Профессиональный стресс
Контрольная работа по теме:
Профессиональный стресс
1. Общая характеристика профессионального стресса
Сильное влияние на профессиональное здоровье оказывает профессиональный стресс. Сегодня мы разберем механизмы развития профессионального стресса: как и почему он возникает, какими могут быть его последствия.
Итак, стресс - это термин для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Стресс может оказывать и положительное и отрицательное влияние на деятельность. Выделяют стресс жизни и профессиональный стресс.
Психофизиологическое изучение профессионального стресса показало, что в его основе лежит закономерность, установленная в 1908 г. Р. Йерксом и Дж. Додсоном. Они экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при дальнейшей активации нервной системы, при увеличении стрессогенности действующих факторов показатели деятельности начинают снижаться. Следовательно, между выраженностью стресса, эмоциональной напряженностью, активацией нервной системы, с одной стороны, и эффективностью рабочей деятельности - с другой, нет однозначной зависимости. В последующем это было неоднократно подтверждено и обобщено в виде закона Йеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации. В настоящее время накоплены обширные психофизиологические данные о влиянии эмоционального стресса на профессиональную деятельность.
При среднем уровне эмоционального стресса достижения человека в деятельности относительно высоки, а при эмоциональном стрессе низкого и высокого уровней они могут быть хуже результатов, показанных в обычных условиях.
Оптимальный диапазон деятельности существенно зависит от индивидуального стрессорного порога, обусловленного свойствами личности. У лиц с высоким порогом чувствительности для максимума успешности необходима большая интенсивность стрессовых воздействий. Известно, что одни люди, в стрессовой ситуации, более предрасположены к активному поведению, другие - к пассивному. По мнению Г. Селье, это связано с индивидуальным различием гормональной продукции при стрессе.
Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями и реагирует на стресс по-своему. Профессиональный стресс имеет свои особенности в зависимости от рода деятельности, которой занимается человек, от конкретной профессии и возникает в процессе этой профессиональной деятельности.
В особых, неблагоприятных и экстремальных условиях труда профессиональная деятельность человека часто претерпевает сильные изменения. Людям приходится нередко осуществлять работу в изменяющихся социальных, профессиональных, пространственных, временных, температурных и других условиях труда. Естественно, что людей, чья профессия связана с экстремальными условиями, подстерегают особые трудности.
Приведем имеющееся в психологии различение особых и экстремальных условий. Называют особыми такие условия, когда деятельность сопряжена с эпизодическим, то есть непостоянным действием экстремальных факторов, а экстремальными - такие условия, когда экстремальные факторы действуют постоянно. Например, деятельность космонавта, летчика всегда проходит под воздействием экстремальных факторов - невесомости, перегрузок, сенсорной изоляции, потенциальной угрозы жизни. Экстремальные условия вызывают рассогласование разных систем организма и психики человека. В экстремальных условиях возникает психологическая экстремальная напряженность всех сил человека, мобилизуются «буферные» резервы человека. Сверхэкстремальными называют условия, вызывающие патологические изменения организма, сопровождающиеся полной невозможностью деятельность. В сверхэкстремальных условиях возникает сверхэкстремальная напряженность, мобилизуются «аварийные» резервы организма.
Как известно, каждая профессия имеет свою специфику. Рассмотрим, как проявляется профессиональный стресс в профессии спасателей. Для этого необходимо разобраться в том, каковы особенности профессии спасателя.
Профессиональная деятельность спасателя слагается из несения боевых дежурств, спасательных работ на чрезвычайных происшествиях и масштабных чрезвычайных ситуациях. Специфический характер деятельности спасателя обусловлен высокой вероятностью влияния на специалистов ряда неблагоприятных факторов высокой интенсивности, например таких факторов, как:
психическое напряжение в состоянии готовности;
критические температуры окружающей среды, внезапные световые и звуковые сигналы;
повышенная физическая нагрузка;
неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;
информационная неопределенность;
дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;
ответственность за результаты деятельности,
напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;
эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;
опасность для жизни и другие.
Все перечисленные факторы могут оказывать негативное влияние на физическое и нервно-психическое состояние специалистов и, следовательно, снижать уровень их профессионального здоровья.
Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников спасательных подразделений сопряжена с повышенными, а часто и экстремальными, психологическими и физическими нагрузками. Отрицательное воздействие связанных с ней стресс - факторов испытывают как отдельные сотрудники, так и коллективы подразделений, а также семьи сотрудников.
Развитие профессионального стресса у специалистов имеет два различных по своей психологической сущности механизма в зависимости от режима деятельности:
Накопление «рабочего» (ординарного) стресса во время несения боевых дежурств (связано с напряженным характером профессиональной повседневной деятельности).
Стрессовые расстройства после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), в которых сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, системы ценностей, как собственных, так и других людей.
Теперь разберем поподробнее, как происходит процесс накопления «рабочего» стресса.
. Ординарный стресс
профессиональный стресс выгорание отстраненность
Понятие «рабочего» (или ординарного) стресса связано с постоянным воздействием на психику сотрудника стресс - факторов умеренной интенсивности, т.е. не вызывающих психических травм.
Процесс постоянного воздействия на психику стресс-факторов умеренной интенсивности и их «накапливания» приводит к сужению «зоны стабильности», снижению толерантности к стрессу, а в конечном итоге к появлению ряда психоневротических симптомов (потеря сна и аппетита, раздражительность, ухудшение настроения, частичное «ослабление памяти, потеря жизненных перспектив и т.д.) и психосоматическим заболеваниям.
Пребывание специалистов на боевом дежурстве характеризуется наличием психической напряженности, выражающейся в тягостных переживаниях, в субъективном замедлении времени, в нарушении сна и вегетативных изменениях (этап стартового психического напряжения). В числе причин нарастания психического напряжения четко прослеживается информационная неопределенность, предвидение возможных чрезвычайных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении.
Что происходит со спасателями во время дежурства, что они чувствуют и переживают? Они на протяжении всего дежурства (продолжительность оперативного дежурства - 2 суток) находятся в состоянии ожидания, в состоянии неопределенности (в «подвешенном» состоянии). Как говорится в пословице: «Хуже всего ждать и догонять!». Им приходится испытать все это на себе. Что такое неопределенная ситуация? В ней является неопределенным само появление оперативного события (стимул может появиться, а может и не появиться). Неопределенными могут быть качественные и количественные характеристики стимула. Такая ситуация возникает, например, в ситуации медицинского и технического диагноза при неполноте информации. Эти условия порой ведут к снижению функционального тонуса человека, к определенным отклонениям в его эмоциональной сфере, к настроениям неуверенности, что вызывает понижение и умственных возможностей человека. Чем меньше у человека объем информации по остроактуальному для него вопросу, тем больше вероятности того, что в случае необходимости его решения в ограниченное время произойдет нарушение адаптированного состояния человека и разовьется нервно-психическое расстройство. Специалисту в этих условиях необходимо вырабатывать устойчивость к фактору неопределенности, способность успешно действовать в условиях неполноты информации.
Во время несения дежурства на состояние спасателей и на взаимоотношение в их коллективе влияет также фактор изолированности группы, поскольку на протяжении достаточно большого количества времени специалистам приходится находиться вместе. Очень важно, какие отношения установятся между этими людьми.
По данным исследований личного состава американского военно-морского флота выяснилось, что заболеваемость психосоматическими заболеваниями у недавно произведенных офицеров выше, чем у их коллег с большим стажем. Патогенным моментом явилось то, офицеры были недостаточно интегрированы в коллективе и чувствовали себя чужаками.
Во время дежурства спасатели находятся в ситуации постоянной готовности к экстренному действию. Плохо, если у человека наблюдается пониженная готовность к действию в момент критической точки, бездействие как следствие фрустрации, упование человека на спонтанное разрешение ситуации. Желательными, напротив, являются способность к действию в непредвиденных, внезапно возникших обстоятельствах, четкое осознание последовательности действий, которую надо применить в экстренной ситуации. Это достигается обучением, где различаются разные аварийные ситуации, проигрываются все возможные действия, отрабатываются нужные психические состояния, средства страховки.
У спасателей во время дежурств часто отсутствует этап завершения деятельности, этап психологической разрядки. В течение двух суток на дежурстве они находятся в состоянии постоянного ожидания возможных ЧС и ЧП и постоянной готовности к экстренному реагированию. Очень часто случается так, что во время их дежурства не происходит никакой чрезвычайной ситуации и они остаются не востребованы, их деятельность остается не завершенной. Таким образом, в этой ситуации присутствует так называемый «феномен Зейгарник» или эффект незавершенного действия. Он был открыт известным отечественным психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник. Ею было обнаружено, что когда задание включает в себя запоминание (имен, цифр и т.д.), человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным, чем-то, которое доводится до конца без перерыва. В деятельности спасателей во время несения оперативных дежурств этот феномен хорошо проявляется, т.к. их предполагаемая деятельность по спасению пострадавших часто не происходит в связи с отсутствием ЧС, и у них не происходит завершение деятельности, на которую были направлены их ожидания.
В ситуации недостаточной востребованности во время несения дежурства происходит застревание на этапе стартового психического напряжения, что влечет за собой ряд неблагоприятных последствий (депрессивные состояния, ауто- и гетероагрессия, психосоматические симптомы, аффективные реакции).
Переходя к рассмотрению следующего механизма развития профессионального стресса, отметим, что экстремальные ситуации с психологической точки зрения характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть как мощным однократным (и кратковременным), так и интенсивным (а иногда и менее интенсивным), но многократным, требующим периода адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Примером смешанного типа, где на человека оказывают влияние и мощные однократные стресс - факторы, и менее интенсивные, но многократные, является война в Чечне. Сильное психотравмирующее воздействие характеризуется различной степенью внезапности, масштабности и может служить источником как объективно, так и субъективно (из-за недостаточной опытности, психологической неподготовленности, низкой эмоциональной устойчивости конкретного сотрудника) обусловленного стресса. Сотрудников, переживших подобные ситуации, принято относить к группе повышенного риска возникновения различного рода расстройств и заболеваний. Проявления результатов действия стресс-факторов на человека могут быть как острые, так и отсроченные, а могут перейти и в хронические. Отрицательное воздействие экстремальной ситуации проявляется в достаточно широком спектре психологических последствий профессионального стресса, среди которых можно выделить первичные, вторичные и третичные.
К отсроченным реакциям на стрессовую ситуацию относят посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические заболевания, суицидальное поведение и ряд других нарушений.
. Последствия профессионального стресса
К первичным последствиям профессионального стресса относятся различные негативные психические состояния, возникающие в процессе и в связи с условиями профессиональной деятельности. Среди них - состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, психоневротические реакции, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации. Их особенностью является то, что они возникают непосредственно в ответ на конкретный, хорошо идентифицируемый стресс-фактор (или группу стресс-факторов), непосредственно обусловленный им. При этом определенную роль играет индивидуальная повышенная уязвимость, связанная с наличием ряда специфических личностных особенностей, таких как высокая тревожность, эмоциональная лабильность и прочие.
Вторичные последствия ПС возникают в результате неуспешных или неадекватных попыток преодоления дезадаптивного состояния, а также несвоевременности (а то и просто отсутствия) необходимых реабилитационно - восстановительных и психокоррекционных мероприятий, недостаточной психологической поддержки со стороны значимого социального окружения (семья, коллеги, руководители). К ним можно отнести состояние «профессионального выгорания», снижение работоспособности, посттравматические стрессовые расстройства, злоупотребление алкоголем, сильнодействующими лекарственными средствами, повышенную агрессивность, депрессивные состояния, явления профессиональной деформации личности, ауто- и гетероагрессивное поведение.
Наконец, третичные последствия ПС объединяют в себе целую гамму социально-психологических (включая внутрисемейные) и организационных феноменов, отражающих общее снижение качества и эффективности социального функционирования как отдельного сотрудника, так и группы в целом. Это - преждевременное увольнение со службы, текучесть кадров, ухудшение морально-психологической атмосферы в коллективе, дисциплинарные нарушения, внутрисемейные проблемы, социальная апатия и пессимизм, снижение удовлетворенности службой, повышенная конфликтность, а также суициды.
. Эмоциональное выгорание
Эмоциональное выгорание относится к вторичным последствиям профессионального стресса и является одной из распространенных форм профессиональной деформации личности. Следует отметить, что научное изучение этой проблемы началось в 70-х годах XX века с несколько неожиданной стороны: работники американской «службы психологической и социальной поддержки» (психологи, социологи, врачи) довольно часто теряли необходимый психический тонус, становились вспыльчивыми и раздражительными, в результате чего не могли дальше выполнять свои профессиональные функции.
Исследование причин развития этого недуга привело к открытию особой формы стрессового воздействия - «стресса общения»; само же болезненное явление получило достаточно выразительное название: «выгорание персонала» или просто «выгорание». Его основную причину видели в психическом, эмоциональном переутомлении. С точки же зрения энергоинформационной концепции основным болезнетворным фактором в данном случае является излишняя потеря энергетики у персонала, психически, технически и методически не подготовленного к этому обстоятельству. Суть дела в том, что любой разговор - это достаточно заметная потеря энергии. Неформальное же общение, затрагивающее эмоциональную сферу работника «службы поддержки»,- это буквально оперативное, производимое в порядке скорой помощи обеспечение клиента биологической энергией. Организаторы этой службы не учли указанного момента и потому столкнулись с проблемой сохранения здоровья своих работников.
При рассмотрении этого вопроса в более широком плане оказалось, что действительно «выгорание персонала» быстрее и заметнее происходит в тех сферах, где профессионал по долгу профессии, да и просто в силу законов человеческого общения, проявляет к субъектам профессиональной деятельности внимание, участие, душевную теплоту. Жертвами «выгорания» в первую очередь становятся, психотерапевты, врачи, учителя, представители «помогающих» профессий, сотрудники правоохранительных органов, продавцы.
В настоящее время существует несколько моделей выгорания, описывающих данный феномен. На основе трехфакторной модели (К. Маслах и С. Джексон) был разработан опросник профессионального выгорания. Синдром психического выгорания в этой модели представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других - усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к людям, в первую очередь, включенных в профессиональную деятельность.
Третья составляющая выгорания - редукция личностных достижений - может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Предложенные три компонента выгорания в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен данный феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания - деперсонализации, показывающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи.
Исследования последних лет не только подтвердили правомерность такой структуры, но и позволили существенно расширить область ее распространения, включив профессии, не связанные с социальным кругом. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры.
Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Такое понимание подвергло определенному видоизменению и понимание его основных компонентов: эмоционального истощения, цинизма, профессиональной эффективности.
С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
Четырехфакторная модель (Firth, Mims, 1985; Iwanicki, Schwab, 1981). В четырехкомпонентной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связанная с работой и с субьектами профессиональной деятельности соответственно.
Согласно концепции М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома происходит по стадиям. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что генезис выгорания индивидуален и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
Фазы синдрома выгорания
В развитии синдрома профессионального выгорания М. Буриш выделяет следующие основные фазы:
. Предупреждающая фаза выражается в следующих симптомах:
а) Чрезмерное участие:
чрезмерная активность;
отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
ограничение социальных контактов.
б) Истощение:
чувство усталости;
бессонница;
Снижение уровня собственного участия по отношению к сотрудникам, пациентам:
потеря положительного восприятия коллег и переход от помощи к надзору и контролю;
приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам - проявление негуманного подхода к людям.
По отношению к остальным окружающим:
отсутствие эмпатии;
безразличие;
циничные оценки.
По отношению к профессиональной деятельности:
нежелание выполнять свои обязанности;
искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
Возрастание требований:
потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
чувство переживания того, что другие люди используют тебя;я зависть.
Эмоциональные реакции
а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; я безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.
б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
подозрительность, конфликты с окружением.
. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта:
снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:
отсутствие собственной инициативы;
снижение эффективности деятельности;
выполнение заданий строго по инструкции.
в) Эмоционально-социальная сфера:
безразличие, избегание неформальных контактов;
отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой;
самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
г) Психосоматические реакции:
снижение иммунитета;
неспособность к релаксации в свободное время;
бессонница, сексуальные расстройства;
повышение давления, тахикардия, головные боли;
боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
. Разочарование:
отрицательная жизненная установка;
чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
экзистенциальное отчаяние.
Таким образом, по мнению некоторых специалистов, выгорание не ограничивается профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последствия могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, вообще в различных аспектах его бытия, а не только на профессиональном развитии.
С точки зрения В.В. Бойко эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.
Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:
Фаза тревожного напряжения
. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».
Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».
. Симптом «неудовлетворенности собой».
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют известные нам субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.
. Симптом «загнанности в клетку».
Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».
. Симптом «тревоги и депрессии».
Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.
Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается момента появления тревожного напряжения.
Фаза резистенции
Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:
. Симптом «неадекватного избирательного реагирования».
Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнерами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости.
Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности.
. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.
. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое проявление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.
. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
Фаза истощения
Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.
. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».
. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу...», «презираю...», «взять бы автомат и всех...». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к профессиональной деятельности.
. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что эмоциональная защита - «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками.
Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход их кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций.
Полемизируя с К. Маслач, Н.В. Гришина считает, что профессиональное выгорание - плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания.
Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впустую», равнодушие и непонимание окружающих приводят к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни. Возникновение подобных переживаний бесцельности и бессмысленности начинает определять общую жизненную ситуацию человека, вызывая в особо тяжелых случаях экзистенциальный невроз (Гришина, 1997). При изучении специалистов помогающих профессий автор получила разнообразные свидетельства того, что трактовка выгорания только как разновидности профессионального стресса недостаточна. Существуют весомые аргументы в пользу экзистенциальной интерпретации выгорания, поскольку «болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию». К экзистенциальным аспектам выгорания можно отнести:
Неудовлетворенность осуществлением смысла жизни;
Неудовлетворенность качеством жизни как причина и следствие выгорания;
Переживание одиночества.
Зарубежными и отечественными специалистами разработан ряд тренингов, направленных на профилактику выгорания и профессионального стресса. Однако, исследование эффективности таких тренингов дает неоднозначные результаты.
Для диагностики синдрома выгорания разработан опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н.Е. Водопьяновой, ряд других методик.
Жизнь человека невозможна без определенной степени нервно-психического напряжения. Для оптимального состояния разным людям требуются определенные и неодинаковые степени стресса. Каждому человеку следует внимательно относится к себе, сигналам своего тела, надо изучать себя и найти индивидуальный оптимальный уровень стресса. Каждому работающему человеку желательно время от времени задавать себе вопрос - не появляются ли у меня издержки профессиональной деятельности? Очень важно научиться самому определять первые признаки профессиональных негативных изменений, пока еще скрытые от окружающих, и своевременно принять необходимые меры.
Какие шаги можно предпринять в первую очередь, чтобы защитить себя от профессиональных деформаций?
«Зачем я работаю?» - составьте список причин и реальных, и абстрактных, которые заставляют Вас работать. Определите мотивацию ценность и значение своей работы.
«Я действительно хочу этим заниматься» - перечислите то, чем Вам нравиться заниматься в убывающей последовательности. А теперь вспомните, когда Вы последний раз этим занимались.
Создайте группу поддержки: это регулярные встречи друзей и сотрудников.
Начните заботиться о своем физическом здоровье. Сюда входят физические упражнения, питание, борьба с вредными привычками, например: курением или поздним ужином перед телевизором.
Начните заботиться о своем психологическом здоровье. Используйте для этого тренинги: релаксации, ведения переговоров, управления временем и ассертивности.
Делайте каждый день какую-нибудь глупость. Расслабьтесь, улыбнитесь и не воспринимайте себя слишком серьезно.