Трансперсональная психология как новое направление в западной психологии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,47 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трансперсональная психология как новое направление в западной психологии

ВВЕДЕНИЕ

Трансперсональная психология - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическом сознанием», т.е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Трансперсональная психология, появившаяся в 70-е гг. XX в. ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках других направлений психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т. п., то есть, формам особого духовного опыта, требующим, при анализе, взгляда на человека с нетрадиционных позиций.

В центре трансперсональной психологии (то есть «психологии за пределами личности») - так называемые - измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа

Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали многолетние исследования Станислава Грофа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4) трансперсональная область.

По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Трансперсональная психотерапия включает в себя как групповой, так и индивидуальный методы проведения.

Индивидуальная трансперсональная психотерапия

Сеанс индивидуальной ТП проводится, как правило, перед медикаментозной сенсибилизацией больного к ПАВ. Основная цель сеанса - активировать самые глубокие пласты личности, «запустить» механизм саморегуляции и, таким образом, подготовить пациента к медицинской процедуре, которая сделает невозможным употребление того или иного ПАВ в течение продолжительного времени.

Групповая психотерапия по методу голотропного дыхания Станислава Грофа

Основная задача 3-го этапа психотерапевтической работы - адаптация больного к новым условиям, к жизни без алкоголя или наркотика, создание мотивации к трезвому образу жизни, психологическая поддержка больного в период реабилитации.

Процедура голотропной терапии включает в себя:

1. Психологическая подготовка.

. Голотропическая сессия.

. Завершающее собеседование.

Самой процедуре предшествует консультация пациента у врача-психиатра или нарколога, цель которой определить, нет ли противопоказаний для проведения метода (серьезные сердечно-сосудистые заболевания, наличие незаживших хирургических швов, беременность, эпилепсия, шизофрения, повышенная ломкость костей, недавно перенесенное тяжелое заболевание, течение инфекционного заболевания, внезапная отмена нейролептиков, абстинентный синдром).

Основные принципы и задачи трансперсональной психотерапии

Для индуцирования ИСС в методике ТП используется глубокое интенсивное дыхание (гипервентиляция). Данные исследования гипервентиляционной цепочки гомеостаза показали, что биохимические изменения в мозге весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает, что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов, наряду с психоделическими веществами. Глубокое дыхание, совершаемое в быстром темпе в течение длительного времени, сопровождаемое специально подобранной музыкой способно вызвать глубокие трансформирующие переживания.

ТП использует потенциал психики к самоисцелению, участник сеанса за короткое время получает о себе обширные новые знания, а главное - развивает у себя чувство уверенности и контроля, он начинает понимать, что единственный человек, который ему действительно может помочь - это он сам.

Кардинальной особенностью ТП является то, что в ней в первую очередь активируются переживания, которые с эмоциональной точки зрения являются наиболее важными. Как будто в психике существует радар, сканирующий все пространство и обнаруживающий то место, где имеется проблема. Другими словами, проблема автоматически появляется, если она готова для проявления и разрешения. Очень часто это отличается от мыслей терапевта и пациента о том, что является проблемой вообще и какую проблему нужно разрешить в частности. Многие возникающие проблемы совершенно неожиданны, но выбор, вероятно, осуществляется безошибочно. В настоящее время не существует научной теории, объясняющей это. Не может быть это объяснено и в рамках традиционных представлений. Несмотря на это, тот положительный терапевтический эффект, который был получен при лечении больных алкоголизмом и наркоманией, заставляет более внимательно отнестись к этому нетрадиционному психотерапевтическому методу.

Ст. Гроф утверждает, что алкоголизм и наркомания также имеют перинатальные корни. Особое значение имеет свободное использование анестезии во время родов; определенные вещества, примененные с целью облегчения боли матери, учат новорожденного на клеточном уровне видеть состояние, вызванное препаратом, как естественный путь для бегства от боли и трудных эмоций. Эти открытия недавно были подтверждены клиническими исследованиями, связывающими различные формы суицидального поведения со специфическими аспектами биологического рождения. Среди них выбор самоубийства при помощи наркотиков был связан с использованием анестезии во время родов.

Таким образом, ТП - это принципиально новый, сочетающий в себе интенсивное дыхание, специально подобранную музыку и физические воздействия психотерапевтический метод, который в ИСС активирует самые глубокие пласты личности и интегрирует их в очищающем, хотя порой и мучительном переживании.

Определение по Аллану Б. Чичену

Трансперсональная психотерапия концентрируется на преодолении эмоциональных трудностей, мешающих полноценному развитию индивида как психологического и духовного существа. Здесь подчеркивается роль эмоциональных и межличностных факторов в развитии психопатологии и придается большое значение трансцендентному опыту, способствующему исцелению. Не будучи связан с какой-то одной религией, данный подход близок к духовным дисциплинам Востока и Запада, а также основывается на современных исследованиях, посвященных измененным состояниям сознания. В то же время этот подход не отвергает положений психодинамической и поведенческой психологии.

Трансперсональная психотерапия

Психотерапевтический подход, возникший на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических <#"center">Краткая характеристика

Трансперсональную психотерапию питают два источника. Первый из них - теоретические работы, число которых быстро увеличивается. Начало им положили Юнг, Ассаджиоли и Маслоу, а сегодня в этом направлении работают Уилбер, Уолш, Энглер, Уошберн и другие. Указанные авторы анализируют психологические структуры измененных состояний сознания и общие элементы внешне столь различных духовных традиций Востока и Запада.

Основное положение трансперсональной психотерапии заключается в следующем: повседневное сознание и общепринятая концепция "Я" выражают лишь некоторые аспекты значительно более сложной психики. Более высокие уровни сознания имеют определенную психологическую структуру, и выйти на них можно с помощью ряда техник, таких как медитация, йога, а также спонтанно, благодаря "пиковым переживаниям" (peak experiences). Эти трансцендентные состояния клинически релевантным образом соотносятся с обычным сознанием: например, эмоциональные нарушения, такие как нарциссизм, мешают духовному развитию, а медитация может помочь справиться с застарелой патологией характера. Трансперсональная психотерапия ведет исследования в обоих направлениях: (1) религиозный опыт способствует излечению эмоциональных ран; (2) психологические конфликты искажают духовное развитие.

Второй основой трансперсональной психотерапии является духовная практика самого психотерапевта. Так же, как и в психоанализе, личный опыт (в данном случае трансперсональный) является необходимым условием для эмпатичной и компетентной терапии.

Подобно тому, как трансперсональная теория выходит за традиционные представления о "Я" и "Эго", строящаяся на ней клиническая практика выходит за пределы традиционных целей психотерапии, таких как улучшение самооценки или развитие адекватных функций Эго. Конечная цель трансперсональной психотерапии заключается в возможно более полном развитии индивида как психологического и духовного существа. Поэтому избавление от симптомов может быть важным делом, а может и не быть. (Симптомы часто являются средствами, с помощью которых индивид выходит за пределы обычного сознания; так, например, "кризис среднего возраста" побуждает человека оглянуться вокруг, расширить свои горизонты, выйти за пределы семьи или карьеры.) Однако трансперсональная психотерапия не предлагает никаких целей духовного развития. Это предстоит сделать самому индивиду, особенно если он входит в то или иное духовное сообщество или следует какой-либо духовной традиции.

В дополнение к тому арсеналу техник, которые используются психодинамическими и бихевиористскими школами, трансперсональная психотерапия использует медитацию, трансовую работу и методы воображения. Диапазон техник ограничен лишь опытом психотерапевта, его гибкостью и, разумеется, клиническим здравым смыслом. Однако какие-то особые техники могут и не понадобиться, поскольку большинство людей спонтанно испытывают "пиковые переживания", которые могут быть включены в психотерапию. Поэтому техники имеют меньшее значение, чем вера психотерапевта в преобразующую силу трансперсональных переживаний.

Хотя пока еще не вполне ясно, какие техники "работают" для того или иного клиента или при той или иной проблеме, получаемые в клинической практике данные все больше свидетельствуют о том, что трансперсональная психотерапия дает хорошие результаты даже в тех случаях, когда поведенческая или психодинамическая психотерапия потерпела неудачу. Необходимо, однако, проявлять осторожность, имея дело с людьми, желающими пройти именно трансперсональную психотерапию, поскольку к духовным практикам они могут стремиться для того, чтобы компенсировать серьезную психопатологию.

Если попытаться выразить сущность трансперсональной психотерапии одним предложением, то можно сказать, что она представляет собой попытку наведения мостов через пропасть, порой трудно преодолимую и, однако, давно не получающую должного внимания, - между эмоциональным развитием, с одной стороны, и духовным взрослением, с другой, между инстинктивным и высоким, между персональным и трансперсональным.

Холотропное дыхание - эффективный метод самотрансформации и личностного роста. Метод разработан трансперсональными психологами Станиславом и Кристиной Гроф специально для использования уникального целительного потенциала и исследовательских возможностей необычных состояний сознания.

Теоретическая часть тренинга освещает следующие темы:

1. Холотропное дыхание как метод повышения эффективности благодаря высвобождению энергии бессознательного - избавление от психосоматических и эмоциональных расстройств

2. Холотропное дыхание как метод избавления от влияния негативных эмоций (эмоциональных зарядов) и физических состояний через их свободное проявление в контролируемых, безопасных условиях

. Тренировка навыка снятия любого контроля

. Обретение навыка отказа от любых ожиданий

. Обретение своей целостности с помощью расширения картины описания мира

. Связное осознанное дыхание в качестве самостоятельной работы - профилактики негативных эмоций

Практическая часть:

. 2 процесса в классическом формате холотропного дыхания Станислава Грофа (в паре ситтер - холонавт)

. Интеграция опыта (рисование мандал) и обсуждение процессов

(Каждый говорит о своем процессе столько, сколько посчитает нужным). Никто в группе не обсуждает чужие процессы, и не дает никаких оценок.

Основная философская предпосылка холотропного дыхания состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к нездоровому, не подлинному, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В разное время она по-разному развивалась. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет. В 60-80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М., 2004. - с. 21.

В настоящее время, отвечая потребностям практики, отечественная психология уделяет особое внимание современным проблемам: деловому общению, менеджменту, профессиональной деятельности, консультированию, различным тренингам и т.д.

Психосинтез - трансперсональная система Р. Ассаджиоли

Еще одна интересная и важная трансперсональная система -- психосинтез -- разработан итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал.

Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих. Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания - местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение.

Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей - динамических подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Самые привычные субличности - те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого; врача, учителя или служащего. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека становятся деструктивными в том случае, если человек не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Одна из целей самонаблюдения - больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Будьте уверены, что ваше «Я» не станет прогонять или игнорировать какие-то субличности, поскольку каждая из них фактически отражает потребности целостной личности, каждая субличность - это часть вас и выполняет какие-то важные для вас функции. Когда мы воспринимаем мир и самих себя, мы отождествляем себя с той или иной субличностью. Субличностей много, и они могут сменять одна другую. Так, обвинитель легко превращается в жертву и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать свои субличности, их голоса, он начинает по-настоящему изучать себя, узнавать сущность своего «Я». Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре стадии: на первой стадии пациент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами субличностями - и приобретение способности их контролировать. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг нового центра. Некоторые субличности (которые в упражнениях по фантазированию могут принимать вид более или менее абстрактных интрапсихических структур) в ходе самоисследования с использованием ребёфинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают подлинные древние, филогенетические, расовые и реинкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр. Таким образом, индивидуальная психика не только шутя комбинирует человеческие, животные или природные символические формы, но, по-видимому, способна получать голографическую записанную информацию обо всем феноменальном мире -- о его настоящем, прошлом и будущем.

В рамках обзора методов трансперсональной психологии в психосоматике стоит отметить также психотехники ребёфинг (rebirthing) и вайвейшн (vivation).Автором методики ребёфинг стал Леонард Орр. Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов, а именно:

. стресс рождения (болевой и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку - желанный или нежеланный и т.п.);

. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную);

. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии «запускающих» какое-то заболевание);

. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).

Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность.

Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:

1. Связное дыхание. Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.

2. Полное расслабление.

. Внимание к деталям. Свободное внимание эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

4. Интеграция переживаний. Интеграция - это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие в новом контексте.

5. Активное доверие. Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни.

Вивейшн - как уникальная дыхательная техника интеграции личности

Что же представляет собой техника Вивейшн?

Вивейшн - это уникальная дыхательная техника интеграции личности, дающая нам доступ к ресурсам нашего сознания и освобождающая нашу психику от груза накопленных в ней стрессов. Это делает нас устойчивыми к будущим стрессам, стимулирует очищение и оздоровление организма на трех уровнях: телесном, психическом и духовном. Именно это органическое единство уровней рационального, эмоционального и духовного особенно важно при поиске пути к себе, ответа на вечные вопросы.

Соединяя человека с самим собой, эта техника помогает ускорить переход от ощущения себя, как физического тела к пониманию себя, как духовного начала. Обновляя дух и тело, Вивейшн выявляет скрытые препятствия на пути к здоровью и успеху.

Как всякое новое учение, Вивейшн требует осмысления. Оно помогает нам лучше понять себя, свое место в жизни, свои возможности и ограничения, свою беспредельность и предельность.

Техника Вивейшн, являясь наиболее обобщающей из психотехник, использующих осознанное связное дыхание, является качественно новой ступенью, новым витком в их развитии. Идейная и техническая мощь Вивейшн объясняется тем, что каждый элемент ее имеет глубокие исторические корни.

Критические замечания

С трансперсональной психотерапией связаны три основные проблемы, представляющие определенную опасность. Первая из них - превращение психотерапевта в псевдогуру, который ведет себя как духовный учитель, а не как терапевт. В открытой форме такое происходит редко, но имеются многочисленные скрытые формы подобного поведения, когда не высказанные убеждения психотерапевта оказывают воздействие на клиента.

Вторая проблема, с которой сталкивается трансперсональная психотерапия, заключается в романтизации духовности, особенно в стремлении интерпретировать эмоциональные проблемы главным образом как проявления духовного развития. Доходит до того, что явные психозы ошибочно воспринимаются как религиозные откровения. А нарциссическое отстранение от мира приветствуется как медитативная интроспекция. В таких случаях необходима здоровая клиническая оценка и обширный опыт в психопатологии, а также понимание трансперсональных процессов, особенно умение видеть различия между "доперсональными" и трансперсональными феноменами, между состояниями регрессии и трансценденции.

Последняя проблема, связанная с трансперсональной психотерапией, касается ее относительной социальной изоляции. Трансперсональная психология традиционно уделяет основное внимание высшим состояниям сознания и восточным традициям, делая тем самым упор на индивидуальном и упуская из виду межличностные и социальные процессы. Лишь в последнее время началась работа, например, по трансперсональным аспектам супружеской психотерапии и взаимодействию социальных групп. Как и другим направлениям индивидуальной психотерапии, трансперсональному подходу присуща тенденция игнорировать социальные, экономические, профессиональные и исторические факторы - контекст, в котором живут индивиды.

Этим весьма серьезным недостаткам сейчас уделяется все большее внимание, по мере того как трансперсональная психотерапия переходит из своей начальной фазы, характеризующейся горячей увлеченностью и энтузиазмом, в более зрелую фазу, которой в большей мере присущи рефлексия, прагматизм и эффективность. Тем самым она становится в один ряд с другими, существующими более продолжительное время направлениями психотерапии.

трансперсональный психотерапия гроф холотропное вивейшн

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выделяют следующие главные уровни: 1) физический уровень неживой материи, энергии; 2) биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии; 3) психологический уровень ума, ЭГО, логики; 4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией; 6) абсолютное сознание. Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика, видение на расстоянии, предвидение будущего и т. д.).

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

Согласно взглядам представителей этого направления, рождения проживание, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии, признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Своеобразными основателями трансперсональных тенденций были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном взаимовлиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для становления трансперсональной психологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М., 2004.

2.Морозов А.В. История психологии. - М., 2003.

3."Психотерапевтическая энциклопедия» (под редакцией Б. Карвасарского). СПб.,1998.

4.Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1993.

.Chinen, A. (1990). Clinical symposium: Challenging cases of transpersonal psychotherapy. Journal of Transpersonal Psychology.

.www.atpp.ru/library/articles/transpersonalnaya


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!