Воспитание рыцаря

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,61 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание рыцаря

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

МАОУ сош п.Демянск


рыцарь честь защитник турнир



РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ

«Воспитание рыцаря»


Работу выполняла ученица 6 «А» класса Васильева Екатерина Сергеевна

Учитель: Боева Светлана Борисовна









2011 г.

Рано начиналось воспитание будущего рыцаря. Бароны, графы, герцоги обычно не радовались, когда в семье появлялась девочка: за ней, будущей невестой, надо было давать приданное в виде части земель. Мальчик же был наследником, будущим рыцарем. сеньор, у которого родился сын, собирал всех своих вассалов и торжественно объявлял примерно следующее: "Радуйтесь и будьте отныне покойны. Родился ваш будущий сеньор, тот, кому вы будете обязаны вашими ленами, тот кому вы будете верно служить".До семи лет мальчик обычно оставался на попечении женщин, потом начиналось суровое военное воспитание. По целым дням он пропадал в лесах, окружавших отцовский замок, учился сражаться на мечах, копьях, биться на палках, стрелять, ездить на коне, плавать, переносить походные тяготы.

Учили его и охотничьим навыкам обращаться с соколом, носить его на руке, напускать на птицу, охотиться с собаками. Охота была любимым развлечением рыцарства

Однако о развитии ума, обучении каким-либо наукам заботились мало. Редко кто из рыцарей, чего греха таить, умел читать и писать. Грамота считалась, скорее, "женским делом"-девочка училась ей у домашнего священника и потом с удовольствием читала молитвенник или героические баллады. Мальчику оставалось лишь слушать песни бродячих менестрелей, забредших в отцовский замок, восхищаться подвигами их героев и давать себе обещания подражать им в течение всей жизни.

С ранних лет будущий рыцарь укреплялся в беззаветной вере своих отцов и учение Христа, в христианских заповедях. Но и христианство воспринималось упрощённо, лишь в соответствии с рыцарским духом, поскольку оно как бы оправдывало воинские устремления. Заповеди любви и всепрощения обычно мало затрагивали сердца, зато воодушевляли на месть за страдания и смерть Христа и желание огнём и мечом распространить на земле царство Божие. Иесус Христос становился для будущего рыцаря как бы верховным сеньором, изменить которому было величайшим позором, и которого надо было защищать до последней капли крови.

К 12-13 годам начальное воспитание завершалось, мальчик вступал в новое качество. Отец отвозил его в замок сеньора или какого-либо рыцаря, своего друга, где он становился оруженосцем. Забот у него было немало. В мирное время оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками сеньора, встречал его гостей, помогал им сойти с коня, накрывал столы, прислуживал за обедом, подавал вино, разрезал мясо. Во время походов он неотступно следовал за своим рыцарем, возил его доспехи, копья и мечи. В сражении он был в двух шагах от господина, подавал ему оружие на смену, если в этом была необходимость. В эти же годы оруженосец усваивал "кодекс" рыцарства, те идеалы, которым должен был следовать каждый воин после посвящения в рыцари. О том, какими они были, сегодня можно судить и по историческим источникам, и по "рыцарской литературе", литературным памятникам времён средневековья - балладам, песням.

Рыцарь, прежде всего, должен быть христианином. Нельзя было стать рыцарем, не получив святого крещения.

Величайшим несчастьем человека по этим представлениям был грех; надо было или избежать его, или очиститься от него. Но вместе с тем считалось, что нет непростительных грехов, нет злодеяний, которых не могло бы искупить искреннее раскаяние и богоугодные поступки.

Защищая Церковь, рыцарь был обязан оказывать помощь и всем тем, кто находился под её покровительством - вдовам, сиротам, слабым. И надо сказать, находятся, особенно в литературных памятниках, замечательные примеры того, как рыцари следовали этому закону. Вот лишь один из них...

Чувствую приближение смерти, Карл Великий завещал своему сыну не отнимать у сирот их ленов, а у вдов их последних денег. Однако его сын, король Людовик, быстро забыл заветы отца и предложил графу Гильому во владение лен одного из своих вассалов, погибшего маркиза Беранже.

Но Гильом, зная, что у маркиза остался сын, пришёл в бешенство. В присутствии всех вассалов, он отчитал своего короля: "Благородные рыцари, слушайте меня! Смотрите, как Людовик, наш законный сеньор, вознаграждает своих лучших слуг. Во время битвы с сарацинами, турками и славянами король был сбит с коня. Маркиз Беранже помчался к нему, опустив поводья, с блестящим мечом в руке. Им он прорубил просеку вокруг короля, словно кабан между собак. Потом соскочил с коня, чтобы помочь своему сеньору. Он держал ему стремя. А король сел в седло и умчался, как трусливый пёс. Маркиз же Беранже остался, и мы видели, как его убили и разрубили на куски. Мы же, увы, не могли придти к нему на помощь. Он оставил после себя наследника, которому имя-малютка Беранже. Чтобы предать этого ребёнка, надо быть, клянусь Богом, хуже труса и изменника. Если кто осмелиться взять землю малютки Беранже, то вот этот самый меч снесёт ему голову."

На подобных балладах и формировалась нравственность будущего рыцаря. Кстати, можно по этой балладе будить и о том, как мало считались на заре рыцарства феодалы со своими королями.

Рыцари должны были служить защитниками права и добра против зла. В борьбе с врагами рыцаря воодушевляла любовь к родине, к которой он был крепко привязан. Свою страну рыцарь считал лучшей страной на свете.

В большом зале замка на складных козлах вдоль и поперёк устанавливались огромные столы. Гости размещались за ними лишь с одной стороны, чтобы с другой слуги могли подавать блюда. Угощенья были разнообразны и обильны. За зажаренными целиком оленями появлялись окорока дикого кабана, медвежатина, жареные павлины и лебеди, громадные пироги с начинкой. Любое мясо обильно поливалось соусом из перца и гвоздики.

На пиру обычно присутствовали и бродячие жонглёры, исполнители баллад. Было у них и другое название - гистрионы. Под аккомпанемент лютни или арфы, когда их призывали в зал, они начинали пение. Особой любовью у рыцарского сословия пользовалась "Песнь о Роланде", верном рыцаре Карла Великого, погибшем в Ронсельском ущелье в битве с испанскими маврами. Так назывались мусульмане, завоевавшие Пиренейский полуостров. Роланд командовал арьергардом армии Карла, на который и напали неверные. Был у него рог, с помощью которого он мог призвать на подмогу главные силы франков, но рыцарь предпочёл доблестную смерть...

Умение соблюдать определённые правила поведения за столом тоже входило в перечень рыцарских добродетелей. В средние века существовали целые поучения на этот счёт. Там указывалось, что не следовало набивать рот обеими руками, есть торопливо и перехватывать пищу у соседа.

Не следовало вытирать нос рукой или скатертью, лезть пальцами в горчицу, соль или общее блюдо, бросать в это блюдо обглоданные кости, ковырять ножом в зубах, распускать за столом пояс.

Прежде, чем пить, следовало вытереть губы; нельзя было говорить, если рот полон; дуть на вино или предлагать выпить соседу, если тот ещё занят едой. А главное, пить дозволялось только в промежутках между сменами блюд.

Заканчивался пир в честь нового рыцаря, и для него начиналась обычная повседневная рыцарская жизнь. Какой же она была?

Это зависело, прежде всего, от достатка, от количества земель, крепостных. Но для любого из рыцарей главным, основным делом была война. В свободное время от службы сеньору рыцарь, если средства позволяли держать охотничьих собак, чаще всего предавался любимой забаве-охоте.

Охота, особенно на дикого кабана, напоминала войну. Затравив зверя собаками, охотник, вооружённый рогатино, вступал с ним в единоборство, один на один. Его пьянило острое ощущение опасности - как на поле битвы. Малейшая оплошность, и зверь мог выйти из поединка победителем. Любимым развлечением был и другой род охоты - соколиной, на дичь.

Однако охота совсем не считалась праздной забавой. Она позволяла пополнить съестные запасы замка, даже если кладовые и так без того были забиты: охотничья добыча считалась самым благородным кушаньем и предпочиталась любой домашней живности.

Много внимания рыцарь уделял укреплению замка, поддержанию его в полной боевой готовности на случай осады; воспитанию воинских навыков сыновей, будущих рыцарей. Он учил их ездить на коне, стрелять из лука, владеть мечом и копьём, использовать в единоборстве щит. Постоянно рыцарь упражнялся в воинском искусстве и поддерживал себя в боевой форме.

Огромным праздником в те времена были турниры, где каждый мог показать своё мастерство в единоборстве с противником, а также, в случае победы, получить выкуп в виде боевого коня и доспехов побеждённого. Любили рыцари и ездить друг к другу в гости - на весёлые пиры, продолжавшиеся порой по нескольку дней.

Правда, даже самое короткое путешествие по глухим лесным дорогам было опасным предприятием, то и дело приходило ждать нападения кого-то из соседей-врагов, или лесных разбойников. Из замка рыцарь выезжал не иначе, как в полном вооружении, в сопровождении оруженосцев и сильного отряда.

Были рыцари, владевшие одной-единственной деревенькой в несколько скудных дворов; а замком или убежищем служила полуразвалившаяся башня, окружённая гнилым частоколом. Об одном таком бедном рыцаре из Фландрии старинная летопись рассказывает, что он сам становился за крестьянский плуг, чтобы вспахать своё поле, причём выворачивал во время пахоты единственный камзол наизнанку, чтобы подольше его сохранить.

Были, однако, у рыцарства и совсем другие времена: невиданный расцвет идеалов, неукоснительное следование рыцарскому кодексу чести, культ беззаветной любви и поклонения Прекрасной Даме. Конечно были для этого свои причины.

Первые среди них- крестовые походы на Восток для освобождения Гроба Господня из-под власти неверных, начавшиеся в конце 11 века; это укрепление королевских династий на тронах западноевропейских стран и, как следствие, ограничение своеволия и независимости баронов; развитие светской культуры. Крестовые походы, растянувшиеся на века, объединили рыцарское сословие. Феодал лишь изредка встречавшийся с соседями и гордившийся своей независимостью, стал чувствовать себя членом единого крепкого братства, пусть и говорящего на разных языках и разбросанное по разным уголкам Европы, но долгое время сражавшегося с общим врагом. Походы, жизнь на Востоке, изменили само мировоззрение рыцаря. Это были кровавые войны, но вместе с тем - увлекательное, образовательное путешествие.

Перед безграмотным рыцарем-солдатом, прежде знакомым лишь с окрестностями своего замка, да замков соседей и сеньора, неприхотливым в быту, предстал незнакомый мир, похожий на волшебную сказку. Уже один только город Константинополь, где обычно собирались рыцарские отряды перед тем, как переправиться в Малую Азию, производил на рыцарей ошеломляющее впечатление. На городских площадях и улицах были установлены бронзовые статуи конных императоров, в лавках менял лежали целые груды золота, дорогие ковры устилали полы богатых домов, местные жители носили наряды из шёлка, пурпура и бархата, на рынках в изобилии были тонкие вина, диковинные фрукты, сахар, корица, имбирь...

А на Востоке, арене жестоких сражений крестоносцев с неверными сарацинами, жизнь была ещё роскошнее. Причём рыцаря ошеломляла не только её внешняя сторона. Несравненно выше, чем на его родине, на Востоке были развиты науки, искусства, литература. Невежественный европеец получал здесь новые сведения о мире, пополнял знания, обогащал свой ум, учился - иначе нельзя было - восточным язакам, перенимал привычки жителей Востока.

При близком знакомстве с сарацинами, ведь кроме войн случались и долгие перемирия, -слабела и фанатичная ненависть к "неверным", с какой христиане отправлялись в крестовые походы. Прежде сарацины представлялись рыцарю жестокими и коварными, а на деле оказались человечнее самих христиан: например, они с заботой относились к своим неимущим и больным единоверцам. Рыцарь, чтивший свой кодекс чести, не мог не восхищаться великодушием, отвагой сарацинских воинов.

И когда бесславно закончились крестовые походы, вся Европа была уже совсем не той, чем до их начало, переняв лучшее в восточной культуре и науках, вдохнув утончённость литературы, привыкнув к восточной роскоши в быту, и перенеся всё это на родную почву.

Эпоха преклонения Прекрасной Даме, непрерывных празднеств, турниров, стихов, святого соблюдения всех заповедей чести - это время расцвета рыцарства. Увы, если был расцвет, должен быть и упадок. Он в самом деле пришёл к рыцарскому сословию уже в конце 18 века.

К купцам, в обмен на насущно необходимую звонкую монету постепенно переходили сокровища добытые на Востоке- золотые и серебряные украшения, драгоценные камни. На дорогие ковры, ткани тоже можно было всегда найти покупателя. Купеческое сословие быстро богатело, этому способствовала и невиданное развитие торговли, начавшееся вместе с Крестовыми походами. С течением времени роскошь купцов стала затмевать блеск всё больше бедневшего рыцарства. Теперь рыцари уже относились к купцам уже не с прежней высокомерной снисходительностью - купеческое сословие вызывало откровенную зависть. И рыцарям, отложившим лютни и арфы, забывшим о Прекрасных Дамах, пришлось вновь, как это было на заре рыцарства, взяться за старое ремесло грабежа. Многие родовые замки стали настоящими разбойничьими гнёздами, откуда безнаказанно совершались набеги на купеческие обозы и караваны. Рыцари не гнушались нападать и на путников, захватывать их в плен, требуя за свободу огромный выкуп. Даже замки соседей-рыцарей были лакомой приманкой; уходили в небытие и кодекс чести, и дружеские узы.

Вдобавок ко всему блестящие дворы крупных сеньоров-герцогов и графов-стали приходить в запустение, а там ведь всегда самый бедный из рыцарей мог получить приют, да вдобавок богатые подарки. В Германии, в Тюрингии, счастливые для рыцарства времена закончились со смертью ландграфа Германа, и при дворе его наследника Людовика, отличавшегося благочестием и набожностью, началась унылая, тусклая жизнь, где не было места для праздников и стихов. Для рыцарей юго-восточной Германии праздничная, утончённая жизнь завершилась со смертью герцога Австрийского, погибшего в битве с венграми.

Кодекс рыцарской чести включал следующие положения:

 Рыцарь должен искать подвиги;

 Бороться с врагами христианской веры;

 Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;

 Быть справедливым и галантным;

 Трусость - самый страшный порок;

 Честь - дороже жизни.

В итоге я пришла к следующим выводам:

1.Рыцарь - конный воин, один из сословия воюющих, обычно владелец феода.

2.Несколько веков рыцари господствовали в сражениях - когда рыцарь, с головы до ног защищенный доспехами, на боевом коне с копьем на перевес мчался в атаку, не было силы способной выдержать удар.

.Главное занятие рыцаря - военное дело.

.Правила рыцарской чести применялись только в отношениях между феодалами, всех «неблагородных» рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.

.Церковь, призывая к «Божьему миру», стремилась ограничить войны.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!