Основные методы журналистского творчества

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    570,97 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные методы журналистского творчества

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики




КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу

Основы творческой деятельности журналиста

Тема:

Основные методы журналистского творчества












Санкт-Петербург 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

.1 Понятие и содержание журналистского творчества5

.2 Методы журналистского творчества

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

.1 Характеристика базы исследования

.2 Исследование методов журналистского творчества в различных изданиях

.2.1 Журнал Cosmopolitan

.2.2 Журнал VOGUE

.2.3 Журнал «Домашний очаг»

.2.4 Журнал «Крестьянка»

.2.5 Журнал MAXIM

.2.6 Журнал «Медведь»

.2.7 Журнал Men’s Helth

.2.8 Журнал «Российское предпринимательство»

.2.9 Журнал «РБК»

.2.10 Журнал «Генеральный директор»

.3 Сравнительный анализ методов журналистского творчества, используемых в различных изданиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления и понимания методов журналистского творчества. Для каждого начинающего журналиста приобретение навыков самостоятельного творчества, умение пользоваться основными методами и жанрами журналистского творчества - одна из приоритетных задач не только на стадии получения образования, но и при работе.

В современной журналистике можно использовать все разнообразие методов творчества, одно произведение может содержать комплекс методов, их выбор зависит только от желания журналиста углубиться в проблему и раскрыть тему по своему, уникальному методу.

Проблемы журналистского творчества всегда находятся в поле зрения как теоретиков, так и практиков. Эти проблемы нашли отражение в целом ряде теоретических работ. Одни авторы особое внимание уделяли общеметодологическим основам журналистского творчества, другие - психологическим основам данного вида деятельности, третьи - особенностям публицистического творчества, четвертые - индивидуальным и коллективным началам в творческом труде журналиста, пятые - технологическим приемам журналистского труда. Во всех работах выявлены не только сущностные характеристики журналистского творчества, но и функциональные особенности данного вида человеческой деятельности.

В представленной работе мы рассмотрим основные методы журналистского творчества, которые развивают теоретики в изучении творческой деятельности журналиста; расскажем об особенностях творческого процесса, связанного с применением различных методов при создании информационного продукта.

Цель курсовой работы - проанализировать применение основных методов журналистского творчества на страницах современной печати.

В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:

раскрыть понятие и содержание журналистского творчества;

описать разнообразие методов журналистского творчества;

исследовать методы журналистского творчества в периодических изданиях разной направленности;

сравнить разнообразие методов, используемых в журналистском творчестве современной периодической печати.

Объект исследования - современное журналистское творчество.

Предмет исследования - методы сбора и предъявления информации в журналистском творчестве.

Эмпирический материал - 10 журналов.

Методы исследования - сравнительный и количественный анализ.

Новизна исследования состоит в том, что мы не только проанализируем основные методы журналистского творчества в различных периодических изданиях, но и попытаемся сравнить их.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), основной части, заключения, списка литературы. Общий объем работы - 44 страницы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

.1 Понятие и содержание журналистского творчества


Раскрывая тему основных методов журналистского творчества, необходимо определить значение творчества и его содержания в целом и в журналистском труде в частности.

С точки зрения гносеологии, творчество рассматривается как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей. Как отмечает О.И. Табидзе, «творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет объективно ценный характер. Творчество - это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее (интерсубъективное) значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности творческого процесса». В процессе творчества личность решает задачи со многими неизвестными. В этом смысле логика, как отмечают теоретики, «облегчает движение от незнания к знанию, от факта к гипотезе, от гипотезы к открытию, от замысла к воплощению».

Творчество, как исключительное свойство личности, пронизывает на всем протяжении жизни человека все виды и формы его деятельности. Оно проявляется в способности создавать (объективно и субъективно) новые предметы реального мира. Превращая творческие идеи в реальные дела, человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении.

Творчество - сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности (интеллектуальная, эмоциональная, волевая) .

Творческое мышление - это новые перспективы, новый опыт. Превращая творческие идеи в реальные дела, человек удовлетворяет свою потребность в созидании. Творчество есть высшая форма труда. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей. Для того чтобы творчество было целенаправленным, используются специальные навыки, под которыми подразумевается способность выполнять некую работу. Чтобы создать произведение, обладающее ценностью, необходимо знать основы той области, в которой творите.

Как и всякий труд, творчество в развитом обществе имеет специализированный характер: множеством потребностей вызывается к жизни множество специализированных областей творчества. Все они подчинены общим креативным закономерностям, но в каждой из них действуют и свои собственные.

Одна из таких специализированных областей творчества в современном мире - журналистика, однако заниматься ею как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналисту определяется предмет разговора и ставится задача сделать беседу как можно интереснее и убедительнее.

Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности. Особенности профессионального положения журналиста накладывают отпечаток на продукт его труда.

Журналистика - это вид духовно-практической деятельности, то есть деятельности по трансляции, переносу в практическое сознание ценностей специализированного сознания в форме оценок, которые, по сути, всегда являются оценками тех или иных социальных общностей, групп.

В структуре журналистского творчества разделяют операционные, мотивационные, интеллектуальные и личностные аспекты. В творческом труде журналиста сочетаются мыслительные и организационно-практические действия.

Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (акты, ступени, фазы, моменты и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авторами, имеют, по мнению Я.А. Пономарева, приблизительно следующее содержание.

Первый этап (сознательная работа) - подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) - созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) - вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).

Четвертый этап (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Как видим, в творческом процессе задействованы различные сферы человеческого сознания. При этом смена бессознательной и сознательной работы имеет взаимообусловленный характер. В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т. д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы:

формирование концепции, намерения;

расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);

постановка цели;

восприятие известной ситуации в совершенно новом свете.

Все эти этапы и фазы в той или иной степени сопутствуют решению различных познавательных задач, с которыми журналисты сталкиваются в своей практической деятельности.

Журналистика - это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью. Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика - одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

1.2 Методы журналистского творчества


Всякая сфера человеческой деятельности имеет специфические методы: можно говорить о методе художественного творчества; методе обработки информации. Всякий метод опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности. Поэтому методом иногда называют научные принципы и теории. Научное познание без метода невозможно. В нем выделяются «две составные части. Первая - совокупность процедур и приемов, из которых состоит научное исследование. Второе - классификация явлений и объектов, описание или построение». Совокупность научных методов конкретной науки иногда принято называть ее методологией. Применение того или иного метода детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Методы познания делятся на теоретические и эмпирические. Современная наука классифицирует методы познания следующим образом:

. Частные специальные методы отдельных наук (например, сравнительный метод в языкознании);

. Общенаучные (наблюдение, эксперимент, метод гипотез и т. д.);

. Философские (анализ и синтез, сравнение, идеализация и абстракция и т. д.).

Метод означает особую систему обработки и анализа содержания изучаемого явления. Он включает в себя: 1) описание практики; 2) установление признаков, явлений, выработку понятий и определений в кратких формулах; 3) классификацию явлений; 4) установление их природы с точки зрения общих положений теории журналистики; 5) их объяснение под углом зрения теорий и концепций журналистики.

Термин «метод» впервые стали употреблять мыслители Древней Греции. В античной философии этим термином характеризовали - путь исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических взглядов.

В современном значении этого слова под методом понимается способ или прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели.

В понятие метода, употребляемое в журналистском обиходе, вкладывается аналогичное содержание. Журналистскому методу, как и любому другому, присуща строгая определенность, однозначность. Опора журналиста на научно обоснованные методы является главным условием получения им новых, оригинальных знаний, необходимых для постижения объектов действительности в целях их изменения, преобразования.

В одном ряду с термином «метод» стоит другой, производный от него - «методика». Словом «методика» обозначают некоторую сумму способов и приемов, используемых в профессиональной деятельности. Ко многим приемам обращается журналист, собирая материал, скажем, для репортажа. Общую совокупность этих приемов как раз и называют методикой работы над материалом.

Факультеты и отделения журналистики России обучают студентов методам познания, отражения, преобразования. Но, можно и нужно выделить еще один метод - психология индивидуального творчества.

М.Н. Ким указывает, что специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Абстрагирование - это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности - абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.

Конкретизация - это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.

Моделирование - это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог - упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.

Дедукция - переход в процессе познания от общего к частному и единичному.

Индукция - переход в процессе познания от частного к общему.

Ким М.Н. также отмечает, что методы, которыми пользуется журналист, подразделяются на две группы - эмпирические и теоретические (постижение сущности). К методам изучения объективированных факторов сознания относят наблюдение, анализ документов, анализ практических действий.

К эмпирическим можно отнести метод описания, к теоретическим:

а) методы причинно-следственного анализа;

б) методы оценки;

в) методы прогнозирования;

г) методы программирования (формулирования планов). Аналитические публикации очень часто начинаются описанием заинтересовавшей журналиста проблемы, какого-то явления, события, процесса. Иногда понятие «описание» употребляется в качестве синонима понятия «наблюдение». Это неправильно, поскольку наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности, метод добывания фактов. Описание же есть структурный этап в осмыслении журналистом явления, его истолкования. Существуют разные виды описания: полное и неполное, количественное (статистическое) и качественное, структурное и генетическое и т.п.

Анализируя те или иные проблемные ситуации реальной жизни, журналист прибегает к методам частных наук - социологии, психологии, литературоведения, лингвистики, теории информации, истории, а также обращается к методам конкретно-социологических исследований.

При непосредственном взаимодействии журналист включается в эксперимент и использует наблюдение. Выбор метода осуществляется в зависимости от поставленных журналистом или редакцией задач.

На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т. д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, так как именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения. Поэтому в журналистской практике используется целый арсенал методов сбора первичной информации.

К традиционным журналистским методам, как правило, относят наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности. С развитием журналистики данные методы дополнялись и обогащались конкретными методиками из социологии и психологии, представляющими «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь». Все методы можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью и др.), а вторые - при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).

В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности. В силу того, что каждый метод таит в себе различные процедурные моменты, журналисту необходимо знать не только последовательность проведения тех или иных операций, но и различные правила анализа и интерпретации данных.

Под процедурой обычно понимают последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования. Это наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки информации.

Последовательность в применении тех или иных методов вполне согласуется со стадиальным характером творческого процесса, связанного с созданием журналистского текста. На этапе реализации замысла журналист выполняет аналитическую работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требуется умело использовать общенаучные методы анализа и интерпретации данных.

Говоря о факторах, определяющих формирование методов деятельности журналиста в творческом акте, Г.В. Лазутина выделяет следующие:

стадиальность творческого процесса;

комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

характер источников информации (более широко - структура информационной среды);

законы познания, законы восприятия и переработки информации;

законы общения.

«Это обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творческого акта - во-вторых». Задача журналиста состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от стоящих перед ним задач.

Некоторые авторы выделяют методы психологии в журналистике, к которым относят тестирование и моделирование. Тестирование - наиболее распространенный из них, позволяющий выявить те или иные психологические характеристики журналиста: способность к общению, к генерации новых идей, креативность и т.д.

Прагматическое моделирование в сфере СМИ позволяет выявить творческий потенциал журналиста в работе над произведением или в контактах с аудиторией. Оно используется для анализа ситуационных моделей, в которые включаются следующие элементы: методика создания текста; характеристика коммуникационного канала; характер, содержание и форма сообщения; личность как потребитель СМИ; ситуации интерпретации информации; прагматическое прогнозирование деятельности СМИ; мониторинг общественного мнения.

К методам литературоведения в журналистике относят проблемно-тематический и художественно-аналитический методы.

В истории журналистика черпает такие методы, как биографический и автобиографический: синхронно-описательный и диахронно-сопоставительный (метод сравнительного анализа).

В аналитической журналистике применяются также методы логики.

В последнее время стало популярным использование в журналистском произведении гипотетических методов (предположения, рейтинги, прогнозирование).

Таким образом, метод - это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу автора к отображаемой действительности.

Личный метод автора принято называть творческой лабораторией. Метод - последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения того или иного типа творчества.

При разыскивании фактов журналисты применяют следственно-детективные методы (например, скрытое наблюдение, хакерство).

Достижение творческих целей возможно только в ходе применения различных методов познания действительности (эмпирических, теоретических, художественных). Базисный метод - общефилософское знание.

В журналистике используется система методов, которые можно подразделить на несколько групп:

методы познавательной деятельности (методы постижения сути);

методы получения сведений;

методы предъявления информации.

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа.

Методы получения информации, по сути, дополняют методы познавательной деятельности, разница лишь в этапности, т.е. на первоначальных этапах используются методы проработки документов, наблюдение и беседа в качестве пилотажного исследования. Для того чтобы подготовиться к боле основательному анализу с применением методов получения сведений, последние могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционными называют такие методы получения сведений, как проработка документов, беседа и наблюдение. А нетрадиционными - опрос, фокус-группа, статистика, контент-анализ и эксперимент.

Документом называют любой материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве.

Задача, которую решает журналист, обращаясь к документу, состоит в том, чтобы получить необходимые ему сведения: политические, идеолого-этические, исторические, статистические, производственные, несущие определенные характеристики и описания людей и событий и тому подобные.

Обращение к документам начинается с их поиска. Здесь журналисту требуется высокий уровень библиографической, документоведческой грамотности. Ценность документальных источников и необходимость их использования имеют объективные предпосылки. Во-первых, потому, что потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Во-вторых, информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, полученные другими методами, и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности.

Виды документов классифицируются по многим основаниям. В зависимости от технических средств фиксации информации документы делятся на письменные (включая и рукописные, и печатные), иконографические (видео, кино, фото, картины, гравюры и тому подобное), фонетические (радио, магнитофон, грампластинки). В зависимости от авторства это могут быть официальные документы и документы личного происхождения. В связи с мотивацией создания документов выделяют спровоцированные (созданные по чьей-либо инициативе) и неспровоцированные (созданные по инициативе их автора).

Львиную долю сведений, в том числе и подтверждение документов, журналист получает в беседе - непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Беседа отличается от интервью, прежде всего тем, что все, участвующие в беседе, равноправны в изложении собственного мнения или формулировке вопросов. Беседа как метод познавательной деятельности журналиста такой вид организованного речевого общения, который предполагает отчетливое осознание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соответствующей условиям общения. Надлежит получить пять групп данных: факты, мнения, объяснения, прогнозы, речевые приметы собеседника. Особые разновидности беседы - беседа по телефону и беседа в письмах.

Третий традиционный для журналистики путь получения сведений - наблюдение. Этот метод познавательной деятельности предполагает непосредственное участие журналиста в изучаемой ситуации. Главное преимущество этого метода в том, что он позволяет наблюдать события и элементы человеческого поведения в момент их проявления. Здесь появляется возможность собирать данные независимо не только от умения предполагаемых собеседников говорить, но и от их желания говорить. Получая информацию из первых рук, журналист классифицирует виды наблюдения в зависимости от элементов контроля при наблюдении (контролируемое и неконтролируемое), в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное), по степени подготовки (систематизированное и несистематизированное), по временным характеристикам (длительное и оперативное), по позиции наблюдателя (открытые и скрытые), по способу получения сведений (прямое и косвенное), по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).

Предметом журналистского наблюдения становятся и сам человек, и его внешность, и характер, и то, как он говорит, и поведение, и реакция на происходящее, и разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, и характер общения, и уровень культуры общения, и средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), и то, о чем говорится, и даже окружающая предметно-вещественная среда. Не менее важно в этом ряду и наблюдение за наблюдателем, фиксация собственных ощущений журналиста, чаще всего применяющаяся при использовании метода «маски», когда исследователь вливается в коллектив исследуемых на равных правах, скрыв свою истинную профессию.

Кроме традиционных методов получения сведений, журналист в своей практической работе использует методы смежных наук. Их может быть сколько угодно, однако наиболее популярные, это опрос (анкетирование, телефонный опрос, интервьюирование и т.д.), контент-анализ, эксперимент.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.

На практике журналист редко прибегает только к одному из методов. Часто для подготовки аналитической публикации автор использует их совокупность - интервью, наблюдение, изучение документа.

Таким образом, при проведении исследования мы будем придерживаться классификации основных методов журналистского творчества, предложенной Г.В. Лазутиной, а именно проанализируем использование методов познавательной деятельности, методов получения информации (традиционных и нетрадиционных) и методов предъявления информации.

журналистский жанр метод информация

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

 

.1 Характеристика базы исследования


Для анализа применяемых методов журналистского творчества нами были исследованы 10 популярных журналов, направленных на различную аудиторию (женские, мужские, экономические) одной возрастной категории (25-45 лет):

Женские журналы: «Cosmopolitan», «VOGUE», «Домашний очаг», «Крестьянка»

Мужские журналы: «MAXIM», «Медведь», «Men’s Health»

Экономические журналы: «Российское предпринимательство», «РБК», «Генеральный директор».

Для начала представим общую характеристику указанных журналов.

Таблица 1

Общая характеристика журналов

Наименование и обложка журнала

Общая характеристика

Ежемесячный глянцевый журнал с тиражом более 1 млн. экземпляров. Впервые журнал стал издаваться в России в мае 1994 года. Журнал в мини-формате появился в ноябре 2003 года. Космополитен (Cosmopolitan) является международным журналом для женщин 16-50 лет. Он был впервые опубликован в 1886 году в Соединенных Штатах в качестве семейного журнала, позднее был преобразован в литературный журнал и в конечном итоге стал женским журналом в конце 1960-х годов. Также известный как Космо (Cosmo), его текущее содержание включает в себя статьи об отношениях и сексе, здоровье, карьере, самосовершенствовании знаменитостей, а также о моде и красоте. Журнал Космополитен (Cosmopolitan) имеет 58 международных изданий, печатается на 34 языках и распространяется более чем в 100 странах

Журнал о моде для женщин, издаваемый с 1892 года издательским домом Condй Nast Publications. В России Vogue издается с 1998 года. Журнал выходит в 18 странах. Тираж:150 000 экз. Периодичность: 12 раз в год. Объем:Более 500 полос Аудитория номера: более 300 000 чел. Журнал VOGUE Россия отличают такие черты, как высокий статус, авторитетность, престиж. Журнал VOGUE полностью посвящен моде, служит источником вдохновения и советчиком по стилю.

Журнал «Домашний Очаг» - один из самых популярных женских журналов в России, его аудитория постоянно растет. Секрет популярности журнала - в его уникальной редакционной концепции: «мы пишем о реальных, конкретных проблемах, которые волнуют современную женщину с традиционными жизненными ценностями - о доме, семье, детях». Конкурсы, проводимые в журнале, традиционно имеют огромный отклик. Аудитория журнала отличается своей активностью и высокой степенью вовлечения в такие проекты. Рубрики: семья и дети, диета и здоровье, дом и хозяйство, интервью и истории, красота и мода, эмоции и отношения Тираж:280000 экз. Периодичность: Ежемесячно. Объем: 250-300 полос. Аудитория номера: 1540 000 чел.

Выходит с 1922 года. Самый известный российский журнал для женщин: красота и здоровье, дом и семья, карьера и работа, поэзия и проза, досуг, культура, психология на каждый день. Выходит ежемесячно. Тираж: 151 000 экз, дистрибуция в 88 регионах Белоруссии, Германии, Испании, России, Украине. Объём: от 112 до 136 полос.

Международный мужской (с элементами эротики) имеющий в том числе и русскую версию. Основан в Великобритании в 1995 году. Русская версия выходит ежемесячно с апреля 2002 года. Издается в 24 странах мира. Основные рубрики: Письма читателей - Смешные ответы на письма читателей и конкурс «Лучшее письмо месяца». Кто эта девушка? - Интервью и фотосессия с девушкой из телевизионной рекламы. MAXIмир - хроника событий за последний месяц. К ответу! - Интервью с известным человеком. Легко! - Рубрика о каком либо умении и как этому научиться. Стиль. Турбо - Рубрика об интересных гаджетах, оружии, технике. В курсе - обзор фильмов, музыки, игр за месяц. Ж - Files - статьи Ирены Понарошку о женщинах, мужчинах и межполовых отношениях. Тираж: 390 000 экз. Периодичность: 12 раза в год Объем: более 300 полос. Аудитория номера: 1 812 000 чел.

Журнал «Медведь» - русский по духу и европейский по исполнению. «Медведь» - первый мужской журнал в России, пионер российского глянца, первый номер вышел в 1995 году. Читатель - человек, который не забывает о том, где родился, оптимист по натуре, с чувством юмора, в должной мере интеллектуал. Это редкий мужской журнал, который приятно не только полистать, но и почитать. Журнал для чтения, журнал-друг, журнал - советчик: к его мнению прислушиваются те, кто достаточно молод, чтоб жить полной жизнью, и зрел настолько, чтобы позволить себе это. Тираж: 85 000 экз. Периодичность: 11 раз в месяц. Объем: 144 полос. Аудитория номера: 214,7 тыс. чел.

«Men's Health» - это прагматичное и полезное издание для мужчин, которые воспринимают жизнь как путь самосовершенствования. Делать такой журнал помогают эксперты: врачи, экономисты, спортсмены, стилисты и инженеры. Men’s Health - главный мужской журнал во всем мире. Ежедневные новости и статьи, советы экспертов и блоги, конкурсы и подарки. Основные темы: мужское здоровье и спортивная форма; физические упражнения и видео-энциклопедия фитнеса; секс и психология отношений; правильное питание и профилактика заболеваний; еда и рецепты; домашняя кулинария и высокая кухня; куда поехать, где отдохнуть; мужская мода, одежда и стиль для мужчин: костюмы, галстуки, сумки, часы и другие аксессуары; обзоры информационных технологий и достижений науки; лучшие автомобили и гаджеты, тесты и видео онлайн Тираж: 300 000 экз. Периодичность: Ежемесячно Объем: Около 150 полос. Аудитория номера: 881 500 чел

«Российское предпринимательство» - это ежемесячный научно-практический журнал, выходящий с января 2000 года. 6 номеров в год, 10000 экземпляров. C 2002 года по настоящее время журнал включен в перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора или кандидата наук по экономике. Основными рубриками журнала являются: государственное регулирование и управление; инновации, инновационный менеджмент; инвестиции; логистика; маркетинг; менеджмент; мировая экономика; налоговая политика; образование и бизнес; основы предпринимательства; стратегия и бизнес; управление бизнесом; управление ресурсами; финансы предприятия.

Журнал «РБК» - самый успешный российский деловой журнал. На страницах «РБК» можно найти аналитику глобальных экономических процессов, почерпнуть оригинальные инвестиционные идеи и посчитать, сколько зарабатывают топ-менеджеры крупнейших российских компаний. Главная задача - дать возможность современному человеку в одном издании получить качественную информацию и аналитику об основных сферах жизни общества. Тираж номера 112 000 экз.

«Генеральный Директор» - это практический журнал по управлению предприятием, главный профессиональный журнал Генеральных Директоров России. Тираж 43 200 экземпляров Назначение журнала - помогать руководителям предприятий в работе, обеспечивать их актуальной информацией для принятия решений. Подписчики - это 39000 руководителей и владельцев предприятий в отраслях производства, торговли, услуг, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи из всех регионов РФ. Основа журнала - это профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей предприятий, которые нашли решения сложных проблем и делятся ими со своими коллегами.


База исследования, включающая 10 изданий периодической печати, была определена методом случайной выборки. Мы не ставили перед собой цель собрать журналы одного направления или самые популярные в конкретном направлении. Новизна исследования как раз и состоит в том, что мы не только проанализируем основные методы журналистского творчества в различных периодических изданиях, но и попытаемся сравнить их.

Самым большим тиражом среди женских журналов издается Cosmopolitan - 1050000 экземпляров, среди мужских - MAXSIM - 390 000 экземпляров, среди экономических - «Российский экономический журнал» - 112 000 экземпляров.

Если рассматривать количество экземпляров в тираже по категориям (женские, мужские, экономические журналы), то наиболее популярны и объемны женские журналы, им уступают мужские журналы, которых выходит также много, но они не столь разнообразны по содержанию. Экономические журналы выходят меньшим тиражом, что объясняется самой сутью экономической информации, которая должна подаваться оперативно, т.е. наибольшей популярностью в данной категории будут пользоваться ежедневные газеты, Интернет сводки и финансово-экономические новости в телевещании.

Необходимость экономических журналов неоспорима, так как в них проводятся дискуссии, приводится комплексный экономических анализ, представляются итоговые данные экономического развития как страны в целом, так и отдельного предприятия и т.д. Таким образом, нами исследуются три различных направления журналистского творчества: женское, мужское, экономическое.

2.2 Исследование методов журналистского творчества в различных изданиях


Для анализа используемых методов журналистского творчества в различных изданиях нами были отобраны последние номера каждого журнала, включенного в общий список базы исследования. С целью объективности оценки и глубины исследования представим анализ каждого журнала в отдельности.

Статьи анализировались по основным методам журналистского творчества, которые, в свою очередь, были разбиты на две группы методов:

. методы сбора информации (проработка документов, наблюдение, эксперимент, интервью, анкетирование и т.д.)

. методы предъявление информации:

для воплощения фактологического ряда элементов выразительных средств (ЭВС): констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация).

для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.

 

.2.1 Журнал Cosmopolitan

Нами был проанализирован номер журнала Cosmopolitan за февраль 2010 года. Объем журнала - 440 страниц, которые содержат 108 статей, включая гороскоп и тесты.

Журнал в целом содержит много глянцевых фотографий и рисованных изображений, можно сказать, что половина объема журнала имеет текстовое содержание, остальное изобразительное.

Разберем статьи по основным методам журналистского творчества, указанных выше.

В таблице 2 представлено распределение статей в журнале Cosmopolitan по методам сбора информации.

Таблица 2

Распределение статей в журнале Cosmopolitan по методам сбора информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

41

37,96

2. Наблюдение

22

20,37

3. Эксперимент

6

5,56

4. Интервью

19

17,59

5. Другие методы

20

18,52

Итого

108

100


Представленные данные свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью у сотрудников Cosmopolitan пользуются такие методы сбора информации, как проработка документов, наблюдение и интервью. Среди других методов сбора данных можно назвать сравнительный анализ, беседу, письменный опрос.

Далее рассмотрим использование методов предъявления информации для воплощения фактологического ряда элементарных выразительных средств.

Таблица 3

Распределение статей в журнале Cosmopolitan по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

27

25

2. Репортажное и реконструктивное описание

34

31,48

3. Репортажное и реконструктивное повествование

22

20,37

4. Характеристика

11

10,19

5. Рассуждение

8

7,41

6. Типизация

6

5,56

Итого

108

100


Основным методом предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС, применяемым журналистами Cosmo, является репортажное и реконструктивное описание, констатация, репортажное и реконструктивное повествование. Меньше всего используется типизация.

Таблица 4

Распределение статей в журнале Cosmopolitan по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Цитирование

7

6,48

2. Ссылка

21

19,44

3. Изложение

36

33,33

4. Переосмысление

29

26,85

5. Словесная инкрустация

16

14,81

Итого

108

100


Для воплощения культурологического ряда элементарных выразительных средств коллектив журналистов Cosmopolitan пользуется в основном изложением, переосмыслением и ссылкой.

В целом статьи в журнале излагаются от первого лица, носят рекомендательный характер, в них содержатся факты из жизни самих читателей, а также повествования журналистов. Материал журнала ненавязчивый, легкий, доступный, в некоторых случаях даже примитивный.

2.2.2 Журнал VOGUE

В данном случае анализу подвергся также февральский номер журнала VOGUE за 2010 год. Объем журнала - 219 страниц, которые содержат 48 статей, включая гороскоп.

Журнал насыщен рекламой и глянцем, ориентировочно текстовая часть журнала составляет 30-35%.

В таблице 5 представлено распределение статей в журнале VOGUE по методам сбора информации.

Таблица 5

Распределение статей в журнале VOGUE по методам сбора информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

3

6,25

2. Наблюдение

20

41,67

3. Эксперимент

2

4,17

4. Интервью

19

39,58

5. Другие методы

4

8,33

Итого

48

100


Доминирующая часть информации получена методами наблюдения и интервью. Методы наблюдения применяются при просмотре модных показов, а интервью проводятся в основном с дизайнерами или известными личностями в сфере моды.

Использование методов предъявления информации для воплощения фактологического ряда элементарных выразительных средств журналистами VOGUE представлено в таблице 6.

Таблица 6

Распределение статей в журнале VOGUE по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

9

18,75

2. Репортажное и реконструктивное описание

14

29,17

3. Репортажное и реконструктивное повествование

5

10,42

4. Характеристика

8

16,67

5. Рассуждение

7

14,58

6. Типизация

4

8,33

Итого

48

100


Репортажное и реконструктивное описание является наиболее часто используемым методом предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС, этот метод наиболее приемлем при изложении информации о показе мод и ведении репортажа с него.

Таблица 7

Распределение статей в журнале VOGUE по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информацииКоличество статейПроцент



1. Цитирование

1

2,08

2. Ссылка

4

8,33

3. Изложение

24

50

4. Переосмысление

2

4,17

5. Словесная инкрустация

17

35,42

Итого

48

100


Для воплощения культурологического ряда элементарных выразительных средств журналисты VOGUE используют методы изложения и словесной инкрустации.

В целом VOGUE - журнал для людей следящих за модой, занимающихся ею, простому читателю он может показаться скучным и однообразным, так как читать фактически нечего. Статьи походи одна на другую, представляют пересказ событий мира моды и происходящего на подиуме, а также новомодных тенденциях.

2.2.3 Журнал «Домашний очаг»

В журнале «Домашний очаг» за январь 2010 года содержалось 42 статьи (включая гороскоп) на 188 страницах.

В отличие от предыдущих журналов для женщин в данном случае есть что почитать, статьи и интервью содержательны и интересны, в то же время много рецептов и советов специалистов.

Показатели по использованию различных методов познавательной деятельности, применяемых журналистами «Домашнего очага» представлены в таблице 8. Представленные данные свидетельствуют о том, что при написании статей журналисты в основном прорабатывают документы и проводят интервью. Следует отметить, что интервью проводятся не только со знаменитостями, но и со специалистами различного профиля, т.н. экспертами.

Таблица 8

Распределение статей в журнале «Домашний очаг» по методам сбора информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

16

38,1

2. Наблюдение

8

19,1

3. Эксперимент

2

4. Интервью

11

26,19

5. Другие методы

5

11,9

Итого

42

100


Применение методов предъявления информации в журналистском творчестве сотрудников журнала «Домашний очаг» представлены в таблицах 9 и 10. Таблица 10 демонстрирует методы предъявления информации для воплощения фактологического ряда элементарных выразительных средств журналистами.

Таблица 9

Распределение статей в журнале «Домашний очаг» по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

8

19,1

2. Репортажное и реконструктивное описание

6

15,12

3. Репортажное и реконструктивное повествование

4

9,52

4. Характеристика

7

16,67

5. Рассуждение

11

26,19

6. Типизация

6

9,52

Итого

42

100


Таблица 10

Распределение статей в журнале «Домашний очаг» по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информацииКоличество статейПроцент



1. Цитирование

2

4,76

2. Ссылка

5

11,9

3. Изложение

16

38,1

4. Переосмысление

6

9,52

5. Словесная инкрустация

13

30,95

Итого

42

100


Информация для воплощения фактологического ряда ЭВС, в журнале «Домашний очаг», предъявляется при помощи методов рассуждения, характеристики, репортажного и реконструктивного описания. Что же касается воплощения культурологического ряда ЭВС, то здесь доминируют методы изложения и словесной инкрустации.

Общее впечатление от статей в журнале «Домашний очаг» благоприятное, материал направлен на думающую, мыслящую женщину, заботящуюся о своих близких и о себе.

2.2.4 Журнал «Крестьянка»

В целях исследования нами был проанализирован февральский номер журнала «Крестьянка» за 2010 год. Указанный номер включает 48 статей на 116 страницах. Журнал разительно отличается от предыдущих, тем, что в нем представлено гораздо меньше визуального, фотографического материала, больше текстового, в соотношении приблизительно 25% к 75%.

В таблице 11 представлены методы, которые применяются журналистами редакции «Крестьянки» при сборе информации.

Таблица 11

Распределение статей в журнале «Крестьянка» по методам сбора информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

12

25

2. Наблюдение

18

37,5

3. Эксперимент

3

6,25

4. Интервью

9

18,75

5. Другие методы

5

10,42

Итого

48

100


Данные таблицы 11 свидетельствуют о том, что основным методом познавательной деятельности для журналистов «Крестьянки» является - наблюдение и проработка документов. Наблюдение чаще всего встречается в новостных репортажах. По структуре журнала, в начале предлагается несколько интервью под рубрикой «Большая история». В дальнейшем также есть интервью с различными специалистами.

В таблицах 12 и 13 представлены данные о методах представления информации в журнале «Крестьянка».

Таблица 12

Распределение статей в журнале «Крестьянка» по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

12

25

2. Репортажное и реконструктивное описание

6

12,5

3. Репортажное и реконструктивное повествование

4

8,33

4. Характеристика

8

16,67

5. Рассуждение

7

14,58

6. Типизация

11

22,92

Итого

48

100


Таблица 13

Распределение статей в журнале «Крестьянка» по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информацииКоличество статейПроцент



1. Цитирование

4

8,33

2. Ссылка

5

10,42

3. Изложение

12

25

4. Переосмысление

11

22,92

5. Словесная инкрустация

16

33,33

Итого

48

100


Среди методов предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС превалируют типизация, характеристика и рассуждение. А основные методы, которыми пользуются журналисты «Крестьянки», представления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС - это словесная инкрустация, изложение и переосмысление.

В отличие от предыдущих журналов, где четко прослеживалась целевая аудитория и общее направление журнала, здесь мы это не почувствовали. На наш взгляд, нет связки между статьями, общей цели, не определена четко аудитория.

2.2.5 Журнал MAXIM

На 168 страницах февральского номера MAXIM нами было насчитано 17 статей и множество мелких заметок, анекдотов, рекламы и т.п.

Разбирая 17 статей по методу сбора информации, отметим, что в журнале представлено только одно интервью и два эксперимента. Основная масса статей собрана благодаря проработке документов, причем поверхностной, без свойственной мужчинам конкретики, так же нами были обнаружены три статьи, основанные на наблюдении, встречались статьи с тестами и опросами.

Таблица 14

Распределение статей в журнале «MAXIM» по методам сбора информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

7

41,18

2. Наблюдение

3

17,65

3. Эксперимент

2

11,77

4. Интервью

1

5,88

5. Другие методы

4

23,53

Итого

17

100


Если рассматривать методы, используемые авторами статей в журнале MAXIM для представления информации, то фактологический ряд ЭВС в основном воплощен благодаря репортажному и реконструктивному повествованию, остальные методы представлены в среднем поровну.

Таблица 15

Распределение статей в журнале «MAXIM» по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

3

17,65

2. Репортажное и реконструктивное описание

2

11,77

3. Репортажное и реконструктивное повествование

4

23,53

4. Характеристика

3

17,65

5. Рассуждение

3

17,65

6. Типизация

2

11,77

Итого

17

100


Таблица 16

Распределение статей в журнале «MAXIM» по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информацииКоличество статейПроцент



1. Цитирование



2. Ссылка

2

11,77

3. Изложение

9

52,94

4. Переосмысление

3

17,65

5. Словесная инкрустация

3

17,65

Итого

17

100


Для воплощения культурологического ряда ЭВС журналисты MAXIM в большинстве своем пользуются изложением, так же встречается переосмысление и словесная инкрустация.

Таим образом, мы приходим к выводу, что журнал MAXIM напоминает нам женский журнал Cosmopolitan, однообразная стилистика, много фотографического и рекламного материала и поверхностное содержание.

2.2.6 Журнал «Медведь»

В сравнении с мужским журналом МAXIM, «Медведь» представляется более интересным для отечественной читающей мужской аудитории. Нами проанализирован февральский номер журнала за 2010 год, объемом 144 страницы, на которых разместилось 21 произведение журналистского творчества.

Статьи, представленные в журнале, довольно объемны, распределяются по соответствующим рубрикам, которых тоже, соответственно 21: События, Масштаб, 3 х 100, Курилка, Тема, Репортаж, Глыба, ЖЗЛ, Папа, Проза жизни, Маша и Медведь, Юбилей, Маршрут, Большая медведица, Дикая природа, Расследование, Интервью, Рассказ, Изложение, Терка, Архив.

Некоторые из названий рубрик уже сами говорят об использованных методах журналистского творчества, например, интервью, репортаж, расследование, рассказ, изложение.

В таблице 17 приведены общие данные по используемым методам для сбора информации журналистами «Медведя».

Таблица 17

Распределение статей в журнале «Медведь» по методам сбора информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

5

23,81

2. Наблюдение

8

30,1

3. Эксперимент

1

4,76

4. Интервью

4

19,05

5. Другие методы

3

14,29

Итого

21

100


Приведенные показатели свидетельствуют о том, что основным методом сбора информации является наблюдение и проработка документов. Наблюдение используется при написаниях статей для рубрик: Дикая природа, Маршрут, Большая медведица, События, Курилка, Терка, Расследование.

Фактологический ряд ЭВС в журнале «Медведь» представлен также различными методами, среди которых выделяются констатация, репортажное и реконструктивное повествование, рассуждение. Использование данных методов для предъявления информации говорит о склонности к анализу и художественному творчеству коллектива журнала. В то же время сочетание таких методов, как констатация и рассуждение, с одной стороны, и репортажного и реконструктивного повествования, с другой стороны, свидетельствует о разнообразии представленной информации, а значит, каждый найдет что-то, подходящее именно ему.

Таблица 18

Распределение статей в журнале «Медведь» по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

5

23,81

2. Репортажное и реконструктивное описание

3

14,29

3. Репортажное и реконструктивное повествование

4

19,05

4. Характеристика

3

14,29

5. Рассуждение

4

19,05

6. Типизация

2

9,52

Итого

21

100


Таблица 19

Распределение статей в журнале «Медведь» по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информацииКоличество статейПроцент



1. Цитирование

1

4,76

2. Ссылка

3

14,29

3. Изложение

8

30,1

4. Переосмысление

4

19,05

5. Словесная инкрустация

5

23,81

Итого

21

100


Для воплощения культурологического ряда ЭВС журналисты «Медведя» используют в основном изложение, словесную инкрустацию и переосмысление.

В целом журнал оставил хорошее впечатление, четко определена аудитория, интересное и разнообразное содержание статей, грамотно использованы различные методов сбора и представления информации в журналистских произведениях.

2.2.7 Журнал Men’s Helth

Для анализа мы исследовали февральский номер журнала Men’s Helth за 2010 год. Журнал довольно объемный - 196 страниц, включает 49 статей. Журнал очень красочный, создается впечатление, что использован каждый миллиметр листа, очень информативный.

Разнообразие методов сбора информации, применяемых журналистами Men’s Helth представлен в таблице 20.

Таблица 20

Распределение статей в журнале «Men’s Helth» по методам сбора информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

15

30,61

2. Наблюдение

16

32,65

3. Эксперимент

9

18,37

4. Интервью

3

6,12

5. Другие методы

6

12,25

Итого

49

100


Полученные данные демонстрируют приверженность сотрудников редакции к таким методам сбора информации, как наблюдение и проработка документов. Наблюдение, зачастую, встречается в статьях посвященных отношениям мужчины и женщины, а проработка документов в статьях освещающих рацион питания, физическую культуру и т.д.

Методы предъявления информации также разнообразны, фактологический ряд ЭВС в основном представлен репортажным и реконструктивным описанием, а также характеристикой.

Таблица 21

Распределение статей в журнале «Men’s Helth» по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

8

16,33

2. Репортажное и реконструктивное описание

13

26,53

3. Репортажное и реконструктивное повествование

4

8,16

4. Характеристика

12

24,5

5. Рассуждение

7

14,29

6. Типизация

5

10,2

Итого

49

100


Таблица 22

Распределение статей в журнале «Men’s Helth» по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информацииКоличество статейПроцент



1. Цитирование

2

4,1

2. Ссылка

6

12,25

3. Изложение

17

4. Переосмысление

11

22,45

5. Словесная инкрустация

13

26,53

Итого

49

100


Для воплощения культурологического ряда ЭВС журналистами Men’s Helth применяются методы изложения словесной инкрустации и переосмысления.

Таким образом, применяемые методы сбора и предъявления информации характеризуют данный журнал как аналитический, конкретизированный, рекомендательный, журнал-эксперт.

 

.2.8 Журнал «Российское предпринимательство»

Первый номер 2010 года журнала «Российское предпринимательство» содержит 60 статей экономической направленности. Объем данного номера журнала составляет 185 страниц.

В журнале статьи распределены по следующим рубрикам: Макроэкономика, Государственное регулирование экономики, Государство и наука, Государство и бизнес, Мировая экономика, стратегический менеджмент, Предприятие: экономика и управление, Маркетинг, Социальная ответственность бизнеса, Управление персоналом, Топливно-энергетический комплекс, Транспорт, Строительный бизнес, Ипотека, Банковский бизнес, Вертолетостроение, Агропромышленный комплекс, Рыбоперерабатывающая отрасль, Металлургия, Электроэнергетика, Энергетика, Торговля, Оптовая торговля, Региональная экономика, Кооперативное предпринимательство, Пенсионное обеспечение, Теневая экономика, Корпоративный менеджмент, Аутсорсинг, Транспорт, Транспортно-логистические услуги, Дилерский бизнес, Земля и землепользование, Услуги по временному размещению и проживанию, Бытовые услуги, Физкультурно-спортивные услуги.

Наиболее объемные и содержательные рубрики - это «Региональная экономика» - 10 статей, «Стратегический менеджмент» - 7 статей, «Предприятие: экономика и управление» - 5 статей.

В таблице 23 представлены показатели, характеризующие методы получения информации.

Таблица 23

Распределение статей в журнале «Российское предпринимательство» по методам получения информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

42

70

2. Наблюдение

5

8,33

3. Эксперимент

7

11,67

4. Интервью



5. Другие методы

6

10

Итого

60

100


Как и следовало ожидать, в такого рода изданиях, превалирует метод проработки документов, причем авторы используют различные виды проработки документов, такие как количественный и качественный контент-анализ, в целом анализ и синтез и т.д.

Для воплощения фактологического ряда элементарных выразительных средств в статьях журнала «Российское предпринимательство» в основном использованы методы рассуждения, характеристики и констатации.

Таблица 24

Распределение статей в журнале «Российское предпринимательство» по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

11

18,33

2. Репортажное и реконструктивное описание

4

6,67

3. Репортажное и реконструктивное повествование

2

3,33

4. Характеристика

17

28,33

5. Рассуждение

21

35

6. Типизация

5

8,33

Итого

60

100


Таблица 25

Распределение статей в журнале «Российское предпринимательство» по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Цитирование

14

28,33

2. Ссылка

21

35

3. Изложение

8

13,33

4. Переосмысление

12

20

5. Словесная инкрустация

5

8,33

Итого

60

100


Для воплощения культурологического ряда элементарных выразительных средств в статьях журнала «Российское предпринимательство» в большинстве совеем использованы ссылки, цитаты и переосмысления.

Журнал содержателен, направлен на аудиторию, которую интересует современное состояние экономики, причем как теоретические, так и практические вопросы. Материал изложен специалистами в своей области, очень грамотно, лаконично и академично.

2.2.9 Журнал «РБК»

Рассматриваемый номер ежемесячного делового журнала «РБК» посвящен успешным женщинам России. Общий объем выпуска - 146 страниц, на которых разместилось 40 статей.

Журнал «РБК» разительно отличается от анализируемого предшественника, журнала «Российское предпринимательство», тем, что в нем содержится много деловой информации о бизнесе, об экономических тенденциях вкупе с различными интервью, характеристика модных тенденций на авторынке и т.д. Таким образом, статьи носят не академический характер, а динамику, вызывают желание действовать, участвовать в современном бизнесе.

Журнал содержит следующие рубрики: Тенденции, Вокруг России, В фокусе, Недвижимость, Главная тема, Карта бизнеса, Зарубежный бизнес, Капитал, Инвестиции, Бизнес-практика, Технопарк, Частная жизнь, Отдых.

Методы получения информации, используемые журналистами «РБК», представлены в таблице 26.

Таблица 26

Распределение статей в журнале «РБК» по методам получения информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

15

37,5

2. Наблюдение

11

27,5

3. Эксперимент

7

17,5

4. Интервью

4

10

5. Другие методы

3

7,5

Итого

40

100


Доминирующая часть сотрудников РБК использует в качестве методов сбора информации при написании статей проработку документов и наблюдение, чаще, чем обычно используется эксперимент, данный метод встречается при характеристике авторынка.

Фактологический ряд ЭВС представлен методами констатации, рассуждения и характеристики, т.е. редко прибегают к описанию и повествованию, а также к типизации. Большее значение приобретают именно фактическое предъявление информации и ее анализ.

Таблица 27

Распределение статей в журнале «РБК» по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

12

30

2. Репортажное и реконструктивное описание

6

15

3. Репортажное и реконструктивное повествование

2

5

4. Характеристика

7

17,5

5. Рассуждение

8

20

6. Типизация

5

12,5

Итого

40

100


Воплощение культурологического ряда ЭВС становится возможным благодаря методам изложения, переосмысления и словесной инкрустации. Данный факт также свидетельствует о характере статей и их аналитической направленности.

Таблица 28

Распределение статей в журнале «РБК» по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Цитирование

1

2,5

2. Ссылка

6

15

3. Изложение

14

35

4. Переосмысление

11

27,5

5. Словесная инкрустация

8

20

Итого

40

100


Журнал, несомненно, можно отнести также к мужским, но для деловых мужчин, которых волнует не столько своя физическая форма и подружка, а сколько вся необходимая атрибутика для повышения своего психологического и социального статуса, а также способы заработать капитал.

2.2.10 Журнал «Генеральный директор»

Текущий номер журнала «Генеральный директор» (февраль 2010) содержит 32 статьи по следующим направлениям: Что происходит, Люди и лидерство, Стратегия и развитие, Финансы и право, Книги, Обратная связь, Опросы руководителей бизнеса. Общий объем журнала - 96 страниц.

Журнал «Генеральный директор» это нечто среднее между академичным «Российское предпринимательство» и динамичным, доступным «РБК». Аудитория данного журнала ограничена самим названием, таким образом, если журнал покупает рядовой служащий, то у него большие амбиции и он руководствуется поговоркой «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». На сегодняшний день это скорее исключение, чем правило, в связи с чем информация, находящаяся в журнале, необходима именно руководителю.

Журналисты «Генерального директора» используют следующие методы познавательной деятельности при написании статей:

Таблица 29

Распределение статей в журнале «Генеральный директор» по методам получения информации

Метод сбора информации

Количество статей

Процентное соотношение

1. Проработка документов

13

40,63

2. Наблюдение

7

21,87

3. Эксперимент

2

6,25

4. Интервью

6

18,75

5. Другие методы

4

12,5

Итого

32

100


Как видим, основной метод сбора информации - проработка документов и интервью. Вообще, в журнале много различных опросов, что делает его живым, так как есть возможность узнать мнение о различных экономических проблемах людей, которые на практике руководят предприятиями и большими коллективами.

Методами предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС журнале «Генеральный директор» в основном являются репортажное и реконструктивное описание, а также рассуждение и характеристика.

Таблица 30

Распределение статей в журнале «Генеральный директор» по методам предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Констатация

3

9,38

2. Репортажное и реконструктивное описание

12

37,5

3. Репортажное и реконструктивное повествование

4

12,5

4. Характеристика

5

15,62

5. Рассуждение

6

18,75

6. Типизация

2

6,25

Итого

32

100


Воплощение культурологического ряда ЭВС становится возможным благодаря методам изложения, ссылок, цитирования и словесной инкрустации.

Таблица 31

Распределение статей в журнале «Генеральный директор» по методам предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС

Метод предъявления информации

Количество статей

Процент

1. Цитирование

5

15,62

2. Ссылка

7

21,87

3. Изложение

11

34,38

4. Переосмысление

4

12,5

5. Словесная инкрустация

5

15,62

Итого

32

100


Это, несомненно, практический журнал по управлению организацией, имеющий профессиональное направление, необходимый руководителям отечественных предприятий. Назначение журнала в помощи руководителям предприятий в работе, обеспечению их актуальной информацией для принятия решений.

2.3 Сравнительный анализ методов журналистского творчества, используемых в различных изданиях


В данном параграфе проведем сравнительный анализ методов журналистского творчества, применяемых в исследуемых периодических изданиях. Рассмотрим журналы по группам - женские, мужские, экономические.

Итак, эксперимент, как метод познавательной деятельности, применяется во всех проанализированных журналах приблизительно на одном, самом низком уровне. Такие методы сбора информации, как наблюдение и интервью, доминируют в журнале VOGUE. Проработка документов является доминирующим методом в отечественных журналах «Домашний очаг» и «Крестьянка». В целом именно эти журналы используют в равной степени фактически все методы сбора информации.

В журналах Cosmopolitan и VOGUE много информации о моде и о прохождении показов именно методом репортажного и реконструктивного описания. Наиболее стабильными методами предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС в женских журналах являются констатация и характеристика.

Рассуждение превалирует в журнале «Домашний очаг», а метод типизации - в «Крестьянке».

Меньше всего в женских журналах при представлении информации для воплощения культурологического ряда ЭВС используют цитирование и ссылки. Так же непопулярно переосмысление, особенно в журналах VOGUE и «Домашний очаг». Наибольшей популярностью в журналистском творчестве имеют методы изложения и словесной инкрустации.

Метод изложения особенно часто встречается в журнале Cosmopolitan и «Домашнем очаге». Словесная инкрустация как раз меньше всего встречается в Cosmopolitan, а в остальных журналах показатели в среднем равны.

В журнале MAXIM для сбора информации используется или проработка документов, или нестандартные методы. В целом проработка документов и наблюдение являются доминирующими методами сбора информации в мужских журналах.

В мужских журналах менее всего для воплощения фактологического ряда ЭВС используются методы типизации и рассуждения, только в журнале MAXIM доминируют методы изложения над всеми остальными.

В журнале «Российское предпринимательство» обращает на себя внимание доминирование метода проработки документов, в целом же журналисты всех анализируемых изданий используют различные методы сбора информации в равной степени.

Менее всего в экономических журналах используются методы репортажного и реконструктивного повествования, а также типизация, в остальном каждый журнал отличается своими приоритетами, так, например журналисты «Генерального директора» предпочитают методы репортажного и реконструктивного описания для воплощения фактологического ряда ЭВС, в журнале РБК, много статей представлено методом констатации, а в журнале «Российское предпринимательство» доминируют методы рассуждения и характеристики.

В журнале «Российское предпринимательство можно встретить много ссылок и цитат, в журнале «РБК» превалируют методы изложения и переосмысления, а в журнале «Генеральный директор» много статей написано методом изложения.

Для того чтобы представить общую картину по основным методам журналистского творчества, представленным в различных изданиях, в заключение проведем сопоставление методов в женских, мужских и экономических журналах.

Мы увидели, что проработка документов, как метод познавательной деятельности, используется в основном журналистами экономических изданий, в женских журналах в равной степени являются популярными методы наблюдения, проработки документов и интервью. В мужских журналах используют проработку документов, наблюдение и другие методы сбора информации, непоименованные в нашем списке.

Характеризуя методы предъявления информации для воплощения фактологического ряда ЭВС в журналах различной направленности, отметим, что в экономических журналах реже всего встречаются методы репортажного и реконструктивного повествования, а также типизации, в то же время именно в журналах экономической направленности превалируют методы рассуждения и характеристика.

В женских журналах чаще всего мы встречаем методы репортажного и реконструктивного описания, а также констатацию.

Мужские журналы представляют в равной степени фактически все методы предъявления информации для воплощения фактологического ряда элементарных выразительных средств, незначительно выделяются констатация и характеристика.

При сопоставлении методов предъявления информации для воплощения культурологического ряда ЭВС в журналах различной направленности была выявлена схожая тенденция, при выборе методов предоставления информации.

Так, у всех журналов особой популярностью пользуется метод изложения, менее популярны, но также часто встречаются методы словесной инкрустации и переосмысления. Редкое явление, фактически во всех журналах, кроме экономической направленности, метод цитирования, чаще журналисты пользуются ссылками.

В целом следует отметить, что на выбор методов журналистского творчества фактически не влияет тематическое направление журнала, основное влияние оказывает тема, выбранная самим автором, и формирование комплекса методов для написания журналистского произведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современный человек не мыслит себя без информации. Мы черпаем ее ото всюду, включая печатные и письменные источники, аудио- и видеоряд, Интернет ресурсы. В большинстве своем информация нам преподносится журналистами. Именно благодаря журналистскому творчеству мы узнаем много нового, остаемся в курсе событий, можем рассуждать и сопереживать.

Журналистское творчество представляет собой процесс создания журналистского произведения. Благодаря творчеству журналист представляет читателям свои суждения, раскрывает информацию, которую, возможно, читатель не знал. Многогранность журналистского творчества берет свое начало в истории, экономике, политике, в обществе в целом.

Истинному творчеству предшествует серьезная работа, уникальность журналистского творчества не только в стиле написания, но и методах, которые журналист выбирает для сбора информации и предъявления информации.

Происходящее, которое требуется журналисту зафиксировать, он постигает не только благодаря здравому смыслу, но и применению научных знаний, методов исследования.

Различными авторами выделяются разные методы сбора и предоставления данных, но фактически все они сводятся к классификации Г.В. Лазутиной, которая выделяет методы познавательной деятельности и методы предъявления информации.

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений, это - проработка документов, наблюдение, беседа, практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС, это - констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.

В практической части курсовой работы нами был проведен анализ 10 журналов, нацеленных на разную аудиторию, а значит, и предоставляющих информацию различных направлений: женское, мужское и экономическое.

В указанных журналах нами исследовались основные методы журналистского творчества, которые используются сотрудниками изданий при написании статей.

Так, было выявлено, что среди журналов одного направления нет определенной тенденции использования методов журналистского творчества, все зависит от специфики предоставляемой информации, т.е., например журнал VОGUE предоставляет информацию о моде и тенденциях в сфере моды, в связи с чем в журнале доминирует использование методов наблюдения, репортажного и реконструктивного описания, изложения.

В журналах мужской направленности нами было выявлено, что большинство журналистов пользуются методами констатации, характеристики, рассуждения, для воплощения культурологического ряда элементарных выразительных средств используется метод изложения, реже - переосмысления и словесной инкрустации.

В экономических журналах мы часто встречаем такой метод сбора информации, как проработку документов, для воплощения фактологического ряда ЭВС используются методы констатации, характеристики и рассуждения, а для воплощения культурологического ряда ЭВС - цитаты и ссылки.

В современном журналистском творчестве популярны такие методы сбора данных, как проработка документов, наблюдение и интервью, при предъявлении информации в основном пользуются методами констатации, характеристики, изложения и словесной инкрустации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.   Васильева Т.С. Журналистика: конспект лекций. - М.: Московский государственный университет печати, 2004. - 54с

2.       Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб.: Михайлов В.А., 2000. - 335 с.

.        «Генеральный директор». - №2, 2010

.        Горохов В. М. Основы журналистского творчества. М., 1989.

.        «Домашний очаг» 2010, январь

6.       Журнал «Медведь» // <http://medved-magazine.ru/>

.        Журнал «Генеральный директор» // <http://www.gd.ru/manifesto/>

.        Журнал «Домашний очаг» // <http://www.goodhouse.ru/journal_do/>

.        Журнал «Крестьянка» // <http://www.krestyanka.ru/>

.        Журнал «РБК» // <http://magazine.rbc.ru/>

.        Журнал «Российское предпринимательство» // <http://www.creativeconomy.ru/mag_rp/>

.        Журнал Cosmopolitan Rossia // <http://www.cosmo.ru/about/magazine/>

13.     Журнал Maxim // <http://www.maximonline.ru/>

.        Журнал Men's Health // <http://www.mhealth.ru/>

15.     Журнал Vogue // <http://www.vogue.ru/>

.        Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 320 с.

.        Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 225 с

.        «Крестьянка» 2010, февраль

.        Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 395 с.

.        Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект пресс, 2006. - 239 с.

.        «Медведь» 2010, февраль

.        Мельник Г.С. Актуальные проблемы современности и журналистика. - СПб. : Факультет журналистики СПбГУ, 2005. - 241 с.

.        Науменко Т.В. Журналистика как система деятельности: сущность, содержание, формы // http://credo.osu.ru/019/008.html <http://credo.osu.ru/019/008.shtml>

.        Олешко В.Ф. Журналистика как творчество - М.: РИП-Холинг, 2003.- 222 с.

.        Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с.

.        Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 320 с.

.        Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная /Отв. ред. Я.А. Пономарев. М., 1990.

.        «РБК». - №2, 2010

.        «Российское предпринимательство». - №1, 2010

.        Семенов И.Н. Психология научного творчества Я.А. Пономарева во взаимодействии с российскими учеными. //Творчество: взгляд с разных сторон. Сборник памяти Я.А.Пономарева. М. 2006

.        Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. - М.: МНЭПУ, 2000

.        Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Гардарики, 2005. - 287 с.

.        Шестерина А.М. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. - 282 с.

.        Щудря Н.М. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. филол. наук. Киев, 1985. С. 8.

35.     Cosmopolitan 2010, февраль

.        MAXIM 2010, февраль

.        Men's Health 2010, февраль

38.     Vogue 2010, февраль


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!