Разработка программы взаимодействия бизнеса и местного самоуправления

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,69 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка программы взаимодействия бизнеса и местного самоуправления

Федеральное агентство по образованию

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ университет

Факультет Дистанционного обучения







Курсовая работа

По дисциплине «Система государственного и муниципального управления»

Тема: «Разработка программы взаимодействия бизнеса и местного самоуправления»

Работу выполнил студент

Кузьмина О.А.

Группа 4-2/ГМу ЦДО.г. Ливны

Спец.: 080504

«Государственное и муниципальное управление»

Работу проверил

Богма Н.Е.

ВВЕДЕНИЕ

Вступление России на путь построения демократического общества обусловило необходимость создания эффективной системы местного самоуправления, способной формировать и реализовывать экономическую политику на местах в современных условиях хозяйствования. Происходящие в Российской Федерации трансформационные процессы в общественно-политической и экономической сферах самым непосредственным образом связаны со становлением и развитием местного самоуправления, с созданием эффективной экономики муниципальных образований. Именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении конкретных местных проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений и жизни российского общества, придать ему дополнительные стимулы для развития.

Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации невозможно без развития экономических отношений, составляющих основную базу благосостояния населения. На нынешнем этапе развития, когда в основном сформированы общие правовые, организационные и территориальные основы местного самоуправления, одной из ключевых задач является развитие его экономического фундамента.

Заботясь о создании достойных условий жизни людей и повышении их благосостояния, органы местного самоуправления должны принимать меры, направленные на развитие экономических отношений на территории муниципалитета, а, следовательно, - на развитие предпринимательства, создание и сохранение рабочих мест, развитие рынка. Становление экономической базы местного самоуправления предполагает в первую очередь продуманную политику органов местного самоуправления в сфере хозяйственных отношений. Эта политика должна формироваться и реализовываться с широким привлечением различных институтов общественного самоуправления, предпринимательских объединений, населения в самом широком смысле.

Из выше сказанного следует, что тема курсовой работы «Разработка программы взаимодействия бизнеса и местного самоуправления» является актуальной и востребованной. Особое внимание уделяется рассмотрению предпринимательской деятельности, изучению содействия местного самоуправления развитию предпринимательства; анализу методов и инструментов содействия, а так же рекомендаций по созданию благоприятных условий для предпринимателей и наиболее соответствующих форм развития предпринимательства в Краснодарском крае.

Цель дипломной работы заключается в исследовании роли предпринимательской деятельности и способах её развития в системе местного самоуправления.

Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:

рассмотреть цели, задачи, функции, полномочия органов местного самоуправления в экономической сфере;

изучить роль органов местного самоуправления в развитии бизнеса (предпринимательства);

изучить формы и механизмы воздействия на субъекты предпринимательской деятельности со стороны органов местного самоуправления;

определить направления деятельности муниципальных органов по созданию благоприятных условий для развития бизнеса на подведомственной территории.

Теоретической базой для написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, Орловской области, литература, рассматривающая вопросы муниципальной экономики и муниципальной политики, периодические издания.

1. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1Функции и полномочия органов местного самоуправления в экономической сфере

В современных демократических государствах каждый уровень публичной власти имеет собственную компетенцию, самостоятельно и автономно принимает решения в сферах общественных отношений, отнесенных к их ведению.

В компетенцию органов местного самоуправления входит правовое регулирование по предметам своего ведения, право устанавливать местные налоги и сборы для обеспечения собственных доходных источников местных бюджетов, что в совокупности и составляет основное содержание местного самоуправления, как формы осуществления местной публичной власти [6].

Органы власти всех уровней выполняют не только очевидные функции управления, связанные с текущей деятельностью и процессами на территории, но и осуществляют управление развитием территории. Значимость развития территории особенно велика в условиях рыночных отношений, так как без стратегического регулирования со стороны государства бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить только стихийное, несбалансированное, неустойчивое развитие.

Поэтому соответствующие органы государственного управления на всех уровнях власти должны проводить системное регулирование регионального развития. Целенаправленно оказывать с помощью имеющихся экономических, административных, информационных, правовых механизмов воздействие на условия, приоритеты и ограничения развития определенных территориальных образований с целью воспроизводства потенциала социально-экономической системы территории.

Органы местного самоуправления должны содействовать созданию новых производств на территории муниципального образования в целях укрепления своего экономического потенциала, увеличения налогооблагаемой базы и появления новых рабочих мест.

Одной из основных целей государственных органов власти и, в особенности, органов местного самоуправления, как власти, наиболее приближенной к гражданам, является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности населения. Набор важнейших типов потребностей граждан любого государства, которые реализуются в процессе их жизнедеятельности, практически не зависит от отраслей специализации территории. Независимо от того, что производится на предприятиях, данный набор остается практически неизменным и включает в себя такие потребности, как питание, жилье, работа, духовное и физическое развитие, воспитание и обучение детей, специальное образование, охрана здоровья, различные материальные блага и услуги, транспортные средства для перемещения, средству связи для передачи и получения информации и т. п.

Каждый тип потребностей населения можно представить в виде подсистемы, функцией которой является удовлетворение соответствующей потребности. Диспропорции в развитии данных подсистем приводят к снижению реализуемости главной цели общества. Нехватку продовольствия нельзя заменить избытком одежды. Соответственно, провал в развитии одной из функций воспринимается обществом как неудачное развитие всего общества.

Компетенции органов местного самоуправления, предметы ведения в Российской Федерации определены Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отдельные полномочия устанавливаются и детализируются отраслевыми федеральными законами. К экономической и хозяйственной деятельности относятся следующие вопросы местного значения:

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

местные финансы, местный бюджет, местные налоги;

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (МО);

содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

регулирование планировки и застройки территории МО;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

контроль за использованием земель на территории МО;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территории МО;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

создание условий для деятельности учреждений культуры в МО;

организация и содержание муниципальной информационной службы;

создание условий для деятельности СМИ МО;

создание условий для организации зрелищных мероприятий;

создание условий для развития физической культуры и спорта в МО;

обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

участие в охране окружающей среды на территории МО.

Органы местной публичной власти осуществляют следующие основные функции:

. Принимают к своему рассмотрению любые вопросы, возникающие на подведомственной территории, принимают по ним решения по существу, если имеют на то полномочия, в противном случае передают их решение по подведомственности;

. Самостоятельно и автономно принимают решения по предметам своего ведения;

. Исполняют властные полномочия, то есть право органов публичной власти принимать решения и предписания, обязательные к исполнению на подведомственной им территории неограниченным кругом физических и юридических лиц (нормативно-правовое регулирование или директивное распоряжение), принимать меры для обеспечения исполнения данных решений и предписаний (в том числе меры принудительного воздействия), а также полномочия по наложению и применению санкций в отношении физических и юридических лиц за нарушение или невыполнение обязательных для них предписаний;

. Осуществляют полномочия по защите прав граждан, обеспечению законности и правопорядка на подведомственной территории;

. Обеспечивают обязательные действия физических и юридических лиц, необходимые для реализации их гражданских прав, влекущие для них гражданско-правовые последствия;

. Осуществляют обязательства государства как общественного (публичного) института по социальной защите и социальной помощи в отношении нуждающихся в ней категорий населения;

. Осуществляют полномочия по управлению общественным достоянием, находящимся у них в управлении (права собственника);

. Оказывают общественные услуги, предписанные законом;

. Взаимодействуют с территориальными подразделениями государственных органов специальной компетенции, а в необходимых случаях координируют их деятельность;

. Исполняют иные полномочия и обязанности, возложенные на них законом.

Важнейшей целью деятельности органов местной публичной власти является выражение интересов и удовлетворение потребностей населения и всех субъектов, хозяйствующих на данной территории, и социально-экономическое развитие подведомственной территории в этих целях.

Осуществляя управленческую деятельность в муниципальном образовании, органы МСУ призваны выявлять тенденции экономических процессов на подведомственной территории, определять приоритеты, ресурсные средства и формулировать экономическую стратегию развития местного сообщества. Особое значение приобретает укрепление муниципальной собственности, постепенное восстановление работоспособности объектов местного хозяйства. Ведь нельзя потребить то, что не произведено.

На территории муниципального образования кроме муниципальных предприятий и организаций, в отношении которых органы местного самоуправления непосредственно осуществляют значительный объем управленческих и контрольных функций, размещается и большое количество предприятий иных форм собственности. В соответствии с законодательством муниципальные органы не вправе вмешиваться в их деятельность, устанавливать какие-либо ограничения хозяйственной деятельности, если иное не предусмотрено законом. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, а также физическими лицами строятся на основе договоров. В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, муниципальные образования выступают на равных началах с физическими и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ).

В целях обеспечения комплексного развития территории муниципального образования органы МСУ вправе:

координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования;

объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, граждан и местного бюджета для строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;

выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

В качестве конкретных проявлений властного воздействия муниципалитетов на хозяйствующие субъекты различных форм собственности могут быть названы:

- установление единых для всех предприятий и учреждений территории санитарно-экологических норм и стандартов;

контроль за перечислением денежных средств (в виде налогов, части прибыли муниципальных предприятий или других платежей) в местный бюджет и внебюджетные фонды;

право на применение санкций в отношении хозяйствующих субъектов, не выполняющих свои обязательства перед местным бюджетом, и так далее [11; с. 195-196].

Таким образом, органы местного самоуправления наделены достаточными полномочиями, позволяющими решать задачи в области планового регулирования развития территории путем разработки и реализации местной социально-экономической политики, учитывающей специфику муниципального образования и текущего этапа политического и экономического реформирования общественного устройства в Российской Федерации. Оставаясь разработчиком прогнозов, программ и планов социально-экономического развития территории, органы местного самоуправления отвечают и за решение социальных проблем муниципального образования.

1.2 Цели, ресурсы и противоречия муниципальной экономики

С позиций современной науки муниципальная экономика - это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования.

Базовой целью муниципальной экономики является повышение благосостояния населения муниципального образования.

Категория «благосостояние» имеет сложную структуру и распадается на несколько составных элементов.

Основными из них являются продукты (товары, услуги), занятость населения, «внешние эффекты», благоустройство территории.

Цели муниципальной экономики, касающиеся обеспечения населения продуктами (товарами, услугами) связаны с тем, чтобы выявить потребности местного сообщества в товарах и услугах и разработать стратегические проекты их удовлетворения. При этом следует учитывать качественную неоднородность необходимых людям продуктов: часть из них может быть доведена до конечного потребителя без участия местных органов власти и управления (исключительно через рыночный механизм), другие, - так называемые общественные товары и услуги, не находят поддержки в лице частного капитала, и поэтому ответственность за их производство ложится непосредственно на плечи местных властей.

В первом случае задачи органов местного самоуправления минимальны. Они сводятся к установлению контактов с частными предпринимательскими структурами по вопросам контроля за качеством предоставляемых ими товаров, ценовой политики, соблюдения санитарных и экологических норм, централизованных закупок для малообеспеченных районов и т. п.

Второе направление хозяйственной деятельности органов местного самоуправления более объемно по своему содержанию. Производство общественных благ является, как правило, малорентабельным и поэтому требует существенных затрат на поддержание его в функциональном состоянии. Но поскольку финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципалитетов, обычно недостаточно для эффективного решения всех местных проблем, то перед органами местного самоуправления постоянно возникает вопрос о возможностях изыскания дополнительных денежных средств для финансирования муниципальных предприятий. Таким образом, осуществляя собственное производство и предоставляя населению муниципального образования общественные товары и услуги, органы местного самоуправления вносят определенный вклад в достижение цели развития местного сообщества, но при этом вынуждены постоянно соотносить потребности местного населения с собственными материально-финансовыми возможностями и предпринимать активные меры в направлении поиска дополнительных источников пополнения муниципальной казны.

Одной из ключевых стратегических целей муниципальной экономики является создание на территории муниципального образования дополнительных рабочих мест. При этом важно добиться оптимального соотношения новых, создаваемых рабочих мест с профессиональными характеристиками и запросами тех членов местного сообщества, которые в них нуждаются.

«Внешние эффекты», т. е. не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках, в системе муниципальных экономических отношений могут быть как положительными (например, утилизация отходов), так и отрицательными (например, загрязнение окружающей среды). С точки зрения муниципального образования важно знать, какое именно воздействие могут оказывать принимаемые решения на общую социально-экономическую ситуацию в районе, и стремиться к максимизации внешних положительных эффектов.

Цель муниципальной экономики, касающуюся благоустройства территории, нельзя сводить к узкой трактовке жилищного и уличного благоустройства. Благоустройство муниципального образования не просто решение вопросов планировки, муниципального строительства, озеленения, но и деятельность по развитию бизнеса, созданию условий, благоприятных для увеличения масштабов занятости, укрепления общественной безопасности, развития культуры и т. д.

Современная муниципальная экономика - это особый способ воспроизводства материальных и духовных благ. Производственная деятельность в системе местного самоуправления осуществляется на основе муниципального хозяйства, представляющего собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Как и всякое производство, экономическая деятельность в муниципальных образованиях основывается на использовании определенных ресурсов.

В соответствии с расширенным подходом к стратегическим ресурсам муниципальной экономики относят:

- кадровые ресурсы;

финансовые ресурсы;

информационные ресурсы;

- земельные ресурсы;

производственно-техническую инфраструктуру;

правовой ресурс;

организационно-управленческие ресурсы;

технические ресурсы.

Сюда же следует отнести и предпринимательские способности населения, приводящие в активное взаимодействие все названные выше виды муниципальных ресурсов. Предпринимательство как особый вид ресурса до настоящего времени недостаточно учитывается и реализуется в практической деятельности муниципалитетов. Между тем развитие муниципального сектора должно предполагать расширение предпринимательских начал в муниципальной практике, более широкое использование рыночных механизмов, инструментов и открывающихся возможностей для получения доходов.

Таким образом, ресурсный потенциал муниципальных образований включает в себя не только овеществленные, материальные производственные факторы (природные, водные, топливно-энергетические, финансовые и другие), но и нематериальные ресурсы (духовные, интеллектуальные, информационные, трудовые). Последние в условиях научно-технической, информационной и управленческой революций становятся не менее значимыми, а зачастую приобретают решающую роль в освоении и развитии всей ресурсной базы местного самоуправления.

Ресурсный потенциал местных сообществ состоит из «внутренних» (находящихся в собственности местных органов власти) и «внешних» по отношению к органам местного самоуправления (принадлежащих другим собственникам или уровням власти) ресурсов. Сосредоточение ресурсов в руках различных собственников является причиной возникновения острых противоречий между отдельными субъектами муниципальных экономических отношений.

В условиях перехода государства на рыночные основы хозяйствования происходит закономерное перераспределение полномочий, собственности, финансовых ресурсов между различными субъектами экономических отношений: органами государственной власти, органами местного самоуправления, предпринимательскими структурами. Каждый из этих субъектов имеет свои определенные функции и поэтому заинтересован в получении как можно большего объема ресурсов для их выполнения.

Так, государственные органы заинтересованы в формировании собственной экономической базы и сохранении максимально возможного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Частные структуры заинтересованы в максимизации доходов и обеспечении льготного режима функционирования со стороны государства и местного самоуправления. Органы местного самоуправления нуждаются в финансово-экономической помощи со стороны государственных структур. Интересы каждого из экономических субъектов входят в сферу интересов другого.

В условиях объективной ограниченности ресурсов это порождает ряд противоречий, через разрешение которых и развивается муниципальная экономическая система.

Таким образом, муниципальная экономика в условиях рыночной трансформации может быть охарактеризована как противоречивая взаимосвязь отношений, складывающихся у муниципальных органов с органами государственной власти, а также с хозяйствующими субъектами различных форм собственности. Это дает основания считать, что эффективность муниципальной экономики находится сегодня в непосредственной зависимости от темпов и результативности работ по созданию оптимального механизма разрешения имеющихся противоречий. Наиболее значимую роль в обеспечении социально-экономического развития муниципальных образований призваны сыграть сами муниципалитеты. Являясь полноправными субъектами рынка, они должны шире использовать на практике предоставленное им право на ведение самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. Сегодня таких направлений немало. Задача местных органов власти состоит в том, чтобы выбрать для реализации на своей территории те из них, которые способны принести местному сообществу наибольший социальный и экономический эффект. В качестве ресурсного обеспечения данной деятельности могут выступать различные элементы муниципальной собственности.

2. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА) КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

2.1 Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства

Рыночная экономика - это экономика свободного предпринимательства, то есть экономика, в которой хозяйствующим субъектам законодательно предоставлено право выбора действий, в результате которых складывается необходимая рынку конкурентная среда.

В Гражданском кодексе РФ предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, характерными чертами предпринимательской деятельности является самостоятельность (имущественная и хозяйственная), систематичность. Получение прибыли, риск, легитимность, самостоятельная имущественная ответственность.

В современной рыночной экономике получили развитие следующие виды предпринимательства:

производственное предпринимательство;

коммерческое предпринимательство (торговля, торгово-закупочная и торгово-посредническая деятельность);

финансовое предпринимательство (банковское, страховое дело, аудит, лизинг, деятельность фондовых бирж и прочее);

консультативное предпринимательство или консалтинг - деятельность специализированных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по наиболее актуальным для них вопросам [9; с. 29].

Органы местного самоуправления занимают особое место в системе предпринимательства, обладая властными полномочиями и в то же время, выступая как полноправный хозяйствующий субъект хозяйственной деятельности.

Властная природа органов местного самоуправления наделяет их такими источниками доходов, которые не получают частные предприниматели, - налогами. За счет налоговых поступлений органы местного самоуправления могут оплачивать любые работы, связанные с решением тех или иных вопросов местного значения. Основную категорию налогоплательщиков в условиях рынка составляют представители частного бизнеса. Поэтому одной из важнейших стратегических задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления, является развитии частного предпринимательства [11; с. 510].

Под содействием развитию предпринимательства понимаются активные действия органов местного самоуправления: способствующие достижению экономического процветания данного муниципального образования. Формы и механизмы, посредством которых оказывается воздействие на предпринимательскую среду со стороны органов местного самоуправления, различны и многообразны. К основным из них можно отнести следующие:

создание общих условий и благожелательного к предпринимателям климата;

содействие и поддержка предпринимателей;

регулирование;

координация;

контроль;

управление.

Предпринимательство при активном использовании антимонопольной, налоговой, кредитно-финансовой и приватизационной политики на практике наиболее быстро создает предпосылки для «включения» рыночных механизмов регулирования экономики, побуждает к увеличению объемов и разнообразию продукции, повышению ее качества и снижению издержек, обеспечивает в перспективе устойчивую стабилизацию цен. Развитие предпринимательства на уровне муниципального образования позволяет решить ряд актуальных задач, таких как:

оживление в обществе предприимчивости и инициативы, помощь широким слоям населения для «вхождения» в коммерческую деятельность;

создание значительного количества новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения;

привлечение к трудовой деятельности временно свободного и частично занятого населения;

содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов;

организация производства товаров массового спроса для населения, развитие потребительского рынка;

разукрупнение предприятий путем выделения отдельных структурных единиц с последующим выкупом;

развитие конкуренции в отраслях народного хозяйства;

возрождение подсобных производств и ремесел.

При осуществлении этих целей важна системность на местном уровне в мерах по поддержке бизнеса; необходимо направить инициативу предпринимателей в те сферы деятельности, которые являются наиболее предпочтительными для данной территории. Местные органы власти, производящие регистрацию новых предприятий по месту нахождения, имеют возможность использовать различные методы воздействия на этот процесс с тем, чтобы новые формы хозяйствования, предприниматели наиболее удачно вписались в территориальную экономику, подключились к решению социальных задач.

В целях создания благоприятной среды для развития предпринимательской инициативы наиболее активной части населения, формирования всех элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне необходима разработка комплексной программы развития и поддержки предпринимательства (с изложением механизма практических действий), ориентированной на приоритетные направления развития экономики территории. Разработка программы должна быть проведена на основе глубокого и всестороннего изучения вопроса, с привлечением широкого круга специалистов. Это позволяет учесть ситуационные особенности территорий, более правильно разработать пути и механизм достижения определяющей цели - развития инфраструктуры предпринимательства, создания устойчивой среды активных собственников, решающих проблемы удовлетворения потребностей общества. Федеральная политика развития предпринимательства при всей ее многогранности создает только определенные условия для формирования региональной политики и не может решить задачу по достижению конечной цели, если не будут осуществлены целенаправленные действия местными органами власти в конкретных региональных условиях.

С учетом теоретических основ, зарубежного опыта, федерального законодательства, региональной и местной нормативной базы, состояния экономики региона, наработанной практики и полученных результатов реализация региональной политики органами местного самоуправления должна осуществляться в последовательности, предусматривающей:

социологическое исследование, позволяющее обеспечить оптимальный подход к формированию территориальной программы развития предпринимательства;

исследование важнейших качественных характеристик экономики региона, формирующих особенности развития и поддержки предприятий;

экспертную оценку возможностей развития предприятий в регионе;

формирование территориальной комплексной программы поддержки и развития предпринимательства, механизма ее осуществления и финансового обеспечения;

создание территориальных структур, обеспечивающих организационный процесс содействия развитию предпринимательства.

Таким образом, органы местного самоуправления занимают особое место в системе предпринимательства. С одной стороны, обладая властными полномочиями, они выполняют функции регулирования хозяйственных отношений на подведомственной территории, с другой - выступают в роли полноправных хозяйствующих субъектов хозяйственной деятельности. Стимулирование бизнеса (предпринимательства) выступает в современных условиях на первые позиции муниципальной экономической политики. Именно бизнес обеспечивает наполнение бюджета муниципального образования, создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в «невыгодные» направления, дает значительную часть регионального и местного валового продукта.

2.2 Формы и механизмы воздействия на субъекты предпринимательской деятельности со стороны органов местного самоуправления

Органам местного самоуправления законодательством делегированы широкие права по разработке и реализации социально-экономической политики в границах муниципальных образований.

Политика органов местного самоуправления в области развития предпринимательства должна быть направлена в первую очередь на создание оптимальных правовых, экономических и социальных условий его функционирования. Развитие же предпринимательства, в свою очередь, позволит увеличить экономический потенциал территории, эффективно использовать имеющиеся трудовые, материально-технические и сырьевые ресурсы, привлечь к взаимовыгодному сотрудничеству инвесторов из других регионов России и зарубежных стран.

В русле развития экономических основ местного управления главной формой воздействия на формирование развития предпринимательских структур со стороны органов самой публичной власти в целом и органов местного самоуправления в частности является создание соответствующих условий и благожелательного отношения к предпринимательской деятельности. Эта форма воздействия включает в себя реализацию такой экономической политики, которая должна содействовать возникновению новых, становлению и развитию существующих хозяйствующих субъектов вне зависимости от отношения этих субъектов к определенной сфере деятельности, к той или иной категории по численности работающих, объемам производства, организационно-правовой формы и иных признаков. Реализация этой формы воздействия возможна через создание оптимальных правовых, экономических и социальных условий для предпринимательской деятельности на территории муниципалитета в целом.

Правовые условия развития предпринимательства на местном уровне призваны помочь ему вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и элементом гражданского общества. Разрабатываемые органами местного самоуправления нормативные акты, должны дополнять правовое поле рыночной экономики, созданное на федеральном и региональном уровнях управления, которое устанавливает общие «правила игры» между всеми участниками хозяйственной деятельности. Все «правовые слои» должны соотноситься друг с другом и выступать средством решения разных управленческих, производственных, технических финансовых, коммерческих и иных задач. При этом федеральный закон и положения Конституции служат первичной основой регулирования отношений в сфере экономики, тогда как локальные местные нормативные акты лишь развивают положения федерального и регионального законодательства действуют за их пределами.

Другим немаловажным правовым фактором развития предпринимательства является соблюдение самими органами местного самоуправления законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Бороться с административными барьерами и предупреждать их возникновение обязаны антимонопольные территориальные управления субъектов федерации в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Правовые условия, создаваемые органами местного самоуправления, должны способствовать демократическому и цивилизованному развитию предпринимательства, отказу от поиска решений традиционной проблемы «как обойти закон» и утверждению принципа нерушимости закона и уважения к нему.

Создание в муниципальном образовании оптимальных экономических условий для предпринимательской деятельности предполагает проведение органами местного самоуправления соответствующей экономической политики, которая складывается из бюджетной, финансово-кредитной, инвестиционной, научно-технической, ценовой, и других направлений политики, при реализации которых в комплексе используются как косвенные (экономические), так и прямые (административно-ведомственные) методы регулирования.

Дефицит финансовых средств является наиболее острой проблемой на всех стадиях функционирования и развития предпринимательства. Финансово-кредитная и инвестиционная политика органов местного самоуправления должна быть направлена на разработку финансовых технологий рационального использования местных ресурсов, а также привлечения на территорию финансов из других источников: регионального и федерального бюджета, внебюджетных средств, частных отечественных и зарубежных инвестиций, международных фондов и банков. В рамках формирования благоприятных финансово-кредитных и инвестиционных условий развития предпринимательства муниципальные органы могут, к примеру, содействовать развитию сети обществ взаимного кредитования (кредитной кооперации), которые в скором будущем способны решать не только потребительские задачи своих пайщиков, но и стать надежным источником частного инвестирования предпринимательской деятельности.

Другим важным способом оказания органами местного самоуправления помощи предпринимателям в получении кредитов является предоставление поручительств и гарантий банкам под заявленные суммы предприятий. Таким образом, выступая в роли гаранта, муниципалитет обеспечивает защиту коммерческих банков и поощряет выделение ими займов, в частности для малого предпринимательства. Для реализации подобной схемы финансовой поддержки предпринимательства необходимо на местном уровне сформировать гарантийные и залоговые фонды, располагающие ликвидным имуществом (или денежными средствами), достаточным для погашения выданных кредитов. При наличии финансовых возможностей местные органы власти могут принять решение о долевом участии в кредитовании предпринимателей совместно с коммерческим банком, либо «гасить» банковские проценты за предоставленный предприятию кредит, либо компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Активное посредничество местных органов власти и управления между заимодавцами и заемщиками капитала, как в денежной, так и иной форме (недвижимость, имущество и имущественные права, содействие развитию инфраструктуры по предоставлению и обслуживанию залоговых кредитов тому подобное) будет способствовать устойчивому развитию предпринимательства на территории.

Благоприятный инвестиционный климат формируется также путем применения льготного режима налогообложения инвестиций местных предприятий, вкладывающих собственные средства в реконструкцию и техническое перевооружение своего производства, и внешних инвесторов, включая иностранных. Льгота предоставляется на весь период фактической окупаемости инвестиций в пределах сумм, зачисляемых в муниципальный бюджет. В рамках бюджетной политики также возможны некоторые способы воздействия на формирование условий развития предпринимательства, однако они весьма ограничены. Эти ограничения носят законодательный характер либо вызываются недостатком бюджетных средств. В качестве примеров активной бюджетной политики могут служить увеличение во время спада производства местными органами власти расходов на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) или на реализацию различных муниципальных программ с целью оживления отдельных отраслей и предприятий. На подъеме экономики местные органы власти и управления могут при формировании бюджета планировать сокращение доходов, то есть уменьшать размер местных налогов, к примеру, для предпринимателей, непосредственно участвующих в реальном увеличении национального богатства, а не занимающихся лишь его перераспределением. Таким образом, бюджетная политика муниципального образования, в зависимости от ситуации, может быть нацелена в большей степени на решение либо фискальных, либо регулирующих задач.

Ценовая политика - один из действенных рычагов влияния местных органов власти и управления на предпринимательскую деятельность. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и уровень жизни общества. Путем проведения ценовой политики, применяя прямые и косвенные методы, местные органы власти могут воздействовать на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, а также на антимонопольные и другие процессы в желательном для территории направлении. Прямые меры реализации ценовой политики осуществляются через введение определенного порядка ценообразования. В сферу регулирования органами местного самоуправления подпадают цены на: коммунальные услуги (водоснабжение, обслуживание лифта и внутридомовых сетей, вывоз мусора); ритуальные услуги; услуги телефонной связи (телефоны-автоматы) и прочие.

Следует подчеркнуть, что изменение сферы применения всех видов цен свободных, регулируемых и фиксированных, в том числе установление фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими доминирующим положением, должно осуществляться строго в рамках антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Создание на местном уровне оптимальных социальных условий для предпринимательства предполагает, во-первых, развитие партнерских отношений хозяйствующих субъектов с органами власти и управления, а также между собой, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Вторым аспектом в создании оптимальных социальных условий для развития предпринимательства является изменение общественного мнения и формирование позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности не только как к источнику удовлетворения потребностей в товарах, продуктах и услугах, но и как к возможному пути своей личной жизни.

Таким образом, органы местного самоуправления должны проводить мероприятия для создания благоприятных условий развития бизнеса. Бюджетная, финансово-кредитная, инвестиционная, ценовая и другие виды политики муниципального образования должны разрабатываться и осуществляться в рамках общей экономической политики развития муниципального образования, с одной стороны, и в русле региональной и федеральной социально-экономической политики, с другой стороны.

предпринимательство муниципальный экономика

3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

3.1 Разработка программы взаимодействия бизнеса и местного самоуправления как одно из направлений социально-экономического развития муниципального образования

Одним из ключевых условий обеспечения динамичного социально-экономического развития муниципальных образований является создание эффективной системы взаимоотношений местных органов власти с предприятиями различных форм собственности.

Федеральный закон №131-ФЗ относит к полномочиям местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Субъектом планового регулирования на местном уровне являются органы местного самоуправления, объектом - все отрасли и сферы жизнедеятельности муниципального образования, экономические и социальные процессы, протекающие в границах его территории.

Реализация стратегического планирования на местном уровне предполагает его демократизацию, участие в формировании целей, приоритетов, механизмов их достижения различных субъектов управления и хозяйствования, взаимодействующих в границах муниципального образования, и, конечно, населения, составляющего местное сообщество.

Регионы постоянно соревнуются друг с другом за привлечение на свою территорию цивилизованного предпринимателя, который готов надолго обосноваться в регионе со своим бизнесом, вкладывать в него инвестиции и стать устойчивым налогоплательщиком. Именно поэтому главная цель муниципалитета заключается в создании на конкретной территории благоприятного предпринимательского климата и всемерного содействия развитию предпринимательства.

Под содействием развитию предпринимательства понимаются активные действия органов местного самоуправления: способствующие достижению экономического процветания данного муниципального образования.

Следует иметь в виду, что всякое воздействие в сфере рыночной экономики является вмешательством в саморегулирующийся механизм сил, действующих на рынке. Оказание содействия ведет к искажению конкуренции и с общественно-политической точки зрения допустимо только в той степени, в какой при помощи мер содействия компенсируются недостатки региона как места размещения предприятий. При этом основным условием является создание или сохранение необходимых для конкуренции равных исходных позиций. Здесь очень важно, выполняя функцию содействия развитию предпринимательства, не перешагнуть ту грань, после которой вместо создания условий для развития, начинается руководство и управление экономикой.

Предпринимательство при активном использовании антимонопольной, налоговой, кредитно-финансовой и приватизационной политики на практике наиболее быстро создает предпосылки для «включения» рыночных механизмов регулирования экономики, побуждает к увеличению объемов и разнообразию продукции, повышению ее качества и снижению издержек, обеспечивает в перспективе устойчивую стабилизацию цен. Развитие предпринимательства на уровне муниципального образования позволяет решить ряд актуальных задач, таких как:

оживление в обществе предприимчивости и инициативы, помощь широким слоям населения для «вхождения» в коммерческую деятельность;

создание значительного количества новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения;

привлечение к трудовой деятельности временно свободного и частично занятого населения;

содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов;

организация производства товаров массового спроса для населения, развитие потребительского рынка;

разукрупнение предприятий путем выделения отдельных структурных единиц с последующим выкупом;

развитие конкуренции в отраслях народного хозяйства;

развитие новых видов деятельности, присущих рыночной экономике;

возрождение подсобных производств и ремесел.

При осуществлении этих целей важна системность на местном уровне в мерах по поддержке бизнеса; необходимо направить инициативу предпринимателей в те сферы деятельности, которые являются наиболее предпочтительными для данной территории. Местные органы власти, производящие регистрацию новых предприятий по месту нахождения, имеют возможность использовать различные методы воздействия на этот процесс с тем, чтобы новые формы хозяйствования, предприниматели наиболее удачно вписались в территориальную экономику, подключились к решению социальных задач. Из-за организационных недоработок, нехватки сырья, материалов, отсутствия помещений, неподготовленности кадров, каждое второе предприятие из числа зарегистрированных не может функционировать, многие из действующих предприятий испытывают трудности в наращивании производства, работ и услуг. Медленное становление предприятий во многом объясняется и слабой поддержкой их со стороны федеральных и региональных государственных органов и органов местного самоуправления.

В целях создания благоприятной среды для развития предпринимательской инициативы наиболее активной части населения, формирования всех элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне необходима разработка комплексной программы развития и поддержки предпринимательства (с изложением механизма практических действий), ориентированной на приоритетные направления развития экономики территории.

Программа - это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям [10; с. 350].

Разработка программы должна быть проведена на основе глубокого и всестороннего изучения вопроса, с привлечением широкого круга специалистов. Такой подход предполагает обращение к мировому опыту, предварительное социологическое исследование и экспертную оценку возможностей развития предприятий на данной территории. Это позволяет учесть ситуационные особенности территорий, более правильно разработать пути и механизм достижения определяющей цели - развития инфраструктуры предпринимательства, создания устойчивой среды активных собственников, решающих проблемы удовлетворения потребностей общества. Федеральная политика развития предпринимательства при всей ее многогранности создает только определенные условия для формирования региональной политики и не может решить задачу по достижению конечной цели, если не будут осуществлены целенаправленные действия местными органами власти в конкретных региональных условиях.

Для достижения поставленных в программе целей могут быть определены следующие задачи:

формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства;

усиление рыночных позиций малого предпринимательства;

приоритетная поддержка малого предпринимательства в АПК и в производственных сферах других видов деятельности.

Перечень мероприятий программы взаимодействия бизнеса и местного самоуправления может включать:

совершенствование деятельности инфраструктуры, способствующей развитию предпринимательства (бизнеса);

консультационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

совершенствование охраны труда в сфере предпринимательства;

выставочно-ярмарочная деятельность;

формирование систем и процессов управления развитием предпринимательства;

развитие информационно-аналитического обеспечения системы подготовки и принятия решений в сфере развития предпринимательства.

С учетом теоретических основ, зарубежного опыта, федерального законодательства, региональной и местной нормативной базы, состояния экономики региона, наработанной практики и полученных результатов реализация региональной политики органами местного самоуправления должна осуществляться в последовательности, предусматривающей:

социологическое исследование, позволяющее обеспечить оптимальный подход к формированию территориальной программы развития предпринимательства;

исследование важнейших качественных характеристик экономики региона, формирующих особенности развития и поддержки предприятий;

экспертную оценку возможностей развития предприятий в регионе;

формирование территориальной комплексной программы поддержки и развития предпринимательства, механизма ее осуществления и финансового обеспечения;

создание территориальных структур, обеспечивающих организационный процесс содействия развитию предпринимательства.

Под структурами самоорганизации предпринимателей при муниципалитете следует понимать любые формы объединения всех предпринимателей данного муниципального образования либо определенной их части по различным критериям в зависимости от характера деятельности, размера функционирования, организационно-правовой формы и другим, - целью которых является представление и защита интересов предпринимателей - членов соответствующих объединений.

В тех муниципалитетах, где предпринимательство развито сравнительно слабо - в силу незначительности территории либо иных факторов (например, преимущественно сельскохозяйственная направленность и активное ведение подсобного хозяйства большинством населения), скорее всего, на первом этапе следует создавать организации, объединяющие всех предпринимателей. Это могут быть Совет предпринимателей, Союз предпринимателей, Ассоциация предпринимателей или иные подобные структуры. Данные организации в соответствии со ст. 121 Гражданского кодекса РФ являются некоммерческими организациями, объединяющими юридических или физических лиц, выступающих в роли хозяйствующих субъектов. Основными задачами таких организаций являются:

- представление интересов предпринимателей при переговорах с любыми органами, структурами и лицами, в том числе органами местного самоуправления, по всем важным для предпринимателей вопросам;

организация и проведение различных семинаров, мероприятий, съездов, конференций и так далее по наиболее актуальным для предпринимателей вопросам, сбор и распространение интересующей предпринимателей информации;

участие в составлении программ стратегического развития муниципалитета, комплексных и иных программ социально-экономического и экономического развития;

- участие в обсуждении и принятии решений по актуальным вопросам экономического развития муниципалу формировании инвестиционного имиджа территории;

участие в устранении различных барьеров осуществления предпринимательской деятельности, будь то преодоление административных барьеров вхождения предпринимателей на рынок и деятельности на нем или противостояние преступным элементам;

разрешение споров между предпринимателями либо споров, где одним из участников является предприниматель (предприятие), при необходимости поддержка предпринимателя в различных инстанциях вплоть до судебной;

участие в предвыборных кампаниях и выдвижение кандидатов из предпринимательской среды;

по мере возможности оказание поддержки начинающим предпринимателям;

реализация иных важных аспектов представительства и защиты интересов предпринимателей.

Учредительными документами ассоциации (союза) в соответствии со ст. 122 ГК РФ являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. В этих документах содержатся все основные вопросы создания, деятельности и ликвидации ассоциации (союза), финансовые средства союзов, советов и ассоциаций предпринимателей формируются, как правило, за счет членских взносов участников. Кроме того, по решению предпринимателей может быть образован специальный фонд для финансовой поддержки членов союза при возникновении у них определенных затруднений, своего рода «касса взаимопомощи». Безусловно, все вопросы тоже должны быть четко регламентированы в учредительных документах организации.

Заметную роль для содействия развитию предпринимательства в муниципалитете может играть торгово-промышленная палата.

Под органами взаимодействия между предпринимателями и органами местного самоуправления мы понимаем органы представляющие (как правило, на паритетных началах) одновременно и предпринимателей, и органы местного самоуправления.

Названия таких органов могут быть различными - совет по делам предпринимательства, консультативный совет, координационный совет. Однако суть всех этих структур заключается в институционализированном постоянном диалоге между предпринимателями и органами местного управления по вопросам экономического развития

Таким образом, развивающееся предпринимательство - это достаточно новое явление в экономике России, требующее всестороннего изучения при формировании как государственной территориальной политики его поддержки, так и локальных программ взаимодействия бизнеса и органов местного самоуправления. Только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления, рассматривающие развитие предпринимательства, как один из ключевых элементов проводимой муниципальной политики, способны успешно осуществлять региональную политику, удовлетворяющую потребности населения муниципального образования.

3.2 Программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Орловской области

Отношения в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Орловской области наряду с федеральным законодательством регулирует закон Орловской области от 10.04.2009 №888-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Положения настоящего Закона распространяются на субъекты малого и среднего предпринимательства и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Орловской области, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Орловской области.

Орловская область - это регион, в котором нет очень крупного бизнеса, который бы доминировал в его экономике. Регион является сложным производственным комплексом, содержащим в себе предприятия многих отраслей хозяйствования. На территории области расположено более 200 крупных и средних промышленных предприятий. Благоприятные для ведения сельского хозяйства климатические условия во многом определили многосекторную направленность экономики региона. Развитие малого и среднего предпринимательства в Орловской области за последние годы приобретает все большее экономическое и социальное значение. По опыту западных стран известно, что нормальным уровнем развития экономики считается состояние, когда 25% в валовом региональном продукте приходится на субъекты малого предпринимательства. В настоящее время доля малого бизнеса в ВРП' Орловской области составляет около 10-12%.

По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения малый бизнес занимает важное место. Его поддержка важна как по экономическим, так и по социальным соображениям:

  • во-первых, малый бизнес обеспечивает экономике региона необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей, легче адаптируется к быстроменяющимся условиям рынка;
  • во-вторых, малые предприятия - это та среда, откуда в перспективе вырастают средние компании. Такие фирмы являются стратегически наиболее важным сектором экономики региона;
  • в-третьих, это основа для формирования среднего класса, заинтересованного в политической и экономической стабильности, а также в развитии демократических основ;
  • в-четвертых, этот сектор способен внести существенный вклад в снижение безработицы.
  • В малом предпринимательстве Орловской области занято 20% экономически активного населения, что составляет более 80 тыс. человек. Сегодня на территории региона действуют более 9000 субъектов малого бизнеса и 20,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. В 2009 году общий прирост составил порядка 900 новых малых предприятий. Аналогичная ситуация и с регистрацией индивидуальных предпринимателей. В 2009 году зарегистрировалось на 1300 предпринимателей больше, чем в 2008 году.
  • Если проанализировать отраслевую структуру малого предпринимательства Орловской области, то можно отметить, что она характерна для всех субъектов Российской Федерации: торговля и общественное питание являются наиболее традиционными отраслями для малых форм хозяйствования. В строительстве и ЖКХ на долю малых предприятий приходится 40% и 26% соответственно. На третьем месте - промышленность [12; с.6].
  • Большую роль в кризисный период играют местные власти, особенно те их усилия, которые они успевают вовремя предпринять. Свою роль играет и реализация предыдущих решений в сфере поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день на региональном уровне реализуется комплекс мер, направленных на создание более благоприятных условий для развития бизнеса. Четко определена и сложилась законодательная база. Принят областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области». В области освобождены от обязанности внесения арендной платы малые предприятия, арендующие недвижимое имущество государственной собственности сроком па 2 года (с 1 июня 2008 года по 31 мая 2010 года). Увеличен с 3 до 5 лет срок выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также увеличена площадь выкупаемого имущества до 2000 кв. м. Снижена с 15% до 5% ставка налога для малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения [17].
  • Однако, если в 2009 году снижение ставки касалось практически всех сфер деятельности (за исключением операций с недвижимостью, транспорта и связи), то в 2010 году в список отраслей, на которые не распространяется эта мера, не попала торговля. Считается, что этот сектор менее всего пострадал от кризиса. Но именно торговля и сфера услуг первыми почувствовали на себе последствия кризиса - крупные предприятия в регионе сократили производство, упала платежеспособность населения, что сразу отразилось на торговле и сфере услуг.
  • В целях содействия развитию предпринимательства в регионе принята долгосрочная областная целевая программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 годы». В 2009 году создан областной Фонд микрофинансирования и развития малого бизнеса. Общий объем средств государственной поддержки малого бизнеса в 2009 году составил более 110 млн руб.
  • В сентябре 2009 года было проведено два конкурса: на субсидирование процентной ставки по кредитам и конкурс на получение грантов начинающим предпринимателям. В общей сложности на эти цели направлено около 15 млн руб. [15; с.167].
  • Еще одно важное направление - это запуск в работу Гарантийного фонда. Основная цель его работы - предоставление залогового обеспечения по кредитам для малого бизнеса. Фонд создан, но к реальной работе пока не приступил.
  • Одной из реальных мер поддержки малого бизнеса стало снижение стоимости подключения к сетям. Известно, что при технологическом присоединении к электросетям предприниматели вынуждены нести существенные финансовые и временные издержки. Если ранее эта сумма составляла примерно пять-девять тысяч рублей при подключении к мощностям до 15 киловатт, то в настоящее время это - 550 рублей. Тем, кто подключается к мощностям более 15 киловатт, предоставляется рассрочка на три года. Раньше таких рассрочек не предусматривалось. Одним из направлений создания максимально благоприятных условий для развития малого предпринимательства в регионе планируется открытие при Гарантийном фонде Универсального центра по поддержке малого бизнеса. Его основная цель - консультационная, правовая и другие виды помощи предпринимателям, которые только начинают свое дело.
  • Несмотря на предпринимаемые меры по поддержке и стабилизации развития малого бизнеса в регионе, проблем у малого сектора экономики не убавляется. В середине 90-х актуальными были проблемы со стартовым капиталом, кредитными ресурсами и помещениями. В современных условиях к ним добавляются:
  • - бюрократические проволочки, связанные с открытием новых предприятий;
  • недостаток оборотных средств и средств на модернизацию бизнеса;
  • специальные знания, в том числе бухгалтерские и налоговые;
  • устойчивый и стабильный бизнес-климат и др.

Поэтому к поддержке малого и среднего бизнеса необходимо подходить комплексно.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство в настоящее время действительно является перспективным звеном экономики региона, и от его успешного развития зависит социально-экономическое положение области. Вопросы поддержки и развития малого предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства Орловской области.

Заключение

В вопросах экономической деятельности органы местного самоуправления сочетают в себе государственные начала и коммерческие возможности частных хозяйствующих субъектов, придающие им мобильность. При этом с точки зрения ведения хозяйственной деятельности органы местного самоуправления близки к коммерческим организациям, так как выступают на рынке как самостоятельные и равноправные субъекты экономических отношений. Но в отличие от коммерческих организаций, цель которых состоит в извлечении прибыли в интересах участников этих организаций, муниципальные структуры не могут использовать ни перечисленные ресурсы, ни полученную от их эксплуатации прибыль в сферах, не связанных с интересами населения, образующего местное сообщество.

Осуществляя собственное производство и предоставляя населению муниципального образования общественные товары и услуги, органы местного самоуправления вносят определенный вклад в достижение цели развития местного сообщества, но при этом вынуждены постоянно соотносить потребности местного населения с собственными материально-финансовыми возможностями и предпринимать активные меры в направлении поиска дополнительных источников пополнения муниципальной казны.

Стимулирование бизнеса (предпринимательства) выступает в современных условиях на первые позиции муниципальной экономической политики. Именно бизнес обеспечивает наполнение бюджета муниципального образования, создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, дает значительную часть регионального и местного валового продукта.

Формирование устойчивой предпринимательской среды на территории муниципальных образований - процесс, сопряженный с преодолением ряда организационно-правовых и экономических проблем. Бюджетная, финансово-кредитная, инвестиционная, ценовая и другие виды политики муниципального образования должны разрабатываться и осуществляться в рамках общей экономической политики развития муниципального образования, с одной стороны, и в русле региональной и федеральной социально-экономической политики, с другой стороны.

Применение различных методов стимулирования бизнеса должно иметь плановый характер. С этой целью органам местного самоуправления целесообразно разрабатывать муниципальные программы развития и поддержки предпринимательства.

Разработка муниципальных целевых программ развития и поддержки предпринимательства, программ взаимодействия бизнеса и местного самоуправления, ориентированных на приоритетные направления развития экономики территории, необходима для создания благоприятной среды развития предпринимательской инициативы наиболее активной части населения, формирования всех элементов рыночной инфраструктуры, повышения профессионального и морально-этического уровня, квалификации и компетентности предпринимателей на региональном уровне.

Несмотря на предпринимаемые меры по поддержке и стабилизации развития предпринимательства в Орловской области существует ряд проблем, препятствующих максимальному использованию в регионе предпринимательских способностей, как одного из ресурсов, приводящего в активное взаимодействие другие виды муниципальных ресурсов.

Принятая долгосрочная областная целевая программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 годы» направлена на содействие развитию предпринимательства в регионе.

Комплексный подход к поддержке малого и среднего бизнеса вызывает необходимость разработки целевых муниципальных программ взаимодействия бизнеса и местного самоуправления, отражающих реальные возможности муниципальных образований. Развитие муниципального сектора должно предполагать расширение предпринимательских начал в муниципальной практике, более широкое использование рыночных механизмов, инструментов и открывающихся возможностей для получения доходов и, прежде всего, для повышения качества жизни жителей муниципального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Норма, 2008. - 33 с.

2.Бюджетный кодекс РФ [Текст]. - М.: Омега-Л, 2008. - 279 с.

.Гражданский кодекс РФ [Текст]. - М.: Омега-Л, 2008. - 665 с.

.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]. ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.) // СЗ РФ. - 2003 - №40. - Ст. 3822; Рос. газ. - 2009. - 29 декабря.

.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система Консультант Плюс.

.Европейская хартия местного самоуправления (принята 15 октября 1985 г.) [Текст] / Местное самоуправление в Российской Федерации: Сб. нормативных актов. - М., 1998.

.О развитии малого и среднего предпринимательства: закон Орловской области от 10.04.2009 №888-ОЗ [Текст] // Орловская правда. - 2009. - 18 апреля. - С. 5

.Парахина, В.Н. Муниципальное управление [Текст]: учеб. пособие. / В.Н. Парахина, Е.В. Галлеев, Л.Н. Ганшина. - М. КНОРУС, 2007. - 496 с.

.Предпринимательство [Текст]: учебник/ под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 667 с.

.Система муниципального управления [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2005. - 493 с.

.Экономика муниципальных образований [Текст]: учеб. пособие/ под ред. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2008. - 544 с.

.Глазкова, Е. Через тернии - к росту. [Текст]/ Е. Глазкова// Просторы России. - 2010. - №3. - С. 6 - 7.

.Кошелева, Т.Н. Факторы и закономерности, определяющие развитие малого предпринимательства в системе хозяйственных взаимосвязей [Текст] Т.Н. Кошелева // Проблемы современной экономики. - 2009. - №4(32).

.Никулина, Л.А. Состояние и развитие малого предпринимательства в регионах Центрального федерального округа и Орловской области [Текст] / Л.А. Никулина // Экономические и гуманитарные науки. Известия ОрелГТУ. 2010. - №1. - С. 42-47.

.Полякова, О. Малое предпринимательство Орловской области [Текст] / О.Полякова, Е. Мосина // Российское предпринимательство. - 2010. - №4. - Вып. 2. - С. 164-168.

.Скурихина, Н. Формы муниципальной поддержки инвестиций в экономику [Текст]/ Т. Скурихина, Н. Пронина, Е. Назарова// Российское предпринимательство. - 2010. - №7. - С. 150-156.

.Инвестиционное представление Орловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.adm.orel.ru/invest.

Похожие работы на - Разработка программы взаимодействия бизнеса и местного самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!