Государственная поддержка семей в РФ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,35 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная поддержка семей в РФ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Марий Эл

«Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»









КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Государственная поддержка семей в РФ»

Выполнила

студентка группы СР-31

Архипова А.А.

Проверил

преподаватель спец. Дисциплин

Петухова Н.С



Йошкар-Ола 2010г.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблемы семьи в российском обществе. Правовой аспект

.1 Понятие о семье, типах и структуре (молодая, многодетная, малообеспеченная, пожилая…)

.2 Государственная политика в отношении семьи в РФ

.3 Правовые основы социальной работы в семье

Вывод по 1 главе

Глава 2. Меры по социальной поддержке в России

.1 Понятие о социальной программе и мерах социальной поддержки семьи

.2 Меры социальной поддержки многодетной семьи

.3 Меры социальной поддержки молодой семьи

.4 Меры социальной поддержки малообеспеченной семьи

Вывод по 2 главе

Заключение

Список литературы

Введение

Семья как социальный институт всегда являлась той основой, на которой построены все сложнейшие конструкции общественной организации. Она возникла в эпоху позднего неолита и до настоящего времени остается наиболее устойчивым социальным образованием: 85% людей в мире живут в семьях (преимущественно в нуклеарных - супруги и их дети). Адаптируясь к новым социальным условиям, семья меняет свою форму, те или иные функции, способы коммуникации, но сам институт семьи неизменно сохраняется.

Сегодня в Российской Федерации, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, семья находится под защитой государства. Пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что семья - естественная и основная ячейка общества - имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи, - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Это две незаменимые составляющие, без которых невозможно в современном мире нормальное существование семьи и которые создаются не без помощи государственной поддержки. С какими проблемами сталкиваются семьи в российском обществе и как они решаются на уровне государства и регионов мы рассмотрим в данной работе.

В современных условиях семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями. Государство должно быть заинтересовано в существовании такой семьи, которая способна обеспечить национальные интересы, сыграть значимую роль в развитии государства, становлении гражданского общества.

В связи с этим исследование в данной работе возможных форм взаимодействия государства и семьи в условиях современного социального реформирования сквозь призму сочетания частных и публичных интересов в механизме семейно-правового регулирования представляет особую актуальность.

Глава 1. Проблемы семьи в российском обществе. Правовой аспект

1.1 Понятие о семье, типах и структуре (молодая, многодетная, малообеспеченная, пожилая…)

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым.

С позиции права семья - это конституционно-правовая категория, основанная на браке - юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. ст. 7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации).

То есть, это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущностью конституционно-правового положения семьи является совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения по поводу семьи.

Основополагающие положения относительно признания семьи естественной, первичной и основной ячейкой общества содержатся в следующих принятых ООН документах: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, от 29 ноября 1985 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 г.

Главным нормативным правовым актом любой отрасли законодательства, в том числе и семейного, на уровне нашего государства, является Конституция РФ (ст. 7 которой гласит: "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства").

Ключевым актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время, безусловно, является СК РФ, который определяет главные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений. Семейный кодекс РФ в ст. 2 определяет отношения, регулируемые семейным законодательством, следующим образом: "Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей".

На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего, имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 - 15 СК РФ). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК РФ). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК РФ). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК РФ). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК РФ) и т.д. и т.п.

ГК РФ регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно и в СК РФ есть гражданско-правовые нормы. Ряд других федеральных законов, которые будут приведены в настоящей работе, также посвящены вопросам семьи.

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 "Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей") и постановлениями Правительства Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье"). Важно, чтобы нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ принимались в случаях, непосредственно предусмотренных комментируемым Кодексом либо другими федеральными законами.

Далее, семейные отношения регулируются ведомственными нормативными актами, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти и зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ.

Семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов РФ (республиками в составе Федерации, краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, автономной областью, а также автономными округами). Акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (например, ст. 13 СК).

На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе СК РФ и других актов семейного законодательства.

Следует отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей.

Укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

За последние годы принято много законов, направленных на защиту прав детей. Однако самая главная проблема состоит в том, что эти законы не работают. Российское законодательство о правах семьи, материнства и детства не имеет главного - механизмов реализации конкретных норм (это и обусловливает их неисполнение). В первую очередь это касается обеспечения прожиточного минимума, бесплатности услуг, здравоохранения, образования, спорта, реабилитации детей-инвалидов и т.д.

В целях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей Правительство РФ утверждает конкретные программы, например федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы, включающая подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья", новизна которой, в частности, в ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами; использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности. Система учреждений, предусмотренных программой и предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска.

Для того чтобы применять те или иные нормативные акты, необходимо определить к какому типу относится та или иная семья. В современной статистике семьи подразделяются на типы по различным основаниям - по демографическому, по размеру семьи, по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной принадлежности и др. Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. Исходя из положений законодательства можно выделить следующие типы семьи: молодая, пожилая, многодетная, неполная, приемная, патронатная, малообеспеченная и др.

Рассмотрим каждый тип более подробно.

Малообеспеченная семья- это семья, имеющая среднедушевой доход ниже установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума.

Многодетная семья- это семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Пожилая семья- это семья, супруги которой достигли пенсионного возраста.

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца.

Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Можно выделить и другие типы семей по различным основаниям.

1.2 Государственная политика в отношении семьи в РФ

Семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности; обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

Стратегической, рассчитанной на перспективу целью деятельности социального государства, всей системы социальной защиты населения является реальное снижение процента бедности и улучшение качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Достижение этой цели строится по двум главным направлениям.

Первое - повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки - выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.

Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них.

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

В настоящее время основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

Государственная семейная политика исходит из положений о том, что: семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; семья играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

1.3 Правовые основы социальной работы в семье

Безусловно в своей работе уполномоченные органы руководствуются прежде всего положениями Семейного Кодекса РФ.

В осуществлении семейной политики немаловажную роль играют органы местного самоуправления, которые в своей деятельности руководствуются Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другими федеральными законами (в части положений о материальном обеспечении, мерах социальной защиты и иных правовых и социальных гарантиях0, Постановлениями Правительства и утвержденными ими Положениями.

Нельзя не отметить социальную работу в семье, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей и состоящую из совокупности разъяснительных, общественных, репрессивных, иных мер, предпринимаемых в отношении несовершеннолетнего и лиц, обязанных его воспитывать и содержать, проводимых с целью недопущения совершения правонарушений и антиобщественных действий. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (прокуроры и подчиненные им лица, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения и социальные работники и др.) в данном случае руководствуются в первую очередь ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В целом нужно сказать, что правовой основой социальной работы в семье является законодательство и принимаемы в соответствии с ним различные акты, решения, постановления уполномоченных в этой сфере органов.

Вывод по 1 главе

Повышение материального благосостояния и улучшение качества жизни семей с детьми является одной из приоритетных правозащитных задач государства. Между тем сегодня государство фактически ограничивает свое участие в создании достойных условий жизни для таких семей выплатой чисто символического ежемесячного пособия на ребенка, составляющего от 5% до 10% его прожиточного минимума. Не менее одной четвертой части российских семей с детьми относятся к категории малообеспеченных. В их числе в первую очередь многодетные, - отмечает в своем докладе уполномоченный по правам человека.

В продолжение рассмотрения этой проблемы следует отметить следующее: в числе бедных семей по общепринятым социально-экономическим и статистическим критериям оказались не только те, чье благосостояние и в прошлом находилось ниже черты бедности, но и огромная масса работающего, относительно благополучного до недавнего времени среднедоходного (по российским параметрам) слоя населения. За чертой официального прожиточного минимума находится 69 процентов молодых семей, среди бедных семей - 76,3 процента многодетных. Негативно воздействуют на семью безработица, задолженности по выплате заработной платы, детских пособий, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты труда. Причем если у семьи имеется прожиточный минимум, то для нее практически исключается возможность получения дополнительных социальных благ от государства. Сокращение социального пакета на предприятиях также ведет к росту социальной уязвимости трудоспособного населения. Семья в настоящее время при существующем типе социальной защиты находится постоянно в состоянии социального риска, так как не имеет условий для устойчивого, надежного развития.

Сегодня положение детей существенно осложнилось, а вопрос о правах семьи и детей становится все более актуальным.

В.В. Путин в своем Обращении к Федеральному Собранию РФ от 25.05.2005г. отметил, что существует "еще одна общенациональная проблема это низкая рождаемость. В стране все больше семей, имеющих только одного ребенка. Нам необходимо повысить престиж материнства и отцовства. Создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей". Такая проблема существует и сегодня.

социальный семья поддержка

Глава 2. Меры по социальной поддержке в России

2.1 Понятие о социальной программе и мерах социальной поддержки семьи

ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей предусматривает меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является сертификат.

Лица, указанные в законе, лично или их законные представители вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами. Далее вопрос о выдаче сертификата решает Пенсионный фонд РФ. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

2.2 Меры социальной поддержки многодетной семьи

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Президент РФ Б.Ельцин в своем указе № 431 от 1992г. постановил:

Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;

б) установить для многодетных семей:

скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств (указанные выплаты подпадают под действие п.1 ст.217 НК РФ и не подлежат налогообложению);

один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;

д) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

е) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

При этом Минфин и Минсоцзащиты РФ в своем письме от 29.06.1992г. № 1-2359-18 разъясняют: дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий, указанных в подпункте "б" пункта 1, финансирование которых в настоящее время не учитывается при формировании бюджетов национально - государственных и административно территориальных образований, производятся:

за счет средств территориальных фондов социальной поддержки населения - на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха и выставок;

за счет средств местных бюджетов - скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

2.3 Меры социальной поддержки молодой семьи

Что мешает молодой семье, женщине, принять решение о рождении ребенка? Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить.

Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Из перечисленных мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает. Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Президент РФ, не можем с ним не согласиться, считает необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком.

Другая проблема - это своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности. Для этого Президент предлагает ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание.

В отношении вопроса с жильем для молодой семьи нужно отметить следующий положительный момент. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утвержденная Правительством РФ) предусматривает оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Правительство РФ утвердило правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.

Таким образом, предоставление молодым семьям денежных средств в виде субсидий в размерах, установленных вышеназванными Приказом Минобразования России и Постановлением Госстроя России, следует рассматривать как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц.

По вопросу предоставления жилья интересно отметить статистику, приведенную на региональном уровне в нашем субъекте. Согласно Закону Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». Ежегодно проводимые социологические исследования показывают, что для молодых жителей Прикамья жилищная проблема является первостепенной. По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае около 73 тысяч молодых семей, в которых оба супруга моложе 30 лет. При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Прикамья - менее 30%, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей, что составляет около 51 тысячи молодых семей.

Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь, предусмотренная нашей краевой программой, в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Указанная выше подпрограмма призвана укрепить созданную в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

В подпрограмме определены приоритетные (в порядке значимости) категории для участия:

это молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;

многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий;

молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 19 сентября 2005 года;

молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления;

молодые семьи, имеющие одного и(или) более детей, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия из средств краевого и (или) местного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и(или) органом местного самоуправления. Настоящая выплата производится в случае рождения (усыновления) ребенка в период действия свидетельства.

В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство). Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии.

Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, составляет 6 месяцев. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.

Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.


Президент России Владимир Путин в своем указе о мерах социальной поддержки многодетных семей постановил Правительству Российской Федерации проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая малообеспеченные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки. С этой целью Правительство в 2001 году одобрило подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года направленную на осуществление адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей.

Учащимся общеобразовательных школ меры социальной поддержки могут быть оказаны в части бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус и автобус городских линий, кроме такси), обеспечения формой по нормам, установленным администрацией муниципального образования, субъекта. Одной из мер поддержки являются дотации на питание школьников из малообеспеченных семей. Эффективная экономика, налоговые поступления в бюджет дают возможность увеличивать такие дотации и, следовательно, обеспечивать большее количество детей бесплатными школьными обедами. Для студентов предусмотрена социальная стипендия.

В соответствии с законом Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 в перечень полномочий органов местного самоуправления, переданных государством, передана социальная поддержка неработающих беременных женщин из малообеспеченных семей путем выплаты единовременного социального пособия.

На региональном уровне определяются размеры и виды оказания социальной помощи, устанавливаются дополнительные условия для получения нуждающимися гражданами социальной помощи исходя из: учета трудового потенциала, учета имущественного потенциала гражданина (домохозяйства).

В рамках целевой программы проводятся также благотворительные городские акции в поддержку малоимущих семей, организуются сборы вещей от населения и раздача их нуждающимся семьям, благотворительные обеды, раздача продуктовых наборов, благотворительные концерты и спектакли, спортивные мероприятия.

Механизм и мероприятия оказания адресной помощи можно рассмотреть на примере программы Ординского муниципального района:

Порядок предоставления адресной социальной помощи утверждается постановлением главы муниципального района.

Для решения поставленных задач в районе создается межведомственная комиссия по оказанию адресной социальной помощи населению, которая является распорядителем бюджетных средств.

Координирует и контролирует реализацию мероприятий Программы первый заместитель главы муниципального района.

Орган, уполномоченный исполнять Программу:

а) принимает документы и заявления на оказание соц. помощи от населения;

б) взаимодействует с другими исполнителями Программы;

в) несет ответственность за рациональное и целевое использование выделенных бюджетных средств;

г) информирует о ходе реализации Программы в разрезе постатейного использования средств;

д)представляет отчет об исполнении Программы в Земское Собрание Ординского муниципального района, управление финансов администрации Ординского муниципального района в сроки, установленные для предоставления отчета об исполнении районного бюджета за соответствующий год.

Мероприятия оказания адресной помощи включают денежные суммы для: приобретения одежды, продуктов питания детям, ремонт ветхого жилья, 50% - ная компенсация затрат на получение высшего образования, дорогостоящего лечения (операций, консультаций, обследований) в 100% размере детей и 50% размере взрослым.

Вывод по 2 главе

Подводя итог проведенной работе ножно указать на необходимость разработки и принятия специального закона "О государственной поддержке семьи", вариант концепции которого подготовлен коллективом Московского государственного социального университета. В нем определяются цели и принципы государственной поддержки семьи, разрабатывается механизм обеспечения такой поддержки, намечаются ее основные направления, среди которых:

) установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, включающих в себя минимальный объем социальных услуг, предоставляемых семье;

) обеспечение условий для экономической самостоятельности семей, стабилизации материального положения семей, преодоления бедности;

) обеспечение работников, имеющих детей, благоприятными условиями для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

) создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства;

) обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;

) оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;

) формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей.

Подготовка такого нормативного акта оправдывается спецификой государственной семейной политики, требующей самого пристального внимания не столько к регулированию брачных отношений, сколько к выполнению семьями своих основных социальных функций, в первую очередь, воспитательной. Этот правовой акт в случае его принятия и последовательной реализации станет основным нормативным источником, регламентирующим социальные вопросы профилактики семейного неблагополучия.

Важно отметить, что в некоторых субъектах Федерации дополнительно к мерам социальной поддержки, предусмотренным федеральным законодательством, установлены (на уровне субъекта) и меры социальной помощи таким категориям граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей, и др. Нельзя забывать о том, что принятие нормативных актов- это лишь начало, предпосылки социальной работы в семье, основная же работа требует каждодневных действий, всестороннего и полного подхода проблемам каждой семьи, на что выделяются как материальные так и человеческие ресурсы.

Заключение

Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в современной России, свидетельствует о необходимости пересмотра существующих взглядов на взаимодействие семьи и государства: насколько значим институт семьи для обеспечения государственных интересов и в какой мере государство может воздействовать на сферу сугубо частных семейных отношений. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определило новое направление в характеристике системы взаимодействия частных и публичных интересов в обществе.

Перед современной наукой семейного права стоит целый ряд проблем, подход к разрешению которых определяется установлением оптимального соотношения частных и публичных интересов. Анализ современных семейных отношений сквозь призму действующего законодательства и правоприменительной практики дает основания говорить о необходимости изменения предмета и метода семейно-правового регулирования: расширяется круг отношений, связанных с реализацией гражданами своих семейных прав, которые в свою очередь не всегда могут быть регламентированы имеющимся "набором" семейно-правовых средств.

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества Президент РФ Владимир Владимирович Путин в своем Указе от 14 июня 2007 года постановил провести в 2008 году в Российской Федерации Год семьи. Рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого в РФ Года семьи, уделив особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей.

Список литературы

1.Доклад уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад уполномоченного по правам человека в РФ за 2006 год». Система КонсультантПлюс, 2007.

2.Закон Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы».

.Закон Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан».

.Комментарий к Семейному Кодексу / Под ред. Ю.А. Королева М.: Юстицинформ, 2003.

.О законодательной регламентации профилактики семейного неблагополучия как криминогенного фактора/ Под ред. А.Э. Побегайло // журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», 2006, № 12.

.Основные начала семейного законодательства / Под ред. Б. Гонгало //Семейное и жилищное право, 2006, № 2.

.Письмо Минфина РФ № 51, Минсоцзащиты РФ № 1-2359-18 от 29.06.1992г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей».

.Письмо ФНС от 05.06.2006 № 04-1-02/298@ «Об уплате НДФЛ».

.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ».

.Постановление Правительства РФ от 17.07.1996г. № 829 «О приемной семье».

.Постановление Правительства РФ от 26.01.2007г. № 172 «О федеральной целевой программе «дети России» на 2007- 2010 годы».

.Постатейный комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации Под ред. П.В. Крашенинниковой. М.: Статут, 2006.

.Право семьи на социальную защиту / Под ред. К.Б. Бароцкой // журнал «Социальное и пенсионное право», 2006, № 3.

.Проблемы интереса в семейном праве в Российской Федерации / Под ред. О.Ю. Ильиной. М.: Городец, 2007.

.Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

.Решение Земского Собрания Ординского муниципального района от 04.05.2007 № 33 «Об утверждении адресной помощи населению Ординского муниципального района на 2007 год».

.Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223- ФЗ.

.Совершенствование организационно - экономического механизма социальной защиты населения: автореферат / Под ред. Е.А. Волосниковой. Екатеринбург, 2004.

.Социология / Под ред. Н. Смелзера. М.: НОРМА, 1994.

.Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992г. № 431.

.Указ Президента РФ от 14.06.2007г. № 761 «О проведении в Российской Федерации года семьи».

.Указ Президента РФ от 14.05.1996г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».

.ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

.ФЗ от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!