Налог на имущество физических лиц

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    61,90 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налог на имущество физических лиц

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

.1 Сущность налога на имущество физических лиц

.2 Эволюция развития налога на имущество физических лиц в РФ

Глава 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

.1 Основные элементы налога

.2 Льготы по налогу

.3 Порядок исчисления и уплаты налога

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение


Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей.

Особое значение для современной России имеет формирование рациональной налоговой системы, направленной на создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности. Один из важнейших путей решения этой задачи - строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Законопослушный налогоплательщик даже в условиях достаточно высокого уровня налогового пресса часто имеет возможность минимизировать свои платежи по налогам. Соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного выполнения всех нормативных актов по налогообложению.

Потребность в реформировании налогообложения имущества физических лиц обусловлена необходимостью рационализации формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала налога в целом. Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера.

Наблюдаются низкая собираемость имущественных налогов и проблемы администрирования (использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу).

Проблема оценки недвижимости является наиболее серьезной трудностью, которая существует в настоящий момент и препятствует введению налога на недвижимость. Создание кадастра недвижимости является одним из важнейших этапов проведения реформы налогообложения недвижимости.

При рассмотрении региональных и местных налогов, в число которых входит большинство имущественных налогов, можно заметить, что доходы от налогообложения имущества занимают преобладающую долю в объеме собственных налоговых доходов региональных и местных бюджетов. В самой структуре имущественных налогов основной объем доходов формируется налогом на имущество организаций. Данный налог занимает более 90% доходов от имущественного налогообложения в России. Доминирующая роль налога на имущество организаций объясняется тем, что его объекты в своей совокупности являются наиболее дорогостоящими по сравнению с объектами других налогов, официально входящих в систему имущественного налогообложения, - налога на имущество физических лиц, налога на операции с ценными бумагами и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (последние два налога к настоящему времени отменены).

Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как на сегодняшний день одним из важнейших имущественных налогов является налог на имущество физических лиц, потому что он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Всего поступило налогов в бюджетную систему РФ за 2010 год 5878,79 млрд. руб., 2009 год 7516,20 млрд. руб., а в 2008 году за тот же период 9278,39 млрд. руб. Налог на имущество (организаций и физических лиц) за 2010 год 135,93млрд. руб., 2009 год составил 549,23 млрд. руб.

Целью курсовой работы является изучение эволюции налога на имущество физических лиц.

В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решались следующие задачи:

-       характеристика сущности налога на имущество физических лиц;

-       изучение налога на имущество физических лиц в зарубежных странах;

-       рассмотрение основных элементов налога на имущество физических лиц;

-       определение льгот по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц;

-       анализ проблем по налогу и перспективы его развития.

Объектом изучения курсовой работы является налог на имущество физических лиц.

Предметом изучения послужили общественные отношения в сфере налогообложения физических лиц.

Теоретической базой для изучения послужили труды отечественных и зарубежных авторов, законодательство Российской Федерации в сфере налогов и налогообложения.

В соответствии с поставленной целью и задачами, структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

Глава 1. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

 

1.1 Сущность налога на имущество физических лиц


Большинство федеральных и региональных налогов и сборов, установленных в декабре 1991 г., представляли собой принципиально новые виды обязательных отчислений. Система местных налогов и сборов в первой половине 1990-х гг. в большей степени сохраняла черты прежнего советского периода. Прежде всего, это относится к налогообложению имущества физических лиц и различного рода сборам.

В соответствии с Законом "Об основах налоговой системы" к местным налогам были отнесены следующие: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 143 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

Налогом на имущество физических лиц признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан, представляет собой процесс налогообложения.

Таким образом, налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Налоги на имущество и, в первую очередь, на имущество, полученное в наследство или подарок, появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.

Как правило, во все исторические времена и во всех государствах имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, особенно в крупных суммах, облагалось налогом в повышенных размерах, так как оно было нажито не в результате деятельности лица, получившего это имущество. Это было оправдано, тем более, что государство несло расходы по охране имущества граждан.

Налоговые поступления от обложения наследства и дарений в общей сумме налоговых доходов стран составляют менее 1%. Столь незначительная доля поступлений по налогообложению наследства и дарений, несмотря на высокие (до 60-70%) предельные ставки, обусловлена системой вычетов из суммы наследования или дарения, подлежащей налогообложению.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимался и будет взиматься с наследников независимо от государственной пошлины, уплачиваемой за нотариальное оформление наследования или дарения.

Сущность налогов выражают их функции, которые отражают определенную сторону налоговых отношений. Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налогов на имущество физических лиц - это проявление их сущности в действии, способ выражения его свойств.

Из определения налогов на имущество физических лиц вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия в бюджет. Таким образом, налоги являются основой государственных доходов, позволяя тем самым покрывать общественные потребности. Эта функция налога называется фискальной либо финансовой (от латинского fiscus - государственная казна). В тоталитарных и экономически слабых государствах, как правило, финансовая функция превалирует над остальными. Тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам государства приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

По мере становления и развития товарно-денежных отношений, экономического обособления хозяйствующих субъектов возникает необходимость то стимулировать, то сдерживать воспроизводство, воздействовать на платежеспособный спрос населения, способствовать воспроизводству и оптимальному размещению капитала. Все это делается с помощью налогов.

В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых функций. Принципиально их можно свести к двум основным функциям: фискальная; стимулирующая.

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Ей присуще единственное свойство - максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.

Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

Стимулирующая (регулирующая) функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ее устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемами производства и платежеспособным спросом. Через налоги государство осуществляет регулирование финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, стимулирование приоритетного развития отдельных отраслей народного хозяйства, экспорта, научно-технического прогресса и др. Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, преференций, штрафные санкции и др.

Эти две функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, в то же время, они находятся во взаимном противоречии.

1.2 Эволюция развития налога на имущество физических лиц в РФ


Налог на имущество физических лиц, земельный налоги с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.

Местные налоги на имущество физических лиц были введены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003- I "О налогах на имущество физических лиц". Налогоплательщиками являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Первоначально налог на строения, помещения и сооружения подлежал уплате ежегодно по ставке 0,1% их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию. В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1994 г. № 25-ФЗ с 1 января 1994 г. налог на строения, помещения и сооружения уплачивался ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию.

Взимаемый по Закону об основах налоговой системы местный налог на транспортные средства введен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003- I "О налогах на имущество физических лиц". Налогоплательщиками являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие на территории РФ в собственности имущество, определенное в качестве объекта налогообложения. Объект налогообложения - самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налог на транспортные средства взимался в зависимости от мощности двигателя. Первоначально ставки налога устанавливались в копейках в зависимости от вида объекта обложения и мощности двигателя (с каждой лошадиной силы или каждого киловатта мощности). С 1 января 1995 г. в соответствии с Федеральным законом размеры ставок налога были установлены в процентах МРОТ, действующего на дату начисления налога. Кроме того, в число объектов обложения дополнительно были включены "другие транспортные средства, не имеющие двигателей, весельных лодок, велосипедов".

Система взимания налога на транспортные средства в очередной раз была реформирована в 1999 г.: вместо твердых ставок были установлены предельные размеры налога в процентах МРОТ, действующего на дату начисления налога, а также в самостоятельные объекты обложения были выделены парусные суда и несамоходные (буксирные) суда. По парусным судам предельный размер налога был установлен в 30% МРОТ с каждого пассажиро-места. Предельный размер налога для несамоходных (буксирных) судов был установлен в 10% с каждой регистровой тонны валовой вместимости судна.

С момента введения налога на недвижимость налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, за исключением налога на транспортные средства, предусмотренного Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц", и земельный налог в городах Новгороде и Твери не взимались. Было установлено, что налог на недвижимость является местным налогом и вводится представительными органами местного самоуправления в соответствии с указанным Законом и на основании законов субъектов РФ. Средства от налога на недвижимость поступают в доход бюджетов городов Новгорода и Твери. Расчеты с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ на время проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери не изменяются. Объектами налогообложения являются земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Налогооблагаемая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости на 1 января того года, за который начисляются платежи. Методика оценки рыночной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения устанавливается представительными органами местного самоуправления городов Новгорода и Твери.

Расходы на проведение указанного эксперимента, включая расходы на создание налогового реестра объектов недвижимости и определение рыночной стоимости объектов недвижимости, производятся за счет средств бюджетов городов Новгорода и Твери.

Было установлено, что на период проведения указанного эксперимента налогооблагаемая база налога на недвижимость жилого назначения составляет не более 50% оценки рыночной стоимости квартир и жилых помещений.

Представительные органы местного самоуправления городов Новгорода и Твери после завершения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери должны были представить Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ отчет о результатах его проведения и предложения по совершенствованию налогообложения недвижимости.

На период проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери с момента введения налога на недвижимость уплаченная сумма налога на недвижимость относится на издержки производства для юридических лиц и (или) не включается в совокупный доход при налогообложении физических лиц. Результаты указанного эксперимента легли в основу изменений системы поимущественного налогообложения, осуществляемых при введении в действие части второй НК РФ.

В 1990-е гг. налогообложение недвижимого имущества физических лиц было одной из наиболее слабо разработанных сфер действующего налогового законодательства РФ. Поступления по налогу на строения, помещения и сооружения в последние годы постоянно возрастали, но этот рост был обусловлен главным образом инфляционной составляющей. Доля поступлений по этому налогу в общих налоговых доходах местных бюджетов остается на низком уровне. В 1998 г. доля поступлений по налогу на недвижимое имущество составила около 0,15%, тогда как в отдельных развитых странах сумма поступлений от аналогичных видов налогов в местные бюджеты достигает 40%. В 1997 г. средняя сумма налога, приходившаяся на одного плательщика, составила по России 21,6 руб., по Москве - около 39 руб. и Московской области - 9,4 руб.

С развитием рынка недвижимости, совершенствованием методик определения стоимости объектов недвижимого имущества, а также установлением ответственности налогоплательщиков за предоставление информации налоговым органам удельный вес имущественных налогов с физических лиц в структуре доходной части местных бюджетов может возрасти. Однако существует ряд сдерживающих факторов: по налогу на строения, помещения и сооружения установлен широкий перечень лиц, которым предоставляются различного рода льготы; при этом льготные категории лиц освобождены от уплаты налога независимо от количества принадлежащих им объектов недвижимости и их стоимости; многочисленные дополнительные виды льгот по данному налогу предоставляются на уровнях регионов и местных органов власти. Кроме того, налогоплательщики в России нередко используют такие методы минимизации налоговых обязательств, как дробление владения имуществом, так и максимально возможное затягивание сроков завершения строительства - оттягивание момента регистрации построенного дома (строения, сооружения).

В основу действующей системы налогообложения имущества, принадлежащего физическому лицу на праве собственности, положен принцип пообъектного обложения, т.е. налоговые обязательства возникают и определяются самостоятельно по каждому объекту недвижимости вне зависимости от количества объектов недвижимости, находящихся в наличии у данного лица. Из принятой и вступившей в силу части первой НК уже следует, что сохраняется отдельное налогообложение земельных участков и зданий (строений, помещений и сооружений). Будут установлены три самостоятельных вида налогообложения: налогообложение недвижимого имущества (региональный), налогообложение земельных участков (местный налог) и налогообложение имущества физических лиц (местный налог).

Таким образом, можно предположить, что элементы системы совокупного налогообложения недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, могут существовать только в рамках отдельных регионов (субъектов РФ). Система совокупного налогообложения недвижимого имущества и даже применение отдельных элементов этой системы крайне невыгодны крупным собственникам, а также любым физическим лицам, имеющим несколько объектов недвижимого имущества. В этом случае резко снижаются возможности по применению налоговых льгот. После принятия и вступления в силу части второй НК права регионов и органов местного самоуправления в сфере налогообложения недвижимости, принадлежащей физическим лицам, существенно расширены.

Глава 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

2.1 Основные элементы налога


Налог на имущество физических лиц в системе налогов и сборов Российской Федерации предусмотрен ст. 15 Налогового кодекса РФ. Различают местный, имущественный, прямой, систематический. Налог установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Закон является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим налогообложение конкретным видом налога, и не входящим в состав НК РФ. Все иные налоги и сборы, предусмотренные ст.ст. 12-15 части первой НК РФ, регулируются соответствующими главами части второй НК РФ. Правовые акты, регулирующие налогообложение имущества физических лиц, составляют три уровня: федеральный, региональный, местный

Налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения по нормативу 100%.

Налогоплательщики - физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. Налогоплательщики представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Налогоплательщики

По общему правилу

Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с Законом.

Общая долевая собственность нескольких физических лиц (или физических лиц и организаций)

Общая совместная собственность нескольких физических лиц без определения долей

Налогоплательщиком может быть одно из этих лиц (по согласованию). В случае несогласованности налог уплачивается каждым лицом в равных долях.


Элементы налогообложения:

. Объект налогообложения - жилые дома, квартиры, дачи, гараж и иные строения, помещения и сооружения (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Объекты обложения налогом на имущество физических лиц

. Налоговая база - инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Если физическое лицо владеет несколькими объектами, то налоговой базой будет являться - суммарная инвентаризационная.

. Налоговый период - налог уплачивается ежегодно.

. Налоговая ставка - ставки налога, согласно Закону, устанавливаются соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим зависимость ставки налога либо от стоимости имущества, либо от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в следующих пределах (таблица 2.2):

Таблица 2.2 Налоговые ставки

Стоимость имущества (суммарная инвентаризационная стоимость имущества)

Ставка налога

до 300 тыс. руб.

до 0,1 процента

от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

от 0,1 до 0,3 процента

Свыше 500 тыс. руб.

от 0,3 до 2 процентов


Предельные ставки налога на имущество физических лиц определены законом и не могут превышать указанных размеров. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования строений, помещений и сооружений и по иным критериям.

2.2 Льготы по налогу


В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 5 Закона лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Для лиц являющихся пенсионерами документом, подтверждающим право на льготу, является пенсионное удостоверение (пункт 5 Инструкции МНС России по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.1999 г. № 54).

Если имущество, которое признается объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком по отношению к этому имуществу признается каждое из данных физических лиц соразмерно его доле в таком имуществе. В таком же порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

В случае, когда имущество, которое признается объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то они несут одинаковую ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, которое определяется по соглашению между ними.

В соответствии с Законом от уплаты налога на имущество освобождаются категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, которые награждены орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники гражданской и Великой Отечественной войн, иных боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, которые проходили службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан; лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, которые занимали штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, или лица, которые находились в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается таким лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; лица, которые получают льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; военнослужащие, а также граждане, которые уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; лица, которые принимали непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; члены семей военнослужащих, которые потеряли кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, которая заверена подписью руководителя организации, выдавшей пенсионное удостоверение, и печатью этой организации. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, то льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Так же, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивают: пенсионеры, которые получают пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ; граждане, которые уволены с военной службы или призывались на военные сборы, выполняющие интернациональный долг в Афганистане и иных странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, которая выдана районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами РФ; родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак; со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования; с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по налогу, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Применение налоговых льгот в соответствии с Законом является правом налогоплательщика и носит заявительный характер. Следовательно, воспользоваться своим правом налогоплательщик может, подав соответствующее заявление в налоговый орган по месту нахождения (регистрации) имущества и предъявив документы, подтверждающие право на получение налоговой льготы.

При возникновении права на льготу в течение налогового периода перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло право на льготу.

Для того чтобы исключить факт начисления налога, либо в случае, если налог уже начислен и предъявлен Вам к уплате, произвести перерасчет исчисленных сумм с целью исключения задолженности по уплате налога на имущество, просим в ближайшее время представить (либо направить по почте) в налоговый орган по месту нахождения (регистрации) имущества заявление и копию пенсионного удостоверения.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

2.3 Порядок исчисления и уплаты налога


Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Поскольку согласно Закону № 2003-1 налогоплательщиками являются граждане Российской Федерации, имеющие в собственности имущество, на практике возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности.

В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика - физического лица, которыми согласно п. 2 ст. 27 Кодекса признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

-       родители, усыновители или попечители несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26 и 33 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);

-       родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. ст. 28 и 32 ГК РФ);

-       опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

-       попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Список категорий граждан, имеющих право на льготу в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц, приведен в ст. 4 Закона № 2003-1, в число которых входят пенсионеры, военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях либо прослужившие в Вооруженных Силах более 20 лет, инвалиды I и II групп, Герои Российской Федерации и Герои Советского Союза, а также иные категории лиц, имеющих право на льготы.

При этом лица, имеющие право на льготу по данному налогу в соответствии со ст. 4 Закона № 2003-1, обязаны самостоятельно представить необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика (п. п. 4, 7 ст. 5 Закона № 2003-1).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 2003-1, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций.

Согласно п. 3 ст. 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество, а именно: общая совместная собственность супругов и общая совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства. В отношении определения долей в праве общей долевой собственности в ст. 245 ГК РФ установлено следующее:

-       если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (п. 1 ст. 245 ГК РФ);

-       соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (п. 2 ст. 245 ГК РФ).

Что касается случаев, когда имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N2003-1 эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

В п. 3 ст. 1 Закона № 2003-1 также предусмотрено, что физические лица, в чьей общей совместной собственности находится имущество, признаваемое объектом налогообложения, могут по соглашению между собой определить, то есть выбрать из своего числа одно лицо, которое будет являться плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении этого имущества. Данное соглашение, равно как и соглашение между участниками долевой собственности относительно распределения долей, должно быть представлено в налоговый орган по месту нахождения имущества.

Согласно ст. 2 Закона № 2003-1 объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Обязанность по уплате налога на имущество собственником возникает с момента государственной регистрации прав на соответствующее недвижимое имущество. В соответствии со ст. 3 Закона № 2003-1 ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Представительные органы местного самоуправления могут дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа использования имущества и по иным критериям, то есть налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.д.

Согласно письма Минфина России от 03.12.2009 № 03-05-04-01/98 "О порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей и (или) совместной собственности" в случае, если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.

Если же на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости должна исчисляться налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика (т.е. суммы инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, и инвентаризационной стоимости имущества, находящегося в общей совместной собственности), и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости. Расчет налоговой ставки от суммарной инвентаризационной стоимости объектов должен производится без учета размера доли в праве. Указанный порядок определения ставки налога применялся с 1 января 2008 года.

Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц производятся следующим образом:

-       исчисление налога на имущество физических лиц осуществляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами Росрегистрации и органами технической инвентаризации (п.п. 1,4 ст. 5 Закона № 2003-1),

-       уплата налога производится владельцами имущества равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября (п. 9 ст. 5 Закона № 2003-1).

В соответствии с п. 10 ст. 5 Закона № 2003-1 лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Налоговые органы в соответствии со ст. 52 Кодекса направляют налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 5 Закона № 2003-1 по новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

Что касается исчисления налога в отношении граждан, получивших имущество в порядке наследования, то в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона № 2003-1 за строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства.

Примеры расчета налога на имущество физических лиц, в различных ситуациях представлены в приложении 1.

Обязанность территориальных налоговых органов Российской Федерации заключается в правильности исчисления налога на имущество физических лиц и направлении уведомлений налогоплательщикам в сроки установленные Кодексом, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока уплаты.

Согласно разъяснению Минфина России вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применялся с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за более ранние налоговые периоды не производятся.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации. ФНС России находится в ведении Минфина России и обязана руководствоваться его разъяснениями.

В целом налог на имущество физических лиц является достаточно перспективным, поскольку его сбор и администрирование во многих странах осуществляется легче, чем сбор и администрирование других налогов. Кроме того, в странах с переходной экономикой существует дополнительная причина роста доли поступлений имущественных налогов. При осуществлении приватизации земли и объектов недвижимости бесплатно или за незначительную плату налогообложение такой собственности становится весьма целесообразным. Новые владельцы лучше осознают свою ответственность за поддержку деятельности государства и, таким образом, имущественные налоги, по сути, являются платой за право на частную собственность.

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ


Как уже отмечалось, налогообложение имущества физических лиц проводится на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Наиболее существенные изменения и дополнения в налогообложение имущества граждан были внесены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Вместо одной максимальной ставки налога 0,1% была установлена прогрессивная шкала предельных налоговых ставок. В результате новая максимальная налоговая ставка 2,0% была уравнена с размером действовавшей в то время предельной ставки налога на имущество предприятий.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налога. Объектом налога в соответствии с Законом признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Все перечисленные выше объекты, согласно ст. 130 ГК РФ, являются недвижимостью. Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает только с момента регистрации данного права в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в органах Федеральной регистрационной службы). Поэтому до момента государственной регистрации право собственности на объект у физического лица отсутствует; владелец недвижимости не является собственником, а, следовательно, плательщиком налога на имущество.

Налогоплательщики приняли это к сведению и стали всеми возможными способами затягивать с процедурой государственной регистрации права собственности на вновь построенный объект недвижимости (например, жилой дом), что негативно сказалось на объемах поступлений от налога на имущество в местные бюджеты и на надлежащем выполнении принципа всеобщности налогообложения.

В конце 1999 г. была предпринята попытка внести в Закон изменения, которые предусматривали обложение налогом на имущество физических лиц объектов незавершенного строительства, находящихся в эксплуатации, и предлагали не учитывать в целях налогообложения факт государственной регистрации права собственности, если гражданин фактически владеет, пользуется и распоряжается недвижимым имуществом.

Теперь представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно (безусловно, с учетом ограничений, закрепленных федеральным законом) вводить прогрессию ставок налога на имущество физических лиц согласно увеличению суммарной инвентаризационной стоимости имущества и их дифференциацию в зависимости от типа использования недвижимости и по иным критериям.

Конкретные ставки налога на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований устанавливаются на основе следующей шкалы предельных налоговых ставок (см. табл. 3.1), предусмотренных п. 1 ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".

Таблица 3.1 Налоговая шкала ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества

Ставка налога, %

до 300

до 0,1

от 300 до 500

от 0,1 до 0,3

свыше 500

от 0,3 до 2,0

В таблице 3.1, по нашему мнению, присутствуют ошибки в установлении интервалов, как суммарной инвентаризационной стоимости имущества, так и величин налоговых ставок. По логике, интервалы следует определять в целых десятках, сотнях, тысячах или миллионах рублей. Последний рубль интервала должен являться последним рублем десятка, сотни, тысячи или миллиона рублей, а не предпоследним, как это указано в таблице. Поэтому первый интервал суммарной инвентаризационной стоимости должен быть определен в сумме не более 300 тыс. руб. Такая конструкция интервала показывает, что имущество по стоимости не более полных 300 тыс. руб. облагается первой, самой низкой налоговой ставкой.

Второй интервал суммарной инвентаризационной стоимости также должен быть выражен в полных тысячах рублей, хотя в таблице 3.1 последний рубль суммы в 500 тыс. руб. в интервал не попадает. Поэтому второй интервал в правильном варианте следовало бы определить как свыше 300 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб.

Формула последнего - третьего интервала - отчетливо показывает губительное стремление не включать в пределы пограничного с ним интервала последний рубль полной тысячи, что приводит к пробелам в законодательстве. Из конструкции второго интервала видно, что его пределы заканчиваются в таблице 3.1 на сумме до 500 тыс. руб., т.е. сумма, равная 500 тыс. руб., во второй интервал не попадает. А третий интервал начинается с суммы свыше 500 тыс. руб., что говорит о том, что сумма 500 тыс. руб. в третий интервал также не включается. В итоге неизвестно, какой налоговой ставкой, согласно федеральному закону, должно облагаться имущество стоимостью 500 тыс. руб. ровно.

Если бы второй интервал использовал правило включения "последнего рубля", сумма в 500 тыс. руб. ровно попадала бы во второй интервал, и третий интервал начинал бы отсчет с суммы свыше 500 тыс. руб., т.е. с первого рубля новой тысячи.

По аналогии, интервалы величин налоговых ставок логично заканчивать указанным в законе числом. Как видно из таблице 3.1, первый интервал налоговой ставки оканчивается числом менее 0,1. Мы полагаем, что более правильным вариантом мог бы стать интервал налоговой ставки, включающий в себя число 0,1. В данном случае совершенно четко определяется максимальная величина налоговой ставки, приходящаяся на окончание первого интервала. Можно порекомендовать установить (см. табл. 3.2) следующие конструкции интервалов суммарных инвентаризационных стоимостей облагаемого имущества и налоговых ставок (в данном случае не принимается во внимание обоснованность размеров самих интервалов).

налог имущество льгота недвижимый

Таблица 3.2 Рекомендуемая к установлению прогрессивная шкала ставок налога на имущество физических лиц

Стоимость имущества, тыс. руб.

Ставка налога, %

не более 300

не более 0,1

свыше 300 и не более 500

свыше 0,1 и не более 0,3

свыше 500

свыше 0,3 и не более 2,0


Конструкция "свыше и не более", использованная в интервалах левой половины таблицы 3.2, в точности повторяется в интервалах правой половины таблицы 3.2, что обеспечивает не только однозначное понимание, каким числом начинается и каким заканчивается тот или иной интервал, но и гарантирует абсолютное совпадение начала и конца интервала стоимости имущества и интервала ставки налога.

Конструкция "от и до" при установлении интервалов каких-либо величин всегда приводит к нарушению принципов конкретности и понятности правовых норм. Такая конструкция не позволяет однозначно установить, входит ли начальное ("от") и конечное ("до") число в период интервала.

Рассматривая шкалу ставок налога на имущество физических лиц, указанную в федеральном законе (см. табл. 3.1), приходим к логическому выводу, что в интервалах ставок налога число с предлогом "до" в интервал не входит, а число с предлогом "от", наоборот, входит.

С другой стороны, возможно утверждать и обратное. Поэтому, чтобы не доводить дело до абсурда, остановимся на первом выводе.

Итак, представительные органы местного самоуправления воспользовались предоставленным им правом и с 1 января 2000 г. стали вводить на своих территориях прогрессивные налоговые шкалы. Ошибки, которые встречаются в интервалах этих шкал, являются прямым следствием двойственного понимания конструкции "от и до", установленной в Законе РФ "О налогах на имущество физических лиц".

Заключение


Итак, перспективы налоговой системы определяются поиском таких объектов, налогообложение которых обеспечивало бы соблюдение фискальных приоритетов государства и не ущемляло бы экономическую самостоятельность налогоплательщиков. Главенствующим объектом налогообложения в системе региональных и местных налогов исторически является движимое и недвижимое имущество - овеществленный капитал налогоплательщика.

Таким образом, учитывая назревшую необходимость разработки приемлемой для российских условий эффективной системы имущественного налогообложения, центральным звеном которой является недвижимость, научно обоснованные концептуальные преобразования в сфере региональных и местных налогов, проводимые в настоящее время и запланированные на ближайшее будущее, приобретают особую актуальность и практическую значимость. Следует отметить, что по результатам правоприменительной практики в НК РФ неоднократно будут вноситься изменения, в связи с чем выработанные в научных работах, затрагивающих систему организации взимания региональных и местных налогов в федеративном государстве, решения теоретико-методологических проблем налогообложения имущества могут стать основой для разработки перспективных направлений дальнейшего совершенствования системы имущественного налогообложения в России.

Налогообложение недвижимого имущества реализуется, как правило, на региональном и местном уровнях власти. Однако до настоящего времени окончательно не решена проблема о конкретном месте налога на недвижимость в налоговой системе. До начала 2005 г. в проекте ст. 14 НК РФ налог на недвижимость находился в составе региональных налогов. Между тем утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г. предполагает замену регионального налога на имущество предприятий, местных налогов на имущество физических лиц и земельного налога единым местным налогом на недвижимость. Одновременно планируется спустить на местный уровень власти расходные полномочия по проведению таких мероприятий, как учет недвижимости для целей налогообложения, жилищное хозяйство (ремонт и обслуживание жилых домов), коммунальное хозяйство и благоустройство территории. Но независимо от того, будет ли налог на недвижимость входить в число либо региональных, либо местных налогов, основные проблемы формирования систем региональных и местных налогов, дискуссионные вопросы классификации структурных элементов моделей этих налогов, а также важнейшие подходы к построению и наполнению конкретным экономико-правовым содержанием каждого элемента функциональной модели регионального и местного налога в условиях общих принципов разграничения налоговых полномочий между федеральным центром и территориальными органами власти остаются в настоящее время недостаточно исследованными.

Список использованной литературы


.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 07.06.2011). // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824. Консультант Плюс.

.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011). // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340. Консультант Плюс.

.        Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004). Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ. // Российская газета, № 56, 10.03.1992. Консультант Плюс.

.        Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 27.11.2010) "О налоговых органах Российской Федерации". // Бюллетень нормативных актов, № 1, 1992. Консультант Плюс.

.        Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 27.07.2010) "О налогах на имущество физических лиц". // Российская газета, № 36, 14.02.1992. Консультант Плюс.

.        Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 11.07.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699. Консультант Плюс.

.        Федеральный закон от 17.07.1999 № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3689. Консультант Плюс.

.        Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3231. Консультант Плюс.

.        Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822. Консультант Плюс.

.        Федеральный закон от 11.08.1994 № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О налогах на имущество физических лиц"" // Собрание законодательства РФ, 15.08.1994, № 16, ст. 1863. Консультант Плюс.

.        Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" // Собрание законодательства РФ, 30.11.1998, № 48, ст. 5850. Консультант Плюс.

.        Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 24.03.2011) "О Министерстве финансов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3258. Консультант Плюс.

.        Письмо ФНС РФ от 23.04.2010 № ШС-37-3/479@ "О транспортном налоге" (вместе с Письмом Минфина РФ от 09.04.2010 № 03-05-04-04/08) // Консультант Плюс.

.        Письмо Минфина РФ от 03.12.2009 № 03-05-04-01/98 "О порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой (совместной) собственности нескольких лиц" // Консультант Плюс.

.        КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2011 года // Консультант Плюс.

.        Доклад Минфина России "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2008 - 2010 гг." //Экономика и жизнь, 2007, № 4, С. 8- 38.

.        Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.

.        Зрелов А.П. Налоги и налогообложение. Конспект лекций. / 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 147 с.

.        Качур О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Издательство: КноРус, 2011. - 384 с.

.        Налоги и налогообложение в Российской Федерации. / Ф.Н. Филина. - ГроссМедиа, Российский бухгалтер (РОСБУХ), 2009. - 424 с.

.        Поляк Г.Б., Суглобова А.Е. Налоги и налогообложение. 3-е изд., перераб. и доп. / Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 631 с.

.        Налоговая политика и пути выхода из кризиса / Под научным руководством: доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Исакова В.Б. и авторский коллектив: Москва, 2009. - 320 с.

.        Оканова Т.Н., Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Налогообложение доходов и имущества физических лиц. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение". / Издательство: Юнити-Дана, 2010. - 431 с.

.        Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие - 3-е изд.,перераб. и доп. / Издательство: Инфра-М, 2010. - 510 с.

.        Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 424 с.

.        Официальный сайт Консультант Плюс: правовая поддержка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

.        Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/index.php

.        Официальный сайт правительства г. Москвы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mos.ru/

.        Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

.        Официальный сайт Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Отчетность об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/reports/mb.html

.        "Налог на имущество физических лиц и внесение изменений в налоговый кодекс РФ" // А.В. Афонина, юрист в сфере недвижимости. На сайте: http://juristmoscow.ru/nalogovye-spory/stat_nal-sp/1737/

.        "Основные направления налогового развития на 2009 и плановый 2010 и 2011 года". На сайте: http://www.akdi.ru/nalog/pr_news07/644.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Пример № 1.

Гражданин является собственником жилой квартиры, на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", инвентаризационная стоимость которой равна 350 000 рублей.

Учитывая, что объект недвижимости относятся к жилым помещениям, принимаемая в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2 от 08.11.2005 "Об установлении на территории МО "Город Екатеринбург" налога на имущество физических лиц" (далее Решение Екатеринбургской городской Думы № 13/2) ставка налога, зависящая от суммарной инвентаризационной стоимости такого типа имущества, в данном случае, от инвентаризационной стоимости единственной квартиры, равной 350 000 руб., то есть находящейся в пределах от 300 000 руб. до 500 000 руб., равна 0,25%.

Соответственно, сумма исчисленного налога по данной квартире за год составит 875 руб. (350 000 руб. * 0,25%).

Пример № 2.

У гражданина находится в собственности 2-е квартиры, на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

Инвентаризационная стоимость первой квартиры равна 250 000 руб., второй квартиры - 260 000 рублей.

В данном случае суммарная инвентаризационная стоимость двух квартир составляет 510 000 руб. (250 000 руб. + 260 000 руб.)

В соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2, налог на жилые помещения, суммарная инвентаризационная стоимость которых превышает 500 000 руб., составляет 2 500 руб. + 1% от стоимости свыше 500 000 рублей.

То есть сумма налога за две квартиры, инвентаризационная стоимость которых 510 000 руб. составляет 2 600 руб. ((510 000 руб. -500 000 руб.) * 1% + 2 500 руб.)

Пример № 3.

У гражданина в собственности находятся квартира стоимостью 140 000 руб. и ½ доля квартиры стоимостью 200 000 рублей. Оба объекта недвижимости находятся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Учитывая, что Законом № 2003-1 не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, налоговая ставка определяется в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости квартир.

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов недвижимости составляет 340 000 руб. (140 000 руб. + 200 000 руб.)

Объекты недвижимости относятся к жилым помещениям, налоговая ставка установленная, в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2, для имущества с суммарной инвентаризационной стоимостью, находящейся в пределах от 300 000 руб. до 500 000 руб. равна 0,25%.

Соответственно, сумма налога составляет:

по первой квартире - 350 руб. (140 000 руб. * 0,25 %);

по второй квартире - 250 руб. (200 000 руб. * 0,25 %) * ½.

Общая сумма налога составляет за год 600 руб. (350 руб. + 250 руб.).

Пример № 4.

Квартира находится в общей долевой собственности четырех человек.

Объект недвижимости находится на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

В данном случае, налогоплательщиком в отношении этой квартиры признается каждый из четырех собственников с 25 % долей имущества.

Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 600 000 руб.

Объект недвижимости относится к жилым помещениям.

Налоговая ставка, установленная в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2, для жилых помещений с суммарной инвентаризационной стоимостью превышающей 500 000 руб., составляет 2 500 руб. + 1% от стоимости свыше 500 000 рублей.

Сумма налога за год , исчисленного за квартиру в целом составит 3 500 руб. ((600 000 руб. - 500 000 руб.) * 1% + 2 500 руб.).

Сумма исчисленного налога каждому из четырех собственников по принадлежащим им долям квартиры за год составит 875 руб. (3 500 руб. /4).

Пример № 5.

Квартира находится в общей совместной собственности четырех человек без выделения долей.

Объект недвижимости находится на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 450 000 руб.

Объект недвижимости относится к жилым помещениям.

Налоговая ставка, установленная в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2, для жилых помещений с суммарной инвентаризационной стоимостью в пределах от 300 000 руб. до 500 000 руб., составляет 0,25%.

Сумма исчисленного налога за год составит 1125 руб. (450 000 руб. * 0,25%).

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких владельцев без определения долей, налог уплачивается одним из владельцев по соглашению между ними.

В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях. В данном случае сумма налога, причитающаяся к уплате каждым из собственников квартиры составит 281,25 руб. (1125 руб. * 25%).

Пример 6.

В мае текущего года произошла смена собственника квартиры.

Объект недвижимости находится на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 450 000 руб.

Объект недвижимости относится к жилым помещениям.

Налоговая ставка, установленная в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2, для жилых помещений с суммарной инвентаризационной стоимостью в пределах от 300 000 руб. до 500 000 руб., составляет 0,25%.

Сумма исчисленного налога за год составит 1125 руб. (450 000 руб. * 0,25%).

При переходе права собственности на строение, помещение и сооружение от одного собственника к другому в течении налогового периода (календарного года) налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект недвижимости, а новым собственником с начала месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

Сумма налога, подлежащая уплате первоначальным собственником составит 375 руб. (450 000 руб. * 0,25% * 4 мес./12 мес.).

Сумма налога, подлежащая уплате правопреемником составит 750 руб. (450 000 руб. * 0,25% * 8 мес./12 мес.).

Пример № 7.

У гражданина в собственности находятся квартира стоимостью 350 000 руб. и ½ доля производственного помещения стоимостью 900 000 рублей.

Рассмотрим два случая:

) Оба объекта недвижимости находятся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2 установлены различные ставки налога в зависимости от критериев их использования (от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений и от суммарной инвентаризационной стоимости нежилых помещений).

В данном случае налоговые ставки определяются отдельно по каждому объекту недвижимости:

в отношении квартиры ставка принимается 0,25% (стоимость жилых помещений в пределе от 300 000 руб. до 500 000 руб.);

отношении производственного помещения ставка принимается 2% (стоимость нежилых строений, помещений и сооружений свыше 500 000 руб.).

Сумма налога составляет:

в отношении квартиры - 875 руб. (350 000 руб. * 0,25 %);

в отношении ½ доли в производственном помещении - 9 000 руб. (900 000 руб. * 2%) * ½.

Общая сумма налога составляет за год 9 875 руб. (875 руб. + 9 000 руб.).

) Оба объекта недвижимости находятся на территории муниципального образования "Город Качканар".

Решением Качканарской городской Думы № 87 от 27.10.2006 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории МО г. Качканар" ставки налога установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения без учета их использования.

В данном случае налоговая ставка определяется в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости квартиры и производственного помещения (350 000 руб. + 900 000 руб. = 1 250 000 руб.) (стоимость имущества свыше 1 000 000 руб.), ставка 0,5%.

Сумма налога в отношении имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности составляет:

в отношении квартиры - 1750 руб. (350 000 руб. * 0,5%);

в отношении ½ доли в производственном помещении - 2 250 руб. (900 000 руб. * 0,5%) /2.

Итого общая сумма налога составляет 4 000 руб. (1 750 руб. + 2 250 руб.)

Пример № 8.

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеет в собственности квартиру и нежилое помещение (склад). Одним из видов деятельности, осуществляемых ИП, является оказание складских услуг. При этом имеется долгосрочный договор и постоянный заказчик таких услуг.

Инвентаризационная стоимость каждого из объектов недвижимости одинаковая и равна 450 000 руб. Суммарная инвентаризационная стоимость имущества составляет 900 000 руб.

) Оба объекта недвижимости находятся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

Учитывая, что Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2 установлены различные ставки налога в зависимости от критериев их использования (от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений и от суммарной инвентаризационной стоимости нежилых помещений), расчет налога производится отдельно по каждому объекту недвижимости:

по квартире - 1 125 руб. (450 000 руб. * 0,25% );

по складу - 1 350 руб. (450 000 руб. * 0,3 %).

Инспекция ФНС направляет индивидуальному предпринимателю уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за текущий год в отношении квартиры и склада на общую сумму 2 475 рублей.

На основании представленных предпринимателем, по итогам отчетного периода, заявления об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с нормой пункта 3 статьи 346.11 Кодекса и документов, подтверждающих фактическое использование в течение текущего года складского помещения для осуществления предпринимательской деятельности, инспекция должна произвести уменьшение исчисленного налога по складу на сумму - 1 350 руб., и произвести индивидуальному предпринимателю возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога.

) Оба объекта недвижимости находятся на территории муниципального образования "Город Качканар".

Учитывая, что Решением Качканарской городской Думы № 87 от 27.10.2006 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории МО г. Качканар" ставки налога установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения без учета их использования, расчет налога производится с суммарной инвентаризационной стоимости квартиры и склада 3600 руб. (900 000 руб. * 0,4%).

На основании представленных предпринимателем заявления об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с нормой пункта 3 статьи 346.11 Кодекса и документов, подтверждающих фактическое использование в течение текущего года складского помещения для осуществления предпринимательской деятельности, инспекция должна произвести уменьшение исчисленного налога на сумму, причитающуюся на склад на сумму - 1 800 руб. (450 000 руб. * 0,4%), и произвести индивидуальному предпринимателю возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога.

Пример № 9.

Индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, имеет в собственности квартиру и нежилое помещение (магазин, с площадью торгового помещения менее 150 кв. метров).

Инвентаризационная стоимость каждого из объектов недвижимости одинаковая и равна 450 000 руб. Суммарная инвентаризационная стоимость имущества составляет 900 000 руб.

) Оба объекта недвижимости находятся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

На основании представленного предпринимателем, заявления об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц и ежеквартально представляемых документов, подтверждающих в соответствии с нормой пункта 2 статьи 346.26 Кодекса фактическое использование магазина для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется система ЕНВД, налог на магазин инспекцией ФНС не исчисляется.

Учитывая, что Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2 установлены различные ставки налога в зависимости от критериев их использования (от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений и от суммарной инвентаризационной стоимости нежилых помещений), налоговая ставка определяется по инвентаризационной стоимости квартиры - 0,25% (от 300 000 руб. до 500 000 руб.)

Сумма налога на имущество составит 1 125 руб. (450 000 руб. * 0,25%).

) Оба объекта недвижимости находятся на территории муниципального образования "Город Качканар".

На основании представленного предпринимателем, заявления об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц и ежеквартально представляемых документов, подтверждающих в соответствии с нормой пункта 2 статьи 346.26 Кодекса фактическое использование магазина для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется система ЕНВД, налог на магазин инспекцией ФНС не исчисляется.

Учитывая, что Решением Качканарской городской Думы № 87 от 27.10.2006 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории МО г. Качканар" ставки налога установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения без учета их использования, налоговая ставка определяется по суммарной инвентаризационной стоимости квартиры и магазина (900 000 руб.) - 0,4% (от 500 000 руб. до 1 000 000 руб.)

Сумма налога на имущество составит 1 800 руб. (450 000 руб. * 0,4%).

Пример № 10.

Индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности имеет в собственности нежилое помещение (магазин, с площадью торгового помещения менее 150 кв. метров и общей площадью всех помещений 300 кв. метров), с инвентаризационной стоимостью 500 000 руб., находящийся на территории МО "Город Екатеринбург".

Одновременно с деятельностью, облагающейся ЕНВД предприниматель на территории торгового зала данного магазина осуществляется деятельность в отношении которой уплачивает налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

В соответствии с п.7 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

И.П. за часть магазина, которая используется им в деятельности подлежащей налогообложению в соответствии с общим режимом, от уплаты налога на имущество физических лиц не освобождается.

) Стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на строения, помещения и сооружения, может быть определена пропорционально используемой для конкретного вида деятельности площади объекта недвижимости.

Например:

На территории складского помещения магазина осуществляется оптовая торговля (облагающаяся налогом на доходы в соответствии с общим режимом налогообложения). Площадь складского помещения составляет 100 кв. метров.

В данном случае стоимость площади магазина, подлежащая обложению налогом на имущество физических лиц, составит 166 667 руб. (500 000 руб. * 100 кв. м. / 300 кв. м).

Сумма налога на имущество составит 417 руб. (166 667 руб. * 0,25%).

) В случае невозможности обеспечения раздельного учета имущества (например, если торговый зал, оборудование и т.д. используются одновременно для осуществления видов деятельности как подлежащих, так и не подлежащих переводу на уплату единого налога) стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на строения, помещения и сооружения, может быть определена пропорционально доле суммы дохода от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме дохода от реализации продукции (работ, услуг).

Например:

Общая сумма дохода, полученного предпринимателем составила 1 000 000 руб. Сумма дохода от деятельности подлежащей налогообложению в соответствии с общим режимом составила 300 000 рублей. То есть пропорция составила 0,3 (300 000 руб./1 000 000 руб.)

В данном случае сумма налога составит 375 руб. (500 000 руб. * 0,25% * 0,3).

Пример № 11.

Гражданин владеет в г. Екатеринбурге:

единолично квартирой (инвентаризационная стоимость 500 000 рублей);

1/6 долей в гараже (инвентаризационная стоимость 1 000 000 рублей, доли равные).

Общая стоимость имущества составляет:

500 000 + 1 000 000 = 1 500 000 рублей.

Для определения налога на имущество физического лица за 2009 год:

. Определяется общая стоимость налогооблагаемого имущества: 500 000+1 000 000=1 500 000 рублей.

. Рассчитывается общая сумма налога со всего налогооблагаемого имущества:

500 + (1 500 000 - 500 000) * 1%= 12 500 руб.

Решением Екатеринбургской государственной думы от 08.11.2005 года № 13/2, при стоимости имущества свыше 500 000 рублей ставка налога на имущество состоит из двух слагаемых 2 500 рублей + 1% от суммы свыше 500 000 рублей.

. Определяется налоговая ставка, по которой облагается имущество физического лица: 12 500/1 500 000*100%=0,8333%.

. Определяется сумма налога на имущество физического лица:

(500 000 + 1 000 000/6) * 0,8333%=5 555,33 рублей.

Пример № 12.

Гражданин владеет в г. Екатеринбурге:

единолично квартирой (инвентаризационная стоимость 200 000 рублей);

1/3 доли квартиры (инвентарная стоимость 450 000 рублей).

Суммарная стоимость объектов налогообложения составляет:

000+450 000= 650 000 рублей.

Для определения налога на имущество физического лица за 2009 год:

.Определяется ставка налога (2 500 + (650 000-500 000) * 1%):650 000 = 0,61538%.

Решением Екатеринбургской государственной думы от 08.11.2005 года № 13/2, при стоимости имущества свыше 500 000 рублей ставка налога на имущество состоит из двух слагаемых 2 500 рублей + 1% от суммы свыше 500 000 рублей.

. Рассчитывается сумма налога за 1/3 доли квартиры:

000:3 * 0,61538 % = 923,07 рублей.

. Рассчитывается сумма налога за квартиру в единоличной собственности: 200 000 * 0,61538 %= 1 230,76 рублей.

. Определяется общая сумма налога к уплате:

,07 + 1 230,76 = 1 853,83 рубля.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!