Философия как форма культуры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,22 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия как форма культуры

Содержание

Введение

. Становление мировой философии

. Греко-римская философия

. Средневековая философия

. Современная философия

. Актуальные проблемы онтологии

. Диалектика как учение о развитии

. Проблемы философской антропологии

Заключение

Список литературы

Введение

Слово «философия» означает в греческом языке «любовь к мудрости». Такое определение впервые дали пифагорейцы, которые понимали под «мудростью» фундаментальные знания мастера высшей квалификации, а под «любовь к мудрости» - страстное желание овладеть этими знаниями. Отсюда видно, что философия возникла там, где раньше всего сформировалась система фундаментальных технических знаний. Однако к философии относятся также наиболее ценные знания о самом человеке, о жизни общества, о природе и всем окружающем мире в целом.

Философия - это область фундаментальных знаний, мнений и социально значимых чувств, лежащих в основе мировоззрения и структурирующих его. Мировоззрение - обобщенная система взглядов на мир, позволяющая человеку понимать отдельные явления в этом мире, определять место человека в мире. Его отношение к миру, его высшие ценности и жизненно важные ориентиры. Зарождение философии знаменует начало эволюции «человека разумного». До возникновения научной теории философия развивалась в недрах мифологии, где а основе мировоззрения лежат жесткие стандарты и традиции поведения человека в обществе. С зарождением научной теории философия стала развиваться как особая форма духовной культуры.

Цицерон определил философию как «культуру души», выделив тем самым логику - «культуру ума» и этику - «культуру сердца». В то время в состав теоретической философии включалась «физика».

1. Становление мировой философии

. Философская мысль развивается по существу на протяжении последних 100 тыс. лет с зарождением тотемизма, когда появились представления о душе как источнике и принципе жизни. Тогда же возник вопрос о соотношении духовного и материального начал бытия.

В более ранние эпохи мировоззрение развивалось на уровне магии. Философские основы магического мировоззрения определяются принципами причинности, дальнодействия, аналогии, символизма, активности и др. От эпохи господства магии в философии остались концепции: эгоцентризм, субъективизм, жесткий детерминизм, иррационализм, волюнтаризм, солипсизм. Мир понимается как «Я» со всеми моими проекциями в область практических действий. Символические действия не отличаются от физических и признаются решающими во всех жизненно важных действиях. На уровне магии человек развивался как паразит экосистемы по принципу: брать реально, а отдавать символически. Философия тотемизма - философия семейной общины, живущей за счет производящего хозяйства благодаря использованию технического опыта предков. Соответствующая информация, накапливающая во внешней памяти общины, связывается с принципом жизни и ассоциируется с образом души. Идея переселения душ соответствует практике тиражирования изделий по утвердившемуся техническому стандарту. По мере развития творческой деятельности и возрастания роли творческой личности в борьбе за выживание общины культ тотема как первопредка оттесняется культом личности. По мере развития мирового рынка, мирового хозяйства, мировой политики, наконец, внешней памяти всего человечества на базе культа личности развиваются культы различных богов вплоть до формирования идеи единого Бога-творца. Вместе с тем мировоззрение в целом приобретает теоретическая философия наряду с теологией. Мифология оттесняется на задний план.

. Переходным звеном от первобытной к современной философии может считаться философия Древнего Востока, особенно древнекитайская и древнеиндийская традиции - см. методичку № 2640. Например, число богов оказывается там неопределенно большим вплоть до бесконечности, а в буддизме каждый может стать богом при должном поведении; этика восточной философии также напоминает «первобытную» этику.

. В европейской традиции развития теоретической философии, отраженной в платоновском «Тимее», Всевышний выступает не только эталоном нравственного порядка, но и обладателем системы фундаментальных технических знаний, воплощенных в сотворенном им Космосе.


. Она представляет собой главное направление развития античной философской мысли. Её исходной базой послужили достижения науки и техники эпохи энеолита и бронзового века, описанные в рабах Платона «Тимей» и «Государство». По мифам философия и другие ценности духовной культуры были получены греками от гипербореев по милости бога Солнца Аполлона Гиперборейского. Пророком и ипостасью Аполлона считается Пифагор, который получил тайные знания и средство передвижения по воздуху от скифов Абариса, пророка Аполлона.

К грекам философские знания переходили через потомков Аполлона, особенно через Орфея и Асклепия. Мать Орфея - муза науки и письма Каллиопа, которая изображается с письменным свитком и грифельной палочкой в руках. С Орфеем связана орфическая традиция в философии, связанная с системой храмовых библиотек. От Асклепия идет медицинская традиция Гиппократа. Главный центр развития философии - город Афины, названный в честь ипостасей богини мудрости:

1. Прфенон - девственная

. Промаха - воительница

. Полия - покровительница городов

. Лемния - богиня кузнечного дела

. Эргана - работница, богиня рукоделия. Техники

. Медичи - богиня медицины

. Никефор - богиня победы; изображалась с крыльями.

Афиняне, в том числе Сократ и Платон, считали себя потомками Аполлона, так как первый царь Афин по имени Ион был по мифам сыном Аполлона. Потому цивилизация Афин называется ионической культурой. Кроме Италии и Греции ионическая философия развивалась на Ближнем Востоке. В городах Колофон и Милет были святилища Аполлона

В VII - V веках до н. э. развитие древнегреческой философии связывается с именами 7 мудрецов, к числу которых относят Солона, прадеда Платона, исторического Пифагора, Фалеса из Милета и др. Эти мудрецы написали на храме Аполлона в Дельфах: «Знай самого себя и помни, что возможности твои вовсе не те, что ты думаешь, а те, что я тебе определил» - от имени Аполлона.

. Расцвет древнегреческой философии связывается с именами Демокрита, Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля. Самым ученым из них был Демокрит, труды которого утеряны, остались лишь фрагменты. Наибольшее влияние на историю философии оказал Платон, наследник царской библиотеки г. Афин.

. В эпоху эллинизма процветал неоплатонизм наряду с философией эпикурейцев, скептиков и стоиков, особенно в Риме, завоевавшем Афины и все другие центры философской мыли: Цицерон, Лукреций, Сенека.

3. Средневековая философия

философия онтология диалектика

Эпоха средневековой философии датируется временем существования Византии - примерно с середины I тыс. л. до середины II тысячелетия н. э. В первую половину этого периода столица Византии была центром мировой цивилизации и не без основания именовалась на Руси Царьградом. Именно здесь было наиболее развито книжное дело, и традиции философской жизни не прерывались вплоть до крушения Византии. Можно выделить стадии формирования и развития средневековой философии:

. 330 - 529 гг.: формирование основ средневековой философии путем замены языческих традиций на христианские и синтеза этих традиций. В 425 г. Основана высшая школа нового типа по подготовке грамотных чиновников; ее называли «Аудиториум». Затем Юстиниан Великий закрыл школу неоплатоников и все другие школы языческой философии, а взамен стали развиваться школы нового типа на базе христианской идеологии.

. 529 - 741 г.: развитие этих школ было прервано иконоборческим погромом.

. 741 - 1045 гг.: утверждение университетской традиции и расцвет византийской философии. Константинополь стал «кузницей» философских кадров для всей Европы, а знаменитые византийские философы именовались «учителями Вселенной». В IX в. здесь открылась Магнаврская школа как прототип университета, где изучали лишь тривиум: грамматику, логику и этику. Тогда же на западе Карл Великий основал Академию, все книги для которой были получены из Византии. В XI в. Константин Мономах, основал Константинопольский университет, состоящий из философского и юридического факультетов.

. 1045 - 1204 гг.: расцвет и разгром византийской философии.

Из византийских философов самыми заслуженными являются Иоанн Дамаскин - глава иконопочитателей в борьбе с иконоборцами и Михаил Пселл - первый декан философского факультета Константинопольского университета, который читал около 15 курсов лекций.

Они заложили основы современной логики, провозгласили принцип научности мировоззрения, заложили традиции философской энциклопедии, определили структуру и функции философии.

Все эти достижения развивались затем в Западной Европе, особенно университетскими философами: Фомой Аквинским, Роджером Бэконом и др. Р. Бэкон сказал: «Математика - первая из всех наук».

4. Современная философия

Хотя высшие достижения современной философии были получены в XIX и XX вв., истоки ее следует искать в недрах эпохи Возрождения. В генезисе ее выделяются стадии развития.

Утверждение принципов современной философии, особенно принципа научности в трудах: Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Н. Коперник. Ф. Бэкон, Томас Мор и др. В литературе и искусстве утверждается культ творческой личности, делового человека, производительного труда, развенчиваются ценности средневековой идеологии.

Через прочтение книги утверждается культ социальной памяти и проводится восстановление памяти о метрологических константах, методах и средствах измерений. Закладываются основы современной метрологии и математики, которая первоначально понималась как фундаментальная теория измерений. Затем утверждается критическое отношение к печатной книге, к университетским традициям: Сервантес - «Дон Кихот», Рабле - «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Письма темных людей» в Германии и др. В «Новой Атлантиде» Т.Ф. Бэкона, в «Утопии» Томаса Мора и др. утверждается идея технического прогресса как источника и основы прогресса социального. Ф. Бэкон выдвинул лозунг: «Знание - сила». Г.Галилей: «Наука начинается там, где начинаются измерения». «Логика - инструмент познания». Леонардо да Винчи: «Мудрость есть дочь опыта». Преимущество новой философии - ориентация на практику, эксперимент, техническое творчество, на активное преобразование действительности в интересах человека. Недостаток - забвение и плохое знание древних первоисточников по теоретической философии под предлогом борьбы со средневековой схоластикой. Однако схоластика совсем не исчезла и возродилась в XIX в. в двух формах: неотомизм в католической философии и протестантская несхоластика.

В эпоху ранних буржуазных революций прославились философы Англии и Франции. В Англии Т. Гоббс написал книгу «Левиафан» - заложил основу теории государства и прав. Он же провозгласил: «Знание - путь к силе», «Деньги - кровь государства», «Человек человеку - бог и человек человеку - волк в разных отношениях» В эту эпоху сформировались две школы: картезианцы - сторонники Декарта и ньютонианцы - последователи И. Ньютона.

В России развитие современной философии связано с основанием Петербургского и Московского университетов, где сложились самобытные школы и традиции. В эпоху классической немецкой философии наблюдается развитие русской классической философии в литературе и поэзии, например: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и мн. др. В науке: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, А.Л. Чижевский и мн. др.

5. Актуальные проблемы онтологии

Поскольку формирование мировоззрения начинается с развитием представлений о бытии, то теория бытия, называемая онтологией, относится к числу древнейших философских наук. Однако само это название утвердилось лишь в философии Нового времени с возрождением византийской традиции терминологических словарей. В XVIII в. Христиан Вольф, учитель М.В. Ломоносова, ввел этот термин в свой «Лексикон» наряду со многими другими терминами современной философии. В духе Аристотеля Вольф определил онтологию как первую часть метафизики наряду с космологией и рациональной психологией. Онтология определяется здесь как учение о формах, принципах и первоосновах бытия. Тем самым выделяются важнейшие проблемы онтологии. Задолго до Аристотеля, еще в энеолите, основы онтологии были изложены на высоком теоретическом уровне в «пифагорейском» трактате, пересказанном Платоном от имени астронома Тимея: Демиург представляется первопричиной бытия вещей, материал - первоосновой, а квантовые числа и другие фундаментальные идеи определяют все возможные формы бытия. При этом сотворенный мир, в котором мы живем, понимается как гигантская техносфера, бесконечная по объему и многообразию составляющих его систем, начиная от первоатомов и кончая человеком, как венцом мироздания.

Глубокое понимание бытия запечатлено в древнерусском языке, где сл. БЫТИ имеет свыше 50 000 разных применений в конкретных контекстах. Термин БЫТИЕ имеет 3 главных значения: 1) жизнь, существование; 2) происхождение возникновение, генезис; 3) род, вид. Отсюда видно, что понимание бытия началось с осознания собственного существования, с осмысления сущности жизни и возникновения живых существ, составляющих роды и виды. Потому весь мир представляется гигантским тотемным животным, содержащим в себе все прочие твари. Научный анализ проблем бытия начал Аристотель. Критерием бытия он выделил взаимодействие, наличие связей между существующими объектами. Быть означает быть связанным с чем-то другим и составлять с ним одно целое, единую систему. В таком случае онтология выступает как учение о связях и развития действительно существующих предметов, т. е. как диалектика, или научная теория бытия. Бытие Аристотель разделил на сферы актуально сущего и потенциально сущего. Окружающий нас мир - это актуально сущее. Его будущее состояния - потенциально сущее. Платон к подлинному бытию относил абсолютные константы природы, определяющие вечные меры. Сферы бытия: неживая природа, мир живого и мир техники, занимающий промежуточное положение между неживым и живым.

6. Диалектика как учение о развитии

Гегель отмечал особые заслуги Платона в развитии теории бытия и даже назвал его творцом диалектики. Он же констатировал, что в философии Нового времени диалектике уделяется меньше всего внимания, а вместо нее пропагандируются примитивные крайности в понимании бытия: догматизм и релятивизм. Суть догматизма состоит в отрицании развития как способа бытия и в признании в качестве единственно сущего одни лишь константы бытия. Фактически же за всем этим кроется «деревянность и окостенелость» мысли, которая сводится по существу к жестким стереотипам мышления. Как в первобытной магии. Суть релятивизма состоит в противоположной крайности, а именно, в отрицании всяких констант, в результате чего бытие сводится к иррациональному потоку непрерывного изменения, в котором нет места бытии, отдельных, сколько-нибудь устойчивых систем и процессов. В психологическом отношении за релятивизмом кроется отсутствие всякой мысли, всякой логики и даже устойчивой памяти, когда проявляется лишь «субъективизм и субъективная слепота».

Диалектика определяет бытие как непрерывный, но квантованный процесс развития, в котором имеют место одновременно и законы сохранения, и тенденции непрерывного изменения, и повторяемость, и необратимость, «борьба» порядка и хаоса и т. д. В любом проявлении бытия усматриваются свои законы: для упорядоченных систем - квантовые, а для хаотических - статистические. Закон есть существенное отношение между фактами проявления бытия в структуре действительно существующих систем. Закон - это «отношений сущностей и между сущностями». Потому в современной методологии научного познания одно из направлений более конкретного развития диалектики называется общей теорией систем. В другом направлении этого развития основное внимание уделяется «борьбе» порядка и беспорядка; это направление называется синергетикой.

Для теоретического выражения диалектики выработаны специальные понятия, называемые категориями диалектики. Древнейшие из них таковы: «причина - следствие», «единое - многое», «противоположности», количество-качество», «мера», «скачок», «отрицание».

«Ядром диалектики» является закон единства и «борьбы» противоположностей, определяющий источник всякого развития. Еще в философии мифического Орфея утверждалось, что в начале был единый хаос, который раздвоился на противоположности и создал космос путем борьбы и равновесия противоположностей. Единая мера связывает космос в целостную систему. Отсюда видна важность закона меры как закона взаимоотношения количественных и качественных изменений - механизм развития.

7. Проблемы философской антропологии

Термин «антропология» был введен в науку Аристотелем, который не отделял философскую антропологию от других, более частых и конкретных форм его. В античной философии сущность человека связывали с представлениями о душе. В работе «О душе» Аристотель анализирует свыше 10 древних концепций души: источник и причина жизни, принцип движения тела, орган мысли и чувств, гармония тела, самодвижущее число, ум человека, форма тела, особый вид первоэлементов, например, шарообразных атомов и т. д. Сам же он сущность человека усматривал в способности жить в государстве, в больших городах и определял человека как «существо политическое». Платон главным отличительным признаком человека считал способность к логическому мышлению на уровне оперирования метрологическими понятиями, т. е. понятиями, определяемыми путем измерений. А если кто не может даже считать, то его, по Платону, вряд ли можно назвать человеком.

В словаре В. И. Даля: «Человек есть высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью». В современной антропологии человек выделяется спектром потребностей и аспектами проявления сущности бытия:

. Физиологические 1. Человек есть существо техническое.

. Безопасности. 2. Мыслящее теоретически.

. Принадлежности и любви. 3. Экономическое.

. Потребность в уважении. 4. Политическое.

. Познавательные потребности. 5. Этическое.

. Эстетические потребности. 6. Эстетическое.

. Потребности самоактуализации, 7. Религиозное. например, в творчестве. 8. Педагогическое, владеющее памятью социальной.

. Психическое.

. Биологическое, космическое, высшее животное

Структура антропологии

Философская антропология

А. естествознания А. техники Социальная антропология

Биологическая а. Т. антропогенеза Техническая а. Этническая а. и др.

Антропометрия Эргономика

Техническая антропология исследует технические аспекты человеческого бытия, особенно, метрологические и экологические. Антропология техники исследует влияние техники на человека, техническое творчество и техническую деятельность человека: техносфера и пр.

Заключение

Современная теоретическая философия представляет собой систему научных теорий, на вершине которой находится общая теория бытия, называемая онтологией:

Онтология

Ф. природы Ф. человека Ф. общества

Естественные науки Технические науки Общественные науки

Главные функции философии: мировоззренческая, познавательная, эвристическая, функция «вечной памяти», функция интеграции и обобщения накопленных знаний, методологическая функция. А также функции: идеологическая, образовательная и воспитательная.

Список литературы

1.Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат,1989. - с. 367

.В. Г. Афанасьев. Основы философских знаний.-- М.: Изд-во Мысль , 1986. - с. 399

.Вернадский В.И. Научное мировоззрение.

.М.Хайдеггер. Что такое философия? // Вопросы философии 1993. - N8.

.На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М.,1990.

.Предмет философии и система философского знания. Тезисы межвузовской региональной конференции. - Челябинск, 1981. - С. 39-42.

.Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ Под ред. Бычко. - К.: 1993.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!