Учебная мастерская штукатуров, плиточников-облицовщиков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,61 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учебная мастерская штукатуров, плиточников-облицовщиков















Курсовая работа

Тема: Учебная мастерская штукатуров, плиточников-облицовщиков










Чита - 2010

Содержание

Введение

. Общие положения

. Состав и площади помещений учебных мастерских

. Основные производственно-технические требования к планировке учебных мастерских

. Особенности организации и планировки учебных мастерских

. Рациональная организация учебно-производственной среды

. Рабочие места учащихся

. Рабочее место мастера

. Изготовление производственных изделий в мастерских

Заключение

Введение

В современных условиях рыночных и экономических отношений происходит смена хозяйствования и пересмотр качества подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях. Прежняя концепция профессионального образования ориентировалась на планово-распределительную экономику и централизованную систему обучения. Сейчас ситуация изменяется. Нет планового набора и распределения выпускников, устранены централизация обучения и привязка училищ к базовым предприятиям. Система профессионального образования перестраивается к требованиям времени. Качество подготовки квалифицированных рабочих стало зависеть не только от материально-технической базы учебных заведений и предприятий, совершенства технологии и новой техники, продолжительности обучения и т.п., но и в значительной степени от роли и квалификации мастера производственного обучения - основного учителя профессии и воспитателя молодых квалифицированных рабочих. В систему профессионального образования ежегодно приходят тысячи новых мастеров, не имеющих специального педагогического образования и опыта учебно-воспитательной работы.

Главной производительной силой общества являются квалифицированные рабочие, которые производят материальные ценности, поддерживают достигнутый уровень богатства и приумножают его. Подготовка квалифицированных рабочих для развития производительных сил имеет большое значение. Производственное обучение является основой профессиональной подготовки учащихся и включает обучение учащихся в учебно-производственных мастерских. Специфика производственного обучения прежде всего в том, что учебный процесс при этом осуществляется в ходе производительного труда учащихся. Это обуславливает особенности учебного процесса - его содержания, учебной деятельности учащихся, обучающей деятельности мастера, средств обучения. Процесс обучения определяет повышенный интерес учащихся на получение конкретной профессии, к специальным предметам и производственному обучению.

Общая профессиональная направленность учебного процесса определяет ориентацию учащихся на овладение умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общий целей умственного развития учащихся и целей формирования их технического мышления. Основную роль и особое место в общем процессе подготовки квалифицированных рабочих, в профессиональной подготовке и формировании личности будущих рабочих имеет производственное обучение. Производственное обучение - это самостоятельная составная часть учебного процесса, которая имеет свои специфические по сравнению с теоретическим обучение цели и задачи, содержание, методы, формы и средства. Основы профессионального мастерства формируются в будущих рабочих постоянно, в течение всего периода обучения в училище. Процесс производственного обучения происходит на основе взаимосвязи теории и практики.

1. Общие положения

Один из принципов профессиональной школы - обязательность первоначального производственного обучения в учебных мастерских.

В учебных мастерских осуществляется формирование профессиональных умений и навыков учащихся в процессе изготовления продукции, выполнения производственных заказов, работ по обслуживанию населения при непременном соответствии этих заказов и заданий требованиям программы производственного обучения. При этом учащиеся овладевают начальными умениями и навыками выполнения трудовых приемов, операций, способами выполнения работ комплексного характера с применением типичных для профессии машин, механизмов, инструментов, приспособлений; приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к производственной культуре, рациональному использованию учебного времени, соблюдению требований безопасности труда, производственной и технологической дисциплины (5, с.139).

В зависимости от содержания труда по различным профессиям, характера учебно-производственных работ продолжительность обучения в учебных мастерских для различных профессий различна. По профессиям, где труд рабочих связан с выполнением сложных технологических процессов общестроительных работ, учебные мастерские создаются для первоначального (3-6 месяцев - 15-20% времени) изучения основных общепрофессиональных приемов и операций: строительных, отделочных и т.п., так как создание специальных учебных условий для обучения выполнению полного технологического процесса организационно и экономически нецелесообразно.

Независимо от специфики содержания труда по профессиям, производственное обучение учащихся в учебных мастерских проводится, в основном, в процессе их производственного труда. Поэтому необходимо, чтобы учебные мастерские соответствовали как учебным, так и производственным требованиям.

Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации и учебно-производственной деятельности учебных мастерских для различных профессий, естественно, различны.

В профтехучилищах создаются отдельные учебные мастерские нм 15-30 учащихся, изолированные от других помещений, для учебных занятий одной учебной группы по каждой профессии. Учебно-материальная база таких мастерских - важный фактор общего уровня профессионально-технической подготовки и воспитания рабочей смены. Оборудование и оснащение мастерских должно способствовать прочному освоению профессиональных умений и навыков на базе традиционной и новой технологии, а также современной техники.

В учебных мастерских осуществляется также производственное обучение большинства учащихся ручных и машинных профессий первых курсов средних профтехучилищ. Здесь широко используются технические средства обучения, микропроцессорная и вычислительная техника, тренажеры и комплекс учебно-наглядных пособий. В таких условиях, опираясь на основы политехнической подготовки и требования конкретной профессии, учащиеся непосредственно включаются в производительный труд, создают своими руками промышленные изделия.

Без учебных мастерских подготовка квалифицированных рабочих недостаточно полноценна. Не все средние профтехучилища располагают мастерскими, построенными по типовым проектам и оборудованными высокопроизводительными станками и механизмами. Тем почетнее и содержательнее работа мастера, который принимает энергичные меры по реконструкции и переоборудованию мастерских, проявляет изобретательность и находчивость, упорство и энергию для приближения базы обучения к современным задачам учебно-производственного процесса.

В современных условиях принимаются решительные меры к сокращению доли ручного труда с постоянно действующими негативными факторами: шумом, вибрацией, резкими колебаниями температуры и повышенной влажности. В учебных мастерских создается метеорологический режим, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.

. Состав и площади помещений учебных мастерских

Учебные мастерские обычно встраиваются в торец учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей - переходом на уровне 1-2-го этажей. Сооружают мастерские и как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный цикл не отвлекает учащихся в классах и лабораториях: пыль, копоть, газы не нарушают метеорологический климат учебного корпуса; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Организация и устройство учебных мастерских в первую очередь подчинены учебно-воспитательным целям. При этом работа мастерских рассчитана на 72 часа максимальной недельной нагрузки двухсменных занятий. (5,с 144)

Корпус современных учебных мастерских имеет внешнюю, учебно-производственную и хозяйственную зоны. При наличии достаточных земельных площадей создается резервная зона для организации полигонов, автодромов и т.д.

Внешняя зона - это фасад корпуса мастерских и прилегающий к нему участок улицы или площади. Фасад, входы и подъезды оформляются с учетом эстетических требований. Периодически (один раз в 5 - 7 лет) производится капитальный ремонт или реконструкция фасада - своеобразной визитной карточки учебных мастерских. Его окраска должна быть радующей, праздничной. Прилегающая к фасаду территория должна иметь удобные подходы и подъезды, асфальтированные либо сделанные из железобетонных плит, пешеходные дорожки, проходную и стоянку для личного транспорта. Железобетонные заборы устанавливать не рекомендуется. Земельные участки училищ могут ограждаться зелеными насаждениями. Необходимо, чтобы внешняя зона находилась в органичной связи с учебно-производственной зоной, ее оформлением и интерьером. Благоустроенная внешняя зона не только украшает окружающую среду, но и формирует соответствующее мнение об училище.

В учебно-производственную зону входят специализированные учебные мастерские для обучения учащихся различным профессиям, цеха, производственно-вспомогательные, административные, бытовые и технические помещения. Под учебные мастерские отводится исключительно надземная часть помещений. В подвальных помещениях размещают подсобные, складские и им подобные службы. В здании учебных мастерских предусматриваются необходимые виды инженерного оборудования: горячее и холодное водоснабжение, центральное отопление, канализация, приточно-вытяжная вентиляция, электросиловые, слаботочные и другие устройства. В данной зоне устанавливаются также средства визуальной информации. Хозяйственная зона (хозяйственный корпус или блок) обычно размещается в глубине территории училища, имеет вход со стороны корпуса мастерских и обеспечивается отдельным выездом на улицу. На этой зоне возводятся хозяйственные постройки, склады, гаражи, навесы для инвентаря и другие подсобные службы. В ней размещаются площадки и контейнеры с грузоподъемными устройствами для сбора, сортировки и кратковременного хранения металлических, деревянных и прочих отходов. Ряд контейнеров оборудуется плотно закрывающимися крышками (6, с.61).

3. Основные производственно-технические требования к планировке учебных мастерских

Устройство мастерских подчиняется в первую очередь учебно-вспомогательным целям. Площади, подбор и расстановка оборудования определяются главным образом необходимостью обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков по всем основным видам работ, предусмотренным учебными программами. Принимаются в расчет решения, позволяющие по мере необходимости без значительных материальных затрат проводить перепланировку и переоборудование помещений.

Планировка учебных мастерских предусматривает наиболее рациональное размещение и компоновку по функциональным признакам оборудования, технологической и организационно-технической оснастки (оргтехоснастки), микропроцессорной техники, инвентаря, инженерных сетей и средств производственного обучения. Планировочные решения производятся с таким расчетом, чтобы они обеспечивали фронтальность обучения и осуществление на практике принципов операционно-комплексной системы.

Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а минимальная площадь на одно рабочее место - 4,5 м2.

Кроме специализированных отдельных мастерских в состав производственно-вспомогательных помещений учебных мастерских входят:

производственный участок (по отраслевым нормативам);

склад инструментов, равный по площади инструментально-раздаточной кладовой;

заточное отделение (по отраслевым нормативам);

отдел технического контроля площадью 0,04 м2 на одного учащегося;

ремонтная мастерская (по отраслевым нормативам);

складские помещения площадью 0,2 - 0,3 м2 на одно станочное место.

В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства: комнаты отдыха, гардеробные, душевые, умывальники, уборные. Площади гардеробных для хранения верхней одежды принимаются из расчета не менее 0,15 м2, а для хранения домашней и рабочей одежды - 0,12 м2 на одного учащегося. Площадь душевых и умывальных принимается на общее количество учащихся в смене (потоке) из расчета одна сетка на 15 учащихся и один кран на 30 учащихся (5, с.145).

Помимо названных помещений в учебных мастерских устраиваются вестибюли, комнаты мастеров, технические кабинеты и административно-служебные помещения в соответствии с конкретной архитектурно-планировочной и организационной структурой всего комплекса училища. Планировка отдельно взятой специализированной учебной мастерской должна учитывать:

. Требования перечней (паспортов) оборудования, приспособлений, инструментов и инвентаря для оснащения учебных мастерских (при этом следует ориентироваться на типовые нормативы, утвержденные Госпрофобром).

. Экономное использование и соответствие площадей мастерских строительным нормам и правилам (СНиП).

. Требования положений технологического проектирования предприятий, соответствующих отраслей народного хозяйства с учетом установки оборудования, используемого для учебных целей.

. Нормативы по планировке и комплексному созданию оптимальных условий комфорта учебно-производственной среды.

.

Похожие работы на - Учебная мастерская штукатуров, плиточников-облицовщиков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!