Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,42 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

Введение

На современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и сами организации, нормальное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Чтобы привлечь финансовые вложения экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчётность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.

За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учёта и отчётности. Появились новые формы и методы ведения учёта, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчётность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчётности превратился в важнейший инструмент, способствующий повышению качества бухгалтерской отчётности, ведущей составляющей которого является её достоверность. Ни один солидный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенной аудиторами бухгалтерской отчётности, так же как и ни один серьезный инвестор не будет иметь дело с организацией, отчёты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Актуальность и значимость данного вопроса и обусловила выбор темы курсовой работы.

Целью написания работы является проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчётности, определение достоверности отраженных в ней данных.

В соответствии с целью написания работы решались следующие основные задачи:

-изучение теоретической и методической основы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности;

-определение правильности составления форм годовой отчётности и выявить недостатки.

1. Планирование аудита финансовой отчётности

1.1 Цели и задачи аудита

Под аудитом финансовой (бухгалтерской) отчётности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудитора о степени достоверности этой отчётности во всех существенных отношениях. По результатам аудита проверяющие выражают также свое мнение о соответствии финансовой (бухгалтерской) отчётности законодательным положениям, нормативным актам, способам и методам учёта, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность отчётности.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

-бухгалтерская отчётность используется для принятия решений заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

-бухгалтерская отчётность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчётности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности её составителей;

-степень достоверности бухгалтерской отчётности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учётной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчётности экономических субъектов.

Целями аудита бухгалтерской отчётности являются:

формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчётности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

-соответствия бухгалтерского учёта экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учёта и подготовки бухгалтерской отчётности;

-соответствия бухгалтерской отчётности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчётности может способствовать большему доверию к этой отчётности со стороны пользователей.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчётности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчётности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчётность экономического субъекта. Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчётности и формирование мнения о её достоверности» [6].

Задачами аудита бухгалтерской отчётности являются:

-обеспечение достоверности финансовой отчетности субъекта;

-сбор и оценка достаточного количества компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия решений;

-систематический и всесторонний анализ экономики предприятия или определенного вида его деятельности, (инвестиционной, маркетинговой и т.п.);

-проверка соответствия деятельности предприятия его уставу, обоснованности составленного предприятием бизнес-плана;

-контроль за соблюдением законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность предприятий, ведение бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности;

-проверка первичных документов, путем которой устанавливается соответствие их истинному содержанию хозяйственных операций;

-оказание консультационной помощи клиентам в части правильной организации и ведения бухгалтерского учета;

-содействие укреплению и возрастанию собственности клиента.

Задачи аудита зависят и от его видов. При внутреннем аудите число их увеличивается в связи с расширением информационной базы и изменением аналитических процедур.

1.2 Нормативная база аудита финансовой отчётности

Нормативная база аудита бухгалтерской (финансовой отчётности включает:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации.

.Уголовный кодекс Российской Федерации (глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»).

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» и глава 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг»).

.Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

.Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации.

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. №43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99.

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчётности».

.Федеральные стандарты и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Проверка отчётности - это в первую очередь подтверждение того, что эта отчётность содержит все формы, согласно списка Министерства финансов Российской Федерации, что эти формы соответствуют их последним редакциям и что присутствует между ними логическая связь.

В состав отчётности входят:

1.Бухгалтерский баланс.

2.Отчёт о прибылях и убытках.

.Приложения к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках:

-отчёт об изменениях капитала;

-отчёт о движении денежных средств;

-отчёт о целевом использовании полученных средств.

-пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках.

4.Аудиторское заключение (если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту).

Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчётности, аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчётности.

При проведении аудита бухгалтерской отчётности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Российской Федерации нормативным правовым актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчётность не содержит существенных искажений.

Выявленные аудитором нарушения могут влиять:

а) существенно на величину показателей бухгалтерской отчётности;

б) несущественно на величину показателей бухгалтерской отчётности, но могут нанести ущерб экономическому субъекту, его участникам, государству или третьим лицам.

В случае неоднозначной трактовки аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом нормативных документов аудитору следует произвести оценку существенности влияния спорного нормативного документа на оценку достоверности отчётности в целом в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита» [6].

Аудитор должен выполнить следующие аудиторские процедуры, направленные на выявление случаев несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую отчётность:

а) направление запросов в адрес руководства аудируемого лица и при необходимости представителей собственника аудируемого лица о соблюдении аудируемым лицом в своей деятельности таких нормативных правовых актов;

б) анализ имеющейся у аудируемого лица переписки по вопросам применения и (или) соблюдения таких нормативных правовых актов между аудируемым лицом и уполномоченным государственным органом.

Аудитор должен направить запрос руководству аудируемого лица и при необходимости представителям собственника аудируемого лица на получение письменных разъяснений и подтверждений о том, что аудитору сообщены все известные им имевшие место или возможные случаи несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, последствия которых должны быть учтены при составлении бухгалтерской отчётности. Указанные разъяснения и подтверждения сами по себе не являются достаточными надлежащими аудиторскими доказательствами, в связи с чем аудитор должен получить и другие аудиторские доказательства по соответствующим вопросам.

1.3 Источники информации для аудита бухгалтерской отчётности

Планирование и программа аудита

Аудитор использует данные годовой бухгалтерской отчётности, которая представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

-бухгалтерская (финансовая) отчётность, перечень которой рассмотрен в предыдущем параграфе, - основной источник информации;

-первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

-регистры синтетического и аналитического учёта по отдельным объектам бухгалтерского учёта;

-результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

-устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

-сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

-результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

-специализированные формы, установленные министерствами и ведомствами.

Приступая к проверке отчётности и её соответствия действующим нормативным актам, аудитору необходимо учитывать тот факт, что предприятия вправе сами разрабатывать формы бухгалтерской отчётности, основываясь на нормативных документах, что обязательно должно найти отражение в учётной политике проверяемого предприятия.

В ходе проверки финансовой (бухгалтерской) отчётности аудитор оценивает содержание отдельных форм отчётности, соблюдение правил формирования показателей отчётности и их корреляцию. С целью контроля соответствия показателей отчётности требованиям нормативных документов проверяются:

-состав и содержание форм бухгалтерской отчётности;

-правильность оценки статей отчётности;

-взаимоувязка показателей отчётности, соответствие показателей, отраженных в разных формах отчётности;

-правильность формирования сводной отчётности.

Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.

Аудитор обязан планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объёму аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Планирование аудита осуществляется в три этапа:

-предварительное планирование;

-составление и подготовка общего плана аудита;

-составление и подготовка программы аудита.

В процессе развития аудиторской деятельности были выработаны подходы к планированию аудита, направленные на достижение оптимального соотношения качества и продолжительности аудиторской проверки. К ним относятся:

-сбор сведений о бизнесе клиента, оценка внутренней и внешней среды его деятельности;

-ознакомление с системой бухгалтерского учёта и внутреннего контроля;

-оценка существенности и аудиторского риска;

-разработка общего плана и программы аудита.

Цель предварительного планирования - оценка возможности проведения аудита и принятие решения о предполагаемых масштабах и продолжительности проверки. Условно этот этап можно разделить на две стадии: до принятия решения о проведении аудита и подписания договора с клиентом и после подписания договора.

По итогам данного этапа может быть принято решение о невозможности проведения аудита, если определенный на стадии предварительного планирования объём проверки не соответствует возможностям аудиторской фирмы либо руководство организации не предоставляет необходимые для проверки документы.

Изучение потенциального клиента аудитору целесообразно начинать со сбора информации о бизнесе организации. Интерес здесь могут представлять сведения самого различного характера: организационно-управленческая структура, отраслевая принадлежность, кадровая политика и т.п. При получении такой информации, состав и источники которой приведены в табл. 1.1, аудитору необходимо учитывать влияющие на деятельность организации внешние и внутренние факторы.

Таблица 1.1. Данные о бизнесе организации

№ п/пИнформацияИсточник1 Общие сведения Учредительные и регистрационные документы, личные наблюдения аудитора, разъяснения персонала2 Аудиторские проверки прошлых лет Аудиторские заключения и отчёты аудиторов, консультации и ответы на запросы прежних аудиторов 3 Уставный капитал и учредители (собственники) Учредительные документы, протоколы собраний акционеров (учредителей, участников, совета директоров), реестр акционеров, бухгалтерская отчётность 4 Управление организацией Учредительные документы, протоколы собраний акционеров (учредителей, участников, совета директоров), разъяснения персонала, схема организационной и производственной структур, бизнес-планы и сметы, публикации в печати, хозяйственные договоры 5 Масштаб деятельности Бухгалтерская и статистическая отчётность, разъяснения персонала, бизнес-планы и сметы, внутренние отчёты 6 Отраслевая принадлежность (основные виды деятельности) и условия конкуренции Учредительные документы, бухгалтерская отчётность, разъяснения персонала, бизнес-планы и сметы, рекламные объявления, лицензии и разрешения, статистические данные, публикации в печати, заключения привлеченных экспертов, материалы специализированных семинаров и конференций 7 Особенности ценообразования Хозяйственные договоры, внутренние отчёты, прайс-листы, разъяснения персонала, бизнес-планы и сметы, статистические данные, публикации в печати, заключения привлеченных экспертов, ответы на запросы сторонних организаций 8 Деловая репутация фирмы Разъяснения персонала, статистические данные, публикации в печати, заключения привлеченных экспертов, материалы специализированных семинаров и конференций, ответы на запросы сторонних организаций 9 Состав имущества Бухгалтерская и статистическая отчётность, разъяснения персонала, внутренние отчёты, личные наблюдения аудитора 10 Банковские счета и репутация обслуживающих банков Договоры, банковского счета, разъяснения персонала, публикации в печати, заключения привлеченных экспертов, ответы на запросы сторонних организаций 11 Кредитная политика Бухгалтерская отчётность, кредитные договоры, внутренние отчёты, разъяснения персонала, публикации в печати 12 Основные покупатели и поставщики Бухгалтерская отчётность, хозяйственные договоры, внутренние отчёты, разъяснения персонала 13 Дебиторская и кредиторская задолженность Бухгалтерская отчётность, хозяйственные договоры, внутренние отчёты, разъяснения персонала, деловая корреспонденция, материалы судебных разбирательств 14 Основные статьи расходов Бухгалтерская и статистическая отчётность, внутренние отчёты, разъяснения персонала, бизнес-планы и сметы 15 Особенности налогообложения и налоговая политика Учётная политика в целях бухгалтерского и налогового учёта, бухгалтерская и налоговая отчётность, внутренние отчёты, разъяснения персонала, материалы налоговых и аудиторских проверок, материалы судебных разбирательств по спорам с налоговыми органами, заключения привлеченных экспертов 16 Кадровая политика Штатное расписание, трудовые и коллективные договоры, приказы по кадрам, внутренние отчёты, разъяснения персонала, личные наблюдения аудитора 17 Автоматизирован-ные системы управления и информационные системы Разъяснения персонала, личные наблюдения аудитора, хозяйственные договоры, заключения привлеченных экспертов 18 Наличие операций, в отношении которых предусмотрен особый порядок бухгалтерского или налогового учёта Учётная политика в целях бухгалтерского и налогового учёта, бухгалтерская и статистическая отчётность, журналы операций, бухгалтерские справки, хозяйственные договоры, внутренние отчёты, разъяснения персонала, отчёты контролирующим органам, заключения привлеченных экспертов

На этапе предварительного планирования аудитору необходимо проводить аналитические процедуры с элементами анализа финансового состояния экономического субъекта, направленные на определение объёма предстоящей проверки и выявление областей учёта, требующих повышенного внимания аудитора. Кроме того, с помощью аналитических процедур аудитор определяет вероятность банкротства организации и применимость допущения о непрерывности деятельности.

В процессе предварительного планирования наибольшее распространение получили следующие процедуры финансового анализа:

-проверка показателей бухгалтерской отчётности на наличие арифметических ошибок;

-вертикальный анализ бухгалтерской отчётности, который состоит в определении доли укрупненных статей в общем итоге (валюте баланса) и в итоге соответствующего раздела баланса;

-горизонтальный анализ бухгалтерской отчётности, который заключается в расчёте абсолютных и относительных отклонений значений статей отчётности для оценки отклонений показателей в динамике и определения существенности этих отклонений;

-расчёт основных финансовых коэффициентов и оценка их в динамике;

-сравнение показателей отчётности экономического субъекта с данными по соответствующей отрасли;

-сопоставление данных отчётности с прогнозными (плановыми) показателями.

На стадии предварительного планирования весьма важно оценить системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, так как их состояние считается одним из главных факторов, влияющих на возможность проведения аудита и объём трудозатрат.

Хотелось бы отметить, что первичный анализ систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля позволяет на ранней стадии взаимоотношений с потенциальным клиентом определить достаточность информации для проведения аудита, так как в ходе такого анализа выявляется способность системы учёта предоставлять соответствующие сведения. Кроме того, по итогам проведенного анализа, а также на основании другой информации, собранной в ходе предварительного планирования, аудитор может уже на раннем этапе проверки судить о примерном уровне аудиторского риска.

Данное обстоятельство очень важно, так как аудиторский риск - один из главных факторов, определяющих продолжительность аудита и, следовательно, его стоимость.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объём и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

-общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

-особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчётности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

-общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, в том числе:

-учётную политику, принятую аудируемым лицом, и её изменения;

-влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учёта на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчётности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

-планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

-ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

-установление уровней существенности для аудита;

-возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

-выявление сложных областей бухгалтерского учёта, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объём процедур, в том числе:

-относительную важность различных разделов учёта для проведения аудита;

-влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учёта и её специфических особенностей;

-существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

-привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

-привлечение экспертов;

-количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

-количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

-возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

-обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

-особенности договора об оказании аудиторских услуг и требований законодательства;

-срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объём запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Программа аудита должна содержать подробную информацию об аудиторских процедурах, необходимых для практической реализации общего плана аудита:

-виды процедур, которые будут использоваться при проверке;

-способы применения процедур;

-способы документирования.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Все изменения плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчётности необходимо отразить в рабочей документации. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Поскольку в ходе аудиторской проверки не представляется возможным проверить все операции, всю документацию клиента, аудиторы определяют риск аудита как разновидность предпринимательского риска. Для снижения аудиторского риска, получения большей уверенности в достоверности информации, снижения трудоёмкости проверки аудиторы оценивают систему внутреннего контроля экономического субъекта как одну из основ информационной системы.

Таблица 1.2. Тест системы внутреннего контроля

ПоказателиКритерииКоличество баллов1. ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ СРЕДЫ 1. Уровень профессиональной компетенции главного бухгалтера предприятия Высокий5 Средний 3 Низкий0 2. Наличие и функционирование службы внутреннего аудита или отдела внутреннего контроля, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организации Да Частично Нет 3. Наличие и функционирование актуарного департамента или актуариев, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организацииДа Нет 4. Работа с аудиторскими материалами, внесения изменений в учёт, согласно рекомендациям аудиторовДа Нет Не всегда 5. Работа с аудиторскими материалами, внесение изменений в учёт согласно рекомендациям аудиторовДа Нет Не всегда 6. Наличие и соблюдение единой методики учёта в головном предприятии и его филиалах, структурных подразделениях (в т.ч. консолидированной отчётности) Да Нет 7. Проведение проверок своих филиалов, структурных подразделений либо собственными силами (внутренний аудит, ревизионная комиссия), либо при помощи аудиторских фирмДа Нет 2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УЧЁТА8. Наличие учётной политикиДа, с обобщенными данными Да, с раскрытием сведений об учёте и н/о Нет 9. Соответствие критериев, отраженных в учётной политике, критериям, установленным законодательством, и применение положений учётной политики в учётеСоответствует Не соответствует Нет учётной политики 10. Способ ведения учёта и подготовки отчётности Полностью компьютеризированный учёт Смешанный Ручной 11. Тип используемой компьютерной программы Использование лицензированной программы Программа разработана самим предприятием Использование нелицензированной программы Нет компьютеризации 12. Полнота и правильность отражения финансово-хозяйственных операций на счетах бухучёта с учётом влияния на финансовый результат и налогооблагаемую базу (в соответствии с действующими нормативными положениями и учётной политикой и соблюдением методологии учёта)Да Нет, без влияния на финансовый результат и налогооблагаемую базу Нет, с искажением финансового результата и налогооблагаемой базы 13. Своевременность отражения финансово-хозяйственных операций в бухучётеДа Нет Не всегда 14. Соблюдение предприятием установленного порядка подготовки и сроков сдачи отчётности Да Нет Не всегда 15. Надлежащая организация подготовки и ввода информации в базу данных для расчёта Да Нет 16. Наличие контрольных процедур при осуществлении операций: а) На предприятии имеется отдельное от бухгалтерии звено (человек, подразделение), занимающееся вводом данных в программу расчёта Да Нет б) На предприятии налажена система регулярной сверки по заключенным договорам: - бухгалтером, выполняющим проводку по начислению договора и отделом страхования, дающим сведения Да Нет - звеном по расчёту... и бухгалтером, выполняющим начисление по договору Да Нет - отделом... и звеном по расчёту...Да Нет в) На предприятии налажена система регулярной сверки по расторгнутым договорам (изменению условий в договоре между: - отделом урегулирования убытков и звеном по расчёту РЗУ Да Нет - звеном по расчёту резервов и бухгалтером, выполняющим начисление по договору Да Нет 3. ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРПрименение процедур внутреннего контроля: Установление сроков сдачи внутренней отчётности в бухгалтерию предприятия Да Нет Не всегда Проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала, регистрация входящих и исходящих документов на предприятии Да Нет Не всегда Визирование первичных документов на предприятии Да Нет Не всегда Документальное оформление контрольных процедур Да Нет Не всегда Работа с персоналом: проведение оперативных совещаний, внутрифирменной учебы Да Нет Иногда Проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала регистрация входящих и выходящих документовДа Нет Не всегда

Для оценки системы внутреннего контроля могут быть использованы показатели, рекомендованные федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности» [5].

2. Методика аудита бухгалтерского баланса

2.1 Этапы аудита

Бухгалтерский баланс является главной формой в системе бухгалтерской отчётности, поскольку характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчётную дату.

Проверка правильности составления бухгалтерского баланса начинается с общего обзора отчётных форм. Проверяется полнота заполнения: наименование составляющей части; наименование организации в соответствии с учредительными документами, её адрес, вид деятельности, организационно-правовая форма/форма собственности, ИНН, номер, шифры, наличие лицензий и сроки их действия, указание отчётной даты или отчётного периода, за который составлена финансовая (бухгалтерская) отчётность; единица измерения; дата утверждения; дата отправки/принятия финансовой (бухгалтерской) отчётности или дата её фактической передачи по принадлежности.

Аудитору необходимо проверить правильность заполнения баланса по форме: наличие всех предусмотренных показателей, отсутствие подчисток и помарок. Далее необходимо провести счётную проверку, т.е. проверить сопоставимость и взаимосвязь показателей, отражённых в различных формах бухгалтерской отчётности.

Бухгалтерский баланс должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации.

Следующим этапом аудиторской проверки бухгалтерского баланса является арифметический подсчёт итогов по группам статей, разделов, а также валюты баланса по активу и пассиву и сверки полученных результатов с данными, указанными в балансе организации.

В ходе аудита проверяется сопоставимость данных бухгалтерского баланса на отчётную дату отчётного периода, конец предыдущего года и конец года, предшествующего предыдущему, как по номенклатуре статей, так и по содержанию показателей, включённых в статьи баланса, а также сопоставимость с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них за предыдущий отчётный год.

Сумма статей баланса по расчётам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должна быть согласована с ними и тождественна.

Данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учёта на конец отчётного года.

Данные балансов на конец отчётного года и конец предшествующего года должны быть сопоставимы. Любые расхождения в методологии формирования одной и той же статьи вступительного и заключительного балансов должны быть объяснены.

Аудитор должен получить достаточный объём аудиторских доказательств, которые дадут ему возможность убедиться в том, что:

-начальные (конечные) и сравнительные показатели проверяемой бухгалтерской отчётности не содержат существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой бухгалтерской отчётности;

-начальные (конечные) показатели бухгалтерской отчётности предыдущего отчётного периода и периода, предшествующего предыдущему, надлежащим образом перенесены в соответствующие графы отчётного периода. Для подтверждения статей бухгалтерского баланса используется процедура сверки тождественности показателей баланса и Главной книги путём их сопоставления;

-результаты проведенных корректировок начальных (конечных) и сравнительных показателей бухгалтерской отчётности соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой отчётности;

-учётная политика проверяемого экономического субъекта применяется на постоянной основе, а изменения в политике, влияющие на начальные (конечные) и сравнительные показатели бухгалтерской отчётности, надлежащим образом оформлены в соответствии с установленным порядком.

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению аудита начальных (конечных) и сравнительных показателей бухгалтерской отчётности, аудиторская организация может провести на выборочной основе следующие аудиторские процедуры:

-ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта;

-провести анализ учётной политики экономического субъекта;

-ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчётности;

-убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учёта;

-провести анализ системы внутреннего контроля;

-оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта (если он существует) и при возможности использовать результаты его работы;

-провести необходимые аналитические процедуры;

-направить письменные запросы на подтверждение определённой информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

-организовать письменный запрос (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;

-ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией по результатам проведения аудита, подготовленными для руководства экономического субъекта прежнего аудитора;

-запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчётному периоду;

-рассмотреть влияние на начальные (конечные) и сравнительные показатели бухгалтерской отчётности корректировок, внесённых экономическим субъектом в соответствии с аудиторским заключением за предыдущий отчётный период.

Важной процедурой является проверка соблюдения методики формирования показателей и оценки статей бухгалтерского баланса. В бухгалтерском балансе данные должны быть представлены с соблюдением следующих требований:

-основные средства учитываются в текущем бухгалтерском учёте по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на возведение (строительство) объекта, включая расходы на проектно-изыскательские работы; на приобретение основных средств, включая договорную (покупную) цену, расходы по доставке, монтажу и установке оборудования, таможенную плату и т.п. Если из первоначальной стоимости вычесть сумму амортизации, то получим остаточную стоимость, по которой основные средства отражаются в балансе. Наличие основных средств проверяется на основании инвентарных карточек, инвентарных описей и фактического наличия. Фактическая проверка объектов основных средств должна подтвердить, что на предприятии отсутствуют неучтённые основные средства;

-нематериальные активы в балансе должны учитываться по остаточной стоимости. Стоимость нематериальных активов погашается по нормам амортизационных отчислений, установленных предприятием, исходя из срока пользования. По нематериальным активам, срок полезного использования которых невозможно установить, амортизация не начисляется;

-незавершённое строительство, приобретенное оборудование, требующее монтажа, - по фактическим затратам для застройщика (инвестора), а также с учётом выданных авансов подрядчику на капитальное строительство;

-финансовые вложения в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировки которых регулярно публикуются, - по рыночной стоимости, т.е. за минусом суммы образованного резерва под обесценение вложений в ценные бумаги (если рыночная стоимость ниже стоимости, по которой указанные объекты приняты к бухгалтерскому учёту);

-материально-производственные запасы (сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие, запасные части, тара и др.) - по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов. При проверке соответствия фактического наличия материально-производственных запасов учётным данным необходимо, во-первых, обратиться к данным годовой инвентаризации, во-вторых, выбрать группы запасов, по которым следует провести сплошную проверку в местах хранения, и группы для выборочной проверки. Материально-производственные запасы, которые морально устарели либо текущая рыночная стоимость продажи которых снизилась, отражаются на конец отчётного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей;

-готовая продукция - по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

-товары в организациях, занятых торговой деятельностью, - по стоимости их приобретения;

-затраты на незавершённое производство (издержки обращения) - в оценке, принятой организацией при формировании учётной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учёту;

-отгруженные продукция и товары - в оценке, принятой организацией при формировании учётной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учёту. При проверке организации учёта отгрузки и реализации продукции необходимо установить и проверить наличие договоров на поставку готовой продукции и правильность их оформления, соблюдение способа определения выручки по счёту 90, ведение синтетического и аналитического учёта по счетам 45, 62, 90;

-дебиторская задолженность, по которой созданы резервы по сомнительным долгам, - за минусом образованного резерва;

-дебиторская и кредиторская задолженность - с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочную, если срок обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчётной даты, и долгосрочную, если срок обращения (погашения) более 12 месяцев после отчётной даты;

-правильность отражения в балансе денежных средств не должна ограничиваться только сопоставлением остатков по Главной книге с балансовыми данными. Желательно провести хотя бы выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и операций но расчётному счету с привлечением всех необходимых первичных документов;

-уставный капитал - в сумме в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке. При проверке следует иметь в виду, что величина уставного капитала соответствует размеру, зарегистрированному в учредительных документах как совокупность вкладов учредителей. Полнота внесения вкладов контролируется путём сопоставления его размера (кредит счёта 80) с величиной задолженности по счёту 75. В части уставного, добавочного и резервного капиталов необходимо проверить законность их создания и правильность использования;

-займы и кредиты - с учётом причитающихся к уплате процентов на конец отчётного периода. Вопросы, связанные с выдачей и погашением кредитов, регулируются правилами банков и кредитными договорами. При проверке аудитор должен обратить внимание на следующие моменты: использовался ли кредит по назначению или нет; как погашалась задолженность по кредиту и оплачивались ли проценты за пользование кредитом; правильность ведения аналитического и синтетического учёта по счетам 66 и 67;

-расчёты с поставщиками и подрядчиками - на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» используется на предприятиях, в учётной политике которых для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчётных документов. Проверяется, как оформлены договоры поставки продукции (условия оплаты), выясняется реальная задолженность покупателей, как ведется аналитический учёт по покупателям. При аудите расчётов по полученным авансам необходимо проверить обоснованность получения авансов, правильность ведения аналитического и синтетического учёта по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»;

-расчёты по исчислению налогов и их перечислению в бюджет - на счёте 68 «Расчёты по налогам и сборам». При проверке данных расчётов аудитор должен установить, по каким налогам и платежам предприятие ведёт расчёты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность: исчисления налогооблагаемой базы; применения ставок налогов и платежей; расчётов сумм налогов; применения льгот при расчёте и уплате налогов; полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет; составления бухгалтерских записей по начислению и уплате налогов и платежей; составления и своевременности представления отчётности в инспекцию федеральной налоговой службы; ведения аналитического и синтетического учёта по счёту 68. Аналогично проверяются расчёты с Пенсионным фондом Российской Федерации, фондом социального страхования, федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования (ведение учёта по счёту 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению»).

Одной из важных процедур является проверка взаимоувязки показателей отчётных форм (соблюдение требования непротиворечивости показателей). С этой целью сверяются показатели бухгалтерского баланса с данными других отчётных форм. Данные баланса используются для анализа имущественного и финансового положения организации.

Таким образом, при проверке состояния бухгалтерского учёта и достоверности отчётности в части бухгалтерского баланса аудитор обязан проверить:

-правильность организации бухгалтерского учёта и отчётности в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению [9];

-укомплектован ли штат бухгалтерии квалифицированными специалистами;

-наличие инструкций по выполнению служебных обязанностей;

-выполнены ли предложения и указания по результатам предыдущих проверок состояния бухгалтерского учёта и отчётности; обеспечивается ли главным бухгалтером и работниками бухгалтерии предварительный и текущий контроль за законностью совершаемых хозяйственных операций, правильным и рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности;

-своевременность составления и качество оформления первичных документов, наличие в них необходимых реквизитов, подписей лиц, ответственных за совершение операций;

-правильность применения журналов-ордеров, типовых программ автоматизации бухгалтерского учёта. Обращается внимание на документальную обоснованность произведённых записей, наличие исправлений записей и итоговых данных в журналах-ордерах, Главной книге и других учётных регистрах;

-подписаны ли главным бухгалтером и исполнителем журналы-ордера, ведомости и другие учётные регистры, а также внесённые в них исправления, если таковые имеются. Достоверность бухгалтерских записей в регистрах аналитического и синтетического учёта необходимо проверить путём их сверки с оправдательными документами и расчётами, а правильность итоговых сумм - путём контрольного подсчёта учётных данных по вертикали и горизонтали и сопоставление этих сумм с записями в журналах-ордерах, Главной книге;

-соблюдаются ли типовые бухгалтерские записи, предусмотренные Планом счетов и инструкцией по его применению;

-взаимная согласованность оборотов и сальдо по счетам аналитического учёта с данными Главной книги, баланса и других отчётных форм;

-подтверждается ли реальность учётных и отчётных данных по счетам инвентаризационными описями, сличительными ведомостями и протоколами инвентаризационных комиссий, утвержденными в установленном порядке;

-обеспечивается ли своевременное и качественное составление оборотных ведомостей по движению товаров и материалов, готовой продукции, начислению оплаты труда;

-правильность и достоверность сводных бухгалтерских отчётов, своевременность их представления;

-докладывает ли главный бухгалтер о результатах анализа квартальной и годовой отчётности руководителю организации для принятия мер к улучшению работы;

-состояние хранения бухгалтерских документов, имеется ли специальное помещение для архива, составлены ли описи документов и определены ли работники, ответственные за их сохранность.

Выявленные расхождения оформляются рабочим документом - «Сводка данных о расхождениях, выявленных в результате проверки тождественности показателей бухгалтерского баланса и Главной книги».

Таблица 2.1. Сводка данных о расхождениях

Статьи балансаКод строкиНа начало проверяемого периодаНа конец проверяемого периодаЗанижение в балансеЗавышение в балансеЗанижение в балансеЗавышение в балансе

При необходимости аудитор может использовать и такой приём, как составление альтернативного баланса. Аудитор составляет альтернативный баланс по данным Главной книги и сопоставляет его показатели с данными бухгалтерского баланса, составленного предприятием. Это позволяет выявить отклонения по отдельным статьям.

Одной из важных процедур является проверка взаимоувязки показателей отчётных форм (соблюдение требования непротиворечивости показателей). С этой целью сверяются показатели бухгалтерского баланса с данными других отчётных форм. Здесь можно использовать тест, приведённый в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Взаимоувязка показателей статей баланса с отчётными формами

Показатели бухгалтерского балансаСопоставляемые показателиОтклоненияПоясненияПоказательНомер строкиСуммаАлгоритм расчётаСумма

После проведения всех необходимых процедур составляется сводный отчёт по аудиту (проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков), в котором необходимо обобщить результаты проведённого аудита, что, как минимум, включает в себя:

-обсуждение и решение существенных вопросов, выявленных в ходе аудита;

-урегулирование всех аудиторских рисков, выявленных в ходе планирования и проведения оценки средств внутреннего контроля;

-описание дополнений, которые должны быть сделаны в бухгалтерской (финансовой) отчётности клиента;

-проведение общей аналитической проверки финансовой отчетности;

-подготовку общего аудиторского заключения.

Для эффективного завершения и подведения итогов аудита необходимо провести совещание с участием соответствующих сотрудников клиента и членов группы по проведению аудиторской проверки. На этом совещании следует обсудить и проанализировать:

-проекты финансовой отчетности;

-письмо руководству;

-вопросы, выявленные в ходе аудита, и пути их решения;

-вопросы налогообложения;

-нерешенные проблемы (если таковые имеются).

Ко времени окончания совещания все указанные лица должны прийти к единому пониманию этих вопросов. Кроме того, на совещании необходимо представить клиенту окончательно утвержденный список исправительных проводок с необходимыми пояснениями и расчётами, а также пояснения относительно трансформации отчётности, составленной по нормам законодательства Российской Федерации, в отчётность, составленную по международным стандартам бухгалтерского учёта. Такое совещание лучше всего проводить до подписания аудиторского заключения.

После того, как аудиторское заключение будет готово, необходимо оценить результаты работы членов группы по выполнению аудиторской проверки с точки зрения эффективности управления и проведения аудита. Выводы, сделанные по итогам этой оценки, впоследствии включаются в служебную аттестацию, составляемую на каждого члена группы.

2.2 Типичные ошибки и нарушения. Рекомендации по их исправлению

аудиторский проверка ошибка достоверность

Ошибки, встречающиеся в бухгалтерском учёте, могут затрагивать не только технику оформления хозяйственных операций, но и возникать в неправильном отражении экономической информации в учёте и отчётности.

Пунктом 2 положения по бухгалтерскому учёту «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности» ПБУ 22/2010, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.2010 г. №63н [20], введена классификация причин совершения ошибок. Пункт 15 данного ПБУ обязывает организацию раскрывать в пояснительной записке характер ошибки. Из этого следует, что должна быть установлена причина её совершения, а аналитический учёт необходимо организовать таким образом, чтобы данные об исправленных ошибках для целей бухгалтерской отчётности могли быть сгруппированы по определенному признаку.

Целесообразно привести перечень основных причин совершения ошибок с краткими пояснениями по каждому пункту.

В частности, ошибки могут быть обусловлены:

-неправильным применением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту. Непосредственно к искажению данных отчётности может привести только нарушение требования о своевременности отражения в регистрах бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности (пункт 4 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» [4]) - в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после её окончания. Как правило, имеются в виду случаи неотражения в учёте на отчётную дату операций, реально совершённых и надлежащим образом оформленных;

-неправильным применением учётной политики организации. В данном случае ошибки могут быть самыми разнообразными, а их последствия весьма существенными. Наиболее грубой ошибкой может быть использование метода признания выручки, отличного от установленного в учётной политике. Причиной ошибки может послужить, например, следующее: для целей бухгалтерского учёта и для целей налогообложения установлены разные методы признания (соответственно) выручки от продаж, доходов и расходов. Результат её совершения прямо влияет на величину прибыли, предназначенной к распределению и, следовательно, может повлечь за собой необходимость пересмотра решений, принятых менеджментом хозяйствующего субъекта по результатам деятельности за отчётный период. Кроме того, к данной группе ошибок относятся неправильное применение методов оценки активов и обязательств, начисления амортизации и т.п.;

-неточностями в вычислениях. Эта группа бухгалтерских ошибок является одной из наиболее распространённых. В то же время они исправляются наиболее просто, поскольку, как правило, не влекут за собой нарушение методологии бухгалтерского учёта. Тем не менее и такие ошибки могут весьма существенно повлиять на конечные финансовые результаты деятельности организации;

-неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности. Чаще всего под неправильной классификацией фактов хозяйственной деятельности понимается отражение капитальных расходов в составе текущих, и наоборот (например, единовременное списание стоимости переданных в эксплуатацию внеоборотных активов, подлежащих амортизации). В настоящее время нормативное регулирование бухгалтерского учёта основных средств - одно из наиболее проработанных и детализированных направлений. Следовательно, подобные ошибки могут совершаться преимущественно при восстановлении основных средств (например, когда затраты на реконструкцию отражаются как расходы на проведение капитального ремонта) и учёте объектов нематериальных активов (особенно при заключении лицензионных договоров);

-неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчётности. В данном случае следует отличать факты неправильного использования информации с фактами её отсутствия. В последнем случае соответствующие операции должны отражаться в составе событий после отчётной даты (Положение по бухгалтерскому учёту «События после отчётной даты» ПБУ 7/98) или условных фактов хозяйственной деятельности (Положение по бухгалтерскому учёту «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010 [14]). Применение ПБУ 22/2010 [20], по мнению некоторых специалистов в области бухгалтерского учёта, в частности, означает, что порядок исправления ошибок применяется только к случаям, не подпадающим под действие упомянутых ПБУ. Кроме того, пунктом 2 ПБУ 22/2010 [20] специально оговорено: неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и (или) бухгалтерской отчётности организации, выявленные в результате получения новой информации, не доступной организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности, ошибками не являются;

-недобросовестными действиями должностных лиц организации. Здесь необходимо обратить внимание на следующее: изменения, вносимые в регистры бухгалтерского учёта, не ограничиваются только требованиями ПБУ 22/2010 [20]. Кроме исправления совершённой умышленно ошибки, в подобных ситуациях отражению в учёте может подлежать группа операций, связанных с обращением взыскания на виновное лицо сумм нанесенного такой ошибкой материального ущерба. При этом может быть изменена сумма не только прочих доходов и расходов, но и доходов будущих периодов (счёт 98 «Доходы будущих периодов»).

Вообще сама по себе процедура обнаружения ошибок во многом предусматривает высокую квалификацию главного бухгалтера, которая позволяет ему «чувствовать» итоговые цифры. К примеру, если нет никаких дополнительных обстоятельств, то задолженность по заработной плате с налогами на конец года должна быть в пределах месячных начислений, амортизация должна быть сопоставима с прошлогодним уровнем, доходы - соотноситься с планируемыми показателями, большее по сравнению с прошлым годом значение расходов может ситуативно в этом году быть определено большими расходами на текущий ремонт, либо чрезвычайными обстоятельствами и т.д. Должна насторожить ситуация, если совпали показатели бухгалтерской и налоговой прибыли, а также наличие прибыли в бухгалтерском учёте и одновременно убытка в налоговом учёте. Скорее всего, при этом не соблюдены правила ведения бухгалтерского учёта и нарушен порядок расчёта налоговой базы.

К наиболее часто встречаемым ошибкам, содержащимся в финансовой (бухгалтерской) отчётности, можно отнести:

-несоответствие отдельных положений учётной политики действующим нормативным актам, что отражается на результатах, представленных в отчётности;

-использование форм и методов, не предусмотренных учётной политикой;

-неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчётности;

-нераскрытие в отчётности существенных показателей деятельности предприятия за отчётный период;

-применение различных методов оценки объектов учёта в промежуточной и годовой отчётности;

-показатели отчётности не подтверждены результатами инвентаризации;

-несопоставимость показателей отчётного периода с показателями предыдущих периодов;

-отсутствие взаимоувязки показателей различных форм отчётности;

-неправильное формирование показателей консолидированной бухгалтерской отчётности;

-наличие арифметических ошибок при подсчёте показателей отчётности, округлениях значений показателей;

-наличие исправлений и помарок в отчётности.

Существенность ошибки. В соответствии с пунктом 3 Положения по бухгалтерскому учёту 22/2010 [20] существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчётности. Общее правило, гласящее, что существенным является факт хозяйственной деятельности, стоимостная оценка которого составляет 5% и более от соответствующего итога (операции или группы операций), при установлении существенности бухгалтерской ошибки не применяется. Некоторые бухгалтерские ошибки могут иметь мультипликативный эффект. Например, неправильное начисление амортизации приведет к искажению данных об объёме продаж, полученной выручке, валовой и чистой прибыли, размере дивидендов и налоговых обязательств, возникших в связи с их начислением.

Общим критерием для признания ошибки существенной является оценка её влияния на принятие решений пользователями бухгалтерской отчётности.

Положение по бухгалтерскому учёту 22/2010 [20] прямо не обязывает хозяйствующие субъекты указывать критерии для признания существенности ошибок в учётной политике организации для целей бухгалтерского учёта. Однако по совокупности требований, предъявляемых к раскрытию в отчётности результатов исправления ошибок, соответствующий элемент должен быть включен в учётную политику уже с 2011 года. При этом целесообразно установить различные критерии для признания ошибки существенной в зависимости от её характера. Например, по ошибкам, ставшим следствием неправильных вычислений, - 5% к итогу, по ошибкам, связанным с неправильным применением учётной политики организации, - независимо от суммы и т.д.

Рассмотрим некоторые виды ошибок более подробно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» [4] первичные учётные документы могут приниматься к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, такие как:

-наименование документа;

-дата составления документа;

-наименование организации;

-содержание хозяйственной операции;

-измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

-наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;

-личные подписи указанных лиц.

Положением по ведению бухгалтерского учёта указанный перечень дополнен еще двумя реквизитами - код формы и расшифровка подписи ответственного лица (пункт 13 «Положения по бухгалтерскому учёту и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. №34н [8]). Формально отсутствие этих реквизитов не будет считаться нарушением порядка ведения бухгалтерского учёта, но в тоже время, если установленный организацией документооборот обязывает заполнять данные реквизиты, то необходимо контролировать заполнение этих реквизитов.

Анализ судебной практики показывает, что суды при принятии решений соотносят применяемые организацией формы документов с установленными в централизованном порядке. При составлении первичных документов с нарушением предусмотренных правил составления, сделки признаются недействительными.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».

Или, например, ООО «Челябинский жиртрест» выдало под отчёт своему работнику 850 руб. на приобретение канцелярских товаров. Сотрудником были приобретены канцелярские товары (дырокол, степлер, карандаши, бумага и т.п.) на общую сумму 850 руб. На основании авансового отчёта с приложенными первичными документами (товарный и кассовые чеки) в бухгалтерии отражена хозяйственная операция:

Неверное отражение данных учёта по статьям бухгалтерского баланса. Беспроцентные займы и просроченные векселя часто отражаются в составе финансовых вложений, используя при этом пункт 2 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт финансовых вложений» ПБУ 19/02 [19]. Одним из критериев отражения актива в составе финансовых вложений является способность приносить организации доход в будущем. Следовательно, выданные беспроцентные займы должны отражаться в составе долгосрочной или краткосрочной дебиторской задолженности, т.е. по строке 1230 бухгалтерского баланса.

Заключение

Проведение аудита - ответственное и серьезное мероприятие. Известно, что при проведении аудита выявляются ошибки, умышленные искажения в бухгалтерском и налоговом учёте, финансовой отчётности, договорах. В этом смысле, аудиторская деятельность является незаменимым помощником, поскольку настоящий аудитор помогает хорошему бизнесу развиваться без ненужных проблем, а так же излишних рисков и затрат.

Аудит необходимо провести для того, чтобы налоговый и бухгалтерский учёт соответствовал действующему законодательству и обеспечивал финансовую безопасность предприятия.

Благодаря бухгалтерскому балансу:

-руководители организаций получают представление о месте своей фирмы среди аналогичных на рынке, убеждаются в правильности либо ошибочности выбранного стратегического курса;

-аудиторы получают подсказку для правильного решения при аудиторской проверке, выявления слабых мест в системе учёта;

-аналитики выбирают направление финансового анализа.

Аудиту бухгалтерского баланса всегда уделяется большое внимание. Это связано с тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает создание масштабной финансовой отчётности. Именно поэтому очень важно применять профессиональную методику аудита бухгалтерского баланса, позволяющую полностью проверить достоверное составление бухгалтерской отчётности предприятия. Особое внимание следует уделить аудиторским доказательствам и их полному соответствию предъявляемым требованиям.

В результате изучения проведения аудита бухгалтерского баланса, которое предусматривает аудит отдельных статей баланса, были решены следующие задачи:

-рассмотрены теоретические и методологические основы аудита бухгалтерской отчётности;

-изучена методика проведению аудита бухгалтерского баланса.

Итак, бухгалтерский баланс - это система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. В балансе состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике.

Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральные законы от 30.11.1994 г. №51-ФЗ и от 26.01.1996 г. №14-ФЗ.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральные законы от 31.07.1998 г. №146-ФЗ и от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

.Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

.Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

.Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20.05.2010 г. №46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000. г. №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-экономической деятельности организаций и инструкции по его применению».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 г. №106н «Учётная политика организации» ПБУ 1/2008

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. №43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 г. №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт материально-производственных запасов» ПБУ 5/01».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 г. №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.2010 г. №167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 г. №153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» ПБУ 14/2007».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2002 г. №66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 г. №126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт финансовых вложений» ПБУ 19/02».

.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.2010 г. №63н «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности» ПБУ 22/2010.

.Бухгалтерский баланс: техника составления (под ред. Д.М. Кислова). - «ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2011 г.

.Герасименко А. Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов. КРМG- М. 2009.

.Дмитриева И.Н. Аудит. «Издательский центр ЮУрГУ»-Ч. 2010.

.Домбровская Е.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчётность. ИНФРА- М. 2008.

.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчётности «Дело и сервис»- М. 2007.

.Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит. Издательство Юрайт; Высшее образование - М. 2010.

.Лащинская Н.В. Бухгалтерская (финансовая) отчётность. «Перспектива»- М. 2003.

Похожие работы на - Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!