Развитие спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    324,53 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ У СПОРТСМЕНОВ 10-11 ЛЕТ

.1 Понятие и сущность спортивных бальных танцев

.2 Особенности возрастной динамики развития спортивно-технического мастерства спортсменов 10-11 лет

Выводы по первой главе:

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ У СПОРТСМЕНОВ 10-11 ЛЕТ

.1 Констатирующий эксперимент по развитию спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет

.2 Развитие спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет

.3 Результаты исследования форм и методов развития спортивно-технического мастерства в спортивно танце у спортсменов 10-11 лет

Выводы по второй главе:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Спортивные танцы - это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставку спортивные, вопрос развития спортивно-технического мастерства юных танцоров, как одного из компонентов общей системы подготовки, активно обсуждается среди теоретиков и практиков.

Общеизвестен факт, что рост спортивных результатов возможен только при условии, что уровень спортивно-технического мастерства будет соответствовать определенному уровню физической и технической подготовленности. Поэтому, большинство специалистов в области спортивных танцев (Н.В. Гришина, 1986; Е.Х. Мамедова, 1989; Г.А. Чикалова, С.Д. Киселев, 1999; Д.И. Грачев, 2000) [1,16,32] признают зависимость эффективности выступлений спортсменов-танцоров от оптимального сочетания физической и технической подготовленности танцоров.

В теории и методике спортивной тренировки отмечается, что значение развития спортивно-технической мастерства особенно велико на начальном этапе многолетней спортивной подготовки, когда закладывается база для развития всех компонентов спортивного мастерства, и решаются такие задачи физического воспитания, как укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и обучение технике движений (В.Н. Платонов, 1997; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000). [1]

Анализ научно-методической литературы показал, что специалисты в области спортивных танцев также отмечают необходимость развития спортивно-технического мастерства танцоров на этапе начальной специализации (А.В. Бобровская, 2004; О.А. Шлимак, 2005). [16] Причем, авторами подчеркивается, что физическая подготовка в спортивных танцах нужна не только как базовая составляющая успешной технической подготовки, но и должна строиться с учетом ведущих двигательных способностей (К.Е. Пыльнов, 1999; И.Е. Ересько, 2005; О.Г. Румба, 2006). Достаточная спортивно-техническая подготовленность спортсменов обеспечивает целостность, ритмичность и безопасность тренировочного процесса, а также является критерием совместимости партнеров для занятий спортивными бальными танцами (Н.Ф. Сингина, И.Н. Еремеева, 1999;И.А. Жаворонкова, 2007). [1,16,32]

Различными авторами разработаны отдельные комплексы общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, используемые в танцевальном спорте (И.А. Зуева, Е.Г. Игнатенко, 1997; М.А. Ганеева, 2000; Д.И. Грачев, 2000; О.В. Антипина, О.С. Шнейдер, 2004; А.А. Коваленко, 2005). Но, с одной стороны, предлагаемые комплексы упражнений не объединены в единую методическую систему их использования, как в рамках отдельного занятия, так и целостного тренировочного процесса. С другой стороны, данный методический материал для развития спортивно-технического мастерства разработан без учета ведущих двигательных и функциональных способностей в исполнении соревновательных танцевальных программ.

Таким образом, актуальность работы определяется потребностью в создании методики развития спортивно-технического мастерства спортсменов 10-11 лет, которая бы учитывала ведущие двигательные способности танцоров и обеспечивала необходимый уровень развития их физических качеств и функциональных способностей, адекватный требованиям специфической технической и соревновательной деятельности в этом виде спорта.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику спортивно-технического мастерства спортсменов 10-11 лет на этапе начальной специализации.

Гипотеза: предполагалось, что спортивно-техническое мастерство спортсменов 10-11 лет, в основу которой будет положено развитие ведущих двигательных качеств и функциональных способностей, обеспечивающих эффективное освоение детьми Европейской и Латиноамериканской танцевальных программ, будет являться оптимальной для их дальнейшего технического роста.

Объект исследования - спортивно-техническое мастерство юных танцоров 10-11 лет.

Предмет исследования - развитие спортивно-технического мастерства спортсменов 10-11 лет.

Задачи исследования:

. Изучить организацию и содержание физической подготовки в спортивных танцах по данным научно-методической литературы и анкетирования специалистов по спортивным танцам;

. Выявить ведущие двигательные и функциональные способности в исполнении Европейской и Латиноамериканской программ на основе изучения взаимосвязей оценок за технику танцев и показателей физической и функциональной подготовленности высококвалифицированных спортсменов;

. Разработать и экспериментально апробировать методику развития спортивно-технического мастерства спортсменов 10-11 лет, основанную на учете ведущих двигательных и функциональных способностей в исполнении соревновательных танцевальных программ.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы и документации, педагогические наблюдения, анкетирование, анализ видеоматериалов, тестирование физических качеств, функциональные пробы, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Теоретико-методологической основой исследования послужили системный подход в совершенствовании спортивно-технического мастерства юных спортсменов (В.К. Бальсевич, Ю.В. Менхин, В.С. Фарфель, В.П. Филин, В.М. Волков, Р.Е. Мотылянская, Н.В. Зимкин); идеи структурно-функционального анализа (Р. Мертон, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, А.А. Сучилин), концепция управления многолетней подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, Ю.Д. Железняк, А.А. Сучилин); концепция спортивной ориентации и отбора (Н.А. Фомин, В.П. Филин, М.С. Бриль, В.М. Волков, Е.К. Розин); теория функциональных систем П.К. Анохина, положения и выводы теории управления спортивной подготовкой (В.П. Филин, В.Г. Никитушкин). [1,16,32]

Исследования проводились в течение одного года, в период с сентября 2010 г. по май 2011 г. на базе танцевально-спортивного клуба «Импульс» Губкинского городского округа и были объединены в три этапа с определенными задачами, средствами, методами их решения.

На первом этапе (сентябрь 2010 г. - октябрь 2010 г.) основной задачей было определение общего направления исследования: выбор темы исследования; проведение анализа научно-методической литературы и педагогических наблюдений; проведение опроса спортсменов и тренеров по спортивным танцам с целью выяснения на практике системы и содержания физической подготовки юных танцоров на этапе начальной специализации; отбор и апробация различных методик тестирования физической подготовленности танцоров; определение ведущих факторов физической подготовленности спортсменов-танцоров, представителей европейской и латиноамериканской программ.

На втором этапе (ноябрь 2010 г. - март 2011 г.) проводилась разработка и обоснование основных компонентов методики физической подготовки и проведение основного педагогического эксперимента, с целью проверки эффективности ее применения в тренировочном процессе юных танцоров на этапе начальной специализации.

Третий этап исследования (апрель 2011 г. - май 2011 г.) был направлен на анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, математическую обработку данных, теоретический анализ и интерпретацию результатов исследования, оформление работы.

Структура работы состоит из введения, основной части их двух глав, заключения и списка использованной литертауры.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ У СПОРТСМЕНОВ 10-11 ЛЕТ

 

1.1 Понятие и сущность спортивных бальных танцев


Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись - любая эпоха европейской истории - Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм - порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.[11, с. 56]

Бальные танцы ХХ века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.

В 1920-е годы в Англии при Императорским обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы - вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления - спортивный и soсial dance. В 1930-1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча). .[16]

В последнее десятилетие танцевальный спорт пользуется возрастающим вниманием Международного Олимпийского комитета и других международных спортивных организаций. Спортивные танцы все чаще включают в программы комплексных международных спортивных мероприятий, таких как: Всемирные игры в Лахти (Финляндия) в 1997 году, в Аките (Япония) в 2001 году, в Дуисбурге (Германия) в 2005 году, в Каошине (Тайвань) в 2009 году и др.

В России были проведены следующие крупные международные соревнования IDSF: Открытый Кубок стран СНГ по спортивным танцам в 2000, 2001, 2002, 2003 и 2004 годах в Санкт - Петербурге; Открытый международный турнир «Виват Россия!» ежегодно с 2007 года в Сочи; Кубок Европы по европейским танцам в 2007 году в Санкт- Петербурге; Чемпионат Европы по европейским танцам в 2008 году в Москве; Первенство Европы среди молодежи по латиноамериканским танцам в 2008 году в Москве и др. .[1]

Ежегодно в России региональные федерации и клубы проводят около 400-450 соревнований различного ранга и уровня. За последние годы определились ведущие турниры страны, ставшие центрами притяжения танцоров и специалистов не только России

Это, прежде всего, крупнейшее открытое соревнование страны и мира - Открытый международный турнир «Слава России», которое ежегодно проводится в конце октября в Москве, и набирающий силу и популярность. Открытый международный турнир «Виват Россия!», организуемый в Сочи в июне. В течение шести дней на «Славе России» более одиннадцати тысяч спортсменов всех возрастных категорий со всех концов России, из стран СНГ и дальнего зарубежья борются за право быть первой парой страны на этом самом престижном российском турнире. Золото на этом соревновании почти так же ценно, как и золото на официальном чемпионате России, как на одном из популярнейших европейских турнирах - Открытом чемпионате Германии в Штутгарте. [16]

К наиболее известным традиционным российским турнирам, стартующим ежегодно, следует также отнести: февраль - Кубок «Русского клуба» в Москве. Организатор ТСК «Русский клуб»; март - турнир «Большой приз Динамо» в Москве. Организатор ТСК «Динамо»; март - соревнования на Кубок Мэра Москвы. Организатор ТСК «Линия танца». Повсеместно проводятся открытые чемпионаты на кубки глав местных администраций. Так, в Губкине уже три года подряд проводится международный кубок главы администрации, на который съезжаются танцоры всех возрастных групп из регионов России и стран Ближнего Зарубежья. [32]

Благодаря высоким достижениям российских танцоров и их тренеров, плодотворному взаимодействию с ведущими зарубежными федерациями, организаторами турниров и функционерами, Федерация танцевального спорта России пользуется авторитетом в международной организации - IDSF. Очередным свидетельством этого стало решение IDSF провести свою Генеральную ассамблею 2008 года впервые в Москве.

Бальные танцы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры по всему миру. Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а профессиональные - под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open.

Спортивные бальные танцы делятся на 2 программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

В Соединенных Штатах Америки сохраняется своеобразный национальный вариант, как некоторых бальных танцев, так и проведения соревнований по ним - «American Smooth» «American Rhythm».

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками.

Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может, как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.

Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т.д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница.

Европейская программа. В Европейскую программу (стандарт) входят 5 танцев: медленный вальс (темп - 28-30 тактов в минуту), танго (темп - 31-33 тактов в минуту), венский вальс (темп - 58-60 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп - 28-30 тактов в минуту) и квикстеп (быстрый фокстрот) (темп - 50-52 тактов в минуту). Все танцы Европейской программы танцуются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в специальные, соответствующие требованиям, бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить галстук-бабочку. [3]

Латиноамериканская программа. В Латиноамериканскую программу входят танцы: самба (темп - 50-52 тактов в минуту), ча-ча-ча (темп - 30-32 тактов в минуту), румба (темп - 25-27 тактов в минуту), пасодобль (темп - 60-62 тактов в минуту) и джайв (темп - 42-44 тактов в минуту). Из Латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. Платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие (в соответствии с теми же требованиями). Костюмы кавалеров тоже очень облегающие, часто (но не всегда) черного цвета. Смысл таких костюмов - показать работу мышц спортсменов.

Сегодня в моду все больше и больше входят латиноамериканские танцы. Они пленяют своей зажигательностью и изяществом движений. Но, кроме того, все эти танцы построены на движениях бедер, причем весьма энергичных, что очень способствует формированию стройной талии, а также красивой линии бедер. Кроме того, танцы позволяют справиться с некоторыми комплексами. Чем дальше вы постигаете танцевальную науку, тем более раскованными и свободными становятся ваши движения, что дает вам все больше и больше возможностей для самовыражения. И, пожалуй, самое главное - бальные танцы повышают настроение и заряжают позитивной энергией.

В спортивных бальных танцах существует система классов, которые отражают уровень подготовки спортсменов (аналогично спортивным разрядам в других видах спорта, «поясам» в единоборствах). Танцоры также распределяются по возрастным категориям. Подобная система позволяет создать достаточно равноценную конкуренцию на танцполе и облегчить работу судей на соревнованиях.

Правила отнесения танцоров к той или иной возрастной категории и классу регламентируются правилами ФТСР (Федерации танцевального спорта России). Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.

Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (Hobby или Н), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях по бальным танцам определенные места и заработав определенные очки. В низших классах разрешено танцевать не все бальные танцы и не все элементы. Высший класс мастерства у любителей - М класс.

Классы мастерства танцоров обозначаются латинскими буквами: Е (самый низший), D, C, B, A, S и M (самый высший, несбыточная мечта большинства танцоров!).

Обычно говорят еще о так называемом N-классе или Хобби-классе или ШБТ-классе (школа бальных танцев), который является самым-самым низшим, и с которого обычно начинают участвовать в соревнованиях взрослые танцоры. Этот класс не входит в основную классификацию ФТСР, но ФТСР разрешает региональным танцевальным организациям вводить этот класс для начинающих танцоров, не достигших уровня Е-класса.

Под классом мастерства подразумевается целый комплекс навыков: определенный уровень физического развития, психологическая и музыкально-эстетическая подготовленность спортсменов, качество технического исполнения фигур танца.

Класс мастерства присваивается по результатам соревнований. Танцевальные пары, показавшие хорошие результаты на соревнованиях - например, прошедшие в финал и/или получившие призовые места - получают определенное количество очков. Участие в соревнованиях и очки записываются в квалификационную книжку спортсмена. Когда танцоры набирают определенное количество очков, им присваивают следующий класс, о чем делается запись в квалификационной книжке.

Классификация танцоров по уровню подготовки.ль класс, H класс (буква "Н" означает "начинающий" или "ноль-класс") H-4 - стартовый класс в бальных танцах. Танцоры исполняют только 4 танца: медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв. Набор элементов ограничен самыми основными движениями. В H-5 добавляется самба, в H-6 - те же танцы, что и в E классе.

В бальных танцах существует термин "Hobby-класс". Он применяется к начинающим взрослым спортсменам, которые желали бы танцевать большее количество танцев и с большим набором движений, чем дети-начинающие. Часто в этом случае организаторы соревнований по бальным танцам вообще не вводят ограничений по костюмам и исполняемым элементам. Такой Hobby класс имеет полуофициальный статус.

Хобби обычно делят на Хобби-4, Хобби-5 и Хобби-6 в зависимости от количества исполняемых танцев. Это стартовый класс, в котором набор элементов ограничен самыми основными движениями. Хобби-4: исполняются только 4 танца: медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв. Хобби-5: это все танцы из Хобби-4 плюс самба. Хобби-6: это все танцы из Хобби-5 плюс венский вальс.

Тот же термин может быть использован в несколько более широком значении. В таком случае он применяется к начинающим взрослым спортсменам, которые желали бы танцевать большее количество танцев и с большим набором движений. Часто в этом случае организаторы соревнований вообще не вводят ограничений по костюмам и исполняемым элементам. Такой Hobby класс имеет полуофициальный статус. [21, с. 66]

Обычно на соревнованиях по Хобби-классу нет требований к костюму, и не дается время на смену костюма и обуви (из стандарта в латину и наоборот), все танцы танцуют подряд.класс. Следующий класс, который тоже может быть стартовым. В нем исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в Европейской программе и самба, ча-ча-ча и джайв - в Латиноамериканской. класс. Включает в себя восемь бальных танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп - Европейская программа. Самба, ча-ча-ча, румба, джайв - Латиноамериканская.

С класс. Включает в себя все десять бальных танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп - Европейская программа. Самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв - Латиноамериканская. С этого класса обычно начинается серьезная карьера танцоров.

Более высокие классы. Далее в спортивных бальных танцах идут классы B, A, S и M. До B класса танцевальные пары по правилам региональных федераций танцевального спорта обязательно исполняют 2 программы (Европейскую и Латиноамериканскую), а с класса B соревнования по спортивным бальным танцам проводятся как раздельно по программам, так и по обеим программа сразу (двоеборье). В высоких классах - A, B, S, M - для перехода из класса в класс необходимо выполнить дополнительные условия, например, успешные выступления в серьезных рейтинговых турнирах. В низших классах разрешено танцевать не все танцы и не все элементы, это регламентируется правилами ФТСР по танцам и фигурам.

Классификация танцоров по возрастным группам:

Дети 0 - старшему в текущем году исполняется 6 лет и младше;

Дети 1 - старшему в текущем году исполняется 7-9 лет;

Юниоры 1 - старшему в текущем году исполняется 12 - 13 лет;

Юниоры 2 - старшему в текущем году исполняется 14 - 15 лет;

Молодёжь - старшему в текущем году исполняется 16 - 18 лет;

Взрослые - старшему в текущем году исполняется 19 лет и старше;

Сеньоры - младшему в текущем году исполняется 35 лет и старше.

Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной категории: в Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодёжь максимум на четыре года, в категории взрослые - максимум на пять лет. Оба партнера в категории сеньоры должны быть не моложе 35 лет. В категории сеньоры могут также выделяться категории сеньоры 1 и сеньоры 2, гранд-сеньоры и т.д. [16]

Таким образом, спортсмены 10-11 лет занимают третью ступеньку в возрастной иерархии занимающихся спортивными бальными танцами. Они имеют уже начальную подготовку и начальный опыт, но впереди еще большой потенциал по развитию спортивно-технического мастерства в спортивных танцах.

1.2 Особенности возрастной динамики развития спортивно-технического мастерства спортсменов 10-11 лет


Спортивный бальный танец занимает срединное положение между искусством и спортом. Его средствами решаются задачи духовного и эстетического воспитания. Через танец формируется способность детей к творчеству. Развивается духовный мир ребенка, облагораживается его повседневная жизнь. Дети учатся творить по законам красоты и нравственной чистоты.

На занятиях спортивными бальными танцами происходит осмысление и понимание ребенком окружающею мира, собственного места в этом мире, формируется отношение к миру, определяется деятельность в нем.

Через танец у детей появляется стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Формируется выдержка, упорство, дисциплина.

Как вид спорта танец состоит из упражнений, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений. Для этих упражнений характерны разнообразные сложнокоординированные действия, требующие определенной функциональной и физической подготовленности.

Потребность ребенка в движении заложена на биологическом уровне. Физическая активность необходима в такой же степени, как здоровое питание и регулярные прогулки на свежем воздухе. Занятия танцами несут именно ту физическую нагрузку, которая так необходима детям в наше время компьютерных игр, невысокой степенью вовлеченности детей в подвижные игры во дворе со сверстниками и издержками современного общества. [11, с. 56]

Изучая историю бальных танцев, культуру общения в коллективе и непосредственно танцевальную грамоту, дети естественным образом переносят эти навыки на повседневную жизнь. У них формируется художественный вкус, дисциплинированность, вера в свои силы, укрепляется общее физическое состояние организма. Неоднократно обсуждался и имеет обоснованные подтверждения тот факт, что те дети, которые занимаются танцами, лучше сверстников учатся в школе.

Детские спортивные бальные танцы являются одним из самых массовых и популярных видов спорта. Преимущество бальных танцев заключается в том, что большинство детей имеют способности к хореографии и танцам, в то время как музыкальный слух есть далеко не у каждого.

Спортивные бальные танцы для детей - не только очень красивы и изящны, но также полезны для физического, социального и морального развития ребенка: формируют правильную осанку и красивую походку, развивают чувство ритма, воспитывают ответственность, способствуют социальной адаптации ребенка в коллективе, приучают к усидчивости и концентрации внимания.

Основа спортивных бальных танцев для детей - изучение Европейских танцев (Медленный вальс, Танго, Венский вальс и Квикстеп) и Латиноамериканских танцев (Самба, Ча-ча-ча, Румба, Джайв). [11, с. 56]

В большинстве танцевальных студий и кружках по бальным танцам для детей набирают малышей в возрасте от 4-5 лет и старше. Но возраст, в котором стоит отдавать ребенка в бальные танцы для детей, зависит от его развития.

Детям до 3-4-х лет включительно сложно заниматься из-за неспособности концентрировать внимание, быстрой утомляемости, слабо развитой координации. Специалисты считают, что наиболее оптимальный возраст для начала занятий бальными танцами для детей - 6 лет.

В течение первого года занятий дети, как правило танцуют по-одному, учат базовые движения в бальных танцах и самые основные танцы: Медленный Вальс, Квик Степ, Ча-ча-ча и Джайв, а также вспомогательные танцы: Диско, Полька, Блюз.

На второй год занятий, когда детям исполняется 6-7 лет, тренер ставит их в пары. В этом возрасте дети начинают участвовать в первых соревнованиях по спортивным бальным танцам, в категории "Начинающие".

Если год прошел успешно и детская пара показала хороший результат, паре присваивается танцевальный класс: E-4, который означает, что дети участвуют в соревнованиях по бальным танцам в четырех танцах: Медленный Вальс, Квик Степ, Ча-ча-ча и Джайв. С таким классом дети уже считаются спортсменами. Они танцуют спортивную программу бальных танцев, активно участвуют как в классовых, так и в открытых группах на соревнованиях для детей по спортивным танцам в группе Дети-1. [19, с. 40]

Если в текущем году одному из партнеров исполняется 10 лет, пара переходит в следующую возрастную группу: Дети-2, в которой соревнования уже намного более серьезные. Лучше всего, если к переходу в группу Дети-2 детская танцевальная пара наберет класс D, который означает, что дети исполняют на соревнованиях 8 танцев: четыре в Европейской программе - Медленный Вальс, Танго, Венский Вальс и Квик Степ, и четыре в Латиноамериканский - Самба, Ча-ча-ча, Румба и Джайв.

В возрастной группе Дети-2 пара танцует всего два года, после чего, если в текущем году одному из партнеров исполняется 12 лет, детская танцевальная пара переходит в группу Юниоры-1. Поэтому этот период очень важен для развития спортивно-технического мастерства пары. Это период очень благоприятен и для изучения особенностей развития спортивно-технического мастерства юных танцоров.

Динамика показателей антропометрии, функциональной, физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков 10-11 лет позволяет достоверно определить возрастные границы эффективного развития ведущих способностей в периоды их естественного ускоренного прироста.

Инновационные методики начального обучения технико-тактическим действиям и навыкам ориентирования на основе стимулирования творческой активности существенно повышает уровень развития оперативного мышления и эффективность соревновательной деятельности.

Одна из важнейших задач управления в детском и юношеском спорте - это содействие гармоничному формированию растущего организма и всестороннее развитие способностей. Методологические основы исследований, направленных на учёт возрастной динамики специальной подготовленности, базируются на результатах изучения адаптивных реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки.

Интегральным показателем эффективности адаптивных реакций организма, безусловно, являются спортивно-технический результат и проявления функциональных возможностей, то есть данные, на основе которых осуществляются педагогические методы управления тренировочным процессом. Поэтому изучение динамики физических и интеллектуальных способностей, связанной с систематическими занятиями спортом - важная задача при управлении тренировочным процессом (Л.П. Матвеев, 1990; А.М. Якимов, 1990; О.И. Камаев, 2000; В.П. Губа, 2000). [23, с. 56]

Надёжные и информативные методики текущего и этапного контроля отдельных сторон интегральной подготовленности спортсменов 10-11 лет, дают возможность стандартизировать процедуру тестирования, получать объективную информацию о состоянии юного спортсмена и обеспечить эффективную индивидуальную коррекцию тренирующих воздействий.

В процессе спортивной тренировки проблема развития спортивно-технического охватывает многие факторы воспитания физических качеств человека, прежде всего таких, как двигательная ловкость, способность к мышечному расслаблению и т.д., и процессом управления двигательными действиями.

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.

Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, то есть наиболее рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях (Л.П. Матвеев). Ловкость имеет первостепенное значение в тех видах спорта, в которых предъявляются повышенные требования к координации движений, к ним можно смело отнести и спортивные бальные танцы.

Выделяют два основных подхода в тренировке ловкости.

Первый направлен преимущественно на накопление разнообразных двигательных навыков и умений, а второй - на совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность согласно требованиям меняющейся обстановки. Улучшение ловкости во многом зависит от повышения точности восприятия собственных движений в пространстве и времени, т.е. от восприятия чувства времени и чувства пространства которые оказывают положительное воздействие на состояние двигательного анализатора (Е.А. Разумовский).

Общее понятие «ловкость» конкретизируется более узким понятием «координационные способности».

Первоначальный смысл понятия означает в переводе на русский язык согласование, соподчинение, приведение в соответствие. Исходя из этого, координационные способности индивида выполняют важную функцию в управлении его движениями, а именно: согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий человека в единое целое (систему) соответственно поставленной двигательной задаче.

Под координационными способностями понимаются: способность целесообразно строить целостные двигательные акты, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям изменяющейся обстановки (Ф.П. Суслов).

Координационные способности включают в себя 3 основные составляющие:

. Пространственная точность, проявляющаяся как ориентация в пространстве относительно определенных направлений; как точность воспроизведения заданного угла поворота; как воспроизведение амплитуды движения различных частей тела относительно друг друга.

. Силовая точность, которая заключается в точности воспроизведения мышечных усилий; дифференциация мышечных усилий в зависимости от внешних условий и усилий партнера.

. Временная точность, проявляется в точности воспроизведения временных отрезков. [23, с. 76]

Методика развития координационных движений. При развитии координационных способностей ставится общая задача: оптимизация процесса развития координационных способностей применительно к требованиям спортивного бального танца. Частными задачами являются: систематическое обновление «двигательного» опыта танцора; совершенствование функции анализаторов движений к способности целесообразно регулировать мышечные напряжения в определенных пространственно-временных условиях. Координация отличается специальностью, связанной с качественно отличными навыками в различных видах спортивной деятельности. Поэтому координационные способности развиваются в основном теми физическими упражнениями, которые являются характерными для определенного вида спорта. Вместе с тем существуют методы развития координации, которые носят всеобщий характер.

При развитии координационных способностей у детей используются следующие методические подходы.

Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увлечением их координационной сложности. Этот подход широко применяю на начальном этапе обучения. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности, развивается способность к точному выполнению движений. Примерами их могут быть: относительно простые и достаточно сложные упражнения, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела и его частей, в разные стороны; упражнения в равновесии; упражнения, выполняемые с исключением зрительного контроля; задания на максимальную точность воспроизведения ранее выполненных движений.

. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Более высокий уровень координации достигается специальными упражнениями на соразмерность движений в задаваемых пределах пространства, времени и мышечных усилий. В спортивных бальных танцах многие фигуры требуют точно-пропорционального проявления мышечных усилий у обоих партнеров, где усилия одного зависят от усилия другого. Поэтому для формирования положительных стереотипов исполнения движений, учитывающих различную окружающую обстановку, применяется тренировка различных сочетаний мышечных усилий партнеров в паре.

В качестве методов используются следующие: метод многократного выполнения упражнения с последующим изменением параметров их выполнения; метод «контрастных заданий» и метод «сближаемых заданий».

Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях, осуществляется главным образом, по таким методическим направлениям: совершенствование точности воспроизведения заданных (эталонных) параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники спортивно-технического мастерства. Для чего применяют задания с установкой - точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления движения или положения тела. При этом ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений; совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров.

Совершенствование силовой точности движений предполагает развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами мышц и в различных движениях. В качестве средств используются изометрические напряжения и статические напряжения.

Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведению определенной величины мышечного усилия или ее изменения с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках.

Размеры отклонений (ошибок) при воспроизведении заданных параметров характеризуют степень силовой точности. Совершенствование временной точности движений зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время - это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что создает возможность распределять свои действия в строго заданное время. В спортивных бальных танцах временная точность это соответствие скорости движения тела или отдельных его частей темпу музыки. (Ф.А. Суслов, Ж.К. Холодов, В.А. Филин). [11, с. 56]

Применение данной методики обучения детей, способствует более быстрому усвоению нового материала и прочному закреплению двигательных навыков. Дает возможность переноса известных форм двигательной активности в разные танцы. При этом лишь изменяя их в соответствии с характером и особенностями каждого танца. Примером может служить исполнение одной и той же фигуры в различных танцах с разной ритмической нагрузкой и в разнообразных соединениях. Методика позволяет сократить время подготовки начинающих танцоров к выходу на сцену, правда здесь следует учитывать индивидуальные способности каждого ребенка и его возраст. То есть применять дифференцированный подход к каждому.

На уровне конкурсных танцоров, применяя специальные упражнения, направленные на дифференцирование мышечных усилий, удается сократить время «притирки» партнеров в созданных парах, так сказать привести их внутренний потенциал, умения и навыки к общему знаменателю, что необходимо для создания гармоничной пары.

 

Выводы по первой главе:


Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись - любая эпоха европейской истории - Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм - порождала своеобразный танцевальный комплекс. Бальные танцы ХХ века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура.

Бальные танцы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры по всему миру. Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев.

Спортивный бальный танец занимает срединное положение между искусством и спортом. Его средствами решаются задачи духовного и эстетического воспитания. Через танец формируется способность детей к творчеству. Развивается духовный мир ребенка, облагораживается его повседневная жизнь. Дети учатся творить по законам красоты и нравственной чистоты.

Спортивные бальные танцы для детей - не только очень красивы и изящны, но также полезны для физического, социального и морального развития ребенка: формируют правильную осанку и красивую походку, развивают чувство ритма, воспитывают ответственность, способствуют социальной адаптации ребенка в коллективе, приучают к усидчивости и концентрации внимания.

В возрастной группе Дети-2 (10-11 лет) пара танцует всего два года, поэтому этот период очень важен для развития спортивно-технического мастерства пары. Это период очень благоприятен и для изучения особенностей развития спортивно-технического мастерства юных танцоров.

В процессе спортивной тренировки проблема развития спортивно-технического охватывает многие факторы воспитания физических качеств человека, прежде всего таких, как двигательная ловкость, способность к мышечному расслаблению и т.д., и процессом управления двигательными действиями. В качестве методов используются следующие: метод многократного выполнения упражнения с последующим изменением параметров их выполнения; метод «контрастных заданий» и метод «сближаемых заданий».

Таким образом, развитие спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет происходит в ходе регулярных занятий по методикам, развивающим ловкость, скорость движений, быстроту реакций, выносливость.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ У СПОРТСМЕНОВ 10-11 ЛЕТ

 

2.1 Констатирующий эксперимент по развитию спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет


В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций возможно лишь при условии правильной методики обучения. Обучение танцевальным движениям происходит путём практического показа, объяснения, выполнения под счёт, самостоятельного выполнения элементов, выполнения под музыку. Поэтому с детьми 10-11 лет проведен эксперимент по выявлению влияния обучения по специальной программе «Шесть ступеней» на уровень развития спортивно-технического мастерства детей 10-11 лет. Эксперимент состоял из констатирующей части, формирующей и контрольной. Он был проведен на базе Школы бального танца «Импульс», которая была создана в г. Губкине Белгородской области в 1992 году.

Основная задача, которую с первых дней поставила перед собой руководитель школы Лидия Елисеева, и сегодня остается неизменной: прививать участникам любовь к танцу, развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, выразительность в танце; воспитывать стремление к коллективному исполнению танцевальных номеров. За годы существования школы тысячи детей, юниоров, юношей и девушек, занимаясь в школе, получили основы эстетического воспитания.

Жители города Губкина хорошо знают ансамбль бального танца «Импульс», который не пропустил, пожалуй, ни одного торжества и с блеском выступал как на открытых площадках, так и на сценах дворцов культуры. Мастерству танцоров аплодировали зрители городов и районов Белгородской области, других регионов страны, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Дарить радость людям - вот девиз «Импульса».

Бальный танец - это то, чему мы учим танцоров, чтобы они умели красиво двигаться, чтобы они использовали танец, как средство общения. Развиваясь, танцоры становятся более техничными, профессиональными. Структура конкурсов, а в дальнейшем соревнований, в которых они участвуют, повторяет ту, которая сложилась в близких видах спорта. Именно поэтому в 1990-м году название «Ансамбль бального танца» трансформировалось в «Танцевально-спортивную школу».

Танцевально-спортивная школа «Импульс» - один из ведущих клубов России, потому что имеет надежную базу. В самой школе «Импульс» тренируются 20 человек в возрасте от 16 до 25 лет - 8 основных пар и 2 запасных, а в клубе - спутнике «Мелодия», которым руководит Ирина Ивановна Паршина, где занимается юная смена - более сорока человек.

В эксперименте приняли участие 20 детей 10-11 лет, 10 пар.

Решая задачу оптимизации управления подготовкой спортивного резерва в ориентировании, мы определили особенности развития спортивно-технического мастерства у спортсменов 10-11 лет под влиянием тренировок.

Цель констатирующего эксперимента выявить исходные показатели спортивно-технического мастерства в спортивных танцах спортсменов 10-11 лет.

Задачи:

. Художественно-эстетическое воспитание и культурное развитие детей посредством:

знакомства с различными стилями, историей и географией танцевального искусства;

обучения умению чувствовать музыкальный ритм и стиль;- формирования художественного вкуса, развития способности к творческой импровизации в области спортивного бального танца.

укрепления общего физического состояния организма;

освоения необходимых двигательных навыков;

развития умения согласовывать движения тела с музыкой.

. Воспитание и развитие у детей таких личностных качеств, как:

волевая активность;

вера в свои силы;

дисциплинированность, ответственность;

навыки культурного общения друг с другом, в коллективе.

. Формирование творческого коллектива детей и родителей.

Критерии уровня развития спортивно-технического мастерства спортсменов 10-11 лет следующие.

. Чувство музыкального ритма - сочинение ритмических рисунков. Умение чувствовать звукочастотный ритм с движениями других детей, умение двигаться в унисон с другими детьми.

высокий (3 балла) - ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;

средний (2 балла) - производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий (1 балл) - смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки и движениям других детей.

. Воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

высокий (3 балла) - ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии хлопками и шагами;

средний (2 балла) - воспроизводит ритм музыки с ошибками;

низкий (1 балл) - неверно воспроизводит ритм музыки.

. Волевой компонент:

высокий (3 балла) - ребёнок имеет большую волевую активность;

средний (2 балла) - воля к победе и успеху ослабевает с середины тренировки;

низкий (1 балл) - волевая активность слабая, ребенок отказывается от тренировки в случае малейшего неуспеха.

. Выносливость:

высокий (3 балла) - ребёнок легко переносит нагрузки тренировок;

средний (2 балла) - ребенок с половины тренировки нуждается в отдыхе;

низкий (1 балл) - ребенок быстро устает.

. Дисциплинированность:

высокий (3 балла) - ребёнок ответственно относится к тренировкам;

средний (2 балла) - ребенок не всегда ответственно относится к своим поступкам;

низкий (1 балл) - ребенок не придает большого значения мере ответственности.

. Чувство партнера:

Высокий (3 балла) - ребенок проявляет чувство товарищества, доброжелательности к окружающим, эмпатию и толерантность;

Средний (2 балла) - ребенок не всегда проявляет чувство товарищества, доброжелательности к окружающим, эмпатию и толерантность;

низкий (1 балл) - ребенок не проявляет чувств товарищества, доброжелательности к окружающим, эмпатию и толерантность.

Таблица 2.1

Уровни развития спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет (констатирующий эксперимент)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий


кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Чувство музыкального ритма

2

10

10

50

8

40

Воспроизведение ритма мелодии

3

15

7

35

10

50

Волевой компонент

3

15

7

35

10

50

Выносливость

3

15

25

12

60

Дисциплинированность

5

25

3

15

12

60

Чувство партнера

-

-

13

65

7

35

Средние данные

3

16%

7

36%

10

53%


Рис. 1. Уровни развития спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет (констатирующий эксперимент)

Как видим, высокий уровень развития показали 3% испытуемых, средний - 36%, низкий - 53%.

2.2 Развитие спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет


Формирующий эксперимент проведен с ноября 2010 года по апрель 2011 года. Цель этого этапа эксперимента - провести занятия по развитию определенных в начале эксперимента качеств спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет. Занятия проходили три раза в неделю по полтора часа. В программу вошли физические тренировки на выносливость, гибкость, скорость, ритмическую память, воспроизведение ритма.

Три раза в год спортсмены 210-11 лет проходят аттестацию по ступеням мастерства. В аттестационных испытаниях принимают участие исполнители спортивного бального танца с целью подтверждения танцевального мастерства по определенной ступени обучения.

Аттестационные тесты подразделяются на программу "Соло": с 1 по 6 ступени для одиночного исполнения и программу "Дуэт" для парного исполнения в 5 и 6 ступенях.

Предполагается, что каждый исполнить спортивного бального танца к концу первого года обучения должен освоить программу "Соло" с 1 по 3 ступень, а к концу второго года обучения программу «Соло» - с 4 по 6 ступени. Программу "Дуэт" 5 и 6 ступени, можно исполнять на аттестации не только по одному, но и в парах.

Ведущие физические качества можно расположить по степени значимости следующим образом (по B.C. Фарфелю):

. Ловкость (координация), гибкость, относительная сила.

. Специальная выносливость, взрывная сила, скоростные качества, скоростно-силовые качества.

. Максимальная сила, общая выносливость, силовая выносливость. Современные спортивные танцы отличаются прогрессирующим усложнением соревновательных программ. Процесс этот развивается, в частности, по пути освоения танцорами сложных в координационном отношении элементов и соединений. Исходя из этого одним из направлений в занятиях с танцорами является развитие координационных способностей.

В ходе наблюдения установлено, что физическая подготовленность юных спортсменов изменяется неравномерно. Улучшение выносливости происходит с возрастом и ростом мастерства. Так, на этапе предварительной подготовки результат в скрости вырос на 31,9%, а наибольший прирост произошел с 10 до 11 лет (на 11,5%). Касаясь скоростной подготовленности юных спортсменов следует отметить, что её средний ежегодный прирост составляет 0,5 с. Более значительно возрастает показатель в беге на 30 м с ходу с 12 до 13 лет (на 10,2%). Затем темпы прироста снижаются, а в 13-14 лет показатели скоростных способностей составляют 80-85% от показателей спортсменов высших разрядов. Возрастная динамика скоростно-силовой подготовленности юных спортсменов изучалась по результатам прыжковых упражнений. Анализ силовой подготовленности показал, что с 10 до 11 лет силовые способности возрастают в среднем на 11-17%. Уровень интеллектуальной работоспособности спортсменов характеризуют показатели памяти, внимания и мышления. Прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие этих способностей в возрасте 10-11 лет наблюдается на 42-45%.

У спортсменок отмечен значительный прирост показателей скоростной подготовленности - на 8,9%, скоростно-силовой подготовленности - на 7,2%, силовые способности возросли на 23,1%, наблюдается значительный рост выносливости.

Комплексная организация исследования также предусматривала изучение особенностей специальной подготовленности спортсменов 10-11 лет на этапе спортивного совершенствования.

2.3 Результаты исследования форм и методов развития спортивно-технического мастерства в спортивно танце у спортсменов 10-11 лет


Контрольный эксперимент проведен в мае 2011 года по тем же критериям, что и констатирующий эксперимент.

В результате получено следующее (Табл.2.2)

Таблица 2.2

Уровни развития спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет (контрольный эксперимент)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий


кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Чувство музыкального ритма

16

80

4

20

-

-

Воспроизведение ритма мелодии

12

60

8

40

-

-

Волевой компонент

11

55

9

-

-

Выносливость

12

60

8

40

-

-

Дисциплинированность

10

50

10

50

-

-

Чувство партнера

12

60

8

40

-

-

Средние данные

12

59

8

41

-

-

спортивный бальный танец

Рис. 2. Уровни сформированности спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет (констатирующий эксперимент)

Рис. 3. Уровни развития спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет (сравнительный анализ)

Как видим, показатели изменились в сторону высокого развития специальных способностей спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет.

Этап углубленной тренировки в спортивных танцах приходится на период онтогенеза, когда в основном, завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма. Анализ результатов исследований показывает, что специальная выносливость юных спортсменов продолжает улучшаться (прирост составил 4,3%). Наблюдается интенсивный прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие интеллектуальных способностей. Так показатели распределения внимания улучшаются на 21,3%, а переключения внимания на 13,1%. На это так же указывает значительный прирост наглядно-образного мышления (46,0%) и оперативной памяти (18,0%).

Для определения ведущих критериев специальной подготовленности у спортсменов на этапе углубленной тренировки нами был использован корреляционный анализ. Установлено, что у спортсменов, систематически занимающихся тренировками, выделилось три группы взаимозависимых упражнений, которые характеризуют ведущие спортивные способности. Это скорость чтения спортивной карты, которая, в основном, обусловливается показателями мышления: оперативного (r=0,845), наглядно-образного (r=0,771) и зрительно-пространственного (r=0,816), а также имеет высокую корреляцию с наглядно-образной памятью (r=0,665) и распределением внимания (r=0,793). Уровень специальной выносливости ориентировщиков определяется величиной общей выносливости (r=0,678), особенностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем (r=0,637). Отмечена значительная взаимосвязь оперативного мышления с наглядно-образным (r=0,858) и логическим (r=0,840) мышлением, распределением (r=0,814) и переключением (r=0,703) внимания и наглядно-образной памятью (r=0,585).

Таким образом, занятия по программе «Шесть ступеней» помогли в значительной степени повысить показатели спортсменов 10-11 лет.

 

Выводы по второй главе:


В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций возможно лишь при условии правильной методики обучения. Обучение танцевальным движениям происходит путём практического показа, объяснения, выполнения под счёт, самостоятельного выполнения элементов, выполнения под музыку. В ходе наблюдения установлено, что физическая подготовленность юных спортсменов изменяется неравномерно. Улучшение выносливости происходит с возрастом и ростом мастерства. Этап углубленной тренировки в спортивных танцах приходится на период онтогенеза, когда в основном, завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма. Анализ результатов исследований показывает, что специальная выносливость юных спортсменов продолжает улучшаться (прирост составил 4,3%). Наблюдается интенсивный прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие интеллектуальных способностей. Так показатели распределения внимания улучшаются на 21,3%, а переключения внимания на 13,1%. На это так же указывает значительный прирост наглядно-образного мышления (46,0%) и оперативной памяти (18,0%).

Таким образом, регулярные тренировочные упражнения способствуют развития спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Результатов исследования заключаются в разработке и обосновании педагогической эффективности методики физической подготовки юных танцоров на этапе начальной специализации, которая впервые построена на учете выявленных ведущих двигательных и функциональных способностей танцоров в исполнении Европейской и Латиноамериканской танцевальных программ.

Установлено, что в исполнении Европейской программы ведущими способностям являются силовая выносливость, координационные способности, общая работоспособность и функции внешнего дыхания. В исполнении Латиноамериканской программы - скоростно-силовые и координационные способности, гибкость позвоночного столба и подвижность тазобедренных суставов, общая работоспособность и функции внешнего дыхания.

Разработан педагогически целесообразный вариант годового планирования физической подготовки юных танцоров, способствующий развитию их двигательных и функциональных способностей и росту технического мастерства, составлены композиции специально разработанных тренировочных средств и установлена последовательность их использования в рамках тренировочного занятия.

Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что применение в тренировочном процессе экспериментальной методики физической подготовки танцоров 10-11 лет привело к улучшению технической подготовленности спортсменов и повышению соревновательной результативности их выступлений.

Основные показатели результативности развития спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет:

Ведущими физическими качествами и функциональными способностями в исполнении танцев Европейской программы являются силовая выносливость, координационные способности, общая работоспособность и функции внешнего дыхания, а в исполнении танцев Латиноамериканской программы - скоростно-силовые и координационные способности, гибкость, общая работоспособность и функции внешнего дыхания.

Физическая подготовка детей 10-11 лет, занимающихся спортивными танцами на этапе начальной специализации, должна иметь специально организованный и комплексный характер, обеспечивающий развитие физических качеств и функциональных способностей, определяющих результат исполнения танцев Европейской и Латиноамериканской программ.

Использование разработанной методики физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе специализации, включающей средства общей физической подготовки, специально разработанные комплексы танцевально-прыжковых упражнений, танцевальные комбинации и средства, подобранные с учетом ведущих двигательных, функциональных способностей и специальных технических характеристик движений, а также имеющей строго определенную последовательность реализации средств в ходе каждого цикла занятий в течение года, позволяет достоверно улучшить физическую и техническую подготовленность спортсменов.

Таким образом, условиями развития спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет стали регулярные тренировки по 3 раза в неделю, занятия легкоатлетическими упражнениями, вовлечение в спортивные соревнования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.       Алексеев, А.В. Развитие координационных способностей, как одно из направлений в занятиях спортивными танцами / А.В. Алексеев // <http://www.dk-khv.ru/node/90>

.        Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - СПБ: Питер, 2008. - 152 с.

.        Бальные спортивные танцы для детей // http://www.dancezz.com/article/37-ballroom-dance-children

.        Бальсевич, В.К. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №12. - С.18-19.

.        Бекина, С.И. Музыка и движение / С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М.: Просвещение, 2004. - 207 с.

.        Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж, 2007. - 342 с.

.        Бурмистрова, И. Школа танцев для юных / И. Бурмистрова, К. Силаева. - М.: Эксто, 2003. - 240 с.

.        Горбатов, Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход / Д.С. Горбатов // Педагогика. - 2005. - №4. -С. 105-111.

.        Грациозо Чеккетти Полный учебник классического танца школа Энрико Чекетти. - М.: АТС Апрель, 2007. - 503 с.

.        Гузов, Н.М. Узоры на стадионе / Н.М. Гузов. - М.: ФИС, 2007. - 127 с.

11.     Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1996. - 456 с.

.        Диниц, Е.В. Азбука танцев / Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков. - М.: АТС Донецк, Сталкер, 2005. - 286 с.

.        Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург, 2005. - 398 с.

.        Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. - М.: Педагогика, 2007. - 239 с.

.        Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. - СПб: СПбГУ, 2001. - 384 с.

16.     Классификация танцоров в спортивных бальных танцах // <http://www.tancuyutvse.ru>

.        Классы танцоров в бальных танцах // <http://www.dancedance.ru/soveti-novichkam/klassi-tancorov.html>

.        Коиков, А.Г. Организационно-методические основы проведения соревнований по оценке двигательной подготовленности школьников / А.Г. Коиков, Д.Н. Гаврилов и др. // Физическая культура в школе. - 2001. - №1. - С.26.

.        Корниенко, А.А. Методы и средства улучшения эффективности. Физическое воспитание в школе / А.А. Корниенко // Физическая культура в школе. - 2007. - №3. - С.40-41.

.        Костровицкая, В.С. 100 уроков классического танца «Искусство» / В.С. Костровицкая. - СПБ: Питер, 2005. - 238 с.

.        Майоров, А.Н. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении / А.Н. Майоров и др. - СПб: Питер, 2002. - 79с.

.        Малых, А.М. Старты и эстафеты / А.М. Малых. - Киров., 2006. - 40 с.

.        Матвеев, Л.П. Теория методика физической культуры. -М.: ФиС, 1991. - 543с.

.        Медведев, В.А. О критериях оценки функционального состояния учащейся и студенческой молодежи / В.А. Медведев, В.А. Коледова // Ф.К.: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - №2. - С.3-8.

26.     Немов, Р.С. Психология: учеб. в 3-х кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 453 с.

.        Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Владос, 2003. - 254 с.

.        Роот, З.Я. Танцы в начальной школе: практическое пособие / М.: Айрисс - пресс, 2006. - 128с.

.        Ротерс, Т.Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 2009. - 344 с.

.        Селезнев, Н.В. Роль педагогической оценки / Н.В. Селезнев // Педагогика. - 2006. - №10. - С.52-55.

.        Суворов, В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе структуры соревновательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 [Текст] / В.В. Суворов. - Краснодар, 2006. - 23 с.

32.     Терехова, М.А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации / М.А. Терехова // <http://www.teoriya.ru/dissert/avtoref/?nid=5509>

.        Ушинский, К.Д. Человек, как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Т.2 [Текст] / К.Д. Ушинский // К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Т.6. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

.        Фатыхов, Р.А. Как увлечь детей физической культурой / Р.А. Фатыхов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №7. - С.42-44.

.        Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М.: ФиС, 2004. - 135 с.

.        Фирилева, Ж.Е. «СА - Фи - Дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей. учебно-методическое пособие педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 324 с.

.        Харман, Г. Современный факторный анализ / Г. Харман. - М.: Гардарики, 2002. - 324 с.

.        Херувимова, С.А. Практикум по курсу музыкально- ритмического воспитания: метод. указ. для студентов ОДО Чайковский ГИФК / С.А. Херувимов, Е.И. Брюхова. - 2004. - 72 с.

.        Ходжиев, Д.Д. Чтобы повысить интерес к физической культуре// Физическая культура в школе / Д.Д. Ходжиев. - 2001.- №6. - С.30.

.        Хрипкова, А.Г., Тренеру о юном спортсмене / А.Г. Хрипкова, М.М. Круглый. - М., ФиС, 2002. - 306 с.

.        Шипилин, И.А. Хореография в спорте / И.А. Шипилин. - Ростов- н/Д: Феникс, 2004. - 211 с.

.        Шмелев, А.Г. Многомерный статистический анализ межкультурных и дифференциальных педагогических исследований / А.Г. Шмелев // Статистические методы в общественных науках: сборник обзоров. - М.: Вече, 2002. - С. 63-96.

ПРИЛОЖЕНИЕ


ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Три раза в год начинающие спортсмены проходят аттестацию по ступеням мастерства.

В аттестационных испытаниях принимают участие исполнители спортивного бального танца 1-го и 2-го года обучения с целью подтверждения танцевального мастерства по определенной ступени обучения.

Аттестационные тесты подразделяются на программу "Соло": с 1 по 6 ступени для одиночного исполнения и программу "Дуэт" для парного исполнения в 5 и 6 ступенях.

Предполагается, что каждый исполнить спортивного бального танца к концу первого года обучения должен освоить программу "Соло" с 1 по 3 ступень, а к концу второго года обучения программу «Соло» - с 4 по 6 ступени. Программу "Дуэт" 5 и 6 ступени, можно исполнять на аттестации не только по одному, но и в парах.

После сдачи программы "Соло" и "Дуэт" исполнителю спортивного бального танца присваивается танцевальный класс «Н».

Переход танцоров через ступень не разрешается, однако исполнитель может на одной аттестации сдать две ступени по заявке тренера. Танцор может начать сдачу аттестации со ступени, соответствующей его подготовке (например, со 2 или 3 ступени) по рекомендации тренера.

Требования к исполнению программы

По правилам аттестации с 1по 4 ступень танцоры исполняют партию партнера.

В европейской программе - руки вытянуты вдоль корпуса, в Польке и в танцах латиноамериканской программы - руки на поясе. Начиная с 5 ступени допускается исполнение как мужской, так и женской партии.

В европейской программе позиция рук - учебная (рама), в латиноамериканской - позиция рук соответствует исполняемым фигурам.

Система оценки участников аттестации

Участники конкурсной аттестации оцениваются по 5-ти балльной системе. Оценка:

"1 балл" - участник не танцует конкурсную программу - "2 балла" - танцует конкурсную программу , но не в соответствии с музыкальным ритмом- "3 балла" - танцует конкурсную программу в музыку, но не держит линии корпуса. - "4 балла" - танцует в музыку, держит линии корпуса, но технически не точно выполняет фигуры. - "5 баллов" - танцует в музыку, держит линии корпуса, технически правильно выполняет фигуры.

По результатам оценок участник награждается: грамотой, дипломом, дипломом с отличием. Участник, набравший до 8 очков получает грамоту, от 9-ти до 12-ти получает диплом, от 13-ти до15-ти получает диплом с отличием. Количество очков умножается на количество судей и выводится общий результат.

Присвоение очередной ступени танцевального мастерства допускается, если участник набрал максимально оценок 4 и 5, т.е. получил диплом или диплом с отличием. Положение о костюме участников аттестации

Костюм партнера:

белая однотонная рубашка с длинным рукавом - темные однотонные брюки (черные или темно-синие) - черный однотонный галстук с заколкой или бабочка. -- черные носки- темные (танцевальные) ботинки.

Костюм партнерши:

однотонная темная юбка или юбка-брюки не ниже колена - белая однотонная блузка без украшений или белый купальник- колготы телесного цвета - туфли (танцевальные) с высотой каблука не более 3,5 см.

Танцевальная программа аттестации

В построении схемы танца каждой ступени могут использоваться фигуры предыдущих ступеней.ступень

Медленный вальс

Закрытые перемены вперед и назад, правый поворот поворот по четвертям. Композиция: закрытые перемены вперед и назад (4 такта), поворот по четвертям (4 такта).

Ча-Ча-Ча

Основное движение (с правой ноги со счета «1»). Полька.

Хореография танца исполняется в линейном построении на месте. Композиция начинается с левой ноги.ступень

Медленный вальс

Закрытые перемены по линии танца, правый поворот по четвертям.

Композиция: четыре закрытых перемены вперед с правой ноги и правый поворот по четвертям.

Самба

Основное движение (с левой ноги вперед, с правой ноги назад), виск влево и вправо.

Композиция: основное движение - 4 такта, виск - 4 такта.

Ча-Ча-Ча. Основное движение, тайм-степ, нью-йорк.

Композиция: основное движение, нью-йорк; основное движение, тайм-степ. Популярный танец (диско)

Хореография танца исполняется в линейном построении. Композиция исполняется на месте без активного продвижения.ступень

Медленный вальс

Правый поворот, левый поворот, закрытые перемены с правой и левой ноги перемена.

Композиция: правый поворот, перемена с правой ноги, левый поворот, перемена с левой ноги.

Самба Повороты влево по четвертям.

Композиция: основное движение - 4 такта, виск - 4 такта, основное движение - 4 такта, поворот по четвертям 4 такта.

Ча-Ча-Ча.

Спот поворот.

Композиция: основное движение, нью-йорк; основное движение, спот поворот.

Популярный танец (диско).

Хореография танца исполняется в линейном построении. При исполнении композиции допускается активное продвижение.ступень

Медленный вальс. Проходящая перемена назад.

Композиция: половина правого поворота (заканчивается спиной по диагонали в центр), проходящая перемена назад (три проходящих шага), четверть левого поворота, закрытая перемена с левой ноги.

Ритмический фокстрот. Четвертные повороты с левой ноги, шаг-баланс.

Самба. Самба-ход в променадной позиции, боковой самба-ход.

Композиция: основной шаг - 4 такта, виск - 4такта (на последнем такте выход в ПП, самба-ход в променадной позиции и боковой самба-ход 8 тактов (на последнем такте выход в основную позицию).

Ча-Ча-Ча. Кросс бейзик.

Композиция: основной шаг, нью-йорк; спот поворот, кросс бейзик.

Джайв. Фолловей рок, фолловей троувей, линк, линк рок.ступень

Медленный вальс Правый спин поворот.

Композиция: правый спин поворот, четверть левого поворота, перемена с левой ноги вперед.

Квикстеп. Четвертной поворот вправо, прогрессивное шассе.

Самба Стационарный самба-ход.

Композиция: стационарный шаг - 4 такта, виск - 4 такта, самба-ход и боковой самба-ход - 8 тактов.

Ча-Ча-Ча Три ча-ча-ча.

Композиция: основной шаг, 2 нью-йорка, три ча-ча-ча вправо, нью-йорк, тайм степ назад, тайм степ на месте, три ча-ча-ча влево, нью-йорк, тайм степ назад, тайм степ на месте, 2 спот поворота, кросс бейзик.

Джайв Смена мест слева направо и справа налево.

Композиция: фолловей рок, смена мест справа налево, шассе друг к другу, друг от друга, смена мест слева направо.ступень

Медленный вальс Внешняя перемена, шассе.

Композиция: половина правого поворота, внешняя перемена, шассе (в позиции променад), натуральный спин поворот, четверть левого поворота, л перемена с левой ноги.

Квикстеп. Лок вперед, лок назад.

Композиция: четверть поворота вправо, прогрессивное шассе, лок вперед, (лок назад для партнерши).

Самба. Теневая бота фого, соло спот вольта, вольта спот поворот.

Композиция начинается с левой ноги: стационарный шаг 2 такта, соло спот вольта 1такт, стационарный шаг 1 такт, виск 4 такта, самба-ход в променадной позиции и боковой самба-ход ( всего 4 такта), теневая бота фого 2 такта, вольта спот поворот 1 такт, стационарный шаг с правой ноги 1 такт.

Ча-Ча-Ча Веер, алемана, закрытый хип твист.

Композиция: закрытый хип твист, веер, алемана.

Джайв. Смена рук за спиной, стой и иди.

Композиция: фолловей рок, смена мест справа налево, шассе друг к другу, друг от друга, смена мест слева направо, стой и иди, смена рук за спиной.

Похожие работы на - Развитие спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 10-11 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!