Профессиональные врачебные ошибки, пути их предупреждения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,46 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профессиональные врачебные ошибки, пути их предупреждения

Профессиональные врачебные ошибки, пути их предупреждения

врачебный ошибка профессиональный аутотренинг

Профессиональные ошибки врача ветеринарной медицины условно распределены на объективные, субъективные и смешанные. Но в практике ветеринарной медицины следует четко разграничивать профессиональные ошибки и преступления, за которые специалисты несут уголовную ответственность.

Как правило, действия, которые граничат с преступлением или могут считаться такими, чаще обусловлены небрежностью, безответственным отношением специалиста к своим обязанностям, а то и просто корыстолюбием.

В одном из хозяйств специалист ветеринарной медицины провел дегельминтизацию свиней фтористым натрием, но забыл предупредить обслуживающий персонал, чтобы животных не напоили. Вода же ускорила растворение препарата, содействовала его всасыванию, а это привело к интоксикации, вследствие которой погибло большое количество поголовья. В связи с этим было возбуждено уголовное дело.

Если врач проигнорировал проведение прививки животным, вследствие чего возникла болезнь, действия его ошибкой назвать нельзя. Это безответственность и недобросовестность специалиста ветеринарной медицины, из-за которых хозяйству нанесен значительный материальный ущерб. В этом случае виновные должны нести не только моральную и материальную ответственность, но и уголовную.

Известны также случаи, когда некоторые врачи ветеринарной медицины после выявления у птиц положительной реакции на туберкулез или пуллороз не объявляют хозяйства неблагополучными и не проводят карантинные или ограничительные меры. Более того, с их разрешения продолжают поступать в продажу и на инкубацию яйца этой птицы. Такая бездеятельность специалиста граничит с преступлением, потому что яйца от больной птицы могут вызывать заболевание у людей.

Иногда при туберкулинизации коров выявляют в хозяйстве несколько положительно реагирующих животных. Боясь ошибиться и быть обвиненным в выбраковке лучших коров, врач оставляет их в общем стаде, с тем, чтобы проверить повторно через 1 - 1,5 мес. А молоко от этих коров сдается на общих основаниях и может стать причиной заболевания телят и даже людей, его употребивших. Разве это не преступление?

К сожалению, туберкулез чаще всего поражает высокопродуктивных коров, организм которых истощается вследствие выведения с молоком большого количества необходимых для самозащиты питательных веществ.

Существующие сегодня в ветеринарной медицине методы не дают возможности обнаружить границу между субклинической и клинически выраженной формами болезни. И так называемая "закрытая" форма туберкулеза, как будто безопасная для других животных и людей, завтра может стать "открытой", опасной. Поэтому некоторая жестокость врача ветеринарной медицины в таких случаях является оправданной и основывается на соблюдении закона. Изолировать и своевременно отправить на вынужденный убой положительно реагирующих животных, невзирая на их племенные и продуктивные качества - прямой служебный долг врача ветеринарной медицины. А притворная гуманность здесь недопустима и является преступлением, за которое специалист несет уголовную ответственность.

Иногда случается, что врач, обнаружив единичные случаи инфекционной болезни в хозяйстве, скрывает их, не проводит соответствующих санитарно-гигиенических мероприятий. А это приводит к распространению болезни в хозяйстве. Это тоже профессиональное преступление врача.

Среди специалистов ветеринарной медицины случаются, к сожалению, и такие, которые в случаях вынужденного убоя выдают справку, что животное перед этим было здоровым. Хозяин везет тушу на рынок, создавая, таким образом, угрозу для здоровья сотен людей.

Известны и случаи мошенничества, когда врач составляет акт о гибели животного (конечно, не без пользы), а хозяин его забивает и мясо продает на рынке; на завтра же, предъявив фиктивный акт, через госстрах хозяин добивается денежной компенсации.

Все это - темные пятна на наших белых халатах, преступления, за которые следует отвечать в соответствии с законом.

Но в жизни случается, когда нелегко установить границу между ошибкой, недосмотром или бессмысленной случайностью. Вообразите, что врач пошел на риск и провел оперативное лечение высокопродуктивной коровы с травматическим ретикулитом или патологическими родами. Хорошо, когда операция закончилась удачно. Но ведь животное могло и погибнуть вследствие непредвиденных осложнений. Поймет ли руководитель хозяйства или владелец коровы, что это был единственный шанс спасти жизнь животному? Разве врач может давать полную гарантию за успех оперативного вмешательства? Ведь никогда нельзя быть уверенным в успешном окончании любой операции, как бы тщательно она не была подготовлена и проведена.

Встречаются ситуации, которые, к сожалению, пока что нельзя ни предусмотреть, ни предупредить. Поэтому не все специалисты рискуют. Безразличный врач обследует животное, обоснует диагноз, указав на неблагоприятный прогноз, и отправит его на вынужденный забой. Выбраковка при таких диагнозах - это не преступление. А смелый будет пытаться спасти животное, хотя в случае неудачи может серьезно поплатиться за свой поступок. Так, где же граница между преступлением и ошибкой?

Конечно, даже высококвалифицированный специалист, идя на риск, может допустить ошибку, вследствие которой возможны материальные убытки. Но если такой риск оправдан интересами дела, а действия врача были добросовестными и взвешенными, эту ошибку никогда нельзя квалифицировать как преступление.

При написании этого раздела автор учитывал личный опыт: просчеты врача и его коллег, которые приходилось встречать и анализировать. Ведь часто нас преодолевает ощущение собственного бессилия перед болезнью, несовершенства знаний, опыта, умений. Но именно это ощущение в сочетании с глубокой уверенностью в необходимости, полезности детального анализа сделанных ошибок принудило вынести на открытый суд наши просчеты и неудачи. Вряд ли кто-то почувствует удовлетворение от признания своих ошибок в коллективе, обсуждения своих огрехов, но для врача другого пути нет.

Желания скрыть свои просчеты большие, возможностей избежать их широкого обсуждения также немало. Но врач должен всегда помнить, что, скрыв от коллег свою ошибку, он открывает путь для ее повторения, идет на компромисс со своей врачебной и человеческой совестью, презирает врачебную этику и долг. Отношение специалиста к своим ошибкам в большой мере определяет его человеческие и врачебные качества. Высококвалифицированный, самокритичный специалист всегда ищет причины ошибок и пути их предупреждения, а несамокритичный - пути их оправдания.

В последнее время экономические и политические нелады в стране приводят к распространению своеобразной болезни среди некоторых работников ветеринарной медицины (и не только среди них), которую условно называют "душевной усталостью". Люди становятся безразличными ко всему, их труд воспринимается ими как вынужденная необходимость. И эта болезнь быстро распространяется. Врач в таком состоянии перестает быть врачом. Умный рационализм и деловитость часто подменяются сухими расчетами собственного благосостояния. Конечно, для врача собственный достаток значит немало. Но он будет еще более весомым, если в достатке будет жить весь народ. Врачу же дарит радость осознание того, что он не допустил болезни в хозяйстве или населенном пункте, добился выздоровления животного, спас его от неминуемой гибели и возобновил продуктивность, предотвратил заражение людей зооантропонозами, которые распространяются через продукты животноводства. И это не просто слова, это истина, которой гордятся ветеринарная медицина и специалисты, которые работают в ней. Но эта истина требует от врача полной самоотдачи. Нельзя быть врачом с 9- и до 16-и часов - это круглосуточно, на всю жизнь.

По мнению известного клинициста И.А. Кассирского, как бы хорошо ни было поставлено медицинское дело, даже опытный врач, прошедший прекрасную клиническую школу, внимательный и серьезный, в своей деятельности не всегда может безошибочно определить любое заболевание и так же безошибочно лечить его, делать идеальные операции. Известный хирург академик М.Н. Бурденко также признает, что в своей работе допускал ошибки и в постановке диагноза, и в технике операции. Но они были толчком для пополнения знаний и самоусовершенствования.

Следовательно, право на ошибку имеет каждый врач, но важно не ошибаться и еще важнее - не повторять ошибок. Иногда ошибки в деятельности врача исключить невозможно. Но страшна не столько сама ошибка, сколько неумение сделать из нее выводы. Для настоящего специалиста ошибка всегда очень болезненна.

Следовательно, анализ врачебных ошибок - один из важнейших путей формирования врачебного мышления у специалистов ветеринарной медицины. Приведена их квалификация несколько условная, поскольку выделить объективные ошибки тяжело, с опытом количество их постепенно уменьшается.

По этому случаю полезно знать слова известного хирурга И.Д. Маслова, который рассказывал, что сам он много пережил, и эти переживания намного тяжелее различных газетных заметок и привлечения к суду. Ведь мыслящий врач для себя - это первый и важнейший судья. Такой суд слишком требовательный, но он многому учит.

Можно сослаться и на профессора С.П. Коломнина, который закончил жизнь самоубийством после смерти больного, наступившей вследствие использования им для обезболивания кокаина. Немецкий врач Блок отравился после смерти пациента во время операции. Известный врач З.Д. Искова-Васильсва также отравилась, не сумев спасти хирурга Н.В. Алмазову, которую она по ее просьбе оперировала.

Пути предупреждения врачебных ошибок

Определить все возможные пути предупреждения врачебных ошибок и дать единые рекомендации на все случаи жизни невозможно. Важно не допускать диагностических ошибок, поскольку они приводят к ошибкам в лечении. Диагностический процесс нуждается в постоянном совершенствовании общечеловеческих и врачебных знаний, развитии врачебного мышления. На эти вопросы и следует обратить внимание в учебном процессе, во время практики, в первые годы производственной деятельности.

И.И. Бенедиктов выделил три пути предупреждения врачебных ошибок, которые можно распространить и на врача ветеринарной медицины. Это подбор и подготовка кадров, организация работы врача и его индивидуальная работа над собой.

Работу по подбору и подготовке врача ветеринарной медицины следует начинать еще в школе. Если человек ошибся в выборе профессии, его деятельность будет малополезной. Тем, кто занимается профориентацией, следует откровенно говорить о сложностях работы врача ветеринарной медицины. Лучше, когда человек разочаруется в этой профессии еще в школе или на первом курсе, чем после окончания учебного заведения. При выборе профессии на первое место ставят ее социальный престиж, материальное обеспечение врача, перспективы дальнейшего служебного роста и т.п.

Не исключено, что развитие генетики, биохимии и других наук привлечет многих способных людей к ветеринарной медицине, и они будут считать, что родились именно для этой профессии. Ведь во времена, когда Луи Пастер, Роберт Кох и др. делали свои знаменитые открытия, престиж биологической науки был очень высоким, и это привлекало к ней наиболее одаренных людей.

Конечно, в юности тяжело сделать правильный выбор будущей профессии. Учителю важно заметить и поддержать интерес молодого человека к определенной отрасли знаний и таким образом уменьшить случайность выбора.

В высшем учебном заведении важное значение имеет не только получение знаний, но и профессиональное воспитание. Следует не лакировать действительность, а давать ее такой, какой она является на самом деле. Молодые люди еще со студенческих лет будут готовиться к преодолению трудности и решению сложных вопросов.

Целеустремленная, хорошо организована работа по профессиональному воспитанию молодежи, изучение вопросов врачебной этики и деонтологии, личный пример старших товарищей должны укрепить у молодых людей любовь к избранной профессии. Воспитание будущего врача - почетное задание профессорско-преподавательских кадров учебного заведения.

В период обучения личность врача ветеринарной медицины формируется особенно активно. К основным заданиям вуза в этом направлении И.И. Бенедиктов относит такие:

. Воспитание общеобразовательного врачебного гражданства. В процессе освоения ветеринарных дисциплин студент должен одновременно получать и морально-этическое воспитание, начиная с первых дней обучения. Следует помочь ему воспитать в себе высокие человеческие качества, которые предопределяют сердечное отношение к окружающим. Ведь деликатность, доброжелательность, человечность для врача - большая сила.

В процессе воспитания важно научить специалиста правильному поведению. Именно ошибки в его поведении иногда причиняют существенный вред всей службе ветеринарной медицины.

. Привитие основных знаний по ветеринарной медицине. Причем необходимо не только научить студента накапливать знания, а уметь их творчески применять в практической деятельности. А этого можно достичь преподаванием учебного материала через призму его критической оценки. Если будущий специалист не просто слышит о врачебных ошибках, а участвует в их анализе, его знания глубоко усваиваются.

К сожалению, вопросам этического и деонтологического воспитания врача ветеринарной медицины пока что не уделяют надлежащего внимания. А они должны занимать важное место в обучении студентов, особенно при изучении клинических дисциплин. Нужно, чтобы эти вопросы стали обязательной составляющей всей системы воспитательной работы.

В воспитании студентов незаурядное значение имеет сила личного примера преподавателя. Если он говорит искренне и предостерегает молодых людей от врачебных ошибок, допущенных когда-то им самим из-за отсутствия опыта, слова его студенты запомнят навсегда. В некоторых учебных заведениях по примеру М.И. Пирогова, С.С. Юдина и других ученых и сегодня лучшие преподаватели учат студентов на собственных ошибках.

Вместе с тем необходимо знакомить студентов со сложностями профессии врача ветеринарной медицины, не скрывая от них ни горечи, ни неудач. Учить будущего специалиста преодолевать препятствия, находить правильный выход из сложных, казалось бы, безвыходных ситуаций. Воспитанный в атмосфере доброжелательности, после окончания учебного заведения врач будет стремиться создать такие же условия в своем коллективе.

Главная цель самовоспитания врача ветеринарной медицины - глубоко овладеть профессией, воспитать в себе свободу, крепкие этические принципы, способность к профессиональному мышлению. Вуз дает основу знаний или, образно говоря, формирует умственный плацдарм, который позже позволяет самостоятельно получать необходимые знания.

Основные направления самовоспитания врачебных качеств, профессионального аутотренинга врача такие:

. Систематическое знакомство с новейшей научно-технической информацией, специальной литературой, периодическими изданиями по вопросам ветеринарной и гуманитарной медицины.

. Развитие врачебного мышления, которое формируется на базе информации, знаний, опыта, глубокого анализа и успехов и ошибок в практической работе.

. Овладение методик исследования, овладение навыками работы с любой диагностической или лечебной аппаратурой и приборами.

. Воспитание врачебного характера, т.е. качеств, необходимых для выполнения врачебного долга (уверенность, наблюдательность, самокритичность, чувство нового и т.п.).

Уверенность - это залог успеха врача. Но необходимо следить, чтобы она не превратилась в самоуверенность. Поэтому важно всегда хранить в себе критическое отношение к собственным мыслям и поступкам. Не бойтесь взять под сомнение полученные при исследовании животного данные, подвергнуть их многократной проверке. Только так можно достичь высокого профессионализма.

Врач значительно чаще, чем специалисты другого профиля, становятся в какой-то мере скептиками. За годы работы они неоднократно разочаровываются то в новом препарате, то в новом методе, на которые возлагали большие надежды. Часто результаты экспериментальных и клинических исследований не совпадают. Ученые ограничиваются изучением функции отдельного органа или действия препарата на определенную систему организма. Врач же ветеринарной медицины должен рассматривать организм как единое целое, видеть взаимосвязи органов и систем и их нарушения при заболевании. Поэтому правильно оценить действие какого-то препарата, предвидеть возможные осложнения может только врач-практик. Мало знать химиопрепараты, нужно еще умело их применять, чему в учебном заведении, к сожалению, учат мало.

Следовательно, для врача ветеринарной медицины наиболее существенны следующие черты.

. Максимальная самокритичность. Только такой человек способен обнаружить и быстро исправить неправильный поступок или поведение. Нужно быть строгим судьей для самого себя.

. Любовь к систематическому и настойчивому труду. Работу врача нельзя регламентировать рамками рабочего дня, ей следует отдавать себя полностью. К.И. Скрябин писал:

"Я уверен, что человек может быть по-настоящему счастливым только тогда, когда любит свою профессию, удовлетворен работой и всей душой предан ей, когда ощущает, что она необходима обществу, а его труд приносит людям пользу".

. Чувство ответственности за порученное дело, наблюдательность. С развитием науки делаются попытки заменить некоторые функции врача компьютерами. Но профессиональную наблюдательность нельзя заменить ничем. Поэтому в системе самовоспитания врача ее совершенствованию необходимо уделить особое внимание.

. Врачебная память - это способность воспроизводить все данные о больном при встрече с ним через несколько дней. Она развивается у каждого врача в процессе постоянных упражнений. Не имея такой памяти, он не сможет внимательно следить за течением болезни у данного животного, сравнивать результаты ежедневных наблюдений с предыдущими, правильно оценивать эффективность лечения.

. Скорость рассуждения. Известно, что своевременная и правильная диагностика болезни - это залог успешного лечения. Молодой врач часто ощущает неуверенность после обследования животного, не может быстро поставить диагноз. Здесь важное значение имеет ранняя самостоятельная работа. Не стоит длительное время работать "под опекой", лучше больше мыслить и действовать самостоятельно.

. Бережливое отношение к больному животному и чуткое - к его владельцу. Следует развивать в себе чувства человечности и осваивать правила врачебной этики.

Обобщая изложенное выше, необходимо отметить, что самоусовершенствование и постоянная научно-практическая подготовка является основой воспитания специалиста, которая закладывается в учебном заведении и должна продолжаться в повседневной работе врача путем самовоспитания. Самоподготовка это постоянный процесс, который не может происходить сам по себе. Нужно иметь ее план, который бы учитывал уровень знаний врача, сильные и слабые стороны его подготовки.

Но планирование самоподготовки ничего не даст, если оно не подкреплено самоконтролем. Начинающий врач должен приучить себя систематически (возможно, еженедельно) подбивать итоги своей работы по такой схеме: что я узнал и освоил нового; какими новыми методами овладел; какие были недостатки и достижения в моей работе; достаточно ли я работал на этой неделе, если нет, то почему важно, как выполняется перспективный план самоподготовки, если этот процесс под угрозой, то какие коррективы в него следует внести.

Указанные рекомендации основываются на многолетнем опыте и врача Лищинского. Надеемся, его практика будет полезной и для врача ветеринарной медицины, который приступает к самостоятельной работе.

Похожие работы на - Профессиональные врачебные ошибки, пути их предупреждения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!