|
|
|
|
|
|
2
|
24
|
21,5
|
23
|
24,5
|
22
|
Рис.2 - Резьба трапецеидальная
Проводим проверочные расчёты на условие самоторможения и на прочность в
опасном сечении.
Расчёт на условие самоторможение.
Угол подъёма средней винтовой линии резьбы:
.
где
- количество заходов резьбы (принимаем );
- шаг
резьбы;
-
средний диаметр резьбы.
Приведенный
угол трения:
при
обильной смазке в винтовой паре, скорости и
коэффициенте трения .
Условие
самоторможения выполняется, так как .
Дальше выполняем проверку винта на прочность в опасном сечении:
;
;
Условие
прочности выполняется.
3.
Расчет гайки
Гайки обычно изготавливаются из материалов, имеющих в паре со стальным
винтом низкий коэффициент трения и хорошую износостойкость. К таким материалам
относятся оловянистые и безоловянистые бронзы, латунь, металлокерамика и
антифрикционный чугун.
Гайки выполняются в виде цилиндрических втулок, которые запрессовываются
или ввинчиваются в подвижный или неподвижный корпус. В данном случае
конструкцию гайки выбираем таким образом, чтобы распределение нагрузки по
виткам резьбы было наиболее равномерным
Материал
гайки: БрОФ 10-1 ГОСТ613-41(sв=300).
Рис.3
- Конструкция гайки
При
расчёте резьбы гаек допускается, что осевое усилие распределяется по виткам
равномерно, а угол подъёма витков настолько мал, что их можно рассматривать в
виде плоских круговых колец. В гайке рассчитывают резьбу (на изгиб, срез и
удельное давление), основные её размеры (H, D), а
также отдельные элементы (посадка в корпус, упорный буртик , фиксирующие детали и др.).
Тело
гайки подвергается кручению и сжатию. Наружный диаметр тела гайки определяется из условия прочности:
где
- коэффициент, учитывающий скручивание тела гайки, ;
-
допускаемое напряжение сжатие или растяжения
.
Таким
образом,
.
Толщина стенки гайки по условию прочности оказалась малой, наружный
диаметр гайки назначаем конструктивно:
.
Далее
определяем число витков:
.
Из
конструктивных соображений принимаем
После
этого определяем высоту гайки:
Проводим
проверку витков резьбы на прочность, так как материал гайки обладает более
низкими механическими свойствами, чем материал винта. Виток резьбы гайки
разворачиваем по наружному диаметру (D) и представим в виде консольной
балки, несущей равномерно распределённую нагрузку, которую заменяем
сосредоточенной силой F/z. Наибольшее напряжение среза и изгиба возникают в
корневом сечении с длиной и высотой витка . Исходя
из условия прочности витка на срез:
;
.
а) Проверка на срез:
.
где
- ширина витка в корневом сечении резьбы (H0=1,9).
б)
Проверка на смятие:
.
где
- высота витка в среднем сечении.
в)
Проверка на изгиб:
.
Все
условия выполняются.
Размер
заплечика определяем из условия смятия материала гайки под
действием силы P по уравнению:
,
.
Из конструкторских соображений принимаем D=5 мм.
Высоту
заплечика определяется из условия изгиба под действием нагрузки
, без учёта запрессовки и трения на поверхности гайки,
по уравнению:
.
Соединение гайки с корпусом имеет следующий вид (рис. 4).
Рис.4 - Конструктивная схема соединения гайки с корпусом
Витки гайки проверяют на прочность при следующих допущениях:
а)
осевое усилие распределяется между витками равномерно;
б)
угол подъема витков настолько мал, что их можно рассматривать в виде плоских
круговых колец.
Уравнение
прочности витка на срез при нагрузке, приходящейся на один виток имеет вид:
,
Расчетная схема витка гайки на изгиб представляет собой кольцевую плитку,
заделанную по наружному контуру и несущую равномерно распределенную нагрузку:
Прочность
витка на изгиб:
где
Гайку
в корпус ставим по посадке с гарантированным натягом. Для уменьшения натяга
гайку в корпусе фиксируем штифтом, который должен удерживать гайку от
проворачивания при работе механизма. Расчет штифта выполним из условия его
среза по сечению или смятия поверхности под
действием момента винтовой пары:
Из
конструктивных соображений длина штифта должна равняться:
По
справочнику подбираем штифт: Штифт 4Г12 ГОСТ
3128-70
Рис.5 -
Соединение гайки с корпусом с помощью штифта
4.
Расчёт рукоятки
Для повышения производительности труда используют рукоятки с храповым
механизмом.
Соединение храпового колеса с винтом бывает шпоночным, штифтовым или
профильным. Выбираем шпоночное соединение, выбираем в соответствии с ГОСТ 23360
- 78 по диаметру вала: 30 -38 - 10 x 8.
Размеры храпового колеса не гостированы и выбираются конструктивно.
Обычно:
, примем
,
, Z = 8
После
черновой прорисовки выполним проверочные расчеты:
1.Определим силу, действующую на ось собачки:
.
Рассчитаем зуб храпового колеса на смятие:
И
на изгиб:
3.
Ось собачки рассчитываем на срез как двухсторонний стержень:
И
на изгиб как балку на двух опорах под действием сосредоточенной силы:
. Расчёт пяты скольжения
По ГОСТ 831-75 принимаем подшипник шариковый радиально-упорный
однорядный, его характеристики:
-
внутренний диаметр кольца подшипника,
-
наружный диаметр кольца подшипника.
Рис.6
- Подшипник шариковый радиально-упорный однорядный
Расчетная грузоподъемность стандартного радиально-упорного
шарикоподшипника при действии только осевой нагрузки F(A):
где
- начальный угол контакта, равный углу между линией
действия нагрузки на тело качения и плоскостью, перпендикулярной к оси
подшипника, ;
-
коэффициент осевой статической нагрузки (так как , то );
-
статическая грузоподъемность;
-
коэффициент запаса (1,2…1,5).
Условное обозначение подшипника: 36206.
Грузоподъемность:
, .
По
ГОСТ 831-75определяем размеры подшипника:
Момент
трения в стандартном радиально-упорном шарикоподшипнике равен:
где
- средний диаметр круга катания шариков;
-
коэффициент трения качения;
- диаметр
шарика;
-
внутренний диаметр кольца подшипника;
-
приведенный коэффициент трения.
Основной
критерий работоспособности плоской сплошной и кольцевой пят это
износостойкость, из него можно определить наружный диаметр пяты:
,
где - отношение внутреннего диаметра пяты к внешнему.
Определим
момент трения:
.
.
Расчёт корпуса
Корпус домкратов для обслуживания авиационных изделий представляет собой
пространственную конструкцию, изготовленную из стальных (25 ХГС, 30 ХГС) или
дюралевых (Д-16) труб или уголков.
Рис.7
- Расчетная схема корпуса домкрата
Разложим
силу на три направления, находим силу , сжимающую
подкос:
,
, .
Выбираем
трубчатые подкосы Д-16 (sт=330МПа).
Задаёмся
предельной гибкостью , из условия допускаемой гибкости находим наружный
диаметр трубы:
Принимаем
наружный диаметр трубы dнтр=30мм, Sсеч=3.3см2
-
осeвой
момент сопротивления;
Размеры
опорной плиты домкрата определяются из расчета на смятие материала, на который
устанавливается домкрат. Обычно под домкрат подкладываются доски, шпалы, для
которых допускаемое напряжения смятия [sсм] = 1¸ 2 Н/мм2.
Принимаем
[sсм] = 1
Н/мм2
Найдем
площадь сечения опоры:
Определим
диаметр плиты d.
Принимаем
d=78мм.
7. КПД механизма
Коэффициент полезного действия винтовой пары скольжения определяется по
формуле (при прямом ходе):
.
КПД
механизма определяем по формуле:
где
работа сил полезного сопротивления за один оборот;
работа
сил полезного сопротивления и трения в винтовой паре за один оборот;
работа
сил полезного сопротивления в подшипнике.
КПД механизма должен мало отличаться от КПД винтовой передачи.
Заключение
В ходе данного домашнего задания мы приобрели первичные навыки
конструкторской деятельности.
В данной расчетно-графической работе представлен расчет винтового
механизма домкрата самолётного. В ходе расчетов были определены параметры
винтовой передачи, корпуса, подобраны стандартные детали. Определен КПД
механизма, который равен 38 %
Список использованных источников
1. Муравьева
А.М., Яковлев Ю.В. Методические указания к выполнению домашнего задания по
винтовым устройствам: Харьков, Харьк. авиац. ин-т, 1981.
. Еофян А.С.,
Дорофеев В.Г. Проектирование винтовых механизмов авиационных устройств и
роботов: Харьков, Харьк. авиац. ин-т, 1989.
. Анурьев
В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: В 3-х т.М.: Машиностроение,
1979. Т.1
. Анурьев
В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т.М.: Машиностроение, 1979.
Т.2