудом не охвачены, а условно-досрочно освобождаются. Для осужденных за особо тяжкие преступления сроки в смысле возможности условно-досрочного освобождения и перевода в колонию-поселение совпадают, поэтому они стремятся именно к условно-досрочному освобождению (пусть даже с нескольких попыток) и не желают переводиться в колонию-поселение, где к тому же надо привыкать к новым сотрудникам исправительного учреждения. Кроме того, институт перевода в колонию-поселение в отличие от института условно-досрочного освобождения и замены наказания содержит ряд ограничений (запретов): в ИК общего режима для такого перевода необходимо отбывать наказание в облегченных условиях; не подлежат переводу в колонию-поселение, в частности, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; не прошедшие обязательного лечения и др.

Возникает также проблема в решении такого вопроса: когда применять условно-досрочное освобождение, а когда замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания. По смыслу ч.1 ст.79 УК РФ, если суд признает, что лицо больше не нуждается в дальнейшем отбывании наказания, то оно подлежит условно-досрочному освобождению (что вполне логично). Однако для замены остатка наказания законодатель не предусмотрел подобных однозначных требований: согласно ст.80 УК РФ суд с учетом поведения осужденного может (но не обязан) произвести такую замену.

Отмеченная разница, думается, означает необходимость дифференцированного подхода: в зависимости от достигнутых результатов исправительного воздействия применяется условно-досрочное освобождение (когда нет необходимости в дальнейшем отбывании наказания): и возможна замена остатка наказания более мягким видом наказания (когда цели наказания еще не достигнуты).

Бесспорно, уловить соответствующую тончайшую грань и не ошибиться (кто «созрел» для условно-досрочного освобождения, а кто лишь для замены наказания) в подобных ситуациях весьма проблематично. В качестве своеобразного «зонда» выступает опыт и даже интуиция судей. Большая ответственность за конечный результат ложится на администрацию учреждений и органов, исполняющих наказание, поскольку именно она готовит заключение о целесообразности (нецелесообразности) досрочного освобождения осужденного от наказания.

Безусловно необходимо помнить и знать, что условно-досочное освобождение - это право, а не обязанность суда, и применять его нужно только к достойным.

Глава II. ПОРЯДОК УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫХ

.1 Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания

Реформа уголовно-исполнительной системы России, проведенная в настоящее время, направлена, прежде всего, на приведение системы в соответствие с международными стандартами, гуманизацию порядка исполнения и условий отбывания уголовных наказаний, обеспечение законных прав и интересов осужденных в процессе отбывания наказания.

Именно этому способствуют изменения, внесены в Уголовно-исполнительный кодекс РФ Федеральным законом №162 от 08 декабря 2003 года. Этим изменениями существенно расширяются права осужденных, уточняются некоторые правовые нормы, вызвавшие ранее спорные суждения и приводившие порой к неоднозначному их толкованию.

Кардинальным образом изменен порядок обращения осужденных с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Теперь осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться напрямую в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, в ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, участвовал в общественной жизни колонии, состоял в различных самодеятельных организациях и трудился на производстве, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Данное ходатайство осужденный должен подавать через спецчасть учреждения или органа, исполняющего наказание. Администрация учреждения не позднее чем в десятидневный срок после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении направляет его в суд вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться сведения о поведении осужденного, его отношение к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию.

В случае отказа судом в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания повторное внесение в суд соответствующего ходатайства или представления может быть не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в условно-досрочном освобождении от наказания. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденному к пожизненному лишению свободы повторное обращение с ходатайством может иметь место не ранее чем по истечении трех лет со дня вынесения постановления об отказе.

Отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Условно-досрочно освобожденные могут вновь обращаться с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отмене условно-досрочного освобождения.

Для использования в практической деятельности 17.05.04 Главным управлением Министерства юстиции начальникам исправительных учреждений были направлены методические рекомендации о применении ст.175 УИК РФ, о порядке подготовки, рассмотрения и направления в суд материалов об освобождении от отбывания наказания.

Президентом РФ и правительством страны в последние годы ведется целенаправленная работа по гуманизации уголовно-исполнительной политики и практики исполнения уголовных наказаний, сокращение законодательными методами численности граждан в местах лишения свободы улучшении условий их содержания, Государственной Думой Федерального Собрания РФ были приняты федеральные законы от 8 декабря 2003 г. №161 «О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ» и №162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ», которыми укреплены гарантии прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества, а также расширены права осужденных, в том числе в вопросах досрочного освобождения из мест лишения свободы.

Этими законами внесены изменения в ст.175 УИК РФ. Данные рекомендации были разработаны в помощь сотрудникам исправительных учреждений для решения вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы, к подготовке и направлению в суд соответствующих документов.

Для обеспечения права осужденных на условно-досрочное освобождение сотрудниками исправительных учреждений ведется постоянная разъяснительная работа о порядке обращения через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, непосредственно в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Также разъясняется, что аналогичным правом обращения в суд с ходатайством об условно-досочном освобождении пользуется адвокат или законный представитель осужденного.

Основанием для подготовки и направления в суд характеристики на осужденного для решения вопроса об условно-досрочном освобождении является обращение осужденного или его адвоката (законного представителя) в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении в соответствии со ст.175 УИК РФ. При этом обязательным условием является фактическое отбытие осужденным части срока наказания установленнойст.79, 93 УК РФ.

В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также могут содержаться иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.

На осужденного, подавшего ходатайство об условно-досрочном освобождении, начальник отряда (старший воспитатель) оформляет характеристику, в которой должны содержаться подробные сведения о личности, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения. В случае непосредственного обращения в суд адвокаты (законного представителя) осужденного с ходатайством об условно-досрочном освобождении характеристика на осужденного оформляется по запросу суда.

В характеристике при положительном мнении делается вывод о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, обосновывая его в соответствии с требованиями законодательства, а при отрицательном мнении, что осужденный для своего исправления нуждается в дальнейшем отбывании наказания также обосновывая этот вывод.

Характеристика подписывается начальником отряда (старшим воспитателем), согласовывается с заместителем начальника исправительного учреждения по воспитательной работе, начальниками отделов оперативного, безопасности, психологом, социальным работником и утверждается начальником исправительного учреждения.

Освобождение от отбывания наказания влечет за собой отмену всех правоограничений составляющих содержание уголовного наказания. Вместе с тем, согласно ст.179 УИК РФ «лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость».

2.2 Порядок освобождения осужденных и обязанности администрации в трудовом и бытовом устройстве освобожденного

Порядок освобождения зависит от вида наказания. В случае условно-досрочного освобождения процедура освобождения зависит от поступления соответствующего документа об освобождении, в данном случае таким документом является постановление суда об условно-досрочном освобождении.

Досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня. Необходимо отметить, что задержка с освобождением даже по просьбе осужденного (нет родственников, негде остановиться, дождаться транспорта и т.п.) является грубым нарушением законности со всеми вытекающими для администрации негативными последствиями.

Необходимо обратить внимание на проблему процедурного характера. Допустим, суд первой инстанции вынес решение об условно-досрочном освобождении осужденного. Не согласный с этим прокурор принес на него кассационное представление. В соответствии со ст.391 УПК РФ это приостанавливает вступление решения суда в законную силу (до рассмотрения дела кассационной инстанцией). Подлежит ли осужденный немедленному освобождению из мест лишения свободы? В связи с законодательным пробелом суды по-разному решают этот вопрос: одни, действуя по процессуальной аналогии (ст.311, 391 УПК РФ), освобождают их незамедлительно, другие - ждут решения вышестоящего суда, мотивируя тем, что закон не содержит прямых указаний о незамедлительном освобождении, а также тем, что решение еще не вступило в законную силу. Также по-разному решается вопрос о том, когда следует фактически освобождать осужденных из мест лишения свободы: одни суды ждут вступления решения суда об условно-досрочном освобождении в законную силу, другие освобождают незамедлительно (в соответствии со ст.173 УИК РФ осужденные освобождаются в день поступления в исправительное учреждение копии судебного решения).

Администрация обязана освободить осужденного в соответствии с требованиями закона и оказать ему помощь в устранении возникших обстоятельств.

Администрация учреждения, исполняющего наказания, обязана:

) уведомить органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях;

) провести с осужденным воспитательную работу в целях подготовки его к освобождению;

) разъяснить осужденному его права и обязанности.

При освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи, деньги, ценности, личные документы и ценные бумаги, а также документы о его трудовой деятельности (где должна содержаться запись о включении времени работы в исправительном учреждении в общий трудовой стаж) В справке об освобождении указываются сведения: об основании освобождения; времени отбывания наказания; задолженность по исполнительным листам, конечный пункт следования освобожденного и сумма денежного пособия, если оно выдавалось. По просьбе освобождаемого ему выдается характеристика.

Освобождаемому также выдается справка об оплачиваемой работе, в которой указываются: количество календарных недель за двенадцать месяцев, предшествовавших освобождению, в течение которых осужденный имел оплачиваемую работу, его рабочая специальность и разряд, размер среднего заработка за последние два месяца работы. Такая справка служит основанием для определения размера пособия по безработице. При наличии оснований с освобождаемым производятся все необходимые расчеты, в том числе ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

Паспорт освобождаемого, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки. При отсутствии указанных документов, а также если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта, расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

У освобождаемых осужденных должна быть уверенность в завтрашнем дне, в связи с этим хочется внести предложение о взаимодействии исправительных учреждений с фондом социально-трудовой реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Основной задачей такого фонда должно являться оказание помощи гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, в освоении профессии, трудоустройстве, представлении временного жилья, если люди в этом нуждаются. Главной целью данного фонда должно быть не просто проведение отдельных акций, а создание системы, позволяющей бывшим осужденным адаптироваться на свободе. Ведь нередко бывает так: человек освобождается - и не знает, что делать, как поступить в том или ином случае. Не может устроиться на работу, своевременно получить документы, не ощущает необходимой поддержки. В конечном итоге - вновь совершает преступление и попадает в колонию.

Не секрет, что в основе рецидива преступлений лежит не только неспособность освободившегося из мест лишения свободы человека принять новые правила общежития, но и недостаточная поддержка государства в решении его социально-бытовых проблем, в том числе связанных с трудоустройством.

В целях повышения эффективности социальной защиты граждан, освободившихся из исправительных учреждений, существует необходимость заключения соглашения о взаимном сотрудничестве управления исполнения наказаний с департаментом Федеральной государственной службы занятости населения. Также необходимо создание в исправительных учреждениях действующих справочно-консультативных пунктов. Их деятельность должна быть направлена на разъяснение осужденным порядка трудового и бытового устройства после освобождения, профессионального обучения, возможностей службы занятости, переподготовки, других вопросов.

В целях оказания адресной помощи при трудоустройстве граждан, освободившихся из мест лишения свободы и относящихся к категории лиц, особо нуждающихся в социальной защиты, УИН при активном содействии Департамента федеральной государственной службы занятости населения должно внедрить такую форму работы, как поведение в исправительных учреждениях ярмарок вакансий рабочих мест.

Данные ярмарки должны проводиться в рамках программы содействия занятости населения и организовываться совместно с управлением исполнения наказаний, департаментом ФГСЗН и городскими центрами занятости населения. На них должны быть приглашены представители работодателей, формироваться группы специалистов по вопросам трудоустройства, профобучения и профконсультирования, приготовлено методическое обеспечение, наглядный и учебный материал.

Финансирование расходов УИН Минюста России, связанных с организацией ярмарок вакансий, должно производиться центрами занятости за счет средств федерального бюджета.

Проведение таких ярмарок вакансий позволит значительно расширить возможности трудоустройства лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, путем оказания или конкретной адресной помощи в трудоустройстве, услуг по психологической поддержке, предоставления информации о состоянии рынка труда и рабочей силы, специальностях, пользующихся спросом на рынке труда.

2.3 Оказание помощи освобождаемым осужденным и контроль за ними

Восстановление правового статуса освобождаемого до статуса обычного гражданина в основном зависит от поведения самого лица, для того, чтобы заново обустроиться на свободе ему необходима помощь.

Так, например, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше шестидесяти лет и осужденные женщины старше пятидесяти пяти лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

Характерно, что российским пожилым людям свойственны чувство гордости и патриотизма. Называя голод, нищету, унижения и лишения самыми тяжелыми обстоятельствами своей жизни, находящиеся в местах лишения свободы пенсионеры, привязаны к своей стране и не мыслят жизни в другой, более благополучной. Ни один из них не согласился бы доживать свой век в комфортабельном интернате за рубежом для пожилых людей, если бы такая возможность представилась.

В целях способствования освобожденным в адаптации к условиям жизни открытого общества особенно при выходе на свободу, а также из соображений гуманности и профилактика правонарушений им оказывается материальная помощь в разных формах. В соответствии со ст.181 УИК РФ:

) Осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, установленном Правительством РФ;

) При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством РФ;

) Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производится администрацией учреждений, исполняющего наказание;

) При освобождение от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц;

) Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до шестнадцати лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц, либо работника исправительного учреждения.

Статья 182 УИК продублировала конституционно закрепленные права граждан на труд, жилище, получение социальной помощи. Отдельные положения указанных норм нашли закрепление в иных законах и нормативно правовых актах. Например, в период вынужденной безработицы лицо, освобождаемое от наказания и зарегистрированное в службе занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от его среднего заработка в период отбывания наказания, но должен быть не менее МРОТ.

Сложным вопросом является бытовое устройство освобождаемы, не имеющих собственного жилья.

Наличие у осужденного жилой площади до осуждения, согласие проживающих там на регистрацию и отмена ограничений в ней служат основанием для возвращения его и для проживания по прежнему месту жительства.

В целях решения жилищных вопросов освобождаемых, в ряде регионов созданы центры социальной реабилитации, предназначенные в том числе и для решения вопросов временного проживания лиц, не имеющих жилья. Существует еще не вполне сложившаяся система социальных учреждений. Такими учреждениями являются: социальные дома (ночлежки); приемки-распределители, созданные при управлении внутренних дел административно-территориальных единиц; дома-интернаты специального типа.

В крупных городах (особенно в мегаполисах) где проживает большое количество лиц без определенного места жительства, существуют и значительно большие возможности для создания социальных учреждений и организаций социальной помощи. Так, в системе органов социальной защиты населения Москвы функционируют 12 приютов на 1600 мест, при этом свободными всегда остаются около 500 мест. Вместе с тем в большинстве областных центров (не говоря о районных) социальные приюты не созданы вообще.

Нет нужды доказывать, что развитие сети данных учреждений необходимо: жизнь показывает, что проблема бездомности с годами не только не исчезает но и приобретает все большую актуальность. Причины, отчасти объясняющие этот факт состоят в следующем.

Во-первых, чтобы устроиться на временное жительство в данное учреждение, необходимо предъявить справку об освобождении из мест лишения свободы, паспорт, какой-либо иной документ (удостоверяющий личность), которые есть далеко не у всех желающих устроиться в приют.

Во-вторых, необходимо пройти тщательный медицинский осмотр: зачастую главная причина, по которой отказывают в населении даже на ночь, - это наличие заразных болезней.

Криминогенная направленность личности, отсутствие квалифицированной психологической и медицинской помощи, неважные социально-бытовые условия, другие факторы в общей совокупности служат источником асоциального поведения бывших осужденных.

Специфика правового положения лиц освобожденных от наказания, заключается в том, что определенное время они находятся под контролем как со стороны органов государства, так и со стороны общественности.

В соответствии со ст.83 УИК РФ контроль за освобожденными от отбывания наказания осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами

Такой контроль в юридической литературе носит название «криминологического», «профилактического» и «постпенитенциарного».

«Контроль за поведении лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений».

Но все же острой проблемой остается то, что так и не создан специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно, и правомочный инициировать перед судом вопрос об отмене условно-досрочного освобождения.

В то же время согласно ст.10 закона «О милиции» милиция обязана контролировать в пределах своей компетенции поведение освобожденных из мест лишения свободы. С учетом возникшего пробела, видимо, она вправе и инициировать перед судом вопрос об отмене условно-досрочного освобождения. Представляется, что из-за чрезмерной загруженности основной работой этот контроль является малоэффективным.

2.4 Социальная поддержка как средство предотвращения рецидивной преступности

Среди причин роста рецидивной преступности значительное место занимают недостатки в решении вопросов социальной реабилитации лиц, освободившихся из исправительных учреждений.

Необходимость улучшения этой работы признало и руководство страны, о чем свидетельствует состоявшаяся 27 апреля 2005 года встреча Президента РФ В.В.Путина с председателями Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. На ней, в частности, обсуждался вопрос осуществления контроля за поведением и адаптацией граждан, освободившихся из мест лишения свободы.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что почти каждый третий из них утратил социально полезные связи, нуждается в трудовом и бытовом устройстве, материальной, медицинской и иной помощи. В первую очередь перед ними встают вопросы: где жить куда устроится на работу, на чью поддержку можно рассчитывать

Что же побуждает таких граждан совершать новые преступления, Во-первых, это отсутствие либо недостаточное количество денежных средств, необходимых на первое после освобождения время. По закону освобождаемые обеспечиваются деньгами лишь на проезд к месту жительства и на питание в пути. Им также может быть выдано единовременное денежное пособие в размере не менее одного МРОТ. Совершенно очевидно, что если у таких людей не было накоплений, то на эти деньги долго не поживешь. Ждать, что государство завтра резко увеличит размер пособий, выдаваемых при освобождении, не приходится А вопросы социальной адаптации и снижения рецидивной преступности надо решать сегодня.

Вот почему в сложившейся ситуации и в соответствии с законодательством необходимо предоставить каждому осужденному возможность самому заработать деньги, чтобы жить на них какое-то определенное время после освобождения.

Порядок и организация привлечения осужденных не оплачиваемому труду определены Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами.

Однако проблема полного трудоустройства освободившихся по прежнему существует и решается не так динамично, как хотелось бы. Принимаемые меры по увеличению количества рабочих мест пока в целом не решают проблемы. Недостаточное внимание уделяют ей органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Между тем, в ст.4 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» содержится норма, обязывающая создавать учреждениям, исполняющим наказание, условия для деятельности осужденных и привлечения их к труду.

Необходимо принять комплексную программу содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы стабилизации производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений. Так, в частности, данной программой должно открытие в исправительных учреждениях филиалов учебных заведений.

Сегодня большая часть осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, вообще не имеют никаких профессий и специальностей, по которым они могли бы работать и в колонии, и после освобождения

Поэтому недостаточное внимание государства к решению проблем их бытового и трудового устройства является другой серьезной причиной, побуждающей бывших осужденных к совершению новых преступлений.

В действовавшем до 1997 года Исправительно-трудовом Кодексе РСФСР существовала статья 104, которая обязывала органы исполнительной власти на местах не позднее 15-дневного срока со дня обращения за содействием в трудоустройстве обеспечивать работой лиц, освобожденных от отбывания наказания, а в необходимых случаях предоставлять им жилую площадь.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ такой нормы, к сожалению, нет, ст.182 УИК лишь закрепляет право осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на трудовое и бытовое устройство, а также на получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ.

Однако всем, кто знаком с рассматриваемой проблемой, ясно, что приведенные положения закона носят декларативный характер и не подкреплены ни материальными ресурсами, ни соответствующей нормативной базой. Представляется, что эти жизненно важные вопросы следует решать на региональном уровне, искать и находить различные формы оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Это может быть, например, создание для тех, кто не имеет жилья, специализированных общежитий, рассчитанных на непродолжительное проживание в них. За это время освобожденные осужденные могут подыскать себе постоянное или временное жилье.

Другой путь решения данной проблемы - создание специфических учреждений, оказывающих осужденным боле широкую помощь. Имеются в виду центры социальной адаптации, в которых им предоставлялось бы не только временное жилье, но и оказывалось содействие в трудоустройстве, а также материальная, правовая и медицинская помощь

И, наконец, постпенитенциарная помощь не возможна без участия различных общественных организаций, объединений и фондов. В этой работе неоценимую роль могли бы сыграть и представители религиозных конфессий, которые весьма охотно идут на оказание моральной, психологической поддержки лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Если, например, до середины 1997 года в Исправительно-трудовом Кодексе РСФСР существовала целая глава, посвященная вопросам наблюдения за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также ст.107, предусматривавшая установление административного надзора за определенной категорией лиц, освободившихся из мест лишения свободы, то в нынешнем УИК РФ этому вопросу посвящена всего лишь одна 183 статья.

Однако до сих пор в РФ такого законодательства нет, за исключением пункта 18 ст.10 Закона РФ «О милиции», в которой закреплена обязанность органов внутренних дел контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными условно-досрочно, установленных для них в соответствии с законом ограничений.

Конечно, проблема борьбы с рецидивной преступностью боле сложна и многогранна. Но даже затронутые аспекты позволяют сделать вывод о том, что не только правоохранительные органы, но и ораны власти, местного самоуправления, руководители частных и государственных предприятий, общественные формирования, научные работники, все, кто обеспокоены состоянием правопорядка в стране, должны серьезно задуматься над тем, как помочь людям, освободившимся из мест лишения свободы, что нужно сделать для предотвращения новых преступлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принцип гуманизма впервые был четко сформулирован в ст.7 действующего Уголовного Кодекса, и присущ отечественному уголовному законодательству. В соответствии с данной статьей уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека, а наказание и иные меры уголовно-правового характера не имеют своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Принцип гуманизма в уголовном праве проявляется в появлении такого института, как Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Его предмет составляет предусмотренное законом право суда освободить лицо, признанное виновным в совершении преступления от дальнейшего отбывания наказания, если оно уже отбыло часть назначенного по приговору суда наказания.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания составляет исключительную прерогативу суда.

Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания имеет важное значение для перевоспитания осужденных, сокращения случаев совершения повторных преступлений, способствует достижению целей наказания и тем самым содействует борьбе с преступностью.

Достижение задач уголовно-правовой охраны личности, общества и государства возможно не только посредством применения жестких санкций за совершение преступлений, но и путем отказа в некоторых случаях от наказания лиц, характеризующихся невысокой степенью опасности.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является одним из наиболее часто применяемых видов освобождения от уголовного наказания. Оно заключается в том, что при наличии указанных в законе оснований суд вправе освободить осужденное лицо от наказания до окончания определенного приговором срока под определенным условием.

Решение об условно-досрочном освобождении принимает только суд в случаях, когда будет доказано, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Целью рассматриваемого вида освобождения от наказания является стимулирование позитивного поведения лиц, отбывающих наказание.

С учетом поведения лица и тяжести совершенного преступления в УК РФ установлены определенные сроки по отбытии которых возможно условно-досрочное освобождение: не менее одной трети срока наказания (за преступления небольшой и средней степени тяжести); не менее половины срока наказания (при осуждении за тяжкое преступление); не менее двух третей наказания (при совершении особо тяжкого преступления). Для несовершеннолетних условно-досочное освобождение применяется после фактического отбытия: не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление; не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания возможно и в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы по отбытии ими двадцати пятилетнего срока, если суд признает, что в дальнейшем отбывании наказания необходимости нет.

При условно-досрочном освобождении испытательный срок не устанавливается, но в качестве такового выступает неотбытая часть наказания. Исчисление этого срока осуществляется с момента вынесения судом определения об условно-досрочном освобождении.

Также при условно-досрочном освобождении суд может возложить на освобождаемого определенные обязанности: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного; не посещать определенные места; пройти (или завершить, если начато) курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семьи и т.п.

При невыполнении условно-досрочно освобожденным осужденным возложенных на него судом обязанностей в течение неотбытой части срока наказания, условно-досрочное освобождение может быть судом отменено. Такое же последствие может иметь место и при совершении условно-досрочно освобожденным нарушения общественного порядка, за которое на него было возложено административное взыскание, а также при совершении им в тот период неосторожного преступления. Во всех этих случаях органы, осуществляющие контроль за поведением условно-досрочно освобожденного, передают в суд представление, рассмотрев которое суд может вынести решение об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. Вместе с тем в этих случаях суд не лишен права вынести решение о сохранении условно-досрочного освобождения.

Органами, осуществляющими контроль за условно-досрочно освобожденными, являются специализированные государственные органы, а в отношении военнослужащих командование воинских частей и учреждений.

Безусловным основанием для отмены условно-досрочного освобождения является совершение условно-досрочно освобожденным в течение неотбытой части срока умышленного преступления. В этих случаях суд, назначив наказание за совершенное преступление, определяет окончательное наказание по совокупности приговоров (ст.70 УК РФ).

В те случаях, когда условно-досрочно освобожденный в период неотбытой части наказания не совершит нового преступления и полностью выполнит условия, определенные ему судом, то он признается полностью отбывшим определенное ему наказание и в последствии считается осужденным к тому сроку, который он фактически отбыл.

Необходимое внимание уделяется также порядку освобождения осужденных и в первую очередь социальной адаптации и реабилитации, а также предотвращению рецидивной преступности.

При организации социальной работы среди осужденных к лишению свободы немаловажным является определение основной цели и средств ее достижения - только при этом условии она содержит в себе разумный смысл и способна объединять людей. Социальная работа только тогда наполнена разумным содержанием, когда преследует цель социализации личности преступника. При этом имеющиеся у него асоциальные черты должны исправляться и замещаться социально ценными свойствами, присущими воспитанному человеку. В этом смысле процесс социализации личности преступника полностью совпадает с процессом его исправления, под которым следует понимать воспитание у правонарушителя правопослушного поведения.

Лица, преступившие закон и отбывающие уголовное наказание в пенитенциарных учреждениях, характеризуются одним общим социальным признаком - неправомерным поведением, которое в конечном итоге и является причиной преступных проявлений. Это свидетельствует о недостаточном социальном и, в частности, нравственном воспитании гражданина.

Каждое преступление можно рассматривать как асоциальное или безнравственное поведение.

На фоне общего роста «тюремного населения», происходящего в европейских странах, достигнутые в России результаты проводимой уголовно-исполнительной политики рассматриваются европейским сообществом как значительное продвижение вперед, опыт сокращения числа осужденных изучается на международном уровне.

Гуманизация уголовного законодательства и системы исполнения наказаний привели к увеличению числа условно-досрочно освобожденных осужденных.

Безусловно, проанализированный институт условно-досрочного освобождения от наказания необходим. Надо освобождать досрочно тех для кого тюрьма не является «домом родным» кто совершил преступление в силу случайного стечения обстоятельств. Но когда речь идет о тех, чья биография - сплошной срок наказаний, прерываемый лишь на короткое время, необходимы взвешенность и индивидуальный подход, всестороннее изучение личности. Досрочное освобождение право, а не обязанность суда, и применять такое поощрение следует только к достойным.

Давно назрела необходимость в руководящих разъяснениях по данным вопросам пленума Верховного суда РФ, так как судебную практику в этой области нельзя назвать единообразной.

условный досрочный освобождение наказание

БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Конституция РФ. Официальный текст «Российская газета» от 12 декабря 1993 г.

2.      Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.

.        Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.

.        Уголовный кодекс РФ. 1996 г.

.        Уголовно-исполнительный кодекс РФ. 1996 г.

.        Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 2001 г.

.        Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с изменениями и дополнениями на 9 марта 2001 года // СЗ РФ №11 от 12.03.01.

.        Закон РФ от 21.07.97 г. «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 1997. №30. Ст.3591.

.        Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №161 «О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом №162.

.        Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ».

.        Федеральный конституционный закон от 31.12.96 №1-ФКЗ «О судебной системе РФ». М., 2008.

.        Федеральный закон от 18.12.202 №177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ» / Собрание законодательства РФ, 2001, №52. Ст.4924.

.        Федеральный закон от 29.05.2002 №58-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» // «Российская газета» от 1 июня 2002 г.

.        Федеральный закон от 09.03.2001 г. №25 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс» / «Российская газета» 14.03.2001.

.        Постановление Правительства РФ от 30 октября 2008 г. №1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ».

.        Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства образования РФ от 9 февраля 2009 г. №31/321 «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах».

.        Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. №1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ».

.        Беляев В.Г. Применение уголовного закона: Учебное пособие. - Волгоград, 2008.

.        Бытко Ю.И. Преступление и преступность: Лекция. Саратов: Сарат.гос.академия права, 2009.

.        Бытко Ю.И. Учение о рецидиве преступлений в российском уголовном праве: История и современность. Саратов, 2008.

.        Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Уголовные наказания в России: История законодательства и практики его применения. - Домодево, 2008.

.        Горобцов В.И. Предмет уголовно-исполнительного права: эволюция, современное состояние, перспективы. Красноярск, 2008

.        Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право. Учебник для вузов. М., 2007.

.        Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России - в 2-х томах. - М., 2007.

.        Информационно-аналитический журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы» №3, 2002.

.        Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. С.В.Степашина. М., 2009.

.        Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. М., 2008.

.        Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общ.ред. Радченко В.И., Михлина А.С. - М.: Спарк, 2001.

.        Комментарий к Уголовному кодексу Ф / Под общ.ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М. - М.: Издательская группа ИНФРА. М., Норма, 2002.

.        Косякова Н.С. Неотвратимость ответственности: Уголовно-правовой аспект. Смоленск, 2009.

.        Кропачев Н.М., Прохоров В.С. Механизм уголовно-правового регулирования: Уголовная ответственность: Учебное пособие. Сиб., 2007.

.        Кудрявцев В.Н., Тихомиров Ю.А. и др. Законность в РФ. М.: Спарк, 2008.

.        Ласточкина С.Г., Хохлова Н.Н. Уголовное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2003.

.        Медведева А.М. Пределы действия уголовного кодекса РФ: Практическое пособие. М.: Юридическая литература, 2008.

.        Международная защита прав и свобод человека. М., 1990.

.        Милюков С.Ф. Российская система наказаний. Сиб., 2008.

.        Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: Опыт критического анализа: Монография. Сиб., 2007.

.        Назаренко Г.В. Уголовное законодательство России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям. М.: Ось-89, 2009.

.        Нечепуренко Г.В. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права. - Омск: Омск.юрид.ин-т МВД России, 1996.

.        Павлов В.Г. Субъект преступления в уголовном праве: Историко-правовое исследование М., Сиб.: Герда, 2009.

.        Пенитенциарный журнал «Преступление и наказание» №1, 2005.

.        Попов А.Н. Уголовный закон и его обратная сила. Сиб. - 2008.

.        Проблемы наказания по законодательству России и зарубежных стран: Материалы Межвузовых международ. конференц. / Под ред. Волкова Б.С. и Козочкина И.Д. М.: Изд-во Рос. института дружбы народов, 2009.

.        Проблемы применения нового уголовного законодательства: Сб. науч. тр. Уфа: Уфим.юрид.ин-т МВД РФ, 2009.

.        Проблемы уголовной ответственности наказания: Сб.науч.тр. / Ряз.ин-т права и экономики Минюста РФ, 2007.

.        Прохоров Л.А., Прохорова М.Л.Уголовное право. - М.: Юристъ, 2009.

.        Российское уголовное право. В 2-х томах / Под ред. проф. Рарога А.И. - М.: Профобразование, 2001.

.        Сапрунов А.Г. Механизм реализации профилактической функции наказания: Учеб. пособие. М., 2008.

.        Становский М.Н. Назначение наказания. Сиб.: Юрид.центр пресс, 2009.

.        Тихонов А.А. Освобождение от отбытия наказания в виде лишения свободы: правовые и организационные основы. М., 1994.

.        Трубников В.М. Механизм социальной адаптации освобожденных от наказания. Киев, 1990.

.        Трунцевский Ю.В. Нормы международного права как источник Российского уголовного права: Учеб. пособие. Рязань, 2008.

.        Уголовно-исполнительное право. Учебник и основные нормативные правовые акты / Под ред. О.Ф.Филимонова. М., 2007.

.        Уголовное право России: Особенная часть / Отв.ред. Здравомыслов. - М., 1996.

.        Уголовное право России / Под ред. Беляева Н.А. - Сиб., 1995.

.        Уголовное право: Учебник / Под ред. Гаухмана Л.Д. и др. - М., 2009.

.        Уголовное право: Вопросы и ответы / Под ред. Михлина А.С. - М.: Юриспруденция, 2007.

.        Уголовный процесс. Учебник / Под ред. В.П.Ботьева. М.: Спарк, 2002.

.        Филимонов О.В. Посткриминальный контроль. Томск, 1991.

.        Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам / Под общ.ред. Лебедева В.М. и Топорина Б.Н. - М.: Юрист, 2009.

.        Постановление Пленума Верховного суда СССР №9 от 19 октября 1971 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания» // Сборник постановлений пленумов по уголовным делам. С.64.

.        Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 29 апреля 1996 г. «О судебном приговоре» БВС РФ, 1996. №7. С.27.

.        Постановление Пленума Верховного Суда РФ №40 от 11 июня 2009 «О практике назначения судами уголовного наказания» БВС РФ, №8. С.1.

.        Постановление Конституционного Суда №16-П от 26.11.2002. «О внесении изменений и дополнений в порядок обращения с ходатайством об условно-досрочном освобождении».

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

1.      Изд-во - издательство

2.      ИК - исправительная колония

.        МРОТ - минимальный размер оплаты труда

.        Отв.ред. - ответственный редактор

.        РФ - Российская Федерация

.        С. - страница

.        Сб.науч.тр. - сборник научных трудов

.        Сиб.унив. - Сибирский университет

.        СИЗО - следственный изолятор

.        Ст. - статья

.        УИК - Уголовно-исполнительный кодекс

.        УИН - Управление исполнения наказания

.        УК - Уголовный кодекс

.        УПК - Уголовно-процессуальный кодекс

.        ФСЗН - Федеральная государственная служба занятости населения

.        ФЗ - Федеральный закон

.        Ч. - часть

.        Юрид.ин-т - юридический институт


Похожие работы на - Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!