Аналитические процедуры в аудите
Мичуринский государственный аграрный университет
Контрольная работа
Международные стандарты аудита
Студента-заочника: Беспаловой М. С.
Факультета: заочного
Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
1. Аналитические процедуры в аудите
аналитическая процедура отчетность аудит
При применении аналитических процедур в международной практике руководствуются стандартом 520 «Аналитические процедуры». Стандарт содержит следующие параграфы: введение, характер и цели аналитических процедур, виды аналитических процедур при планировании аудита, при проверке по существу, на завершающей стадии аудита и при исследовании необычных статей, определение степени надежности аналитических процедур.
Целью стандарта является предоставление рекомендаций по применению аналитических процедур в процессе аудита.
Аналитические процедуры включают анализ существенных показателей и тенденций, итоговое исследование колебаний и взаимосвязей, не соответствующих прочей информации или прогнозным значениям.
В стандарте определено, что аудитор обязательно должен применять аналитические процедуры при планировании и проведении общего обзора аудита. Вместе с тем аналитические процедуры используются и на других этапах аудита.
Различают следующие цели применения аналитических процедур:
для помощи аудитору при планировании характера, сроков и объема аудиторских процедур;
- в качестве процедур проверки по существу;
- в качестве общего обзора финансовой отчетности на заключительном, обзорном этапе аудита.
- В стандарте 520 приводится характеристика, методы и уровни применения аналитических процедур, которые систематизированы в табл. 3.5.
- Применение аналитических процедур на различных стадиях аудита определяет действия аудитора. При выборе аналитических процедур, методов и уровней их применения аудитор вправе руководствоваться своим профессиональным суждением.
- Применение аналитических процедур при планировании аудита позволяет получить информацию о бизнесе клиента и выявить области максимального риска. Это поможет аудитору определить характер, сроки и объем аудита. При этом аудитор использует различную финансовую и нефинансовую информацию, например об объеме выручки, общей площади торговых помещений, объеме продаж.
- Для применения аналитических процедур при проверке по существу аудитор должен получить от руководства организации надлежащие аналитические данные. С этой целью он обращается к руководству с запросом о наличии и достоверности аналитической информации.
- Характеристика, методы и уровни применения аналитических процедур в международной практике
Положение стандартаСодержание положения стандартаХарактеристика аналитических процедур1. Рассмотрение финансовой информации субъекта по сравнению: с сопоставимой информацией за предыдущие периоды; ожидаемыми результатами деятельности субъекта; аналогичной отраслевой информацией 2. Рассмотрение взаимосвязей: между элементами финансовой информации, которые должны соответствовать прогнозируемому значению, исходя из опыта субъекта (например, валовая прибыль); между финансовой информацией и соответствую щей информацией нефинансового характера (на пример между расходами на оплату труда и численностью работников)Методы осуществления аналитических процедурИспользование различных методов: простые сравнения; комплексный анализ; сложные статистические расчетыУровни применения аналитических процедурПрименение аналитических процедур: к сводной финансовой отчетности; финансовой отчетности дочерних компаний, под разделений или сегментов; отдельным элементам финансовой информации
- При выполнении аналитических процедур необходимо учесть следующие факторы:
- цель применения аналитических процедур и степень их надежности;
- тип предприятия и степень детализации информации (например, возможность применения аналитических процедур к отдельным участкам деятельности фирмы или к дочерним компаниям, подразделениям, сегментам);
- наличие финансовой (смет или прогнозов) и нефинансовой (количество произведенных и проданных единиц продукции) информации достоверность информации (например, достоверность составления бюджетов);
- значимость информации (например составление смет, бюджетов на основе ожидаемых результатов);
- источник информации (например, при оценке надежности источника информации можно руководствоваться МСА 500 «Аудиторские доказательства»);
- сопоставимость информации (например, возможность сравнения отраслевых данных или показателей в сопоставимых ценах);
- информацию, полученную при предыдущих проверках (на пример для устранения противоречий в результатах проведения аналитических процедур).
- Результаты проведения аналитических процедур при проведении общего обзора на завершающей стадии аудита должны совпадать с общим мнением аудитора относительно организации бизнеса клиента, а также подтвердить его общее мнение о достоверности финансовой отчетности. Кроме того, аналитические процедуры позволят обозначить области, требующие проведения дополнительных аудиторских процедур.
- Аналитические процедуры при исследовании необычных статей.
- При проведении аналитических процедур аудитор может выявить значительные изменения показателей или взаимосвязи. Причем эти показатели могут противоречить другим доказательствам, полученным при аудите или прогнозируемым значениям. Такие факты аудитор не должен оставить без внимания. Их надо исследовать, получить объяснения от руководства организации и собрать надлежащие аудиторские доказательства.
- Для получения объяснений от руководства организации аудитор готовит и направляет запрос. Полученный ответ необходимо сравнить с той информацией, которая уже имеется у аудитора (знания о бизнесе клиента и результаты аудиторской проверки). Если аудитор признает ответ руководства организации неудовлетворительным, проводятся иные аудиторские процедуры для получения аудиторских доказательств.
- В международной практике при оценке применения аналитических процедур используется термин «степень надежности». Это понятие означает степень, в которой следует полагаться на результаты аналитических процедур. При применении аналитических процедур всегда присутствует риск того, что в их процессе выявятся взаимосвязи между показателями при наличии существенных искажений в финансовой информации. Степень надежности аналитических процедур зависит от ряда факторов, которые приведены в табл. 3.6.
- Факторы, влияющие на степень надежности аналитических процедур
ФакторПример влияния фактора на степень доверия аудитора к результатам аналитических процедурСущественность статьи финансовой отчетностиЕсли какая-либо статья финансовой отчетности существенна (например материалы) аудитор не может полагаться только на аналитические процедуры Если суммы статей доходов и расходов по отдельности не существенны, аудитор может полагаться только на аналитические процедурыДругие аудиторские процедурыДругие процедуры, связанные с анализом поступлений денежных средств в погашение дебиторской задолженности, могут подтвердить или исключить необходимость проведения аналитических процедур по ранжированию дебиторов по срокам оплатыТочность прогнозирования ожидаемых результатов аналитических процедурПри сравнении коэффициентов валовой прибыли за ряд периодов аудитор ожидает большего соответствия, нежели при сравнении различных расходов, таких как расходы на научные исследования и затраты на рекламуОценки риска системы контроля и неотъемлемого рискаЕсли внутренний контроль за процедурой обработки заказов на покупку недостаточен, то, следовательно, риск системы контроля будет высок. Поэтому при формировании выводов по дебиторской задолженности надежнее провести детальные тесты отдельных операций и сальдо счетов, а не аналитические процедурыСуществующие средства контроля за подготовкой информацииЕсли контроль за подготовкой информации для проведения аналитических процедур эффективен, уверенность в достоверности информации возрастает. Следовательно, возрастает надежность применения аналитических процедур
- Международная практика подтверждает тот факт, что применение аналитических процедур при исследовании деятельности предприятий госсектора не всегда возможно, поскольку могут отсутствовать сведения по отрасли, статистические данные для сравнения, а также наблюдается слабая взаимосвязь между показателями.
2. Сопоставления, включенные в проверяемую отчетность, и их оценка
- Сопоставления за один или несколько предыдущих периодов обеспечивают пользователей финансовой отчетности информацией, необходимой для определения тенденций и изменений, которые оказывают влияние на деятельность субъекта в течение определенного периода. Явные или предполагаемые основы финансовой отчетности, действующие во многих странах, рассматривают сопоставимость и последовательность информации в качестве желательных характеристик. МСА 710 «Сопоставления» содержит рекомендации в отношении обязанностей аудитора, касающихся сопоставлений и заключений по ним, и включает следующие разделы: введение, требования к аудиту соответствующих показателей и сопоставимой финансовой отчетности, приложения. Стандарт используется при аудиторской проверке финансовой отчетности, а также в адаптированном по мере необходимости виде к аудиторской проверке другой информации и оказанию сопутствующих услуг. Данный стандарт не применяется, когда обобщенная финансовая отчетность представляется вместе с проверенной финансовой отчетностью (см. МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность» и МСА 800 «Аудиторский отчет по специальному заданию»).
- Сопоставимость - это качество, подразумевающее наличие общих определенных характеристик.
- Под сравнением понимается количественная оценка характеристик.
- Последовательность ~ это качество взаимосвязи между двумя показателями бухгалтерского учета (например постоянство используемых в разные периоды принципов бухгалтерского учета, продолжительность отчетных периодов и т. д.). Согласно МСА 710 последовательность является обязательным условием для достоверной сопоставимости.
- Аудитор должен определить, соответствуют ли сопоставления во всех существенных аспектах основам финансовой отчетности, применимым к проверяемой финансовой отчетности.
- Существование различий между основами финансовой отчетности разных стран приводит к тому, что сопоставимая финансовая информация представляется по-разному в зависимости от национальных стандартов. В качестве основных МСА 710 выделяет два вида основ финансовой отчетности для сопоставления: соответствующие показатели и сопоставимая финансовая отчетность.
- Соответствующие показатели используются тогда, когда суммы и прочие раскрываемые сведения за предыдущий период включаются в качестве составной части в финансовую отчетность за текущий период и воспринимаются вместе с суммами и прочими раскрываемыми сведениями за текущий период.
- Сопоставимой финансовая отчетность считается тогда, когда суммы и прочие раскрываемые сведения за предыдущий период берутся для сравнения с финансовой отчетностью за текущий период, но не являются частью финансовой отчетности за текущий период.
- Сравнительная характеристика видов финансовой отчетности для целей сопоставления представлена в табл. 5.2.
- Сравнительная характеристика видов финансовой отчетности для целей сопоставления
Признак сопоставленияВид финансовой отчетности Соответствующие показателиСопоставимая финансовая отчетностьОтношение сумм за предыдущий период к финансовой отчетности за текущий периодЯвляются неотъемлемой частью финансовой отчетности за текущий периодНе является частью финансовой отчетности за текущий периодРаскрытие сумм за предыдущий периодЧитаются только вместе с данными за предыдущий периодВключается для сравнения с отчетностью за текущий периодУровень детализации раскрываемых сопоставленийОпределяются главным образом степенью взаимосвязи с данными текущего периодаПриближается к уровню информации в финансовой отчетности за текущий периодУказание на сопоставления в аудиторском заключенииАудиторское заключение относится только к финансовой отчетности за текущий периодАудиторское заключение относится к финансовой отчетности за каждый период
- МСА 710 отражает особенности аудиторской проверки сопоставлений по этим названным выше двум видам представления сопоставимой информации, в том числе обязанности аудитора, составление заключения и дополнительные требования к новому аудитору.
1. Обязанностью аудитора является получение достаточного и уместного аудиторского доказательства того, что соответствующие показатели отвечают требованиям основ финансовой отчетности.
Объем аудиторских процедур в отношении соответствующих показателей обычно ограничивается тем, что аудитор убеждается в правильности представления и классификации соответствующих показателей. При этом аудитор определяет:
) в одних случаях аудитор может иметь предусмотренные законодательством или договором обязательства по предоставлению особого отчета по прочей информации. В других случаях аудитор не имеет такого обязательства. Тем не менее, ему следует рассмотреть прочую информацию при составлении заключения по финансовой отчетности, так как достоверность проверенной финансовой отчетности может быть поставлена под сомнение в результате наличия несоответствия между проверенной финансовой отчетностью и прочей информацией;
- некоторые юрисдикции требуют от аудиторов применения особых процедур в отношении определенной прочей информации, например дополнительных данных и промежуточной финансовой информации. Если подобная информация отсутствует или является недостаточной, от него может потребоваться указать это в аудиторском заключении;
- если существует обязательство по составлению отчета о прочей информации, обязанности аудитора определяются характером договоренности, местным законодательством и профессиональными стандартами. Если обязанности аудитора включают обзор прочей информации, он должен следовать рекомендациям МСА по проведению обзора.
Стандарт выделяет два вида противоречий, которые могут быть выявлены при проверке прочей информации:
- существенное несоответствие имеет место в случае, если прочая информация противоречит сведениям, содержащимся в проверенной финансовой отчетности. Существенное несоответствие может поставить под сомнение аудиторские выводы, сделанные на основе ранее полученных аудиторских доказательств и, возможно, основания для аудиторского заключения по финансовой отчетности. В соответствии с МСА 720 аудитор должен ознакомиться с прочей информацией именно для выявления существенных несоответствий с проверенной финансовой отчетностью;
- существенное искажение фактов имеет место, когда прочая информация, не имеющая отношения к содержанию проверенной финансовой отчетности, изложена или представлена неверно. Существенное искажение фактов аудитор может обнаружить при ознакомлении с прочей информацией, когда он пытается выявить существенные несоответствия.
МСА 720 устанавливает последовательность и рамки действий аудитора в случае обнаружения каждого из названных двух противоречий.
Если аудитор выявляет существенные несоответствия, он должен определить, нужно ли вносить поправки в проверенную финансовую отчетность или в прочую информацию:
- если необходимо внести поправки в проверенную финансовую отчетность, но субъект отказывается это сделать, аудитор должен выразить условно-положительное или отрицательное мнение;
- если необходимо внести поправки в прочую информацию, но субъект отказывается это сделать, аудитор должен принять данный факт во внимание, включив в аудиторское заключение поясняющий параграф, который описывает существенное несоответствие, или предпринять другие меры. Такие предпринятые меры, как отказ от выдачи аудиторского заключения или несогласие продолжать аудиторскую проверку, будут зависеть от особенностей ситуации, характера и существенности несоответствия. Кроме того, аудитор должен рассмотреть вопрос о получении юридической консультации в отношении дальнейших действий, т.е. стандарт предписывает оценить юридическую правомерность действий аудитора в соответствии с конкретными нормативно-законодательными актами.
- Если аудитор обнаружит, что прочая информация содержит существенное искажение фактов, он должен обсудить этот вопрос с руководством субъекта:
- а) во время обсуждения аудитор может не определить, насколько достоверны прочая информация и ответы руководства на вопросы аудитора. Поэтому он должен решить, существуют ли значительные различия в суждениях или во мнениях;
- б) если аудитор по-прежнему полагает, что существует явное существенное искажение фактов, он должен просить руководство проконсультироваться с компетентной третьей стороной, например с юридическим консультантом субъекта, и принять во внимание по лученные рекомендации;
- в) если аудитор пришел к выводу, что в прочей информации содержится существенное искажение фактов, но руководство отказывается его устранить, он должен принять дальнейшие соответствующие меры. К таким мерам относятся уведомление лиц, ответственных за общее управление субъектом, с помощью составления документа с изложением сомнений аудитора, получение юридической консультации.
- Вместе с тем МСА 720 накладывает ограничение на ответственность аудитора по рассмотрению прочей информации, так как цель и объем проверки финансовой отчетности формулируются исходя из условия, согласно которому обязанности аудитора ограничены информацией, указанной в аудиторском заключении. Соответственно аудитор не несет ответственности за выяснение того, изложена ли прочая информация надлежащим образом.
- Для ознакомления аудитора с данными, содержащимися в годовом отчете, требуется своевременный доступ к ним. Поэтому МСА 720 регламентирует права аудитора на доступ к прочей информации. Аудитор должен договориться с субъектом о получении прочей информации до даты составления аудиторского заключения. Однако в определенных обстоятельствах не вся прочая информация может оказаться доступной до этой даты. Когда аудитор не имеет такого доступа, он должен ознакомиться с прочей информацией при первой возможности, чтобы впоследствии выявить существенные несоответствия. Если аудитор выявляет существенное несоответствие или явное существенное искажение фактов, он должен определить необходимость пересмотра проверенной финансовой отчетности:
- а) если уместен пересмотр финансовой отчетности, необходимо следовать требованиям МСА 560 «Последующие события»;
- б) если необходим пересмотр прочей информации и субъект согласен на его проведение, аудитор должен выполнить надлежащие процедуры. Они могут включать рассмотрение предпринимаемых руководством мер по информированию лиц, получивших ранее опубликованную финансовую отчетность, аудиторское заключение и прочую информацию о проведении пересмотра;
- в) если пересмотр прочей информации необходим, а руководство отказывается от его проведения, аудитор должен принять соответствующие дальнейшие меры. Эти действия могут включать:
- уведомление лиц, ответственных за общее руководство субъектом, посредством составления документа, в котором излагаются сомнения аудитора относительно прочей информации;
- получение юридической консультации.
МСА 720 неуместно применять в тех случаях, когда у аудитора имеется предусмотренное законодательством или договором обязательство по предоставлению отчета о прочей информации государственного сектора.
Список литературы
1. Международные стандарты аудиторской деятельности (Суглобов А. Е., Жарылгасова Б. Т.) Издательство: Экономистъ Год: 2008.
. Международные стандарты аудиторской деятельности (Ендовицкий Д. А., Панина И.В.) Издательство: «ЮНИТИ » Год: 2008.
3. Организация и проведение аудиторской проверки (Арабян К.К.) Издательство: Юнити Год: 2009
. Аудит (Богданова Е.П., Литвин Д.В. ) Издательство: Маркет ДС Год: 2008.
. Аудит (Филь И.А.) Издательство: Приор-издат Год: 2009.