Феноменология о психологизме и интуитивизме

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,16 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Феноменология о психологизме и интуитивизме














ФЕНОМЕНОЛОГИЯ О ПСИХОЛОГИЗМЕ И ИНТУИТИВИЗМЕ

Одно из направлений философии XX в. - феноменология (от древне гр. рhаinоmenon - являющийся) - учение о явлении. Связано оно прежде всего с именами немецких философов Эдмунда Гуссерля (1859-1938) и Мартина Хайдеггера (1889-1976). Основная идея этого философского учения - неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира. Основной методологический прием феноменологии - рефлексивная работа с сознанием, направленная на выявление чистого сознания, или сущности сознания. Одно из основных понятий феноменологии - редукция. Этим термином обозначаются действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам.

Философия Гуссерля

В разработанной Гуссерлем методике феноменологического исследования анализ сознания, без сомнения, играет важную роль. Можно было бы даже сказать, что феноменологический анализ -это и есть анализ сознания в собственном смысле слова. Читая его тексты, некоторые последователи легко поддаются «чарам» описываемых в них тончайших наблюдений за работой сознания и не замечают того, что, в сущности, статус самого сознания остается не выясненным. Иными словами, остается невыясненным, что же собственно здесь анализируется и во имя чего это делается. Без ответа остается вопрос: является ли сознание собственно предметом философского исследования или же оно представляет собой некий «инструмент», при помощи которого исследуется некоторый трансцендентный по отношению к сознанию предмет?

Гуссерль защищает объективность объекта против всякой ложной субъективизации и против распространенного в то время психологизма, который пытался рассматривать даже логические понятия и законы как психологические образования. Гуссерль характеризует психологизм как релятивизм и подчеркивает априорность чистой логики. Он выступает также против интуитивизма - философского течения, представители которого противопоставляют рациональному познанию непосредственное «постижение» действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному, логическому мышлению. «Для Гуссерля интуиция есть прежде всего «сущностное видение», непосредственное созерцание общего, как, например, в геометрии, когда перед нашим умственным взором возникает геометрическая фигура и нам важен только ее тип, а не размеры, способ начертания или какие-либо другие случайные эмпирические признаки ее появления в нашем сознании. Общую установку Э. Гуссерль обобщил в виде так называемого принципа всех принципов, согласно которому всякий вид интуиции образует законный источник познания; поэтому все, обнаруживающее себя посредством интуиции, должно приниматься так, как оно себя обнаруживает, и в тех пределах, в каких оно себя обнаруживает».

Феноменология разработала свою оригинальную концепцию времени. Время рассматривается Гуссерлем не как объективное, но как временность, темпоральность самого сознания. Философ предложил следующую структуру темпорального восприятия: (1) теперь-точка (первоначальное впечатление); (2) ретенция, то есть первичное ожидание или предвосхищение, конституирующее «то, что приходит». Время в феноменологии - основа совпадения феномена и его описания, посредник между спонтанностью сознания и рефлексией.

Философия Хайдеггера

Бытие <#"justify">сознание рефлексивный философия гуссеррль

«Бытие и время <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F>»

Трактат «Бытие и время <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F>» (нем. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Sein und Zeit) был опубликован в 1927 году и стал первой академической книгой Хайдеггера. Публикация давала возможность получить право на кресло Э. Гуссерля в Фрайбургском университете, и успех работы гарантировал ему назначение на этот пост.

Исследование бытия будет вестись Хайдеггером через интерпретацию особого вида бытия, человеческого бытия (Dasein <http://ru.wikipedia.org/wiki/Dasein>). Только для него бытие и является вопросом. В книге исследование ведется через освещение таких тем, как смертность, тревога (не в обычном, а в экзистенциальном смысле), временность и историчность. Хайдеггером намечалась вторая часть книги, смысл которой состоял в «деструкции» (Destruktion) истории философии, но он не претворил в жизнь свои намерения.

«Бытие и время» повлияло на многих мыслителей, включая таких известных экзистенциалистов, как Жан-Поль Сартр <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D0%BD-%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%80> (но сам Хайдеггер дистанцировался от ярлыка экзистенциалиста).


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!