Исследование особенностей качества жизни сотрудников отдела охраны

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,64 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование особенностей качества жизни сотрудников отдела охраны

Содержание

 

Введение

1. Теоретические проблемы "качества жизни" сотрудников уголовно-исполнительной системы

1.1 Понятие качества жизни

1.2 Особенности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы

2. Исследование особенностей качества жизни сотрудников отдела охраны ФБУ ИК-4

2.1 Методики и организация исследований

2.2 Обсуждение результатов исследования качества жизни сотрудников отдела охраны ФБУ ИК-4

2.3 Корреляционный анализ особенностей качества жизни сотрудников отдела охраны ФБУ ИК-4

Литература

Введение

Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.

Качество жизни определяется через соответствие параметров жизни потребностям людей. Это соответствие может проявляться в двух формах. Первая форма - переживание людьми удовлетворенности-неудовлетворённости процессом и результатами своей жизнедеятельности. Вторая форма - объективная или внешняя субъективная (т.е. экспертная) оценка потенциалов людей по отношению к объективным критериям анатомо-физиологического статуса и здоровья или к квазиобъективным (т.е. нормативно принятым обществом) критериям: нормам морали, ценностям и результатам жизнедеятельности.

Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ее основную особенность: качество жизни - это социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках

Каждый человек имеет собственные критерии определения уровня и качества жизни населения. Часто основными критериями являются показатели климата, страны проживания. Но, в то же время, в самой климатически благоприятной стране человек не будет счастлив без удовлетворения элементарных потребностей в пище, жилье, услугах здравоохранения, возможностей собственного образования и образования, духовных потребностях. Удовлетворенность человека уровнем и качеством жизни зависит от доступности комплекса благ, которые и дают ощущение благополучия.

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется, во-первых, через систему социальной политики государства, и, во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики. Без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В тоже время, общество, большинство граждан которого существует на грани бедности, рискует приобрести такие вечные спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей.

Поэтому выбранная тема курсовой работы имеет высокую актуальность в настоящее время.

Целью исследования является эмпирическое исследование качества жизни сотрудников уголовно-исполнительной системы;

Объектом исследования является: качество жизни;

Предметом исследования является: качество жизни сотрудников отдела охраны ФБУ ИК-4;

Гипотеза исследования: предположим, что качество жизни зависит от мотивационной сферы сотрудников отдела охраны.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

2. Теоретически проанализировать понятие "качества жизни" сотрудников уголовно-исполнительной системы;

3. Эмпирически исследовать особенности качества жизни

сотрудников отдела охраны ФБУ ИК-4;

качество жизнь сотрудник охрана

4. Провести анализ результатов эмпирического исследования качества жизни сотрудников отдела охраны ФБУ ИК-4;

Структура курсовой работы состоит из трех глав, пяти параграфов, пяти таблиц, трех рисунков, выводов, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 27 наименований.

1. Теоретические проблемы "качества жизни" сотрудников уголовно-исполнительной системы


1.1 Понятие качества жизни


Переживание психологического комфорта (благополучия) - важный показатель динамики здоровья, поскольку оно оказывается тончайшим индикатором переходных состояний от здоровья к болезни. В зарубежной психологии при определении психологического благополучия широко используется понятие "качества жизни", представляющее собой субъективное переживание удовлетворенности персональной жизнью. Оно соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и с ее психологическим здоровьем.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматриваются как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. [Волгин Н.А., с.64].

Наиболее полным определением качества жизни населения, по мнению автора, является определение данное директором Государственного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики" (ВНИИТЭ) Министерства образования и науки Российской Федерации Владимиром Кулайкиным: "Качество жизни населения определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению" [Бобков В., с.189].

Высокое качество жизни отдельного гражданина - это, когда у него:

-       имеется высокий жизненный потенциал (крепкое здоровье, чувство самоэффективности, стремление к активной осмысленной жизни, наличие способностей, хорошее образование);

-       сформирована система личностно значимых и, при этом, социально позитивных смысло-жизненных ориентаций, ценностей, интересов, целей и стилей поведения;

-       удовлетворены базовые физиологические и психологические потребности;

-       приоритетными являются вторичные потребности - личностного роста и созидательной деятельности, имеются условия для их реализации;

-       осуществляется осмысленная жизнедеятельность с этапными и конечными достижениями, преобладают положительные эмоции и чувства.

Высокое качество жизни общества - это, когда:

-       имеется высокий жизненный потенциал общества, то есть, абсолютное большинство граждан идентифицируют себя с российским обществом и при этом чувствует себя в безопасности во всех отношениях, а их жизнедеятельность соответствует описанным выше критериям высокого качества жизни отдельного гражданина;

-       удовлетворены базовые потребности всех членов общества на уровне не ниже минимального социального стандарта, то есть, отсутствует нищета;

-       осуществляется политическая, общественная, предпринимательская, производственная, хозяйственная, научная, культурная деятельность по всем направлениям социально-экономического развития с этапными достижениями, дающими вклад в качество жизни всего населения;

-       абсолютное большинство населения удовлетворены своей страной и тем, что в ней происходит, испытывают чувство гордости за нее.

Качество жизни предполагает:

-       чистую окружающую среду;

-       личную и национальную безопасность;

-       политические и экономические свободы.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Улучшение качества жизни - это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья [Ракитская Г.Я. с.136].

Во многих зарубежных странах под качеством жизни, кроме вышеуказанных критериев понимается финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.

К основным сферам качества жизни относятся:

трудовая жизнь;

·   сфера развития способностей людей;

·   семейная жизнь;

·   быт и поддержание здоровья;

·   жизнь нетрудоспособных;

·   досуг;

·   окружающая среда;

жизнь в экспериментальных экономических ситуациях. [Социальная политика, с.159].

Понимание "качества жизни" неоднозначно. Некоторые исследователи определяют его как способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни. Другие под качеством жизни подразумевают оценку совокупности условий физического, умственного, социального благополучия индивида так, как это воспринимается отдельным человеком. [Леви Л., Андерсон А. с.153].

Выделяют следующие составляющие качества жизни:

демографические (работа, уровень дохода, образование и др.);

социальные (активное участие в общественной жизни, степень удовлетворенности работой и своим местом в обществе);

психологические (эмоциональное состояние, наличие или отсутствие психических заболеваний, интеллектуальные способности индивида, способность достигать поставленных перед собой целей и задач, степень сексуальной активности и т.д.);

физические (работоспособность, мобильность, способность выполнять повседневную работу, обслуживать себя);

духовная жизнь индивидуума [Г.С. Никифоров, с.156-157]

Качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.

Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.

Качество жизни - это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.

Что же касается благосостояния в целом, то это некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты. [Бобков В., с.43]

.        В общем смысле это оценка самых различных сторон жизни человека, связанные не только с состоянием его здоровья, но и с условиями жизни, профессиональными особенностями, работой, учебой, домашней обстановкой, окружением, социальными условиями.

2.       В медицинском смысле это те показатели, которые связаны с состоянием здоровья индивидуума (показатели временной нетрудоспособности, инвалидности и др.)

.        Под термином "собственно качество жизни" подразумевается субъективная оценка своего благополучия в физическом, психологическом и социальном аспектам.

Таким образом, оценка качества жизни включает в себя как объективные, так и субъективные показатели.

К первым можно отнести следующие: удовлетворенность бытовыми условиями жизни, характером выполняемой работы, финансовым положением, возможностью повышения образовательного уровня, профессионального роста, сексуальными отношениями, социальной поддержкой, а также удовлетворенность состоянием здоровья, душевным состояние и жизнью в целом.

При изучении здоровья работающих используются субъективные оценки, особенно они надежны при оценке здоровья женщин, которые бережно и внимательно относятся е своему здоровью. Исследования показывают, что субъективные оценки собственного здоровья не имеют заметных различий у рабочих, инженерно-технических работников и врачей. [Пономарева Г.А., с.44].

Для того чтобы изучить качество жизни у сотрудников уголовно-исполнительной системы рассмотрим некоторые особенности их профессиональной деятельности.

 

.2 Особенности профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы


126 лет прошло с момента создания Главного тюремного управления в составе МВД Российской империи. Несмотря на то, что ведомство за эти годы входило в состав различных министерств, а с недавнего времени и вовсе действует самостоятельно в виде Федеральной службы исполнения наказаний, это никак не повлияло на важность и значимость ее работы. Уголовно-исполнительная система всегда выполняла охранительную функцию по защите прав и свобод граждан и осуществляла исполнение уголовных наказаний. Фактически уголовно-исполнительная система ведет ту деятельность, без нормального осуществления которой невозможно обеспечить безопасность граждан. Как показывает мировой опыт, профессионализм и качество работы этого органа отражают уровень развития демократического общества в государстве. В августе 1998 года пенитенциарная система России была передана в ведение Министерства юстиции, что соответствует принятому в развитых странах порядку руководства деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания. [Журнал Орел или решка № 5-2006г. с.4]

Личный состав исправительных учреждений, с разной степенью успешности выполнявший административно-воспитательные функции, в условиях гуманизации пенитенциарной системы интенсивно обновляется. Следует подчеркнуть, что профессиональная деятельность в системе исправительных учреждений предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие ''исполнение наказания''. Этот вид деятельности входит в, так называемые, социономические профессии, где объектом воздействия является другой человек или группа людей. В этой связи наиболее адекватным для психологического подбора сотрудников исправительных учреждений является личностный подход, уделяющий особое внимание не только познавательным способностям и психофизиологическим характеристикам, а в первую очередь личностным особенностям кандидатов, принимаемых на работу в исправительные учреждения. [Журнал "Преступление и наказание" № 10-2008г. с.3]

Деятельность - динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных отношений субъекта в предметной деятельности.

Деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения в психическом смысле представляет форму взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой. Пути ее изучения выявляются в двух аспектах: личность и объект, на который направлена активность человека. Подобно тому, как нельзя понять деятельность, изменяющую объект, на который она направлена, не изучая личность, невозможно раскрыть подлинные качества и свойства личности сотрудника исправительного учреждения, не обращаясь к анализу деятельности и отношений, которые в ней реализуются.

В жизни человека деятельность выполняет ряд функций. Во-первых, она является специфическим механизмом удовлетворения потребностей человека, как организма и как члена общества. Благодаря сознанию, человек получает возможность отвлечься от актуальной в данный момент потребности и подчинить всю свою деятельность достижению целей, которые могут не только не удовлетворять сиюминутную потребность, но не редко и противоречит ей.

Во-вторых, деятельность объективирует внутренний мир личности сотрудника, делает его доступным наблюдение со стороны. Как известно, психологические явления сами по себе, когда человек не проявляет активности, наблюдаться не могут. Только в деятельности человека обнаруживаются мысли и чувства, качества и свойства, способности и темперамент. Именно по внешним проявлениям мы судим о личности.

В-третьих, деятельность преобразует окружающий мир, производит так называемую "вторую природу", создает материальные и духовные ценности.

В-четвертых, деятельность как бы переносит личные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет. В предмете деятельности всегда можно обнаружить отпечаток личности сотрудника.

В-пятых, деятельность не только проявляется вовне, переносится на объект, изменяя его, но одновременно она усваивается личностью и влечет за собой изменения в ее психике. Например, в деформации личности сотрудника, поскольку человек усваивает не только профессиональное содержание, но и нравственную сущность деятельности.

В-шестых, деятельность не только удовлетворяет потребности и оказывает воздействие на оба полюса - личность и объект, на который направлена активность, но и реализует социальные роли, поскольку личность, осуществляя деятельность, выполняет различные социальные роли.

Деятельность сотрудников многообразна ее классифицируют:

а) по предмету деятельности: люди (работа с людьми), вещи (работа с вещами);

б) по целям: организаторская (обеспечение выполнения поставленных задач), педагогическая (нацеленная на изменение личностных качеств);

в) по мотивам: альтруистическая, эгоистическая;

г) по результатам: завершенная, незавершенная.

Деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы по выполнению ими своих служебных обязанностей вытекающих из минимальных стандартов обращения с заключенными, Закона о пенитенциарной системе, уголовно-исполнительного кодекса РФ, концепции совершенствования пенитенциарной системы, имеет целый ряд особенностей. Работа в уголовно-исполнительной системе - это, прежде всего вид государственной службы. Особый характер выполняемых сотрудником функций предопределяет специфику в подготовке и подборе кадров, в порядке назначения на должность и освобождения от нее, в регулировании ответственности и порядка прохождения службы. Важным психологическим фактором является соблюдение субординации сотрудниками, связанных с "послушанием" и "авторитетом" вышестоящих по "служебной лестнице" лиц.

В деятельности пенитенциарного учреждения участвуют специалисты почти 50 профессий, осуществляющих три основных направления:

. Сотрудники, которые организуют собственно исполнение наказания (служба безопасности, оперативно-розыскная деятельность, служба охраны).

. Сотрудники, осуществляющие воспитательную работу (начальники отрядов) и оказывающие психологическую и медицинскую помощь осужденным (психологи и врачи), а также обучение осужденных (учителя, преподаватели ПТУ).

. Работники технических и инженерных служб, призваны обеспечить инженерное и техническое функционирование исправительного учреждения.

Объектом деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений являются осужденные, поэтому учет этого фактора является центральным в поступках и действиях персонала. Отсюда вытекает ряд специфических требований к осуществлению его деятельности, имеющих психологическое содержание:

а) формировать направленность на другого человека;

б) развивать практические умения и навыки познавать личность осужденного;

в) развивать память на других людей, то есть помнить фамилии, лица, знать их особенности;

г) помнить, что человек всегда находится среди других людей в группах, значимых для них и не значимых.

Они могут активизировать человека или подавлять его активность. Следует подчеркнуть, что достижение такого понимания объектов деятельности, персоналом пенитенциарных учреждений дело далеко не простое.

Специфика государственной службы сотрудников пенитенциарных учреждений обуславливается Законом Российской Федерации "Об уголовно-исполнительной системе":

исполнение назначенных судами уголовных наказаний в виде лишения свободы и ограничения свободы, а также исключительной меры наказания;

обеспечение правопорядка и закономерности в учреждении пенитенциарной системы, безопасности содержащихся в ней лиц, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений;

содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

обеспечение трудовой занятости осужденных и заключенных;

развитие материально-технической базы и социальной сферы пенитенциарной системы. [Закон РФ об УИС, статья 13 гл.3]

Деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения отличается от других видов, прежде всего своим правовым характером, который предопределяет и ее психологическое своеобразие.

Во-первых, объектом этой деятельности чаще всего служат поступки людей, нарушивших закон.

Во-вторых, что эта деятельность составляет его право на обязанность. Каждое действие сотрудника исправительного учреждения влечет за собой серьезные правовые последствия, что отличает его работу от большинства других профессий и придает ей особую социальную значимость.

В-третьих, что все действия, из которых слагается эта деятельность, либо непосредственно регулируются законом, либо, будучи основаны на законе, предопределяются им в основных чертах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником пенитенциарного учреждения своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного нормативного акта (бездействие, злоупотребление, превышение власти, дискредитация власти и т.д.).

Все это порождает повышенную ответственность сотрудника за каждое свое действие.

Деятельность сотрудника исправительного учреждения связана с противодействием им заинтересованных лиц.

Как известно, большинство граждан заинтересованы в раскрытии преступлений, наказании преступника и готовы оказать помощь. В тоже время остается определенная группа людей, сочувственно относящихся к лицу, совершившему преступление, заинтересованных в неудаче расследования и суда и готовых принять необходимые меры. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который всеми силами противодействует действиям органов расследования.

Необходимость преодоления экстремальных ситуаций, устранения препятствий, которые специально создаются, вызывают у сотрудников пенитенциарных учреждений стрессовые состояния и требуют постоянных волевых и умственных усилий.

С возможностью противодействия заинтересованных лиц связана другая психологическая особенность деятельности сотрудников исправительных учреждений ее властный характер.

Наличие властных полномочий ставит сотрудника пенитенциарного учреждения в особое положение. Оно действует от имени государства, его поддерживает авторитет и принудительная сила власти, применения санкций. Умение пользоваться властью - важнейшее профессиональное требование.

Правомерность и целесообразность использования власти зависит от личных качеств сотрудников. Ни сочувствие, ни возмущение не должны влиять на объективность выводов. [Холыст, с.156-158]

Своеобразной особенностью профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений является сохранение служебной тайны.

Простое дело, как может показаться на первый взгляд. Здесь имеются свои психологические трудности. Умение молчать является не природным даром, а продуктом воспитания и зависит от стойкости и дисциплинированности. Известно, что человек, узнавший какую-либо новость, получивший важные сведения и интересные данные, всегда испытывает потребность поделиться своими мыслями с другими людьми. Деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений связана с такими знаниями, которые могут представлять интерес для преступников, поэтому существует необходимость соблюдать требования конспирации, чтобы не выдать служебных секретов и предотвратить их утечку.

Законодательством, служебными инструкциями, установлены правила обеспечивающие сохранение служебных тайн и служебных документов. Выполнение этого требования должно быть профессиональной привычкой сотрудника. [Ушатиков, с.53]

Поскольку пенитенциарное учреждение - многофункциональное учреждение, то и деятельность сотрудников является такой же. В ней выделяются следующие основные подструктуры: а) социальная; б) юридическая; в) производственно-хозяйственная; г) психолого-педагогическая (воспитательная); д) организационно-управленческая.

Социальная подструктура деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения направлена на реализацию в жизнь уголовно-исполнительного законодательства в плане ресоциализации осужденных. Сотрудники исправительного учреждения имеют дело со специфическим контингентом людей, имеющим значительную деформацию нравственных качеств, и потребительские взгляды на жизнь.

Юридическая подструктура деятельности сотрудников исправительного учреждения связана с обеспечением надлежащего исполнения уголовно-исполнительного наказания в отношении осужденных к лишению свободы. Точное и строгое исполнение приговора вынесенного и провозглашенного от имени государства имеет психологическое и педагогическое значение для осужденных, воспитывая у них уважение к закону.

В процессе исполнения уголовного наказания сотрудникам пенитенциарного учреждения приходится сталкиваться со многими областями трудового, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, финансового, наследственного права, ибо вся жизнь осужденного в местах лишения свободы строго регламентирована различными нормами права. Для успешного осуществления юридической подструктуры своей деятельности у персонала пенитенциарного учреждения должно быть сформировано правовое мышление и воспитана правовая культура. Только при этом условии он может знать, как оказывать физическую помощь осужденному.

Необходимость хорошей юридической подготовки сотрудника пенитенциарного учреждения диктуется тем, что он является защитником интересов и прав осужденного. Поэтому принцип законности, уважения к законам должны стать личным убеждением, поскольку сотруднику пенитенциарного учреждения приходится преодолевать не только правовую несовместимость части осужденных, но и вести борьбу с правовым инфантилизмом (безразличным отношением осужденных к своему перевоспитанию) и правовым нигилизмом (отрицательным отношением осужденных к своему преступлению и наказанию).

Производственно-хозяйственная подструктура деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения связана с тем, что они участвуют в организации трудовой занятости осужденных (это не значит, что начальник отряда, сотрудник службы безопасности или оперативного отдела должен подменять того или иного работника инженерно-технической службы). Для этого всем сотрудникам необходима элементарная экономическая подготовка, знание техники на которой работают осужденные.

Психолого-педагогическая подструктура деятельности сотрудников пенитенциарного учреждения связана с умением диагностики личности и среды осужденных, и педагогически правильно воздействовать на них. Исправление и ресоциализация осужденного и преобразование негативной среды, оказание психологической помощи составляют суть психолого-педагогической работы.

Организационно-управленческая подструктура деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения требует организационных умений и навыков управления общностями осужденных. Без четкого упорядочения жизни и деятельности осужденных и сотрудников невозможно и выполнение задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Поэтому сотрудники должны развивать у себя организаторские способности.

Указанные подструктуры деятельности сотрудников тесно взаимосвязаны. Так надлежащее обеспечение исполнения и отбывания уголовного наказания во многом зависит от четкости организации режима и управления, а эффективность психолого-педагогического воздействия на осужденных, с целью их исправления и ресоциализации - от осуществления совокупности всех подструктур деятельности. Осуществление стоящих перед пенитенциарным учреждением задач, успех работы исправительного учреждения во многом определяются координацией и взаимосвязью, целенаправленностью работы в отрядном звене.

Результаты своей деятельности начальник отряда должен фиксировать, в связи с чем ему необходимо собирать большой объем отчетной документации, в которой отражены разнообразные сведения о личности: паспортные данные, характер совершенного преступления, длительность наказания, величина иска, характер и психологические черты поведения, склонность к азартным играм, правонарушениям, побегу, меры поощрения и взыскания, результаты воспитательной работы, выполнение производственного плана, заработок и др.

Кроме непосредственного взаимодействия "лицом к лицу", практически весь спектр общения осужденных с внешним миром осуществляется через начальника отряда: переписка с родственниками, организация свиданий, запросы в различные инстанции, регистрация актов гражданского состояния, различные выплаты осужденным через бухгалтерию и многое другое.

Кроме того, начальник отряда организует мероприятия по профилактике и раскрытию преступлений в местах лишения свободы: осуществлять изъятие предметов, запрещенных для хранения и использования, проводить служебное расследование. Чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности, он должен изучать и понимать психологические особенности осужденных, выявлять среди них лидеров, контролировать процессы образования неформальных групп с отрицательной направленностью, знать способы их разобщения, вовлекать осужденных в просоциальную деятельность, вести с ними беседу, диалог и дискуссию, применять на практике средства и методы психологической коррекции поведения, проводить работу по подготовке осужденных к жизни на свободе.

Другим важным видом деятельности в пенитенциарных учреждениях является оперативная и режимная. Сотрудники этих служб используют средства и методы специальной деятельности, проводят дознание и неотложные следственные мероприятия, проводят работу по ликвидации группировок отрицательной направленности, осуществляют розыск лиц, совершивших побег, проводят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий, взаимодействуют с подразделениями охраны по организации надзора за осужденными, используют тактические приемы, силы и средства при ликвидации чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, неповиновение администрации, захватов заложников).

Другую большую категорию личного состава пенитенциарного учреждения составляет инженерно-технический персонал, непосредственно занятый решением производственных задач. Он комплектуется, как правило, за счет специалистов, окончивших гражданские высшее и средние учебные заведения.

Кроме специальных знаний и умений, связанных с особенностью организации трудовой деятельности осужденных, инженерно-технический персонал должен помочь определенной категории осужденных выбрать профессию и овладеть специальностью, сформировать мотивацию к труду.

В сферу компетентности работников производства входит, помимо этого, и изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, а также принятие мер по предупреждению преступлений на рабочих местах. При решении этих задач персонал координирует свои усилия с теми сотрудниками пенитенциарного учреждения, которые обеспечивают режим содержания и процесс исправления осужденных.

В пенитенциарном учреждении существует много должностей, отражающих разнообразные направления его деятельности: оперативной, службы безопасности, воспитательной, инженерно-технического обеспечения и др. Вместе с тем существует основание, объединяющее всех сотрудников и позволяющее выделить общие для всех них функций. К числу таких общих функций можно отнести: исследовательско-диагностическую; организаторскую; педагогическую (собственно воспитательную); психологического сопровождения и прогнозирования поведения осужденных.

Большое значение в служебном взаимодействии приобретают личностные требования, которые сотрудники предъявляют к коллегам по совместной работе. Исследования показывают, что у успешно работающего руководителя следующий перечень профессиональных качеств: компетентность;

·   требовательность и справедливость;

·   умение работать с людьми;

·   принципиальность;

·   порядочность (воспитанность, честность, этичность);

·   знание подчиненных;

·   умение видеть перспективу;

·   самокритичность;

·   обязательность.

Эффективно работающий рядовой сотрудник характеризуется следующими профессиональными качествами: профессионализм; исполнительность; совместимость в работе с коллегами; готовность к взаимопомощи; дисциплинированность; соблюдение субординации; трудолюбие; порядочность; добросовестность; самокритичность; инициативность.

Процесс взаимодействия, его успешность, в определенной мере, зависят от того насколько конкретный сотрудник соответствует образу требований другого, предъявляемого как к деятельности так и личности человека, занимающего определенную должность. Сам процесс контакта связан с взаимным психологическим влиянием сотрудников друг на друга, оценкой их результативности и корректировкой дальнейшего поведения.

Таким образом, проведенное теоретическое исследование проблемы качества жизни позволяет сделать следующие выводы:

Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.

Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей.

2. Исследование особенностей качества жизни сотрудников отдела охраны ФБУ ИК-4

 

.1 Методики и организация исследований


Исследование проводилось в период с 1 июля по 1 сентября 2009 года на базе Федерального бюджетного учреждения исправительной колонии № 4 ГУФСИН России по Республике Татарстан. В исследовании принимало участие 15 человек со стажем работы от 1 года до 15 лет. Возраст испытуемых от 22 до 45 лет. Это преимущественно лица мужского пола (53%), а представители женского пола среди респондентов составляют 47%, все сотрудники исправительного учреждения.

Для диагностики были выбраны следующие методики:

.        Методика "Диагностика мотивационной структуры личности" В.Э. Мильмана.

Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Методика состоит из 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Испытуемый высказывает отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив в соответствующих клетках бланка для ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: "+" - "согласен с этим", "=" - "когда как", "-" - "нет, не согласен", "?" - "не знаю". Отвечать нужно быстро, не задумываясь долго над ответами; отвечать на вопросы последовательно, от 1а до 14з, следив за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу должно уйти не более 20 минут.

Обработанные результаты можно оценить так: ответы испытуемого (мнение по утверждениям) переводятся в баллы:

"+" - 2 балла;

"=" - 1 балл;

"-" или "?" - 0 баллов.

Баллы суммируются по следующим шкалам: "жизнеобеспечение" (Ж), "комфорт" (К), "социальный статус" (С), "общение" (О), "общая активность" (Д), "творческая активность" (ДР.), "социальная полезность" (ОД).

К шкале "жизнеобеспечение" (Ж) относятся ответы по следующим позициям опросника: 1а, б; 2а; 3а; 4е; 5а; 6з; 8а; 10д; 11а; 12а;

К шкале "комфорт" (К) - 2б, в; 3б; 4з; 5б, в; 7а; 9а; 11б, в; 12в;

К шкале "социальный статус" (С) - 1е; 2г; 7в, г; 8в, з; 9в, г, е; 10г; 11д; 12д, е;

К шкале "общение" (О) - 1в; 2д; 3в; 4б; 6в; 7б, з; 8б, г; 9д, з; 10а; 11г; 12б;

К шкале "творческая активность" (ДР.) - 1ж, з; 2е, ж; 3ж; 4д; 5, е; 6е; 7е, ж; 8д, ж; 10ж; 11з; 12г;

К шкале "общая активность" (Д) - 1г; 3е; 4а, г; 5з; 6а, б, г; 7д; 9б; 10в; 12з;

К шкале "социальная полезность" (ОД) - 1д; 2з; 3г, д; 4в, ж; 5г, ж; 6ж; 8е; 9ж; 10б, е; 11е, ж; 12ж.

Сумма всех баллов по шкалам Ж, К, С, О характеризует общежитейскую направленность личности, сумма баллов по шкалам Д, ДР, ОД характеризует "рабочую" направленность личности.

Затем строятся графики (мотивационные профили), при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали - баллы.

Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД, то у него выражен "рабочий" мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы (или такие же, как по другим шкалам) - по шкалам Ж, К, С, О, то у него выражен "общежитейский" мотивационный профиль.

.        Методика "Выявление установок на "процесс деятельности" - "результат деятельности""

Методика состоит из опросника, включающего в себя 20 вопросов. Испытуемый отвечает на них в виде утвердительных "да" и отрицательных "нет" ответов, исходя из имеющихся у него тенденции поведения в данной ситуации.

За каждый положительный ответ на вопрос опрашиваемый получает 1 балл.

Обработанные результаты можно оценить так: сумма баллов за положительные ответы на нечетные вопросы (1, 3, 5, 7 и т.д.) будет отражать ориентацию субъекта на процесс деятельности, а сумма баллов за положительные ответы на четные вопросы - ориентацию субъекта на результат.

.        Методика изучения самооценки качества жизни

Опросник включает в себя 15 вопросов, касающихся различных параметров качества жизни. Чтобы ответы можно было измерить количественно, предлагаются шкалы по 100 баллов.0 баллов означает очень плохое состояние, а 100 баллов - очень хорошее состояние. Нужно обвести цифру, соответствующую состоянию дел испытуемого. Необходимо отвечать так, как это бывает в типичных случаях, наиболее часто.

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитывается средний балл для каждой шкалы (15 шкал) и заносится в таблицу. В зависимости от ответа для каждой шкалы выделяется уровень качества жизни:

От 61 до 100 баллов - нормальное качество жизни;

От 31 до 60 баллов - сниженное качество жизни;

От 0 до 30 баллов - низкое качество жизни.

Затем подсчитывается средний балл всех параметров качества жизни, который также заносится в таблицу, после чего выявляется уровень качества жизни в целом.

Полученные результаты оценки качества жизни анализируются, после чего пишется заключение.

2.2 Обсуждение результатов исследования качества жизни сотрудников отдела охраны ФБУ ИК-4


С целью изучения мотивационной структуры личности сотрудников отдела охраны исправительного учреждения нами была использована методика "Диагностика мотивационной структуры личности" В.Э. Мильмана, которая показала следующие результаты (см. табл.1)

Таблица 1. Результаты исследования мотивационной структуры личности сотрудников отдела охраны


Мотивационный профиль личности


Общежитейская направленность

Рабочая направленность

Средний балл

957

744


Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис.1 Диаграмма, показывающая мотивационную структуру личности сотрудников отдела охраны.

В результате обработки полученных данных можно сделать следующий вывод: испытуемые по шкале "Рабочая направленность" набрали 744 балла, а по шкале "Общежитейская направленность" набрали наибольшее количество баллов 957. Это говорит о том, что для сотрудников отдела охраны характерна общежитейская направленность личности. В процессе служебной деятельности такие негативные факты как: напряженность, опасность действий, необходимость длительного пребывания ''на ногах'', недостаточность межсменного отдыха, систематическое нарушение режима ''сон-бодрствование'', ненормированный рабочий день постепенно накапливаясь, вызывают отрицательные психологические изменения у сотрудников, поэтому они стремятся на своем рабочем месте к комфорту, удобству, уюту. Значительное сужение круга интересов, практическое отсутствие прямого обмена мнением и точками зрения по любому вопросу, однообразие, монотонность, ведут к тому, что сотрудники стремятся к общению.

Для того чтобы выяснить направленность субъекта на результат или процесс деятельности мы использовали методику "Выявление установок на "процесс деятельности" - "результата деятельности". Результаты исследования объединены в таблице 2. Наглядно результаты исследования показаны на рисунке 2.

Таблица 2

Результаты исследования направленности у сотрудников отдела охраны по методике "Выявление установок на "процесс деятельности" - "результат деятельности""


Ориентация на результат

Ориентация на деятельность

Средний балл

103

76


Рис.2 Диаграмма, показывающая ориентацию на процесс деятельности и ориентацию на результат деятельности.

Как показал теоретический анализ оценка качества жизни - это оценка различных сторон жизни человека, связанных не только с состоянием его здоровья, но и с условиями жизни, профессиональными особенностями, работой, учебой, домашней обстановкой, окружением, социальными условиями.

С целью изучения самооценки качества жизни у сотрудников отдела охраны исправительного учреждения нами была использована методика изучения самооценки качества жизни, которая показала следующие результаты (см. табл.3). Наглядно показано на рисунке 3.

Таблица 3

Оценки параметров качества жизни

Наименование параметра

Средняя оценка параметра

1 Материальный достаток

57

2 Жилищные условия

57

3 Район проживания

68

4 Семья

72

5 Питание

86,6

6 Сексуальная жизнь

70,6

7 Отдых

66

8 Положение в обществе

66,6

9 Работа

73,5

10 Духовные потребности

64

11 Социальная поддержка

94,6

12 Здоровье близких

69,6

13 Личное здоровье

68

14 Душевный покой

69,3

15 Жизнь в целом

70

 Качество жизни

70,2


Рис.3. Диаграмма оценки качества жизни сотрудников отдела охраны.

Таким образом, изучив результаты исследования мы выявили, что сотрудники отдела охраны наиболее удовлетворены такими уровнями качества жизни как социальной поддержкой, набравшей 94,6 балла, питанием 86,6 балла, работой 73,3 балла и семьей 72 балла. Это говорит о том, что сотрудники отдела охраны удовлетворены своей работой, благодаря которой они имеют стабильный заработок, довольны питанием. Что в трудную для них минуту могут обратиться за поддержкой к своим родственникам, близким, друзьям, зная, что они никогда им не откажут в их просьбе. Помогут разрешить их проблему, выслушают, дадут какой-либо совет.

Наименьшее количество баллов среди 15 различных параметров, касающихся качества жизни, набрали материальный достаток и жилищные условия. Это говорит о том, что низкая заработная плата их не устраивает. Следовательно, они не могут улучшить свои жилищные условия.

Таблица 1

Результаты исследования мотивационной структуры личности сотрудников отдела охраны

№ исп.

Мотивационный профиль личности


Общежитейская направленность

Рабочая направленность

1

42

22

2

75

61

3

68

57

4

68

57

5

68

57

6

67

54

7

61

47

8

40

9

69

63

10

55

55

11

70

54

12

70

50

13

54

28

14

51

33

15

73

66

Средний балл

957 63,8

744


Таблица 2

Результаты исследования направленности у сотрудников отдела охраны по методике "Выявление установок на "процесс деятельности" - "результат деятельности""

№ исп.

Ориентация на деятельность

Ориентация на результат

1

4

8

2

7

8

3

5

7

4

4

4

5

6

4

6

5

8

7

7

7

8

3

4

9

6

8

10

6

8

11

4

9

12

4

9

13

4

9

14

7

15

5

3

Средний балл

76

103

Вероятно, это может быть связано с тем, что учитель стремится за счет достижений в профессиональной сфере занять определенный социальный статус.

В группе учителей с демократическим стилем общения мотивация "общая активность" более выражена, чем в группе учителей с авторитарным стилем. Это говорит об активности и деятельности учителей с демократическим стилем общения.

в) Учителей с авторитарным и демократическим стилем общения можно охарактеризовать разным набором черт личности. Так педагоги с демократическим стилем общения обладают такими свойствами, как эмоциональная устойчивость, доверчивость, чувствительность, обязательность, высокий самоконтроль. Авторитарным педагогам свойственна реактивная уравновешенность, смелость, твердость характера, самоуверенность, подозрительность.

При всей видимой активности и деятельности педагогов с демократическим стилем общения можно наблюдать признаки неблагополучия в эмоциональной сфере. Эти учителя испытывают потребность в покое и самоутверждении. Профессиональная деятельность учителя требует большой самоотдачи и работоспособности. Не исключено, что собранность, требовательность к себе и окружающим, деловитость, рабочая направленность личности учителя с демократичным стилем отражается на его эмоциональной сфере. Поэтому мы можем наблюдать напряжение и усталость педагогов. Все это вызывает у учителя стремление к покою, комфорту и благополучию. Для авторитарных педагогов характерна такая личностная особенность, как тревожность. Для того чтобы подавить тревогу педагог стремится подавить партнера в общении, проявляет жесткость, упрямство, подозрительность.

Если на работе созданы благоприятные условия труда, налажены его научная организация и ритмичный режим работы, развиваются психологически комфортные отношения между работниками. То в итоге следует ожидать не высокую удовлетворенность работой, заинтересованность в ней, а лишь отсутствие неудовлетворенности. Хорошие условия труда закрепляют, стабилизируют персонал, но не обязательно побуждают его повышать производительность труда. Удовлетворенность работы повышает трудовую активность. С помощью профилактических гигиенических мероприятий по улучшению среды можно уменьшить неудовлетворенность работников. Повышение заработной платы скорее привязывает работника к предприятию, но далеко не всегда стимулирует повышение производительности труда.

2.3 Корреляционный анализ особенностей качества жизни сотрудников отдела охраны ФБУ ИК-4


12 марта 1879 года по указу императора России Александра III при Министерстве внутренних дел создано Главное тюремное управление. Тем самым было положено начало единой государственной системе исполнения наказаний в России. В настоящее время система исполнения уголовных наказаний представляет собой комплекс государственно-правовых, социально-экономических и иных институтов.

Работа - это сложное и многоаспектное явление, которое сыграет в жизни общества и каждого отдельного человека такую важную роль, что именно это понятие в широком понимании есть неотделимым от человеческой жизни. Работа - это сознательная целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Работа - это первооснова и необходимое условие жизни людей и общества.

Изменяя в процессе работы, окружающая естественная среда и приспосабливая его к своим нуждам, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Больше того, работа есть одной из важнейших форм самовыражения, самоактуализации и самосовершенствование человека, который уже с другой стороны, но также является могущественным фактором общественного прогресса.

Сложность и многоаспектность процесса работы, с одной стороны, и ни с чем несравненное социально-экономическое значение работы, из другого, обусловили активный интерес к ней разных наук. Особенности работы как объекту исследования, заключаются в том, что,

во-первых, работа - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективной, рационально организованной;

во-вторых, работа есть одной из главных условий жизнедеятельности не только отдельного лица, но и любого предприятия или организации, а также общества в целом;

в-третьих, в процессе работы формируется система социально-трудовых отношений, которые образовывают стрежень общественного отношения на равные экономики в целому, на уровне региона, предприятия и микроколлектива.

Мы определяем работу как сознательную целенаправленную деятельность; прикладывание человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных нужд; как процесс преобразования ресурсов природы в ценности и блага, которые осуществляется и руководствуется человеком под действием как внешних стимулов (экономических и административных), так и внутренних побуждений; как проявление человеческой личности. В таком определении работа включает в себя, кроме традиционных видов человеческой деятельности, также творческие, инновационные ее виды, в частности предпринимательство. Целью творческих видов деятельности есть создания новых идей, образов, методов, представлений, технологий и т.п.

Семья является своего рода убежищем, позволяющим пережить все трудности и невзгоды. Это тот тыл, за который обычно не беспокоишься. И если мой дом - моя крепость, то семья это её хранители. Человеку необходимо ощущать себя нужным и понятым. А ещё, хочется ласки и ответной заботы. Поэтому очень часто семья создается, чтобы рядом с тобой был единомышленник, который всегда будет на твоей стороне, который готов выслушивать любые твои занудства, человек, которому просто-напросто будет хорошо тогда, когда и тебе хорошо и на поддержку, которого можно рассчитывать в трудные минуты. Ты засыпаешь и просыпаешься с близким и родным человеком, знаешь, что можешь быть слабым, хочется быстрее попадать домой и видеть глаза, которые любят и с нетерпением ждут. То, что дает человеку семья, заменить очень трудно или почти невозможно. Если появляются сомнения по этому поводу, то задайте себе такой вопрос: нужна ли вам та семья, в которой вы выросли? Ведь для ребёнка семья - это целый мир - всегда защитит и подготовит к жизни. Семья - это родители, которые могут научить своих детей летать и при этом дают им корни.

Пища влияет на наш быт, жизненную активность, здоровье, внешний вид, скорость старения тела. От того, как мы ею распоряжаемся, зависит здоровье будущего ребенка, она содержит потенциал и программу его физических, нравственных и духовных качеств. И это еще не все о роли пищи в нашей жизни.

Разумное применение пищи, сбалансированная диета с учетом совместимости продуктов питания и особенностей организма предоставляет возможность проводить сознательную работу за пределами физического плана, влиять на нравственность, этику vi духовность человека.

Для обеспечения эффективной и ритмичной работы пищеварительной системы, физической и умственной активности, должен соблюдаться определенный режим питания. Универсального режима питания, который подходил бы всем людям, не существует. Каждый человек, в зависимости от возраста, пола, образа жизни, характера труда, особенностей организма и других факторов, выбирает для себя наиболее приемлемый режим питания, удовлетворяющий индивидуальным потребностям организма. Соблюдение режима питания благотворно сказывается на процессах переваривания и усвоения пищи. Это происходит за счет рефлекторного стимулирования секреторной функции органов пищеварительной системы к приему и перевариванию пищи - стимулируются обменные процессы, слюноотделение, выделение пищеварительных соков и т.д. Понятие режима питания включает распределение суточного рациона по набору и количеству продуктов, потребляемых во время каждого приема пищи, время и продолжительность приема пищи, количество и интервалы между приемами пищи. Наиболее правильным режимом питания здоровых людей с медицинской точки зрения считается 3-4 разовое питание с промежутками между приемами пищи около 4-5 часов. Большее количество приемов пищи (до 5-6 раз в день) применяют при некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта, инфаркте миокарда, после перенесенных операций и т.д. При этом промежутки между приемами пищи должны быть не менее 2 часов.

Может быть, это спорно, но семья, настоящая семья, в нашем мире понятие немного иллюзорное. Семья - это постоянная работа (своеобразное усилие), особенно в той её части, когда приходится обходить острые углы и не создавать новые, а кто же хочет работать не переставая, без выходных и отпусков. И тогда кажется, что действительно проще не создавать новые проблемы и заботы, что недостатки новой жизни перевешивают её достоинства и нет смысла, вообще, вставать с дивана, чтобы что-то изменить. Спутник жизни начинает казаться врагом, раз его присутствие связано с такими умственными потугами. Залётные мысли (о затратах на свадьбу, серьёзных изменениях, будущих детях и, не дай Бог, разводе) вступают в бой с родными, давно живущими в голове понятиями о спокойствии, уюте, свободе и безопасности. Всё это пугает и ты делаешь шаг назад: "А, может, подождём? Не будем никуда торопиться? Доучимся, доработаем… доживём?"

В итоге всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Безусловно, что пенитенциарная социальная работа очень важна для современного Российского общества, которое находится в довольно сложной криминогенной обстановке. Анализ литературы показал, что это направление социальной работы в отечественной науке фактически не рассматривается. Необходимо создание теории пенитенциарной социальной работы, ориентированной именно на практическую деятельность. Так как работу современной пенитенциарной системы РФ по исправлению осужденных можно считать малоэффективной.

При разработке теоретических оснований деятельности социальных работников в пенитенциарной системе РФ, следует обратиться к международному опыту.

Несомненно, при этом необходимо учитывать специфику современной ситуации в России, когда вследствие экономического кризиса, люди “по эту сторону колючей проволоки”, живут за чертой бедности и весьма затруднительно осуществлять помощь заключенным в соответствии с международными стандартами.

При решении задач поставленных в данной работе, были выявлены основные направления деятельности, функции и теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ. И в рамках выделенных направлений выявлена необходимость дальнейшей разработки как правового аспекта, который на данном этапе развития пенитенциарной социальной работы далек от совершенства. В правовом отношении, деятельность социального работника должна способствовать приведению в соответствие с международными стандартами необходимых санитарно-гигиенических, материально-бытовых требований, регулировать отношения сотрудников ИТУ и осужденных, объективно оценивать ситуацию по обеспечению правового положения лиц лишенных свободы.

Способствовать разрешению психологических проблем осужденных, на основе психологических методов выстраивать индивидуальную программу исправления осужденных и возвращения их в качестве полноценных членов в общество после их освобождения, совместно с администрацией ИТУ.

На современном этапе реформирования пенитенциарной системы РФ, все эти задачи еще не решены вследствие многих причин. Это прежде всего, недостаточное финансирование и нехватка квалифицированного персонала, в том числе и социальных работников.

Для того чтобы решить данную проблему, необходимо осуществлять теоретическую разработку пенитенциарной социальной работы и на ее основе, подготовку социальных работников со специализацией именно в пенитенциарной сфере.

Основным принципом работы социальных работников в пенитенциарной сфере, должен стать именно нравственно-гуманистической характер этой деятельности способствующий переориентации репрессивной пенитенциарной политики в гуманистически - ориентированную. Перспективы у развития гуманистически - ориентированной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе РФ очень и очень велики, так как этого требует реальная социальная практика. Поэтому в контексте общей теории социальной работы необходимо уделять большее внимание разработке новых нравственно-гуманистических основ деятельности пенитенциарной системы по перевоспитанию преступников, и разработке конкретных программ, методик и технологий деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере. Именно эти проблемы должны быть рассмотрены в дальнейшем при разработке данной темы.

Литература


1. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы уголовно-исполнительной системы. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: НИИ МВД РФ., 2006. - 87с.

. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе. / Под ред.В.И. Горобцова. - Красноярск, 2009. - ч.1. - 213 с., ч.2. - 209 с.

. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионах России. / Под ред. А.В. Борбай. - М.: ВНИИ МВД РФ., 2007. - 116 с.

. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями) / Под ред. Б.М. Левина. - М.: РАН Ин-т социологии., 2005. - 200 с.

. Алексеев А.И. и др., Криминология и организация предупреждения преступлений. - М.: МВД РФ, 2005. - 244с.

. Алексеев А.И., Аванесов Г.А. Криминология и профилактика преступлений. - М.: МВД СССР МВШМ., 2009. - 430с.

. Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово, 2008. - 125 с.

. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 2008. - 205 с.

. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология. - Домодедово, 2008. - 177 с.

. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: Невербальная диагностика личности (нетрадиционные методы). - Домодедово: РИПК МВД РФ, 2008. - 121 с.

. Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога. - Уфа, 2007. - 168 с.

. Антология социальной работы [Сборник в 5 т.] т.2. - М: Сварогъ., 2005. - 398с.

. Беляева Л.И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России. - Белгород: “Высшая школа”. - 2008.135с.

. Бражник Ф.С. Пенитенциарное право. - М.: Норма, 2008. - 176 с

. Дементьев С.И. Лишение свободы: Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. - Ростов, 2008. - 45 с.

. Дуюнов В.К. Наказание в Уголовном праве России - принуждение или кара? // Государство и право. - 2007. - № 11. - с.61-68

. Зубков А.И. и др. Пенитенциарные учреждения в системе министерства России: история и современность. - М.: Изд-во “Наука”, 2008. - 172 с.

. Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками склонными к правонарушениям., Киров: ”Вят-слово”, 2007. - 166с.

. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. / Под ред.П.Г. Мищенкова. - М.: Изд-во “Норма”, 2007. - 432 с.

. Ковалева А.И. Социализация личности норма и отклонение. - М.: Институт молодежи., 2006. - 223с

. Криминальная мотивация / Под ред.В.Н. Кудрявцева., М.: Наука. 2006. - 302с.

. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. - М.: Изд-во “БЕК”, 2008. - 566с.

. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. - М.: ”Форум: Инфра - М”., 2008. - 215с.

. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления), М.: Институт Гос-ва и права РАН., - 2008. - 133с.

. Кудрявцев В.Н. И др. Социальные отклонения., М.: Юрид. Лит. - 2009. - 365с.

. Кудрявцев Г.С. Содержание формы и методы криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 2007. - 81с.

. Кудрявцев Г.С. Объекты криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 2009. - 113с.

. Кудрявцев Г.С. Субъекты криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 2007. - 68с.

. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. - М: ”Наука”. - 176с.

. Лунев В.В. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму // Государство и право. - 2008. - № 5. - с.47-58

. Правовые и организационные основы функционирования органов исполнения наказания. / Под ред. А.Е. Наташева., М.: Акад. МВД РФ., 2005. - 133с.

. Пищелко А.В., Белослудцев В.И., Психолого-педагогические проблемы укрепления законности органов исполнения наказания., Домодедово.: РИПК МВД РФ., 2006 - 83с.

. Справочное пособие по социальной работе. /Под ред.А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2007. - 168 с.

. Теория и методика социальной работы. Учеб. Пособие. - М.: Изд-во “Союз”, 2004. - В 2 ч.

. Уголовно-исполнительное право / Под ред.А. А. Игнатьева., М.: Новый юрист, - 2007. - 304с.

. Уткин В.А. Курс лекций по Уголовно - исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 2005. - 94 с.

. Филипов В.В. Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции. - Минск, 2008. - 108 с.

. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. - М., 2009. - 224 с.

. Айдер Г.Й. Криминология. - М.: изд-во “Прогресс" - Универс, 2008. - с., С.101.

Похожие работы на - Исследование особенностей качества жизни сотрудников отдела охраны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!