Социально-педагогическое сопровождение подростков, входящих в неформальные молодежные движения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,68 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-педагогическое сопровождение подростков, входящих в неформальные молодежные движения












ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, ВХОДЯЩИХ В НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблем неформальных молодежных движений

.1 Понятие «молодежной субкультуры» и ее появление в России

.2 Характеристика молодежных субкультур

.3 Социально-педагогическое сопровождение подростка из неформального молодежного движения

Выводы по первой главе

Глава 2. Работа социального педагога с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения в условиях детского дома

.1 Констатирующий эксперимент исследования

.2 Результаты констатирующего эксперимента

.3 Социально-педагогические рекомендации в работе с подростками входящими в субкультуры

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Введение

Тенденция развития общества неразрывно связана с идеей личности в развивающемся мире. Воспитание молодого поколения является главным направлением в современной педагогике. В деле духовно - нравственного воспитания молодежи имеются существенные проблемы и недостатки. Падение духовно - нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и, особенно у молодежи - характерные и тревожащие особенности современной ситуации в государстве. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления, как невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга.[16, 17]

Эта тема мы считаем, актуальна, потому что у подростков с 13 лет (кризис 13 лет), снижается продуктивность к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Когда ребенок отталкивается от среды, становится враждебным, склонным к ссорам, нарушениям дисциплины. И испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, начинает заинтересовываться неформальными молодежными движениями, на улице, через СМИ, из всемирной сети Интернета. Начинает относить себя к тому или иному неформальному молодежному движению, но при этом, не думая о том, что информация, которую они получили, может быть частичной или не до конца верной, могут быть не раскрыты все акценты данного движения. Вследствие чего подростки полностью не бывают осведомлены по данной теме, что и может привести к угрозе их собственной жизни.[3]

Исследованиями в области данного вопроса занимались такие ученые, как английский философ и историк Крэйг`O`Хаара, Громов Д.Б., Аксютина О. Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить Иконнинкову С.Н., Кондратьева М.Ю., Мухина О.Ю.

Объект исследования: неформальные молодежные движения

Гипотеза исследования: Социально - педагогическая деятельность с подростками вовлеченными в неформальные молодежные движения будет успешной если:

.        Будут учитываться индивидуальные особенности подростков.

.        Будет учитываться характер молодежной субкультуры, в которую вовлечен подросток.

.        Работа по социально - педагогическому сопроводению будет носить поэтапный и систематический характер.

Предмет исследования: социально - педагогическое сопровождение подростков входящих в неформальные молодежные движения.

Цель исследования: изучить неформальные молодежные движения и составить методические рекомендации по социально - педагогическому сопровождению подростков входящих в неформальные молодежные движения.

Цель данной работы может быть реализована путем решения следующих задач:

.        Охарактеризовать молодежные субкультуры

.        Изучить методы социально - педагогического сопровождения подростков входящих в неформальные молодежные движения

.        Выявить принадлежность подростков к молодежным неформальным движениям

.        Разработать методические рекомендации по социально - педагогическому сопровождению подростков входящих в неформальные молодежные движения.

Для решения поставленных задач использовались следующие общетеоретические методы:

Теоретико - методологические:

анализ психолого - педагогической литературы (социальной/ философской) и специальной по исследуемой проблеме.

Эмпирические методы:

исследовательские беседы.

анкетирование, наблюдение, содействие накоплению и фиксации фактического материала.

База исследования: Детский дом №14 коррекционный для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида (задержкой психического развития).

Глава 1. Теоретические аспекты проблем неформальных молодежных движений

.1       Понятие «молодежной субкультуры» и ее появление в России

Для того чтобы четко сформулировать понятие «молодежная субкультура», нужно, прежде всего, рассмотреть понятия как «культура» и «субкультура».

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Субкультуры не являются инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. [8]

Неформальные молодежные движения - это массовое явление, созданное при объединении подростков, ради общих интересов, действий, и реализации своих способностей.[13]

Под субкультурой понимается частичная культурная подсистема культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей, субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. Так, в справочной литературе до середины 80-х гг. ХХ века этот термин найти не удается. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура - это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания. В настоящее время это понятие, освободившись от негативного значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура (от лат. Sub - под и cultura - возделывание, воспитание) - система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля какой -либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Для любой субкультуры существует ряд определенных черт, что бы социокультурное образование относилось к субкультуре:

·        Специфический стиль жизни и поведения;

·        Свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия;

·        Наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. [6]

Прежде чем обращаться непосредственно к молодежной субкультуре, необходимо прояснить смысл понятия «молодежь». В настоящее время существует два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным.

В социологии и возрастной психологии юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которые соответствуют периодам обучения в старших классах средней общеобразовательной школы, периоду обучения в техникуме, вузе, и начальному этапу трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста». [7,10]

Отличительными признаками молодежи служат:

·        Социальное положение обучающихся в «традиционных» учебных заведениях;

·        Определение собственного социального статуса;

·        Дифференциация в соответствии с социальными слоями.

·        Еще не достигнута в полном объеме экономическая активность;

·        Отсутствие собственной семьи;

·        Социальная ролевая промежуточность между ролью взрослого и ребенка;

После рассмотрения этих понятий, можно перейти к феномену молодежной субкультуры, для которой характерно следующее:

.        Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель, который сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней;

.        Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре;

.        Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо цента, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д.;

.        Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике. [13,14,15]

Получается, что молодежная субкультура - культура, воссозданная молодыми людьми для себя; культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

В культурологи, психологии, педагогике, социальной педагогике проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным - как у нас, так и за рубежом.

Молодежная субкультура как социальный феномен к нам в Россию пришла с Запада, но проведение параллелей между западной молодежной субкультурой и российской было бы ошибочно. В применение к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен. На Западе молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни. В то время как у нас известность молодежной субкультуры в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, предопределяет 3 фактора:

·        Социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения;

·        Особенности социальной мобильности в российском обществе (Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Эта возможность, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.)

·        Аномия в российском обществе в дюркгеймовском смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежной субкультуры в России.

.2       . Характеристика молодежных субкультур

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

.        Романтико-эскапистские субкультуры - ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

.        Анархо-нигилистические группы - отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

.        Развлекательно-гедонистические - ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

.        Криминальная субкультура - ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы). [25]

Субкультура «Скинхеды».

Разрушить образ скинхеда в России сложно, только недавно, спустя примерно десять лет после появления у нас первых скинхедов, одна из массовых газет опубликовала материал под названием «В Москве появились скинхеды - антифашисты». Ряд тематических программ на центральном телевидении так же поколебал представление населения об однозначности политической ориентации скинхедов. Более существенный вклад внес Интернет, но, несмотря на это доминирующая точка зрения сохраняет свои позиции.

Основные заблуждения, связанные с движением скинхэд-культуры

. Скинхэды - это движение, связанное с фашизмом

. Скинхэды - это преступная группировка и никакой культуры там нет

. Проблему «буйства» скинхэдов - невозможно решить. [24]

Доказательства того, что между классическим движением скинхедов и мимикрирующих под него «неофашистскими» организациями нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды мы рассмотрим ниже («три волны классической скинхед-культуры»).[23, 16]

История: три волны классической скинхед-культуры

Первая волна. «Скинхэды» конца 60-х были «Моды» (mods) - это не только музыкальный стиль, но и определенное движение, образ жизни и манера одеваться, порожденная подростковой культурой Британии начала 60-х. Вечное противостояние «отцов и детей» с новой силой разгорелось с появлением рок-н-ролла (середина 50-х): молодое поколение американцев, получившее свою музыку, своих кумиров и свою моду, начало осознавать себя как самостоятельный социальный класс, не желавший подчиняться законам взрослых и пытавшийся самоопределиться. Английские подростки тоже захотели слушать и играть ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Так зародилось движение «мод». «Моды» одевались очень опрятно, носили обычно дорогие костюмы от фирм «Fred Perry», «Ben Sherman», «Lonsdale».

Позже появилась мода в стиле «Тэдди Бойз» («Teddy Boys»). У юношей - вельветовые пиджаки с большими лацканами, кожаные галстуки, брюки с отворотами, ботинки на рифленой подошве; прически - удлиненные, с волосами, обрамляющими лицо. Девушки носили юбки выше колен и свитера с глухими горловинами, длинные и прямые волосы. Из-за этого увлечения (хорошо одеваться) они часто обвинялись в предательстве рабочего класса, т.к. «моды» мало чем отличались в социальном плане от молодежи рабочего класса, но тратили на одежду большое количество денег. Любимым развлечением стали скутеры (мотороллеры). При этом «Тэдди Бойз» отличались весьма хулиганским нравом: они сколачивали банды, разъезжавшие на мотороллерах, дрались с рокерами (водивших мотоциклы), громили витрины магазинов и пугали обывателей. [22,16]

Вторая волна скин-движения ознаменовалась ростом «панк-рока» в Великобритании. «Панк-рок» выглядел диким, грубым, агрессивным. Рабочая молодежь искала и хотела более жесткое и быстрое звучание для своей культуры. К тому же «панк-рок» стал просто студенческой бунтарской музыкой, музыкой для колледжа. И появившийся синтез яркого, быстрого и грубого звучания стал «streetpunk» (стрит-панк), в последствии названый журналистом издания «Sun» Гэри Бушеллом, как «Oi!». Из-за того, что корни «Oi!» музыки были в рабочем классе, СМИ негативно относились к данному музыкальному ответвлению, ходя сам «панк-рок», как музыку среднего класса, они приветствовали. Наряду со «стрит-панком» возрождалось движение «бритоголовых». Такие черты, как жесткость и гордость за рабочий класс, начали прививаться к «панку». В основном вторая волна «скинхэдов» ничего не знала о наследии и своих корнях, «модах», «ска», «рудебоях». Старые «скинхэды» постоянно критиковали и ругали новую поросль за новшества. В течение 70-х произошло много изменений у классических «скинхедов». Мода от размытого стиля перешла к лучшей одежде, чем ту которую могли себе позволить рабочие - «синие воротники». В 70-х появляется «военный» стиль одежды у скинхедов. В конце 80-х и по сегодняшний день, началось новое большое проявление «традиционных» ценностей скинхедов 60-х. Это произошло в Англии, Америке и в большей части Европы. Оно повлекло за собой новое противостояние классических (традиционных) и нетрадиционных (неофашистских, анархистских и коммунистических) скинов. [22,16]

Третьей волной стали скинхэды середины 90-х. Появился признак «Гражданской войны» в «скинхэд-движении». Многие из тех, кто стал «скинхедом» более 15 лет назад, начали появляться на улицах, участвовать в развитии «скинхэд-культуры». 17-18 летние «панки» начали забривать себе головы, избавляясь от «ирокезов» и «помоек».[9]

Современные «скинхэды» Европы и Запада - это смесь из конца 60-х, и начала 80-х. Их музыкальные пристрастия простираются от «регги» до современного «хард-кора», а также «ска», «рокстэди», «рокабилли», «панк», «Ой!». Конечно, они интересуются своими корнями, культурой, но все же для большинства скинхэдов конца 90-х это пример из истории.

В нашей стране ситуация на данный момент складывается таким образом: у нас мало «красных скинов» (коммунистических), ШАРП скинов, классических (традиционных) скинов. В России почти не употребляется слово «бонхед». «Bonehead» (костяная голова) - термин, используемый классическими и другими скинами, для обозначения любых «оборотней-скинхедов», придерживающихся расистских или неофашистских взглядов. Понятие «скинхэд» в 99 случаях из 100 в России ассоциируется с неонацизмом и расизмом

. SHARP-скины - это «скинхэды против расовых предрассудков»

. «Redskins» или «RASH» - «Скинхэды против нацизма и власти капитала» или «Red and Anarchist Skinheads».

Если рассматривать схематически историю «скинхэд-движения», то можно придти к выводу, что неофашистские организации, использующие элементы культуры «скинхэд-движения», ими по определению не являются.

Субкультура «Стрэйт-эдж Straight edge».

Сообщения СМИ часто повергают взрослых в ужас: все больше подростков пьют, курят, принимают наркотики. Особо ужасает то, что они начинают делать это во все более раннем возрасте. И никакие призывы, лекции и прочие мероприятия, казалось бы не способны остановить эту волну. Даже курящие и пьющие родители, глядя на нынешних подростков, негодуют : «Ведь мы - то в ваши годы всем этим не занимались!» То есть негодование вызывает не алкоголь, табак как таковые, а то, что подростки приобщаются к ним раньше, чем это считается «нормальным». И вдруг оказывается что существуют подростки которые сами, без всякого влияния и принуждения или поощрения со стороны взрослых, полностью отказываются от алкоголя, табака и наркотиков. Они формируют общество, активно противостоящее лицемерию мира взрослых, который, с одной стороны, негодует против употребления алкоголя и прочих наркотиков подростками, а с другой стороны, поощряет его через рекламу и сообщния СМИ. [2,4]edge (англ. путь напрямик, сокращённо sXe) - более философское ответвление панк-культуры, движение или скорее образ жизни, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая легальные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению.
История субкультуры Стрэйт - эдж.[2,4,16]

Изначально возникший в среде американских панк-рок исполнителей как призыв против популяризации образа ‘панка’, Straight edge быстро превратился в этико-мировоззренческое движение, ставящее на первое место идею самоконтроля и личной свободы, и в начале 80-х стал довольно распространенным выбором среди американских панков, особенно в Вашингтоне и Бостоне, где образовались очень мощные хардкор-сцены. К середине 80-х эта культура распространилась и за пределы Штатов, хотя до начала 90-х большого распространения на других континентах не получила.

Характерные черты движения.

Отказ от наркотиков ( в том числе алкоголь, кофеин, табак, психо - активные вещества)

Сдержанность в сексе (разборчивые половые связи, один партнер, критическое отношение к порно-индустрии)

Антифашизм

Вегетарианство, веганство (нежелание быть участником убийства, активное участие в защите прав животных) (не является обязательным).edge - субкультура, не предполагающая саморекламу или навязывание sXe-образа жизни окружающим, поэтому у сторонников движения нет каких-либо предпочтений в одежде, прическе и т. п. Единственное средство самоидентификации - использование креста («X») или аббревиатуры «sXe», в частности:

Крест на тыльной стороне ладони - символ, появившийся в конце семидесятых, когда несовершеннолетним, приходившим в клубы на концерты, рисовали на руке крест, чтобы тем в баре не продавали спиртное. Такой же крест, но уже добровольно, рисовали себе приверженцы Straight edge.

Три креста, символ трёх НЕ: не пить, не курить, сдержанность в сексе.

Надпись DRUG FREE («свободен от наркотиков») или POISON FREE («свободен от яда»), часто используемая на одежде.

Часто вышеприведённые символы используются на татуировках, которые обозначают, что носящий их человек принял принципы Straight edge на всю жизнь, наносятся на стены зданий и т.п. Движение Straight Edge получило название от одноименной песни группы Minor Threat, и оно всегда было очень тесно связано с хардкор-панк музыкой.

Музыка

Движение Straight Edge получило название от одноименной песни группы Minor Threat, и оно всегда было очень тесно связано с хардкор-панк музыкой. Из старых схе-групп можно назвать Minor Threat, SSD, DYS, Justice League, 7 Seconds, Uniform Choice, Unity, Larm, Youth Of Today, Bold, Unit Pride, Turning Point, No For An Answer, Earth Crisis, Strife, Chokehold, Portarits Of Past, Canon, Culture, Ten Yard Fight, In My Eyes, Atari, Mouthpiece, Cornerstone и т.д. Из современных: First Step, Gather, Risen, Triple Threat, Forced Forward, Path of Resistance, Set It Straight и кучу других.[2,4,16,5]

Рэперы. История возникновения субкультуры репа в мире

Начинать историю рэпа, необходимо с разъяснения определенных нюансов. Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Существует несколько версий возникновения слова «хип-хоп». Одной из популярных версий служит история про то, что один из отслуживших в Армии США друзей известного ди-джея, слушал сэмплы и напевал под них речитатив «хип/хоп/хип/хоп» (аналог «левой, правой, левой, правой»). Ди-джей, услышав это, стал использовать термин для обозначения своей ритмичной музыки, что было подхвачено другими ди-джеями. Само словосочетание «хип-хоп» отражает определенную «прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные стили, которые позволяют его четко отличить от популярного в то время стиля «Диско».[6]

Первоначально общего названия у зародившегося движения не было, название «хип-хоп» появилось только в 1974 году. В конце 60-х молодые выходцы из Ямайки организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов. Дискотеки были популярными у молодежи, ди-джеи работали тогда в крайне примитивной технике семплирования, которая часто сводилась повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. МС в тот момент представляли собой больше конферансье, чем-то значение, которое существует в настоящее время. Они представляли ди-джеев и их композиции, а тальке подбадривали публику, не давали ей терять интерес, т.е. «заводили толпу», т.к. музыка игралась в режиме «нонстоп» (без перерыва). Причем выходцы с Ямайки повлияли даже на технику работы начальных МС, познакомив их с зародившейся техникой «тоастинга» (toasting) в 60-х годах на Ямайке (уличные танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают речитатив).[3,5,16]

Родиной репа считается Нью-Йорк, и реперы этого города не признавали значимым рэп из других мест, часто называя его «детским», «отстоем» и т.п. Рост влияния шоу-бизнеса на рэп-культуру приводил к росту поклонников репа, а так же становлением рэпа частью всемирной массовой культуры. Однако рост и благополучие МС, ди-джеев, их групп никак не влиял на реальное положение дел в районах-гетто. Основополагающая часть культуры репа разваливалась, молодежь наизусть знала тексты «коммерческих» кумиров, но сочинять свои рэперские стихи перестала. Брейкерские танцевальные бригады стали ориентироваться на клипмейкеров и заработки на музыкальном ТВ.

Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны - начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам - возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки». Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи. [16]

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные - богатые), культурному (конформисты - нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля. На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране. Подробнее мы рассмотрим это в нашей статье ниже. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России. [3]

Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России. Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил название r`n`b. Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах.[13]

Всего в современном рэпе существует свыше 20-ти различных направлений, каждый из которых имеет свою историю, богатую учениками школу, стиль звучания и преданных фанатов по всему миру.

Помимо музыкальных различий, существуют различия в социальных ролях рэп-культуры, которые отличаются как своим поведением, так и манерой одеваться и сленгом.

Мода и социальные роли в молодежной субкультуре рэпа.

Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида.[16,14]

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.[13]

Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема - замена социальной модели у молодежи потребительским поведением. [14]

В «идеальной» субкультуре участники тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности. Индивид ищет свой статус в своей субкультуре и пытается достигнуть признания. С другой стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых. Данный протест часто эксплуатируют различные производители товаров и услуг в своих рекламных и маркетинговых акциях. Производители одежды, табака и алкоголя, музыкальные лейблы, развлекательные учреждения, телевидение и радио каналы все заинтересованы в лояльном и надежном потребителе.[5,6,13]

Способы общения внутри неформальных молодежных движений.

Фэензины (зины) - являются основным способом обмена информацией среди субкультур. Фэнзины могут издаваться самим участниками субкультур. Мы разделили все фэнзины на следующие категории в соответствии их направленностью:

·        художественные (книги, коллажи, бращуры и т.д.)

·        конституционно - консервативные

·        экологические

·        кинематографические

·        поэтические

·        посвященные религии (язычество, раскольничество, церемониальная магия)

·        анархистские(леворадикальные)

·        музыкальные

·        научно - фантастические(фэнтезийные)

·        литературные

·        посвященные паранормальным явлениям

·        антивоенные (социальной направленности)

·        Необходимо помнить, что независимо от объема фэнзины преследуют одну цель:обмен идеями, которые определяют культуру и философию неформальных молодежных движений.13,16]

.3 Социально - педагогическое сопровождение подростка из неформального молодежного движения

В последнее десятилетие активно развивается и внедряется в социально-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «поддержка» или «сопровождение», который в настоящее время активно применяется в сфере семейных отношений.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека содержатся в трудах многих педагогов и психологов, основывающих свои теорию и практику на позициях защиты интересов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик и др.). Однако выделение этой проблемы в особую сферу целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом. Ученый выделяет в педагогическом процессе наряду с обучением и воспитанием самостоятельную область, называя ее «педагогической поддержкой ребенка в образовании». Рассматривая смысл понятия «поддержка» - О.С. Газман утверждает, что поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека.

Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

То есть педагогическая поддержка - это «деятельность профессионалов-представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным самоопределением».

Методы и приемы педагогической поддержки разнообразны, т.к. связаны с множеством ситуаций общения. О.С.Газман выделяет семь шагов решения проблемы в режиме диалога, которые могут рассматриваться в качестве алгоритма педагогической поддержки:

1.   Заметить эмоциональное состояние ребенка.

2.       Помочь ему увидеть свою проблему.

.        Помочь определить свое к ней отношение.

.        Помочь определить, что делать.

.        Помочь определить, как делать.

.        Стимулировать выбор ребенком вариантов решения.

.        Стимулировать выработку им плана действия.[7]

Поддержку представляют как систему методов и техник, которые обеспечивают помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий в учебной, познавательной, коммуникативной деятельности.

Так выходит, что - педагогическая поддержка ребенка - это система мер, направленных на защиту его прав на полноценное развитие и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением, осуществляемых посредством сопровождения, посредничества и обеспечения базовых потребностей ребенка.

Обратимся к понятию «сопровождение». Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.

Идея психолого-педагогического сопровождения подростка в процессе социализации разрабатывалась А.М.Битяновой, И.В.Дубровской и другими учеными. В рамках их исследований сопровождение ребенка в процессе социализации ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.[10]

А.М. Битянова выделяет три компонента психолого-педагогического сопровождения подростка:

) Cистематическое отслеживание психолого-педагогического статуса подростка с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса подростка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две условные группы «психологически благополучных» и группу подростков, испытывающих психологические трудности в обучении, общении.

. Cоздание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростков, работа с подростками (развивающие занятия организация специальной развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам. Общая цель всех форм работы в данном направлении - помочь организовать педагогам и родителям образовательное и воспитательное пространство, где учитывался бы потенциал, психологические особенности подростков, их актуальные интересы и потребности.

. Cоздание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных подростков. Основная цель - помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, соответствующие условия обучения и общения.

Социально-педагогическое сопровождение - это компонент процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности.

Выводы по первой главе:

С начала 90-х годов молодежные субкультуры переживали небывалый подъем, но уже с середины 90-х активность молодежных субкультур пошла на спад. В настоящее же время они снова набирают оборот. Поэтому важно на опыте прошлых лет изучить и решить проблемы, которые встают перед молодыми людьми, такие как:

самореализации,

самоактуализации,

выбора правильного пути,

непонимания со стороны взрослых,

вхождения во взрослую жизнь и др.

В процессе изучения психолого - педагогической литературыоперделено, что сопровождение рассматривается как психологическая помощь, направленная на развитие личности, развитию ресурсов человека.

Понятия «социально-педагогическое сопровождение» и «поддержка» тесно связаны, но не являются равными по значению. Социально-педагогическая поддержка направлена на защиту прав ребенка и оказание помощи в решении его индивидуальных проблем, обеспечение базовых потребностей ребенка.

Глава 2. Работа социального педагога с подростками вовлеченными в неформальные молодежные движения в условиях детского дома

.1 Констатирующий эксперимент исследования

Констатирующий эксперимент проводился на базе детского дома - школы №14 коррекционного для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида (задержкой психического развития).

В эксперименте принимали участие 8 человек в возрасте от13 до 18 лет, из них 5 мальчиков и 3 девочки.

.Тест К.Томаса «Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации»

Цель: выяснить стратегии поведения у воспитанников детского дома в конфликтной ситуации.

Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации проводится по тесту Томаса, где определяются пять стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Преподаватели должны быть больше ориентированы на сотрудничество и компромисс.

Соперничество и избегание могут привести к усилению конфликта.

Инструкция: Перед Вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения.

Здесь не может быть ответов правильных или ошибочных. Люди различны, и каждый можно высказать свое мнение.

Имеются два варианта (А и В), из которых:

Вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению себе.

В строке для ответов (А и В) поставьте отчетливый крестик соответственно номеру вопроса и одному из вариантов.

Отвечать надо как можно быстрее.

 №

В О П Р О С

А

В


А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.




А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих соб- ственных.




А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.




А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.




А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.




А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего.




А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.




А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все. затронутые интересы.




А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.




А. Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.




А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые вопросы. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом; сохранить наши отношения.




А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу.




А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему




А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.




А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.




А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.




А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.




А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.




А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы. В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.




А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.




А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем и их совместному решению.




А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. В. Я отстаиваю свои желания.




А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.




А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу




А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниямдругого.




А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.




А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.




А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.




А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.




А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе; при которой мы совместно с другим человеком можем добиться успеха.




ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

После того, как испытуемый заполнит бланк для ответов, его можно расшифровать с помощью «ключа». В «ключе» каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления.

КЛЮЧ

Соперничество.

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление





А

Б



Б

А




А




Б




А


Б



А


Б



Б



А





Б

А



А

Б





Б



А



А


Б





А



Б




Б

А



Б


А




Б

А








Б

А


Б




А


А



Б





Б


А



А


Б




А

Б





Б


А



Б


А





А


Б





Б


А


А




Б



Б

А







А

Б


А

Б







А

Б




Б



А


å

å

å

å

å


Завершается работа выводом о том, какой стиль у вас преобладает в конфликтной ситуации: в большей или меньшей степени.

В тестировании приняло участие 8 человек

. Тест Шуберга «На сколько вы готовы к риску»

Цель: Оценка степени готовности к риску.

Тест. На сколько вы готовы к риску. (Методика Шуберта)

Инструкция: Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

балла - полностью согласен, полное «да»;

балл - больше «да», чем «нет»;

баллов - ни «да», ни «нет»,нечто среднее;

балл - больше «нет», чем «да»;

балла - полное «нет».

. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь больному человеку?

. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

. Стали бы Вы на пути убегающего опасного преступника?

.Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

.Стали бы Вы первым переходить холодную реку?

. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть ее?

. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

. Могли бы Вы под руководством опытного наставника залезть на высокую фабричную трубу?

. Могли бы Вы без тренировки взяться за управление парусной лодкой?

. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

. Могли бы Вы, выпив пару литров пива, ехать на велосипеде?

. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Петербурга до Мурманска?

. Могли бы Вы отправиться в далекую поездку на автомобиле, если бы за рулем должен был сидеть Ваш знакомый, совсем недавно побывавший в тяжелом дорожном происшествии?

. Могли бы Вы прыгнуть с 10-метровой высоты на тент пожарной команды?

. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?

. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки вагона при скорости движения 60 км/ч?

. Могли бы Вы в виде исключения вместе с шестью другими людьми подняться на лифте, рассчитанном только на 5 человек?

. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?

. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Ключ: После ответа на все вопросы подсчитайте общую сумму баллов в соответствии с инструкцией. Положительные ответы на вопросы свидетельствуют о склонности к риску в условиях опасности. Значения теста от -50 до +50 баллов.

Меньше -30 баллов : Вы слишком осторожны;

От -10 до +10 баллов: средние значения: Вы можете рисковать в ситуации, если дело этого действительно требует;

Свыше +20 баллов: Вы склонны к чрезмерному риску.

В тестировании приняло участие 8 человек

.Опрос на тему о выяснении знаний и принадлежности к молодежным неформальным движениям.

Цель: выявление знаний и принадлежности к неформальным молодежным движениям.

В опросе участвовало 8 человек.

Опросник:

. Причисляете ли вы себя к какому - либо неформальногму молодежному движению или субкультуре?

. Каким именно образом это выражено?

. Что вы знаете о молодежном движении (субкультуре)?

. Помогает ли вам это знание в общении со сверстниками? Как?

. Методика М.Цукермана « Потребность в поисках ощущений ».

Цель: изучить склонность к риску, оценить уровень потребности личности в новых ощущениях.

. «Потребность в поисках ощущений» Методика

Опросник личностный. Предназначен для изучения склонности к риску, оценки уровня потребности личности в новых ощущениях различного рода. Разработан М. Цукерманом.

Стимульный материал теста состоит из 16 пар утверждений. Испытуемому необходимо в каждой из предложенных пар выбрать более подходящий для него вариант. Незначительное количество предлагаемых утверждений не позволяет выделить какие-либо шкалы опросника. Оценка результатов происходит по сумме баллов, совпадающих с ключом. Чем выше суммарный балл, тем более выражена потребность личности в поисках ощущений. Автор использует три градации выраженности данной особенности личности:

. Средний уровень потребностей в ощущениях.

. Низкий уровень потребностей в ощущениях.

Каких либо данных о валидности и надежности опросника не приводится. По всей вероятности, целесообразно использовать данную методику в качестве средства экспресс диагностики.

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары Вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для Вас, и отметить его».

Стимульный материал:

. а) Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий.

б) Я бы предпочел работать на одном месте.

. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день.

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

. а) Мне не нравятся все телесные запахи.

б) Мне нравятся некоторые телесные запахи.

. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие.

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих галлюцинации.

. а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и счастлив.

б) Я бы предпочел жить в неопределенные, смутные дни нашей истории.

. а) Я не могу вынести езду с человеком, который любит скорость.

б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это возбуждающим.

. а) Бели бы я был продавцом-коммивояжером, то предпочел бы твердый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или ничего.

б) Если бы я был продавцом-коммивояжером, то я бы предпочел работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать больше, чем сидя на окладе.

. а) Я не люблю спорить с людьми, чьи воззрения резко отличаются от моих, поскольку такие споры, всегда неразрешимы.

б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моим воззрением, больше стимулируют, чем люди, которые согласны со мной.

. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование.

б) Страхование - это то, без чего не мор бы позволить себе обойтись ни один человек.

. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.

б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.

. а) Наиболее важная цель в жизни - жить на полную катушку и взять от нее столько, сколько возможно.

б) Наиболее важная цель в жизни - обрести спокойствие и счастье.

. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.

б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность.

б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

. а) Худший социальный недостаток - быть грубым, невоспитанным человеком.

б) Худший социальный недостаток - быть скучным человеком, занудой.

. а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны.

б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред.

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл, или ездить на нем.

Порядок обработки результатов.

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях.

Ключ

1.

а

5.

б

9.

а

13.

б

2.

а

6.

б

10.

б

14.

б

3.

б

7.

б

11.

а

15.

а

4.

б

8.

б

12.

б

16.

б


Интерпретация:

Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что, в конечном счете, ведет, к его личностному росту.

-16 баллов. Высокий уровень потребностей в ощущениях обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, "щекочущим нервы" впечатлениям, часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

- 10 баллов - средний уровень потребностей в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны - об открытости новому опыту, с другой стороны - о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.

- 5 баллов. Низкий уровень потребностей в ощущениях обозначает присутствие предусмотрительности, осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

В исследовании приняли участие 8 человек.

.2 Результаты констатирующего исследования

.Тест К.Томаса «Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации»

Цель: выяснить стратегии поведения у воспитанников детского дома в конфликтной ситуации.

В результате теста было выявлено, что у 3 ребят преобладает такая стратегия поведения, как избегание, об этом свидетельствуют выбор таких ответов как:

. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

У 4 человек соперничество и лишь у 1 человека - компромисс.

На основании этих данных можно сделать вывод, что в конфликтной ситуации большинство не боится вступить в спор, потому что считают себя целеустремленными, уверенными в себе, способными отстоять свое мнение, да же в той ситуации где они могут быть и не правы. Так же могут достаточно агрессивно отреагировать в процессе конфликта, стремятся добиться своей правоты. Такое поведение не всегда способствует налаживанию контакта с окружающими, потому что агрессия и настойчивость, за частую отталкивает людей, но помогает добиться ребятам своей цели, однако другие стратегии в конфликтной ситуации могли бы способствовать разрешению их трудностей в преодолении правильно ответить «НЕТ» на предложения или ситуации, связанные с делинквентными и девиантными или аддиктивными поступками для более эффективной социальной адаптации.

Соперничество является основной стратегией поведения в конфликте, так как это особенность влияния социальной среды, в которой находятся воспитанники детского дома.

. Тест Шуберга «На сколько вы готовы к риску»

Цель: Оценка степени готовности к риску.

По результатам тестирования выяснилось, что у 2 ребят преобладает средний уровень готовности к риску, у 6 ребят выявлен чрезмерный уровень предрасположенности к риску.

Высокий уровень предрасположенности к риску может указывать на то, что в процессе социализации воспитанникам детского дома, будет трудно из-за их неосторожности, необдуманности их поступков. Могут возникнуть проблемы в поведении, как во взаимоотношениях с другими людьми в нутрии детского дома, так и за его пределами.

молодежный субкультура неформальный педагог подросток

Рис 1. Показатели по тесту Шуберта

. Опрос на тему о выяснении знаний и принадлежности к молодежным неформальным движениям.

Цель: выявление знаний и принадлежности к неформальным молодежным движениям.

По данным ответам на опрос, можно сказать, что все 8 человека относят себя кскинхедам, реперам и стрэйт - эджерам. Но при этом знания воспитанников о причисляемых к себе субкультурах минимальны, и содержат названия субкультур, частично их идеологии и атрибуты. Это связано с тем, что у воспитанников мало информации и знаний о субкультурах.

. Методика М. Цукермана « Потребность в поисках ощущений ».

Цель: изучить склонность к риску, оценить уровень потребности личности в новых ощущениях.

По итогам проведения методики получены следующие результаты:

Низкий уровень наблюдается у 1 человека, обозначает присутствие предусмотрительности, осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации от жизни. Предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

Средний уровень наблюдается у 7 человек, свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении.

По итогам проведенных диагностик можно наметить такие формы работы как : составление социально - педагогических рекомендаций в работе с подростками входящими в субкультуры, организация свободного времени учащихся.

.3 Социально - педагогические рекомендации в работе с подростками входящими в субкультуры

Направления работы:

1. Работа с родителями

2.       Работа с группой

.        Организация свободного времени, включение в положительные виды деятельности

.        Индивидуальная работа

1.Семья и организация свободного времени учащихся:

Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье.

·  формирование у родителей понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей;

·        включение родителей в совместную с детьми досуговую деятельность;

·        создание традиций, ритуалов, обычаев в проведении семейных праздников, торжеств в совместном чтении, посещении музеев, театров и так далее;

·        культивирование в семье совместной добротворческой деятельности (помощь окружающим, забота о близких, старых, больных людях…);

. Работа с группой.

Для педагогов крайне важно изучить лиц, обладающих наивысшим статусом в группе неформального общения - неформальных лидеров. Лидерство - одна из форм общественной активности личности в группе. Типология неформальных лидеров по Л.И. Уманскому: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец.

Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

создание в группе позитивного эмоционального климата;

получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;

приобретения опыта самовыражения в этой группе;

освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.

Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с неформальными молодежными объединениями возможны следующие варианты:

переориентация лидера (вожака) группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу);

включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;

приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя.

. Организация свободного времени, включение в положительные виды деятельности.

Определение приоритетов в деятельности школы по организации свободного времени учащихся:

забота о многообразии содержания, нравственном и физическом здоровье учащихся, их духовном развитии;

сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы с учащимися;

организация совместной познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;

обеспечение гуманистических отношений детей и взрослых, нравственного микроклимата;

организация общения учащихся как особого вида их деятельности, формирование культуры общения;

использование игры как принципа, метода, средства организации свободного времени учащихся, специфического вида деятельности;

создание необходимых финансово-материальных условий для включения каждого учащегося в о внеучебную деятельность с учетом его интересов, возраста, пола, необходимости оказания педагогической поддержки.

Педагогический коллектив и организация свободного времени учащихся:

·        отношение педагогов к данной проблеме, осознание ее педагогической актуальности (конструктивное, нейтральное, негативное, скептическое…);

·        включение каждого учителя в организацию разнообразных форм работы с учащимися во внеучебное время;

·        особенности деятельности классного руководителя (организатор, диагност, координатор…);

·        вооруженность каждого учителя знаниями и умениями организации учебно-воспитательного процесса на основе единства учебной и внеучебной работы, организация досуговой деятельности учащихся.

Ученик (ученический коллектив и различные его объединения) и организация свободного времени:

позиция ученика (заинтересованная, созидательная, активная, творческая, организаторская, пассивная, нейтральная, отрицательная…);

включенность каждого учащегося в разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы;

учащиеся- организаторы свободного времени (от выявления интересов учащихся, создания условий для их удовлетворения до определения воспитательной эффективности внеучебной деятельности);

наличие органов ученического самоуправления, их роль в организации свободного времени учащихся;

межвозрастное общение во внеучебной деятельности (разновозрастные объединения, сотрудничество старших и младших, поддержка формирования интереса к различным видам деятельности…);

Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся:

организация кружков, клубов, творческих объединений для учащихся разного возраста, пола на базе школы;

включение учащихся в деятельность учреждений дополнительного образования, особенно по видам творчества, организация которых затруднена в школе;

взаимодействие в организации массовых мероприятий;

взаимодействие организаторов работы с детьми и внешкольных учреждений независимо от ведомственной принадлежности;

координация деятельности учреждений, организующих работу с детьми в целях их всестороннего развития, предупреждения перегрузки, дублирования, формализма (совместное планирование, составление единого расписания, совместный анализ и оценка…).

Организация свободного времени учащихся содержит три основных этапа:

этап - организационный: выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся; создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды);

определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений; анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).

этап - непосредственная организация вне учебной деятельности учащихся.

этап - подведение итогов: творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции); соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами (творческая конференция всех организаторов свободного времени учащихся).

. Индивидуальная работа.

Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы. Надо делать упор на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.

В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер.

Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие подростку в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.

Индивидуальная работа с подростками, представителями юношеских субкультур осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом и подростком; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию подростка и педагога.

Педагогам необходимо учитывать степень принятия подростка в сферу неформального общения - очень важную индивидуальную характеристику, определяющую влияние сферы на подростка. Важно знать принятую в группе систему санкций - формы и методы поощрения и наказания, с помощью которых подростки добиваются нужного поведения того или иного сверстника. Роли, которые призваны, а часто и обязаны исполнять подростки в своей сфере неформального общения, могут иногда мешать им жить полноценной жизнью, стать подлинно гармоничными личностями. И наоборот, часто подростки не умеют самовыражаться в классном коллективе, но являются лидерами в сфере неформального общения во внешкольном социуме. Интегративность - мера единства, слитности подростков друг с другом в их сфере неформального общения (отсутствие данного качества - разобщенность, дезинтеграция). Микроклимат - степень комфортности, которую испытывают подростки в группе неформального общения, качество, определяющее самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность этой группой.

Чтобы работать с такими подростками, социальному педагогу необходимо знать особенности каждой группы. Нужно собрать данные о существующих группах в городе, районе, поселке: кто в них входит, есть ли среди них правонарушители, подвержены ли члены групп наркомании, важно выяснить интересы членов групп, их культурный уровень, идеалы. Целесообразно учитывать в воспитательной работе индивидуально-типологические особенности неформального общения подростков.

Социальный педагог должен учитывать, что во время переходного возраста, который характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил, следует проводить работу исходя из развивающихся в ребёнке качеств, критичность, доверчивость, импульсивность, конфликтность и др. С подростками субкультуры может проводиться следующая работа: индивидуальная, групповая, профилактическая, коррекционная, консультативная.

Следует, что субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Подросток может попасть в субкультуру по разным причинам: из-за проблем в семье, с учебой, в коллективе сверстников и др. По этому следует проводить работу с подростком и в этих сферах его жизни.

Выводы по второй главе

В процессе проведенного исследования, влияния неформальных молодежных движений на социальную адаптацию старших подростков воспитывающихся в условиях детского дома, можно сказать, что мы видим, большинство человек подростков склоняются к высокому уровню потребности в ощущениях, это говорит о том, что они будут иметь не благоприятный статус в группе, вследствие чего повысится уровень тревожности и напряженности, появится чувство неполноценности, подавленности и агрессивности. Такие подростки, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению. Что в будущем и может негативно отразиться на их социальной адаптации.

Несколько человек склоняются к среднему уровню потребности в ощущениях, это говорит о том, что они будут иметь благоприятный статус в группе, вследствие чего снизится уровень тревожности и напряженности, стабилизируется чувство неполноценности, подавленности и агрессивности.

Мы считаем, что проделанная нами работа была полезна и эффективна, по - этому можем рекомендовать следующее:

·    продолжить работу по социальной адаптации старших подростков, включая в социальную работу психолога, классных руководителей, воспитателей и социального педагога, что бы она была более успешной.

·        Использовать специальные программы по социальной адаптации старших подростков воспитывающихся в условиях детского дома, такие как ролевые игры, тренинги, беседы.

Заключение

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Субкультуры не являются инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

А Социально-педагогическое сопровождение - это компонент процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности.

Многие авторы занимались исследованиями данных проблем, в их различных аспектах, в социально - педагогическом, социальном, психологическом и др. Способы рассмотрения имеют разные черты.

Например философ и историк Крэйг’O’ Хара писал о проблемах понимания развивающихся поколений субкультур, о их неприязни и даже некой воинственности между одной и той же субкультурой разных возрастов. Иконникова С.Н., Громов, Ермолаева - Томина Л.Б. занимались вопросами психической культуры, формами взаимодействия внутри субкультур, проблемами воспитания подростков вовлеченных в неформальные молодежные движения.

Таким образом, анализ научной литературы подтвердил, что необходимость глубокого изучения проблем связанных с неформальными молодежными объединениями очень важна для будущих поколений.

Целью нашей выпускной квалификационной работы являлось изучить неформальные молодежные движения и составить методические рекомендации по социально - педагогическому сопровождению подростков входящих в неформальные молодежные движения.

Исследование проходило на базе детского дома - школы №14 коррекционного для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида (задержкой психического развития). В эксперименте принимали участие 8 человек в возрасте от13 до 18 лет, из них 5 мальчиков и 3 девочки. Что показало:

1.   Подростки мало интересуются историей субкультур, ее пониманием как части главной культуры общества.

2.       Подростки вследствие их возрастных особенностей склонны к непониманию и недоверию к взрослым.

.        Склонны к риску.

В результате выявленных аспектов были разработаны методические рекомендации для воспитателей, педагогов, классных руководителей и социального педагога.

Выявили влияние молодежных субкультур их характер на индивидуальные особенности подростков, чем подтвердили свою гипотезу.

В ходе нашего исследования были решены поставленные задачи:

.     Мы охарактеризовали молодежные субкультуры, раскрыли их историю и значение.

2.       Изучили 7 методов Гозмана О.С. по социально педагогическому сопровождению подростков входящих в неформальные молодежные движения.

.        Выявили принадлежность подростков к молодежным субкультурам.

.        И разработали методические рекомендации методические рекомендации по социально - педагогическому сопровождению подростков входящих в неформальные молодежные движения.

Данные нами рекомендации частично были апробированы на практике в детском доме, и получили свое подтверждение.

Библиография

1.     Аверин В.Ю. Психология детдомовца. - М.: Изд-во: РОУ, 1996.

2.       Аксютина О. - DIY. Протест против коммерческой культуры. Массовая музыка и андеграунд

.        Аксютина О. - Культура повседневности современных протестных движений в Европе

.        Аксютина О. - Политика повседневной жизни DIY-культур

.        Аксютина О. - Власть и контркультура в 1980-е 1990-е годы (Панк как этика и эстетика противостояния в условиях СССР, России и Беларуси).

.        Алекс Керви - Молодежные Субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни.

.        Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / Народное образование№6, 1998

.        Громов Д. - Молодёжь. Конструирование экстремальности.

.        Громов Д. - Советские неофашисты как персонажи фольклора.

.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов среднеспециальных педагогических учебных заведений / Под редакцией Дубровиной И.В. - 3-е издание. Академия. 1999.

.        Ермолаева -Томина Л.Б. Формирование психической культуры у воспитанников детских домов и школ-интернатов. - М.: Наука, 1996

.        Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Москва. 1987.

.        Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы социально - культурной интеграции и индивидуализации / А.С. Записоцкий - СПб. 2001.

.        Иконинкова С.Н. Социология молодежи и проблемы воспитания. - М., 2003

.        Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Воронеж, 1997.

.        Крэйг`О`Хаара. Философия панка - больше, чем шум./ СПб 2005.

.        Липатов Э.В. Проблемы социализации. - Л.: Наука, 1996.

.        Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. / Ред. сост. В.С.Мухина, М.: 1991.

.        Мухина О.Ю. Особенности личности детей, воспитывающихся в интернатных условиях. - М.: Наука, 1996.

.        Психологический словарь / Под редакцией Зинченко В.П., Сещерякова Б.Г. Москва. 1997.

.        Раттер М. Помощь трудным детям. Москва. 1987.

.        Ромуальд - История Красных Скинхедов во Франции. Уникальность ситуации

.        Степанищев С., Чарный С. - О проявлениях неонацизма в стране, победившей фашизм

.        Сусанин В., Ё.Ж. - Обзор российской антифашистской прессы.

.        Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. Москва 1994г.

Похожие работы на - Социально-педагогическое сопровождение подростков, входящих в неформальные молодежные движения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!