Социальные пособия как вид социального обеспечения
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как экономическая категория социальное обеспечение, по мнению Захарова М.Л., - это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.) [27].
Андреев В. С. отмечает, что социальное обеспечение в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию [28].
Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.
Пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца [32]. Основные виды пенсий:
по старости
по инвалидности
за выслугу лет
по случаю потери кормильца
Некоторым категориям граждан выплачиваются так называемые социальные пенсии [28].
Основные виды пособий [28]:
по временной нетрудоспособности
по беременности и родам
при рождении ребенком;
на детей военнослужащих срочной службы
по безработице
ритуальные.
Наряду с этим существуют другие формы обеспечения [29]:
профессионально - техническое обучение
переобучение безработных
переобучение и трудоустройство инвалидов
бесплатное содержание нетрудоспособных в домах - интернатах для престарелых и инвалидов
протезирование и снабжение инвалидов мото- и вело - колясками, автомобилями
организация многих видов помощи на дому и т. д.
Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения [31].
. Всеобщность - распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
.Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, право на пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет. А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин -20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже.
.Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.
.Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома - интернаты для инвалидов и престарелых и т. д.
. Демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников.
Самой важной функцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием [33].
Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование [33].
Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации [33].
Осуществлять государству социальную политику позволяют денежные средства, мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды [29].
Средства государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от 1.5 - 6 лет, компенсаций пенсионерам и др.
Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд Социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г.
Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха.
Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды.
За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи.
Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов - интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказания им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей.
За счет бюджетных средств содержатся врачебно - трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения [28].
В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий.
Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи [32].
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий [33]:
пособие по временной нетрудоспособности;
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
ежемесячное пособие на ребенка;
пособие по безработице;
единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы
социальное пособие на погребение.
Порядок обеспечения пособием по нетрудоспособности является основным по системе социального обеспечения. Оно назначается всем работающим по найму (т. е. на основе трудового договора), а также иным лицам, если они в период работы подлежали обязательному государственному социальному страхованию.
Право на пособие по временной нетрудоспособности возникает у работника, в случае наступления нетрудоспособности в период работы, включая время испытания и день увольнения, а также в случае подтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листком.
Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим выдается в размере 100% заработка, независимо от непрерывного стажа работы.
В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до трех лет - 50%, от трех до пяти лет - 60%, от пяти до восьми и свыше восьми лет 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка, независимо от стажа непрерывной работы. В размере 100% заработка и независимо от стажа пособие выдается работающим инвалидам Вов и лицам, приравненным к ним[27].
Российское законодательство содержит комплекс правовых норм, предусматривающих права и льготы беременным женщинам, в том числе право на предоставление пособия по беременности и родам, целевое назначение которого возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского ухода за ребенком в первые месяцы его жизни [28].
Данное пособие выдается:
женщинам, подлежащим социальному страхованию, а также женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными;
женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
женщинам, проходившим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств;
женщинам, указанным выше, при усыновлении ими ребенка (детей).
Указанные пособия выплачиваются за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и представляется полностью, независимо от числа дней, использованных до родов.
Пособие по беременности и родам установлено в размере [30]:
. среднего заработка по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств;
. минимального размера оплаты труда - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;
. стипендии - женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;
. денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
Единовременное пособие при рождении ребенка - один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Оно предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением ребенка и выдается одному из родителей, либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.
Пособие выплачивается в размере пятнадцатикратного минимального размера труда на день рождения ребенка [28].
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет выдается [30]:
матерям либо отцам, другим родственникам и опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию;
матерям, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;
матерям, проходящим военную службу по контракту и в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и др.
Ежемесячные пособия за период отпуска по уходу за ребенком выплачиваются в размере минимального размера оплаты труда независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.
Целевое назначение ежемесячного пособия на ребенка - оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве [27].
Пособие выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет).
Размер ежемесячного пособия на ребенка устанавливается исходя из минимума оплаты труда, установленного федеральным законом, и составляет, по общему правилу, 70% этой суммы на каждого ребенка.
Выплачивается данное пособие за счет средств бюджетов разных уровней.
На территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела или праха в соответствии с законодательством.
Еще одним видом социальной поддержки населения является выплата безработным пособия по безработице. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном Законом РФ от 19 апреля 1991 г. о занятости населения [29].
Пособие начисляется службой занятости с первого дня признания гражданина безработным за фактическое количество календарных дней безработицы (включая выходные и праздничные дни) в каждом месяце исходя из среднего размера пособия.
Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными [30]:
. безработным гражданам, уволенным из организации по любым основаниям, включая уволенных с военной службы и из органов внутренних дел в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы). В течение следующих 4 месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях пособие выплачивается в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы.
. уволенным из организации по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, и гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие выплачивается в размере минимального размера оплаты труда.
1.2Законодательная база РФ в области социального обеспечения
Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации представлена в виде таблицы в Приложении А.
Таким образом, социальная политика государства направлена на материально обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
социальный обеспечение пособие нетрудоспособность
В базе данных министерства социальной защиты населения Рязанской области на 1 сентября 2010 года значится 63636 родителей, являющихся получателями ежемесячных пособий на 90511 детей, в соответствии с Законом Рязанской области от 2 февраля 2005 года № 12-ОЗ "О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей" [5].
Согласно закону о ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет; (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами Рязанской области. Среднедушевой доход семьи рассчитывается согласно порядку учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного Правительством Рязанской области. Пособие не назначается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
Ежемесячное пособие на ребенка устанавливается в размере 100 рублей. Гражданам, имеющим право на ежемесячное пособие на ребенка, в соответствии с настоящим Законом ежемесячное пособие повышается на: - 190 рублей на одного ребенка одинокой матери; - 40 рублей на одного ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; на одного ребенка военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы; - 100 рублей на каждого ребенка семьям, имеющим двоих детей; - 200 рублей на каждого ребенка одинокой матери, имеющей двоих детей; - 200 рублей на каждого ребенка семьям, где родители уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы, имеющих двоих детей; - 300 рублей на каждого ребенка семьям, имеющим троих детей; - 400 рублей на каждого ребенка одинокой матери, имеющей троих детей; - 400 рублей на каждого ребенка семьям, где родители уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы, имеющих троих детей; - 400 рублей на каждого ребенка семьям, где единственный родитель или оба супруга являются студентами дневной формы обучения высших и средних образовательных учреждений; - 500 рублей на каждого ребенка семьям, имеющим четверых детей; - 700 рублей на каждого ребенка одинокой матери, имеющей четверых детей; - 700 рублей на каждого ребенка семьям, где родители уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы, имеющих четверых детей; - 900 рублей на каждого ребенка семьям, имеющим пять и более детей; - 900 рублей на каждого ребенка одинокой матери, имеющей пять и более детей; 900 рублей на каждого ребенка семьям, где родители уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно; семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы, имеющих пять и более детей. Размер увеличения ежемесячного пособия на ребенка определяется по количеству детей в семье, имеющей право на ежемесячное пособие на ребенка. Размер ежемесячного пособия на ребенка подлежит ежегодной индексации. Размер индексации на соответствующий финансовый год и на плановый период устанавливается Правительством Рязанской области.
Право на дополнительное ежемесячное пособие имеют родители (усыновители, опекуны, попечители), проживающие совместно с ребенком на период установления инвалидности до достижения им возраста 18 лет независимо от среднедушевого дохода семьи.
Дополнительное ежемесячное пособие устанавливается с января 2010 года в размере 70 рублей. С апреля 2010 года дополнительное ежемесячное пособие на ребенка-инвалида устанавливается в размере: - 250 рублей, если семья имеет одного ребенка-инвалида; - 320 рублей, если семья имеет двух и более детей-инвалидов.
Пособие на ребенка-инвалида назначается с месяца возникновения права, но не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении этого пособия со всеми необходимыми документами.
В соответствии с Законом Рязанской области от 18 ноября 2005 года № 126-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области" в течение I квартала 2010 года ежемесячные денежные выплаты назначены и произведены на 9965 детей из многодетных семей, из них [7]:
·ежемесячная денежная выплата на содержание ребенка в дошкольном учреждении - на 1416 детей;
·ежемесячная денежная выплата на приобретение проездного билета - на 8549 детей, из них на 487 детей, посещающих общеобразовательные учреждения, произведена ежегодная денежная выплата на приобретение школьных принадлежностей.
В соответствии с Законом Рязанской области от 12 января 2007 года № 11-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин" ежемесячное пособие назначено и выплачено 2180 беременным женщинам [9].
В соответствии с Законом Рязанской области от 13 декабря 2006 года № 163-ОЗ "О дополнительной поддержке граждан в связи с рождением ребенка" в I квартале 2010 года единовременное пособие в связи с рождением ребенка назначено и выплачено 346 гражданам [8].
Согласно Закону Рязанской области от 29 декабря 2008 года № 217-ОЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Рязанской области" на 1 октября 2010 года выплата ежемесячной денежной компенсации на получение полноценного питания (при наличии определенных медицинских показаний) произведена 109 гражданам [12].
28 июня 2010 г. на заседании Рязанской областной Думы депутаты рассмотрели проект закона Рязанской области "О выплате единовременного пособия за рождение детей в Рязанской области" и приняли его в первом чтении. Согласно принятому законопроекту, право на единовременное пособие в связи с рождением ребёнка имеет один из родителей [14].
При рождении двух детей одновременно предусмотрены выплаты по 3000 рублей на каждого ребёнка. При рождении трёх и более детей одновременно - по 4000 рублей за каждого.
Назначение и выплата пособия производится органом государственной власти в сфере социальной защиты населения Рязанской области на основании письменного заявления. К заявлению необходимо приложить документ, удостоверяющий личность родителя, свидетельство о рождении каждого ребёнка, справку с места жительства о составе семьи.
Согласно Закону Рязанской области от 29 декабря 2004 года № 162-ОЗ "О социальной поддержке отдельной категории граждан, проживающих на территории Рязанской области", лицам, родившимся по 31.12.1931 года, имеющим стаж работы 40 лет и более и получающим пенсию в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" ниже величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров Рязанской области, осуществляется ежемесячная доплата к пенсии в размере 200 руб. [3].
Согласно Закону Рязанской области от 29 декабря 2004 года № 168-ОЗ "О социальной поддержке граждан, достигших соответствующего пенсионного возраста, которым не назначена трудовая пенсия", гражданам, достигшим соответствующего пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), которым по каким-либо причинам не назначена трудовая пенсия, осуществляется выплата ежемесячного пособия в сумме 400 руб. [4].
В соответствии с Законом Рязанской области от 1 июня 2005 года № 51-ОЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении некоторых категорий граждан, проживающих на территории Рязанской области, в связи с Победой в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" отдельным категориям граждан предоставляется дополнительное ежемесячное материальное обеспечение [6].
В соответствии с Законом Рязанской области от 28.12.2010 г. № 184-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки членов семей и родителей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших), пропавших без вести в районах боевых действий" произведена выплата ежемесячной денежной выплаты 214 гражданам на сумму 102,9 тыс. руб. [11].
В соответствии с Законом Рязанской области от 2 марта 2009 года № 15-ОЗ "О ежегодных денежных компенсациях расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и транспортных расходов отдельным категориям инвалидов" министерство предоставляет [13]:
1.ежегодную денежную компенсацию, связанную с эксплуатационными расходами:
oинвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим медицинские показания на обеспечение автотранспортными средствами, получившим их бесплатно, на льготных условиях или приобретшие за полную стоимость;
oинвалидам Великой Отечественной войны I и II групп, а также приравненным к ним по льготам инвалидам, приобретшим автомобиль за полную стоимость;
2.ежегодную денежную компенсацию, связанную с транспортными расходами:
oинвалидам (кроме инвалидов из числа ветеранов), в том числе детям-инвалидам, имевшим право на обеспечение транспортными средствами, но не получившим их или отказавшимся от их получения.
В 2010 году вынесено 41 решение о назначении ежегодной денежной компенсации расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств.
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Рязанской области о передаче Правительству Рязанской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2098-р, с 1 января 2010 г. Правительству Рязанской области передана часть полномочий Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по санаторно-курортному лечению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
Уполномоченным органом по осуществлению указанных федеральных полномочий определено министерство социальной защиты населения Рязанской области.
В настоящее время в территориальных отделах (секторах) министерства организован и ведется прием заявлений граждан по вопросу предоставления санаторно-курортного лечения в 2011 году.
По состоянию на 1 октября 2010 года по вопросу санаторно-курортного лечения обратились более 3700 граждан, в том числе 87 инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В 1 квартале 2010 года в ООО "Санаторий "Солотча" получили санаторно-курортное лечение 30 граждан - получателей социальных услуг.
Для ветеранов Великой Отечественной войны (30 чел.) министерством организован целевой заезд в ООО "Санаторий "Сосновый бор".
В соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Рязанской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2098-р, с 1 января 2010 года Правительству Рязанской области передано осуществление части полномочий Российской Федерации, в том числе по предоставлению следующих мер социальной поддержки:
1.обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами,
2.обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Указанные выше полномочия осуществляются министерством социальной защиты населения Рязанской области.
Инвалиды (либо лица, представляющие их интересы) для получения вышеуказанных мер социальной поддержки обращаются в территориальные отделы (секторы) министерства социальной защиты населения Рязанской области по месту жительства.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации согласно постановлению Правительства Рязанской области от 31.12.2009 г. № 383 "Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" осуществляется в соответствии с заявлениями и индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы [16].
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 24 января 2006 года № 7 "Об оказании адресной материальной помощи гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации или в связи с чрезвычайными обстоятельствами" в 2010 году оказана адресная материальная помощь 2749 гражданам (семьям) на общую сумму 11,7 млн руб.; из средств резервного фонда Правительства Рязанской области оказана помощь 16 гражданам на сумму 620,0 тыс. руб. [15].
Средний размер оказываемой адресной материальной помощи составил 4466 руб.
Закон о погребении и похоронном деле на территории Рязанской области регулирует отношения, связанные с погребением и похоронным делом на территории Рязанской области, в пределах полномочий исполнительного органа государственной власти Рязанской области [10]. Финансирование похоронного дела осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
За счет средств областного бюджета возмещаются:
1) расходы, понесенные специализированной службой, по вопросам похоронного дела в связи с оказанием услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению;
) расходы на выплату социального пособия в размере 1000 рублей лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, в случаях:
а) если умерший нигде не работал и не являлся пенсионером;
б) рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Таким образом, в данной главе была рассмотрена законодательная база в области социального обеспечения, действующая на территории Рязанской области. Приведенные в главе нормативные акты закрепляют и защищают права граждан, живущих в Рязанской области, по их социальному обеспечению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное обеспечение - это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.).
Обеспечение прав граждан на социальную поддержку закреплено законодательством.
В работе были решены поставленные задачи. А именно, рассмотрев сначала теоретические основы социального обеспечения, перешли к характеристики законодательной базы социального обеспечения в Рязанской области.
Таким образом, социальное обеспечение в Рязанской области законодательно закреплено и выполняется.
Хотелось бы предложить на будущее усовершенствование и расширение законодательной базы по социальному обеспечению в Рязанской области, так как некоторые виды социального обеспечения граждан осуществляются лишь за счет федерального уровня, а на региональном нет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей"
2Закон от 19.04.1991г. №1032-1 "О занятости населения в РФ"
3Закон Рязанской области от 29 декабря 2004 года № 162-ОЗ "О социальной поддержке отдельной категории граждан, проживающих на территории Рязанской области"
Закон Рязанской области от 29 декабря 2004 года № 168-ОЗ "О социальной поддержке граждан, достигших соответствующего пенсионного возраста, которым не назначена трудовая пенсия"
Закон Рязанской области от 2 февраля 2005 года № 12-ОЗ "О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей"
Закон Рязанской области от 1 июня 2005 года № 51-ОЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении некоторых категорий граждан, проживающих на территории Рязанской области, в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
Закон Рязанской области от 18 ноября 2005 года № 126-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области"
Закон Рязанской области от 13 декабря 2006 года № 163-ОЗ "О дополнительной поддержке граждан в связи с рождением ребенка"
Закон Рязанской области от 12 января 2007 года № 11-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин"
Закон Рязанской области от 24 декабря 2008 г. N 205-ОЗ "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области"
Закон Рязанской области от 28 декабря 2010 г. № 184-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки членов семей и родителей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших), пропавших без вести в районах боевых действий"
Закон Рязанской области от 29 декабря 2008 года № 217-ОЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Рязанской области"
Закон Рязанской области от 2 марта 2009 года № 15-ОЗ "О ежегодных денежных компенсациях расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и транспортных расходов отдельным категориям инвалидов"
14Проект закона Рязанской области "О выплате единовременного пособия за рождение детей в Рязанской области"
15Постановление Правительства Рязанской области от 24 января 2006 года "Об оказании адресной материальной помощи гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации или в связи с чрезвычайными обстоятельствами"
Постановление Правительства Рязанской области от 31 декабря 2009 г. № 383 "Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ"
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 23.07.2008) "О беженцах"
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2004) "О государственной социальной помощи"
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "Об основах социального обслуживания населения в РФ"
Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения [Текст] / Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004.-608с.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения [Текст] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 1998. 432 с.
Буянова М.О., Право социального обеспечения России[Текст] Право социального обеспечения России: Учебник/под ред. М.О.Буяновой, К.Н.Гусова.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект,2004. - 488с.
Шарин В. "Социальное обеспечение" - понятие, требующее уточнения.//Социальное обеспечение 2005№6. с.36-39.
32Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс] - Режим доступа <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ А
Законодательная база по социальному обеспечению граждан в РФ
Федеральные законы, регулирующие отношения по социальному обеспечениюКатегории лицПредоставляемые виды социального обеспечения"О государственном пенсионном обеспечении в РФ" [17]Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособныеПенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет"О трудовых пенсиях в РФ" [18]Застрахованные гражданеПенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца"О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" Перечисленные в законе категории гражданПенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" [19]Граждане, имеющие детейПособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка."О занятости населения в РФ"Безработные гражданеПособие по безработице"О погребении и похоронном деле" [20]Граждане РФСоциальное пособие на погребение"О беженцах" [21]Граждане, имеющие статус беженцевЕдиновременное денежное пособие"О государственной социальной помощи" [22]Граждане, душевой доход которых ниже прожиточного минимумаПособия, субсидии, социальные услуги"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [23]Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителейПособия, социальное обслуживание"О статусе военнослужащих" [24]Военнослужащие, уволенные с военной службы без права на пенсиюПособие"Об основах социального обслуживания населения в РФ" [25]Граждане, нуждающиеся в социальных услугахСоциальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" [26]Граждане пожилого возраста и инвалидыТе же виды