Недостаточный административный ресурс со стороны заказчика.
Уверен, что в улучшении этой ситуации заинтересованы как возможные заказчики внедрения, не желающие платить свои деньги за пустые обещания, так и ИТ-компании, уставшие стыдливо прятать почти дописанные «истории успеха» в стол. Поэтому моя цель - максимально расширить знания потенциальных заказчиков ERP-систем, тогда риск неудачи при внедрении значительно снизится. В этой статье мы поговорим о выборе решения, а именно о том, как снизить количество ошибок при выборе ERP-решения. В статье я сформулирую минимальные, на мой взгляд, функциональные требования, наличие которых позволит заказчику быть уверенным, что функциональный фундамент системы достаточно прочен, и потенциально система в состоянии решать многие задачи. В одной из ближайших статей мы поговорим о способах тестирования заявленных функциональных возможностей, чтобы вы могли обезопасить себя от обмана во время проведения презентации.
Попробуйте найти в интернете какие-либо полезные материалы по вопросу выбора ERP-систем. Я посетил не один интернет-форум, посвященный ERP-технологиям. 99% всех обсуждений - не более чем склоки между представителями различных erp-компаний, зачастую пронизанные такой откровенной глупостью, что кажется, их авторы никогда не участвовали в реальном проекте по внедрению ERP-системы. Чего я так и не нашел это конкретных ответов на вопросы «Как выбрать ERP-систему?». И хотя такие вопросы звучат повсеместно, их авторы в качестве ответов получают сплошные ссылки на сайты тех, кто занимается внедрением, «а вот посмотрите нашу систему», «наша система вам точно подойдет» и т.д. Как будто, руководители компаний могут потратить месяц-другой на то, чтобы внимательно изучить предложения 20-30 ИТ-компаний и выявить зерно истины в бесконечных обещаниях невероятного счастья сразу после внедрения. Руководители компаний - люди достаточно занятые, не обладающие изобилием свободного времени. Итак, найти источник, где бы в сжатой форме были сформулированы основные функциональные возможности качественной ERP-системы, мне не удалось, поэтому в этой статье я попытаюсь прояснить ситуацию и предложить читателям свое видение того, по каким критериям стоит проводить выбор ERP-решения.
Первое, что необходимо сделать еще до начала поиска ERP-системы - совершенно четко ответить себе на вопрос «Зачем мне это?». Иными словами четко сформулировать цель, которую необходимо достичь. Так, чтобы при приеме системы от поставщика банально поставить в «галочки»: это решено, это решено, а это - нет.
Конечно, есть целый ряд функциональных возможностей, которые обязательно должны быть в ERP-системе, иначе внедрение не даст должного результата, и на этих возможностях мы остановимся ниже. Но кроме стандартных возможностей система должна уметь решать и те задачи, которые присущи именно вашей компании и настройка (а в большинстве случаев, чего уж греха-то таить, разработка) таких возможностей, как правило, занимает бОльшую часть времени проекта. И если представители erp-компании пытаются вас убедить, что нужно перестраивать бизнес под ERP-систему, то это глупость, потому что для максимального эффекта ERP-система должна впитать в себя все лучшее, что есть в бизнесе, плюс дать бизнесу все лучшее, что в ней уже есть.
И так, вы решили, что в вашей компании пора внедрять ERP-систему. Вы совершенно четко ответили на вопрос «Для чего?». Что еще нужно знать о ERP-системах?
Кто выбирает ERP-систему?
Не нужно бояться ERP-систем и считать, что это что-то очень сложное. Ни в коем случае нельзя доверять выбор ERP-системы только системным администраторам, или только руководителям служб продаж и т.д. Каждый из них будет выбирать систему исключительно по тем критериям, которые интересуют, в первую очередь, его самого. Причем требования каждого могут противоречить друг другу. В то время как ERP-система должна отвечать требованиям всего бизнеса в целом. Поэтому выбор ERP-системы - это задача если не первого лица компании (а в малом и среднем бизнесе только первого лица), то, по крайней мере, одного из первых лиц. Только руководитель (или топ-менеджер) компании может однозначно и непротиворечиво сформулировать задачи и цели. Многие руководители говорят «Я в этом ничего не понимаю». В чем? ERP-система - это отражение вашего бизнеса, ее структура должна быть понятной человеку, знающему законы своего бизнеса (а отнюдь не рынка информационных технологий). Выбирая автомобиль, мы, может быть, и не знаем, как в деталях там все устроено, и, тем не менее, к выбору автомобиля мы подходим во всеоружии, точно зная, какими характеристиками он должен обладать, сколько должен стоить и т.д., причем не боимся этого выбора. Также нужно подходить и к выбору ERP-системы, т.е. четко зная, каким требованиям она должна удовлетворять и какими функциональными возможностями должна обладать. И не стесняйтесь формулировать эти требования простым, понятным языком. И ответов, кстати, требуйте на этом же языке.
система: для кого?
Система должна быть устроена просто и очевидно, ведь работать с ней предстоит вашим сотрудникам, которые «в этом» понимают еще меньше вас. Таким образом, если ERP-система не понятна и не очевидна, то это уже повод задуматься. Когда вы едете на автомобиле и вам нужно повернуть направо, вы просто поворачиваете руль в правую сторону, и вам не важно, что при этом происходит «внутри». Также и работа в программе не должна обременять пользователя непонятными ему терминами и понятиями, бесконечными галочками и кнопками. Простота в эксплуатации существенно облегчает процесс обучения пользователей.
Цель внедрения
Вы должны четко себе представлять цель проекта внедрения. Цель должна быть не расплывчатой, а совершенно четкой. Целью не может являться «оптимизация бизнес-процессов», «улучшение деятельности компании» и т.д. Такие цели нельзя «пощупать», поэтому после запуска системы не возможно будет понять достигнуты цели или нет. Целью, например, может являться построение консолидированной финансовой отчетности (совершенно конкретных финансовых отчетов) на основании автоматизации конкретных (подчеркиваю) бизнес-процессов. Целью может являться внедрение системы планирования ресурсов и показателей (опять же конкретных) и т.д. Если вы автоматизируете цепочку поставок и финансов, но не будете иметь внятных финансовых и управленческих отчетов, то результата не будет, так как не будет обратной связи, и влиять на процесс вы не сможете. Ситуация в компании будет непонятной, принятие своевременных решений будет затруднено.
Конечно, в идеале нужно иметь на руках сформулированные требования (описание бизнес-процессов с требованиями к отчетности и возможностям системы), однако встречается такое крайне редко. Во многих компаниях нет не только документа, описывающего бизнес-процессы, но даже понимания как они (эти бизнес-процессы) вообще работают и кто и за что отвечает. Поэтому прежде, чем приступить к выбору ERP-решения, вы должны сформулировать для себя четкие критерии оценки внедрения, для того, чтобы по его результатам вы могли сказать себе «я получил (получила) то, что хотел (хотела)». Стоит заметить, что, начиная процесс внедрения ERP-системы вам, вам в любом случае придется участвовать в разработке технического задания (ТЗ), где вы будете описывать ваши бизнес-процессы совместно с поставщиком ERP-системы. Без технического задания автоматизировать бизнес-процессы не стоит, т.к. в этом случае существенно повышаются риски неудачного внедрения, ведь нет документа, по которому вы бы могли принять или не принять готовую работу. К тому же если вы не представляете, что же хотите получить в итоге, то вряд ли вы будете довольны результатом.
система - инструмент для принятия решений
Любое ERP-решение это, в первую очередь, инструмент для принятия решений. На основании чего принимают решения? На основании отчетов. Вот значит, и один из видов критериев. Отчетность. Система должна давать полноценные отчеты о деятельности компании, которыми являются, например «Прибыли и убытки», «Движение денежных средств», «Баланс», и многие другие управленческие отчеты. Если эти отчеты будут отражать реальную картину положения дел, то вы без труда разберетесь в проблемах компании, и будете иметь возможность влиять на ситуацию. И если во время презентации вам будут говорить, что в демо-версии эти отчеты просто не настроены, не верьте. Если в системе они есть, их будут показывать в первую очередь. Отчеты обязаны предоставлять не только цифры, но и инструменты для их анализа. Анализировать цифры отчетов можно по-разному и, я не буду здесь заострять на этом внимание. Главное, чтобы вы имели возможность все цифры проверить непосредственно из отчета, т.е. каждую цифру детализировать вплоть до первичных данных непосредственно из отчета. Иначе вы не будете уверены в достоверности данных. Отчетность должна быть прозрачной.
Отчетность должна отражать основные аспекты деятельности компании, быть простой и понятной. Она должна полностью и автоматически собираться вашей ERP-системой. Если данные в отчетность о деятельности компании попадают со стороны, через процедуру экспорта/импорта или, что еще хуже, вручную, то кто-то в компании должен постоянно этим заниматься (поддерживать формат, изменения и проч.), а значит тратить время и деньги. Идеальный вариант - когда вся деятельность компании осуществляется в erp-системе и уже на базе этих данных система сама строит отчетность.
Функции, которые выполняет ERP-система
Документооборот <#"justify">1.когда и какой договор заключен;
2.когда и какие выставлены счета клиенту;
.когда и как они оплачены;
.когда и у кого товар заказан;
.когда и как оплачены счета поставщика;
.когда, на какой склад, и по каким накладным вам поставили этот товар;
.когда груз доставлен клиенту, по каким накладным, с какого склада.
Вот такая простая сделка, которую вы должны иметь возможность в любой момент воспроизвести от начала и до конца. Казалось бы, все очень просто, однако на деле с подобными ситуациями возникают затруднения.
Управление поставками <#"justify">·Формирование заказа поставщикам на основе заявок и прогноза продаж
·Плановые сроки по поставщикам и группам товаров
·Отправка заказов поставщикам
·Импорт предложений поставщиков
·Выбор лучшего поставщика
·Учет счетов поставщиков, инвойсов
·Учет логистических затрат
·Поставки «Под заказ»
·Кредит-ноты поставщиков
·Сквозной мониторинг поставки
·Планирование платежей поставщикам
·Оптимизация сроков поставки
·Импорт прайс-листов поставщиков
Управление продажами
·Учет аффилированных структур
·Заказы
·Счета
·Коммерческие предложения
·Договора
·Мониторинг и оповещение системой менеджеров о различных событиях у клиентов
·Контроль дебиторской задолженности клиента при отгрузке
·Кредиты
·Ребейты
·Отпуск на реализацию
·Сценарии скидок, подарки, акции
·Мониторинг баланса взаиморасчетов
·Планирование контактов и мониторинг активности менеджеров
·ABC, XYZ - категоризация клиентов
·Всевозможные выборки по клиентам
·Партнерские программы
Склад
·Прием - отгрузка товара
·Распоряжения на отгрузку
·Ожидаемые приходы
·Межскладские перемещения
·Адресное хранение
·Частичная отгрузка товаров и накладных
·Учет серийных номеров
·Работа со сканерами штрих-кода
·Комплектация и упаковка груза
·Зоны склада
·Партионный учет, серийный учет
Розница
·Интеграция с кассовым оборудованием Штрих-М
·Штрих-кодирование товара
·Работа со сканером штрих-кода
·Дисконтные карты
·Потребительские кредиты
Управление финансами
·Самостоятельная настройка финансовых отчетов
·Готовые отчеты Cash&Flow, P& L, Баланс
·Отчетность в разрезе подразделений, проектов, своих компаний, клиентов, товаров, брендов, групп, документов
·Планирование финансовых показателей
·Online план-факт анализ показателей
·Отчетность в любой валюте
·Финансовая отчетность по FIFO и средневзвешенной себестоимости
·Динамика финансовых показателей
·Интеграция с клиент-банком
·Настраиваемая система управления затратами
·График платежей
·Мониторинг кассовых разрывов
Управление транспортом
·Учет автомобилей и водителей
·Формирование доставок и поездок
·Учет наемного транспорта
·Маршрут доставки, маршрутные листы
Управление кадрами
·Штатная структура компании
·Формирование департаментов
·Приказы по кадрам
·Трудовые договора
·Учет образования сотрудников
·Оклады, авансы, премии, штрафы
·Сложные алгоритмы расчета премий
·Ведомости по зарплате
·Учет отсутствия-присутствия сотрудников
·Телефонный справочник компании
·Встроенная электронная почта
Управление ремонтами
·Прием в ремонт
·Прием на экспертизу
·Наряды на ремонт
·Выезды инженеров
·Портфели инженеров
·Возвраты поставщикам
·Ремонт внешними силами
Управление проектами
·Пресейловые мероприятия
·Хранение проектной документации в базе
·Планирование работ по проекту
·Движение проекта
·Бюджет проекта
·Себестоимость проекта
·Финансовая отчетность по проекту
Управление доступом
·Функциональные роли
·Наследование доступа
·Учет структуры компании в системе доступа
Управление договорной деятельностью
·Формирование текстов договоров
·Экспорт текста документа в любой формат
·Маршруты согласования маршрутов
·Изменение маршрута в зависимости от суммы договора
·Хранение отсканированных копий в базе данных
·Настраиваемые ставки амортизации
·Заявки на получение ОС. Согласование и утверждение
·Закрепление ОС за сотрудниками
·Закупка ОС и хранение на складе
·Списание ОС
Производство
·«Дерево» изделия
·Производственные задания и маршруты
·Формирование потребностей в материалах и сырье
·Производство «под заказ»
·Плановая и фактическая себестоимость
·Серийное производство
·Контроль ОТК
Для управления и автоматизации производства предприятий среднего и малого бизнеса AVA ERP предлагает следующую функциональность:
·Автоматическое формирование производственных заданий для производства узлов.
·Контроль наличия комплектующих и автоматическое создание заявок на закупку.
·Хранение в базе данных производственной и проектной документации.
·Контроль над ходом производственного процесса.
·Автоматический расчет средневзвешенной и FIFO себестоимости изделий.
·Учет материалов и затрат.
·