Классификация и автоматизация процессов торговли

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,62 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Классификация и автоматизация процессов торговли

ВВЕДЕНИЕ

Торговля - это система организации массовых продаж. Продажа товара - единичный акт возмездного обмена товарами <#"518307.files/image001.jpg">

Рис. 4 - Схема завоза товаров и организации и оказания торговых услуг покупателям

Правильная организация снабжения магазина товарами требует четкого планирования их доставки. Для этого составляют графики завоза товаров. В них указывают место отправки, вид транспорта, дни и часы и наименование завозимых товаров. График составляется на неделю или месяц и предусматривает бесперебойное поступление товаров в нужном количестве, а также равномерную загрузку каждого отдела и рабочего места продавца. Большое значение имеет составление правильного графика доставки хлеба и скоропортящихся товаров, так как по ним нельзя создавать резервные запасы в магазине. (3) Завоз товаров в магазин должен осуществляться с учетом объема товарооборота, типа и размера магазина, материалов изучения спроса, состояния товарных запасов, расположения источников снабжения, транспортных средств, а также в соответствии с обязательными ассортиментными перечнями, утвержденными для каждого типа магазина. Правильная организация работы магазина требует планомерного, бесперебойного, ритмичного снабжения товарами. С переводом магазинов на самообслуживание создаются предпосылки для широкого внедрения прогрессивной технологии доставки товаров на основе использования современных видов тары-оборудования. Основными источниками снабжения магазинов товарами являются предприятия легкой и пищевой промышленности, оптовые базы потребительской кооперации, колхозы, совхозы и др. Письменные заявки передают в правление кооперативных организации вместе с товарно-денежным отчетом или передают с экспедиторами. Кроме письменной формы, заявки на товары могут быть переданы по телефону или при личной их отборке на базе. При определении потребности в товарах исходят из среднедневной продажи, частоты завоза, остатков данного товара в магазине, емкости подсобных помещений. При завозе скоропортящихся продуктов питания учитывают емкость холодильного оборудования. (2)

Прежде чем приступить к непосредственной приёмке товара, необходимо его разгрузить. При разгрузке осуществляется передвижение товаров с автотранспорта на товарную платформу.

Разгрузку осуществляют работники того предприятия, чьим автотранспортом был доставлен товар на склад, т. е. это могут быть работники фирмы поставщика, коммерческого транспортного агентства, оптового предприятия. Если товар доставлен собственным автотранспортом оптовой компании или железной дорогой, разгрузку осуществляют работники склада.

Разгрузка товара может потребовать применение физической силы, однако, во всех случаях, когда возможно, следует использовать оборудование для перемещения грузов.

Если оборудование по транспортировке грузов управляется с автотранспортного средства работниками склада, водителю, ответственному за экспедирование грузов, следует строго контролировать перемещение товаров и следить за тем, чтобы на склад отгружался только тот товар, который для него предназначен.

Работа по разгрузке товара является первой в последовательности работ по приёмке товаров, заканчивающихся размещением товаров на складе для последующего хранения. Осуществление ряда последовательных операций от приёма товара до его передвижения к месту хранения на складе напоминает работу конвейера.

Для выгрузки товаров применяют различные типы подъёмно-транспортного оборудования: конвейеры, электропогрузчики, транспортёры, средства малой механизации. Товары в различной таре (мешках, кипах, ящиках) по транспортёру перемещают из машины и укладывают на освобождённом от разгрузки пространстве.

Товар по мере отгрузки должен проверяться. Однако, операцию распаковки осуществляют для проверки качества полученного товара. Иногда в таре находятся по разному упакованные товары, в этом случае также требуется распаковка. Товар в упаковке предприятия-производителя обычно не проверяется, исключение составляют только случаи обнаружения какого-либо повреждения тары.

Затоваренные контейнеры освобождаются от товара, который затем перемещается в места, отведённые для его хранения.

Качественная проверка товара способствует лучшей организации хранения, учёта и последующего отпуска товара со склада.

Распаковка позволяет организовать упорядоченное складирование товаров на складе и сокращает время выполнения заказов потребителей.

При приемке товаров в магазине устанавливают соответствие количества, качества и комплектности сопроводительным документам, ГОСТам, техническим условиям.

большое скопление грузов на неотгруженных товарных платформах не позволяет осуществлять проверку товара. В случае большого скопления товара, необходимо, как можно быстрее, разгрузить товарную платформу без проверки товара, соблюдая при этом идентификацию отдельных грузов. Во избежание неразберихи и смешения грузов следует выделить в пределах выделенного отгружаемого пространства для каждого груза специальное место.(4)

При приемке товаров в магазине устанавливают соответствие количества, качества и комплектности сопроводительным документам, ГОСТам, техническим условиям. Экспедирование товаров в пути и оформление приёмо-сдаточных документов обычно возлагаются на водителей автомашин. По завершении разгрузки водитель транспортного средства представляет представителю оптового предприятия (контролёру, диспетчеру склада) грузовую накладную.

По грузовой накладной осуществляется приемка товара по количеству. Приемка товаров по количеству заключается в сопоставлении веса, числа мест, единиц товара с данными сопроводительных документов и маркировки на товаре и таре. Товары, поставляемые без тары или в открытой таре, по количеству единиц, весу нетто принимают в том месте, где происходит фактическая их сдача поставщиком получателю. Затаренные товары принимаются по числу грузовых (товарных) мест.

Факт приёмки товаров подтверждается распиской на грузовой накладной принимающего лица.

С момента подписания накладной ответственность за сохранность товаров перекладывается с водителя на работника, ответственного за приёмку товара на склад. Несоответствия в количестве отгруженных товаров данным накладной, а также обнаруженные повреждения контейнеров или упаковок отмечаются в грузовой накладной.

Товары, отгружаемые в неповрежденной таре, предварительно принимают в месте получения их от поставщика или от транспортных органов путем проверки маркировки, количества мест и веса брутто. Окончательную приемку производят в магазине. При этом проверяется содержимое упаковочных мест по количеству единиц и весу нетто. В сопроводительных документах делается отметка, что товары приняты без внутренней проверки.

После проверки по количеству товары перемещаются в помещение для распаковки и проверки по качеству.

Проверка товаров по качеству осуществляется после распаковки тарных коробок. Осуществляется такая проверка органолептическими методами (на вкус, запах, внешний вид, консистенцию и т. д.) предварительно на месте получения, а окончательно - в магазине.

Принятые товары регистрируются. Журнал регистрации принятых товаров является документом, фиксирующим поступление товара на склад, и ведется обычно работником, ответственным за выполнение этой работы.

Сведения о принятом заказе заносятся в журнал с присвоением регистрационного номера.

Регистрационный номер заказа указывается также на грузовой накладной или квитанции о приеме товара и служит справочной ссылкой для будущих операций по обработке товара на складе. При обнаружении недоброкачественности и некомплектности товаров приемка приостанавливается. Получатель обязан обеспечить хранение этих товаров и вызвать представителя поставщика. (3, 4)

Каждый товар после завершения его приёмки и проверки следует немедленно поместить в отведённое ему на складе место. Для перемещения товара на хранение требуется:

решить вопрос о том, какое количество товара разместить в активной складской зоне и какое - в резервной;

определить необходимые для размещения товара размеры активного и резервного складского пространства;

распределить товары по маркировке;

определить место хранения товара;

переместить товар к отведённому на складе месту.

Передвижение и укладку товаров в штабели или на стеллажи в пределах выбранной зоны осуществляют работники отдела приема склада. При выборе места хранения товара учитывается количество и частота поступления товаров. Решения о размещений определённого количества товара в резервной или активной зоне принимается отдельно по каждому товарному наименованию. (4)

Поступившие в магазин товары обычно нуждаются в ряде операций по подготовке их к продаже. К таким операциям относятся распаковка (освобождение от внешней тары); сортировка (группировка изделий по размерам, фасонам, сортам, ценам); проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке; облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, утюжка, протирка верхнего слоя продовольственных товаров); фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка товаров в специальную тару для подачи в торговый зал; комплектование подарочных наборов; заполнение и прикрепление ярлыков цен.

Подготовка товаров к продаже производится в небольших магазинах продавцами, а в крупных магазинах - специальными работниками. Готовят товары к продаже в подсобных помещениях с помощью необходимого оборудования и инвентаря. Продовольственные товары фасуют в бумажные, целлофановые и полиэтиленовые пакеты, капроновые сетки (овощи, фрукты). Дозы фасуемых товаров определяются с учетом покупательского спроса. (2)

Существуют некоторые особенности подготовки к продаже отдельных продовольственных товаров.

Хлеб и хлебные изделия выкладываются в шкафах и горках в достаточном количестве. Хлеб размещается так, чтобы покупатели имели возможность отбирать его, не касаясь руками соседних с ним изделий. Отбор хлеба должен производиться только специальными вилками. Ярлыки цен крепятся к оборудованию, на котором размещены хлебобулочные изделия.

Плодоовощные товары подают в торговый зал в расфасованном виде. Картофель и овощи перед фасовкой сортируют, удаляют испорченные клубни.

Молочные продукты подают в торговый зал подготовленными к продаже. Масло и маргарин освобождают от тары и пергамента и зачищают со всех сторон от пожелтевшего слоя (штаффа). Монолит масла и маргарина предварительно нарезают с использованием специальных разметчиков.

Молочные продукты фасуются в объеме потребности одного дня торговли.

Мясо и мясопродукты подготавливают к продаже в подсобных помещениях. Мясо разделывается на сортовые отруба в соответствии с установленными схемами. Колбасные изделия и копчености освобождаются от увязочного шпагата, протираются, зачищаются заветренные срезы.

Кондитерские изделия в магазинах самообслуживания фасуются в целлофановые или полиэтиленовые пакеты. Торты и пирожные с кремовой и фруктовой отделкой размещают в охлаждаемых витринах и шкафах. Пирожные, рулеты, кексы выставляют в фабричных лотках, снабжая их специальными щипцами или лопатками.(2)

Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале.

Предварительно определяются места размещения каждой товарной группы в торговом зале, площадь, необходимая для их выкладки. Размер площади, выделяемой для выкладки определенной группы товара, должен соответствовать их удельному весу в товарообороте магазина. При размещении товара руководствуются принципами группировки, учитывают направление движения покупательских потоков и привычки населения, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства.

Вблизи кабины контролера-кассира располагают товары наиболее частого спроса, мелкие и дорогостоящие. Товары, требующие длительного выбора, и товары сложного ассортимента располагают в тех частях торгового зала, где нет основных потоков покупателей, громоздкие и тяжелые товары - на нижних полках ближе к концу движения покупателей, а товары, требующие частого пополнения, - ближе к кладовым помещениям. Родственные, взаимозаменяемые и сопутствующие товары располагают рядом.

Продовольственные товары, требующие нарезки, взвешивания и упаковки (мясные, рыбные и молочные продукты, овощи и др.), размещают за прилавком обслуживания.

В торговом зале магазина самообслуживания следует размещать максимально возможное количество товаров, обеспечивая полную загруженность полок оборудования. Пополнение товарами производится, как правило, до открытия и перед закрытием магазина, а при необходимости и в течение рабочего дня.

Внутри магазинная выкладка товаров - это способы укладки товаров, позволяющие наиболее удачно показать весь ассортимент и каждый товар в отдельности. В торговом зале магазина самообслуживания товары выкладывают на стационарном оборудовании, поддонах, в проволочных корзинах, в таре-оборудовании. При этом каждый товар получает свое определенное место. При выкладке товаров учитывается степень его спроса, цвет, упаковка и размеры. Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, его место должно быть заполнено другим, его заменяющим.

Товары должны быть выложены так, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться и отбирать их. Следует учитывать, что внимание привлекается чаще к товарам, выложенным на торцовых приставках к горкам, на верхних полках горок, поэтому на них рекомендуется выкладывать новые и малоизвестные товары. Кроме того, наиболее удобными для покупателей зонами выбора товаров являются участки, расположенные с правой стороны по ходу движения. Это учитывается при размещении товаров редкого спроса, чтобы привлечь к ним внимание и увеличить объем их продажи.

Товары выкладываются рядами, навалом, штабелями, стопками, некоторые подвешиваются. Наиболее распространенными являются горизонтальный и вертикальный способы выкладки.

Вертикальный способ выкладки предусматривает расположение однородных товаров на всех полках горки по вертикали. Этот способ очень удобен, так как обеспечивает хороший показ товаров, позволяет свободно отбирать товар покупателям любого роста, но применение его требует большой площади и поэтому возможно только в крупных магазинах или в сочетании с другими способами.

При горизонтальной выкладке определенную группу товаров размещают вдоль на одной или двух полках.

Товары, в продаже которых магазин заинтересован, располагают в поле зрения покупателей на высоте 110 - 160 см над уровнем пола.

Выкладка бывает товарная и декоративная. Товарную выкладку применяют в магазинах самообслуживания для одновременного показа и отпуска товаров. Чтобы привлечь внимание покупателей, иногда используют декоративную выкладку товаров, например в виде фигурных штабелей, пирамид. Однако в магазинах самообслуживания применять такую выкладку нецелесообразно, так как у покупателей создается впечатление, что это выставочные товары, и возникает боязнь разрушить выкладку.

В магазинах самообслуживания широко применяется выкладка товаров навалом в кассетах островных и пристенных горок, корзинах и тележках. Этот способ удобен и покупателям и продавцам. При выкладке товаров в торговой упаковке рекомендуется поместить один образец без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель имел представление о выложенном товаре. (2)

Важно различать технологический и торговый процессы.

Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей. Технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах и др.

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает в себя и такие виды организации коммерческой деятельности, как изучение спроса населения, формирования ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение товаров и др.

Основными принципами организации этих процессов в торговых предприятиях являются:

Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров.

Обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания.

Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.

Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процесса.

В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи можно выделить три основные схемы торгового и технологического процессов.

Первая схема является наиболее сложной, но чаще применяемой. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу.

Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение и продажу.

Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания.

Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко. Как правило, в магазинах, одновременно действуют все три схемы.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", если в договорах - поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов.

Первой технологической операцией является приемка товаров поступивших в магазин.

Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица и член бригады. При приемке товаров по количеству они проверяют соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все продукты питания должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на ярлыках мешков и коробках должна соответствовать сертификату качества. На скоропортящиеся товары должны быть удостоверения с указанием даты и времени выработки сроков реализации, заверенные настоящей печатью и росписью ответственного лица.

После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса в продовольственных магазинах является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимается товаровед, который ставит розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишет ценники, где указывает наименование товара, сорт, расфасовку, изготовителя.

Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.

Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине.

В наши дни в розничной торговле наиболее распространенные следующие виды продажи товаров: с открытой выкладкой и самообслуживание.

При открытой выкладке товар размещается на рабочем месте продавца. Покупатель самостоятельно осматривает и выбирает нужный товар, при необходимости пользуется консультацией продавца. Для ознакомления покупателей с ассортиментом товар выкладывается на прилавках, пристенном оборудовании. Расчет за покупку ведется путем предварительной оплаты ее через кассу, размещенную в торговом зале магазина или на рабочем месте продавца. Отпускается, нарезается и взвешивается товар на рабочем месте продавца.

При самообслуживании покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранный товар к узлу расчета. Для этого в магазине применяется соответствующее оборудование для выкладки товара (поддоны, корзины, островные и пристенные горки). Товар размещается с учетом частоты и психологии спроса.

Самообслуживание как форма продажи позволяет получить большую экономическую выгоду предприятию, поскольку в магазине повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров. Таким образом, организация торгово-технологического процесса на торговом предприятии должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего качества до покупателя с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

Качество торгового обслуживания определяется минимальным временем, затраченным на приобретение товаров, удобством и комфортом обслуживания, экономической эффективностью работы магазинов.

В настоящее время основными, по степени их влияния на общую эффективность деятельности торгового предприятия, считаются этапы торгово-технологического процесса, на которых осуществляется связь предприятия с элементами его внешней среды, т.е. этапы коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность в торговле - понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара. Чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственный операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.

Деятельность торгового предприятия не протекает самостоятельно. Она направляется людьми, регулируется ими и управляется.

Система управления коммерческой деятельностью предприятия - это система, ориентированная на рынок, означающая не только организацию взаимосвязанной структуры задействованных в ней процессов предприятия, но и их сочетание со всеми внешними факторами. Управление коммерческой деятельностью ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в коммерческие и торговые процессы, организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь согласованности и координации действий. При этом управление направлено на оптимизацию работы сотрудников в целях повышения эффективности коммерческих процессов и достижения конечных целей предприятия.

В современных условиях деятельность торгового предприятия связана с предпринимательством, коммерцией, эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой. Этим определяется новый качественный уровень и экономический рост рынка. Соответствующим образом должна строиться и организационная структура управления торговым предприятием.

Коммерческая деятельность различных торговых предприятий имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные и реализованные одними торговыми предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено изменениями факторов внешней среды. Кроме того, стремительно изменяются условия функционирования самого торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия.

Управление коммерческой деятельностью базируется на общих принципах и методах управления. Рассмотрим основополагающие принципы построения управления коммерческой деятельностью торгового предприятия.

Рис. 5 - Основные принципы построения управления коммерческой деятельностью торгового предприятия

Рассмотрим более подробно содержание элементов данной схемы:

Обеспечение согласованности между подразделениями (службами). Каждому подразделению (службе) торгового предприятия свойственны определенная предназначенность и выполняемые функции, т. е. они обладают в той или иной степени автономностью. Вместе с тем их действия должны быть скоординированы и согласованы во времени, что обусловливает единство системы управления торговым предприятием.

Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями торгового предприятия. Коммерческая деятельность формируется и изменяется в соответствии с интересами и потребностями предприятия. Следовательно, функции управления коммерцией реализуются с учетом целей торгового предприятия.

Обеспечение иерархичности структуры управления. Характерным признаком управления является иерархический ранг. Организация управления коммерческой деятельностью должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные связи.

Обеспечение комплексного подхода в управлении. С позиции комплексности принимаются во внимание все факторы, воздействующие на управленческие решения коммерческой деятельности. Предусматривается также связь коммерческих процессов торгового предприятия с субъектами внешней среды. Обеспечение малозвенности в структуре управления. Под малозвенностью понимается несложная структура управления. Но при этом должны достигаться стабильность и надежность управления коммерческой деятельностью.

Обеспечение адаптивности структуры управления. Внутренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Особенно это проявляется в период зарождения потребительского рынка. Поэтому гибкость и приспособляемость структуры управления коммерческой деятельностью к переменам и условиям окружающей среды имеют существенное значение.

Обеспечение исполнительной информацией. Выработка и принятие управленческих решений основываются на исполнительной информации. Она включает получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов управляющего воздействия. Эта задача выполняется с помощью современных технических средств, позволяющих автоматизировать процесс информационного обеспечения.

Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы управления торговым предприятием, которое выполняет еще и функции, связанные с технологической, экономической и финансовой деятельностью. Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность всех составляющих элементов, образующих целостную систему управления торговым предприятием. (5)

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ

В настоящее время торговля неотделимо связана с системами автоматизации. Независимо от размера торговые фирмы, начиная с маленьких магазинов и заканчивая оптовыми базами или крупными розничными сетями, ведут непрерывный поиск возможностей, которые позволят увеличить прибыльность бизнеса. Увеличение прибыльности производится за счет предоставления более высокого качества товаров и услуг, оптимизации финансовых затрат. При этом упрощается ежедневный труд кассиров-операторов, сотрудников оптовых баз, диспетчеров склада, менеджеров фирм и торговых представителей. Также наиболее своевременной и необходимой становится проблема снижения затрат на исправление ошибок сотрудников, имеющих случайный характер. Появление случайных ошибок может быть сведено к нулю и учёт торговых операций налажен на более высоком уровне, если на торговых предприятиях внедрена система автоматизации. На современном этапе развития торговли существующие проблемы порождают соответствующие решения, что обусловлено большим количеством компаний, которые предлагают свои разработки на рынке систем автоматизации торговли.

Также фирма предлагает оборудование от ведущих мировых производителей:

современные регистраторы расчетных операций и компьютерно-кассовые POS системы, внесенные в Государственный реестр Украины (кассовые аппараты, фискальные регистраторы, мобильные платежные терминалы, денежные ящики); - средства автоматизации (сканеры штрих кода, терминалы сбора данных, принтеры штрих кода и этикеток, этикет пистолеты, оборудование для выпуска пластиковых карточек, электронные ценники, информационные киоски, программируемые клавиатуры, считыватели магнитных карточек, платежные терминалы);

широкий спектр электронного весового оборудования, в том числе весы с чекопечатью и промышленные весы большой грузоподъемности, весоупаковочное оборудование;

электронные системы защиты от краж на основе цифровых радиочастотных технологий;

системы контроля кассовых операций (видеокамеры, бинарные датчики);

оборудование для организации беспроводных сетей; -весь спектр расходных материалов (бумага для печатных устройств, кассовые ленты).

В зависимости от вида деятельности, формы собственности, размера торговых площадей на расчётных узлах устанавливают специализированные технические средства регистрации расчётных операций. Эти средства подразделяются на:

Автономные кассовые аппараты

Кассовые аппараты с компьютерным интерфейсом

Нефискальные чековые принтеры

Фискальные принтеры

Электронные весы

Автономные кассовые аппараты являются одними из самых дешёвых средств регистрации расчётных операций. Они обладают, как правило, небольшим объёмом памяти и рассчитаны на небольшой ассортимент товаров. Ассортимент товаров кодируется в память кассового аппарата. При кодировании ассортимента в кассовые аппараты указывается цена товара и налоговая группа, к которой принадлежит данный товар. При регистрации продажи кассир указывает на кассовом аппарате код товара и продаваемое количество (вес товара). В конце рабочей смены производится обнуляющий отчёт, в результате которого на кассовой ленте распечатываются итоговые суммы и результирующий налог за добавленную стоимость (если предприятие является плательщиком НДС). Таким образом, автономные кассовые аппараты позволяют вести учёт проданных товаров, контролировать дневную выручку и дневной налог на добавленную стоимость. Недостатком использования таких кассовых средств является длительный и неудобный процесс кодирования касс и оторванность их от компьютерного технологического цикла учёта движения товаров на торговом предприятии. Их используют в своей работе, как правило, мелкие предприниматели.

Кассовые аппараты с компьютерным интерфейсом отличаются от автономных тем, что у них больше объём памяти для программируемых товаров и процесс кодирования товаров существенно облегчается при помощи специальных программ, входящих в компьютерно-кассовую систему. Такой режим кодирования называется off-line. В режиме off-line производят считывание данных о продажах в компьютерно-кассовую систему. Кассовые аппараты с компьютерным интерфейсом могут использоваться для регистрации продаж в режиме on-line. Режим on-line обеспечивается специальной программой - кассовым сервером, входящей в состав компьютерно-кассовой системы. В этом случае ассортимент продаваемых товаров не кодируется предварительно в кассу. Ассортимент товаров кодируется в процессе продажи. Инициализация продажи происходит после нажатия специальной клавиши «код» на клавиатуре кассового аппарата или после сканирования штрихкода при помощи сканера штрихкодов, подключённого к кассовому аппарату. Данные о продажах появляются в базе данных сразу в процессе регистрации продажи.

Фискальные регистраторы - наиболее удобное и распространенное средство регистрации продаж в компьютерно-кассовых системах. Они не имеют собственной клавиатуры. Управление фискальным регистратором происходит полностью от компьютера. При использовании фискальных регистраторов кассир может контролировать процесс продаж на мониторе кассового компьютера. Благодаря использованию фискальных регистраторов кассовые программы могут реализовывать гибкий механизм предоставления скидок. Тем самым повышается привлекательность торгового предприятия со стороны покупателей. В комплексе с фискальными регистраторами часто используют специализированные программируемые клавиатуры, подключаемые к кассовому компьютеру. В них кодируются товары, доступ к которым производится нажатием одной клавиши. Часто на клавиши наклеивают картинки с продаваемым товаром. Кассовый компьютер может комплектоваться одним либо несколькими сканерами штрихкодов, считывателями магнитных карточек, банковскими платежными терминалами. Совокупность таких технических средств в комплексе с кассовым программным обеспечением образует POS систему.

Нефискальные чековые принтеры обладают такими же преимуществами, как и фискальные регистраторы. Но их применение ограничено фискальным законодательством. Продажа акцизного товара должна производиться только на фискальном оборудовании.

В зависимости от технологических потребностей, торговое предприятие устанавливает электронные весы. Торговые электронные весы предназначены для взвешивания товара, фасовки и последующего расчета общей стоимости по цене за килограмм и измеренной массе. Весы могут использоваться как для обычной стационарной работы, так и в составе автоматизированных систем. Современные торговые весы позволяют взвешивать товар с точностью до 1 грамма, автоматически вычитать массу тары и производить ряд других операций, упрощающих и автоматизирующих процесс торговли, как продуктами питания, так и торговли непищевыми продуктами оптом и в розницу.

В торговле широко используются весы с чекопечатью, автоматически вычисляющие стоимость товара, печатающие этикетки на проданный товар, поддерживают функцию тарирования, максимальный предел взвешивания которых 6-15кг, при точности измерения 2-5г. Распечатанные весами шк считываются кассовой системой, при этом распознается код товара и его вес. Для кодировании весов используется специальная программа, входящая в состав фронт офис.

Технологические весы обладают возможностью сверхточного взвешивания, учета веса тары. Особенностью этих весов является сверхточное (дискретность до 0,01 гр.) поштучное взвешивание с возможностью проведения подсчета количества. Максимальный предел взвешивания 5-20кг.

Платформенные весы предназначены для взвешивания тяжелых грузов в магазинах, пищевых (мясных, творожных, молочных) производствах, на складах, оптовых базах. Предел взвешивания 30-300кг, при точности измерения 10-100г.

Чтобы эти технические средства успешно функционировали, необходимо программное обеспечение, позволяющее этим средствам быть частью системы автоматизации. Программное обеспечение делится на Front-office и Back-office. В общем информационная система это целостная совокупность подсистем. Разделение на Front-office и Back-office необходимо для проведения черты между двумя обобщенными функционалами комплекса. Функционал Back-office включает в себя подготовку картотеки товаров с ценами, системы ценообразования, учет движения продукции и товаров на складах, анализ продаж, анализ движения товаров и т.п. Функционал Front-office включает в себя технологию оперативной регистрации продаж, позволяющую увеличить скорость обслуживания покупателей и обеспечить достоверности вводимой информации.

Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия «залеживающихся товаров» и товаров, затраты на который не окупаются. ABC анализ - наиболее распространенный метод исследования, способствующий оптимизации ассортимента <http://www.usconsult.ru/assortment-optimization.html> в розничной торговле, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», т.е. применительно к формированию торгового ассортимента это значит, что 20% товаров приносят 80% дохода. Результатом АВС анализа является возможность определения наиболее доходных 20% товаров. (6)

Для оптимизации основных торговых процессов предприятий розничной торговли используют множество технических средств.

Процессы изучения покупательского спроса на товары и процессы формирования ассортимента товаров осуществляется путем постоянного контакта менеджеров торгового предприятия со своими клиентами, производителями и поставщиками. Контакты осуществляются всеми доступными средствами - телефон, персональные компьютеры и планшеты, факсы, электронная почта, icq, skype. Менеджеры принимают участие в семинарах, вебинарах, проводимых производителями и поставщиками именно с помощью выше перечисленных технических средств.

Для организации закупок и завоза товаров предпочтительнее использовать мобильные технические средства, такие как коммуникаторы, мобильные терминалы сбора данных, мобильные платежные терминалы, мобильные сканеры и принтеры штрихкодов, смартфоны, КПК. Такие технические средства обеспечивают оперативный сбор и обработку заявок учет взаиморасчетов с поставщиками на поставку товаров, доступ к истории заказов различных точек одной и той же торговой сети, оформление электронных документов и многое другое. Также используются стационарные технические средства, такие как промышленные напольные весы большой грузоподъемности, весы с чекопечатью.

Процессы оказания торговых услуг покупателям заключаются в оперативном и точном обслуживании покупателей на расчетно-кассовых узлах. Для этих целей применяются специализированные кассовые аппараты, POS системы, мобильные платежные терминалы, весы с чекопечатью, сканеры штрихкодов, считыватели магнитных, радиочастотных или чиповых карточек, электронные ценники, электронные системы защиты от краж на основе цифровых радиочастотных технологий, системы контроля кассовых операций (видеокамеры, бинарные датчики).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

торговля автоматизация товар спрос

Таким образом, используя научный подход к автоматизации процессов торговли, достигается конкурентоспособность предприятия в жестких условиях современного рынка. Благодаря внедрению передовых технологий снижаются затратные составляющие процессов. Минимизируется и сокращается неквалифицированный труд, увеличивается скорость продаж, оптимизируется ассортимент товаров, уменьшается количество ошибок, обусловленных человеческим фактором, оптимизируется численность обслуживающего персонала. Как следствие - понижается себестоимость продаваемой продукции и повышается ее доходность.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. <http://www.krmagazine.ru/Posobie_dlya_prodavca2>

. <http://www.tokoch.ru/term/take/680.html>

. <http://bibliotekar.ru/biznes-31/index.htm>

. <http://www.korolewstvo.narod.ru/>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!