Значение бизнес-плана в процессе корпоративного планирования
Содержание
Введение
. Значение
бизнес-плана в процессе корпоративного планирования
. Понятие
бизнес-плана, цель, задачи и особенности составления
. Внедрение
бизнес-планирования
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Вопросам бизнес-планирование корпорации посвящено большое количество
зарубежной и отечественной литературы, однако, это не означает, что существуют
единые, жестко установленные стандарты. Выполняя процедуры планирования,
специалист оперирует набором «сухих» данных, однако сам процесс планирования -
описание пути превращения идеи в связанную реальность, требует наряду с высокой
компетентностью творческих способностей и в первую очередь, потому, что каждый
проект, в своем роде уникален.
Другими словами, бизнес-план скорее произведение искусства. Несмотря на
то, что творческое начало действительно является важным для процесса
планирования, существуют определенные принципы, которые являются общими для
разработчиков бизнес-планов независимо от страны и отрасли экономики.
Следует отметить, что в развитой рыночной экономике бизнес-план
используется не только в инвестиционных проектах, но и во всех сферах
предпринимательства и является рабочим инструментом, позволяющим исследовать и
оценить любое конкретное направление и перспективы деятельности предприятия или
фирмы на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических
условиях.
В процессе бизнес-планирования выделяют пять основных этапов:
ретроспективный анализ финансово-хозяйственной деятельности и аудит маркетинга,
разработка общих целей на среднесрочную или долгосрочную перспективу,
определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения,
контроль за их выполнением.
1. Значение бизнес-плана в процессе корпоративного
планирования
Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание
предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого
количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный
желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план
является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно
представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как
руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам
процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Бизнес-план служит трем основным целям:
- Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в
данный инвестиционный проект.
Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
Банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую
информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения
кредита.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие
основные задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и
место фирмы на этих рынках;
определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и
определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой
потребителям.
оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда
предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка,
рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и
материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть
трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению
бизнес-плана.
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие
вопросы:
- какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на
отечественный и зарубежный рынок;
каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет
изменяться;
какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации
бизнес-проекта;
сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных
поставщиков;
каковы будут издержки на организацию производства и реализацию -
продукции и услуг на соответствующих рынках;
какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют
конкуренты;
какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми
участниками бизнес-проекта;
каковы будут показатели эффективности производства и как их можно
повысить.
Бизнес-планирование позволяет российским предприятиям надежно
функционировать в условиях рынка. При этом им необходимо осознавать основные
механизмы современного рынка - конкуренцию и трудовую мотивацию. Конкуренция
порождает необходимость планирования в жестких условиях неопределенности и
рисков, а трудовая мотивация не может существовать в условиях рабской оплаты
труда. Эти базовые механизмы рынка создают эффективные конкурентоспособные
предприятия, на основе деятельности которых формируется открытое
демократическое богатое общество.
Корпорация (от новолат. corporatio - объединение) - юридическое лицо,
которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то
есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое
объединение с экономическими целями деятельности.
2. Понятие бизнес-плана, цель, задачи и особенности
составления
Бизнес-план - это стандартный документ ознакомления с предприятием и
обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
Как и всякое явление, бизнес-планирование переживает взлеты и падения.
Сейчас на Западе уже нет само собой понимается, что у фирмы должен быть
бизнес-план. Обратите внимание на такие строки в средствах массовой информации:
"В связи с кризисом в России корпорация (далее стоит название весьма
уважаемой в деловом мире корпорации) должна откорректировать свои
бизнес-планы". Это говорит о том, что на Западе принято иметь тщательно
продуманный бизнес-план, систематически корректируемый в соответствии с
меняющимися условиями. Его отсутствие является в глазах иностранных партнеров
существенным недостатком предприятия, отражающим слабость управления компанией.
Бизнес-план - это элемент имиджа вашего предприятия. Значительно
убедительнее выглядит человек, который знает, как будет развиваться его фирма в
течение ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос.
Не удивляйтесь, если зарубежные партнеры попросят разрешения ознакомиться с
бизнес-планом вашей корпорации, основными направлениями её развития на
ближайшее время или с другими аналогичными документами. На Западе принято, что
такой документ существует и с ним идет постоянная работа.
Итак, подводя итог отметим, что бизнес-план - это стартовая точка и базис
плановой и исполнительской деятельности корпорации, единый источник
стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все
результаты работы корпорации.
В современной практике предпринимательства бизнес-план выполняет четыре
основных функции.
Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для
разработки стратегии бизнеса. Она играет особую роль в период создания
предприятий, а также при выработке новых направлений деятельности, помогая
руководителю определить цели своего предприятия и направить все усилия на
достижение этих приоритетных задач.
Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития
нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. В
результате обеспечивается жизнеспособность и будущая устойчивость предприятия,
снижается риск.
Третья функция связана с привлечением денежных средств: ссуд, кредитов. В
современных условиях банки, решая вопрос о выделении денежных средств, требуют
предоставления тщательно проработанного бизнес-плана, обосновывающего
возможность их возврата.
Четвертая функция связана с привлечением к реализации планов корпорации
потенциальных партнеров, инвесторов.
Процесс разработки бизнес-плана, его цели и участники приведены на Рис. 1
корпоративный бизнес планирование экономика
Рис. 1
Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание
предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого
количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные
решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является
документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как
неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для
исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс
планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является
своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время
бизнес-план - инструмент самообучения.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование
хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в
соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых
ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны
отразить другие цели:
) социальные цели - преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление
экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание
новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и
творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;
) повышение статуса предпринимателя - развитие и укрепление
экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал,
финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также
духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения
последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его
известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;
) иные, специальные цели и задачи - развитие контактов, зарубежные
поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.
) уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;
) доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы
уже существующей фирмы или создания новой;
) убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или
количественных показателей, намеченных в проекте и т. д.
Планирование
хозяйственной деятельности корпорации
Планирование - это разработка и корректировка плана на ближайшую и
отдаленную перспективу, включающие: предвидение, обоснование, конкретизацию, описание
деятельности хозяйственного объекта.
В условиях рынка корпорации перешли на полное самоуправление и
самофинансирование, что означает:
. полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за
выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками;
. взаимоувязка выпуска продукции с потребностями рынка;
. получение прибыли, как главного источника, обеспечивающего
экономическое, научно-техническое и социальное развитие корпорации.
. Внедрение бизнес-планирования
Практическая значимость работы обусловлена возможностью масштабного
применения результатов исследования на промышленных предприятиях многих отраслей
экономики страны.
Система целеполагания корпорации «Эконика», включая управляющую и
дочерние компании, автоматизируется на базе программного продукта QPR.
Формирование целей холдинга ведется на основе сбалансированной системы
показателей Нортона и Каплана. Внедрение QPR стало логичным шагом для
совершенствования процесса бизнес-планирования и сопровождения в компаниях
корпорации, поскольку с ее помощью автоматизируется, как формирование целей на
основе методологии знаменитых авторов ССП, так и отслеживание их реализации на
каждом иерархическом уровне. К тому же эта система очень живая, и при
необходимости можно в течение отчетного периода менять и добавлять цели,
показатели, планы мероприятий.
Сбалансированные системы показателей, созданные в QPR, позволяют
осуществлять целенаправленный мониторинг деятельности предприятия,
прогнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетают уровни
стратегического и оперативного управления, контролируют наиболее существенные
финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятия. Степень
достижения стратегических целей, эффективность бизнес-процессов и работы всего
предприятия в целом, каждого его подразделения и каждого сотрудника
определяется значениями так называемых ключевых показателей эффективности
(КПЭ), которые тесно связаны с системой мотивации сотрудников.
«Мы выбрали этот продукт по нескольким причинам. Во-первых, он очень
легок в освоении и применении», - «а также помогает наглядно».
Во-вторых, он позволяет связать результаты работы сотрудников с их
системами стимулирования и бонусами, которые они получат за своевременное и
качественное достижение своих целей, а значит и целей компании. Кроме того в
рамках этого ПО можно планировать и отслеживать основные оперативные
показатели, характеризующие деятельность компании или подразделений, в том
числе связывать их с ключевыми показателями эффективности бизнес-процессов. Все
это позволяет сделать структуру показателей, описывающих деятельность компании,
более прозрачной, а также донести стратегию холдинга до каждого менеджера и
определить роль сотрудника в ее реализации».
Пионером по внедрению QPR в корпорации стала компания «Эконика-Техно». В
2008 году эта дочерняя компания холдинга сделала первые шаги в автоматизации
целеполагания, которые показали, что программа действительно удобна и доступна
для быстрого освоения. На основе модели целей «Эконики-Техно» и целей
корпорации на 2009 год команда службы стратегического развития управляющей
компании построила общекорпоративную, связанную на всех уровнях управления
модель целей.
«Подобные системы могут быть установлены в компаниях самого разного
размера и отраслей», «В случае с такими диверсифицированными холдингами, как
«Эконика», с подобным объемом и структурой данных для систем мониторинга,
внедрение QPR проходит без каких-либо сильных затруднений и значительно
облегчает работу подразделений, отвечающих за разработку целей, дает
руководству возможность видеть в полном объеме бизнес картину компании».
Проработку целей на 2010 год все компании корпорации уже ведут с
использованием QPR. Обучение основам работы в программе проводилось силами
службы стратегического развития управляющей компании. В корпоративной системе
электронного документооборота Directum размещены наглядные пособия и инструкция
по работе, разработанные специально для корпорации «Эконика». Предполагается,
что 2010 год станет для корпорации периодом опытной эксплуатации QPR, когда
будут совершенствоваться и модель целей (занесение факта, формирование
отчетности, отработка возможностей анализа), и правила работы с ней при
разработке целей и формировании отчетности.
«Несмотря на то, что внедрение QPR будет завершено во II полугодии 2010
года, автоматизация процесса бизнес-планирования и сопровождения уже сейчас
дает нам ряд преимуществ. Например, систему можно интегрировать с большим
количеством других видов ПО и брать фактические значения показателей именно
оттуда, а не вбивать их вручную, - это значительно сокращает трудозатраты, а
также минимизирует появление ошибок. Мы делаем ставку на развитие инновационной
среды в компаниях холдинга, поэтому считаем, что внедрение QPR позволит
сотрудникам, наглядно представляя стратегии компаний холдинга, выходить с
новыми бизнес инициативами».
Заключение
Бизнес-план - официальный документ предприятия, оформленный в
соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т.
д.
Целей и путей достижения организуемого корпорацией производства,
используемого для обоснования инвестиций и привлечение инвесторов. План
возможных действий корпорации на рынке. В нем должны быть учтены интересы того,
кому он адресован (инвестор, партнер, вышестоящая организация, органы
государственного управления).
Корпорация «Эконика» работает на российском рынке с 1989 года. Сегодня
«Эконика» развивает несколько бизнесов:
• обувной (сеть обувных каскетов «ЭКОНИКА»),
• инвестиционно-девелоперский (компания «Сити-XXI век»),
• продажа промышленного и строительного оборудования (компания
«Эконика-Техно»).
Сеть обувных каскетов «ЭКОНИКА» - одна из крупнейших розничных сетей в
России. «ЭКОНИКА» предлагает модную мужскую и женскую обувь различных стилевых
направлений - от строгой классики до молодежного авангарда. Над созданием
собственных эксклюзивных коллекций Alla Pugachova, Parmen, RiaRosa, De’Marche,
трудятся лучшие европейские дизайнеры. Стиль, мода, первоклассное обслуживание
и разумные цены - формула конкурентного преимущества обувных салонов «ЭКОНИКА».
Ключевая компетенция компании «Эконика-Техно» - развитие рынка
промышленного и строительного оборудования России. Современные технологии,
качественное оборудование, полный цикл профессионального сервиса и стремление к
техническому прогрессу - стратегические ориентиры развития компании.
«СИТИ-XXI век» - динамично развивающаяся инвестиционно-девелоперская
компания, которая за 12 лет инвестировала строительство более 50 объектов жилой
недвижимости в различных районах Москвы и Московской области. Сейчас реализует
крупные инвестиционные программы, предусматривающие создание новых микрорайонов
жилой застройки с индивидуально продуманными архитектурно-планировочными
решениями и развитой инфраструктурой.
Список использованной литературы
1.
Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие/ Т.Е. Цыцарова.-
Ульяновск: УлГТУ, 2008 - 212с.
. Менеджмент
организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р. З. -
ИНФРА-М, 1997 - 432 с.
. Основы
менеджмента: Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - Издательство:
Дело, 1997 - 704 стр.
. Фабрика
бизнеса: Электронный ресурс: режим доступа;
http://www.fabrikabiz.ru/1/0.php?show_art=66: 02 ноября 2010г.