Социальная политика государства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,83 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная политика государства

Томский межвузовский центр дистанционного образования

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра Экономики









Социальная политика государства

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»


Выполнила: Попова В.П.

Научный руководитель: Алферова Л.А.







г. Норильск, 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная защита населения в России

1.1 Основные механизмы социальной поддержки

1.2 Социальное страхование

1.3 Особенности современной системы пенсионного страхования

Глава 2. Направления социальной политики государства

2.1 Государственная политика доходов

2.2 Социальная политика государства как основа функционирования социальной инфраструктуры

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Россия, согласно статье 7 действующей Конституции РФ, является социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Как свидетельствует международный опыт понимание социальных обязательств каждого конкретного государства настоль разнообразно, сколь специфичны механизмы, обеспечивающие социальные права граждан, насколько тесно социальные доктрины переплетаются с важнейшими общефилософскими представлениями о естественном праве, правовом государстве, принципах субсидиарных отношений, представлениями о гражданском обществе, личной и коллективной ответственности. Тот же мировой опыт демонстрирует процесс постоянного изменения социальных систем, их успехи и неудачи, глубокие внутренние противоречия и даже конфликты.

Развитые демократические системы способны преодолевать эти трудности путем реализации главной защитной функции государства и структур гражданского общества - создание достойных условий существования граждан.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Глава 1. Социальная защита населения в России

.1 Основные механизмы социальной поддержки

В 1912 г. Третья Государственная Дума приняла пакет законов "Об обеспечении рабочих в случае болезни", "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих" и ряда других. Этими пакетами законов были заложены зачатки системы социального страхования в России. Пришедшие к власти большевики решительно отказались от классических принципов страхования. В результате сформировавшиеся в дореволюционный период системы пенсионного, медицинского страхования и страхования от несчастных случаев в 20-е годы были объединены в единую систему, дотируемую из госбюджета. За новой формой закрепилось название государственного социального обеспечения.

Социализм допускал лишь коллективно-уравнительную форму поддержки населения, подавляющее большинство которого характеризовалось низким уровнем материального достатка и фактическим отсутствием дифференциации по доходам. Тем самым была нарушена зависимость величины страховых выплат от размера взносов. На протяжении всего социалистического периода страны в жизнь проводилась идея полной ответственности государства за финансирование и управление системой социального обеспечения. Эта норма, зафиксированная в ст. 237 КЗОТ, просуществовала до 1993 г. Таким образом, в советский период социальное страхование формально продолжало существовать, но, став парагосударственным, оно полностью отказалось от принципов личной ответственности и солидарной взаимопомощи граждан. Социалистическое "страхование без взносов" финансировалось за счет отчислений предприятий, для которых это стало очередной государственной повинностью, а также из государственного бюджета. Все солидарные обязанности граждан были сведены к обязательной трудовой повинности. В результате не одно поколение россиян выросло на принципах полного социального иждивенчества, а образ социалистического государства оказался до предела мифологизирован, поскольку любые формы поддержки воспринимались большинством населения как обязательная безвозмездная дотация.

В итоге государство выступало в качестве единственного субъекта социальной защиты, государственный бюджет был, по существу, единственным источником ее финансирования, а индивидуальные и индивидуально-групповые формы защиты практически полностью отрицались социалистической идеологией. Совокупность этих факторов в условиях инерционности общественного сознания явилась крайне неблагоприятным фоном для преобразования системы социальной защиты новой России.

А преобразования были необходимы. Россия унаследовала от советского периода разбухшую систему государственных социальных обязательств, объединяющую огромное число льгот, пособий, дотаций. По информации Минтруда РФ, в настоящее время на какие-либо льготы имеют право около 70% населения страны, а их общая стоимость составляет 13% ВВП (1999 г.). Для России в ее нынешнем экономическом положении такое бремя неподъемно.

Непоследовательные экономические реформы, повлекли за собой резкое ухудшение условий жизни большинства населения, появление новых категорий граждан, нуждающихся в оперативной помощи. Расширение перечня и стремительный рост социальных рисков привели к краху советской системы соцобеспечения на новом этапе развития общества. Иного пути, кроме срочной трансформации механизмов защиты, переориентированной с государственного патернализма на личную ответственность граждан, с социального обеспечения на социальное страхование просто не было. В итоге, за период с 1991 по 2000 гг. сложилась довольно противоречивая, сохраняющая старые механизмы и включающая новые элементы система государственной социальной защиты. Условно она подразделяется на три относительно самостоятельных блока:

социальное страхование, предназначенное в первую очередь для трудоспособного населения;

социальное обеспечение, призванное поддержать главным образом нетрудоспособных;

социальную помощь, оказываемую только малоимущим гражданам.

.2 Социальное страхование

Главным отличием социального страхования от других видов государственной защиты является то, что его средства формируются при непосредственном участии застрахованных. Они аккумулируются в различных фондах, специализирующихся на конкретных видах социальных рисков, куда поступают в основном в виде взносов работников, работодателей, государственных ассигнований, а также взносов добровольно застрахованных граждан и доходов от капитализации собранных средств. В первые годы реформ для этих целей в России были созданы Пенсионный фонд РФ (1991 г.), Фонд социального страхования РФ (1992 г.), Государственный фонд занятости населения РФ (1993 г.) и система фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.). Они были задуманы как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, их средства не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию, хотя и остаются государственной собственностью.

До 2001 г. тарифы страховых отчислений утверждались специальным федеральным законом. В соответствии с этим документом страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для большинства работодателей составляют 28% по отношению к начисленному фонду оплаты труда, для наемных работников - 1% заработка. Средства Фонда расходуются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. При этом существенная часть выплат финансируется за счет государственных ассигнований, в частности, пенсии и пособия военнослужащим, детское пособие, социальная пенсия.

В формировании остальных внебюджетных фондов наемные работники фактически не участвуют. Так средства Фонда социального страхования РФ формируются в основном за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (тариф - 5,4% начисленной оплаты труда), а также государственных ассигнований на покрытие расходов, связанных с предоставлением пособий и компенсаций отдельным категориям граждан. Ведущими направлениями расходования средств Фонда являются выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним в течение первых полутора лет жизни, социального пособия на погребение, а также покрытие расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление застрахованных и членов их семей.

Помимо этого, данный фонд аккумулирует средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое регулируется одноименным федеральным законом, принятым 24 июля 1998 г. Страховые взносы уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование, и, в отличие от последних, дифференцированы по видам экономической деятельности. Каждому виду, в зависимости от характера и условий труда, присвоен один из 14 классов профессионального риска. Для низшего (I) класса, к которому относятся структуры управления, учреждения здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки, а также общественные организации, страховой тариф составляет 0,2% фонда оплаты труда работников. Для высшего (XIV) класса страховой взнос значительно выше - 10,7%. Этот уровень профессионального риска присвоен добыче угля подземным способом.

Страховые отчисления в фонды обязательного медицинского страхования составляют 3,6% начисленного фонда оплаты труда, большая часть которых поступает в территориальные фонды (3,2%). Их основная задача заключается в финансовом обеспечении прав граждан на обязательную медицинскую помощь.

Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ соответствуют 1,5% начисленного фонда оплаты труда. Кроме этого, каждое предприятие, в зависимости от численности постоянных работников, обязано трудоустроить определенное количество инвалидов или несовершеннолетних. В случае нарушения установленного квотирования рабочих мест, работодатель обязан ежегодно отчислять Фонду определенную компенсацию. Главными направлениями использования полученных средств являются выплата пособий по безработице, финансирование мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке безработных, мероприятий по сохранению и созданию новых рабочих мест, организация общественных работ.

Важную роль, с точки зрения становления системы социального страхования в России, сыграл принятый в 1999 г. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования". Среди основных принципов страхования, закрепленных данным документом, присутствуют: эквивалентность страхового обеспечения и страховых взносов, всеобщий обязательный характер социального страхования, автономность его финансовой системы, паритетность участия представителей субъектов обязательного страхования в органах управления, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных. Перечень страхуемых рисков очень широк и включает:

необходимость получения медицинской помощи;

временную нетрудоспособность;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

материнство;

инвалидность;

наступление старости;

потерю кормильца;

признание безработным;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

В новом законе прописаны права и обязанности застрахованных лиц, страхователей и страховщиков, причем организационно-правовая форма последних может варьировать. Оговаривается лишь, что страховщик должен быть некоммерческой организацией. Это фактически открывает доступ к социальному страхованию неправительственным организациям. В документе подробно прописаны государственные гарантии финансовой устойчивости системы обязательного страхования. В частности, в случае нехватки денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и некоторых иных расходов Правительство Российской Федерации дотирует их в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты.

Хотя принятый закон четко зафиксировал прогрессивное видение института обязательного страхования и уровень его значимости, он является рамочным, а значит, нуждается в дальнейшей конкретизации. Это был важный, но только первый шаг и фактическую ситуацию он не изменил. Действующая в настоящий момент система социального страхования по-прежнему далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:

обязательное участие застрахованных минимизировано;

при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;

существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией "сбора-распределения средств";

все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);

отсутствует четкая граница между системами социального страхования и социального обеспечения. В частности, все фонды выполняют в настоящий момент обе функции параллельно.

.3 Особенности современной системы пенсионного страхования

Законодательная база пенсионной системы включает значительное число федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Но основополагающим документом является Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", принятый 20 ноября 1990 года, множественное число раз дополненный и откорректированный, но принципиально так и не пересмотренный.

Данным Законом устанавливается, что граждане России имеют равные права на получение трудовой или социальной пенсии. Основным видом пенсионного обеспечения является пенсия по старости (в 1999 г. ее получали 75,4% пенсионеров), которая на общих основаниях устанавливается мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, а женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Кроме этого, в документе предусмотрены льготные основания для получения данного вида пенсии, например, отдельным категориям инвалидов, а также гражданам, работавшим в особых условиях (подземные работы, горячие цеха и т.д.).

Государственные пенсии назначаются пожизненно, не облагаются налогом и выплачиваются как неработающим, так и работающим пенсионерам в полной сумме. Их минимальный размер не должен быть ниже минимума заработной платы (с 2001 года - не ниже размера, установленного федеральным законом), а максимальный устанавливается на уровне трех (в отдельных случаях 3,5) минимумов пенсии.

Помимо пенсии по страсти, граждане России имеют право на трудовую пенсию по инвалидности (12,6% пенсионеров), по случаю потери кормильца (6,8% пенсионеров), за выслугу лет (1,7% пенсионеров). Тем, кто по каким-либо причинам не заработал права на трудовую, устанавливается социальная пенсия, размер которой не может превышать минимальной пенсии по старости. В 1999 г. ее получали 3,5% всех пенсионеров. Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий одновременно, назначается и выплачивается только одна из них, по выбору пенсионера (исключение делается для инвалидов Великой Отечественной войны, вдов военнослужащих - участников войн и родителям погибших призывников). Специальными федеральными законами регламентируется или конкретизируется пенсионное обеспечение отдельных категорий населения, в частности, лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей; граждан, ставших инвалидами в результате Чернобыльской катастрофы; лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Самостоятельную систему представляют пенсии государственным служащим и доплаты к ним.

Финансирование государственных пенсий, как уже отмечалось, осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета.

Действующая в России государственная пенсионная система по инерции продолжает решать многие не свойственные ей задачи (например, стимулирование отдельных видов занятости). Неслучайно численность граждан, вышедших на пенсию по старости на льготных по возрасту условиях, растет опережающими темпами и превысила уже 22% общего числа пенсионеров. социальный государственный защита

Большинство корректировок пенсионного законодательства последних лет касается исключительно способа расчета индивидуальных пенсий. Первым шагом стало введение в 1996 г. индивидуального (персонифицированного) учета работающих граждан, закладывающего основы новой инфраструктуры пенсионной системы, за которым последовала корректировка порядка назначения и пересчета пенсий. Информация о трудовом стаже и заработке стала накапливаться на индивидуальных лицевых счетах. Однако принципиально новый механизм исчисления и увеличения пенсий, основанный на определении индивидуальных коэффициентов для каждого пенсионера, появился только в 1998 г. с принятием Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". В настоящее время каждый гражданин вправе выбирать более выгодный для себя способ исчисления пенсии:

либо пересчитать пенсию с учетом индивидуального коэффициента без прямого ограничения ее максимальной величины, но и без учета прежних льгот.

Во втором случае верхний предел пенсии все же существует, но он задается косвенным способом через предельно допустимое отношение зарплаты пенсионера к среднему заработку по стране (не выше 1,2). С 1 августа 2000 г. эта величина не может превышать 0,95. По состоянию на начало 2000 г. на новый порядок исчисления пенсий перешли около 45% пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты. Средний размер начисленной им пенсии оказался на 15% выше, чем у остальных. Использование индивидуальных коэффициентов усиливает зависимость пенсионных выплат от трудового стажа и заработной платы работника, а также позволяет постоянно индексировать ее в связи с ростом средней заработной платы.

Несмотря на начавшуюся реализацию Правительственной программы пенсионной реформы в России, одобренной в мае 1998 г., степень финансовой устойчивости пенсионной системы остается крайне низкой. Неплатежеспособность Пенсионного Фонда, вызванная, в частности, чрезмерной пенсионной нагрузкой на трудоспособных, приобрела хронический характер. Даже в относительно благоприятной демографической ситуации, сложившейся к 1999 г., и при чрезвычайно низком уровне выплат его расходы на пенсии и пособия превышали поступления страховых взносов (5,6% ВВП против 5,5% ВВП). Пополнение численности пожилого населения ведет к увеличению иждивенческого давление на работающих.

Законодательное закрепление принципа расчета пенсии из того дохода, на который начислялись страховые взносы, привело к тому, что в последние годы ее средняя величина не обеспечивала даже прожиточного минимума пенсионера. Так среднемесячная заработная плата, используемая для расчета пенсий, начиная с августа 2000 г., была зафиксирована на уровне 1257 рублей, что на момент введения составляло 55% фактического среднего заработка.

Для адаптации пенсионное обеспечения к новым экономическим реалиям произошел переход от всеобщей распределительной системы к смешанной, в которой значительная роль отведена накопительным механизмам финансирования пенсий, то есть страхованию. Пенсия состоит из двух частей:

) базовой, которая по-прежнему финансируется на распределительной основе за счет единого социального налога;

) страховой, накопленной на персональных счетах в государственном ПФР и негосударственных ПФ, куда зачисляются не только страховые взносы работников, но и доходы от их капитализации.

Результаты этой реформы затронет только тех, кто сейчас моложе 30 лет и отчасти тех, кому от 30 до 40. Граждане более старшего возраста могут рассчитывать лишь на пожизненную госпенсию. Накопительная система на них распространяться не будет.

Таким образом, действующая в России пенсионная система все еще остается отчасти распределительной.

Глава 2. Направления социальной политики государства

.1 Государственная политика доходов

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы).

Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии, компенсации и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Всесторонняя система индексации сложилась в 60-70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США - на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Положение же об индексациях, премиях, пособиях, компенсациях закрепляется на каждом предприятии отдельно в коллективных договорах или в Политике Компании.

При решении вопросов защиты личных доходов важным направлением в социальной политике является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых - уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание - 46,1, непродовольственные товары - 39, услуги - 13,2, налоги и сборы - 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.

Таким образом, социальная политика - это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой - решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).

2.2 Социальная политика государства как основа функционирования социальной инфраструктуры

При переходе России к рыночной экономике происходящие в ней процессы суверенизации, создания в регионах и на местах аппарата управления с широкими полномочиями, функционирования предприятий различных видов собственности требуют новых подходов к проведению социальной политики.

Законодательные акты, другие нормативные документы, принимаемые органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления, регулируют процессы, происходящие в социальной сфере в республиках в составе РФ, краях, областях, городах и других населенных пунктах.

Но за государством закреплены контрольные функции в отношении деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности. Важнейшими рычагами государственного регулирования социальных процессов являются федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства России, ведомственные инструкции, положения, рекомендации.

Находясь в сфере государственной (учреждения культуры, здравоохранения, просвещения, подготовки кадров, социальной поддержки населения) или муниципальной (жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения) собственности, система управления предприятиями организует свою работу в соответствии с ведомственными инструкциями, положениями и другими нормативными документами, принятие которых координируется на федеральном уровне. Несомненно, влияние государства и на функционирование предприятий сферы обслуживания частного сектора. Например, внутренний порядок работы частного предприятия определяет его собственник, но все положения Федерального закона «О защите прав потребителей» имеют для него такую же силу, как и для государственного или муниципального предприятия.

Одним из наиболее действенных методов воздействия на социальные процессы в стране является использование финансово-кредитных рычагов. Многие отрасли социальной инфраструктуры или находятся на полном бюджетном финансировании, или нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства.

В расходной части федерального бюджета предусматриваются статьи, за счет которых финансируются здравоохранение, просвещение, культура, физическая культура, т.е. так называемые бюджетные отрасли. Соответственно в бюджетах субъектов Федерации также выделяются средства на аналогичные цели.

Другие отрасли социальной инфраструктуры - жилищное, коммунальное хозяйство, туризм, отдых населения - оказывают платные услуги и за счет этого покрывают часть своих расходов. .Однако и они не могут обходиться без финансовой поддержки государства.

Государство регулирует процессы коммерциализации деятельности предприятий социальной сферы. В одних отраслях платные услуги доминируют (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, искусство), в других оплата услуг допускается, но в ограниченных пределах (здравоохранение, подготовка кадров, физическая культура), в третьих такое практикуется в исключительных случаях (культура, школьное образование).

Органы власти фактически определяют масштабы оказываемых услуг, выделяя финансовые ресурсы на содержание отраслей, где коммерческая деятельность сознательно ограничивается и находится под контролем государства. Приватизация в этих отраслях, как правило, ограничена. Государство покрывает все расходы по оплате труда работников, материальному обеспечению деятельности предприятий, содержанию и ремонту основных фондов, капитальному строительству. Таким образом обеспечивается социальная защита населения и реализация конституционных гарантий граждан.

Было бы крайне неразумным, например, введение платы за пользование библиотеками - это может отразиться на культурном уровне населения. Нежелательно отказываться от финансирования или дотирования деятельности театров, музеев и тому подобных учреждений культуры, прекращение финансовой поддержки которых сделает их для многих членов общества недоступными.

С переходом высшего образования на платную основу не все абитуриенты могут себе позволить оплату обучения, поэтому поддержка государства в этом отношении должна оставаться. Образование, культура, здравоохранение, экология должны быть предметом особой заботы государства.

В расходной части бюджета выделены следующие разделы и подразделы, носящие социальную направленность: жилищно-коммунальное хозяйство, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, образование, культура и искусство, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура, социальная помощь, молодежная политика, прочие учреждения и мероприятия социальной политики. Многие из статей финансирования социальной сферы являются защищенными, т.е. использование средств для других целей не допускается.

Источником финансирования социальных мероприятий являются также внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного' медицинского страхования, занятости, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов.


Заключение

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Вопросы реформы пенсионной системы самые дискуссионные и самые болезненные в перечне социальных проблем. Идеологи и реформаторы мечутся между накопительной и солидарной формами пенсионного обеспечения.

Выход - в достижении компромисса, осторожной и, главное, основанной на социальном взаимопонимании стратегии пенсионной реформы. А это означает постоянный диалог со всеми заинтересованными сторонами. Вот где особенно необходимы институт гражданского общества, различные механизмы взаимодействия государства и негосударственных структур, возможность каждого гражданина даже в сложнейших условиях найти формы самопомощи, которые для многих граждан России в настоящее время тождественны понятию самовыживания. Россия постоянно ищет свой вариант социального государства. Для каждой страны он может быть только самобытным, но не стоит отметать уже существующий опыт.

Список использованной литературы

1. Аркаева А. Про социальные модели // Заполярная правда, №29 от 02.03.2007

. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3-х томах, т. 2, Видяпин В.И. и др., Триада-Х, 2000.

. Баликоев, В.З. Краткий курс экономической теории: учебник [Текст] / В.З. Баликоев. - М.: Менеджер, 2004.

. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник [Текст] / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 2002.

. Бугаян, И.Р. Макроэкономика. Учебное пособие [Текст] / И.Р. Бугаян. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

. Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций), #"justify">. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск, 2001.

. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2001.

. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, В.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2003.

. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для вузов/Под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.

. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2000. - № 17 (129).

. Современная экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

. "Человек и труд" №8, 2000 г., стр.5.

. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатов. - М.: Экономистъ, 2006.

. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос, 2003.

. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. - М.: Экзамен, 2005.

Похожие работы на - Социальная политика государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!