Защита прав и свобод ребенка в современном обществе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,23 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита прав и свобод ребенка в современном обществе

Защита прав и свобод ребенка в современном обществе

Мы часто слышим фразу «это моё право» и так привыкли к употреблению данного слова, что просто не задумываемся, что оно обозначает, и какой смысл в него вкладывается. Так что же такое право?

Право - это притязание иметь или получать что-то, или возможность совершать или не совершать определённые действия. Например, мы заявляем, что мы свободные личности, тем самым, претендуя на то, чтобы никто не вмешивался в нашу личную жизнь, что мы сами вольны выбирать образ жизни, который мы ведём. Однако мы живём в обществе, где все люди имеют одинаковые права и возможности. И всё, что мы делаем, различным образом влияет на других люде независимо от нашего желания. Диапазон данного влияния весьма широк и одним из самых слабых звеньев является проблема защиты прав ребёнка.

Когда-то, Фёдор Михайлович Достоевский написал слова, которые сейчас звучат очень актуально: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

В настоящее время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства продуктов питания и других товаров, когда наиболее развитые страны маниакально тратят сотни миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы только для физического существования.

В последние годы растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской опеки, умственно неполноценных. С каждым годом увеличивается число детей - беженцев из новых независимых государств. Не решены проблемы детей, проживающих или являющихся участниками различного рода катастроф. В некоторых районах из-за непродуманной экономической политики сложилось катастрофическое положение с детским питанием. Экономический кризис, прежде всего, губит детство. Во всех странах мира, проблема детства остаётся одной из наиболее важной, о чем имеется удручающая статистика.

Идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм права и нравственности. Первые понятия права закладываются в семье, где ребенок постигает границы дозволенного и запретного. Затем он получает определенные правовые знания в школе. Однако часто школьный курс «права» остается лишь абстрактной учебной дисциплиной, а на практике возникают конфликты с учителями и родителями, обусловленные различием уровней правовой культуры родителей, педагогов и самих учащихся. Конфликты подростков и взрослых часто происходят при отсутствии отношений толерантности между ними и могут быть вызваны бестактностью, как взрослых, так и детей. Признание прав и свобод личности ребенка взрослыми, понимание ребенком права как формы свободы в реальных отношениях особенно важно для младших подростков. Именно в этом возрасте они могут и должны осознать не только свои права, но и обязанности, научиться уважать другие мнения, изучать различные точки зрения при конфликтах и т.д. Формированию правового самосознания способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Основные задачи школы:

формировать основы правовой культуры и принципы толерантности всех участников образовательного процесса;

- побуждать школьников не только изучать свои права, но и активно использовать их, приобретать опыт взаимодействия в семье и в школе, в городском социально-информационном пространстве;

расширять цикл просветительских мероприятий по правам ребенка;

проводить консультации для родителей (на родительских собраниях) о целесообразности формирования правовой культуры ребенка;

привлекать внимание администрации города и общественных организаций к проблемам прав ребенка.

Из истории законодательства.

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

В принятой ООН 1948 года Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономических, социальных и культурных правах, во всенародном пакте о гражданских и экономических правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила декларацию прав ребенка. Основной тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что он имеет». В декларации утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако, декларация имеет лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения. Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения.

В декларации были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Она призывала родителей, педагогов, местные власти и правительство признать изложенные в ней права свободы и достоинства, а также оказала значительное влияние на политику во всех частях мира.

Другое дело - конвенция. Это договор, который должен, неукоснительно исполнятся теми, кто его подписал. Конвенция - документ особого социально - нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Она специально выделяет необходимость особой заботы и общества о социально - депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и некогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских политических, экономических и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд важных социально - правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставление всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

Каждый ребенок должен познакомиться с содержанием конвенции, чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

группа прав - базисная, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав.

Стать 1-7 определяют понятие «ребенок», утверждают один из основных принципов Конвенций - приоритетность интересов детей перед интересами общества, определяют права на жизнь, имя гражданство.

группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство - помогать детям, оставшимся без родителей).

Статьи 8-11 определяют ответственность и обязанности родителей.

группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединятся в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии).

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов и мнений.

группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранение).

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанностей государства по защите и помощи таким детям.

группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т.д.).

Статьи 28-31 излагают права ребенка на образование.

группа прав призвана защищать ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы.

Статьи 32-36 определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления. Статьи 41-45 относятся ко второй части конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Статьи 46-44 относятся к 3 части Конвенции и определяют процедурно - правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенций.

Какие же права связаны с правом на образование?

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав на:

1.выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

2.получение образования в соответствии с установленными стандартами;

.обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

.уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

.обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

.получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

.обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

.добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

.получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

.социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

.равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

.перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

.получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

.оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

.продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

.перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

.участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

.уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

.свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Вот, что по этому поводу говорит адвокат…

Интервью с адвокатом, по правам и защите детства, Ларисой Октябристовной Павловой.

- Имеют ли право родители потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качество обучения и питания детей, которые они получают в школе, интернате и т.д.?

Да.

- Каким образом должна поддерживаться дисциплина в образовательном учреждении?

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся воспитанникам не допускается.

- Что следует признавать насилием по отношению к ученику?

Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.

Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:

угрозы в адрес обучающегося;

преднамеренная изоляция обучающегося;

предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

оскорбление и унижение достоинства;

систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося;

- Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

Ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования - ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.

- Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях - во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства.

- С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?

Такое право имеют все дети старше 8 лет. С этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

- Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Уставы и вся указанная информация должна быть вывешена в школе и любом другом учебном учреждении.

- Что такое семейное образование? Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?

Семейное образование является новой для нас формой получения образования. Семейное образование - организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Родители (законные представители) имеют следующие обязанности:

заключить договор с образовательным учреждением;

определить организационную форму семейного образования;

обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;

подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Права родителей (законных представителей):

ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;

ознакомиться с личной карточкой обучающегося;

получать в общеобразовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;

получить в общеобразовательном учреждении методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию ребенка;

получать денежные средства в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении;

получить компенсации, установленные государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста;

продолжить образование ребенка на любом этапе обучения в общеобразовательном учреждении.

- Каковы права и обязанности образовательного учреждения при выборе родителями семейного образования?

Обязанности образовательного учреждения:

заключить договор с родителями (лицами, их заменяющими) на организацию семейного образования;

предоставить родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;

обеспечить методическую и консультативную помощь в соответствии с договором;

осуществлять по заявлению родителей промежуточную аттестацию учащихся;

предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;

выдать детям, прошедшим итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании;

издать приказ о приеме ребенка в образовательное учреждение;

завести личное дело на ребенка - карточку обучающегося;

выплачивать из средств попечителя денежные средства на образование.

Права образовательного учреждения:

расторгнуть договор при условии не освоения обучающимся образовательных программ;

получать информацию от родителей детей о ходе образования в семье;

переводить обучающегося в следующий класс;

оставить ребенка на повторный курс обучения.

- Что такое экстернат как форма получения образования?

Экстернат - это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Имеется «Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната». «Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.

В форме экстерната могут освоить программы следующие группы лиц:

обучающиеся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях на 2 и 3 ступенях;

обучающиеся, вынужденно не посещающие образовательное учреждение.

- Каковы обязанности образовательного учреждения при организации экстерната?

Образовательное учреждение обязано:

установить правила ускоренного освоения образовательных программ по отдельным предметам в порядке экстерната;

ознакомить экстерна с порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов;

организовать консультации по учебным предметам, выдачу литературы экстернам из библиотечного фонда;

использовать организацию предметных кабинетов для проведения лабораторных и практических работ;

предусмотреть в уставе порядок обучения по индивидуальному плану;

допустить к аттестации экстерна;

установить порядок проведения аттестации экстернов;

перевести в следующий класс экстерна, прошедшего аттестацию, и выдать ему справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам;

издать приказ о создании комиссии для проведения аттестации экстернов и создать такую комиссию;

выдать аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании с пометкой «экстернат».

Список литературы

право ребенок конвенция декларация

1.Конвенция ООН о правах ребенка (выдержки). Полный текст Конвенции о правах детей - Педагогика, 1993, №10.

2.Гражданственность и участие в управлении. Ваша роль в обществе 21 века. Учебное пособие для общеобразовательных школ Республики Казахстан. Части 1 и 2. Алматы - 2006.

.Л.В. Мартынова. Методическое пособие по Конвенции о правах ребенка. Омск. 2000 год.

.Э. Аширова. День защиты без детей // Газета, 2002 год, 1 июня.

.Всеобщая декларация прав ребенка. Сборник нормативных документов по правам человека, 1994 год.

.З.К. Шнекендорфт. Права ребенка в законодательных актах. История, 200 год, №40. с. 1-3.

.О. Хлобустов. Права человека: история и современность. - Диалог, 1998 год, №4. с. 17-19.

8. Т. Шишова, И. Медведева. Безобразия в образовании. Интервью с адвокатом Л.О. Павловой.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!