Стратегия развития коммерческой деятельности магазина автозапчастей 'Альпина'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    55,63 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегия развития коммерческой деятельности магазина автозапчастей 'Альпина'

Содержание

 

Введение

. Теоретические основы выбора стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров

.1 Понятие стратегии и тактики развития предприятия

.2 Процесс выбора стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров

. Особенности реализации стратегии развития коммерческой деятельности предприятия Магазина автозапчастей Альпина

.1 Общая характеристика предприятия

.2 Анализ конкурентной среды предприятия

.3 SWOT-анализ деятельности предприятия

.4 Разработка стратегии развития коммерческой деятельности предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А - Организационная структура магазина автозапчастей «Альпина»

Введение


Сложившаяся экономическая ситуация в России заставила не только отдельные компании, но целые отрасли экономики думать о реорганизации и оптимизации. В то же время она несет в себе множество возможностей для повышения эффективности и развития предприятий и их сотрудников.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Однако в рыночной экономике выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит организацию производства и высокий доход высококвалифицированных работников. Важнейшим свойством предприятия является способность гибко реагировать на изменение экономической ситуации. Однако, сейчас уже не вызывает сомнения то, что выбранная модель реформирования российской экономики оказалась недостаточно эффективной. Действия, предпринятые для рыночного реформирования и создания новой экономической системы в России, стали основной причиной чрезвычайно глубокого и затяжного кризиса, который поразил народное хозяйство.

В результате кризиса значительное большинство российских предприятий оказались в двойственном положении. С одной стороны, продвигаясь по пути реформ, они стали приобретать черты и свойства рыночных структур. С другой стороны, под воздействием продолжающегося экономического кризиса проблемами для них стали нехватка оборотных средств, усиление ценовых диспропорций, разрушение кооперационных связей, кризис сбыта, завышенный уровень налогообложения.

Любые предприятия в условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации должны концентрировать свое внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, позволяющую поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Объектом исследования курсовой работы является магазин автозапчастей «Альпина». Предметом исследования является стратегия развития магазина автозапчастей «Альпина».

Цель работы - разработка стратегии развития коммерческой деятельности магазин автозапчастей «Альпина».

Поставленная цель достижима только при решении следующих задач:

рассмотреть понятие стратегии и тактики развития компании;

проанализировать процесс выбора стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров;

дать общую характеристики магазина;

проанализировать экономические результаты деятельности;

рассмотреть конкурентное окружение магазина автозапчастей «Альпина»;

провести SWOT-анализ деятельности предприятия;

разработать стратегию развития коммерческой деятельности предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

При подготовке работы применялись общенаучные методы познания и анализа, сравнительно и другие методы. При написании теоретической части были использованы труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам разработки стратегии развития предприятия, при написании практической части были использованы статистические и финансовые документы магазина автозапчастей «Альпина».

1. Теоретические основы выбора стратегии развития коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров


1.1 Понятие стратегии и тактики развития предприятия


Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления.

Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению коночной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с централизованной плановой экономикой. При таком понимании стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии - это нахождение цели и составление долгосрочного плана.

Такой подход, бесспорно, основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна даже для плановой экономики. Тем более она совершенно неверна в экономике рыночной. Более того, развитие рыночных экономических систем в последние десятилетия говорит о том, что скорость процессов изменения среды, а также величина дополнительных возможностей, которые заключены в этих изменениях, постоянно возрастают. Поэтому и стратегия поведения организации в рыночной экономике должна в первую очередь нести в себе возможность получения преимуществ от изменений.

При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом управлении, стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько и чего будет производиться в конечный период.

Примерами стратегий второго типа, т.е. тех, с которыми имеет дело стратегическое управление, могут служить следующие стратегии:

-       увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при ном цены;

-       начать производство определенного продукта при одновременном сокращении производства другого продукта;

-       проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом;

-       осуществить переход на групповую форму организации труда.

Стратегия - программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. Стратегия должна:

а) синтезировать в себе технические, технологические, экологические, экономические, управленческие и другие аспекты развития объекта управления;

б) интегрировать различные стороны управляемого объекта, например, для организации - миссию, потенциал, структуру, корпоративную культуру, систему менеджмента и др.;

в) ориентировать на достижение не сиюминутных задач, а стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение стратегических общественных, корпоративных и личных интересов;

г) воплощать в себе научные достижения в области экономики, техники, управления и других наук;

д) быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в пространстве и во времени;

е) концентрировать стратегические и тактические конкурентные преимущества субъектов и объектов управления, внешней среды, знания, умения и опыт всего коллектива.

ж) быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические преимущества конкурентов и не завышающей свои преимущества.

Наряду со стратегиями в стратегическом управлении организацией очень большую роль играют правила, которые, так же как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный либо же предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность. Некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, некоторые же достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни организации, либо же отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым функционирование организации в направлении реализации ее стратегий. Многие правила имеют очень долгую жизнь. В то же время существуют правила, которые вводятся для реализации какой-то определенной стратегии или же для способствования достижению какой-то определенной цели. Правила сами могут быть предметом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации может быть изменение ее внутренней жизни, организационной культуры и т. п.

Стратегию предприятия следует отличать от политики предприятия. Политика предприятия определяет провозглашаемые намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии направлении. Поэтому понятие «стратегия» носит более широкий и фундаментальный характер, чем понятие «политика».

По содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Верхний уровень составляют восемь следующих относительно самостоятельных направлений (видов) стратегии.

Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.

Ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

Финансово-инвестиционная стратегия - совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии.

Стратегия реструктуризации - совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.

Для стратегического планирования характерно использование типовых классификационных группировок отдельных частных вариантов выбора направлений и характера развития. Формирование стратегий предполагает выбор одного из нескольких (обычно не более десяти) заранее разработанных вариантов в той или иной сфере в зависимости от внешних стратегических факторов и сделанного ранее выбора.

В целом комплекс стратегического планирования включает в себя следующие элементы:

определение классификационных признаков стратегических вариантов;

классификацию стратегий;

формирование элементарных (базисных) стратегических вариантов;

определение структуры множества базисных вариантов для их комбинирования при создании комплексных вариантов;

формирование комплексных стратегических вариантов;

определение критериев сравнения вариантов;

анализ и сравнение комплексных вариантов для определения осуществимости и эффективности;

выбор комплексной стратегии;

определение критериев для пересмотра принятой стратегии;

создание упрощенных версий принятой стратегии для информирования различных категорий заинтересованных в деятельности предприятия лиц;

разработка механизмов реализации стратегии;

разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на предприятии решений избранной стратегии.

На практике разработка стратегии - это выполнение следующих этапов:

уточнение границ предприятия, его идентификацию в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе рыночной экономики;

анализ стратегического потенциала предприятия;

определение в соответствии с потенциалом предприятия возможных зон хозяйствования;

анализ рынка продукции в сфере, определяемой стратегическим потенциалом предприятия, - зоне хозяйствования;

позиционирование предприятия в зоне хозяйствования;

определение технологической стратегии;

формирование вариантов и выбор товарно-рыночной стратегии предприятия;

формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной стратегии предприятия;

анализ возможностей создания интеграционной зоны предприятия, определение интеграционной стратегии предприятия;

разработка финансово-инвестиционной стратегии предприятия;

разработка вариантов и выбор социальной стратегии предприятия;

определение стратегии управления.

Эти этапы могут повторяться и корректироваться в ходе формирования стратегии. Однако хотелось бы подчеркнуть следующий принципиальный момент: в первоначальной, базовой последовательности этапов анализ потенциала предприятия должен предшествовать анализу рынка. Это связано с тем, что без знания потенциала невозможно определить, какая именно часть рынка должна подвергнуться наиболее детальному исследованию. Понятно поэтому, как важен процесс анализа потенциала предприятия.

Как видно из приведенного перечня этапов, создание и внедрение стратегии - достаточно трудоемкая процедура. Однако значимость для предприятия этого процесса намного превосходит затраты на его реализацию. Дело в том, что сам по себе процесс осмысления ситуации, ее коллективное обсуждение, разбор различных вариантов действий в тех или иных сферах деятельности предприятия приносят огромную пользу, повышают степень системности и обоснованности принятия решений и управления предприятием в целом. Немаловажно и то, что в процессе обсуждения стратегии улучшается менеджмент, консолидируется коллектив, снижается уровень противоречий в интересах собственников, менеджеров, работников предприятия.









Рисунок 1 - Роли стратегии

Уточнив, таким образом, понятие комплексной стратегии предприятия и описав общую картину формирования стратегии, можно остановиться на роли стратегии в жизни предприятия. Эта роль, как показывает исследование работы наиболее продвинутых фирм развитых зарубежных стран, неоднозначна. Выделяются следующие грани этой роли.

. «Стратегия как образец». Эта точка зрения на стратегию рассматривает ее в ретроспективе. В определенном смысле это наиболее важный взгляд на стратегию, потому что стратегии, которые фактически реализованы, объединяют результаты всех планов, решений и действий, выполняемых предприятием.

«Стратегия как образец» - это реализованная стратегия, которая была осмыслена и определенным образом оформлена по прошествии некоторого времени после ее реализации. Результатом этих действий является некий образец стратегии, подобный образцам продукции предприятия, выставляемых в демонстрационном зале. Этот образец используется в дальнейшем для формирования других стратегий, учитывающих изменившиеся условия. Кроме того, такая стратегия определяет в значительной степени репутацию, имидж предприятия.

. «Стратегия как власть».этой точки зрения стратегия рассматривается как результат политического процесса взаимодействия всех заинтересованных в производстве лиц, дающий чрезвычайные полномочия тем, кто призван реализовывать эту стратегию. В общем смысле и те, кто имеет власть, и те, кто хотел бы ее иметь, оказывают влияние на производство. Во многих случаях фактическая власть на предприятиях неизбежно разделена, и это разделение произведено независимо от интересов, принципов развития предприятия или степени демократии при принятии решений. Власть дробится просто потому, что никто из индивидуумов не может контролировать все желаемые аспекты деятельности организации. Это требует, чтобы лидеры контролировали структуру изменения власти - способ замены через некоторое время людей, контролирующих основные ресурсы предприятия.

. «Стратегия как конкурентная позиция предприятия».

Одна из основных целей предприятия состоит в том, чтобы занять привлекательную и продуктивную позицию в непосредственном окружении - позицию, обеспечивающую приток капитальных, человеческих и других ресурсов и облегчающую «отток» (реализацию) изделий и услуг заказчикам и другим клиентам. При этом приемлемый выпуск должен осуществляться наряду с обеспечением необходимых для протекания внутренних процессов средств и возможностей поддержания внешней жизнеспособности. Такие теоретики конкурентной стратегии, как М.Портер, видят основные задачи стратегии менеджмента в том, чтобы выбирать и поддерживать «выигрышные» позиции в рыночной среде. Взгляд на поиск конкурентных преимуществ как на основную цель управления предприятием приобрел все более возрастающее влияние за последнее десятилетие. Ключ к стратегическому успеху с этой позиции - это превышение средней отдачи от инвестиций посредством разработки и внедрения конкурентных стратегий.

Стратегия как конкурентная позиция - особенно важная тема для лидеров типов «специалист по политическим рискам» и «жрец конкурентоспособности», поскольку эта концепция, с одной стороны, связана с концепцией «стратегия как власть» и, с другой, - способна обеспечить менеджеру признание его собственной квалификации.

В определенной степени эту концепцию можно найти «между строчками» о входных барьерах, власти поставщиков, заключающих сделку, и т. д. в концепции М.Портера. При этом можно обнаружить, что по сути дела «политический» и «конкурентоспособный» аспекты положения предприятия не так уж отличаются, как это, возможно, кажется. В ситуации, когда предприятие имеет большую конкурентную силу, например, в монополистической ситуации, можно позволить себе игнорировать аспекты внешней среды и сконцентрироваться на создании эффективных структур управления, производства и планирования. По мере того, как конкуренты становятся более сильными, руководство и подразделения, обеспечивающие обратные связи предприятия, должны сосредоточиться, например, на удовлетворении потребностей наиболее важных поставщиков и заказчиков. В очень запутанных ситуациях руководство должно отдавать власть персоналу - оно просто не может достаточно быстро или эффективно управлять посредством централизованной системы управления персоналом. В такой макросистеме сети разделения власти и стратегические союзы - необходимые стратегии для достижения успеха на многих фронтах.

. «Стратегия как система мотивации и контроля персонала».

Здесь стратегия рассматривается как квинтэссенция особенностей перспективной системы мотивирования персонала, причем акцент делается на динамике этих систем по мере успехов или провалов в деятельности предприятия. Стиль руководства, структуры, системы и процессы управления должны также измениться, чтобы сменить устаревшие элементы стратегической конфигурации.

По существу картина изменений внешнего существования предприятия в контексте ожиданий заинтересованных лиц как ряда эволюционных периодов, которые предшествуют и сопровождают пакеты революционных изменений, должна иметь адекватную и мобильную проекцию на систему управления персоналом. При этом революционные кризисы переориентируют предприятие на новую стадию разработки системы мотивации с новым руководителем у руля. Можно предполагать, что далее каждый успешный руководитель в начале эволюционного периода сам является зародышем следующей революции/кризиса. Следовательно, соответствующим образом должна подготавливаться новая система мотивации и контроля персонала для принятия ими решений.

. «Стратегия как реакция на внешние вызовы».

В современный период быстрых и частых неожиданных изменений необходима организационно-функциональная подсистема в составе предприятия, которая занимается поиском, фиксацией и осмыслением стратегических проблем предприятия по мере их появления и развития. С этой точки зрения стратегия предстает как один из внутрифирменных механизмов, непрерывно обеспечивающих подходящие ответы на новые стратегические проблемы и «вызовы». Возникающие проблемы формируют «повестку дня» стратегической деятельности на предприятиях - каждую проблему или вызов нужно изучать и парировать с достаточной эффективностью. Такая система обеспечивает единственный подход к усовершенствованию «всеобъемлющей» компетенции стратегического менеджмента и разработку адекватного подхода формирования программ развития стратегического менеджмента.

Термин «тактика» - первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей.

Тактическое планирование - это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Особенности тактического планирования:

выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;

результаты тактических решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды от внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска мяса птицы в особой упаковке при приобретении новых мощностей);

для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений - продуктовых, региональных, функциональных.

Тактическое планирование сориентированы на выполнение определенной задачи, которая встает перед банком и сформулированное в стратегическом плане. Такие задачи обычно имеют краткосрочный характер, скажем, в пределах года. В тактическом плане формулируются способы достижения целей и решения конкретных задач в каждой функциональной сфере банковской деятельности. Тактическое планирование реализуется в форме конкретного плана действий, в котором перечислены основные мероприятия, даты завершения определенных этапов работы, конкретные исполнители и уровень их ответственности, а также финансовые результаты, которые планируется получить.

Внедрение новых программ и проектов, разработка новых видов услуг или финансовых инструментов, расширение филиальной сети, выход на новые рынки - все эти задачи требуют разработки подробного тактического плана, который определяет последовательность действий, конкретные сроки и исполнителей. Тактический план может использоваться как на уровне отдельных подразделений, отделений, так и на уровне банковского учреждения, в зависимости от характера поставленной задачи

Под тактическим планированием понимают также составление бюджета организации.

Процесс тактического управления является первым этапом общей деятельности фирмы и включает следующие основные моменты:

. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также определяются пути для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации.

Процесс планирования - это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

Первый этап. Фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссию, комплекс целей). Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.

Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.

Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий. Тактическое планирование - это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине - общей цели, предусмотренной стратегией. Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам.

Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.

Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании - краткосрочностью.

Лица, принимающие решения. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом - многочисленные специалисты из среднего звена руководства.

Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.

Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. В тактическом планировании принят фиксированный график действий.

Количество альтернатив. В стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.

Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различной информации э деятельности предприятия, анализ полученной информации, угощение целей и задач планирования, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам <#"517742.files/image001.gif">

Рисунок 5 - Влияние окружающей среды на организацию

На рисунке 5 наглядно изображено влияние каждого фактора на организацию, так можно увидеть, что самым отрицательным воздействием на организацию является фактор общего экономического состояния в стране. И действительно, ведь в последнее время наблюдается развитие финансового кризиса.

Теперь, когда мы провели анализ макроокружения магазина, проведем оценку его микроокружения, для чего воспользуемся пяти факторной моделью Портера.

Для того чтобы оценить микроокружение организации, предполагается анализ пяти конкурентных сил (см. рисунок 6).








Рисунок 6 - Анализ пяти конкурентных сил

. Угроза появления новых конкурентов (потенциальные участники):

Угроза появления новых конкурентов очень велика, т.к. чтобы открыть магазин не нужны высокие капитальные издержки.

С другой стороны, заказчики, обращаясь в агентства, обращают внимание на бренд, на марку и имидж компании, поэтому уже давно существующей и известной фирме гораздо проще существовать, нежели только создающимся агентствам. К тому же уже существующие известные бренды могут просто оставить в тени зарождающиеся организации, если последние не придумают новые способы завоевания рынка и доверия потребителей. В то же время, у новых фирм возникает еще один барьер - это отсутствие эффекта экономии от масштаба производства практические на всех видах продукции. Имеется ввиду, что большее количество заказанных услуг не будет соответствовать меньшим затратам, меньшей стоимости изделия.

. Угроза появления услуг или товаров-заменителей:

Угроза появления товаров заменителей очень слаба, так как все автомобили отечественного и зарубежного производства имеют стабильную структуру и перечень автозапчастей.

В то же время автомагазин предоставляет и сопутствующие товары.

Гарантия распространяется на все детали, приобретённые в авто-магазине «Альпина»:

-     при установке на сертифицированном СТО;

-       при соблюдении правил эксплуатации автомобиля.

Группа Компания «Альпина» предлагает дисконтную программу для розничного покупателя:

-     при разовой покупке товара на сумму от 500 рублей вы становитесь обладателем дисконтной карты;

-       далее работает накопительная система;

-       предоставляются сезонные скидки в период акций и распродаж.

Использование дисконтной карты возможно в остальных подразделениях Группы Компаний «Альпина».

-     Запасные части для автомобилей.

-       Автомасла, автохимия, автокосметика.

-       Розничная продажа, действует спецпредложение для оптовиков и СТО.

. Рыночная власть поставщиков.

Поставщики - это торговые посредники зарубежных автозаводов и отечественные автозаводы, обеспечивающие продукцией. За годы работы у компании сложились прочные связи с зарубежными производителями автозапчастей. Сеть поставщиков компании насчитывает сегодня более 70 фирм, среди которых всемирно известные LEMFORDER, BOGE, SACHS, RUVILLE, NGK, FEBI, BILSTEIN, KYB и многие другие. Прямые поставки позволяют компании гарантировать качество поставляемой продукции, защищая потребителя от наводнивших рынок поддельных товаров под марками известных производителей, и позволяют поддерживать при этом разумный уровень цен

Поставщики могут оказать очень сильное влияние на деятельность организации, например, они могут вообще отказать в предоставлении своих услуг вследствие более выгодных предложений от конкурентов; несоблюдение графика поставок может привести к финансовым потерям и, что самое худшее, к потери клиентов; любые кризисы на предприятии - поставщике в той или иной степени могут сказаться и на деятельности нашей организации и т.п.

. Рыночная власть потребителей.

Основная целевая аудитория предприятия: владельцы автомобилей 20-50 лет. Мы ориентируемся на клиентов, заключающих договора на комплексное обслуживание. Их отношение к нашей организации на данный момент положительное (что можно подтвердить ростом заказов), но данный авторитет очень легко подорвать. Например, несвоевременная поставка продукции, появление брака в продукции, несоответствие конечного результата ожидаемому - все это и много другое значительно влияет на репутацию фирмы. А предотвратить подобное может только сама фирма, поэтому магазин «Альпина» учитывает все разумные предпочтения клиентов и несколько раз на этапе производства продукции согласовывает вариант рекламного продукта (его качества, формы, цвета и т.п.) с заказчиками.

. Уровень конкуренции в отрасли

Конкуренты могут в значительной степени повлиять на деятельность организации. Основными, более яркими конкурентами фирмы являются:

Компания «Автолайн» - розничное подразделение компании Аванта. Главный конкурент магазина «Альпина». Занимается продажей запасных частей для автомобилей европейского, японского, корейского и американского производства.

Компания «Автолайн» представляет собой сеть из шести магазинов, расположенных в разных частях города и объединенных информационной базой. Сеть магазинов является лидером на рынке запчастей для автомобилей иностранного производства в регионе, как по количеству торговых точек, так и по представленному ассортименту. В магазинах сети всегда в наличии автозапчасти высокого качества по оптимальной цене, единой для всех магазинов.

Компания располагает большими складскими ресурсами, что позволяет нам удовлетворять покупательский спрос и чутко реагировать на изменения рынка.

На сегодняшний день компания располагает самыми современными информационными технологиями, собственными программными разработками, накопленными за годы работы статистической и аналитической информацией.

Автомагазины «Банзай». Преимуществом данного конкурента является широкий ассортимент предлагаемых запчастей для японских и корейских легковых и грузовых автомобилей Toyota (Тойота), Nissan (Ниссан), Mazda (Мазда), Daewoo (Дэу), Honda (Хонда) и т.д. В то же время цена товара аналогична цене магазина «Альпина».

ООО «Лидер Авто» имеет широкий ассортимент продукции, бесплатный комплекс сопутствующих услуг, в то же время цены на продукции превышают цены магазина «Альпина».

«За рулем 74» предлагает автозапчасти для отечественных автомобилей. Цены на продукции ниже цен предлагаемых в магазине «Альпина».

ООО «Позитив», находящееся в городе Миассе, которое начинает только внедряться на рынок (оно было создано недавно).

Итак, на основании этих данных изобразим графически, какие сочетания свойств потребители хоте ли бы видеть в товаре и на сколько существующие марки удовлетворяют эти предпочтения (см. рисунок 7).

Рисунок 7 - Сводная схема конкурентов

Из сводной схемы видно, что у магазина «Альпина» существует два основных конкурента: «Автолайн» и «Лидер авто». Они занимают практически равное положение на рынке, в то же время можно сказать, магазин автозапчастей «Альпина» является чем-то средним между этими двумя конкурентами: оно продает продукцию дешевле, чем «Автолайн», и предоставляет больший ассортимент видов продукции, чем «Лидер авто». Таким образом, можно сказать, что магазин автозапчастей «Альпина» занимает довольно выгодное и эффективное положение на рынке.

Так же можно сделать вывод, что на рынке автозапчастей преобладает ценовая конкуренция, которая довольно сильно сказывается на политике фирмы, и которая очень мешает появлению новых, серьезных конкурентов.

Необходимо учитывать, что уровень конкуренции в отрасли может зависеть от зрелости отрасли. Рассматриваемая отрасль находится на стадии роста, как показано на рисунке 9, и так как потенциал потребления автозапчастей в Челябинской области много выше текущего потребления, этот рост продолжится и в будущем.

Рисунок 8 - Жизненный цикл товара

Из рисунка 8 видно, что такого продукта как автозапчасти спрос не всегда был стабильным и успешным. Это связано и с глубочайшим экономическим кризисом в России в 1998г. (дефолт). Но, как это также видно из графика, повышение уровня жизни населения и количества покупаемых автомобилей в 2000 году привело к значительному улучшению ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренция в отрасли, хотя и оказывает существенное влияние на магазин автозапчастей «Автолайн», но потребители влияют гораздо сильнее, так как их поведение, их отношение к продукции и к магазину нельзя предугадать.

2.3 SWOT-анализ деятельности предприятия


Теперь рассмотрим матрицу SWOT-анализа, которая помогает определить взаимодействие всех 4-х факторов анализа в различных сочетаниях.

SТ:

-   Все сильные стороны агентства смогут предотвратить предсказуемые угрозы, т.е. угрозы, на которые мы можем повлиять, это: появление новых конкурентов, удорожание поставляемой сувенирной продукции, монополизация рынков печати, переход клиента к фирме-конкуренту, падение эффективности рекламных кампаний, задержка заказа из-за срыва поставщиков;

-       А вот, к сожалению, не зависящие ни от кого и непредсказуемые угрозы, никакими преимуществами не предотвратишь, их можно только ослабить. К таким угрозам относятся: изменение законодательства, нестабильность экономики РФ.

SO:

-   Качество продукции, широкий ассортимент продукции может позволить агентству расширить рынки сбыта субъектов РФ и даже выйти на мировой рынок;

-       За счет комплексного обслуживания клиентов и получения от этого большего дохода по сравнению с частным обслуживанием позволит обеспечить внедрение новых технологий;

-       За счет хорошей репутации и прибыльности производства возможно привлечение инвесторов для открытия своего собственного цеха полиграфической продукции.

WO:

-   За счет переезда офиса в центр города возможно усиление саморекламы;

-       За счет внедрения новых технологий возможно решение проблемы устаревания оборудования и отсутствия в городе производства продукции с нанесением лазерной гравировки;

-       За счет освоения новых видов продукции возможно решение проблемы сезонности и перенасыщения рынка рекламной продукции.

Рассмотрим бальное влияние каждого фактора на организацию (см. таблица 3).

Таблица 3 - Бальное влияние факторов внутренней среды

В баллах

Перечень факторов по критериям

Шкала  размеров

Размер  фактора

Вес  критерия

Оценка  факторов

C И Л Ь Н Ы Е  (S)

1 Комплексное обслуживание клиентов

1 - 10

9

0,25

2,25


2 Качество продукции


8


2,0


3 Стабильная клиентская база


9


2,25


4 Известность в регионе


8


2,0


5 Низкая стоимость товаров


9


2,25


6 Наличие демонстративных материалов (в том числе аудио и видео)


7


1,75


7 Закрепление заказчика за отдельным менеджером


7


1,75


8 Широкий ассортимент одного наименования продукции


8


2,0


Суммарная оценка критерия (S)


65


16,25

C Л А Б Ы Е  (W)

1 Отсутствие мощной саморекламы

1 - 10

7

0,25

1,75


2 Пока не достигнут эффект


5


1,25


3 Устаревшее оборудование


5


1,25


4 Текучесть кадров


6


1,5


5 Нет собственной курьерской службы


4


1,0


Суммарная оценка критерия (W)


27


6,75

В О З М О Ж Н О С Т И   (О)

1. Выход на международные рынки (Казахстан)

1 - 10

8

0,25

2,0


2. Расширение рынков сбыта в РФ


9


2,25


3. Внедрение новых технологий продаж


9


2,25


4. Открытие других собственных производственных отделов (полиграфия)


9


2,25


5. Поиск новых поставщиков


8


2,0


6. Освоение абсолютно новых видов продукции


8


2,0


Суммарная оценка критерия (О)


51


12,75

У Г Р О З Ы   (Т)

1. Изменение законодательства РФ, нестабильность экономики России

1 - 10

4

0,25

1,0


2. Появление новых конкурентов


5


1,25


3. Удорожание поставляемой продукции за счет увеличения цен на перевозку


6


1,5


4. Монополизация рынка печати банеров огромных размеров Челябинском


6


1,5


5 Переход клиента к фирме-конкуренту, через которую мы вынуждены работать в силу тех или иных обстоятельств


3


0,75


6 Падение эффективности тех или иных видов рекламного обслуживания


3


0,75


7 Задержка заказа из-за срывов поставщиков


2


0,5


Суммарная оценка критерия (Т)


29


7,25


Коэффициент устойчивости = (16,25+12,75)/(6,75+7,25) = 2,1

Проведем SNW анализ внутреннего окружения для магазина «Альпина» (см. таблица 4).

Таблица 4 - SNW анализ

Значимые параметры в деятельности предприятия

S

N

W

Примечание

 



5

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

-5


 

1

Обучение персонала

 


 


 

х

 


 


 

проводятся постоянные тренинги

 

2

Условия труда

 


 

х

 

 

 


 


 

нормальные условия труда

 

3

Мотивация и стимулирование персонала

 


 


 

 

 

Х

 


 

несовершенная система управления

 

4

Текучесть кадров

 


 


 

 


 


 

небольшая текучесть кадров

5

Оценка качества работы персонала

 


 

х

 

 

 


 


 

Хорошее качество обслуживания

6

Социальный пакет

 

х

 


 

 

 


 


 

гарантированный соц пакет

7

Организация планирования

 


 


 

 

х


 


 

слабая организация планирования

8

Уровень технической оснащенности

 


 


 

 

х


 


 

присутствует малый процент устаревшего оборудования

9

Информационное обеспечение

 


 


х

 

 


 


 

места оснащены необходимым оборудованием

10

Качество оказываемых услуг

 

х

 


 

 

 


 


 

соответствует высшим стандартам качества

10

Организация маркетинга на предприятии

 


 

х

 

 

 


 


 

маркетинговые исследования проводятся регулярно

12

Производственные площади

 


 


 

 



Х


 

простой одного здания

13

Организационная структура предприятия

 


 


 

 

 Х


 


 

нет налаженных четких связей между подразделениями

14

Состояние охраны труда

 


 

х

 

 

 


 


 

сотрудничество с ЧОП

15

Диллерская сеть

 


 


 

х

 


 


 

нет представителей в других городах

16

Объемы производства

 


 

х

 

 

 


 


 

сокращение заказов в соответствии с финансовым кризисом

17

Перечень услуг

 

х

 


 

 

 


 


 

полный спектр услуг

18

Численность персонала

 


х


 

 

 


 


 

оптимальная численность персонала

19

Заработная плата

 


 

х

 

 

 


 


 

достойная и своевременная оплата труда

 

20

Имидж (деловая репутация) предприятия

 


 


 

 

х


 


 

уделяется мало внимания саморекламе

 

21

Психологический климат в коллективе

 


 


х

 

 


 


 

Нормальный

 

22

Финансовая устойчивость предприятия

 


 

х

 

 

 


 


 

финансово устойчиво в связи с востребованностью услуг

 

23

Территориальное расположение

 х




 

 

 


 


 

расположение в центре города

 

24

Ценовая политика

 


 


х

 

 


 


 

оптимальные цены

 

25

Сроки выполнения заказов

 


 


 

х

 


 


 

своевременное выполнение

 

26

Зависимость от поставщиков

 


 

х

 

 

 


 


 

частичная зависимость

 

27

Ориентация на потребителя

 


 


х

 

 


 


 

ориентировано на потребителя

 

28

Стратегия развития предприятия

 

 

 

 

 

х


 

 

 

 

Стратегия реализована не до конца

 


Таким образом, можно выделить следующие пассивы организации:

-     мотивация и стимулирование персонала;

-       текучесть кадров;

-       организация планирования;

-       уровень технической оснащенности;

-       производственные площади;

-       организационная структура предприятия;

-       имидж предприятия.

2.4 Разработка стратегии развития коммерческой деятельности предприятия


Для реализации возможностей магазина выделим основные проблемы, которые могут возникнуть при реализации стратегии продаж. Существует множество способов поднять уровень продаж. На уровень продаж оказывают влияние множество факторов. Определим факторов влияющих на стратегию развития коммерческой деятельности более развиты, а какие менее.

Во-первых, проблема ассортимента. С ней связаны такие факторы как «углубление отдельных ассортиментных групп». Магазин «Альпина» предлагает более 35 000 наименований товара, удобно расположенных в 6 отделах нашего магазина. Второй фактор также не вызывает опасений - это фактор «товаров сопутствующих основной покупке». При ремонте автомобиля большая часть покупателей, приходя в магазин за основной покупкой, забывает о мелочах. Данный фактор имеет большое значение для увеличения объемов продаж.

Во-вторых, проблема атмосферы в магазине. «Атмосфера» в магазине - это образ магазина или впечатление, создаваемое его оформлением. Атмосферу нельзя ни измерить, ни определить - зато ее можно почувствовать. Царящая в магазине комфортная, волнующая или соблазнительная атмосфера будет притягивать к вам потребителей, обогащая их новыми приятными впечатлениями. Вот почему это является одним из важнейших факторов продаж. В магазине «Альпина» царит праздничная атмосфера, созданная с помощью музыки и ярко красных прилавков и яркой вывеской (сочетание желтого и красного цветов). Мы не зря остановили свое внимание на данном факторе. Дело в том, что сегодня потребителям нравится просто бродить по магазинам, а не заниматься поиском конкретного товара. В потребительской среде хождение по магазинам является важным и достаточно самоценным занятием.

В-третьих, проблема цены и качества. Этот фактор менее всего влияет на магазин «Альпина», так как у нас средние цены с товарами высокого качества. Продавец-консультант всегда расскажет основные характеристики того или иного товара, а также отзывы покупателей о качестве товара. Потребитель может сам выбрать товар по той цене, которая ему подходит.

В-четвертых, проблема стимулирования сбыта в местах продаж. В основном она зависит от опыта продавца-консультанта.

Как показывают исследования, потребитель приходит в магазин и покупает конкретно спланированный товар 26%, запланированный в общих чертах 18%, незапланированный товар 53%. Потребительский спрос во многом основан на внушении, так как более половины всех покупок совершается незапланировано. Наша задача заставить покупателя прийти именно в наш магазин.

В-пятых, проблема оформления витрин в местах продаж. Повышению объема продаж помогут тщательно продуманные и привлекательные витрины и стеллажи, где покупателю будет приятно разыскивать свои товары. Как показывают исследования, лучше всего на потребителей действуют отдельно стоящие напольные стеллажи-витрины.

Магазин «Альпина» оформлен по заказу дизайнерского агентства. Несмотря на большое количество товаров, магазин тщательно продумывает местоположение всех товарных групп, а отдельные из них оформляют сами поставщики, что позволяет экономить силы и время продавцов-консультантов.

В-шестых, проблема обслуживания. Залогом успешного продвижения стратегии развития коммерческой деятельности является обслуживание потребителей. Именно на этом строится основное конкурентное преимущество сети магазинов «Альпина». Но, не смотря, на это главные проблемы по привлечению новых покупателей относятся к сфере обслуживания потребителей. Здесь решающее значение приобретает опыт, квалификация и личные умения продавцов-консультантов.

Чтобы более полно оценить поставленные перед нами проблемы нам необходимо составить «дерево проблем» и попытаться найти решение хотя бы для одной - двух из них. Это позволит определиться с дальнейшими действиями по достижению целей магазина «Альпина».

Итак, рассмотрим «дерево задач» (см. рисунок 109), связанных с реализацией стратегии продаж.

Из рисунка 8 мы видим основные проблемы магазина «Альпина», связанные с выработанной нами стратегией развития коммерческой деятельности, а также некоторые меры по решению этих проблем. Для дальнейшего продвижения стратегии необходимо выработать план по решению данных проблем.









Рисунок 9 - Основные проблемные зоны коммерческой деятельности магазина автозапчастей «Альпина»

Разработанная стратегия развития коммерческой деятельности должна способствовать устранению выявленных проблем.

Сформулируем основные направления стратегии развития коммерческой деятельности магазина «Альпина».

Таблица 5 - Стратегия развития коммерческой деятельности магазина автозапчастей «Альпина»

Направление стратегии

Мероприятия

Срок

1

Расширение ассортимента

1.1. Углубление ассортимента продукции

01.01.2010



1.2. Расширение ассортиментов сопутствующих товаров

01.01.2010

2

Создания благоприятной атмосфере в магазине

2.1. Консультация с маркетологами по вопросу расстановки продукции в магазине

01.12.2009



2.2. Проведение учебы с продавцами по вежливому обращению

декабрь 2009



2.3. Разработка программы по обслуживанию посетителя магазина

декабрь 2009



2.4. Разработка фирменного стиля с использованием логотипа

январь-февраль 2010

3

Стимулирование сбыта

3.1. Привлечение покупателей путем проведения акций

декабрь 2009



3.2. Проведение рекламных компаний

декабрь 2009



3.3. Разработка новой программы по заработной плате сотрудников магазина с учетом объема проданной продукции

январь -февраль 2009

4

Увеличение рентабельности продукции и предприятия

4.1. Пересмотр контрактов с поставщиками с возможностями предоставления скидок и отсрочек

декабрь 2009 - февраль 2010


Заключение


На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Стратегия предприятия - это комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которого планируется достижение цели.

Одним из основных результатов проектов по стратегическому планированию является разработка стратегии развития компании. Стержнем разрабатываемой стратегии является комплекс мер (программ), ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ компании, выявленных на этапе стратегической диагностики. Составной частью стратегии являются кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи компании, а также обоснование объемов, структуры и источников финансовых ресурсов, требуемых для их реализации. Формированию стратегии предшествует финансовая оценка стратегических альтернатив. На основе долгосрочной стратегии разрабатываются предложения по оптимизации системы управления портфелем выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Делаются выводы о том, какие направления бизнеса компании должны войти в число приоритетных, какие направления лучше придержать или даже заморозить.

Весь комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития компании можно условно разбить на следующие крупные блоки (этапы):

анализ инвестиционной привлекательности отрасли;

pазработка сценарного прогноза развития отрасли;

прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках; анализ конкурентной позиции компании в отрасли (прочности бизнеса);

финансовая оценка стратегических альтернатив; формирование образа будущего компании; разработка стратегических целей и задач; комплекс работ по внедрению стратегии.

В соответствии с целью курсовой работы во второй главе был проведен анализ деятельно магазина автозапчастей «Альпина».

Магазин автозапчастей «Альпина» расположен по адресу: \г.Челябинск, ул.Свободы, 78. Магазин автозапчастей «Альпина» - один из крупнейших в уральском регионе поставщиков широкого ассортимента автозапчастей.

После проведения SWOT-анализа можно выделить следующие проблемные зоны организации:

-     мотивация и стимулирование персонала;

-       текучесть кадров;

-       организация планирования;

-       уровень технической оснащенности;

-       производственные площади;

-       организационная структура предприятия;

-       имидж предприятия.

На основе проведенного анализа сформулируем основные направления стратегии развития коммерческой деятельности магазина «Альпина»:

. Расширение ассортимента.

. Создания благоприятной атмосфере в магазине.

. Стимулирование сбыта.

. Увеличение рентабельности продукции и предприятия.

Список использованной литературы


Книги:

1.         Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст]: Учебное пособие. - М.: ЦЭМ, 2006. - 264 с.

2.                  Ансофф И. Стратегическое управление. [Текст]: Учебник / Сокр.пер. с англ. - М.: Экономика, 2006. - 546 с.

.                    Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 237 с.

.                    Боумэн К. Основы стратегического менеджмента [Текст]: Учебное пособие / Пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 518 с.

.                    Виноградова З.И., Щербакова В.Е. Стратегический менеджмент: матрица модулей, «дерево» целей. [Текст]: Учебное пособие. - М.: Фонд «Мир», Акад. Проект, 2006. - 304 с.

6.         Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии [Текст]: Учебное пособие. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. - 354 с.

7.                  Виханский О.С. Стратегическое управление [Текст]. Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 296 с.

8.       Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое планирование: [Текст] Учебник для студ. вузов. - М.: Омега - Л, 2006.- 472 с.

9.         Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Филинъ, Рилант, 2006. - 352 с.

10.                Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия [Текст]: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 594 с.

11.        Моисеева Н.К. Стратегическое управление фирмой [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 462 с.

12.                Петров Л.В. Экономика товарного обращения [Текст]: Учебник/ Л.В. Петров, А.Н. Соломатин.- М.: Инфра-М, 2006.- 250с.

13.        Стратегическое планирование. [Текст]: Учебник / Под ред. Э.А. Уткина. - М.:ЭКМОС, 2006. -364 с.

Периодические издания:

14.            Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №1 - С.47-48

.        Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №4. - С.65-67

.        Шеховцева Л.С. Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия [Текст] // Вестн. БНЦ, - 2008. - №1. - С. 37 - 47.

Приложение А - Организационная структура магазина автозапчастей «Альпина»


Похожие работы на - Стратегия развития коммерческой деятельности магазина автозапчастей 'Альпина'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!