Привилегированные акции (одного или нескольких типов). Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Привилегированные акции общества одного типа предоставляют акционерам - их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.
Размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа должны быть определены в уставе общества. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом общества установлен порядок их определения.
Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций. Виды и порядок выпуска акций, порядок создания и деятельности Акционерных Обществ, защита прав и интересов акционеров обеспечивается Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом РФ "Об акционерных обществах" от 26-12-1995 № 208-ФЗ (с изменениями).
2. Понятие и цели регулирования рынка ценных буиан
Регулирование рынка ценных бумаг (далее - р. ц. б.) - это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:
эмитентов;
инвесторов;
профессиональных фондовых посредников;
организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.
Внешнее регулирование - это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Внутреннее регулирование - это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.
Регулирование р. ц. б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:
эмиссионные;
посреднические;
инвестиционные;
спекулятивные;
залоговые;
трастовые и т.п.
Регулирование р. ц. б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
регулирование со стороны профессиональных участников р. ц. б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р. ц. б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:
защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:
создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
3. Принципы регулирования рынка ценных бумаг
Принципы регулирования российского р. ц. б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р. ц. б.
Основные принципы:
. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами - в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;
. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;
. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р. ц. б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;
. Оптимальное распределение функций регулирования р. ц. б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).
4. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг
Государство на российском р. ц. б. выступает в качестве:
эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование р. ц. б. - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
государственные и иные нормативные акты;
государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка
Прямое или административное, управление р. ц. б. со стороны государства осуществляется путём:
установления обязательны требований ко всем участника р. ц. б.;
регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
лицензирования профессиональной деятельности на р. ц. б.;
обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление р. ц. б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);
денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Структуру органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в составляют:
Высшие органы государственной власти:
Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р. ц. б.
Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р. ц. б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель - осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
Правительство - выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования р. ц. б. министерского уровня:
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР с 2004 года) (до этого была Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ));
Министерство финансов РФ (Минфин);
Центральный банк РФ (ЦБ);
Государственный комитет по антимонопольной политике;
Госстрахнадзор.
Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР) разрабатывает концепцию развития ценных бумаг, нормативно-правовые акты, осуществляет контроль, аттестацию и лицензирование профессиональных участников рынка.
Основная функция ФСФР в области регулирования рынка ценных бумаг является:
)Определение порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, приостановление и аннулирование лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В области лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг законом "О рынке ценных бумаг" предусмотрены три вида лицензий: лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензия фондовой биржи;
)Утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг.
Стандарты распространяют свое действие на акции акционерных обществ и облигации акционерных обществ и иных коммерческих организациях;
)Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
4)Осуществление функций по контролю и надзору в отношении участников рынка ценных бумаг;
)Определения порядка лицензирования и ведения реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирования указанных лицензий при нарушении требований законодательства российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Минфин РФ - министерство в составе Правительства - регистрирует:
выпуски ценных бумаг страховых организаций;
выписки государственных ценных бумаг Российской Федерации;
выписки государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации;
выписки муниципальных ценных бумаг;
выписки ценных бумаг, эмитируемые организациями в целях реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Гражданский кодекс РФ;
Закон "О банках и банковской деятельности";
Закон "О Центральном банке Российской Федерации";
Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";
Закон "О товарных биржах и биржевой торговле";
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле";
Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации";
Закон об акционерных обществах;
Закон о рынке ценных бумаг;
Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
5. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг
Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
информационная деятельность на рынке;
обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.
До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.
Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью обеспечения условий для их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.
Саморегулируемая организация не только устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их соблюдением.
Саморегулируемая организация учреждается не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе лицензии. Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в ФКЦБ отчеты о своей деятельности.
Основные признаки саморегулируемой организации:
добровольное объединение;
членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;
отношения с государством - государство передает ей часть своих функций.
Статус саморегулируемых организаций в России. По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:
ассоциации;
профессиональных союзов;
профессиональных общественных организаций.
Функции саморегулируемой организации:
саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;
поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг;
отстаивание своих интересов на рынке и перед государством.
Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как правило, находит отражение в их названиях.
Основные саморегулируемые организации, имеющие отношение к российскому рынку ценных бумаг:
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Образована в 1994 г.
Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ). Образована в 1996 г.
Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Образована в 1997 г.
Союз фондовых бирж России. Образован в 1993 г.
Ассоциация валютных бирж. Образована в 1995 г.
Российский биржевой союз (объединяет товарные биржи). Образован в 1992 г.
Национальная фондовая ассоциация.
Ассоциация участников вексельного рынка и др.
Заключение
Регулирование р. ц. б. - упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование охватывает всех участников рынка. бывает внутренним и внешним. Имеет 6 основных целей.
Также есть 8 принципов регулирования российского рынка ценных бумаг, которые отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.
Возможно государственное регулирование российского рынка ценных бумаг. Но структура органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время ещё только складывается.
Ещё существуют законодательные акты, которыми и регулируется российский рынок ценных бумаг:
Гражданский кодекс РФ;
законы;
Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;
Постановления Правительства РФ.