Таможенная политика государства. Перспективы и состояние развития в Украине

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,27 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенная политика государства. Перспективы и состояние развития в Украине

План

Введение

Раздел 1. Теоретические аспекты исследования таможенной политики государства

1.1     Сущность понятия "таможенная политика"

1.2     Система таможенно - тарифних отношений

Раздел 2. Анализ особенностей таможенной политики Украины

2.1     Основные направления формирования таможенной политики Украины

2.2     Таможенные тарифы и их регулирующий эффект

.3       Таможенная политика в контексте вступления Украины в ВТО: анализ и последствия

Раздел 3. Пути усовершенствования таможенной политики Украины в контексте обеспечения экономической безопасности Украины

3.1     Основные направления реализации таможенной политики Украины

3.2     Стратегия участия Украины в таможенных союзах

Выводы

Список литературы

Введение

 

Актуальность темы изучения: Каждая нация - государство имеет собственную экономику, а взаимоотношения между национальными экономиками образуют международную экономическую систему. Если определяющей чертой политических отношений между государствами выступает власть, то характерной чертой этих экономических отношений выступают рыночные опереции. Международные экономические отношения выступают как результат обмена товарами, услугами и финансовыми активами, которые имеют рыночную цену. Сумма экономических операций страны с миром на протяжении определенного времени заносится на ее платежный баланс. Операции дают толчок потокам товаров, услуг, денег, капиталу, технологий и предпринимательства, что помогает создавать черты независимости среди других национальных экономик. Изменения в размерах и направлениях этих потоков, инициированные в одной национальной экономике , прямо или опосредованно влияют на состояние хозяйсвта других стран.

Хотя правительства современных национальных государств не желают, чтобы их международные отношения определялись только рыночными силами. Руководство каждой страны формирует свою внешнеэкономическую политику с целью регулирования , ограничивания ,поддержки или другого влияния на международную торговлю.

Международные операции индустриальных государств и стран, которые развиваются, определяются преимущественно приватными фирмами, чаще - многонациональными компаниями. В результате того, что мотивацией этих операций является экономическая выгода, торговля между этими странами объясняется экономическими условиями. Несмотря на это, правительственная политика стран обоих типов направленна на ограничение или стимуляцию внешне - экономических операций с целью избежания того типа зависимости, который вытекает с рыночных сил.

Государствами, где до 90 - х годов была планово - административная экономика, где все операции выполнялись государственными предприятиями, управляли властные плановые структуры, а не рынок. Таким образом, внешне экономические связи этих стран четко контролировались государством. Теперь эти страны находятся на историческом переходном этапе трансформации своей экономики в рыночную. Если эти преобразования окажутся удачными, то все страны мира образуют эдиную мировую экономику.

Таким образом, написанное выше обуславливает актуальность исследования курсовой работы.

Объект исследования: роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Предмет исследования: таможенная политика государства и ее цели.

Методологическую и методическую основу исследования составляют современные теории внешнеэкономической деятельности.

Главные задания курсовой роботы обусловили ее структуру. Работа состоит из вступления, трх разделов, выводов и списка использованной литературы.

Цель курсовой работы: исследование таможенной политики государства и ее целей.

Целью работы обсуловленно выполнение таких заданий:

обозначить теоретические аспекты исследования таможенной политики государства.

совершить анализ особенностей таможенной политики Украины.

обнаружить пути усовершенствования таможенной политики Украины в контексте обеспечения экономической безопасности Украины.

Раздел 1. Теоретические аспекты исследования таможенной политики государства

1.1 Сущность понятия "таможенная политика"

 

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика - это органичная составная часть внутренней и внешней политики.[1, c.372]

Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли.

Сущность ее выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны.

По своему содержанию она представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта).

Основным средством осуществления таможенной политики являются: установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов.

Совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования в целом образуют механизм таможенной политики государства.

Основные цели таможенной политики:

1) обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории,

) участие в реализации торгово-политических задач по защите рынка,

) стимулирование развития национальной экономики,

) содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики ,

) иные цели, определяемые властями конкретных государств.

Направленность целей таможенной политики на защиту рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика призвана реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать национальную экономику от развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Важнейшие качественные характеристики таможенной политики непосредственно связаны с принципом регулирования внешнеторговой деятельности.

Основными принципами внешнеторговой деятельности являются:

) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики ;

) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

) единство политики экспортного контроля;

) единство таможенной территории ;

) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике.

Как уже было сказано выше, таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью имеется в виду такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства. [15]

С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики:

. Протекционистская

. Политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д. [12]

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущества Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства - Испания, Швеция, Франция.

Благодаря протекционизму, Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции - самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

Таким образом, развитые капиталистические страны проходили этапы, условно говоря "закрытого общественного развития", когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентноспособности продукции на внутреннем рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли. [2]

Политика свободной торговли направлена на всемирное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин.

С целью проведения активной таможенной политики, содействующей повышению эффективности и расширению внешнеэкономических связей, государство разрабатывает новые инструменты таможенной политики (например, лицензирование, квотирование) и адаптирует старые средства (например, тарифное регулирование) к новым условиям.

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах.

Одним из инструментов регулирования экспорта - импорта являеться режим ограничений.(Таблица 1.1.)

Таблица 1.1. Режим ограниченний

Открытый, < 10%

Умеренный, 10-15%

Ограничительный >25%

Режим Тарифних Ограничений


Открытый < 10%

Свобода торговли

Умеренный

Протекционизм

Умеренный 10-15%

Умеренный

Умеренный

Протекционизм

Ограничительный >25%

Протекционизм

Умеренный

Протекционизм

Итак, таможенная политика - основа таможенного дела. Цели таможенной политики - защита рынка товаров и стимулирование развития национальной экономики. Осуществление поставленных целей возможно финансовых и административных инструментов таможенного дела.

1.2 Система таможенно - тарифных отношений

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.[16]

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

а)       инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б)      свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран.

При установлении тарифов каждое государство основывает свои действия на определенных принципах, в соответствии с которыми строит свою таможенную политику.[19]

Общим принципом внешней торговли является стремление к положительному внешнеторговому сальдо, т.е. к превышению экспорта над импортом, поскольку экспортируемая продукция обеспечивает рабочие места и иные положительные явления в национальной экономике страны-экспортёра. Вместе с тем, импорт очень часто обеспечивает поступление в страну товаров, не производимых в данной стране и представляющих важность с точки зрения внутренней экономики.

Таможенные пошлины, как важнейший регулятор внешней торговли, могут преследовать самые различные цели. В зависимости от преследуемой цели таможенные пошлины разделяются на фискальные, протекционистские, ограничительные.

Фискальные таможенные пошлины направлены на наполнение государственного бюджета. Иначе говоря, при установлении фискальных пошлин государство основывается на принципе использования тарифов в качестве источника средств. В связи с данной целью, размер пошлин устанавливается таким образом, чтобы максимальными были не относительные, а абсолютные величины таможенных поступлений, поскольку неоправданное повышение тарифов ведёт к снижению объёма импорта и последующему снижению объёма собираемых платежей.

Фискальные пошлины, как правило, подвергаются постоянной корректировке, основанной на учете доходов.

Одним из наиболее известных примеров неудачной фискальной политики в таможенной политике Украины является постоянно изменяемое конъюнктурное тарифное регулирование ввоза в Украину автомобилей, которое при каждом изменении приводит к резкому снижению бюджетных поступлений.

Пошлины такого рода применяются, как правило, в отношении импорта, хотя страна-монополист может применять в фискальных целях экспортную пошлину, при этом пошлина фактически перелагается на плечи иностранного потребителя. Такие пошлины устанавливают, например, страны-экспортёры нефти и других энергоносителей, в том числе Российская Федерация. Фискальными могут быть и транзитные пошлины, которые могут применяться только там, где это экономически целесообразно и практически осуществимо: на стратегическом перевале, канале или перешейке (как, например, Истм, перешеек между Балканским полуостровом и полуостровом Пелопоннес, которым в древности владел город Коринф, разбогатевший на транзитных пошлинах в эпоху рискованного мореплавания).[17]

Помимо таможенных пошлин, с товаров, пересекающих таможенную границу, взимаются иные фискальные платежи: налог на добавленную стоимость и акцизный сбор, направляемые в государственный бюджет, а также таможенный и иные административные сборы, взимаемые в пользу таможенных и иных учреждений.

Протекционистские таможенные пошлины направлены на защиту национального товаропроизводителя и применяются только в отношении импорта. К их числу относятся антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. В эпоху "торговых войн" протекционистские пошлины называли "боевыми", поскольку они применялись в отношении противника в торговой войне.

Ограничительные таможенные пошлины применяются в отношении экспорта для:

) ограничения вывоза товара, необходимого (дефицитного) внутри страны;

) для стимуляции экспорта высокотехнологичного товара, а не сырья.

В зависимости от того, на каком этапе движения товара взимаются таможенные пошлины, они могут быть:

1)      импортными (или ввозными, поскольку их уплачивают при ввозе товаров на таможенную территорию страны),

2) экспортными (или вывозными)

) транзитными.

По характеру возникновения пошлины могут быть

1)      автономными, устанавливаемыми государством самостоятельно,

2)      конвенциональными, устанавливаемыми на основании международных договоров.

По типу ставок :

) постоянные - это ставки таможенного тарифа, установленные органами государственной власти, которые не могут изменятся в зависимости от обсоятельств.

) переменные - это ставки таможенного тарифа, которые могут изменятся в уставновленных органами гос. власти случаях.

По способу насичления:

) номинальные - таможенные ставки, обозначенные в таможенной тарифе.

) эффективнее - реальный уровень таможенных ставок на конечные товары, посчитанные с учетом пошлин, обложенных на импортные узлы и детали этих товаров. То есть, это размер ставки, который реально и эффективно защищает внутренний рынок или регулирует экспорт и транзит:


Где Tn - номинальная тарифная ставкана конечную продукцию;- номинальная тарифная ставка на импортируемые компоненты;

К - часть стоимости импортных компонентов в стоимости конечного продукта.

Раздел 2. Анализ особенностей таможенной политики Украины

2.1 Основные направления формирования таможенной политики Украины

Эффективность существования любой организационной системы зависит от качества выполнения функциональных заданий, которые стоят перед ней, то есть насколько результативно работает данная система при регуляции определенных процессов.

Таможенные органы, реализовывая таможенную политику Украины, выполняют такие основные задания:

) выполнение и контроль по выполнению законодательства Украины по вопросам таможенного дела;

) защита экономических интересов Украины;

) обеспечение выполнения обязательств, предусмотренных международными договорами Украины по вопросам таможенного дела, заключенным в установленном законом порядке;

) содействие защите интеллектуальной собственности участников внешнеэкономических связей, других юридических и физических лиц;

) применение в соответствии с законом мероприятий тарифного и нетарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Украины;

) осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины, совершенствования форм и методов их осуществления;

) контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины;

) осуществление совместно с другими уполномоченными органами государственной власти мероприятий по защите интересов потребителей товаров и придерживание участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке;

) создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу Украины;

) борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

) развитие международного сотрудничества в отрасли таможенного дела;

) ведение Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности;

) осуществление верификации (установление достоверности) сертификатов происхождения товаров из Украины.

Выше были перечислены общие задания , которые выполняют таможенные органы, реализовывая таможенную политику Украины. Дабы конкретизировать задания и сделать их более подробными и актуальными, ниже привожу цитату из Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной таможенной службы Украины на 2009 год

Основные приоритетные направления деятельности и задания Государственной таможенной службы Украины на 2009 год сформированы с учетом приоритетных заданий развитию государства, в частности связанных с вопросами таможенного дела, определенных в Программе деятельности Кабинета Министров Украины "Украинский прорыв: для людей, а не политиков", утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.08 № 14, и других государственных программных документах.

При определении основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной таможенной службы на 2009 год учтены, кроме того, задания, определенные в Комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства в 2002 - 2010 годах, утвержденной Законом Украины от 07.02.02 № 3022-ІІІ, в Национальной программе информатизации, утвержденной Законом Украины от 04.02.98 № 74/98-ВР, в Программе борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил на 2008 - 2009 годы, утвержденной Указом Президента Украины от 04.03.08 № 195, в Государственной целевой правоохранительной программе "Обустройство и реконструкция государственной границы" на период до 2015 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.07 № 831, в Протоколе о вступлении Украины в ВТО от 05.02.08.

При формировании Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной Таможенной службы на 2009 год также учтена необходимость продолжения работы по созданию условий для обеспечения последующего непосредственного внедрения в практическую деятельность Государственной Таможенной службы отдельных составных частей многофункциональной комплексной системы "Электронная таможня", а также реализации положений ряда международных стандартов, таких как Граничные стандарты безопасности и упрощения международной торговли (ВМО,2005) и Таможенные прототипы.

Исходя из вышесказанного, с целью продолжения реализации программно целевого подхода к организации плановой деятельности Государственной Таможенной службы, Основными приоритетными направлениями деятельности и заданиями Государственной Таможенной службы на 2009 год определенно:

Приоритетное направление I . Совершенствование механизма реализации фискальной составной деятельности Государственной Таможенной службы с целью безусловного выполнения показателей поступлений в государственный бюджет.

Задание:.1. Построение механизмов контроля таможенной стоимости, содействующих прозрачности, объективности и контролируемости таможенной оценки;.2.Усовершенствования информационного пополнения системы анализа и управления рисками с целью повышения ее эффективности и распространения применения результатов ее работы в практической деятельность таможенной службы Украины;.3. Повышения эффективности процедур таможенного контроля путем сосредоточения на идентификации и инспекции товаров, в частности высокорискованных и высоколиквидных;. 4. Усиления контрольно-проверочной функции таможенных органов в направлении проведения выездных документальных (таможенный пост-аудит) и камеральных проверок налогоплательщиков.

Приоритетное направление II . Внедрение действенных мероприятий по содействию внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих упрощение таможенных процедур, повышения эффективности технологий таможенного контроля, использования информационных технологий и совершенствования обмена информацией.

Задание:

ІІ.1. Усовершенствования и унификация технологий таможенного контроля и таможенного оформления, постепенная их адаптация к работе с предыдущей информацией о товарах и транспортных средствах;

ІІ.2. Внедрения в практическую деятельность Государственной Таможенной службы унифицированных и исчерпывающих требований к документам и информации, что предоставляются (формируются) при осуществлении таможенных процедур, с целью создания оптимальной структуры информационного наполнения электронных систем и нормативно- правовой базы для применения многофункциональной комплексной системы „Електронна таможня";

ІІ.3. Создания необходимых предпосылок, в том числе путем определения критериев и требований для субъектов внешнеэкономической деятельности с целью становления в Украине института уполномоченных экономических операторов, как одного из весомых рычагов механизма содействия внешнеэкономической деятельности.

Приоритетное направление IIІ. Обеспечение системного подхода к решению проблем в сфере борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил.

Задание:

ІІІ.1. Повышения эффективности системы противодействия контрабанде и нарушениям таможенных правил путем применения современных организационно технических методов и способов отвлечения, выявления, раскрытия и предупреждения нарушений законодательства по вопросам таможенного дела.

Приоритетное направление IV . Продолжение построения эффективного механизма управления деятельностью Государственной Таможенной службы и повышение качества управленческих решений путем совершенствования информационного обеспечения руководства, повышения профессионального уровня персонала Государственной Таможенной службы, эффективного противодействия проявлениям коррупции, взяточничества, другим служебным злоупотреблениям.

Задание:.1. Усовершенствование правовой основы, необходимой для улучшения существующего порядка прохождения службы в таможенных органах, специализированных таможенных учреждениях и организациях и формирование высококвалифицированного кадрового потенциала Держмитслужби;.2 Усовершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров таможенной службы Украины;.3 Усовершенствование организационной структуры таможенной службы Украины, внедрения системы управления качеством в соответствии с требованиями ДСТУ ISO 9001 - 2001 и применение современных управленческих методов, которые, в частности, обеспечивают минимизацию

возможностей совершения коррупционных деяний работниками таможенных органов.

Приоритетное направление V . Последующее развитие взаимодействия таможенной службы с правоохранительными и контролирующими органами Украины, с таможенными органами других государств с целью формирования основы для принятия согласованных решений, реализации взаимовыгодных и наиболее эффективных путей долгосрочного сотрудничества.

Задание:.1 Взаимодействие с другими контролирующими органами, которые принимают участие в процессах таможенного контроля и таможенного оформления, и совместная работа по созданию единого информационного пространства как основе для принятия согласованных решений относительно перемещаемых товаров и транспортных средств;.2 Обеспечение достижения договоренностей с таможенными администрациями других стран относительно оперативного получения актуальной и достоверной информации о намерениях относительно осуществления внешнеэкономических операций;.3 Направление международного взаимодействия таможенной службы на поиск и реализацию взаимовыгодных и наиболее эффективных путей долгосрочного сотрудничества в оперативной деятельности.

Приоритетное направление VI . Обустройство таможенной границы и его техническое оснащение в соответствии с международными стандартами, приведение инфраструктуры пунктов пропуска в соответствие с европейскими нормами, а также последующее развитие инфраструктуры таможенной службы Украины.

Задание:.1 Строительство новых и реконструкция существующих пунктов пропуска, обеспечения последующего развития сети пунктов пропуска, оптимизация их количества, обустройства и оснащения;.2 Последующее развитие инфраструктуры таможенной службы Украины.

Ожидаемые результаты

В результате реализации определенных Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной Таможенной службы 2009 год ожидается обеспечение:

полного и качественного выполнения установленных показателей поступлений в государственный бюджет;

повышение контролируемости международного товарооборота в пределах компетенции Государственной Таможенной службы, которая будет способствовать защите национальных интересов и обеспечению экономической безопасности Украины;

увеличение объемов товарооборота Украины за счет ускорения и упрощения движения международных товаропотокив через границу, которая будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития государства.

Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение реализации Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной Таможенной службы на 2009 год планируется осуществлять за счет и в пределах средств государственного бюджета, предусмотренных на развитие и содержание Государственной таможенной службы Украины, по соответствующей бюджетной программе, а также за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.

Механизм реализации и критерии оценки

Реализация Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной Таможенной службы на 2009 год осуществляется путем внедрения соответствующих мероприятий, которые включаются в годовой план деятельности Государственной таможенной службы Украины, который одобряется коллегией Государственной Таможенной службы и согласовывается с Министром финансов Украины (согласно с требованиями постановления Кабинета Министров Украины от 13.06.00 № 965, с изменениями и дополнениями, и приказу Государственной Таможенной службы Украины от 25.06.07 № 530 "Об утверждении Порядка планирования деятельности таможенной службы Украины"), а также к квартальным планам деятельности Государственной Таможенной службы."

Таким образом, можно сделать выводы, что основными направлениями формирования таможенной политики в 2009 году будут:

1)        Совершенствование таможенного механизма с целью выполнения нормы поступлений в бюджет.

2)      Содейсвование технологическому совершенствованию таможенной среды.

)        Усовершенствование мер , напрвленых на пресечение контрабанды.

)        Продолжение процесса котроля над управленческим персоналам таможенной системы Украины.

)        Принятие мер для продолжения сотрудничества с таможенными органами других стран.

)        Приведение таможенной инфраструктуры в соответствие с международными нормами.

В практической деятельности таможенных органов важным аспектом является взаимодействие с органами налоговой службы.

Основные формы взаимодействия:

координация плановых проверок;

согласование основных планов работы;

проведение плановых выездных проверок финансово хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской;

обмен информацией, которая имеет общий оперативный интерес;

общее проведение разъяснительной работы среди субъектов предпринимательской деятельности по вопросам соблюдения таможенного и налогового законодательства.

Перед проведением общих контрольных действий органы финансового контроля согласовывают планы контрольных мероприятий и согласовывают их с государственной налоговой службой. До первоочередных действий принадлежит и создание рабочей группы, в состав которой будут входить и работники таможенной службы. В случае неувязки планов с органами государственной налоговой службы субъект предпринимательской деятельности имеет право не допустить проверяющих на объект проверки. Руководители контролирующих органов (таможенных органов, налоговых и других, которые совместно согласовывают планы проведения проверок) несут персональную ответственность за соблюдение плана проведения плановых выездных проверок.

Для последующего усовершенствования сотрудничества между таможенными и налоговыми органами в проведении плановых выездных проверок следует определить единственные принципы деятельности контролирующих органов; разработать конкретные формы их участия в таких проверках; утвердить общие методики проведения контрольных действий.

Во время общих действий таможенные органы вместе с органами Государственной налоговой службы Украины обнаруживают факты перемещения подакцизных товаров, других предметов, которые облагаются налогами, которые перемещаются вне таможенного контроля.

Совместно с налоговой милицией таможенные органы проводят специальные операции, такие как: "Акциз", "Граница", "Компакт-диск".

Во время взаимодействия налоговой милиции с таможенными органами, данные структуры обнаруживают такие основные схемы уклонения от уплаты налогов:

ввоз товара вне пункта пропуска через таможенную границу Украины;

ввоз товара с занижением его количества в товаросопроводительных документах;

псевдотранзит товара и фактическая реализация его на территории Украины;

декларирование товара на фиктивные фирмы;

ввоз готовой продукции под видом комплектующей продукции;

ввоз готовой продукции под видом давальческого сырья.

2.2 Таможенные тарифы и их регулирующий эффект

 

Обложение товаров и других предметов при их перемещении через таможенную границу Украины осуществляется по ставкам Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Украины, который представляет собой систематизированный свод ставок ввозной таможенной пошлины.

ЕТТ основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Все предметы, подлежащие таможенному контролю, систематизированы в 21 разделе, 97 главах, 1241 товарной позиции и 5019 товарных субпозициях, названия и коды которых унифицированы с Гармонизированной системой. В четырёхзначный цифровой код заложены основные сведения о товаре и его месте в товарной номенклатуре. Первые два знака обозначают товарную группу, два последующих - товарную позицию. В случае использования более детальной товарной классификации используются пятый, шестой и т.д. знаки цифрового кода. В новом ЕТТ предполагается использовать все десять знаков цифрового кода. [7]

При определении соответствия предмета, пересекающего таможенную границу Украины, тарифной позиции, руководствуются следующими положениями:

. Определяющим элементом классификации является принадлежность предмета к конкретной товарной позиции ЕТТ;

. Предметы, предъявленные к таможенному контролю в разобранном или не собранном виде, классифицируются по той тарифной позиции, к которой принадлежит предмет в собранном виде;

. Если предмет может быть отнесен к двум или более тарифным позициям одновременно, предпочтение отдаётся товарной позиции, содержащей более детальное описание предмета;

. Предметы, представляющие смесь разных компонентов, или наборы, предназначенные для продажи, классифицируются по предмету или материалу, определяющему товарную характеристику набора.

По уровню размера ставок ввозных пошлин ЕТТ является трёхколонным, включая

. Преференциальные ставки, в т.ч. освобождения от уплаты пошлины, применяемые к товарам и иным предметам, происходящим из стран, входящих с Украиной в таможенные союзы или образующих с ней специальные таможенные зоны, и при установлении специального преференциального таможенного режима в соответствии с международными договорами при участии Украины. В настоящее время Украина не входит в союзы, позволяющие применять преференциальные ставки;

. Льготные ставки, применяемые к товарам и иным предметам, происходящим из стран или экономических союзов, пользующихся в Украине режимом наибольшего благоприятствования. Украина имеет взаимный режим наибольшего благоприятствования (и национальный режим) с 55 странами;

В отношении применения льготного уровня ставок украинское законодательство содержит разночтения, поскольку в соответствии с Законом Украины от 03.04.97 N 170/97-ВР "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам обложения ввозной таможенной пошлиной товаров и других предметов, которые ввозятся на таможенную территорию Украины", льготные ставки применяются, также, к товарам, происхождением из стран, с которыми Украина заключила договоры о национальном режиме.

Страна происхождения товара определяется на основании сертификата происхождения товара, а в некоторых случаях - на основании товаросопроводительных документов и маркировки товара. Дифференцированные по размеру (т.е. все три колонки) ставки применяются только в отношении ввозной (импортной) пошлины. Причина этого очевидна: различия ставок определяются страной происхождения товаров, а ставка вывозной (экспортной) пошлины всегда относится к украинским товарам.

По способу исчисления величины таможенной пошлины подразделяются на:

. Адвалорные пошлины, устанавливаемые в процентах к стоимости товара. Адвалорные пошлины являются самыми распространенными в аможенном тарифе любого государства, в том числе Украины.


Где Pd - цена товара на внутреннем рынке;- цена товара, по которой он импортируется.

Как правило, эти пошлины используются при обложении товаров, которые имеют разные качественные характеристики в пределах одной товарной группы. Адвалорные пошлины помогают поддерживать одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, то есть автоматически адаптируются к инфляции. При этом укрепляется только сумма дохода в бюджет. Таким образом, если размер пошлины равен 30% от цены товара в 150 дол., то доход бюджета равен 45 дол. Если цены увеличится, то и сумма соответсвенно тоже. Ну и при уменьшении сумма аналогично уменьшаеться. Итак, адволарная пошлина увеличивает цену импортного товара на установленный процент.

Таблиця 2.1. Товарна номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Страна

Кол - во позиций

Доля адвалорних ставок, %

Стандартная шестизначная номенклатура

5019


Страны Евросоюза

10754

94

США

10085

88

Япония

8964

94

Китай

6509

100

Украина

11676

83

Россия

11289

88


. Специфические пошлины, устанавливаемые в определённых суммах за единицу товара. Специфические пошлины устанавливаются, обычно, в отношении высоколиквидных товаров, при таможенном оформлении которых наиболее часто прибегают к занижению стоимости:


Где Pd - средняя внутренняя цена товара, который требует таможенной защиты.

Специфические пошлины облагаются, как правило, на стандартизованные товары. Степень таможенной защиты с помощью специфической пошлины находится в прямой зависимости от колебания цен. Так, специфическая пошлина в 100 дол. За ед. импортного вентилятора больше огрничивает импорт вентилятора ценой 600 дол., потому как составляет 16,7% его цены, чем вентилятора ценой 100 дол., потому как составляет 10% его цены. Поэтому уровень защиты отечественных производителей падает, а с уменьшением импортных цен - увеличивается. Однако при падении импортных цен специфическая пошлина уповышает уровень защиты внутреннего рынка.

3. Комбинированные пошлины, сочетающие адвалорный и специфический способ расчёта. Комбинированная пошлина обычно указывает одновременно размер адвалорной и специфической пошлины; применяется та из них, которая является большей.

Анализ отечественного таможенного налогообложения дальше выполню учитывая структуру доходов Сведенного бюджета Украины за 1996 - 2008 гг. за такими направлениями: во-первых, выясню, какой удельный вес имеет таможенное налогообложение в целом в доходной части Сведенного бюджета Украины (пошлины/доходи), и в непрямом налогообложении в частности (пошлины/непрямые налоги); во-вторых, определю изменения в структуре пошлины (ввозная и вывозное пошлина).(Табл. 2.1.)

Таблица 2.1. Динамика и цепной темп прироста искомой доли пошлин в составе доходов Сведенного бюджета Украины и непрямых налогах.

Показатель

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2004

2005

2007

2008

Пошлины/доходы

0,6

4,0

2,1

2,6

1,9

2,5

5,4

4,3

4,5

4,8

5,1

Пошлины/непрямые налоги

1,4

9,2

5,7

8,0

6,1

7,0

8,9

11,9

12,2

11,0

Цепные тэмпы приросты/доходы

х

558,1

-48,3

25,3

-25,8

31,5

111,9

-19,8

3,5

6,5

6,5

Цепные темпы прироста/непряме налоги

х

587,5

-37,7

39,9

-24,3

15,9

26,2

-8,3

46,0

2,7

-9,5

Построено по данным Министерства финансов Украины

Согласно с табл. 2.1 отметим, что таможенное налогообложение не принадлежит к налогам, которые имеют ключевое значение при формировании доходной части бюджета, поскольку удельный вес таможенного налогообложения на протяжении всего периода, который анализируется, не превышал 6%. В целом это позитивный результат, поскольку характерной особенностью налоговых систем большинства стран, которые развиваются, является высокая частица налогов на внешнюю торговлю (в среднем до 30% доходной части бюджета), в первую очередь импортной пошлины. Одной из причин высокой доли пошлины в государственных доходах есть простота сбора такого налога. К тому же эти налоги служат эффективным заменителем налога на доходы отечественных предприятий

По величине размера адвалорных ставок пошлин ЕТТ является семисоставным с величинами ставок 0, 2, 5, 10, 15, 20 и 30%.

По виду ставки таможенной пошлины делятся на:

. Постоянные пошлины - устанавливаемые ЕТТ на постоянной основе;

. Сезонные пошлины - устанавливаемые специальными Законами Украины на срок не более 4-х месяцев;

.Особенные пошлины - устанавливаемые Министерством экономики Украины путем соответствующих процедур:

а) специальные пошлины устанавливаются в соответствии с Законом Украины "О применении специальных мер в отношении импорта в Украину":

-        как средство защиты украинских производителей;

-        как средство защиты национального товаропроизводителя в случае, когда товары ввозятся на таможенную территорию Украины в объемах и (или) при условиях, причиняющих значительный вред или создающих угрозу причинения значительного вреда национальному товаропроизводителю;

         как мера предосторожности относительно участников внешнеэкономической деятельности, которые нарушают национальные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности;

         как мероприятия в ответ на дискриминационные и (или) недружелюбные действия других государств, таможенных союзов и экономических группировок, которые ограничивают осуществление законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности и (или) ущемляют интересы Украины.

б) антидемпинговые пошлины устанавливаются в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта":

-        в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта" в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые являются объектом демпинга, которую причиняет вред национальному товаропроизводителю;

-        в случае вывоза за пределы таможенной территории Украины товаров по цене, существенно ниже цен других экспортеров подобных или непосредственно конкурирующих товаров на момент этого вывоза, если такой вывоз причиняет вред.

в) компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта":

-        в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от субсидирующего импорта" в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые являются объектом субсидирующего импорта, который причиняет вред национальному товаропроизводителю;

-                  в случае вывоза за пределы таможенной территории Украины товаров, для производства, переработки, продажи, транспортировки, экспорта или потребление которых непосредственно или опосредствовано предоставлялась субсидия, если такой вывоз причиняет вред.

Таможенные пошлины не применяются при таможенном оформлении товаров, которые ввозятся в Украину из стран, с которыми заключены соглашения о свободной торговле. В настоящее время такие соглашения действуют между Украиной и государствами СНГ и Балтии.

Следует иметь ввиду, что установлено три правила, соблюдение которых обязательно для освобождения от пошлины товаров из этих стран. Это:

1)      правило прямой закупки,

2)      правило прямой отгрузки,

)        правило свидетельствования происхождения.

Правило прямой закупки требует, чтобы товар был закуплен у продавца-резидента страны происхождения товара. Страна, где зарегистрирована фирма - продавец, может быть установлена по сведениям из внешнеторгового контракта, счета-фактуры, транспортного документа и, в случае необходимости, подтверждена копиями документов о государственной регистрации продавца.

Правило прямой отгрузки устанавливает, что товар должен быть доставлен из страны его происхождения (транзит через третьи страны допускается только под таможенным контролем этих стран). Для подтверждения выполнения этого правила таможне Украины необходимо представить товаротранспортные документы, подтверждающие отправление товара из страны экспорта в страну импорта. Если товары находились на территории третьих стран в режиме транзита, в товаросопроводительных документах должны быть отметки об этом таможенных органов страны транзита.

Правило свидетельствования происхождения обязывает подтвердить происхождение товара сертификатом определенной формы. Для стран СНГ используются сертификаты происхождения формы "СТ-1", выдаваемые Торгово-промышленными палатами этих стран. А для стран Балтии - сертификаты происхождения (перемещения) формы "EUR", которые выдаются таможенными (или уполномоченными ими) органами этих стран.

При несоблюдении обязательных правил применяются льготные ставки ввозных пошлин для товаров из этих стран.

2.3 Таможенная политика в контексте вступления Украины в ВТО: анализ и последствия

лет Украина вела переговоры по поводу вступления в ВТО. За 14 лет переговоров Украина прошла путь экономических и структурных реформ, трансформации от административно-плановой к рыночной экономике, завершила двухсторонние переговоры со странами-членами ВТО, приняла более 50 необходимых для адаптации украинского законодательства к требованиям ВТО законов. Вступление в ВТО является обязательным для любого государства, которое хочет интегрироваться в мировую экономику, которое хочет влиять на формирование правил международных экономических связей. Но так ли радужна эта перспектива? Проанализировав мнение многих известных политологов и экономистов нашей страны до вступления в ВТО, можно разделить возможные последствия на 2 группы: позитивные( т.е. те последствия, которые благоприятно повлияют на экономику и политику страны в целом) и негативные (т.е. те последствия, которые могут ухудшить положение дел в экономической и политической среде).

1. Позитивные последствия.

v  Улучшение условий торговли с 152 странами мира, на долю которых приходится свыше 95% мировой торговли.

v  Уменьшение тарифных и нетарифных ограничений на доступ украинских товаров на товарные рынки стран-членов ВТО.

v  Приобретение официального статуса переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли с ЕС.

v  Обеспечение недискриминационный транзит товаров и услуг.

v  Ожидается рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.

v  Дополнительное ежегодное увеличение экспорта продукции, по меньшей мере, на 7-10% (от 1,5-4 млрд долларов)

v  Существенное повышение конкурентоспособности производства товаров из-за существенного увеличения объёмов иностранного инвестирования - до 3-5 млрд долларов ежегодно.

v  Развитие традиционных экспортных отраслей ;

v  Приток инвестиций в сферу услуг

v  Страна может принимать участие в выработке международных правил торговой политики.

v  Прием страны во Всемирную торговую организацию - это своего рода сертификат соответствия национального регулятивного режима международно принятым нормам. Это сигнал для международных инвесторов и торгово-экономических партнеров.

v  Если мы имплементируем принципы и требования ВТО во внутреннем законодательстве, то делаем его более прозрачным, более понятным - в конце концов, в интересах национальных производителей.

v  Дает возможность стране защищать свои экономические интересы через специальные механизмы и процедуры при антидемпинговых специальных расследований со стороны наших торговых партнеров.

2. Негативные последствия:

v  Украинская промышленность не защищена от влияния дешевой конкурентной продукции извне. Это приведет к тому, что придется перепрофилировать украинские промышленные предприятия.

v  Накладывание некоторых ограничений на проведение экономической политики. Соглашения ВТО прямо запрещают стране использование определенных инструментов, что несколько сужает возможности одних механизмов, но вместе с тем заставляет искать определенные компенсационные механизмы.

v  Присоединение к ВТО и игра по правилам требует определенной перестройки управления экономикой в стране. Сегодня государству необходимо переходить от прямого вмешательства в экономику к созданию определенных условий, определенных рамочных положений для деятельности первичных экономических агентов, что является гораздо более сложным делом, чем непосредственное указание предприятиям, что и как нужно делать.

v  Вероятность увеличения уровня безработицы

Вступление в ВТО является обязательным для любого государства, которое хочет интегрироваться в мировую экономику, которое хочет влиять на формирование правил международных экономических связей.[25]

Таможенная политика Украины потерпела значительных изменений, чтобы наша страна имела полное право вступить в ВТО. Так как процесс вступления длился целых 14 лет, то за этот период Украина успела внести изменения в некоторые аспекты таможенной и торговой политики.

Требование Рабочей группы ВТО к изменению некоторых аспектов украинской политики:

1.       Контроль цен должен осуществляться в соответствии с правилами ВТО и учитывать интересы ее членов, которые занимаются экспортом.

2.       Все сборы на железнодорожные перевозки должны устанавливаться на недискриминационной основе.

.        Торговая деятельность госпредприятий Украины должна полностью согласовываться с условиями организации, а все госпредприятия должны работать на коммерческой основе.

.        В течение одного года после вступления Украина обязуется предоставлять информацию ВТО о деятельности этих компаний, а также регулярно составлять доклады для членов ВТО о развитии программы приватизации.

.        Украина должна централизованно вводить условия ВТО и протокол вступления на всей территории и обеспечивать правом обращения в независимый трибунал относительно административных норм по делам ВТО.

.        Плата за получение лицензий на экспорт и импорт алкогольных напитков и табачных изделий должна устанавливаться с требованиями ВТО и соответствовать уровню стоимости предоставленных услуг.

.        От физических лиц и компаний, желающих производить экспорт или импорт, не будет требоваться физическое присутствие или наличие инвестиций в Украине. Им необходимо будет только зарегистрироваться в соответствующих органах, говорится в документе.

.        Оплата и сборы за предоставленные услуги Украина должна устанавливать в соответствии с нормами ВТО и предоставлять данную информацию членам ВТО по требованию, а внутренние налоги на товары, импортируемые странами-членами ВТО, должны устанавливаться на недискриминационной основе.

.        Украина должна отменить и не устанавливать количественные ограничения на импорт либо другие нетарифные меры, которые не предусмотрены соглашением ВТО.

.        Киев должен внедрить соглашение по определению таможенной стоимости и правила сертификации продукции.

.        В части антидемпинговых обязательств и гарантий Украина должна внести изменения в торговое законодательство, чтобы оно было согласовано с нормами ВТО.

.        Украина обязуется следовать, в первую очередь, международным, а не национальным и региональным стандартам.

мая 2008 года Украина официально стала членом ВТО. 14 лет длился процесс вступления, много разных предположений выдвигалось, но было четко понятно, что Украина должна вступить в ВТО, и мнения на "за" и "против" существенно не разделялись - все понимали, что это предоставит Украине грандиозный шанс выйти на мировую аренду и занять достойное положение среди стран - участниц.

Членство в ВТО для любой страны является необходимым условием полноценной интеграции в мировое хозяйство. Для Украины, с объемом экспорта товаров и услуг, который составляет около половины ВВП, вступление к ВТО обеспечило международно-правовой уровень торговых отношений со странами - членами Организации. Украина, по данным Секретариата ВТО, по объемам торговли занимает 33 место в мировой системе торговли.

Начиная с 2005 года отмечается ежегодный рост показателей промышленного производства, внешней торговли, ВВП и прямых иностранных инвестиций. То есть, вступление Украины к ВТО осуществлялось в благоприятных экономических условиях. Процесс углубления торгово-экономического партнерства между Украиной и странами мира после приобретения государством членства в ВТО было сохранено.

Анализ влияния членства государства в ВТО на активизацию внешнеторговой деятельности отечественных предприятий можно сделать на основе сравнительного анализа статистических данных внешнеэкономической деятельности за 2007 - 2008 г.г. при условии исключения влияния других основных факторов.

Да, экспорт к странам-членов ЕС за 2008 год составлял 3,4 млрд. дол. США, что больше чем за 2007 год на 72% или 1,4 млрд. дол. США. Одним из основных позитивных факторов, который повлиял на экспорт промышленной продукции после вступления Украины к ВТО, является прекращение квотирования экспорта украинской металлопродукции на рынок ЕС.

Внешнеторговое обращение между Украиной и США по сравнению с 2007 годом увеличилось на 217,3 млн. дол. США или на 85%.

Экспорт товаров с Украины до стран Африки в 2008 году составил 3,9 млрд. дол. США, импорт - 1,6 млрд. дол. США. Это наибольшие показатели торговли со странами Африки за всю историю Украины. Позитивное влияние на динамику экспорта Центральной и Восточной Европы также связывается с отменой количественных ограничений на шесть групп металлопродукции, что позволило существенно увеличить экспорт металлопродукции к отдельным странам региона, в частности в Болгарию - более чем в 3 разы, Румынии - в 1,7 разы и тому подобное.

Позитивная динамика украинского экспорта к странам Азиатско-тихоокеанского региона связана с отменой количественных ограничений на импорт в страны региона металлопродукции и продукции химической отрасли.

Проанализировав информацию, представленную выше, можно сделать выводы: Украина сделал правильный шаг , вступив в ВТО. Уже по истечении года после вступления в ВТО видны положительные результаты. Процесс полноценного вступления будет длиться еще несколько лет, а первые результаты видно уже сей час.

таможенный политика обложение товар украина

Раздел 3. Пути усовершенствования таможенной политики Украины в контексте обеспечения экономической безопасности Украины

 

.1 Основные направления реализации таможенной политики Украины

 

Таможенная политика является одним из основных инструментов протекционистской политики государства. Как член Всемирной Торговой Организации - WTO (World Trade Organization), Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development), а также государство, которое претендует на членство в Евросоюзе, Украина формирует таможенную политику с соблюдением требований этих организаций.

Современный этап реализации таможенной политики Украины характеризуется постоянным ростом объемов и расширением масштабов международной торговли, осложнением и усилением динамики торговых процессов, усилением требований международных организаций относительно обеспечения свободного доступа иностранных товаров на внутренние рынки и снижением национальных торговых барьеров. Происходит углубление интеграции международных требований в национальную практику таможенного регулирования Украины.

Реализация этих требований связана с определенными потенциальными угрозами обеспечению национальных интересов Украины. "Открытость" национальной таможенной территории для международной торговли может нанести экономические убытки для государства в виде недопоступлений в бюджет в результате искажения таможенной стоимости товаров, вреда здоровью и безопасности потребителей, повлечь рост контрабандных потоков и тому подобное. В таких условиях становиться более актуальной потребность в повышении эффективности национальной таможенной политики в сфере обеспечения моментального реагирования на внешние угрозы и оперативного противодействия возможным негативным последствиям таких угроз, в направлении усиления обеспечения экономических интересов государства и максимального учета в национальной системе регулирования международных правил и требований.

На протяжении последнего времени наметились значительные прогрессивные сдвиги в направлении усовершенствования национальной таможенной политики. Позитивными достижениями в сфере осуществления таможенной политики стоит признать:

. Активизацию взаимодействия таможенных органов с субъектами ведения хозяйства, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Это мероприятие направлено на обеспечение либерализации сферы внешеней торговли и в то же время преодоления теневых механизмов ввоза в Украину товаров и создания надежных барьеров для поступление на потребительский рынок продукции без уплаты определенных налогов и собраний действующиего законодательства. Благодаря такому взаимодействию обеспечен рост дополнительных поступлений в Государственный бюджет Украины от коррегирования таможенной стоимости товаров.

. Активизацию работы по приведению законодательства Украины в сфере защиты прав интеллектуальной собственности к уровню мировых стандартов с целью усиления противодействия незаконному перемещению товаров, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности. Соблюдение интересов объектов права интеллектуальной собственности играет существенную роль в обеспечении недискриминационного отношения к Украине как к субъекту международных экономических отношений, который стремится быть конкурентоспособным в условиях добросовестной конкурентной борьбы.

. Налаживание эффективного взаимодействия с таможенными службами смежных государств и краин-найбильших торговых партнеров Украины в целях выявления коррупционных теневых схем во внешнеэкономической деятельности и организованных группировок, которые ведут преступную деятельность во

внешнеэкономической сфере и занимаются легализацией (отмыванием) криминальных средств.

. Достижение определенного прогресса в направлении создания, подготовки к внедрению и развитию системы электронного декларирования товаров; декларирование и формирование "белого перечня" субъектов ВЭД в соответствии с концепцией "уполномоченных экономических операторов", разработанной Европейским Союзом и Всемирной таможенной организацией, что в значительной степени приближает законодательство Украины по таможенным вопросам к законодательству Евросоюза и способствует ускорению и упрощению процедур осуществления таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств.

. Употребление ряда мероприятий по нормативному обеспечению запрета ввоза на таможенную территорию Украины продуктов питания неудовлетворительного качества, в частности мясопродуктов. В результате принятых мер состоялось уменьшение общих объемов импорта мяса и пищевых внутренностей. Тенденции к снижению объемов импорта мяса к Украине влекут позитивное влияние на наращивание объемов производства этой продукции отечественным товаропроизводителем.

Ввиду тенденций и условий функционирования таможенной политики в Украине, приоритетами повышения дееспособности политики государства в этой сфере должны стать:

повышение уровня защиты национальных интересов государства с помощью инструментов таможенной политики с одновременным сбалансированным внедрением международных требований и стандартов;

обеспечение последующего внедрения в таможенных органах унифицированных технологий таможенного контроля и таможенного оформления, которые охватывают всю последовательность движения товаров и транспортных средств во время пребывания их под таможенным контролем, с целью создания условий для постепенной адаптации таможенных технологий к работе с информацией о товарах и транспортных средствах;

создание максимально благоприятной среды для участников внешнеэкономической деятельности с целью активизации осуществления ими экспортно-импортных операций;

повышение эффективности оперативного выявления и противодействия негативным явлениям в среде внешней торговли, которые являются потенциальными угрозами безопасности и интересам государства;

завершение разработки проектов законодательных и других нормативно правовых актов, необходимость принятия которых предопределенна присоединением Украины к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) и относительно предоставления таможенным органам Украины права на проведение оперативно-разыскной деятельности и досудебного следствия в делах о контрабанде;

подготовка проекта Закона Украины "О таможенной службе Украины";

обеспечение последующего развития организационно-правовой основы для становления таможенной науки путем активизации деятельности Научного совета, расширение систематизированной базы отечественных и зарубежных научных знаний о таможенном деле, совершенствования процессов заказа и выполнения научных работ;

разработка современных теоретических основ для моделирования реальных процессов в оперативной и управленческой деятельности таможенной службы в условиях соответствия стандартам ВТО.

Также правильство должно увеличить количество стран, с которыми у страны будут заключены торгово - экономические отношения.(Дополнение 1)

Реализация этих приоритетов будет требовать осуществления в ближайшей перспективе ряда мероприятий, которые позволят усилить уровень защиты национальных интересов государства, создать благоприятные условия для увеличения объемов внешней торговли, положительно повлиять на социальное и экономический развитие Украины.

3.2 Стратегия участия Украины в таможенных союзах

Важно место в развитии внешнеэкономической деятельности нашего государства на международной арене занимает интенсивная интеграция в мировые, в первую очередь европейские экономические структуры.

Украина стремится к более тесному сотрудничеству из ЕС. Европейский союз во многом является уникальным явлением сегодняшнего мира - и не только как объединение пятнадцати держал континенту, что, невзирая на определенные проблемы и противоречия в прошлом да и в настоящее время, строят общий европейский дом вроде конфедеративного государства для своих граждан. В ЕС господствует принцип: пусть лучше не будет сделано десять правильных шагов, чем сделан один неправильный. Все подчинено прагматичной целесообразности малых, но конкретных шагов. Любые значительные, радикальные изменения воспринимаются с определенной осторожностью.[13]

Сегодня рядом с серьезными политическими силами в странах - членах ЕС, заинтересованных в интеграции Украины в Евросоюз, существует также и определена оппозиция вхождения Украины в Европейский союз. Потому Украинскому государству следует достаточно много сделать, чтобы ускоритьэтот процесс. В 1994 году был создан межведомственный комитет по связям Украины - ЕС (1994-1997 гг.). Позже его функции взяло на себя Национальное агентство развития и европейской интеграции. Оно просуществовало недолго. В последующем в Министерстве экономики был создан подраздел, который ведал вопросами Евроинтеграции. Сразу же с назначением на должность главы правительства Анатолий Кинах заявил журналистам, что необходимо создать министерство европейской интеграции.[10]

Активно способствовать обеспечению выполнения стратегических заданий по входу Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство, интеграции в Европейский Союз и усовершенствованию механизма сотрудничества с ним дает возможность роботы Государственной таможенной службы в составе Украинского Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом (с февраля 1998 года), а также ее Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС (с июня 1998 года). 17 марта в Киеве состоялось первое общее с представителями ЕС заседание постоянно действующего органа этого Комитета - Подкомитету по вопросам таможни, трансграничного сотрудничества, борьбы с "отмыванием" денег и наркобизнесом.

В 1998 году Украина избрана на двухгодичный срок в составе Политической комиссии Всемирной таможенной организации, которая дает возможность в полной мере удовлетворять интересы нашего государства в отрасли таможенного дела на международном уровне. Всемирная таможенная организация (ВТО) - постоянно действующая международная организация, созданная на основе Конвенции, которая была подписана в 1950 году и вступила 4 ноября 1952 года. В состав ВМО входит свыше 140 стран.[18]

Глобальное задание ВТО - содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические изменения. Для реализации этого задания на современном этапе членами ВТО был принят Стратегический план, который определил ключевые направления деятельности организации, и утверждена Программа реформ и модернизации таможни, которая призванная помочь национальным таможенным службам более четко определить свои цели и методы их реализации путем активизации потенциальных возможностей, усовершенствования методов управление, укрепление организационной структуры и внедрение современных таможенных технологий.

В своей работе ВТО/РТС использует региональный подход. Все государства-члены разделяются на региональные группы: Америка и Карибский бассейн, Европа, Северная Африка, Восток Ближнего и Среднего, Западная и Центральная Африка, Восточная и Южная Африка, Дальний Восток, Южная и Юго-восточная Азия, Австралия и Океания. Каждый регион возглавляет региональный представитель, который избирается на сессии по требованию Политической комиссии. Заданием каждой группы является проведение стратегии ВТО по гармонизации таможенных систем данного региона (продвижение актов ВТО, их разъяснения, привлечения новых членов).

Региональные группы занимаются обучением работников таможенных служб, путем организации разных курсов и семинаров, созданием информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями, обменом делегациями между национальными таможенными службами и административными органами ВТО.

ВТО активно решает вопрос организации конкретного взаимодействия между странами в отрасли борьбы с контрабандой (в первую очередь - наркотиков). ВТО приняла большое количество документов, которые регулируют разные направления внешнего торгования. В рамках ВМО действуют около 20 конвенций, 50 рекомендаций и больше десяти международных норм по отдельным таможенным вопросам.[21]

ВТО была создана для обеспечения высшего уровня согласованности и одинаковости таможенных систем стран-участниц, изучения проблем, которые возникают во время развития и улучшения таможенных технологий и таможенного законодательства. Она готовит проекты конвенций и поправки к ним, рекомендации относительно их одинакового толкования, распространяет среди стран-участниц информацию что касается таможенной регуляции и процедур, сотрудничает с другими международными и межправительственными организациями.

ВТО и страны-участницы имеют существенные льготы и право беспрепятственного проезда на заседание ВТО. Текущий штат его сотрудников составляет больше ста человек. Все технические посты (около 40) заняты представителями администрации ВТО. Срок их пребывания на этих постах от 5 до 10 лет. Штат Лингвистической службы является интернациональным, а Генеральной службы - локальным. Ежегодно секретариат организует около 25 технических конференций и 5 технических семинаров по всем мире. Бюджет ВТО осчисляется в бельгийских франках и составляет приблизительно 330 млн. франков.

А теперь об участии Украины в деятельности ВТО. Правительство Украины с 1992 года в ВТО представляет Государственная таможенная служба Украины. В 1998 году Украина была избрана два года членом Политической Комиссии ВТО.

Государственная таможенная служба Украины в настоящее время проводит работу по присоединению к Соглашению ВТО о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и прекращении нарушений таможенного законодательства, принятой 9 июля 1977 года, которая позволит, без дополнительного заключения соглашений, сотрудничать с таможенными службами около 40 государств в вопросах борьбы с контрабандой и таможенным мошенничеством.

Активно прорабатываются вопросы относительно присоединения к Соглашению ВТО о гармонизированной системе описания и кодировки товаров, а также Соглашениях ВТО из гармонизации и упрощения таможенных процедур (Киотское соглашение).

Последовательно развиваются международные отношения Украины с соседями с общей границей и другими странами зарубежья. Почти со всеми гос - вами СНГ и Балтией подписано соглашения о свободной торговле, заключены соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам более чем с 20 гос - вами мира (Польшей, Венгрией, Словакией, Чехией. Китаем, Израилем, Турцией, Францией, США, Финляндией и т.д.). Длится переговорный процесс относительно заключения аналогичных соглашений с Румынией, Молдовой, Грецией, Австрией, Кореей. С ЕС, странами Восточной Европы, СНГ, Балтия, а также с Китаем, Израилем, США Украиной заключены международные соглашения о взаимопомощи в деле предупреждения, прекращения и расследования нарушений таможенного законодательства. Положительно влияет на развитие торгово-экономических связей Украины работа Государственной Таможенной Службы в Совете руководителей таможенных служб стран-участниц СНГ. За время существования Советом принято около 80 разных решений в широком круге вопросов таможенного дела. При этом Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ передано 7 документов.

Актуальными заданиями, которые стоят перед нашим государством на современном этапе, является определение и укрепление самостоятельной таможенной политики, перестройка собственной таможенной системы, гармонизация таможенного законодательства с международными стандартами. Договорное - правовая основа относительные таможенной службы Украины с другими службами иностранных государств охватывает разные сферы внешней и внутренней политики, является обширной и всесторонней, еще нуждается в постоянном контакте между ними, научного подхода к изучению основных категорий, понятий, принципов, составляющих таможенного дела.

Выводы

 

В ходе исследования таможенной политики было выявлено такие проблемы:

) Проблема с поддержанием международной безопасности, а именно контроль и борьба с контрабандой.

) Поддержка международных санкций.

) Поддержанием экологической безопасности .

) Проблема совершенствования таможенно - тарифного регулирования в Украине.

Таможенная политика Украины развивалась в направлении параллельного развития всех сторон системы таможенно-тарифного регулирования в соответствии с передовыми, общепризнанными нормами и правилами международной практики. Она включала одновременное решение проблем заполнения теоретического вакуума, перестройки таможенной инфраструктуры и активное участие в проработке таможенных режимов, которые должны обеспечивать минимизацию таможенных процедур та эффективность таможенного контроля.

На современном этапе наиболее приемлемым для Украины является использование опыта стран центральной и восточной Европы, которые недавно присоединились к ЕС. Он предусматривает соблюдение низких тарифных ставок на подавляющее большинство товарных позиций, особенно на товары с низкой степенью обработки. Особенную защиту нужно уделять продукции сельского хозяйства и отдельным отраслям машиностроения. Параллельно следует внедрять эффективную систему анализа рисков для предотвращения таможенных правонарушением. Полезным также стало бы сокращение товарной номенклатуры по примеру Японии, Китая или США, что сделало бы ее прозрачнее и, как следствие, уменьшило злоупотребление декларированием товаров не по своему коду.

Список литературы

 

Законодательно - нормативная база

1. Таможенное право Украины. Пособие/Под ред. Доц., к.ю.н. Р.Б. Шишкина. - Харьков: Национальный ун-т внтр. дел, 2001 - 180с.

Учебники и научные пособия

2. Глобальная торговая система: Развитие институтов, правил, инструментов ВТО:Монография/ Рук.авт.кол. и науч.ред. Т.М. Цыганкова. - К.:КНЭУ,2003. - 660с.

3. Гребельник О.П. Таможенно - тарифная политика при условии трансформации экономической системы: Монография. - К.: Киев. нац. торг. - экон. ун - т. - 2001. - 488 с.

. Дубинина А.А.,Сорокина С.В. Основы таможенного дела Украины: Науч. Пособие. - К.:Профессионал,2004. - 360 с.

5. Маруняк Є.О. Экономико - географическое изучение процессов глобализации: теоретико - методологические аспекты//Украина: географические проблемы отсталого развития - К.: ВГЛ Обрий.2004. - Т.3. - С.31-33.

6. Науменко В.П., Пашко Л.В., Русков В.А. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине. -К.: Знания, 2004. - 420 с.

Периодическая литература

7. Буланый А.А. Мировой опыт современного таможенно - тарифного регулирования и его употребеление в Украине// Актуальные проблемы экономики. - 2006. - №9. - С.7 - 15.

. Жеваго А.В. Глобализация государственного регулирования международной экономической деятельности// Рынок ценных бумаг Украины. - 2005. - №5 - 6. - С. 17 - 20.

9. Жеваго А.В. Макрорегулирующие инструменты стимулирования украинского экспорта//Рынок ценных бумаг Украины. - 2005. - № 9 - 10. - С. 21 - 26.

. Макогон Ю.В., Яценко А.Б. Украина и Европейский Союз: проблемы и перспективы сотрудничества// Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект: Сб. науч. тр. - Донецк: ДонНУ. - 2002. - С. 475-479.

. Маруняк Е.О. Економико - географические аспекты развития глобализации мировой экономики//Укр. геогр. журн. - 2003. - №2. - С. 33 - 37.

12. Мосей Г. Влияние глобализации и регионализации на таможенную политику государства // Проблемы теории и практики управления (рус.).- 2003.- № 3.- C.36-40.

. Мостовой А.С. Изменения в таможенном праве Европейского Союза// Таможенное дело. - 2006. - №5(47). - С. 33 - 37.

. Пашко П.В., Постной П.Я. Таможенная политика и таможенная безопасность государства// Финансы Украины. - 2006. - №1. - С.74 - 86.

. Писимаченко Л. Формирование таможенной политики государства в условиях глобализации: проблемы, направления решения//Весник Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. - 2006. - № 2. - С. 235 - 242.

16. Тоцкая Т.С. Государственное управление механизмом таможенно - тарифного регулирования системы таможенной безопасности//Экономика и государство. - 2006. - №9. - С. 69-70.

. Тоцкая Т.С. Опыт государственного регулирования таможенной стоимости товаров зарубежных государств//Государство и регионы. - Серия: государственное управление. - 2006. - №4. - С. 170 - 174.

Интернет - источники

18. <http://www.customs.gov.ua/dmsu/control/uk/publish>. - Евроинтеграция

.<http://users.kpi.kharkov.ua/pravo/intertrade-05-tariff.htm> - Таможенно тарифное регулирование.

. http://customs.net.ua/ - Таможенная политика в Украине.

.<http://www.center.km.ua/old_version/library/tezy_lekciy/tezy_np/rozd4/1.4.7.html> - Хмельницкий центр повышения квалификации и переподготовки кадров ГТСУ

. www.ru.wikipedia.org <http://www.ru.wikipedia.org> - ВТО

. <http://www.analitik.org.ua/theme/vto/> - Вступление Украины в ВТО: за и против.

. <http://rus.newsru.ua/finance/16may2008/vto_o.html>

. <http://obkom.net.ua/articles/2008-02/06.0929.shtml> - Что означает для Украины вступление в ВТО

. www.ukrstat.gov.ua <http://www.ukrstat.gov.ua> - Объемы экспорта - импорта товаров.

Похожие работы на - Таможенная политика государства. Перспективы и состояние развития в Украине

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!