Восстание ихэтуаней и совместная интервенция восьми держав в Китае

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,70 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Восстание ихэтуаней и совместная интервенция восьми держав в Китае

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления

Институт Международных Отношений и Права

Кафедра Международных Отношений








Курсовой проект по дисциплине «История региона»

на тему: «Восстание ихэтуаней и совместная интервенция восьми держав в Китае»

Выполнил: Скотников И.А.гр. Р-41

Проверила: Тумакова Т.Н.





Новосибирск 2011

Оглавление

Введение

. Происхождение общества «Ихэтуань»

. Краткая хронология событий

. Восстание

.1 Предпосылки восстания

.2 Характер восстания

.3 Социальный состав восстания

. Политика правительства по отношению к восставшим

. Подписание «Заключительного протокола» и его результаты

Заключение

Список литературы

Введение

Цель данной работы рассмотреть восстание ихэтуаней и последующую интервенцию восьми держав в Китай. Актуальность выбранной темы заключается в том, что восстание ихэтуаней было одним из крупнейших и важнейших событий конца 19-го начала 20-го века которое оказало огромное влияние, как на историко-экономическое развитие самого Китая, так и западного мира. На мой взгляд, этот вопрос достаточно изучен как в иностранной, в том числе и собственно китайской литературе, так и в отечественной.

Источники для данной работы могут послужить:

)Боксёрское восстание,- «Красный архив», 1926, т.1

)Восстание ихэтуаней. Документы и материалы, М.,1901г

)Чжи Би-ху, продолжение исследования происхождения «Ихэцюань»,-«Восстание ихэтуаней. Документы и материалы».

Приведённые выше источники на русском языке и это далеко не весь список.

Источники на китайском и японском языках:

)Ихэтуань гэяо (Песни ихэтуаней), Шанхай, 1960.

)Ихэтуань цзете (Листовки ихэтуаней),- «Цзиньдайши цзыляо»,2006,№1

)Юань Чан, Ланьчжун жицзи цаньгао (Дневник во время смуты),- «Ихэтуань», т.1

Яркими представителями современной китайской литературы рассматривающей этот вопрос являлись: Фань Вэнь-лань, Цзинь Цзя-жуй монография «Движение ихэтуаней»

Я считаю, что рассматривать позицию современников о характере восстания ихэтуаней не актуально в силу их предвзятого отношения к происходящему, хотя их сведения о составе, лозунгах и хронологии могут быть достаточно полезными.

Работы буржуазных авторов этого периода 1898-1901гг., представлены главным образом источниками и мемуарной литературой. Выразителями буржуазной концепции были иностранные представители в Китае (дипломаты, чиновники, миссионеры, военные, политические деятели, журналисты). Заслуживают внимания такие работы:

)Покотилов Д.Д., Дневник осады европейцев в Пекине, Ялта, 1900

)Корсаков В.В., Пекинские собвтия, СПб., 1901

)Янчевский Д., У стен не движного Китая, СПб.,1903.

4)Casserly G., The land of the Boxers, or China under the Allies, London-New York, 1969.

)Hewlett W., Diary of Siege of the Peking Legative, June to August 1900, London 1900.

)Martin W., The Siege in Peking, New York, 1900.

7)Müller A., Die Wirren in China und die Kämpfe der Verbündeten Truppen, Berlin, 1902

8)The Boxer Rising, a History of the Boxer Trouble in China, New York, 1967

Сочинения мемуарного характера касаются в основном двух вопросов: осада повстанцами иностранных посольств, а так же католического храма в Пекине, и интервенция держав.

Из исследований хотелось бы выделить:

)Рудаков А.В., Общество И-хэ-туань и его значение в последних событиях на Дальнем Востоке, Владивосток, 1901.

)Калюжная Н.М. Восстание ихэтуаней (1898-1901). М., 2008

3)Smith A., China in Convulsion, vol. 1-2, Peking, 1900

)Clements P., The Boxer Rebellion, New York, 1915.

Х. Морза «Международные отношения Китайской империи». Хотя это и не полный список. К сожалению работы многих авторов недоступны в силу незнания языка и отсутствия их в библиотечных фондах и ресурсах Интернет.

Основная проблема авторов современников восстания в том, что им практически невозможно без предвзятости оценивать события. Основными вопросами разногласия в этой группе авторов являются: роль консервативной клики в этом восстании и серьёзные различия во мнениях до 50-х годов 20-го века и после них. Более поздние авторы оцениваю восстание более адекватно.

Мнение историков-марксистов, а в частности В.И. Ленина считается что поводом для восстания послужили грабительская политика западных держав по отношению к Китаю, недостатком же их мнения является сочувствие к восставшим и в следствие этого потеря некоторой доли объективности.

У большинства историков нет общего мнения даже по вопросам хронологии, названия и происхождения самого тайного союза Ихэтуань или Ихэцюань, движущих сил и характера этого восстания и т.д. Поэтому в своей курсовой работе я постараюсь рассмотреть хронологию, предпосылки, социальный состав восстания его характер и а так же сравнить мнения китайских, отечественных и зарубежных авторов по этому поводу. И т.к. курсовая работа должна носить некоторый исследовательский характер попробую сам проанализировать некоторые лозунги и заявления. Проследить ход иностранной интервенции, подписание заключительного протокола и его результат для социально-экономического развития Китая.

1. Происхождение общества «Ихэтуань»

По этому мнению нет общей позиции, так например Фан Вэнь-лань название «Ихэтуань» было введено по инициативе шаньдунского губернатора Юй Сяня, который, будучи напуган размахом деятельности повстанцев и желая подчинить их своему контролю, реорганизовал ихэцюаней в сельское ополчение, присвоив ему наименование «Ихэтуань». Этот вывод автора вызывает сомнение ибо название Ихэтуань имело хождение ещё до того как губернатором здесь стал Юй Сянь. А вообще зарождение деятельности этой организации как секты началось в начале 19-го века.

Некоторые советские и китайские историографы связывали возникновение ихэтуаней с деятельностью «Байляньцзяо» однако сейчас они отходят от этой оценки, А.В. Рудаков утверждает, что прототипом союза: «послужили религиозные общины, в которых мальчики с раннего возраста, под руководством старших, занимались даосской гимнастикой ... Девочек... монахини вводили в тайные общества, члены которых искали тот «Философский камень», приобретение коего составляет предмет всех стремлений даосов, давая бессмертие.» Позднее эти общины были, по его мнению, использованы последователями «Байляньцзяо», однако не в традиционных для этого общества антидинастийных целях, а исключительно для борьбы с европейцами вообще и с христианской религией в частности. Таким образом, видна обособленность развития ихэтуаней. Касаемо названия «Ихэцюань» которое переведено как «Кулак во имя справедливости и гармонии», а «Ихэтуань» в его переводе: «Кружки во имя справедливости и гармонии», автор полагал, что «туань» (кружок или группа) как форма была заимствована ими у традиционных военных формирований. Так же западные буржуазные историографы не отождествляли связь ихэтуаней и «Байляньцзяо». А.В. Рудаков считал, что у ихэтуаней существовало верховное руководство, которое он называет «Центральный комитет», находившийся якобы в провинции Шаньдун.

Историк Лю И-бин ставит под сомнение тождество союзов «Ихэцюань» начала и конца века, основываясь на изучении деятельности и происхождения одного из первых отрядов ихэтуаней, действовавшего в уездах Эньсянь и Пинъюань провинции Шаньдун под предводительством Чжу Хун-дэна. Ознакомившись с источниками автор высказывает предположение, что название «Ихэцюань» появилось в уездах лишь в мае 1899г., а до этого оно якобы именовалось «Люлиньцюань» («кулак в ивовой роще»). Позднее когда на общество обрушились репрессии они сменили название на «Ихэцюань». Существует и другое мнение: историк У сунн-лин выдвинул предположение, что дело не в различных названиях, а в том, что «в организации ихэтуаней перемешались различные общества: «Дадао», «Ихэцюань», «Дахунцюань», «Шэньцюань», «Мэйхуацюань»». Эта концепция в сущности исключает идентичность союзов «Ихэтуань» конца 19в. и «Ихэцюань» действовавшего в начале этого же столетия.

На мой взгляд позиция Лю И-бина более верна, так как мне непонятно как такое различное по своему социальному, идейному составу могло на начальном этапе иметь центральный орган управления, а мысль о том что союз ихэтуаней это смесь других сообществ мне кажется более правдоподобной. Отсюда и различия в лозунгах и идеях в разных частях Китая в движении ихэтуаней, которые будут рассмотрены позже.

На мой взгляд, отдельного разговора заслуживает наименование движения ихэтуаней в западном мире. Там оно именуется «the boxer uprising», что переводится как боксёрское восстание, это название возникло видимо во время самого восстания. Оно достаточно ограничено в своём смысле и отражает лишь «пристрастие» ихэтуаней к боевым искусствам.

2. Краткая хронология событий

Движение ихэтуаней началось с середины 1989 года и до июня 1900 года представляло собой неорганизованные, локальные, разрозненные выступления, направленные в основном против иностранных миссионеров и их последователей. Так же и не удалось избежать стычек с властями, которые пытались защитить иностранцев. К концу 1898 года в волнениях участвовало более 25 тыс. человек и ими было охвачено свыше 10 уездов. В 1899 году численность восставших достигла 40 тыс. а восстанием было охвачено более 20 уездов. Одним из самых известных было выступление против местных христиан в уезде Пинъюань. В июне 1900г. ихэтуани имели не менее 100 тыс. сторонников. Наиболее многочисленные отряды располагались в районах городов Пекин, Тяньцзинь, Баодин, Тунчжоу, Чжучжоу. В начале мая 1900 года они неоднократно поджигали железнодорожные станции. Размах движения ихэтуаней и их наступление на Пекин и Тянъцзинь вызвали беспокойство среди иностранных дипломатов, т.к. они посчитали что оно способно подорвать иностранное господство в Китае. 10 марта 1900 г. иностранные дипломаты потребовали от Цыси опубликования в газете «Цзинбао» декрета, запрещавшего союз «Ихэтуань». 21 мая в императорский дворец была направлена коллективная нота держав, требовавшая ареста всех участников союза «Ихэтуань» и сочувствовавших ему и казнить виновных в убийствах и поджогах.

Вскоре иностранные державы перешли к активным действиям. 30 мая на рейде Китайского порта Дагу сосредоточилось 15 иностранных кораблей, с которых высадились на берег иностранные десанты (британский, американский, японский, русский, французский, итальянский, германский и австро-венгерский). Свыше 300 солдат и офицеров прибыло в Тяньцзинь, в столицу отправился отряд численностью около 400 человек. 2 июня в Дагу находился уже 21 военный иностранный корабль. 11 июня был убит советник японского посольства Сугияма. 20 июня учинён самосуд над германским посланником Кеттелером. 13 и 14 июня в Пекин и Тяньцзинь вступили отряды ихэтуаней. 17 июня после шестичасового артиллерийского обстрела иностранные войска овладели фортами Дагу и 21 июня иностранные войска двинулись на Тяньцзинь, фактически начав военные действия против Китая.

июня был обнародован указ объявлявший войну державам. В тот же день ещё один императорский декрет одобрил деятельность союза «Ихэтуань».

июня 1900 года иностранные войска, высадившиеся в Дагу, преодолев сопротивление китайских солдат и ихэтуаней, захватили железнодорожный вокзал Тяньцзиня и соединились с иностранным гарнизоном концессии. 14 июля весь Тяньцзинь был оккупирован иностранными частями; китайские войска и отряды ихэтуаней были оттеснены к Бэйцану. 3 августа объединённая армия состоявшая из воинских частей Англии, Франции, Германии, США, России, Японии, Италии, Австро-Венгрии, численностью около 20 тыс. человек начала наступление на столицу Китая.

В это время Китайское правительство располагало достаточной армией, чтобы противостоять натиску союзных войск. Количество обороняющихся достигало 260 тыс. человек, но им не удалось этого сделать, и 14 августа иностранцы вступили в столицу.

сентября обнародован императорский указ, возлагавший на ихэтуаней вину за тяжёлое положение в котором оказался Китай в результате интервенции. Разрозненные группы ихэтуаней давали о себе знать в провинциях Чжили, Шаньси, а так же Манчжурии до конца 1901 года. Восстание «Ихэтуаней» потерпело поражение.

сентября 1901 года китайское правительство подписало «Заключительный протокол».

3. Восстание

.1 Предпосылки восстания

С середины 90-х годов значительно возрос ввоз иностранных капиталов в Китай. К 1899 году иностранные державы предоставили цинскому правительству несколько займов на сумму свыше 54 млн. фунтов стерлингов (далее ф. ст.). Предоставляя займы иностранцы прибирали к рукам наиболее богатые источники дохода в стране которыми являлись соляной и таможенные налоги. Они получали концессии на строительство железных дорог. С 1985 - 1898 годы державы приобрели права на строительство железных дорог общей протяжённостью 6420 км. По этому поводу целесообразно привести одну из песней ихэтуаней:

Иностранцы, иностранцы

Сведут нас в могилу;

Построили железные дороги

И вывозят наши сокровища.

Иностранцам разрешено строить заводы и фабрики. За 1897 год было построено 4 крупных текстильных завода. Прибыли от эксплуатации железных дорог и промышленных предприятий шли в карманы их строителей т.е. иностранцев. Так же иностранные державы используя своё экономическое и военное превосходство, запугивая правителей Китая, державы приобретали под видом «аренды» отдельные участки китайской территории. Вот что писал по этому поводу В.И. Ленин : «Одно за другим, европейские правительства так усердно принялись грабить, то бишь, «арендовать» китайские земли, что недаром поднялись толки о разделе Китая. Но они начали раздел не открыто, а исподтишка, как воры»

Но этим иностранцы не ограничились военной и политической агрессией, ещё одним орудием были миссионеры. Они не только обращали в христианство почти всех желающих, но ещё и предоставляли им защиту, даже тем которые являлись преступниками.

Христиане насильничают и бесчинствуют

Когда иностранцы вторглись в Китай,

Обращённые китайцы воспрянули.

По-собачьи пресмыкаясь [перед иностранцами],

Они насильничают и бесчинствуют.

Готовили почву для экспансии иностранных держав, недаром говорят: «Пулей можно убить человека, а слово за собой полки водит» ведь новообращённые могли служить не только как военная сила, но как информаторы и индикаторы настроения народа, что, на мой взгляд, гораздо ценнее. Христианские церкви обладали большими земельными наделами, и их главы становились такими же помещиками, как и китайские феодалы. А как ни как в Китае до сих пор главной ценностью являлась земля и сама мысль о том что «варвары» будут жить и работать на земле, где похоронены их предки, вызывала у них отвращение.

Опираясь на поддержку иностранных дипломатических миссий, миссионеры оказывали давление на местных чиновников, а иногда самовольно присваивая их функции. Что опять же не приемлемо для Китая, с его мнением о себе как о 中国 (срединном государстве), а значит и самом достойном на всей планете в котором «варвары» ну уж ни как не могут управлять. А управление должно осуществляться по воле Неба, прямым ставленником которого является император.

Но не только это повлияло на начало восстания, в китайском обществе все начиная от высших сановников и чиновников например Ган И, и князь Дуань, не могли простить иностранным дипломатам поддержку императора Гуансюя, которого императрица Цыси после расправы над реформаторами намеревалась устранить от власти, да и вообще правящей элите не пристало делиться властью, а тем более с иностранцами. Касаемо же широких народных масс недовольных «рабским» трудом на фабриках и малоземельных крестьян, то они тоже были недовольны.

Немаловажную роль сыграл и природный фактор: стихийные бедствия обрушившиеся в 1898г. на 50 уездов и округов провинции Шаньдун (которая и явилась «родиной» восстания) и около 30 в провинции Чжили пострадали от засухи или наводнения.

Как уже отмечалось ранее, восстание ихэтуаней выросло не просто из народа или правящего сословия, а явилось результатом деятельности огромного числа тайных организаций, которые и воспользовались сложившейся ситуацией и стали местными центрами объединения.

.2 Характер восстания

Характер любого явления лучше описывать по его первоисточникам (прокламациям, лозунгам, песням), вот и я в рамках курсовой работы попытаюсь самостоятельно проанализировать характер восстания, позже сравнить своё мнение с мнением специалистов.

Священный указ

По велению бога счастья и богатства.

Так как приверженцы христианского учения Иисуса оскорбляют духов, поносят мудрецов, предают забвению правила отношений между людьми, разгневанное небо убрало дождь и спустило на землю восемь миллионов божественных солдат. Только после уничтожения всех иностранцев начнутся дожди, по окончании коих появится множество солдат, вооруженных мечами. Немедленно отрекайтесь от христианства и принимайте учение Будды. Ихэтуани готовы защищать государство, народ и самих себя.

Кто найдёт эту листовку, быстрее передайте её другим. Передадите одну - избавите от бедствия свою семью, передадите десять- избавите от бедствия всю деревню; не передадите ни одной- будете повешены.

Спасительное средство в случае употребления пищи, отравленной иностранцами: приготовить отвар из семи штук чернослива, пяти цяней эвкоммии, пяти цяней маоцао.

Можно также исцелить воду, если вылить в колодец отвар из одной чашки бобов, семи штук капустных кочерыжек, одного ляна бурого сахара.

Из приведённой выше прокламации можно сделать достаточно много выводов:

)Восстание носило антихристианский характер т.е. категорическая неприязнь христианства и стремление восстановить учение Будды как господствующее

)Очевиден антииностранный характер, причём направленный не только против миссионеров, а иностранцев в целом.

)Характерная мистическая направленность, с приведением каких-то противоядий помогающих от отравы от иностранцев.

)Листовка видимо была выпущена для сельской местности, и не только для крестьян, но и для местного чиновничества.

А.В. Рудаков пришёл в своём исследовании к выводу, что восстание ихэтуаней «было движением против вторжения европейской культуры в Китай». Понятие европейской культуры представлялось автору очень широко: во-первых, против христианской религии, распространение которой в Китае, по его глубокому убеждению, было одной из главных причин восстания: «Одним из главных импульсов столкновения двух культур на поприще мирной жизни было распространение христианства в его католической и протестантской фракциях», во-вторых всякого рода предпринимательство. Таким образом, христианство, опиум, концессии, сферы влияния, т.е. вся эта «европейская цивилизация»,- вот, по мысли автора причины, вызвавшие восстание ихэтуаней. В книге Морза «Международные отношения Китайской империи», или Клеменса «Боксёрское восстание», анализ восстания неполон и в силу предвзятости неточен. Общая тенденция буржуазных авторов- оправдать деятельность иностранных представителей в Китае. Типично заявление Р. Харта: «Если самые сильные государства являются в то же время самыми цивилизованными, они не только имеют право, но это их прямая обязанность иногда навязывать свою волю другим». На мой взгляд, эта позиция в корне не верна т.к. нельзя сравнивать Западную и Восточную цивилизации в принципе и говорить о превосходстве той или иной.

Вообще буржуазная историография выделяла антииностранный характер восстания. Борьба ихэтуаней оценивалась как выступление против передовой культуры Запада, в том числе христианства, против европейской цивилизации. Вообще лишь некоторые произведения буржуазных авторов заслуживают рассмотрения и являются не предвзятыми.

Сунь Ят-сен рассматривает движение ихэтуаней как движение против европейской культуры, как проявление ксенофобии, культивируемой в китайском народе его правителями: «Дух отрицания иностранного, культивируемый манчжурами, в конце концов проявился в высшей степени в волнениях ихэтуаней в 1900г. Сейчас всем уже известно, что руководителем движения ихэтуаней были члены императорского дома». Я с этим не согласен на это указывает и хронология т.к. движение было одобрено правительством лишь после военного наступления держав. Хотя я и допускаю намерение клики и императрицы Цыси изначально использовать ихэтуаней в своих целях.

Собственно оценка китайскими авторами характера восстания ихэтуаней разделилась на два лагеря: сторонников Фан Вэнь-ланя, подчёркивающих антиимпериалистическую патриотическую направленность движения. Почти все китайские историки солидарны с Фан Вэнь-ланем, утверждавшим, что в начале движения ихэтуаней ими был выдвинут лозунг «Долой Цинн, восстановим Мин».

С отличной концепцией выступает Ли Ши-юэ. Он полагал что антицинский лозунг был популярин следи тайных союзов до японо-китайской войны, когда тайные организации преимущественно состояли из рабочего люда.

Однако после поражения Китая в 1895года, особенно с 1898 года, с первых попыток империалистических держав начать раздел Китая, провозгласили лозунг: «Уничтожим иностранцев, отомстим христианам». В других провинциях выдвигались лозунги: «Последуем за Цинн, уничтожим иностранцев», «Защитим Цинн, смерть иностранцев».

Цзинь Цзя-жуй же рассматривает восстание ихэтуаней как сочетание антииностранной и антицинской антифеодальной борьбы революционного крестьянства.

На мой взгляд точка зрения Фан Вэнь-ланя однобока так как легко прослеживаются анти чиновничьи настроения:

Убьём негодяя Юань Ши-кая

И тогда славно закусим.

Ну и песни с такими названиями: Не Ши-чэн - собака, Чиновники- наши смертельные враги, Цинские солдаты - ничтожества.

Но я считаю что проблема тут состоит в другом: если ихэтуани призывали к реставрации традиционных ценностей, отказу от всего европейского то абсолютно непонятно как они хотели отказаться от власти императора. Опять же не понятно как получилось так что деятельность союза «Ихэтуань» одобрена двором, а в обороне Пекина ихэтуанями командовали некоторые цинские чиновники. На мой взгляд если среди ихэтуаней и были антиправительственные настроения то только против конкретных чиновников потакавших иностранцам.

Вывод: в основном движение ихэтуаней было направленно против всего иностранного, против притеснения китайского народа, против беспредела чиновников.

.3 Социальный состав восстания

Социальный состав союза был крайне разношерстный: крестьяне, бедняки, наёмные рабочие торговцы, безработные, бродяги, служители культа, чиновники, феодалы, аристократы, придворная знать.

Далее я попытаюсь раскрыть причины присоединения тех или иных групп населения.

Крестьяне, которые были «кулаком» восстания, во-первых их было больше всего, во-вторых на них тяжёлым бременем пали трудности страны: засухи, наводнения, иностранная интервенция, отбор у них земли под заводы, фабрики, для территории христианских храмов, строительства железных дорог и .т.д.

Чиновники же были недовольны тем что зачастую иностранцы принимали решения не согласовывая их сними, а в отдельных случаях могли сместить того или иного чиновника, и поставить угодного им управляющего.

Феодалы - люди владеющие землёй тоже несли убытки, из-за различных контрибуций и налогов в прочем как и все остальные, но у них появились реальные конкуренты в виде христианских храмов которые тоже владели большими наделами земли, но при этом имели налоговые льготы и привилегии со стороны местной администрации.

Служители культа - они попали вообще в крайне трудное положение т.к. там где европейцы внедряли христианство надобность в них вообще отпадала, а в планах у них [европейцев] было нести христианскую веру всюду.

Различные люмпен-маргиналы от того, что не могли найти своего места в жизни, и им надо было чем-то заниматься.

Аристократы - люди для которых было просто унизительна власть иностранцев в стране и они считали своим долгом помочь от неё избавиться.

Придворная знать - в случае захвата власти иностранцами и превращения Китая в колонию эта группа людей перестала бы существовать, как именно придворная знать занимающая некоторое привилегированное положение.

К сожалению этот аспект восстания недостаточно освещён, у историков упоминается состав восстания, а причины присоединения класса, группы не оговариваются.

4. Политика правительства по отношению к восставшим

Большой интерес представляет постановка Фань Вэнь-ланем вопроса о позиции цинского двора. В отличии от буржуазных авторов которые обвиняли правительство в организации восстания, в отличие от Чэнь Цзе, который считал союз правительства с ихэтуанями безкорыстным актом, он же в своей книге показывает как клика во главе с Цыси готовы были расправляться с восставшими. Однако нежелание держав пойти на уступки толкнуло императрицу пойти на союз с повстанцами. Автор подчёркивает: «Она... разрешила «ихэтуаням» войти в столицу. И это не потому, что она балы обманута лозунгом «поддержим Цинн», но потому, что избрать её это путь вынудили иностранцы из посольского квартала. Ещё одна причина это небывалый размах этого восстания, пред которым отступали отдельные части правительственных войск, и есть ещё причина которая сводится к субъективному желанию избавиться от иностранцев посредством чёрной магии ихэтуаней: «Ей казалось, что действительно существует священный Будда, который спасёт её». На мой взгляд это действительно так, но проблема в том, что для Цыси на мой взгляд ихэтуани были лишь инструментом в её борьбе за власть. Поэтому её политика варьировалась в зависимости от ситуации, а после поражения ихэтуаней под Пекином, она от них смело отказалась.

Другая группа историков оценивает союз правительства с повстанцами как обманный манёвр консервативной клики. На самом деле повстанцы для правительства были непримиримыми врагами, но в силу того, что они с ними не могли справиться пришлось пойти на компромисс, и это было сделано лишь для того чтобы утихомирить народ (Цзянь Бо-цзянь, У Сунн-лин и др.)

Ещё одна точка зрения что правительство было полно решимости расправиться с восстанием, и наличие идеи столкнуть эти силы и нанести ощутимый вред и тем и другим(Чжан Хань-цин, Ян Цзи-ань и др).

Касаемо местных властей, то они зачастую поддерживали восставших т.к. не лелеяли надежду их остановить своими силами, и поэтому чтобы сохранить своё положение поддерживали их.

Большинство авторов сходится на том, что позиция консервативной клики намерение подавить гнев народных масс.

5. Подписание заключительного протокола

Заключительный протокол был подписан 7 сентября 1901года. Вот некоторые его положения:

.Китай согласился заплатить полномочиям компенсацию 450 000 000 лянов(это равно 335 миллионов золотых долларов США), процентная ставка 4% в год и будет возмещаться Китаем в течение 39 лет, первая выплата 1-ого июля 1902.

.Китай согласился запретить импорт оружия и боеприпасов, так же как материалов для производства оружия или боеприпасов сроком на 2 года, это могло быть расширено к дальнейшим срокам 2 лет (это могло быть продлено)

.Китайское Правительство согласилось на разрушение Фортов в Дагу

.Китайское Правительство согласилось что занятые территории дипломатических миссий будет рассматриваться как специальная область, сохраненная для их использования, под исключительным контролем, в какой китайцы не имеют права проживать.

.«Боксёры» и правительственные чиновники должны были быть наказаны за преступления или предпринятые преступления против иностранных правительств или их подданных.

.Китайское Правительство должно было запретить навсегда, под страхом смерти, членства в любом анти иностранном обществе.

.Местные чиновники должны считаться ответственными за любые новые анти иностранные инциденты.

.Его Величество Император Китая передает его извинения Его Величеству немецкому Императору за убийства его Превосходительства покойного Барон фон Кеттелера.

.Китайское Правительство заявило, что это установит на месте убийства его Превосходительство покойного Барона фон Кеттелера мемориальную арку.

ихэтуань притеснение восстание миссионер

Заключение

В начале 20-го века изучение борьбы ихэтуаней шло главным образом по линии публикации материалов. В некоторых многочисленных исторических разработках намечались лишь первые подходы к проблеме. Авторы касались преимущественно нескольких крупных вопросов: происхождение «Ихэтуань», политика правительства, характер восстания.

Позиция буржуазных авторов начала века делался акцент на исключительно антииностранной сущности выступления ихэтуаней. В наши дни некоторые историки определяют его антиимпериалистическое, а некоторые находят в нём и антидинастийные оттенки.

Советские историки придерживаются точки зрения, что восстание носило антиимпериалистическое патриотическое содержание.

Китайская историография прошла путь от феодального определения восстания (смута с цель свержения династии), через буржуазное (националистическое выступление под руководством Цинов), к оценкам 50-х годов, преувеличивавшим антицинский характер борьбы - антиимпериалистическое движение.

Так же изменилась теория происхождения союза «Ихэтуань». В советской историографии его связывали с «Байляньцзяо»

Первые работы западных историков не связывали его с «Байляньцзяо», и некоторые называли «Ихэтуаней» его последователем, китайские историографы так же отходят от старой оценки союза «Ихэтуань» как приемника традиций «Байляньцзяо».

Относительно политики двора буржуазная концепция отличается от оценок 1950-х годов. Ранее считалось, что клики выступала как организатор, позже стало признаваться что восстание зародилось самостоятельно, а двор лишь использует его. Концепция советских историков пошла в аналогичном направлении. Буржуазные и современные китайские авторы признают самостоятельное поначалу развитие движения. Большинство современных историков рассматривает лояльность двора к восставшим как обман, чтобы разобраться с ним с помощью иностранцев.

Касаемо движущих сил восстания то начальная буржуазная историография упиралась в деклассированный состав участников. Позже они признали наличие трудовых слоёв, хотя всё равно на первое место ставили чиновников и шеньши. Советские и китайские историки отводили главную роль крестьянам и рабочим Китая, здесь же наблюдалась тенденция к преувеличению роли крестьян. Вопрос о начальной дате большинством авторов решается в 1898 год. В китайской историографии начала 60-х годов заметна тенденция к расширению хронологических рамок которая видимо связана с желанием авторов «продлить» способность сопротивления китайского народа.

В последних трудах намечается тенденция сближения авторов по следующим позициям: характер восстания, происхождение союза «Ихэтуань», политика правительства, начальная дата восстания и т.д.

У большинства историков не вызывает сомнения антиимпериалистический характер восстания и стихийность его зарождения, колеблющаяся политика центральных властей по отношению к восставшим.

Я считаю, что недостаточно исследован вопрос о движущих силах этого восстания, а ведь он является крайне не маловажным. В современной России на мой взгляд есть сейчас все условия для осуществления исследования этой проблемы: наличие дружественных отношений с Китаем, а отсюда и доступ к важным документам.

Недостатком своей работы я считаю малое привлечение иностранной литературы и источников, хотя из тех, что мне были доступны я попытался сделать некоторые выводы.

Список литературы

Источники

) Восстание ихэтуаней. Документы и материалы. М., 2009 в ней: «Цзиньдай ши цзыляо», 2006,№1

) Фань Вэнь-лань, Новая история Китая, М., 1955. Цитируется по: Калюжная Н.М. Восстание ихэтуаней (1898-1901). М., 2008

Исследования

)Рудаков А. «Общество И-хэ-туань и его значение в последних событиях на Дальнем Востоке», Владивосток, 1901 Цитируется по: Калюжная Н.М. Восстание ихэтуаней (1898-1901). М., 2008

)В.И. Ленин, Китайская война,- т.-4.

)Калюжная Н.М. Восстание ихэтуаней (1898-1901). М., 2008

)Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985.

Похожие работы на - Восстание ихэтуаней и совместная интервенция восьми держав в Китае

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!