Правовое регулирование подрядных отношений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,07 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование подрядных отношений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Кафедра Экономики и права




КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Правовое регулирование подрядных отношений

(на примере ОАО «СинТЗ»)



Исполнитель:

Курилова Юлия Николаевна

Руководитель: Молокова Е.Л.



Каменск-Уральский

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

1 ТЕОРЕТИКО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДРЯДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ6

1.1 Понятие подрядных отношений в гражданском праве РФ6

1.2. Место договора строительного подряда в гражданском праве РФ13

1.3 Нормативно-правовые акты по регулированию подрядных отношений21

2 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПОДРЯДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИНТЗ»27

2.1 Общая характеристика организации27

2.2 Юридическая природа договора строительного подряда ОАО «СинТЗ»28

2.3 Заключение, изменение и прекращение договора строительного подряда35

3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДРЯДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОАО «СИНТЗ»42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ49

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Фундаментальные изменения, произошедшие в экономической системе Российской Федерации, потребовали коренного преобразования гражданского законодательства. Конституция России в статье 8 гарантирует "единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В соответствии с этим конституционным требованием новый Гражданский кодекс РФ впервые за последние десятилетия закрепил наиболее полную реализацию принципа свободы договора строительного подряда. В предшествующий же период, как отмечает М.И. Брагинский, «превалирование административных элементов в правовом режиме капитального строительства повлекло за собой то, что содержание договора, связывающего заказчика с подрядчиком, оказалось полностью подчиненным обязательным для сторон нормативным и ненормативным актам. В результате сфера действия договорного согласования была резко ограничена». В настоящее время как общее правило заказчик свободен в выборе исполнителя работ по договору строительного подряда; а обе стороны свободны в определении условий заключаемого ими подрядного договора в строительстве.

В изменившихся экономических условиях специальное правовое регулирование отношений строительного подряда стало осуществляться не на уровне подзаконных нормативно-правовых актов, а Гражданским кодексом РФ (параграф 3 гл. 37 «Строительный подряд»). Причем расширение правовой регламентации Гражданским кодексом РФ подрядных отношений в строительстве произошло не только за счет придания высшей юридической силы нормам, содержавшимся ранее в подзаконных нормативно-правовых актах, сколько вследствие закрепления ряда новелл в правовом регулировании. К таким новеллам можно отнести: возможность подрядчика принимать на себя обязанности по обеспечению эксплуатации объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока; участие инженера (инженерной организации) в осуществлении прав и выполнении обязанностей заказчика; новое решение вопросов, связанных с экономией подрядчика и др.

Однако несмотря на перестройку правового регулирования и закрепления ряда новелл проблематика строительного подряда пока не получила глубокого теоретического осмысления в современной цивилистике. Отсутствие прочного теоретического фундамента вызывает множество вопросов в правоприменительной практике. В связи с этим можно утверждать, что перед теорией и практикой стоят задачи, направленные на незамедлительное решение проблем подрядных отношений в строительстве. Все сказанное в совокупности и предопределяет актуальность и необходимость настоящего исследования.

Степень разработанности темы. Проблематика подрядных отношений в строительстве была предметом научных исследований таких авторов, как М.И. Барышев, Ю.Г. Басин, М.И Брагинский., С.А. Верб, Э. Гаврилов, А. Герасимов, С.А. Говорков, С.С. Занковский, А.А. Каравайкин, В.В. Меркулов, Н.Д. Погосян, В.А. Романенко, А.А. Ромащенко, И.А. Сиротина, А.П. Ткач, И.А. Фаршатов, В.И. Федоров, И.Т. Хламов, В.М. Чернов, В.Ф. Чигир, Ю.И. Шегай, Е.Д. Шешенин и некоторых других. Однако с момента написания работ большинством из этих авторов прошел немалый временной период, в течение которого был накоплен определенный новый практический опыт и качественно обновилось гражданское законодательство. Наиболее близкой к тематике настоящего исследования является докторская диссертационная работа Н.С. Кузнецовой «Правовое регулирование подрядных договорных отношений в строительстве (гражданско-правовой аспект)» (Киев, 1993 г.). Рассмотрение отдельных аспектов правового регулирования отношений строительного подряда имело место в периодической печати в виде статей, носящих фрагментарный характер по отношению к теме в целом.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является комплексное правовое рассмотрение теоретических и практических проблем в обязательствах строительного подряда и разработка на этой основе предложений по совершенствованию правового регулирования отношений строительного подряда.

Вышеуказанная цель и предопределила постановку следующих задач:

рассмотреть правовую природу договора строительного подряда и выделить его существенные признаки;

проанализировать имеющиеся нормативно-правовые акты, регулирующие отношения строительного подряда на примере договора строительного подряда ОАО «СинТЗ»;

предложить рекомендации по совершенствованию договора строительного подряда на примере ОАО «СинТЗ».

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования отношений строительного подряда.

Предметом данного исследования выступают нормы гражданского права, регулирующие отношения строительного подряда.

1 ТЕОРЕТИКО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДРЯДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

.1 Понятие подрядных отношений в гражданском праве РФ

строительный подряд гражданское право

Договор подряда гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию др. стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Такие договора заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение др. работы с передачей ее результата заказчику. По договору заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика. Работа обычно выполняется иждивением подрядчика из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.

Гражданский кодекс определяет подряд как такой договор, в силу которого одна сторона (подрядчик.) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК).

Включение в ГК общих положений о подряде не случайно. Это необходимо прежде всего потому, что в коммерческом обороте используется несколько видов подряда, особенности которых весьма разнообразны и не могут быть, прежде всего по соображениям юридико-технического характера, отражены во всех деталях и подробностях в специальных нормативных актах, да в этом и нет необходимости. Вполне достаточно иметь хорошо разработанную общую часть законодательства о подряде, чтобы на ее основе построить, сконструировать практически любой специфический договор подрядного типа.

В отличие от обязательств по передаче имущества, обязательства подрядного типа регулируют экономические отношения по оказанию услуг. Иными словами, подряд относится к таким обязательствам, в которых должник обязуется не что-либо дать, а что-либо сделать, т. е. выполнить определенную работу. Выполнение работы подрядчиком направлено на достижение определенного результата, например, изготовление вещи, осуществление ее ремонта, улучшение или изменение ее потребительских свойств или получение какого-то иного результата, имеющего конкретное вещественное и обособленное от исполнителя выражение. Последнее объясняется тем, что результат работы подрядчик обязан передать заказчику.

Исходя из предмета договора подряда, можно сделать вывод о сходстве этого договора со многими гражданско-правовыми договорами в зависимости от того, на каких условиях договора концентрируется интерес заказчика. В литературе в разные периоды времени проводилось сравнение договора подряда с различными гражданско-правовыми договорами: договором купли-продажи (поставки), договором поручения, трудовым договором, договором услуг.

Признаком, который сближает подряд и куплю-продажу, является то, что результат работы подрядчик обязан передать заказчику В договоре подряда, как и при купле-продаже, должник передает вещь в собственность кредитора, однако договор подряда, хотя и может предусматривать передачу вещи как результата выполненной работы в собственность заказчика, направлен на изготовление вещи, определяемой в момент заключения договора родовыми признаками. Напротив, предмет договора купли-продажи уже на этот момент может быть индивидуально-определенным. Кроме того, подрядчик обязан передать не любую вещь, а именно ту, которая явилась результатом его работы. Таким образом, подряд охватывает отношения не только товарного обращения, но и производства материальных благ.

Близость подряда и поставки предопределена тем, что в момент заключения договора вещи, которая должна быть передана кредитору, как правило, еще нет в наличии, ее только предстоит изготовить. Различие же между этими обязательствами состоит в направленности обязательства поставки на удовлетворение потребностей общества в массовых, типизированных видах товаров, в то время как подрядные отношения направлены на удовлетворение индивидуальных запросов и требований заказчика. Кроме того, по договору подряда вещь может изготавливаться из материала, как подрядчика, так и заказчика, а по договору поставки - только из материала поставщика (изготовителя). Наконец, поставка обязывает должника лишь к передаче вещи к обусловленному сроку, а подряд в первую очередь обязывает должника её изготовить - выполнить работу, а уж затем ее передать.

О.С.Иоффе отграничивает отношения по договорам подряда от поставки и купли-продажи, тем что последние относятся к сфере обмена. Другие отношения в сфере обмена, связанные с договором поручения, комиссии, хранения, а также договорами на выполнение услуг различного рода, по мнению О.С.Иоффе, отличаются от договора подряда тем, что результат выполненной работы, услуги не представлен материальным объектом, а составляет действие, произведенное исполнителем по заданию заказчика.

Предлагаемые в доктрине и практике критерии различия договоров, предметом которых является выполнение работы, чаще всего относятся к разряду формальных. Так, М.И.Брагинский видит различие договора подряда и договора услуг только в том, что в самом ГК (ст.128) в качестве объекта гражданских прав выделены два объекта: работы и услуги. Е.А.Суханов основным отличием договора подряда от договоров об оказании услуг является результат выполненных работ, имеющий овеществленную форму. В договорах об оказании услуг деятельность исполнителя и ее результат не имеют вещественного содержания и неотделимы от его личности, будь то концерт выдающегося музыканта, деятельность поверенного или перевозка груза.

Наиболее часто возникает необходимость разграничения подряда и трудового договора. Их близость предопределена тем, что оба договора охватывают правовым регулированием процесс труда. При этом сложившиеся в хозяйственной практике формы организации труда на столько сближают эти две формы правового регулирования отношений в сфере найма труда, что грань между ними становится недостаточно четкой. Особенно это заметно в связи с выполнением гражданами работ по так называемым трудовым соглашениям. Какой договор лежит в основе трудового соглашения - трудовой или подрядный - можно выяснить, лишь поняв суть различия между этими договорами. И заказчика в договоре подряда, и работодателя в трудовом договоре вынуждает к заключению договора потребность в деятельности какого-либо специалиста, однако способ, форма удовлетворения этой потребности различны. Так, по договору подряда удовлетворение интереса заказчика обеспечивается результатом работы подрядчика, по трудовому же договору интерес предпринимателя заключается в выполнении работником определенной трудовой функции, характеризуемой специальностью, квалификацией и должностью. Иными словами, основной акцент в регулировании трудовых отношений делается на регламентацию процесса труда, в то время как в подряде он смещен на регламентацию достижения и передачи результата труда заказчику. Производным является признак подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка либо иного упорядочения его деятельности со стороны работодателя. Подрядчик же, как самостоятельно хозяйствующий субъект не зависит от заказчика при определении способа выполнения заказа и достижения результата. Кроме того, для подряда характерно то, что подрядчик выполняет работу из собственных материалов, своими силами и средствами, т. е. своим иждивением, рискует не получить вознаграждение за выполненную работу при случайной гибели или повреждении ее результата, т. е. за свой риск, а по трудовому договору работнику вознаграждение должно быть выплачено даже если выполненная им работа не привела ни к какому положительному результату, ибо оплате, хотя бы и в минимальном размере, подлежит сам процесс выполнения работы. Наконец, все изданные работником по трудовому договору вещи принадлежат его работодателю. Вещи же, созданные по договору подряда, до момента их передачи заказчику принадлежат на граве собственности подрядчику.

Таким образом, конститутивные признаки обязательства, устанавливаемого договором подряда, таковы:

1. Подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью удовлетворения тех или иных индивидуальных запросов и требований заказчика.

2. Подрядчик обязуется выполнить определенную работу, результатом которой является создание новой вещи либо восстановление улучшение, изменение уже существующей вещи.

3. Вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком.

4. Подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов достижения обусловленного договором результата.

5. Подрядчик обязуется выполнять работу за свой риск, т. е. он выполняет работу своим иждивением и может получить вознаграждение только в том случае, если в ходе выполнения работы он достигает оговоренного договором результата.

6. Подрядчик выполняет работу за вознаграждение, право, на получение которого у него возникает по выполнению и сдаче, как правило, всей работы заказчику, кроме случаев, установленных законом или договором.

Последний признак предопределен характером регулируемых гражданским правом имущественных отношений как товарно-денежных. Если работа выполняется безвозмездно, то правовое регулирование взаимоотношений сторон ограничивается лишь определением юридической судьбы изготовленной вещи. Решение вопроса, кому принадлежит результат безвозмездной работы, зависит от того, из чьего материала данная вещь изготовлена. Обязательственно-правовых отношений подряда между изготовителем вещи и владельцем материала в рассматриваемой ситуации не возникает. В то же время, поскольку в данном случае имеет место освобождение от имущественной обязанности (от обязанности уплатить вознаграждение за выполненную работу), указанные отношения подпадают под действие норм о дарении (см. например, ст. 572 и 580 ГК).

Отмеченные признаки предопределяют характеристику договора подряда как консенсуального, возмездного и взаимного.

В отличие от иных консенсуальных договоров, подряд не может быть исполнен непосредственно в момент заключения договора, поскольку для достижения требуемого результата следует затратить известное время на выполнение работы. Выполнять же работы впрок, «накапливать их», а потом реализовывать по договору подряда невозможно, поскольку в этом случае реализуется уже имеющийся в наличии индивидуально определенный результат, а не работа подрядчика. Консенсуальный характер договора сохраняется и в случае, если подрядчик приступает к исполнению работы немедленно после заключения договора либо выполняет работу в присутствии заказчика. Выполнению работы, исполнению обязанности подрядчика всегда предшествует заключение договора, которым и определяется, что именно нужно сделать.

Дифференциация подрядных отношений на отдельные виды и подвиды зависит от характера выполняемой подрядчиком работы и ее результата. Так, в зависимости от результата работы подрядчика можно дифференцировать подрядные отношения на обязательства, направленные на изготовление новых вещей, и обязательства, направленные на восстановление, изменение либо улучшение потребительских свойств уже имеющихся в наличии вещей (ст. 703 ГК). В связи с этим целесообразно договоры, направленные на создание вещей, именовать собственно договорами подряда, а договоры, направленные на изменение потребительских свойств вещей, - договорами на выполнение работ.

Наиболее существенными для правового регулирования являются такие разновидности договора подряда, которые получили в законодательстве относительно самостоятельное выражение. В п. 2 ст. 702 ГК названы такие отдельные виды договора подряда, как бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд. Выделение указанных разновидностей договора подряда связано с особенностями применения к ним общих положений о подряде. Они применяются лишь в случае, если правилами ГК об отдельных разновидностях договора подряда не предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в общих положениях о подряде. Кроме того, специальному правовому режиму подчиняются договоры, заключенные гражданами для целей потребления, и договоры подряда на выполнение работ для государственных нужд. К указанным разновидностям подряда, кроме общих норм о договорах подряда, предусмотренных ГК, применяются соответственно законодательство о защите прав потребителей и о поставках товаров и выполнении работ для государственных нужд.

1.2 Место и значение договора подряда в гражданском праве РФ

Строительство - особая отрасль материального производства, конечный продукт которой представляет собой недвижимость по ее природе: создаваемые и подготовленные к вводу объекты, которые, прочно связаны с землей, и по этой причине их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.

Прежде чем перейти к анализу договора строительного подряда, необходимым представляется рассмотрение самого понятия «подряда». Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 702 определяет подряд как договор, в силу которого «одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Глава 37 Гражданского кодекса Российской Федерации рассматривает договор строительного подряда как отдельный вид договора подряда и применяет к нему положения договора подряда, если иное не установлено правилами, которые предусмотрены непосредственно для договора строительного подряда.

Статья 740 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что «по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену». Этой же статьей установлено, что «договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ».

Законодательство также распространило правила о договоре строительного подряда на работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, но, правда с оговоркой - «если иное не предусмотрено договором».

Более того, согласовано статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации «в случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.

Однако необходимо отметить то обстоятельство, что действующее гражданское законодательство и иные правовые акты не используют понятие «признаки договора», тогда как термин «существенные условия договора» широко применяется для раскрытия сущности того или иного гражданско-правового договора. Таким образом, категория «признаки договора» имеет лишь «литературное» значение и не может применяться для практического разграничения различных гражданско-правовых договоров.

Представляется, что установление характерных черт договора строительного подряда и возникающих на его основе отношений должно осуществляться с учетом существенных условий договора строительного подряда. Это важно не только теоретически, но и практически, поскольку согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации «договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора».

Ю. В. Романец, например, выделяет следующие квалифицирующие признаки строительного подряда: выполнение работ на объекте, неразрывно связанном с землей; сложность и значимость выполняемых работ, влияющих на прочность и нормальное функционирование здания (сооружения). Представляется, что выделяемый Ю. В. Романцом второй признак договора строительного подряда лишен правового значения, так как не известно ни одного судебного решения или иного правоприменительного акта, опирающегося на возможность его использования. Что же касается первого сформулированного данным автором признака, то он несколько неточен, поскольку строительные работы могут выполняться не только на земле, но и на ином объекте недвижимости (например, надстройка последующих этажей), однако это обстоятельство не меняет сущности строительного подряда.

Основной отличительный признак строительного подряда заключается в его специфической форме - строительстве «под ключ». Речь идет о случаях, когда договор, заключаемый между заказчиком и подрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла «проектирование - строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные строительными нормами и правилами, - сдача в эксплуатацию объекта». По договоренности между сторонами заказчик может принять на себя часть обязательств, связанных со строительством (например, обязательства по обеспечению материальными ресурсами). Однако и в этом случае подрядчик продолжает нести ответственность за передачу заказчику созданного объекта «под ключ», поскольку на нем лежит обязанность сдать объект готовым к эксплуатации в соответствии с условиями договора. При строительстве промышленных объектов на подрядчика обычно возлагается обязанность передать одновременно всю техническую документацию и инструкции для эксплуатации.

Особенностью договора строительного подряда является также и то, что отношения сторон могут продолжаться и после сдачи результата работ. Имеется в виду принятие подрядчиком обязанности после завершения строительства оказывать различного рода услуги, связанные с эксплуатацией объекта, такие, как, например, подготовка различных инструкций по эксплуатации, обучение работников заказчика и др. Стоимость, объем, и прочие характеристики такого рода услуг определяются в самом договоре строительного подряда. В данном случае имеется в виду заключение широко используемого в международной строительной практике договора «продукция на руки», при котором в обязанности подрядчика входит не только завершить строительство объекта, но и передать персоналу заказчика управленческие и технические навыки и знания, необходимые для успешной эксплуатации объекта. Природа подрядных отношений позволяет дополнительно включить в такой договор все обязательства, о которых идет речь, и соответственно обеспечить успешный результат осуществляемой профессионально деятельности, как равно предусмотреть и другие формы последующего сотрудничества.

Важнейшим отличительным признаком, которым руководствовался законодатель при выделении строительного подряда из числа других подрядных договоров, служит характер работ и область, в которой они осуществляются. Таким образом, строительным является договор, обладающий общими признаками подряда, используемый в соответствующей сфере, с учетом присущей ей специфики. Именно поэтому, не исключены случаи, когда в отношении одних и тех же по характеру работ будет применяться различный по характеру договорный режим.

Положения о строительном подряде, закрепленные в Гражданском кодексе Российской Федерации, распространяются и на работы по удовлетворению бытовых или других личных потребностей выступающего в роли заказчика гражданина (например, на работы по строительству гаража, дачи или жилого дома). Однако в соответствующих случаях данные положения, как уже отмечалось выше, действуют вместе с нормами о договоре бытового подряда.

На основании проведенного выше анализа, можно выделить следующие основные признаки договора строительного подряда:

. Подрядчик выполняет работу по заданию заказчика с целью удовлетворения тех или иных требований и индивидуальных запросов заказчика.

. Подрядчик обязуется выполнить определенную работу, результатом которой является создание нового объекта либо улучшение, восстановление уже существующего объекта.

. Строительный объект, созданный по договору строительного подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия заказчиком выполненной работы.

. Подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов достижения результата, обусловленного договором (если иное не предусмотрено договором).

. Подрядчик обязуется выполнять работу за свой риск и может получить вознаграждение только в том случае, если в ходе выполнения работы он достигнет оговоренного договором результата.

. Подрядчик выполняет работу за вознаграждение, право на получение которого, у него возникает по выполнению и сдаче заказчику, как правило, всей работы, кроме случаев установленных законом или договором.

Последний признак предопределен характером регулируемых имущественных отношений как товарно-денежных. Если работа выполняется безвозмездно, то правовое регулирование отношений сторон ограничивается лишь определением юридической судьбы изготовленной вещи. «Решение вопроса, кому принадлежит результат безвозмездной работы, зависит от того, из чьего материала данная вещь изготовлена. Обязательственно-правовых отношений подряда между изготовителем вещи и владельцем материала в данной ситуации не возникает. Отмеченные выше признаки предопределяют характеристику договора строительного подряда как консенсуального, возмездного и взаимного.

Особенность договора строительного подряда заключается в том, что данный договор может быть классифицирован по следующим основаниям:

в зависимости от характера выполняемых работ на договоры: на выполнение общестроительных работ, строительно-монтажных работ, отдельных комплексов монтажных и иных специальных строительных работ, а также на выполнение пусконаладочных работ;

в зависимости от системы построения договорных связей следует выделить прямой договор, договор генерального строительного подряда и субподрядный договор;

в зависимости от цели, которую преследует заказчик, следует выделить договоры строительного подряда на строительство новых зданий и сооружений, договоры на реконструкцию объектов недвижимости и договоры на капитальный ремонт зданий или сооружений, если в отношении последних иное не установлено соглашением сторон.

Комплексный анализ признаков договора строительного подряда позволяет определить данный договор как гражданско-правовой, разновидность договора подряда, в соответствии с которым подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Особенность договора строительного подряда заключается в том, что данный договор может быть классифицирован по различным основаниям, в числе которых: характер выполняемых работ (например, договоры на выполнение строительно-монтажных работ, договоры на выполнение пусконаладочных работ и др.); система построения договорных связей (например, прямой договор, договор генерального строительного подряда и др.); цель, которую преследует заказчик (например, договоры строительного подряда на строительство новых зданий и сооружений и др.).

Изменения, произошедшие в социально-экономическом строе нашей страны, внесли соответствующие коррективы в законодательство, регулирующее взаимоотношения между заказчиками строящихся (реконструируемых) объектов и подрядчиками, выполняющими соответствующие работы. Все вышеизложенное указывает на необходимость рассмотрения правового регулирования договора строительного подряда, чему посвящается второй параграф нашего исследования.

С принятием части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства. Основное ядро действующего законодательства в капитальном строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой области действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время наряду с общими правилами отношения в области капитального строительства регулируются нормами параграфа 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, специально рассчитанными на строительный подряд.

Помимо Гражданского кодекса к источникам правового регулирования капитального строительства относятся и другие законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Важнейшее место среди них занимает Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[ Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №9, ст.1096.] от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ, регламентирующий хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными отношения между субъектами инвестиционной деятельности, то есть деятельности по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ и в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Положения названных, а также других законов развиты в подзаконных актах, утверждаемых Правительством Российской Федерации, Госкомитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике и другими ведомствами.

Наряду с подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне в рассматриваемой сфере действует немало актов, принятых субъектами Российской Федерации, среди которых, например, Постановление Правительства Москвы «О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г.Москвы» от 5 декабря 2000 года..

Особенностью действующего законодательства о капитальном строительстве является вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительных и монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.п. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), технических условиях и стандартах, различных положениях и инструкциях, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих правил данного типа были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к безопасности и качеству объектов строительства. Строительные нормы и правила, обязательные для сторон, определяют принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции, а также цели, которые должны быть достигнуты соответствующей деятельностью.

Специфика правового регулирования отношений в сфере строительства, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. В сравнении с прежними временами количество нормативных норм уменьшилось и сторонам предоставлена несколько большая свобода.

Все вышеизложенное помогает определить место договора строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров, функционирующих в строительном комплексе Российской Федерации, чему посвящается третий параграф нашего исследования

1.3 Нормативно-правовые акты по регулированию подрядных отношений

В гражданском законодательстве положения договора строительного подряда регулируются нормами закрепленными в 3 гл. 37, ч.2 ГК РФ. Гражданский кодекс определяет подряд как договор, в силу которого подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

По действующему в Российской Федерации законодательству объекты недвижимости могут создаваться и реконструироваться на основании различных договоров. Традиционным является вопрос об отграничении договора строительного подряда от договора купли-продажи и трудового договора, но его анализ и исследование в современных условиях явно недостаточен в силу разнообразия гражданско-правовых механизмов обеспечения выполнения строительно-монтажных работ и взаимосвязанных с ними услуг.

Основной акцент в регулировании трудовых отношений делается на регламентации процесса труда, в то время как в строительном подряде он смещен на регламентацию достижения и передачи результата труда (строительного объекта) заказчику. Л. А. Сыроватская считает, что подчинение внутреннему трудовому распорядку -- это и есть тот главный признак, который отличает трудовой договор от иных договоров.

Представляется, что разграничение трудового договора и договора подряда должно проводиться по совокупности организационно-правовых и экономических признаков: правовому положению субъектов, правовому положению объектов, содержанию и ответственности сторон. Важнейшим признаком договора строительного подряда является то, что данный договор всегда является срочным, а трудовой договор по общему правилу заключается на неопределенный срок. Как видно, российское трудовое законодательство оперирует правовым инструментарием, которые неизвестны в области гражданских правоотношений.

Что же касается гражданско-правовых договоров, то наибольшие затруднения вызывает разграничение договора строительного подряда и договора купли-продажи.

Ю. В. Романец предлагает для разграничения подрядных и других обязательств, применять признак родовой направленности подряда. Аргументируя свою точку зрения, он указывает на то, что в сфере экономических интересов подрядчика и заказчика имеет место процесс изготовления имущества и осуществление контроля над данным процессом.

Представляется, что выводы Ю. В. Романец, в целом, можно принять за основу. В качестве другой отличительной черты договора строительного подряда предлагается рассматривать его предмет как индивидуально-определенную вещь. Однако, в то же время, по этому признаку невозможно отграничить не только договор подряда, тем более строительного подряда, но и большинство гражданско-правовых и предпринимательских договоров, поскольку основная масса циркулирующих в гражданском обороте вещей являются индивидуально-определенными. Специфика подрядных отношений заключается лишь в том, что в момент заключения договора строительного подряда индивидуально-определенной вещи нет, ее еще предстоит создать, а при установлении договорных отношений по купле-продаже индивидуально-определенная вещь уже имеется в наличии.

Основным отличием договора строительного подряда от договоров об оказании услуг является результат выполненных работ, имеющий овеществленную форму. В договорах об оказании услуг деятельность исполнителя и ее результат не имеют овеществленного содержания и неотделимы от его личности, будь то перевозка груза или деятельность поверенного. С точки зрения законодателя услуги, оказываемые по договору строительного подряда, вполне могут регулироваться правовыми нормами, рассчитанными на регулирование подрядных отношений. По всей видимости, вполне возможен вывод о том, что оказываемые по договору строительного подряда услуги овеществляются именно в его результате, в выполненных строительно-монтажных и других работах, иначе просто невозможна передача полученных от оказания услуг результатов от подрядчика к заказчику. Следовательно, вывод об отсутствии овеществленного результата оказания услуг верен не для всех случаев.

Близость строительного подряда и поставки предопределена тем, «что в момент заключения договора вещи, которая должна быть передана кредитору, как правило, еще нет в наличии, ее только предстоит изготовить». Также различие между этими двумя обязательствами состоит в направленности обязательства поставки на удовлетворение потребностей общества в массовых видах товаров, в то время как строительно-подрядные отношения направлены на удовлетворение индивидуальных требований и запросов заказчика. По договору строительного подряда вещь может изготавливаться из материала как подрядчика, так и заказчика, а по договору поставки -- только из материала изготовителя (поставщика). Кроме того, поставка обязывает должника лишь к передаче вещи к обусловленному сроку, а строительный подряд, в первую очередь, обязывает должника ее изготовить -- прежде выполнить работу, а затем ее передать.

Современные гражданско-правовые договоры фактически потеряли «монохарактер», что приводит к сложностям не только в признании их смешанными, но и к установлению источников гражданского правового регулирования. В качестве примера комплексного гражданско-правового договора можно привести известный советскому гражданскому праву договор подряда на капитальное строительство, однако даже в пределах советского правопорядка договор подряда на капитальное строительство приводил к возникновению не многих, а одного обязательства -- по выполнению строительно-монтажных работ. Другие договорные правоотношения на основе указанного договора не возникали, не возникают они и сейчас, в текущих социально-экономических и правовых условиях на основе закрепляемого российским гражданским правом договора строительного подряда. Поэтому правоприменительной и договорной практике не известны случаи установления каких-либо иных гражданско-правовых обязательств из договора строительного подряда, кроме обязательств по выполнению строительно-монтажных и взаимосвязанных с ними работ. Таким образом, выявление квалифицирующих признаков смешанных договоров весьма важно, поскольку включение в их содержание обязательства по выполнению строительно-монтажных работ требует определения соотношения источников гражданско-правового регулирования.

К признакам смешанного договора А.Н.Гуев относит, то, что смешанный договор не может быть отнесен к какому-либо одному из известных договоров; данный договор должен содержать элементы не любых договоров, а только таких, которые предусмотрены законом, правовыми актами (например, договор хранения, экспедиции); этот договор в различных своих частях регулируется правилами о тех или иных договорах, элементы которых он включает в свое содержание. Что касается первого выделенного А.Н. Гуевым признака, то он вообще не может рассматриваться в качестве такового, поскольку сформулирован в отрицательной форме. Вызывает возражения и второй признак, так как статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации не предъявляет к смешанному договору такого требования, как сочетание только предусмотренных действующим законодательством договорных форм - смешанный договор может включать элементы договоров, не предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.

На основе критического анализа вышеизложенной точки зрения можно сделать вывод о том, что предлагаемые характеристики смешанного договора являются либо общими для всех гражданско-правовых договоров, либо не могут рассматриваться в качестве таковых. Часть 3 статьи 421 Гражданского кодекса оперирует достаточным квалифицирующим признаком смешанного договора -- способность к регулированию гражданско-правовыми нормами, относящимися к различным видам гражданско-правовых договоров. Таким образом, обязательство по выполнению строительно-монтажных работ, будучи включенным в содержание смешанного договора, может испытывать влияние различных гражданско-правовых норм, которые рассчитаны на регулирование самостоятельных договорных видов.

Система договорного права как совокупное множество взаимосвязанных элементов может быть сформирована по признаку направленности, который отражает сущность экономических отношений, определяющих основу соответствующего договора. Принимая во внимание классифицирующие признаки отношений строительного подряда, следует, что они определяют самостоятельное место договора строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров, а сам договор является договором о выполнении подрядных работ. Для договора строительного подряда характерно смешение элементов различных гражданско-правовых конструкций, однако, несмотря на определенное сходство с договором купли-продажи, возмездного оказания услуг, поставки и другими договорами, договор строительного подряда не утрачивает самостоятельности. Анализ признаков договора строительного подряда позволяет определить данный договор как разновидность договора подряда и по которому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Специфика правового регулирования отношений в сфере строительства определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Для договора строительного подряда характерно смешение элементов различных гражданско-правовых конструкций, однако, несмотря на определенное сходство с договором купли-продажи, возмездного оказания услуг, поставки и другими договорами, договор строительного подряда не утрачивает своей самостоятельности. Комплексное исследование договора строительного подряда включает в себя рассмотрение не только общих положений данного вида договора, но также включает в себя и раскрытие юридической природы договора строительного подряда, чему посвящается вторая глава нашего исследования.

2 АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПОДРЯДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИНТЗ»

2.1 Общая характеристика организации

Синарский трубный завод - одно из крупнейших специализированных предприятий России по производству стальных, нержавеющих и чугунных труб. Завод основан в 1934 году.

В 1992 году государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество "Синарский трубный завод" (ОАО "СинТЗ").

В 2002 году завод вошел в состав Трубной металлургической компании - одного из ведущих мировых холдингов по производству стальных и чугунных труб, который объединяет под своим управлением четыре крупнейших российских завода.

В 2006 году Синарский трубный завод выпустил более 580 тысяч тонн стальных труб.

В основу технического развития ОАО "СинТЗ" положен принцип постоянного совершенствования технологии и освоения производства новых видов продукции.

Сегодня на заводе сконцентрировано самое современное в Европе оборудование по производству насосно-компрессорных труб. Он является единственным в СНГ производителем наиболее полного ассортимента труб для нефтегазового комплекса и единственный в России производит свертнопаяные трубы для автомобильной и машиностроительной промышленности. Благодаря высокому качеству выпускаемой продукции, предприятие успешно реализует программу освоения рынков дальнего и ближнего зарубежья. Потребителями труб производства ОАО "Синарский трубный завод" являются такие компании как Сургутнефтегаз, Лукойл, Юкос, Сибнефть, Башнефть, Татнефть, Подольский машиностроительный завод, Белэнергомаш, Сибэнергомаш, АвтоВАЗагрегат, Ижмаш-авто, Казмунайгаз, Sonatrach.

Качество продукции завода и надежность заводской системы управления качеством подтверждены самыми авторитетными лицензиями и сертификатами качества: независимого германского сертификационного центра TUV, Американского нефтяного института (API), успешной сертификацией по международному стандарту ISO9001.

В 2008 выполнены строительные работы в промзоне ОАО «СинТЗ»; завершена реконструкция адиминистративного здания на Территории ОАО «СинТЗ», постоянно ведутся строительные работы. Работы по строительству и реконструкции зданий на ОАО «СинТЗ» ведут подрядные организации.

2.2 Юридическая природа договора строительного подряда ОАО «СинТЗ»

Установление характерных гражданско-правовых черт договора строительного подряда и возникающих на его основе отношений должно осуществляться с учетом существенных условий договора строительного подряда. Выявление существенных условий вышеуказанного договора необходимо не только для решения вопроса о его заключении, но и для установления применимого права. В определенной степени ориентиром для выявления существенных условий договора строительного подряда могут быть разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированные в Информационном письме «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»[] от 24 января 2000 года. «Существенными условиями договора строительного являются условия о предмете, цене и сроке договора»[]. Косвенным доказательством признания цены как существенного условия договора строительного подряда может рассматриваться содержание пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» от 24 января 2000 года , в соответствии с которым «в договоре может быть установлен способ определения цены или ее составной части»[]. Таким образом, согласно выводам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вопрос состоит не в наличии или отсутствии цены договора строительного подряда, а в порядке ее установления, носящего договорный характер.

Применительно к отдельным подвидам договора строительного подряда законодательство предусматривает дополнительные существенные условия договора. Согласно части 10 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[] от 21 июля 2005 года в государственный и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности подрядчика (исполнителя, поставщика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного соответствующим контрактом. Существенные условия другого подвида договора строительного подряда - договора участия в долевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости устанавливаются частью 4 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[] от 30 декабря 2004 года, в соответствии с которой к числу существенных условий договора долевого участия в строительстве относятся не только объект, срок и цена, но и гарантийный срок на объект долевого строительства.

Содержание и характер существенных условий договора строительного подряда раскрываются по-разному. В частности, Е.А.Суханов утверждает, что условие о предмете договора строительного подряда определяется в договоре его наименованием (договор подряда на реконструкцию такого-то предприятия и т.п.). По мнению А.П.Сергеева и Ю. К.Толстого, предметом договора строительного подряда, как и предметом самого подряда, является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму. Любой объект состоит из совокупности разнородных, но взаимосвязанных элементов, что сказывается на правовой характеристике предмета договора строительного подряда. В момент заключения договора его работы и результаты существуют как цели, при исполнении - приобретают характер процесса, а по завершении появляются результаты[].

Нормы параграфа 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечивают правовое регулирование выполнения работ и использования полученных в итоге результатов. Однако недостаточно установить, что предметом договора строительного подряда признаются работы и их результаты, поскольку в принципе, работы и их результаты способны охватываться предметами различных гражданско-правовых договоров. Предметом договора строительного подряда выступают именно строительные работы - связанные с созданием, реконструкцией и ремонтом объектов недвижимости, результатом которых являются либо новые, либо модернизированные объекты недвижимости.

Понимание предмета договора строительного подряда как сочетания деятельности и результата удовлетворяет потребностям как гражданско-правового регулирования возведения и реконструкции объектов недвижимости, так и решению стоящих перед Россией социально-экономических задач[]. Цена, как существенное условие договора строительного подряда складывается на основе спроса и предложения конкретных видов строительных работ и выражается в виде стоимости соответствующих строительно-монтажных работ. Так как в параграфе 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации специальных предписаний в отношении цены договора строительного подряда нет, то она определяется по общим правилам статьи 709 Кодекса, то есть как твердая или приблизительная смета.

Срок договора строительного подряда так же выступает его существенным условием. Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ»[]. С содержательной стороны данный срок представляет собой период или момент времени выполнения строительных работ и взаимосвязанных с ними услуг. По общему правилу, срок договора строительного подряда устанавливается соглашением сторон, и только в одном случае, при заключении договора строительного подряда с участием потребителей, срок договора в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»[] от 7 февраля 1992 года может определяться правилами по выполнению отдельных видов работ.

«Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем документ составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами»[]. Субъектами договора строительного подряда являются подрядчик и заказчик. Участие третьих лиц на стороне заказчика и подрядчика не исключается, но практически значима система генерального подряда, приводящая к тому, что на стороне подрядчика в выполнении строительно-монтажных работ могут выступать субподрядчики. Правовые нормы, устанавливающие систему генерального подряда, в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации включены в параграф 1 главы 37, что придает ей универсальное значение, но практически система генерального подряда применяется при осуществлении строительно-монтажных работ, то есть при возведении и реконструкции объектов недвижимости, а в иных случаях - редко. Однако отмеченное обстоятельство не дает оснований для выделения такой особенности договора строительного подряда, как широкое применение системы генерального подряда. Привлечение или не привлечение субподрядчиков не влияет на юридическую и социально-экономическую характеристику договора строительного подряда, поэтому утверждение о широком применении системы генерального подряда несколько не соответствует сложимся социально-экономическим условиям выполнения строительно-монтажных работ и связанных с ними услуг.

Заказчиком по договору строительного подряда может быть юридическое или физическое лицо в пределах правоспособности и дееспособности.

Приобретение статуса заказчика осуществляется посредством заключения договора строительного подряда. Усложнение гражданско-правового статуса заказчика связано с тем, что заказчик по договору строительного подряда одновременно может выполнять гражданско-правовые функции государственного или муниципального заказчика, участника долевого строительства, инвестора или потребителя. В первом случае правовое положение заказчика по договору строительного подряда дополнительно определяется законодательством о финансовых основах местного самоуправления и бюджетным законодательством; во втором - Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; в третьем случае - законодательством об инвестиционной деятельности и, наконец, на взаимоотношения с участием потребителей распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Помимо этого, гражданско-правовое положение заказчика может зависеть от предмета, вида и организационно-правовой формы, целей и задач деятельности юридического лица. Например, в соответствии с частью 2 статьи 84 Гражданского кодекса Российской Федерации вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по ведению дел товарищества. Заключенный договор строительного подряда полными товарищами обязателен для вкладчиков товарищества на вере[]. Существуют юридические лица, для которых законодательство и иные нормативные правовые акты устанавливают структуру инвестиционного портфеля. Таким образом, обоснован вывод о том, что инвестиции и участие в договоре строительного подряда для таких юридических лиц возможны в допускаемой действующим законодательством части. Для юридических лиц с установленным законом предметом деятельности заключение и исполнение договора строительного подряда объективно ограничено целями и задачами функционирования[].

Подрядчиками по договору строительного подряда признаются субъекты гражданского права, имеющие необходимые для выполнения строительно-монтажных работ и связанных с ними услуг полномочия.

Данные полномочия основываются на соответствующем объеме дееспособности и правоспособности субъекта гражданского права, виде и организационно-правовой форме юридического лица и лицензии, поэтому не все организации с установленным предметом деятельности могут заключать и исполнять договоры строительного подряда в качестве подрядчиков (например, банки, инвестиционные фонды, страховые организации).

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов в настоящее время готовит законопроект, предусматривающий создание государственной строительной корпорации, которая занималась бы основными вопросами строительного рынка. В одном из интервью он говорил: «Я готовлю закон о государственной строительной корпорации, создание которой позволит решить во многом проблему с доступным жильем»[]. По замыслу С.Миронова, государственная строительная корпорация нанимала бы в подряд строительные организации, которые строили бы жилье для предоставления его потом стоящим в очереди на получение квартир, а также жилье, которое будет потом предоставляться гражданам на условиях социального найма. По мнению вице-президента Ассоциации строителей России Владимира Пономарева, «не госкорпорация нужна сейчас, а государственная жилищная политика, где были бы четко зафиксированы дифференцированные по категориям граждан механизмы и достаточные объемы финансового участия бюджетов всех уровней. Без этого мы не переломим ситуацию в жилищной сфере, а пресловутый "жилищный вопрос" будет вечным уделом россиян»[].

Выявление существенных условий договора строительного подряда необходимо не только для решения вопроса о его заключении, но и для установления применимого права. Существенными условиями данного договора являются условия о предмете, цене и сроке договора. Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем документ составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами договора - подрядчиком и заказчиком. Участие третьих лиц на стороне заказчика и подрядчика не исключается, но тогда в данном случае становится значимой система генерального подряда, приводящая к тому, что на стороне подрядчика в выполнении строительно-монтажных работ могут выступать субподрядчики.

2.3 Заключение, изменение и прекращение договора строительного подряда

В соответствии с действующим законодательством заключению договора строительного подряда предшествует формирование ряда формально-юридических предпосылок.

Не изученность правовых предпосылок договора строительного подряда нарушает единство правового регулирования, не позволяет исследовать, оценить и учесть межпредметные взаимосвязи при осуществлении конкретных видов деятельности, в данном случае - строительства, разрывает взаимосвязь частных и публичных интересов при выполнении строительных работ. В основе заключения и исполнения договора строительного подряда лежат различные индивидуальные гражданско-правовые, административные и корпоративные акты, влияющие на существенные условия договора, права и обязанности подрядчика и заказчика. Структурный анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие способы заключения договора строительного подряда: общий, который заключается в обмене заинтересованными лицами офертой и акцептом; специальный, заключающийся в учете результатов проведенных подрядных торгов; на основе обязанности заключить гражданско-правовой договор[]. Посредством обмена офертой и акцептом заключаются договоры строительного подряда, как правило, на выполнение небольшого объема и несложных либо с незначительной ценой исполнения строительно-монтажных работ. Несмотря на то, что форма договора строительного подряда подчиняется общим правилам о форме сделок, что делает возможным существование договора строительного подряда в устной форме, в большинстве случаев данные соглашения заключаются в письменной форме. Односторонний отказ от исполнения договора строительного подряда в установленных законом или соглашением сторон случаях явно относится к группе односторонних сделок, однако правопрекращающие последствия возникают в сфере договорных отношений. Также и при заключении договора строительного подряда: никто не может в силу свободы договора понудить заключить тот или иной договор; в акцепте или оферте выражается воля одного лица; если оферта не устраивает будущего акцептанта, то он не обязан принимать оферту; только после получения оферентом акцепта договор считается заключенным[]. Следовательно, возможна и такая ситуация, когда оферта и акцепт не приведут к установлению договорных отношений, оставаясь односторонними сделками.

Сформулированные в итоге выводы соотносятся с содержанием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно статье 5 Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются «осуществляемые в предусмотренном законом порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»[]. Таким образом, в целях заключения соответствующих контрактов уполномоченные органы и заказчики совершают предусмотренные законом односторонние действия, а поскольку данные действия направлены на достижение гражданско-правового результата - заключение государственных и муниципальных контрактов, то они не могут быть ничем иным, как односторонними сделками.

Подрядные торги как специальный способ заключения договора строительного подряда представляют собой форму выявления наилучшего акцепта. Обязанность по проведению подрядных торгов в форме аукциона или конкурса фиксируется лишь при размещении заказов на подрядные работы для государственных или муниципальных нужд при реализации соответствующих инвестиционных проектов, в остальных случаях заказчик самостоятельно решает вопрос о размещении посредством торгов своего заказа[]. Что касается заключения гражданско-правовых договоров, содержащих подрядные элементы, связанные с выполнением строительно-монтажных работ и взаимосвязанных с ними услуг, то к настоящему времени сложилась довольно сложная и запутанная система установления договорных и контрактных отношений, содержание которой сводится к необходимости проведения соответствующих торгов. Основной нормой при этом является статья 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации,[] согласно которой все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно в рамках государственных или муниципальных контрактов. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами и включают в себя обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта. Согласно требованиям законодательства проведение торгов при заключении государственного или муниципального контракта на сумму до 2 000 минимальных размеров оплаты труда необязательно, но заказ должен быть.

Применительно к заключению государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для соответствующих нужд Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает две разновидности торгов: аукцион и конкурс, что отвечает требованиям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. Без проведения торгов государственный или муниципальный контракт может заключаться путем запроса котировок как у подрядчика, так и на товарных биржах, а поскольку строительно-монтажные работы биржевым товаром не являются, то заключение государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для соответствующих нужд на товарной бирже невозможно[].

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под запросом котировок понимается «способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта»[]. Таким образом, по своей правовой сущности размещение государственного или муниципального контракта путем запроса котировок представляет собой разновидность открытого аукциона, поскольку в запросе котировок может участвовать каждый.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!